Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева icon

Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева



НазваниеЧернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева
Дата конвертации28.08.2012
Размер40.79 Kb.
ТипДокументы


ЧЕРНАВСКИЙ М. Ю.


О РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ ТЕОРИИ ТРИЕДИНОГО

ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ К. Н. ЛЕОНТЬЕВА


( // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск IV. М., 1999. С. 268 271).


Начало С. 268.


Русский мыслитель К.Н.Леонтьев (1831-1891) сформулировал и обосновал теорию развития, согласно которой все явления органического,


Начало С. 269.


неорганического и социального мира последовательно проходят через три стадии развития – зарождения («первоначальная простота»), расцвета («цветущая сложность»), упадка и гибели («вторичное смесительное упрощение»).

Обоснование теории триединого процесса развития Леонтьев стремится найти в, казалось бы, принципиально противоположных картинах реальности – он совмещает принципы православия с элементами научного мировосприятия (отдельными натуралистическими положениями и данными естественных и гуманитарных наук).

Подход к познанию исторических и социальных явлений только с позиций натуралистических наук не представлялся Леонтьеву продуктивным. В этом случае исследователь остается на уровне простой констатации фактов о процессе развития организмов. Оценка всех явлений бытия должна строится, по его мнению, на определенных предпосылочных основаниях, а именно – на телеологических установках, так как именно проблема смысла существования той или вещи, явления или социальной общности должна быть ключевой при оценке развития мироздания. Вопрос о конечных целях не ставится наукой, он присутствует лишь в религиозном мировоззрении. Поэтому Леонтьев отдает приоритет религиозным основам мировосприятия.

Отсюда сам принцип триединого процесса развития, понимаемый как процесс достижения материальным миром божественного замысла, в фактах биологических и медицинских наук получил у Леонтьева лишь свое иллюстративное подтверждение, на что указывает и сам мыслитель: «...дело здесь не в уподоблениях, а в желании указать на то, что законы развития и падения государств, по-видимому, в общих чертах однородны не только с законами органического мира, но и вообще с законами возникновения, существования и гибели всего того сущего, что нам доступно». (3 ; 138).

Поэтому, чтобы ответить на вопрос о теоретических основаниях концепции Леонтьева о триедином процессе развития, необходимо учитывать весь комплекс идейных влияний на мыслителя, в том числе и роль религиозного мировоззрения, а именно – творений святых Отцов и учителей Церкви. В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что сам мыслитель в письме А.
Александрову указывал следующее: «Знаете ли Вы, что я две самые лучшие свои вещи, роман и не-роман («Одиссея» и «Византизм и славянство») написал после 1,5 года общения с афонскими монахами, чтения аскетических писателей и жесточайшей плотской духовной борьбы с самим собою?» ( 1 ; 70).


Начало С. 270.


В частности, религиозным идеям русского мыслителя созвучно мировоззрение Григория Паламы, который рассматривает мир как полагание Богом вне себя иного бытия путем выхождения из сущности Бога его действий – энергий. Божественные энергии являются причиной существования всего тварного мира (от ангелов и человека до вещей материального мира). Но из акта творения мироздания в целом проистекает еще одно творящее начало -- сам материальный мир, самотворение которого есть продолжение изначального божественного творения.

При этом, если развитие всего тварного мира подчинено закону трех стадий, сформулированных Максимом Исповедником как генесис (творение мира), кинесис (развитие тварного мира), стасис (возвращение всего тварного мира к Богу как породившему его началу) (5; 303-304), то развитие материального мира достигает соответствия божественному замыслу лишь в период между зарождением и гибелью (ибо, согласно православной эсхатологии, материальный мир должен в итоге погибнуть, но не соединиться с Богом), в стадии «цветущей сложности», охарактеризованной Леонтьевым как «постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему ...постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой -- от сходных и родственных организмов, от всех сходных и родственных явлений». ( 4 ; 125).

Поэтому представляется недостаточно обоснованным мнение тех исследователей, которые склонны видеть в теории триединого процесса развития К.Н.Леонтьева лишь отражение, простое механическое перенесение, произвольную экстраполяцию данных естественных наук о развитии организмов на развитие мира в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что натуралистические предпосылки явились для философа только материалом, иллюстрацией более общего, заимствованного из богословия, телеологического принципа о развитии мироздания. При этом Леонтьев указывает на однородность и тождественность процессов развития всего тварного бытия как стремления к божественному совершенству и единению с Богом, но если в духовном мире (материально непроявленном) достижение совершенства и уподобления Богу происходит на завершающей стадии их развития, то в вещественном мире (материально проявленном) вещи достигают стадии соответствия божественному промыслу в период «цветущей сложности», который характеризуется максимальной степенью обособленности и окачествленности не только вещей, процессов и явлений, но также наций, культур и государств.

ПРИМЕЧАНИЯ :


Начало С. 271.


  1. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. (Очерк из истории русской религиозной мысли) // К.Н.Леонтьев: PRO ET CONTRA. Личность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей. В 2 кн. Кн. 2. С. 29-179.

  2. Киприан (Керн) Антропология Григория Паламы. Париж. 1950.

  3. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. В 2 т. Т. 1. М., 1885.

  4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. М., 1996.

  5. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.






Похожие:

Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconВопросы к экзамену по Теории экономического развития (кроме зачеркнутого)
«Теории экономического развития» в качестве самостоятельной дисциплины (выделение «Теории экономического развития», или «Экономики...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconС. 493 XXIII. Об основаниях электродинамики и теории излучения чёрного тела
Если внести существенные изменения в основные законы электромагнетизма, то возникает необходимость таких изменений, а именно следовало...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconИстория развития теории менеджмента
Именно с этого времени начинается форми­рование теории менеджмента. Изучение различных школ управленческой мысли помогает глубже...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconРеализация Программы развития
С 1 сентября 2006 года в школе реализуется Программа развития «Оптимизация образовательного процесса через личностно ориентированное...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconС. Н. Трубецкой о национально-религиозных элементах древнегреческой философии Размышляя о становлении древнегреческой философии, С. Н. Трубецкой в своем труде «Метафизика в Древней Греции»
По его мнению, «в религии древних греков заранее очерчен весь цикл идей их философии и неизбежная граница ее развития». В связи С....
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconIv – V тема телеконференции по теории экономического развития
Экономическая трактовка дуальности как сущностной характеристики структуры национальной экономики на ранних стадиях развития
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconМетодологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса
Вопрос №16 Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconЧернавский М. Ю. О диалектическом консерватизме
В данной статье мы рассмотрим ряд консервативных подходов к проблеме общественного развития, в которых с разной степенью проявленности...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева icon1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса
Как отмечает Э. Трельч, «все прочие теории исторического развития выросли либо как отклонение от нее, либо как противоположение ей,...
Чернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева iconIv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139
Константина Николаевича Леонтьева (1831 1891) исследована достаточно полно. В этой связи более значимым и перспективным направлением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов