|
Чернавский М.Ю. ПРИНЦИП НАСИЛИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ К. Н. ЛЕОНТЬЕВА ( // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск V. М., 1999. С. 200 203). Начало С. 200 Социальная доктрина русского мыслителя К.Н.Леонтьева (1831-1891) представляет собой проекцию в социальную сферу его учения о деспотизме формы над материей. Согласно учению о форме, Леонтьев отождествлял смысл существования любой вещи с богозаданной идеей, вложенной во все вещи материального мира свыше и осуществляющую себя в мире посредством воздействия активной формы на пассивную материю. Эта идея была заимствована русским философом из творений святых Отцов и учителей Церкви, учивших о происхождении всех вещей и явлений тварного мира посредством воздействия божественных логосов на материю (Ориген, Григорий Назианзин, Максим Исповедник, Дионисий Ареопагит, Григорий Великий, Григорий Палама и др.), так и из европейской философской традиции (учение о форме и материи Аристотеля, Альберта Великого, Фомы Аквинского и др.). Новым в социальной философии Леонтьева было то, что он экстраполировал принципы развития органического и неорганического мира на развитие социальных образований -- общество, нацию и государство. В этом Леонтьев пошел значительно дальше своих идейных предшественников, придав многим богословским и философским положениям социально ориентированный характер. Нация и государство, по его мнению, есть организмы, но не природного, а иного порядка, «они суть идеи, воплощенные в известный общественный строй» (2;25). Организующие социальные функции выполняет мощное и сильное государство, которое воплощает, актуализирует в необходимой форме внутреннюю, имманентно присущую обществу идею. Само государство, по Леонтьеву, есть органичное образование, которое сформировалось под влиянием двоякого рода идей. С одной стороны -- это внутренние, основные, морфологические идеи, предустановленные свыше. Идеи эти обусловлены «физико-химическим строем» неорганических, органических и социальных образований (1 ; 129). С другой стороны -- это идеи, привносимые человеком, они «подкарауливаются» им у природы и претворяются в процессе его жизнедеятельности в природные и социальные объекты. Так, природный объект -- машина «рабски повинуется -- отчасти идее, вложенной в нее извне человеческой мыслью, отчасти -- своему внутреннему закону, своему Начало С. 201 физико-химическому строю, своей физико-химической основной идее» (1; 129). Отсюда и о государстве Леонтьев говорит, что оно есть «с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, не зависящему от нас, деспотическому повелению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, она есть машина,... сделанная людьми полусознательно...» (1; 130), «...ибо действительное созидание бывает всегда полусознательное, или почти бессознательное, а не рациональное...» (6 ; 135). Такое «действительное созидание» на основе привнесенных людьми идей должно отвечать природным идеям, вложенным свыше в материю. Идеи, привносимые Богом в материю, не имеют, по мысли Леонтьева, ничего общего с вымышленными людьми представлениями о гуманизме, ненасилии и человеколюбии: «У идей нет гуманного сердца. Идеи неумолимы и жестоки, ибо они суть ничто иное, как ясно или смутно сознанные законы природы и истории». (2 ; 25). Поэтому православное государство, как проводник воплощения и отстаивания в мире божественных замыслов, может и должно прибегать к насилию и деспотизму над обществом, так как в этом оно повинуется внутренней, имманентно присущей ему идее, вложенной свыше, которая «держит крепко общественный материал в своих организующих, деспотических объятиях и ограничивает его разбегающиеся, расторгающие стремления» (1 ; 130). При этом насилие понимается Леонтьевым не только как политическое, социальное, экономическое или групповое насилие внутри общественной организации, но он рассматривает его как универсальный принцип, присущий всему мирозданию. Мысль о естественности и неискоренимости насилия мыслитель поясняет в основном на примере социального бытия человека. Так, обосновывая необходимость существования социального насилия, Леонтьев прибегает к доводу о том, что только фактор насилия сдерживает эгоизм человека, всегда стремящегося возвысить себя над Богом под личиной личной гордости: «...излишние смягчения массам неполезны, даже и с христианской точки зрения: усиливают гордость» (7 ; 124). Поэтому государство не только может, но и обязано следовать законам деспотизма и насилия, ибо «ничем и никогда людей удовлетворить нельзя без принуждения и без разнородных форм и приемов насилия над их волей, умом, страстями и даже невинными и честными желаниями...» (6 ; 135). ^ Приобретает особую значимость тезис Леонтьева о том, что насилие нельзя «вывести из исторической жизни, это то же, что претендовать выбросить один из основных цветов радуги из жизни космической... Эта великая категория жизни придет в новой и сильнейшей форме» (8 ; 275.) Весь же мир, по мнению мыслителя, «живет организацией, то есть удачной гармонией свободы и стеснения» (3 ; 285) Но необходимо вместе с тем помнить и о том, что Леонтьев обосновывает необходимость далеко не любого насилия, не насилия во имя насилия. Насилие, по мысли Леонтьева, есть «вещь необходимая и даже очень хорошая» (5 ; 462), оно «побеждает и убеждает многих» (4;243), но только в том случае, если «за насилием кроется какая-нибудь серьезная искренне-чтимая идея» (1 ; 462). Насилие, таким образом оправдано, если оно одухотворено, если за ним скрыта высшая идея. Более того, Леонтьев ни в коем случае не отождествлял насилие с принципом репрессивной политики государства. Репрессивные меры, по его мнению, «не могут быть сами по себе целью; они только временный прием для того, чтобы люди «не мешали» приготовить что-нибудь более прочное в будущем» (6 ; 197), чем может быть «общеидеальный принцип, вознесенный над всею нацией» (4 ; 222). Итак, насилие в социальной философии Леонтьева рассматривается как универсальный, всеобщий фактор, имманентно присущий обществу. Фактор насилия придает мирозданию характер единой системы, со всей ее сложностью, противоречиями и иерархичностью. Насилие есть способ существования любых явлений мироздания – от органических до социальных. Насилие позволяет аккумулировать действие как божественных и природных, так и человеческих сил и достигнуть тем самым качественного своеобразия всех объектов бытия. Таким образом, насилие, по Леонтьеву, есть способ актуализации вложенной во все вещи мироздания божественной идеи. Для отдельных людей и целых народов оно является единственным средством воплощения и отстаивания в мире своей сущности. Поэтому народу, чтобы сохраниться как целостному, индивидуальному общественному образованию, нужно смириться с определенной долей насилия над собой со стороны государства и следовать своей божественно предопределенной государственной форме. Примечания :
Начало С. 203
|
![]() | Философия Н. Бердяева Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Основатель социальной философии – «философии свободы» | ![]() | Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев методологические проблемы определения предмета социальной философии прошедшая в 2002–2004 гг на страницах журнала «Личность. Культура. Общество» К. С. Пигров, В. Е. Кемеров, К. Х. Момджян, П. К. Гречко, В. Н. Шевченко, концептуального прорыва не произошло, и авторы ограничились... |
![]() | Оптимистическая трагедия русской философии «принцип систематизации русской философии по группам, названия которых выражают связь этих мыслителей с теми или иными классиками... | ![]() | Проблема человека в социальной философии русского консерватизма 09. 00. 11. Социальная философия Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В.... |
![]() | Натуралистические представления в социальной философии | ![]() | Экзаменационные вопросы по философии 2005 (дневные факультеты) Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии |
![]() | Начальнику нквд смирнову и людям-братьям, бросившим мне обвинение и собирающимся судить меня, Драгуновского Якова Дементьевича Дополнение к поданным мною трем объяснениям: 2-го, 14-го и 28 сентября 1936 года об отрицании насилия, о неподдержании установленных... | ![]() | На правах рукописи Работа выполнена на кафедре социальной философии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И.... |
![]() | Элементы институционально-эволюциоННой теории в социальной философии М. К. Петрова Творчество М. К. Петрова «представляется на сегодняшний день сферой малоизученной» (8, с. 7) | ![]() | Тема 16 Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка |