Земля и море icon

Земля и море



НазваниеЗемля и море
страница1/5
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

ЗЕМЛЯ И МОРЕ


1.

Человек — существо наземное,

сухопутное.

Он стоит на земле, идет по земле,

он передвигается по ее твердой неколебимой поверхности. Это его самостояние

и его почва; благодаря ей он обретает и имеет свою точку зрения; это определяет

его впечатления и самый способ восприятия мира. Не только свой кругозор,

но даже форму своей походки и движений, свой образ и облик он обретает

и сохраняет как существо на земле родившееся и живущее. Поэтому небесное

тело, на котором он обитает, он именует “Земля”, хотя известно, что почти

три четверти поверхности Земли составляет вода и только одну четверть собственно земля; при этом даже наибольшие участки суши являются всего лишь островами

в океане воды. С тех пор, как мы знаем, что Земля имеет форму шара, мы

говорим как о само собой разумеющемся о “Земном шаре”. Если бы тебе пришлось

представить себе “морской шар” или “водный шар”, ты бы нашла это странным

и необычным.

Все наше посюстороннее существование,

радость и страдание, счастье и беда - есть для нас земная жизнь и, соответственно,

рай на земле и земная юдоль скорби. Таким образом, вполне объяснимо то,

что во множестве мифов и сказаний, в которых народы сохранили свой самый древний опыт и глубочайшие воспоминания, Земля выступает как великая матерь

людей. Ее называют самым старшим среди всех божеств. Священные книги повествуют

нам о том, что человек взят от земли и должен вновь соделаться прахом земным.

Земля - это его материнское лоно, он сам, таким образом, сын земли. В своих

ближних он видит земных собратьев, граждан Земли. Среди традиционных четырех

стихий - Земли, Воды, Огня и Воздуха - стихия Земли более всего определяет человека и ему предопределена. Мысль о том, что из четырех стихий какая-то

кроме земли может решающим образом формировать человеческое бытие, на первый

взгляд выглядит лишь как фантастическая возможность. Человек - это не рыба

и не птица, тем более не какое-то существо из огня, даже если предположить,

что таковые могут существовать.

Следует ли из сказанного, что сущность

человеческого бытия и самого существа человека чисто земная, и все остальные

стихии являются лишь дополнительными элементами второго порядка? Дело обстоит

не так просто. Ответ на вопрос о том, может ли что-то кроме земли составлять отличительный признак человеческого присутствия в мире, лежит ближе, чем

мы думаем. Стоит тебе только выйти на берег моря и посмотреть в даль -

и грандиозная морская гладь по всему горизонту захватит твой взор.
Примечательно,

что когда человек стоит на берегу, он естественным образом устремляет свой

взор со стороны суши на море, а не наоборот, со стороны моря на сушу. В

глубоких, часто бессознательных воспоминаниях людей вода и море являются

тайной первопричиной всего сущего. В мифах и сказаниях большинства народов

содержатся воспоминания не только о землей рожденных, но и о вышедших из

моря богах и людях. Всюду повествуется о сынах и дочерях морей и вод. Афродита,

богиня женской красоты, возникла из пены морских волн. Море породило и

другие создания, и мы познакомимся впоследствии с “детьми моря“ и дикими

“пленителями моря”, мало похожими на чарующую картину из пены рожденной

женской красоты. Ты видишь здесь совершенно другой мир, непохожий на мир

земной тверди и суши. Теперь ты можешь понять, почему поэты, натурфилософы

и естествоиспытатели ищут начало всякой жизни в воде, а Гете провозглашает

в торжественных стихах:

Все возникло из воды,

Все сохраняется водою,

Океан, даруй нам

вечное твое покровительство!

Основателем учения о происхождении

всего живого из водной стихии чаще всего называют греческого натурфилософа

Фалеса из Милета (ок. 500 года до Р.Х.). Но это воззрение одновременно

моложе и старше Фалеса. Оно вечно. В последнем 19 веке о происхождении

людей и всего живого из моря учил крупный немецкий ученый Лоренц Окен.

И в генеалогических схемах, сконструированных естествоиспытателями-дарвинистами,

рыбы и наземные животные идут рядом и один за другим в различной последовательности.

Обитатели моря фигурируют здесь как предки людей. Древнейшая и древняя история человечества, по всей видимости, подтверждают эту гипотезу о происхождении

жизни. Авторитетные исследователи открыли, что наряду с “автохтонными”,

то есть родившимися на суше, существуют также “автоталассические”, то есть

исключительно морем определяемые народы, никогда не бывшие путешественниками

по земле и не хотевшие ничего знать о твердой суше, которая являлась границей

их чисто морского существования. На островах Тихого океана, у полинезийских мореплавателей, канаков и самоа еще можно обнаружить последние остатки

такого рода людей-рыб. Все их бытие, мир представлений, язык складывались

под определяющим воздействием моря. Все наши представления о пространстве

и времени, сложившиеся в условиях твердой поверхности суши, казались им

настолько же чуждыми и непонятными, насколько для нас, жителей суши, мир

тех чисто морских людей означает едва постижимый иной мир.

В любом случае возникает вопрос:

что есть наша стихия? Мы —  дети земли или моря? На этот вопрос невозможно

ответить однозначно. Доисторические мифы, естественнонаучные гипотезы Нового

времени и результаты исторического исследования эпохи первых письменных памятников оставляют обе возможности для ответа открытыми.

2.

Слово “стихия” в любом случае требует небольшого дополнительного пояснения.

Со времени вышеупомянутого философа

Фалеса, начиная с эпохи ионийской философии, то есть примерно с 500 года

до нашей эры у европейских народов принято говорить о четырех стихиях или

элементах . С тех пор это представление о четверице элементов —  Земле,

Воде, Воздухе и Огне —  осталось живо и неискоренимо и до сего дня,

несмотря на всю научную критику. Современное естествознание упразднило

эти четыре изначальные стихии; оно различает сегодня более девяноста совсем

иначе структурированных “элементов” и понимает под этим словом каждый исходный

материал, неразложимый и нерастворимый посредством методов сегодняшней

химии. Таким образом, элементы, исследуемые сегодня естествознанием экспериментально

и теоретически, имеют с теми четырьмя изначальными первоэлементами лишь

общее название. Ни один физик или химик не решится сегодня утверждать,

что какой-либо из четырех первоэлементов является единственной первопричиной,

исходным материалом вселенной, как то говорил о воде Фалес Милетский, об

огне —  Гераклит Эфесский, о воздухе —  Анаксимен Милетский,

а Эмпедокл из Акраганта учил о соединении стихий, которые называл “корнями

всех вещей”. Один лишь вопрос о том, что, собственно, означают здесь слова

первопричина, исходный материал, корни вещей —  завел бы нас в обсуждение необозримого количества физических, естественнонаучных, метафизических

и гносеологических проблем. Для нужд нашего исторического созерцания мы

можем все же ограничиться представлением об этой четверице элементов, или

стихий. Ибо для нас эти стихии суть простые и наглядные имена. Это обобщающие

значения, указывающие на различного рода фундаментальные возможности человеческого

бытия в мире. Поэтому мы вправе еще и сегодня использовать их, в особенности

когда ведем речь о господстве посредством моря и о господстве посредством

суши, о морских и континентальных державах, имея в виду стихии воды и земли.

Таким образом, “элементы” Земля

и Море, о которых идет речь ниже, не могут мыслиться лишь как естественнонаучные

величины. В этом случае они бы немедленно распались на химические составляющие,

то есть обратились бы в историческое ничто. Предопределяемые этими стихиями

варианты исторического свершения, в особенности морские или земные формы

существования также не развертываются с механической заданностью. Если

бы человек был живым организмом, без остатка сводимым к воздействию окружающего

мира, он представлял бы собою или животное, или рыбу, или птицу или фантастические

смешения этих элементарных форм, сообразно воздействию природных стихий.

Чистые типовые образцы, соответствующие четырем элементам, в особенности чисто морские или чисто земные люди имели бы между собой весьма мало общего,

они противостояли бы друг другу совершенно изолированно, причем эта изоляция

была бы тем безнадежней, чем меньше примесей содержал бы данный тип. Смешения

давали бы удачные или неудачные типы и порождали бы приязнь или вражду,

как химическое сродство или контраст. Бытие и судьба человека определялись

бы чисто природным порядком, как это бывает в случае животного или растения.

Можно было бы лишь констатировать, что одни пожирают других, в то время

как остальные мирно сосуществуют в биологическом симбиозе. Не существовало

бы никакой человеческой истории как человеческого поступка и человеческого

решения.

Мы знаем, однако, что существо

человека несводимо к чисто природному порядку. Он обладает даром овладевать

собственным бытием и сознанием в процессе исторического свершения. Он знает

не только рождение, но и возможность духовного возрождения. В беде и опасности, когда животное и растение беспомощно гибнут, он способен возродиться к

новой жизни путем интеллектуального усилия, волевого решения, уверенного

анализа ситуации и умозаключения. Он располагает свободным пространством

для своей власти и своего исторического могущества. Ему дано выбирать,

и в определенные моменты истории он способен выбрать ту стихию, к которой

он прилепляется посредством собственного поступка и собственного усилия,

как к новой форме своей исторической экзистенции, и в которой он обустраивается.

В этом смысле он хорошо усвоил, как говорит поэт, “свободу выбирать путь,

которого возжелал”.

3.

Всемирная история - это история

борьбы континентальных держав против морских держав и морских держав против

континентальных держав. Адмирал Кастекс, французский специалист по военной

науке, предпослал своей книге о стратегии обобщающий заголовок: Море против Земли, la Mer contie la Terre. Тем самым он пребывает в русле давней традиции.

Изначальный антагонизм земли и

моря был замечен с давних пор, и еще в конце 19 века имевшуюся тогда напряженность

в отношениях между Россией и Англией любили изображать в виде битвы медведя

с китом. Кит обозначает здесь огромную мифическую рыбу, Левиафана, о котором

мы еще кое-что услышим, медведь же означает одного из многих представителей

наземных животных. Согласно средневековым толкованиям так называемых каббалистов,

всемирная история суть не что иное, как борьба между могущественным китом,

Левиафаном, и столь же сильным наземным животным Бегемотом, которого представляли себе в виде быка или слона. Оба имени —  Левиафан и Бегемот - заимствованы

из книги Иова (главы 40 и 41). Итак, каббалисты утверждают, что Бегемот

старается разорвать Левиафана своими рогами и зубами, Левиафан же стремится

зажать своими плавниками пасть и нос Бегемота, чтобы тот не смог есть и

дышать. Это предельно наглядное, какое только и позволяет дать миф, изображение

блокады континентальной державы морской державой, которая закрывает все морские подходы к суше, чтобы вызвать голод. Так обе воюющие державы убивают

друг друга. Однако евреи, —  говорят каббалисты дальше, — празднуют

затем тысячелетний “пир Левиафана”, о котором рассказывает в знаменитом

стихотворении Генрих Гейне. Для того, чтобы дать историческое толкование

этого пира Левиафана, чаще всего цитируют каббалиста Исаака Абраванеля.

Он жил в 1437 —  1508 гг. во времена великих открытий, был казначеем

сначала у короля Португалии, потом у короля Кастилии и умер уважаемым человеком

в Венеции в 1508 году. Таким образом он познал белый свет и все  богатства

мира и знал, что говорил.

Бросим же беглый взгляд на некоторые

события всемирной истории под углом зрения этой борьбы между землей и морем.

Мир греческой античности возник

из путешествий и войн народов-мореплавателей, “недаром вскормил их бог

моря”. Господствовавшая на острове Крит морская держава изгнала персов

из восточной части Средиземноморья и создала культуру, все необъяснимое

очарование которой было явлено нам при раскопках Кносса. Тысячелетие спустя

в морском сражении при Саламине (480 г. до Р.Х.) свободный город Афины

оборонялся от своего врага —  “всем повелевающих персов” —  за

деревянными стенами, то есть на кораблях, и спасся благодаря этой морской

битве. Его собственное господство было побеждено в Пелопонесской войне

континентальной Спартой; последняя, однако, именно в силу своего континентального

характера оказалась не в состоянии объединить города Эллады и возглавить греческую империю. Рим, напротив, бывший с самого начала итальянской крестьянской

республикой и чисто континентальным государством, превратился в настоящую

империю в процессе борьбы с морским и торговым господством Карфагена. История

Рима, как вся в совокупности, так особенно и в этот период долгой борьбы

между Римом и Карфагеном, часто сравнивалась с другими историческими ситуациями

и катаклизмами. Такие сравнения и параллели могут быть весьма поучительными,

однако они часто приводят к странным противоречиям. Например, параллели

всемирной английской империи находят то в Риме, то в Карфагене. Сравнения

такого рода в большинстве случаев являются палкой о двух концах, которую

можно взять и повернуть любой стороной. Из рук угасавшей Римской империи

морское господство вырвали вандалы, сарацины, викинги и норманны. После

множества неудачных попыток арабы покорили Карфаген (698 г.) и основали

новую столицу Тунис. Тем самым началось их многовековое господство над

западным Средиземноморьем. Восточноримская Византийская империя, управляющая

из Константинополя, была береговой империей. В ее распоряжении был 

сильный флот и таинственное боевое средство —  так называемый греческий

огонь. Впрочем, все это служило исключительно оборонительным целям. Во

всяком случае, в своем качестве морской державы она могла предпринимать

нечто такое, чего не могла себе позволить империя Карла Великого — 

держава чисто континентальная; Византия была настоящим “удерживающим”,

“катехоном”, несмотря на свою слабость, она “удерживала” ислам много веков,

предотвращая тем самым возможность завоевания Италии арабами. В противном

случае с Италией случилось бы тоже самое, что произошло тогда с Северной Африкой, —  антично-христианская культура оказалась бы уничтоженной, и Италия была бы поглощена миром ислама. В христианско-европейском ареале

впоследствии возникла новая морская держава, возвысившаяся благодаря крестовым

походам: Венеция.

Тем самым в мировую историю вторгается

новое мифическое имя. Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась

символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле.

Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли

“самым диковинным созданием в истории экономики всех времен”. Все, что

побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в18-20 веках, прежде

уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства; преимущество

в дипломатическом искусстве, с помощью которого морская держава умеет вызывать

осложнения во взаимоотношениях континентальных держав и вести свои войны

чужими руками; аристократический основной закон, дававший видимость решения

проблемы внутриполитического порядка; толерантность в отношении религиозных

и философских взглядов; прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции.

Сюда же относится очаровательное великолепие роскошных празднеств и красоты

изящных искусств. Один из этих праздников особенно занимал человеческое воображение и способствовал прославлению Венеции в мире - это было овеянное

легендами “Обручение с морем”, так называемая sposalizio del mare.

Ежегодно в день Вознесения Господня

дож  республики Венеция отправлялся в открытое море на роскошном

государственном корабле, и бросал в волны кольцо в знак соединения с морем.

Сами венецианцы, их соседи, а также народы, обитавшие вдалеке от Венеции,

видели в этом убедительный символ посредством коего рожденная морем держава

и рожденное морем богатство приобретали мифическое освящение. У нас, однако,

еще будет возможность убедиться в том, как в действительности обстояло

дело с этим прекрасным символом, когда мы вновь увидим его в его изначальном

свете.

Эта сказочная царица моря сияла

все ярче с 1000 по 1500 годы. В 1000 году тогдашний император Византии

Никифор Фока мог еще с некоторым на то основанием утверждать о себе: “До

сих пор вы были в брачном союзе с морем, отныне оно принадлежит мне.” Между

этими двумя датами лежит эпоха венецианского морского господства над Адриатикой, Эгейским морем и восточной частью Средиземного моря. В эту эпоху возникла

легенда, привлекшая в Венецию еще в 19-20 веках бесконечное множество путешественников

и знаменитых романтиков всех европейских наций, поэтов и людей искусства

—   таких, как Байрон, Мюссе, Рихард Вагнер, Баррэ. Никто не

сможет избежать очарования этой легенды, и меньше всего хотелось бы умерить

сияние ее славы. Но если спросить, имеем ли мы здесь дело со случаем чисто

морского существования и подлинного выбора в пользу морской стихии, то

мы сразу же увидим, сколь стесненной оказывается морская держава, ограниченная Адриатикой и бассейном Средиземноморья, когда однажды открываются необозримые

пространства мировых океанов.

4.

Немецкий философ географии Эрнст

Каш, ум которого был целиком во власти обширного мира идей Гегеля, классифицировал

империи в зависимости от фактора воды в своей “Сравнительной географии”

(1845). Он различает три стадии развития, три акта великой драмы. Мировая история начинается для него с “потанического” времени, то есть с культуры речных пойм ближнего и среднего Востока в двуречьи Евфрата и Тигра

и на реке Нил, в ассирийском, вавилонском и египетском царствах Востока.

Далее следует так называемый талассический период культуры внутриматериковых

морей и бассейна Средиземного моря, которому принадлежат греческая и римская

античность и средиземноморское Средневековье. С открытием Америки и началом

кругосветных плаваний наступает последняя и высшая стадия, эпоха океанической

культуры, носителями которой являются германские народы. Для прояснения существа дела мы, однако будем пользоваться трехчастной схемой, различающей

реку, внутриматериковое море и океан. Тогда мы яснее увидим, почему морское

господство Венеции оставалось целиком на второй, талассической ступени.

Как раз праздник, подобный вышеупомянутому

“Обручению с морем”, позволяет сознать это различие. Такие символические

действа соединения с морем встречаются и у других зависимых от моря народов. Например, индейские племена Центральной Америки, занимавшиеся рыбным промыслом

и мореплаванием, приносили божествам моря жертвы в виде колец и других

драгоценностей, в виде животных и даже людей. Я, однако, не думаю, что

подобные же обряды практиковали и настоящие “пленители моря”. Из этого

не следует, что они были менее предрасположены к набожности или в меньшей

степени чувствовали потребность в заклинании божественных сил. Но о церемонии

обручения или бракосочетания с морем они не думали именно потому, что они

были настоящими детьми моря. Они чувствовали себя идентичными стихии моря.

Те же символические обручения или бракосочетания показывают, напротив,

что приносящий жертву и божество, которому приносится жертва, суть различные,

даже противоположные существа. С помощью такой жертвы должно умилостивить

враждебную стихию. В случае Венеции церемония отчетливо позволяет понять,

что смысл символического акта не является порождением изначального морского существования; в гораздо большей степени  здесь присутствует особый стиль праздничных символов, созданный высокоразвитой береговой культурой

и культурой лагун. Обычное мореплавание и культура, основывающаяся на использовании

выгодного приморского месторасположения представляют собой все же нечто

иное, нежели чем перемещение всего исторического бытия с земли в море,

выбор моря как стихии существования. Господство Венеции в прибрежной зоне начинается в 100 году морским походом в Долмацию. Господство Венеции над

хинтерландом, например над Хорватией и Венгрией всегда оставалось проблематичным,

каким только и может быть господство флота над сушей. И в области техники

кораблестроения республика Венеции не покидала Средиземного моря и Средневековья

вплоть до своего упадка в 1797 году. Как и народы Средиземноморья, Венеция знала только гребное судно, галеру. Судоходство на больших памятниках пришло

в Средиземное море  из Атлантического океана. Венецианский флот был

и остался флотом больших галер, движимых гребной силой. Парус использовался

лишь в качестве дополнительного элемента при благоприятном попутном ветре,

как это было уже в античную эпоху. Особенным навигационным достижением

было усовершенствование компаса до его современной формы. Благодаря компасу

“корабль приобрел нечто разумное, в силу чего человек вступает в общение

и породняется с транспортным средством” (Капп). Только теперь самые отдаленные

участки земли на всех океанах могут вступить в контакт, так что открывается

круг земной. Но современный компас, появление которого в Средиземноморье

относили раньше чаще всего к 1302 году и к итальянскому морскому городу

Амальфи, в любом случае изобретен  не в Венеции. Использование этого

нового средства для океанических плаваний было венецианцам не свойственно.

Как я уже говорил и еще раз повторяю,

мы не хотим преуменьшить сияние и славу Венеции. Но мы должны понять смысл

происходящего, когда народ в совокупности всего своего исторического бытия

делает выбор в пользу моря как чужой себе стихии. Способ  ведения

морских сражений того времени нагляднее всего демонстрирует то, о чем здесь

идет речь, и в сколь малой степени  можно говорить об элементарном

переносе всей человеческой экзистенции с земли на море в тогдашнем Средиземноморье.

В античном морском сражении гребные суда атакуют друг друга  и пытаются

протаранить и взять на абордаж один другого. Морской бой поэтому всегда 

представляет собою ближний бой. “Корабли хватают друг друга словно пары

борющихся мужчин”. В битве при Милах римляне сперва брали вражеские суда

на абордаж, перебрасывая настилы из досок и устанавливали таким образом

мост, по которому могли вступить на вражеский корабль. Морской бой превращался

тем самым в сухопутное сражение на кораблях. На корабельных досках рубились

мечами словно на сцене. Так разыгрывались знаменитые морские сражения древности.

Похожим образом, хотя и с помощью более примитивных ручных орудий, вели

свои морские сражения малайские и индейские племена.

Последнее крупное морское сражение

такого рода оказалось вместе с тем последним славным подвигом венецианской

истории —  то был морской бой при Лепанто (1571). Здесь испано-венецианский

флот встретился с турецким и одержал самую убедительную победу на море

из всех, когда-либо одержанных христианами над мусульманами. Битва произошла

в том же самом месте, у Акциума, где незадолго до начала нашей эры (30

г. до Р.Х.) вступили в бой флотилии Востока и Запада, Антония и Октавиана.

Морская битва при Лепанто велась в основном теми же корабельно-техническими

средствами, что и сражение у Акциума полтора тысячелетия назад. В ближнем

бою на корабельных досках сражались отборные пешие части испанцев, знаменитые

терции, с янычарами, элитарными войсками Османской империи.

Изменение способа ведения войны

на море произошло лишь немногими годами позже битвы при Лепанто, — 

именно при разгроме испанской армады в проливе Ла-Манш. Маленькие парусники

англичан обнаружили свое преимущество перед большими кораблями испанского

флота. Однако ведущими в области техники кораблестроения были тогда не англичане, а голландцы. За время с 1450 по1600 годы голландцы изобрели

новых типов кораблей больше, чем все остальные народы. Просто открытия

новых частей света и океанов было недостаточно для того, чтобы заложить

основы господства на мировых океанах и обеспечить выбор моря в качестве

стихии существования.

5.

Не благородные дожи на  помпезных

судах, но дикие искатели приключений и “пенители моря”, отважные, бороздящие

океаны охотники на китов и смелые водители парусников суть первые герои

новой морской экзистенции. В двух важнейших областях —  китобойном

промысле и кораблестроении —  голландцы были сперва далеко впереди

всех.

Здесь я обязан сперва воздать хвалу

киту и охотнику на кита. Невозможно говорить о великой истории моря и о

выборе человека в пользу морской стихии, не упоминая сказочного Левиафана

и его столь же чудесного преследования. Конечно же, это огромная тема.

Моя слабая похвала не достигает ни кита, ни охотника. Как я могу брать

на себя смелость подобающим образом рассказать о двух морских чудесах — 

о могущественнейшем из всех живущих зверей и об отважнейшем из всех охотников

человечества?

Я осмеливаюсь на это только потому,

что могу опираться на авторитет двух великих глашатаев и провозвестников

обеих этих морских чудес, — значительного французского историка Жюля

Мишле и великого американского писателя Германа Мелвилла. В 1861 году француз опубликовал книгу о море —  гимн красоте моря и миру его неоткрытых чудес, богатствам морского дна всех континентов, которыми еще не завладел

и которые еще не использовал “свирепый король этого мира”, человек. Мелвилл

же является для мировых океанов тем, чем для восточного Средиземноморья

является Гомер. В захватывающей повести “Моби Дик” (1851) он описал историю

великого кита , Моби Дика, и охотящегося за ним капитана Ахаба, сложив

тем самым величайший эпос океанской стихии. Я, конечно, осознаю, что, когда

я при случае употребляю здесь вместо слова “кит” словосочетание “рыба-кит”

и вместо “охотник на кита” говорю иногда “охотник на китовых рыб”, это

сочтут дилетантским  и неточным словоупотреблением. Меня начнут поучать

о зоологической природе кита, который, как это известно любому школьнику,

представляет собой млекопитающее, но не рыбу. Уже в напечатанной в 1776

году “Системе природы” старого Линнея можно было прочитать о том, что рыба-кит

—   теплокровное, дышит легкими, а не жабрами, как обычная рыба;

что самка кита рождает уже сильно развитого живого детеныша и почти целый

год любовно заботится о нем и вскармливает его своим молоком. Я никоим

образом не хочу спорить с учеными-специалистами в обширной науке о китах,

с цетологами, но хочу только кратко, без всяких дискуссий, объяснить, почему

я полностью не отвергаю старое имя “рыба-кит”. Само собой разумеется, кит

не есть рыба, такая, как щука или селедка. Тем не менее, называя это странное чудовище рыбой, я обнажаю всю нелепость того, что такой теплокровный гигант

предан стихии моря, хотя он и не предрасположен  к этому своим физиологическим

строением. Только вообрази на минуту противоположный случай: громадное

, дышащее жабрами существо бегает по суше! Самое крупное, самое сильное

и самое мощное морское животное бороздит мировые океаны от северного до

южного полюсов, дышит легкими и, будучи млекопитающим рожает живых детенышей

в этот мир моря! Оно не является также амфибией, но является настоящим млекопитающим, и все-таки одновременно рыбой по своей стихии обитания.

В рассматриваемый нами период, а именно с 16 по 19 века, охотники на эту

огромную рыбу были подлинными Охотниками с большой буквы, а не просто какими-то

банальными “китобоями” или “китоловами”. Это небезразлично для нашей темы.

Французский восхвалитель кита Мишле

в своей книге о море описывает любовную и семейную жизнь китов  с

особой проникновенностью. Самец кит —  проворный любовник самки-кита,

нежнейший супруг, заботливейший отец. Он являет собой гуманнейшего из всех

живых существ, он гуманнее человека, который истребляет китов с варварской жестокостью. Но насколько же невинны были методы ловли рыбы в те времена,

в 1861 году, когда об этом писал Мишле! Впрочем, уже тогда пароходы и пушки

нарушили равноправие кита и человека и низвели бедного кита до удобного

объекта отстрела. И что бы сказал гуманный друг людей и любитель животных

Мишле, увидев сегодняшнее промышленное изготовление китового жира и реализацию

китовых туш! Ибо то, что сегодня, после Мировой войны 1914 — 1918 гг.,

образовалось и все больше усовершенствуется под названием “пелагической”, глубинной ловли, более невозможно именовать не только охотой, но даже и

ловлей. Сегодня к Южному полюсу Земли в Полярное море отправляются огромные

корабли водоизмещением  до 30000 тонн, оснащенные электрическими приборами,

пушками, минами, самолетами и радиоаппаратурой, подобные плавающим 

кастрюлям для пищи. Туда скрылся кит, и там мертвое животное перерабатывается

промышленным способом прямо на судне. Так бедный Левиафан исчез бы вскоре

с нашей планеты. В 1937-1938 гг. в Лондоне наконец-то было достигнуто международное

соглашение, которое определяет известные правила китобойного промысла,

устанавливает районы ловли, предусматривает прочие условия с тем, чтобы 

защитить хотя бы оставшихся в живых китов от дальнейшего внепланового истребления.

Охотники на кита, о которых здесь

идет речь, были, напротив, истинными охотниками, а не банальными ловцами,

и уж точно не забивали китов механическим способом. Они гнались за своей 

добычей из вод Северного моря или от атлантического побережья на парусниках

и гребных судах через огромные пространства мировых океанов, а оружием,

с помощью которого они вступали в битву с могучим и хитрым морским гигантом,

являлся гарпун, бросаемый человеческой рукой. Это была опасная для жизни

битва двух живых существ, причем оба они, не будучи рыбами в зоологическом

смысле, передвигались в стихии моря. Все подручные средства, которые использовал

в этой борьбе человек, тогда еще приводились в действие мускульной силой

самого человека: парус, весло и гарпун, смертельное метательное копье.

Кит был достаточно сильным для того, чтобы одним ударом своего хвоста разнести

в щепки корабль и лодку. Человеческой хитрости он мог противопоставить

тысячу собственных уловок. Герман Мелвилл, который сам много лет служил

матросом на китобойном судне, описывает в своем “Моби Дике”, как между

охотником и его жертвой возникают, можно сказать личная связь и интимные

отношения дружбы-вражды. Здесь человек все более погружается в стихийную

бездну морского существования, благодаря борьбе с другими обитателями моря.

Эти охотники на кита плавали под парусами с севера на юг земного шара и

от Атлантического до Тихого океана. Все время следуя таинственным путям кита, они открывали острова и континенты, не делая из этого большого шума.

У Мелвилла один из этих мореплавателей, познакомившись с книгой первооткрывателя

Австралии капитана Кука, произносит такие слова: этот Кук пишет книги о

вещах, которые охотник  на китов не стал бы даже заносить в свой судовой

журнал. Мишле спрашивает : Кто показал людям океан ? Кто открыл океанические

зоны и проливы? Одним словом: Кто открыл земной шар? Кит и охотник на кита!

И все это независимо от Колумба и от знаменитых золотоискателей, которые

с большой шумихой ищут то, что уже найдено благородными рыбаками Севера,

из Бретани и из страны Басков. Мишле говорит это и продолжает: эти охотники

на кита являют собою величайшее проявление человеческого духа. Без кита рыболовы всегда  оставались бы только на побережье. Рыба-кит заманила

их в океаны и даровала независимость от берега. Благодаря киту были открыты

морские течения и найден проход к Северу. Кит предводительствовал нами.

Тогда, в 16 столетии, на нашей

планете два различных  вида охотников одновременно находились во власти

пробуждения стихий. На земле то были русские охотники на пушного зверя,

которые, следуя за пушным зверем, покорили Сибирь и вышли по суше к восточноазиатскому побережью; на море северо- и западноевропейские охотники на кита, которые

охотились на всех мировых океанах и, как справедливо указывает Мишле, сделали

видимым глобус. Они — первенцы новой, стихийной экзистенции, первые настоящие

“дети моря”.

6.

На эту смену эпох приходится важнейшее

событие в области техники. И здесь голландцы оказываются впереди всех.

В 1600 году они были бесспорными мастерами кораблестроения. Они изобрели

новые приемы парусной техники и новые типы парусных кораблей, которые упразднили весла и открыли возможности для навигации и судоходства, отвечающие размерам

вновь открытых мировых океанов.

 Около1595 года в Северной

Голландии появляется новый тип корабля из западнофризского города Хоорн.

Это была лодка с прямыми парусами, шедшая под парусом не только при попутном

ветре, как старый парусник, но также и сбоку от ветра, умевшая использовать

ветер совсем иначе, чем прежние суда. Корабельные снасти и искусство парусного

мореплавания усовершенствуются отныне в небывалой степени. “ Судоходство Средневековья заканчивается катастрофическим образом”, - говорит по поводу

этого события Бернхард Хагеборн, историк развития корабельных типов. Здесь

находится подлинный поворотный момент в истории взаимоотношений Земли и

Моря. Этим было достигнуто все, чего позволял достичь материал, из которого

были сделаны тогда судно и такелаж. Новый поворот в технике кораблестроения

наступил только в 19 веке. “ Подобным откровению, - говорит Хагеборн, -

должен был казаться морякам момент, когда однажды они оставили большой

парус и увидели, сколь богатые возможности открывает перед ними маленький

парус”. Благодаря этому техническому достижению голландцы стали “извозчиками”

всех европейских стран. Они унаследовали также торговлю немецкой Ганзы.

Даже мировая держава Испания была вынуждена фрахтовать голландские суда

для обеспечения своих трансатлантических перевозок.

 В 16 веке кроме того появляется

новый военный корабль, и этим открывается новая эра морской военной стратегии.

Оснащенный орудиями, парусник с бортов обстреливают залпами противника.

Тем самым морское сражение становится артиллерийским боем с дальнего расстояния,

требующим большого искусства управления парусником. Только теперь можно

по-настоящему говорить о морском сражении, ибо, сражение экипажей гребных

галер, как мы видели, представляет собой только сухопутный бой на корабле.

С этим связана совершенно новая тактика морского боя и ведения войны на

море, новое искусство “эволюций”, необходимых до, во время и после морского

сражения. Первая научная в современном смысле книга об этом новом искусстве вышла в Лионе в 1697 году под названием “L`art des armecs navales ou trait

des evolutions navales”; ее автором был священник ордена иезуитов француз

Поль Ост. В ней дан критический обзор морских сражений и морских маневров

голландцев, англичан и французов во время войны Людовика 14 с голландцами.

Впоследствии появились и другие французские исследования этого вопроса.

Только в 18 веке в 1782 году в ряд знаменитых теоретиков морской тактики

входит англичанин в лице Клерка д`Эльдина.

 Все западно- и центральноевропейские

народы внесли свой вклад в общее достижение, заключавшееся в открытии новой

земли и имевшее следствием всемирную европейскую гегемонию. Итальянцы усовершенствовали

компас и создали навигационные карты; открытие Америки состоялось прежде

всего благодаря силе познания и уму Тосканелли и Колумба. Португальцы и

испанцы снарядили первые великие исследовательские экспедиции и совершили

кругосветные плавания под парусами. В становление новой картины мира внесли

свой вклад великие немецкие астрономы и замечательные географы; название

“Америка” придумал в 1507 году немецкий космограф Вальтцемюллер, а предприятие

иностранцев в Венесуэле явилось большим колониальным стартом, который,

однако, не мог справиться с испанским сопротивлением. Голландцы были ведущими

в китобойном промысле и в области техники кораблестроения. Франция располагала особенно широкими возможностями как благодаря своему географическому положению

на трех побережьях —  Средиземного моря, Атлантического океана и Ла-Манша

—  так и в силу своего экономического потенциала и из-за склонности

к мореплаванию населения ее атлантического берега. Французский викинг Жан

Флери в 1522 году нанес первый ощутимый удар по испанской мировой гегемонии

и захватил два груженных драгоценностями корабля, которые Кортес направил

из Америки в Испанию; французский первооткрыватель Жан Картье уже в 1540

году открыл Канаду, “новую Францию” и завладел ею для своего короля. Особо

важную часть при пробуждении морских энергий той эпохи составляли гугенотские

корсары, выходцы из Ла-Рошеля. Франция на много десятилетий превзошла Англию

в области военного строительства парусных кораблей еще в 17 столетии, при

гениальном морском министре Кольбере.

Достижения англичан в судоходстве, 

само собой разумеется, также весьма значительны. Но плавать южнее экватора

английские моряки начинают только после 1570 года. Лишь в последней трети

16 века начинается великое пробуждение английских корсаров к плаванию за океан и в Америку.

7.

 Всевозможные “пленители моря”,

пираты, корсары, занимавшиеся морской торговлей авантюристы составляют,

наряду с охотниками на кита и водителями парусников, ударную колонну того

стихийного поворота к морю, который осуществляется на протяжении 16-17

веков. Здесь перед нами следующий отважный род “детей моря”. Среди них

есть известные имена, герои морских рассказов и сказаний о разбойниках,

такие, как Франц Дрейк, Хеквинс, сэр Уолтер Рэлли или сэр Генри Морган, прославленные во множестве книг; судьба каждого из них в самом деле была

достаточно богата приключениями. Они захватывали испанские флотилии с серебром,

и одна эта тема сама по себе уже довольно интригующая. Существует обширная

литература о пиратах вообще и о многих великих именах в частности, а на

английском языке составлен даже словарь о них под забавным названием “The

Pirate`s Who’s Who”, энциклопедия пиратов.

 Целые категории этих отважных

морских разбойников в самом деле снискали себе славу в истории, ибо нанесли

первые удары по испанской гегемонии во всем мире и по испанской монополии

в торговле. Так, гугенотские пираты во французской морской крепости Ла-Рошель

заодно с голландскими морскими гезами сражались против Испании во времена королевы Елизаветы. Затем это были так называемые елизаветинские корсары,

внесшие весомый вклад в разгром испанской армады (1588г.). За корсарами

королевы Елизаветы последовали корсары короля Якова I, среди них был сэр

Генри Мейнверинг, сперва один из самых отъявленных морских разбойников,

затем помилованный королем в 1616 году и, наконец, победитель пиратов,

награжденный должностями и почестями. Далее идут флибустьеры и дикие пираты,

отправлявшиеся в свои далекие плавания с Ямайки и из вод Карибского моря,

французы, голландцы и англичане, среди них сэр Генри Морган, разграбивший

в 1671 году Панаму, возведенный в рыцарское достоинство королем Карлом

II и ставший королевским губернатором Ямайки. Их последним подвигом стало

покорение испанской морской крепости Картахена в Колумбии, которую они

совместно с французским королевским флотом взяли приступом в 1697 году

и ужасающим образом разграбили после ухода французов.

 В подобного рода “пленителях

моря” проявляется морская стихия. Их героическая эпоха длилась приблизительно

150 лет, примерно с 1550 до 1713 года, то есть со времени начала борьбы

протестантских государств против всемирного господства католической Испании

и до момента заключения Утрехтского мира. Морские разбойники существовали

во все времена и на всех морях и океанах, начиная с упоминавшихся выше пиратов, изгнанных критским государством из восточного Средиземноморья

много тысячелетий тому назад и вплоть до китайских джунков, которые еще

в 1920-1930 годах захватывали и грабили торговые суда в восточноазиатских

водах. Но корсары 16 и 17 веков занимают в истории пиратства все же особое

место. Их время кончилось только с заключением Утрехтского мира (1713),

поскольку тогда произошла консолидация системы европейских государств.

Военные флотилии морских держав могли теперь осуществлять эффективный контроль,

а новая, на море воздвигнутая всемирная гегемония Англии впервые стала очевидной. Тем не менее еще и до 19 века существовали корсары, воевавшие

частным образом, с разрешения своих правительств. Но прогрессировала организация

мира, техника кораблестроения и навигация усовершенствовались, становились

все более наукоемкими, а пиратство есть все же, как сказал один английский

знаток военно-морского дела, “донаучная стадия ведения морских войн”. Переставший

надеяться

на собственный кулак и собственные расчеты пират превратился отныне в жалкого

преступника. Разумеется всегда имелись некоторые исключения. К таковым

принадлежит французский капитан Миссон, попытавшийся в 1720 году создать

на Мадагаскаре диковинное царство гуманности. Однако в целом после Утрехтского

мира пират был вытеснен на обочину мировой истории. В 18 веке он всего

лишь беспутный субъект, грубый криминальный тип, могущий еще служить персонажем

увлекательных рассказов, наподобие “Таинственного острова” Стивенсона,

но не играющий более никакой роли в истории.

 Напротив, корсары 16-17 веков

играют весьма значительную роль в истории. Во всемирном противоборстве

Англии и Испании они являются активными воинами. У своих врагов испанцев

они считались настоящими преступниками; их вешали, когда ловили. Так же

и собственное правительство хладнокровно жертвовало ими, когда они становились неудобными или когда это диктовалось соображениями внешнеполитического

порядка. Часто лишь случай решал, закончит ли такой корсар жизнь королевским

вельможей, высокопоставленным сановником или приговоренным к повешенью

пиратом. К тому же, различные наименования, как-то пират, корсар, Privateer, Merchant-Adventurer на практике трудно различимы и употребляются одно вместо

другого. В собственном смысле слова, с юридической точки зрения, между

пиратом и корсаром существует большая разница. Ибо, в отличие от пирата

, корсар обладает документом, подтверждающим его права, полномочиями своего

правительства, официальным каперным письмом своего короля. Он вправе ходить

под флагом своей страны. Пират же , напротив, плавает без всяких законный

оснований. Ему подходит лишь черное пиратское знамя. Но сколь бы четким

и ясным ни казалось это различие в теории, на практике оно легко стирается. Корсары часто превышали свои права и плавали с фальшивыми каперскими свидетельствами,

а иногда и с письменно заверенными доверенностями от несуществующих правительств.

 Существеннее всех этих юридических

вопросов нечто иное. Все эти Rochellois, морские гезы и флибустьеры, имели

политического врага, а именно, Испанию, великую католическую державу. До

тех пор, пока они остаются сами собой, они основательно грабят большей

  1   2   3   4   5




Похожие:

Земля и море iconДокументы
1. /Земля и море.doc
Земля и море iconГеография-8 Задание по карте карта выполняется на стр. 14 Рабочей тетради
Земля Франца-Иосифа, Врангеля, Северная Земля, Новосибирские, Новая Земля, Колгуев, Курильские, Сахалин
Земля и море iconВозложите на море венки
Есть такой человечий обычай в память воинов, в море погибших, возлагают на море венки
Земля и море iconЭлегия Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей

Земля и море icon1 сентября 2011 года во всех классах мбоу сош №9 прошёл Всекубанский классный час «Земля отцов моя земля!»

Земля и море iconУрок «Земля отцов моя земля!»

Земля и море iconМероприятия, посвященные 75-летию Краснодарского края 09. 11г. Праздничная линейка, посвященная дню Знаний
Музей им. Е. Д. Фелицина в гостях у начальной школы. Выставка «Земля отцов – моя земля»
Земля и море iconКлассный час ребятам очень понравился
Информация о проведенном Едином Всекубанском классном часе «Земля отцов – моя земля», посвященном 74 годовщине со дня образования...
Земля и море icon[ вернуться к содержанию сайта ] почему земля вращается против часовой стрелки?
Участников «Диалога» было трое: Сагредо, Сальвиати и Симпличио и братьев как раз трое. Нашлась и подходящая тема беседы, устраивавшая...
Земля и море icon1. Подчеркни названия природных объектов
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов