Консервативной мысли в XXI веке icon

Консервативной мысли в XXI веке



НазваниеКонсервативной мысли в XXI веке
Дата конвертации28.08.2012
Размер51.76 Kb.
ТипДоклад


Чернавский М.Ю.

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ

КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ В XXI ВЕКЕ


(Текст доклада на научно-практической конференции «Русский консерватизм : история и перспективы (к 235 летию со дня рождения Н.М. Карамзина). Москва, 12 сентября 2001 года.

Организаторы конференции : философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Союз писателей России).


Перспективы развития консерватизма в наступившем 21 веке будут зависеть от того, сможет ли как мировая, так и русская консервативная мысль обрести новый импульс в своем идейном развитии. Консерватизму необходимо не только усваивать идейный арсенал мыслителей прошлого, но и вырабатывать новые идеи, которые приведут к возникновению и развитию новых течений в русле консервативного мировоззрения по линии философии, социальной философии, политологии, социологии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики.

Основные тенденции развития консерватизма, на мой взгляд, будут развиваться по следующим направлениям

1. Антилиберализм. Возникнув как идейная антитеза либерализму, консерватизм в качестве стратегически перспективного течения общественной мысли и в наступившем веке будет призван сохранить и идейно развивать свою антилиберальную направленность. В этом плане показателен опыт русских консервативных публицистов вт. пол. 19   нач. 20 в.в. (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, П.Е. Астафьев, Ю.Н. Говоруха Отрок, Д.Н. Цертелев, В.П. Мещерский, М.О. Меньшиков, С.Н. Сыромятников), консервативно ориентированных мыслителей и течений в русской эмиграции («сменовеховство» (Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, А.В. Бобрищев Пушкин), «евразийство» (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Н.Н. Алексеев), «младоросы» (А.Л. Казем Бек, Н. Арсеньев, Г. Бутаков)), антилиберальных мыслителей Германии периода Веймарской республики (О. Шпенглер, К. Шмитт, А. Моллер ван ден Брук, Р. Шменд, Э. Юнг, Э. Юнгер, Э. Никиш), консервативных течений 20 века (традиционализм (Р. Генон, Ю. Эвола, М. Вальзан); французские «новые правые» (А. де Бенуа, М. Мармен, П. Виаль, Ж. Мабир), немецкий неоконсерватизм (Г. К. Кальтенбруннер, А. Гелен, А. Моллер, К. Хорнунг). 

2. Спиритуализм. В мировой консервативной традиции крайне малое внимание уделялось философской разработке консервативной гносеологии, природы сознания, субъектно-объектных взаимодействий, онтологического статуса материи. Религиозно-консервативное мировосприятие должно быть обосновано на почве философии путем активного творческого совмещения с рядом идей из арсенала спиритуализма, идеализма и религиозно ориентированного персонализма.


Примером обоснования религиозного взгляда на мир через формулирование принципов спиритуализма продемонстрировал клойнский священник Джордж Беркли, согласно которому процесс творения Богом мира аналогичен появлению идей в человеческом сознании. К подобным попыткам можно отнести идею рассмотрения внутреннего опыта как отправной точки философии (т.н. эклектизм Виктора Кузена), учение о первоначальном факте сознания как свободного волевого усилия (Мен де Биран), взгляд на человеческую мысль, волю и любовь как проявление совершенной субстанции, укорененной в Боге (позитивный спиритуализм Феликса Равессона), внутреннее чувство и творческая свободная сила воли как проявление религиозного начала в человеке, связующего его с Богом (Эмиль Бутру), тезис о том, что «субстанциальное Я», раскрывающееся в самосознании, есть сущность бытия, (гносеологический персонализм Густава Тейхмюллера), взгляд на субъекта как на «микрокосмос», монаду, отображающая не внешний мир, но лишь свою внутреннюю природу и являющуюся частью «макрокосмоса», божественного абсолюта (телеологический идеализм Рудольфа Германа Лотце).

3.  Автономия человеческого сознания. Консерватизму исторически противостоят ряд не только философских, но и психологических школ, исповедующих принцип внешней детерминированности психических актов человека, внешней, ситуационной природы его сознания, а также причинно-следственную связь между психическими и физиологическими процессами, что выражается в действиях человека (т.н. деятельностный подход в психологии С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева), в его поведении (бихевиоризм (Эдвард Ли Торндайк, Джон Уотсон), необихевиоризм (Эдвард Чейс Толмен, Фредерик Скиннер, Гарри Салливен)) или в попытках усмотреть аналогию между человеческим познанием и компьютерными моделями процессов обработки информации (когнитивная психология (Джордж Миллер, Ульрик Найсер). Последним словом современной когнитивной психологии являются ее попытки экспериментального обоснования наличия элементов сознания у животных. В противовес этим тенденциям консерватизм призван отстаивать тезис о невыводимости сознания из природы и о сверхъестественном происхождении человеческого сознания. В этой связи консерватизму следует активней привлекать в свой арсенал идеи антиматериалистических направлений в психологии (учение об интенциональных актах сознания (Ф. Брентано), гештальт-психология (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка)), а также обосновывать взгляд на интроспекцию как основном методе психологии и философии (Р. Декарт, В. Вундт, В. Кузен, О. Кюльпе, К. Марбе, Г. Уатт).

4.  Пессимизм. Консерватизму, особенно русскому, должен быть присущ психологический и социальный пессимизм как минимальная степень утопизма и идеализации в осмыслении результатов возможных изменений общественного строя и надежд на улучшение жизни (представители пессимистической философии (Д. Леопарди, А. Шопенгауэр, Э. фон Гартман, К.Н. Леонтьев), и религиозный пессимизм как убежденность в несовершенстве человека и земного мира в целом (неоплатонизм, православная традиция).

5. Экономический национализм. Экономическая составляющая консерватизма должна проистекать из тезиса о своеобразии экономического развития каждого государства. Теоретической базой для развития этой идеи могут послужить труды сторонников т.н. «национальной экономики», отрицавших универсальность рыночных законов в экономике и отстаивавших принципы экономического своеобразия государств (И. Г. Фихте, Ф. Лист, немецкая историческая школа (В.Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс), социально-правовая и новая историческая школы (Р. Штаммлер, Р. Штольцман Г. Шмоллер), экономисты антилиберальной школы (Й. Шумпетер, Ф. Перру).

6. Государственный социализм. В координатах консервативного сознания необходимой политико-административной основой для осуществления принципов национальной экономики являются государственные формы экономического регулирования. Проблема синтеза идей консерватизма и социализма была и будет оставаться одной из центральных тем не только российской (К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров Г. Шиманов, И. Шафаревич, А. Проханов, А. Дугин), но и европейской консервативной мысли (А. Мюллер, И.-Г. Фихте, О. Шпанн, Л.Брентано, А.Вагнер, А.Шеффле, Л.Штейн, К.Родбертус, Р.Мейер, Г.Вагенер В. Зомбарт, Ж. Тириар, А. де Бенуа, Ш. Шампетье).

7. Освоение теории манипулятивного воздействия на человека СМИ. Прежние психологические ориентиры консерватизма, связанные, главным образом, с особенностями психологического воздействия общества на поведение индивида, с изучением массовой психологии, т.н. «психологии толпы» (Г. Лебон, Г. Тард, У. Макдугалл), со второй половины 20 века во многом утратили свою актуальность. Современные средства психологического воздействия на личность перекочевали в плоскость телевизионных экранов и газетных полос. Все активнее обсуждается тема манипулятивного воздействия на личность СМИ, информационно-психологических войн, в обществе муссируется тема скрытого т.н. «нейро-лингвистического программирования» сознания и поведения человека.

В этой связи сторонники и идеологи консерватизма просто обязаны проявлять интерес к теоретическим разработкам в этой сфере (работы Г. Шиллера, С. Хассена, Э. Аронсона, С. Кара-Мурзы, Г.Г. Почепцова, А. Цуладзе, М.П. Шерстнева) и стремиться к заимствованию, разработке и использованию средств психологического воздействия для популяризации и пропаганды консервативного мировоззрения.





Похожие:

Консервативной мысли в XXI веке iconД. В. Скрынченко Минувшее и настоящее Избранная публицистика Воронеж 2009
Книга позволяет выработать объемный взгляд на развитие русской консервативной мысли и журналистики начала XX в
Консервативной мысли в XXI веке iconДокументы
1. /Информациологические проблемы человечества в XXI веке. М., 2000.doc
Консервативной мысли в XXI веке iconФененко а. В. Место французского политического консерватизма в эволюции общеевропейской консервативной мысли конца XIX – начала ХХ вв
Очевидно, консервативная мысль это феномен, до настоящего времени с трудом поддающийся историческому и политическому анализу
Консервативной мысли в XXI веке iconФененко а. В. Место французского политического консерватизма в эволюции общеевропейской консервативной мысли конца XIX – начала ХХ вв
Очевидно, консервативная мысль это феномен, до настоящего времени с трудом поддающийся историческому и политическому анализу
Консервативной мысли в XXI веке iconПаблишер
Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке/ Пер с англ. М.: Альпина Паблишер, 2001....
Консервативной мысли в XXI веке icon«Человек в XXI веке как социокультурный феномен и объект научного познания». 16. 03. 2011
...
Консервативной мысли в XXI веке icon«Человек в XXI веке как социокультурный феномен и объект научного познания». 16. 03. 2011
...
Консервативной мысли в XXI веке iconСвятоотеческие корни русской консервативной мысли
Среди всего разнообразия русской религиозных мыслителей к консервативным мы относим только тех, которые находятся в русле святоотеческой...
Консервативной мысли в XXI веке icon«Сонеты» Шекспира, написанные в XVI веке, обрели свою новую жизнь в веке XX
«Сонеты» Шекспира, написанные в XVI веке, обрели свою новую жизнь в веке XX личные чувства и переживания поэта, отделенного от нас...
Консервативной мысли в XXI веке iconМ. Н. Начапкин Екатеринбург образ россии в консервативной мысли и. А. Ильина
И потому никогда не смущайтесь засильем зла: оно временно и преходяще. Но ищите, прежде всего и больше всего правоты: только она...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов