Консерватизм и спиритуализм icon

Консерватизм и спиритуализм



НазваниеКонсерватизм и спиритуализм
Дата конвертации28.08.2012
Размер63.2 Kb.
ТипДокументы



КОНСЕРВАТИЗМ И СПИРИТУАЛИЗМ


М.Ю.ЧЕРНАВСКИЙ

(Российский заочный институт

текстильной и легкой промышленности)


( // Русская философия : многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14 17 ноября 2001 г.) М., 2001. С. 229 232)

Начало С. 229



Теоретическим ядром консерватизма являются религиозные принципы мировосприятия, обращенные в общественно-политическую сферу. Практически каждая консервативная доктрина стремится обосновать тезис о доминировании духовной основы над материальной составляющей мироздания. На религиозные основы консерватизма указывали, в частности, такие теоретики консервативной мысли как Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. де Ламеннэ, Сен-Мартен, П. С. Балланш, А. Мюллер, К. Л. Галлер, Ф. Баадер, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров.

Религиозная составляющая консерватизма прослеживается в следующих положениях отдельных его представителей :

  1. Человек есть существо религиозное и религия образует основу гражданского общества (Эдмунд Берк).

  2. Раскрытие сущности человека через его подчинение религии, проводником которой является государство, выполняющее божественную миссию (Жозеф де Местр).



Начало С. 230.


  1. Человек полностью реализуется только в обществе, имеющего божественное происхождение (Луи де Бональд).

  2. Зависимость человека от «посланника Бога» -- государя, скрепляющего людей в рамках единой социальной организации и актуализирующий в людях их потребность в религии (Сен Мартен).

  3. Восстановление союза между Богом и человеком через передачу в обществе божественного откровения путем следования религиозной традиции (Пьер Симон Балланш).

  4. Человек как образ Бога, а человеческое знание есть сознание божественного знания (^ Франц Баадер).

  5. Подчинение человека религиозно обоснованным формам государственного насилия как единственно возможный путь духовного спасения (К.Н. Леонтьев).

Под термином спиритуализм понимается, с одной стороны, ряд французских и итальянских философских школ (Э. Бутру, Ш. Ренувье, А. Бергсон и др.), признающих дух первоосновой действительности. С другой стороны, спиритуализмом можно назвать практически все религиозно ориентированные философские учения, так как они основываются на вере в Бога и на постулате о бессмертии души.


В этом смысле крайне удивителен тот факт, что исследователи консерватизма уделяют столь незначительное внимание тем философам, которые на почве идеализма, спиритуализма и персонализма обосновывают религиозные принципы мировосприятия. В частности, считается, что вопрос о гносеологических и онтологических основаниях консерватизма может решаться, в конечном итоге, только в религиозном ключе, и что собственно философских оснований эта проблема не имеет. Однако за рамками рассмотрения в этом случае остается огромный пласт мыслителей, пытавшихся, каждый по-своему, прийти к идее духовности бытия и божественности всего сущего в рамках философского анализа человеческого сознания.

Речь идет, в частности, об отдельных сторонах учения таких мыслителей как А. Августин, Р. Лотце, М. Недонсель, Р. Декарт, Р. Кедворт, Г. Мор, Н. Мальбранш, Мен де Биран, М. Блондель, Г. Тейхмюллер, В. Кузен, Д. Беркли, Л.М. Лопатин, Р. Лотце, П.Е. Астафьев, А. Козлов, Ф. Батталья, Н.Н. Страхов, А. Бергсон.

В самом общем виде основные тезисы сторонников спиритуалистической философии сводятся к следующим положениям :

  1. Выведение существования Бога из души человека (Аврелий Августин).

  2. Самоосознание субъекта как первое, непосредственное и наиболее очевидное основание для философского знания (Рене Декарт).

  3. Сущность вещей находится в мысли Бога (Ральф Кедворт).

  4. Врожденные идеи (причина и следствие, целое и часть) как факторы внутреннего самовосприятия души (Генри Мор).

  5. Познание сводится к познанию «идей» (содержимого человеческого ума), находящихся в уме Бога, «идейное» вмешательство кото-



Начало С. 231.


рого обусловливает причинное взаимодействие тел (^ Никола Мальбранш).

  1. Материальный мир не имеет под собой онтологических оснований, он есть порождение духовных субстанций -- творческой активности Бога и человеческого духа, а процесс творения мира Богом аналогичен появлению идей в человеческом сознании (Джордж Беркли).

  2. В основе познания мира лежит первоначальный факт сознания как свободное волевое усилие человека (Мари Франсуа Пьер Мен де Биран).

  3. Человеческая мысль, воля и любовь как проявление совершенной субстанции, укорененной в Боге (Феликс Равессон).

  4. Внутреннее чувство и творческая свободная сила воли как проявление религиозного начала в человеке, связующего его с Богом (Эмиль Бутру).

  5. «Субстанциальное Я», раскрывающееся в самосознании, есть сущность бытия (^ Густав Тейхмюллер).

  6. Субъект есть «микрокосмос», монада, отображающая не внешний мир, но лишь свою внутреннюю природу и являющуюся частью «макрокосмоса», божественного абсолюта (Рудольф Герман Лотце).

  7. Ограничение содержания восприятий субстанциальным единством сознающего «Я» (т.е. психической сферой), как основной и первой реальности, образующей субстанциональное единство мира (сверхвременное единство нашего личностного «Я») и заключенной в Боге в своем довременном, идеальном единстве (Лев Михайлович Лопатин).

  8. Сознание (как «сама о себе знающая» волевая духовная деятельность) есть начало реального бытия, совпадение субъекта и объекта, которое полагает пространство и время и субъективно опосредствует всякое предметное (Петр Евгеньевич Астафьев).

  9. Человеческое разумное сознание, «Я» как центральный фокус миросозерцания, часть абсолютного, космического, бессознательного разума, разлитого в универсуме и являющееся самоощущением мира (архиеп. Никанор).

  10. Признание множества «субстанциональных деятелей», наделенных сознанием как источником бытия, познающих мир путем погружения в собственное «Я» (как субъективное полагание идей пространства и времени) и связанных «Высочайшей Субстанцией» -- Богом (Алексей Александрович Козлов).

  11. Человек как «узел мироздания», через сознание которого вечное духовное начало сознает себя путем субъективно осмысленных и единственно достоверных конкретных явлений (Н.Н. Страхов).

Итак, теоретические положения представителей спиритуализма можно свести к следующим тезисам :

  •  Доминирование духа над материей.

  •  Действительность в основе своей духовна.



Начало С. 232.



  •  Сущность мира выводится из духовного мира человека, являющегося прообразом божественного духа.

  •  Самосознающий себя дух есть первооснова действительности.

  •  Субъективизм в анализе процессов познания мира.

  •  Божественное происхождение сознания и его невыводимость из природы.

  •  Бытие объекта (материального мира) детерминировано субъектом (активным духовным образованием), которые существуют в Боге.

Данные постулаты спиритуализма не противоречат религиозному взгляду на мир и сочетаются с консерватизмом. Религия является связующим звеном между спиритуализмом как философским воззрением и консерватизмом, как общественно-политическим и идейным течением. При этом, если консерватизм делает упор на анализе внешней, социальной стороны бытия человека (идея о зависимости человека от государства, которое выполняет на земле божественную миссию), то спиритуализм пытается раскрыть божественность внутренней природы человека (тезис о человеческом духе и сознании как первоосновы действительности, имеющей божественное происхождение). Поэтому одной из задач консерватизма является более активное осмысление и творческое развитие ряда положений идеалистических, спиритуалистических и персоналистских концепций.





Похожие:

Консерватизм и спиритуализм iconКонсерватизм элитарный и консерватизм народный
Тем более что весьма динамичный и непостоянный в своих настроениях прошедший век наглядно продемонстрировал неустойчивость многих...
Консерватизм и спиритуализм iconГ. М. Дробжева консерватизм и антисциентизм: "черные пророчества"
Политический консерватизм это лишь надводная часть айсберга, проявление особого мировидения. В общих чертах консерваторов можно представить...
Консерватизм и спиритуализм iconИстория русской философии Лекция 8 Философы круга В. С. Соловьёва
Л. М. Лопатин Конкретный спиритуализм Введение в философскую систему Л. М. Лопатина
Консерватизм и спиритуализм iconДжон Фэйворс духовный воин
Однако в первую очередь книга адресована людям других традиций, таких как христианство и ислам, мистические школы Древнего Египта,...
Консерватизм и спиритуализм iconДжон Фэйворс духовный воин
Однако в первую очередь книга адресована людям других традиций, таких как христианство и ислам, мистические школы Древнего Египта,...
Консерватизм и спиритуализм iconИнформация от Максима Николаевича Начапкина. В сфере его научных интересов находится русский консерватизм XIX xx вв
Новости из Екатеринбурга. Информация от Максима Николаевича Начапкина. В сфере его научных интересов находится русский консерватизм...
Консерватизм и спиритуализм icon Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения
Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения
Консерватизм и спиритуализм iconА. В. Фененко
Аристократический консерватизм алексиса де токвиля и его влияние на политическую теорию «правых»
Консерватизм и спиритуализм iconЛиберальный консерватизм как неотъемлемая составляющая государственного национализма на примере политических воззрений М. Н. Каткова

Консерватизм и спиритуализм iconЛиберальный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Росспэн, 2001. 384 с

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов