Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм icon

Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм



НазваниеЧернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм
Дата конвертации28.08.2012
Размер114.53 Kb.
ТипДокументы


Чернавский М. Ю.

ИДЕЯ ПРОГРЕССА И РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ


( // Поиск молодых. Сборник научных статей аспирантов. Уссурийск, 1998. С. 21 25).


Начало С. 21.


Понятие прогресс означает поступательное движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Применительно к социальной сфере идея прогресса предполагает постепенное совершенствование форм человеческого существования с последующим достижением в будущем идеального общественного строя, основанного на достижении людьми материального комфорта, счастья и благополучия.

Трактовка процесса исторического развития как закономерного совершенствования человека и общества укоренилась в Европе лишь в эпоху нового времени, в период появления либерализма, когда произошедший в мировоззрении человека антирелигиозный переворот повлек за собой пересмотр существовавшей до этого традиционно-религиозной идеи исторического развития. При этом следует говорить не просто о прогрессе как своеобразной трактовке характера и целей исторического развития, но и о своеобразной системно завершенной доктрине. Доктрина эта включает в себя вопросы природы человека, проблему места и роли человеческого разума, фундаментальные установки человеческого мировосприятия и его духовного становления.

В данной статье мы попытаемся обозначить основные постулаты либерально понимаемой теории прогресса и раскрыть противостоящие им положения русского консервативного мировоззрения. При этом мы будем опираться на воззрения идеологов русского консерватизма периода конца 19 - начала 20 века. Именно в это время, в трудах К.Н.Леонтьева, П.Е.Астафьева, Ю.Н.Говорухи-Отрока, А.И.Введенского, Л.А.Тихомирова, И.Восторгова выкристаллизовались основные, фундаментальные положения русской консервативной мысли, которые затронули и вопросы теории исторического развития.

Во всех традиционных религиях и во всех системах древней философии идея прогресса отсутствует. Традиционное мировоззрение рассматривает историю не как процесс бесконечного совершенствования человечества, а как простую по-


Начало С. 22.


следовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное (Абсолют, Бог). В целом же развитие представляется либо циклическим круговоротом, повторяющим одни и те же стадии, либо оно есть постоянный процесс нисхождения от высшего (т.н. «золотого века») к низшим формам, т.е. процесс постепенной деградации человечества. Во всех традиционных религиях земной, посюсторонний мир объявляется неистинным, погрязшим во зле. Обретение же человеком спасения лежит на путях смирения и отказа от видимого, эмпирического мира во имя обретения вечной жизни в мире потустороннем, божественном.

Консерватизм, возникший как реакция на либеральное мировоззрение нового времени, обращен к основам традиционного, религиозного миропонимания.
Его идеология воспроизводит на уровне социально-политических положений основные постулаты религиозного мировоззрения, среди которых одно из ведущих мест занимает трактовка процесса исторического развития. Во всех консервативных течениях наблюдается отказ от либерально-просветительской трактовки прогресса. Консерватизм утверждает традиционное, религиозное воззрение на историческое развитие.

Поскольку в России консервативные идеи вызревали на почве православной религии, поэтому в основе их лежит устремление к трансцендентным, внеземным, божественным идеям и ценностям. Русский консерватизм отвергает либерально-прогрессистское воззрение на мир, которое ставит во главу угла приземленно-обывательские цели. Так, Ю.Н.Говоруха-Отрок отмечает: «Все усилия европейской науки, искусства, философии, направлены не к достижению «правды Божьей», как было когда-то в старой Европе, когда там еще были «подвижники» науки, философии, искусства, а к достижению земных целей, к осуществлению земных желаний». (13; 41).

Либерализм, рассматривая человека как существо, имеющее по преимуществу материальную природу, отодвигал на второй план духовность человека. Консерватизм же отдает предпочтение духовным ценностям перед материальными, отстаивает господство духа над плотью, ибо, как сказано в Библии: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир...», «если живете во плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Гал. 5, 25).

Либерально понимаемая идея прогресса нивелирует фактор духовности бытия, тем, что относит поступательное развитие лишь к процессам, происходящем в материальном мире. Делая упор на развитии материи, эмпирического бытия, кумуляции практически ориентированного знания, либерализм и прогресс рассматривает в плоскости земных, прагматических, материальных потребностей и интересов человека. Это не могло не вызвать нарекания Ю.Н.Говорухи-Отрока, который обвинял современные ему либеральные веяния в том, что «душа человеческая, бессмертная душа отринута, и о ней уже никто не задумывается. Понятие о связи жизни земной с жизнью нездешнею бесповоротно утрачено, единство жизни нарушено, и европейское человечество, оставшись лишь с понятием об одной земной жизни, которую оно считает всем, без сомнения кончит тою «смутною тоской», которую пророчил ему покойный Достоевский...» (13; 41).

Консервативное миропонимание, в отличие от либерального, рассматривает видимый, эмпирический мир «лежащим во зле», оно предусматривает преодоление человеком своей материальной, земной природы во имя загробного спасения: «Очищай веру от сомнения, от уныния, от суеверия и заблуждения, -- напутствует И.Восторгов, -- а больше всего очищай любовь к Богу от любви к миру». (5; 214). Отсюда проистекает один из ключевых постулатов консерватизма, который предусматривает пассивно-созерцательное отношение к миру в противовес стремлению к его переустройству в угоду эгоистическим замыслам человека, направленным на улучшение его материального существования. На этом основано консервативное, антипрогрессистское стремление сохранить в неизменном виде внешние формы бытия, в том случае, если они достигли соответствия замыслу Бога при их создании, и сосредоточиться на процессе духовно-нравственного совершенствования людей.

Одна из основ ложного, прогрессистского понимания идеи развития виделась русским консерваторам в обожествлении человеком своего разума, в стремлении следовать абстрактным, рационалистически продиктованным целям и жизненным


^ Начало С. 23.


установкам. Ю.Н.Говоруха-Отрок указывал на то, что либеральное человечество на историю смотрит «не как на искупительный подвиг, не как на подвиг очищающего страдания, не как на тот «узкий путь», который приведет человека и человечество в Царство Божие, а как на какое-то случайное скитание, в котором нет никакого смысла, и которое только теперь, сейчас, должно быть освещено светом человеческого разума. Этот разум человеческий должен привести человечество к какой-то неизвестной, но прекрасной цели. (13; 41).

Следующим ложным положением теории прогресса, по мнению консерваторов, является вера в добрую природу человека, преувеличенное представление о положительных человеческих возможностях. Проявлению доброй природы человека и достижения людьми состояния благоденствия и счастья мешают, по мысли идеологов либерализма, налагаемые сверху государственные и религиозные ограничения. Консерватизм же считает, что снятие этих ограничений и осуществление «культа человечества» приведет к «печальным временам», когда «снимутся и те, какие существуют теперь, преграды насилию и самовластию». (14; 177). Противовесом доктрине прогресса должно служить религиозное миросозерцание, проникнутое мыслью о несовершенстве человека и необходимости его подчинения высшему началу. Сама история в трактовке консерватизма творится не свободным волеизъявлением людей, но ее развитие подчинено высшей, провиденциальной, божественной силе, вносящей в мир упорядоченность и гармонию.

Краеугольным камнем развития консерватизм считает не прогресс в развитии человеческого знания, а нравственное совершенствование, основанное на ценностях духовного порядка. Так, И.Восторгов отмечал: «Нельзя думать, что люди и мир могут сделаться лучшими только и исключительно чрез знание и прогрессивную культуру». Если под культурой «не лежит здоровой духовной основы, если знание наклоняет человека только к жизненным удобствам, а не ведет его к истине, Верховной Истине – Богу, то это еще мало говорит о человеческой, в истинном смысле слова, стороне жизни. Здесь... человек душевный, а не духовный, здесь только усовершенствованная жизнь животного». (4; 378).

Поэтому, если улучшение материальной жизни человека в ущерб его духовному развитию трактуется либерализмом как позитивный процесс то, консерватизм рассматривает это как процесс деградации и угасания духовных потенций человечества. Так, преподобный Амвросий Оптинский писал: «...Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет». (16; 236). Консерватизм постоянно говорит о развитии духа, о совершенствовании человека как нравственного существа. Отсюда и само понимание того, что есть прогресс, сводится к утверждению, что цель его «есть наше нравственное и умственное совершенствование». (15; 752).

Однако теоретики русского консерватизма не сводили построение собственной трактовки исторического процесса лишь к тотальному отрицанию прогрессистских, приземленно-рационалистических установок либерализма. Консервативные идеологи в противовес либеральному пониманию прогресса сформулировали собственный взгляд на исторический процесс. Термину «прогресс» ими было противопоставлено понятие «развитие».

К.Н.Леонтьев считал, что «эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития». (7; 130). Развитие, по Леонтьеву, означает «постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой – от сходных и родственных организмов, от всех сходных и родственных явлений». (7; 125). Развитие есть «постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности», усложнение составных элементов, «увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства». (7; 125-126).

К.Н.Леонтьеву вторит П.Е.Астафьев, который под развитием понимал «переход простейших форм жизни генетически (по внутренней, заключающейся в их собственном существе необходимости), в сложнейшие, т.е. обладающие, при большей расчлененности и разнообразии органов и отправлений, вместе и большею


^ Начало С. 24.


их взаимозависимостью, большею следовательно крепостью внутреннего единства. Здесь – дело только в усложнении и единстве». (1; 22).

Следствием трактовки развития как усложнения, обособления, дифференциации процессов и явлений стал вывод консерватизма о необходимости сохранения своеобразных черт народов, наций и государств, признание за ними права на собственное политическое, социальное и духовное развитие.

Факт вовлечения человечества в русло либерального мировосприятия, забвение духовных основ мироздания и национальных традиций, культ материальных ценностей, уничтожение религиозно-культурного разнообразия стран и народов очень тяжело переживался русскими консерваторами. Они видели в процессе развития мира на путях либерализма признак наступления скорого конца света. Процессу повальной материализации, европеизации и либерализации теоретики русского консерватизма придавали эсхатологический оттенок. Так, А.И.Введенский писал о том, что «человек сорвался с неподвижного полюса вечных идеалов и, как светило, уклонившееся с орбиты, начал свои блуждания и, Бог знает, где конец этим блужданиям». (2; 14).

Своеобразный футурологический пессимизм всех консервативных доктрин проистекает также и из библейского постулата о приближении «последних дней», когда «наступят времена тяжкие», ибо «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы его отрекшиеся». (2 Тим. 3. 1-5). Люди, забыв Бога, окончательно извратят свою природу, следствием чего станет неминуемая гибель мира и приход антихриста. Консерваторы были убеждены в том, что люди, в массе своей, не становятся лучше, им свойственно с течением времени не нравственное самосовершенствование, но постепенная деградация, моральное падение и вырождение.

Принципиально иной подход консерватизма наблюдается и в вопросе о смысле исторического развития. В координатах консервативного сознания цель и смысл земной истории рассматриваются как имманентные, а не абстрактно-отвлеченные категории по отношению к процессу развития. «Для теории развития, -- писал П.Е.Астафьев, -- смысл и оправдание истории лежат не вне ее, не в ее конце, но в ней самой, в самом историческом процессе и его внутренних мотивах». В то время как «для теории прогресса смысл и оправдание как всей истории, так и всех её отдельных эпох, событий и характеров, лежат не в них самих, но вне их, -- не в самом процессе истории, но в тех результатах, к которым он должен будто бы привести человечество в конце истории». (1; 23). Утверждая смысл истории не в добытых ею конечных результатах, но в её внутренних мотивах, в самом процессе ее развития, консерватизм при этом настаивает на признании внеэмпирических, духовных установок в процессе актуализации человеком его сущности.

Тем не менее само понятие «прогресс» не исключалось консерваторами из их идеологических построений, но при этом они вносили в него иной, пессимистическо окрашенный смысл. Так, Л.А.Тихомиров считал, что слово прогресс следует употреблять «в смысле не имеющем ничего общего с идеей счастья, довольства и менее всего с идеей общего равенства и одинаковости». (17; 45). К.Н.Леонтьев утверждал, что «правильная вера в прогресс должна быть пессимистическая, а не благодушная, все ожидающая какой-то весны... В прогресс верить надо, но не как в улучшение непременно, а только как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих». (11; 135).

Отсюда следовал тезис об отречении не от понятия прогресс, понятого как «сложное развития социальных групп и слоев в единстве мистической дисциплины», но «от двух ложных европейских принципов : от утилитарно-эвдемонического, всеполезного благоденственного направления реальной науки», и заменив его «честно-скептическим и во многих случаях даже пессимистическим направлением этой науки; и от либерально-эгалитарного понимания общественного прогресса», заменив это «детское мировоззрение философией, более верною действительности, которая учит, что все истинно великое, и высокое, и прочное вырабатывается никак не благодаря по-


^ Начало С. 25.


вальной свободе и равенству, а благодаря разнообразию положений, воспитания, впечатлений и прав, в среде, объединенной какой-нибудь высшей и священной властью». (10; 441.) Только такая высшая и священная царская власть способна «задержать народы на пути антихристианского прогресса». (16; 235).

Таким образом, либеральное понимание прогресса тотально отрицалось идеологами русского консерватизма, ибо трактовка развития как постоянного совершенствования человека и общества отсутствует в традиционно-религиозном мировоззрении, которое созвучно консерватизму. Теория либерально понятого прогресса есть отражение на историософском уровне либерально-прогрессистских воззрений, включающих в себя идею гуманизма, примат рационализма и эвдемонического материализма, веру в добрую природу человека и убеждение в наступлении земного царства всеобщего благоденствия, счастья и материального благополучия.

Этим положениям русское консервативное мировоззрение противопоставило идею Бога, устремленность к трансцендентным, духовным ценностям, богопостигаемое, а не преобразующее отношение к миру, убеждение в изначальной греховности и несовершенстве человеческой природы, взгляд на процесс исторического развития как на постепенную духовную деградацию и нравственное вырождение человечества.

Идея прогресса осуждалась русскими консерваторами за сокрытое в ней стремление унифицировать национальные особенности государств, привести их к единому знаменателю западных, либеральных форм политической, социальной и культурной организации. В то время как истинное развитие состоит в стремлении к цветению и росту, индивидуализации, обособления явлений и процессов природного и социального мира. Только такое развитие позволит вещам, явлениям и процессам, а также отдельным людям, нациям и государствам актуализировать в реальной действительности имманентно присущие, заложенные в них свыше божественные идеи, осуществление которых позволит им выполнить возложенную на них провиденциальную миссию.


Литература:


  1. Астафьев П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1886.

  2. Введенский А.И. На современные темы. М., 1900.

  3. Введенский А.И. Из итогов века // Богословский вестник. 1901. Т.1. Янв.

  4. Восторгов И. К новому году и новому XX веку // Полное собрание сочинений. В 5 т.т. Т.1. СПб. 1995.

  5. Восторгов И. Уроки инокиням. Царство Божие // Полное собрание сочинений. В 5 т.т. Т.2. СПб. 1995.

  6. Говоруха-Отрок Ю.Н. Заметки о прогрессе и цивилизации. М., 1897.

  7. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза. (1872-1891). М., 1996.

  8. Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.2. М. 1886.

  9. Леонтьев К.Н. О всемирной любви. Речь Ф.М.Достоевского на Пушкинском празднике \\ Там же.

  10. Леонтьев К.Н. Письма о восточных делах // Леонтьев К.Н. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1912.

  11. Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.2. М., 1886.

  12. Павлов Н. На исходе XIX века // Русское обозрение. 1893. Т.3. Май.

  13. Памяти Ю.Н.Говорухи-Отрока. М., 1896.

  14. Победоносцев К.П. Московский сборник. М., 1896.

  15. Суворов П.П. В каких убеждениях таится истина? // Русское обозрение. 1895. Т.5. Окт.

  16. Русь перед вторым пришествием. Материалы к очерку Русской эсхатологии. Житомир, 1995.

  17. Тихомиров Л.А. Борьба века. М., 1896.






Похожие:

Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconИ. А. Христофоров Русский консерватизм: исследовательская схема или историческая реальность?
Русский администратор новейшей школы. Записка псковского губернатора Б. Обухова и ответ на нее. Берлин, 1868, с. 54, 73, 75
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconЧернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе
Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии мпгу. Выпуск V. М., 1999. С. 203 205
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconИнформация от Максима Николаевича Начапкина. В сфере его научных интересов находится русский консерватизм XIX xx вв
Новости из Екатеринбурга. Информация от Максима Николаевича Начапкина. В сфере его научных интересов находится русский консерватизм...
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм icon Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения
Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconМинаков А. Ю. Русский консерватизм первой четверти XIX в
Утверждено научно-методическим советом исторического факультета (протокол №5 от 20 мая 2010 г. )
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconКонсервативной мысли в XXI веке
Текст доклада на научно-практической конференции Русский консерватизм : история и перспективы (к 235 летию со дня рождения Н. М. Карамзина)....
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconЧернавский М. Ю. Этатизм, принцип автаркии в экономике и идея государственного социализма в консервативных концепциях xix-начала XX века
Ления о сущности и особенностях протекания экономических процессов, а также о месте и роли государства в экономике. Представления...
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconРедакционная коллегия энциклопедии
Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Ответственный редактор В. В. Шелохаев, Ответственный секретарь...
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconСовременный русский консерватизм
Десятилетние попытки создания между этими двумя крайностями некоего «центра» долгое время оборачивались временными новообразованиями,...
Чернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм iconАктуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник статей. М., 2003. – 150 с. Начало С. 56. Чернавский М. Ю. О философских взглядах жозефа де местра
Жозефа де Местра все чаще становятся предметом пристального рассмотрения и детального изучения. Ряд писем и несколько основных произведений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов