Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты icon

Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты



НазваниеВалеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты
страница1/8
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. /Валеология - мировоззренческий, научный и религиозный аспекты.rtfВалеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

Православие и современность. Электронная библиотека.

Валеология:
мировоззренческий, научный и религиозный аспекты



© Отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви, Москва, 2002г.


© Интернет-издание Вэб-Центра "Омега"


Содержание


Предисловие

Священник Максим Обухов

Заключение на некоторые программы и учебники по валеологии 5

С.А. Гамаюнов

В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) 6

Диакон Андрей Кураев

Религиоведческий анализ некоторых учебных пособий и научных работ по валеологии 8

И.В.Силуянова

Валеология: научно-методологическая и мировоззренческая несостоятельность35

Н.К. Щекочихина, Н.Г. Щетилова

Разрушительное влияние валеологии на ребенка 36

Некоторые аспекты нарушения прав детей и родителей при введении валеологии в общеобразовательных учреждениях.

Открытое письмо министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову

Обращение участников Восьмых Рождественских образовательных чтений

Ответ Министерства образования РФ

Предисловие


Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть: инок Пересвет, полководец А.В.Суворов, писатель Л.Н.Толстой и многие другие. Сам уклад жизни россиян – умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд – способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет – валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно – они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены и элементов оккультизма. Все это предполагалось вводить в школах с 1 по 11 класс. Улучшит ли этот курс здоровье детей? Несложно догадаться, что нет. Для действительного оздоровления детей нужно прежде всего физическое воспитание. Сегодня спортивные залы в школах часто сдаются кому угодно, вместо того чтобы использоваться по назначению. Стадионы давно уже заняты коммерческими структурами, банками и кем угодно. Здоровый образ жизни необходим, с этим никто не спорит. Но вместо реальной заботы о здоровье мы видим таинственный предмет "валеология".
Собственно говоря, науки такой нет, а есть плохо соединенная смесь дисциплин – естественнонаучных и медицинских: анатомии, физиологиии, санитарии, гигиены, природоведения, сексологии, сексопатологии. Нередко это пронизано оккультным содержанием и обогащено опытом йоги, теософии и т.д.

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии – это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку. Школьнику внушается, что "здоровье – главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, – "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни"1. Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств – грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

В учебных пособиях по валеологии звучат призывы "смело освободиться от рутины авторитетов", от "устаревших догм" нравственности, освободить детей от "притязаний родителей". Нередко встречаются такие цитаты: "Независимость от семьи является нормой". К чему ведет "независимость от семьи" на практике, рассказывает доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов): "Я побывал на уроке валеологии в местном молодежном центре в г. Ноябрьске. На урок пришли подростки 11-12 лет, девочки. Тема занятия – "Любовь и дружба". После хорошего, в общем-то, начала о том, как важны любовь и дружба, разговор принял откровенно сексуальный оборот. Стали говорить о том, что дружба-то предполагает общение между мальчиками и девочками весьма близкое. "Поднимите руки те, у кого уже были мальчики!" – предложила преподавательница. Подняла руку одна девочка из пятнадцати. Другие засмущались. И педагог-психолог начала хвалить "более раскрепощенную": "Ты молодец, что не побоялась сказать об этом при всех – вот это правильно, ты ведешь самостоятельную жизнь. Теперь, дорогие мои, давайте запомним, что вы становитесь подростками, вы уже почти взрослые люди. Когда вы были маленькими – вы нуждались в папе и маме, которые вас опекали, одевали. А теперь вы уже самостоятельные люди!"... Все, что было сказано дальше, наводило детей на мысль: родители теперь не нужны. Главная идея дальнейшего разговора – отрыв от родителей, чтобы дети вели самостоятельный образ жизни, и во взглядах не зависели от отца с матерью. Вот в чем суть этих уроков"2.

В валеологических программах прослеживаются весьма четкие установки: можно высказывать любые мнения, задавать любые вопросы (например, отстаивать права гомосексуалистов), но нельзя критиковать, нельзя оценивать и давать советы. Нельзя давать оценки тем или иным поступкам, мотивам, поведению и образу жизни, но нужно предлагать ребенку "выбор", полностью устранившись от воспитания. При этом детям дается исчерпывающая информация о всевозможных извращениях во всех подробностях. Школьники знакомятся с "источниками полового возбуждения", с "сексуальными предрассудками" (это предрассудки родителей насчет целомудрия), с "разнообразием сексуального поведения", с "особенностями гетеросексуальных отношений", с "сексуальными отношениями между взрослыми и несовершеннолетними". Это называется поставить детей в "ситуацию аргументированного выбора". При этом "учитель должен исключить наставление". Выбирайте, мальчики и девочки! Сознательный выбор важен, но не надо быть психологом, чтобы понять, что выберет большинство после такой атаки. Ведь дети до 21 года не способны в достаточной мере предусматривать последствия, они нуждаются в запретах, в четких оценках "хорошо – плохо". Такие курсы лишают детей защиты и помощи взрослых. Ответственность же за последствия "выбора", за опрометчивые поступки целиком перекладывается на ребенка.

"Вы должны, – внушают детям валеологи, – брать на себя ответственность за собственные поступки. Каждый человек сам отвечает за свои поступки". Тексты, предназначенные для борьбы против наркотиков, говорят: "Выбирайте сами: жизнь или смерть, и пусть ваш выбор будет осознанным". Ребенку предлагают выбирать не только хорошее, но и плохое. Не встают у него на пути к погибели, а равнодушно предлагают осознанно выбирать жизнь или смерть. Родителям советуется не читать детям мораль, исключить наставления. Вместо беспощадной борьбы с теми, кто производит, завозит, распространяет наркотики, в том числе и в школах, советуют детям осознанно выбирать жизнь или смерть.

Несмотря на облагороженный внешний вид, в программах по валеологии и на уроках валеологии по-прежнему насаждается так называемое "сексуальное воспитание" несовершеннолетних, вызвавшее волну протестов. Авторы этих программ ведут активную обработку родителей, добиваясь их согласия на то, чтобы "научить детей быть здоровыми". К сожалению, многие родители не догадываются, что скрывается за приглаженными фразами.

"Валеология, – говорит доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов), – как наука о здоровье не соответствует своему названию, ибо содержание преподавания направлено не на развитие здорового образа жизни, а на развитие у детей грехов: блуда, прелюбодеяния, обмана, плотолюбия, а также связей с демоническим миром. Во многих валеологических центрах сейчас учат оккультизму, говорят о "новой эре", изучают "энергетическое астральное строение человека", чакры, лечебную магию, "гигиену мысли".

Преподавание вопросов сексуальности в виде так называемой "половой гигиены" будет способствовать расторможению половых инстинктов с вытекающими отсюда последствиями: ранним началом сексуальной жизни, развитием сексуальных извращений, увеличением числа подростковых беременностей и абортов. Все это будет способствовать (как ныне установлено психиатрами, педагогами, детскими врачами) не повышению уровня здоровья, а наоборот, – резкому его снижению.

Духовные аспекты этой проблемы ясны и хорошо понятны всем верующим людям: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Развитие блуда с ранних лет, прикосновение к демоническому миру через преподавание основ оккультизма никак не будут способствовать сердечной чистоте и, естественно, будут отдалять человека от Бога, ввергать его в пучину греха, что неминуемо скажется отрицательно на здоровье детей и подростков, приведет к резкому усилению преступности в стране"3.

Немалая часть того, что содержится в курсе валеологии – это просто видоизмененные фрагменты той самой программы по сексуальному образованию, "планированию семьи", которая отменена в 1998 году4. И тот же будет рынок сбыта контрацептивов, в том числе и гормональных, для подростков. Как свидетельствуют ученые-гинекологи, в период 14-15 лет, когда цикл не установился, детородная функция вообще не сформирована, нагружать детский организм гормональными таблетками не только не безобидно, но просто вредно и преступно! Преступно учить и извращениям вроде техники "безопасного секса", что были заложены в первой спецпрограмме, а теперь по частичкам перекочевали в валеологию.

Для любого человека очевидно, что раннее половое воспитание не может решить никаких проблем, и только нравственное воспитание удержит человека в определенных рамках. Если же до того, как сформируется нравственный стержень, приучить ребенка к вседозволенности, – это чревато страшными трагедиями. Раннее сексуальное воспитание имеет непредсказуемые последствия, оно направлено против устоев семьи, против ответственности за близкого человека. Все ведет как раз к нездоровому образу жизни. К сожалению, под видом валеологии распространяются дискредитировавшие себя идеи сексуального воспитания.

Под видом профилактики наркомании в курсах валеологии фактически дается инструкция по употреблению наркотиков.

Специалисты отмечают, что в курсе валеологии постоянно нарушаются базовые педагогические принципы: системности, непрерывности, преемственности, адаптивностии и др. По устоявшейся и научно обоснованной традиции в 5-м классе изучают ботанику, а в 9-м классе, после 14 лет, анатомию. С 7 до 14 лет идет воспитание чувств. И когда в это время начинают заострять внимание ребенка на физическом теле, – это негативно сказывается на его развитии. В валеологии же анатомию детям пытаются дать с 11, а то и с 7 лет – в том числе и анатомию половых органов, что совершенно недопустимо.

Даваемая на уроках валеологии детям информация не только преждевременна, но и, как правило, дается в примитивном, упрощенном варианте. Например, в методическом пособии по валеологии для учителей первого класса (автор Мельничук) на втором уроке, второй неделе от начала первого в жизни учебного года семилетних детей, предлагается изучать тему: "Как возникла на земле жизнь разных животных". Цель урока – сформировать у детей представление о клетке как основе развития всего живого. В этой теме дается следующее представление о клетке: "Как капелька, но не делится, как яйцо, но не разобьешь, как колобок, но не съешь". Даже далекому от биологии человеку ясна полная профанация биологических знаний в этих "перлах". Эта тема изучается в старших классах – в 9-11-м. Получается, что дети серьезные темы изучают в упрощенном варианте, и у них создается ощущение, что им все понятно, что они уже все знают. Это все равно что по комиксам изучать серьезные литературные произведения. Нарушение многие принципов традиционной педагогики в валеологии встречается постоянно.

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconУрок по обж 9 класс Валеология определение и значение
Валеология это не просто уникальная наука о здоровом образе жизни, но и наука, охватывающая все известные сферы человеческого бытия...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconПрочитай три текста
К какому стилю речи можно отнести каждый текст: (разговорный, учебно-научный, научный, художественный, деловой)? Докажи свою мысль...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconКогнитивный аспекты
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. /Под ред. В. А. Пищальниковой. — М.: Мгэи, 2005....
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconДокументы
1. /Фофанов В.П. - Мировоззренческий синтез на грани тысячелетий. Роль теософии.doc
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconФилософские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин
В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации, ограниченности его интеллектуальных ресурсов на возможность...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconУчебно-научный филологический центр
Учебно-научный филологический центр приглашают Вас 12–13 апреля 2007 года принять участие в Пятой научно-методической конференции...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты icon-
Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconНотариальное право. Сравнительные аспекты
Молдовы Кишиневе проходила Международная конференция, организованная Германским Фондом Международного Правового Сотрудничества при...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconЛ. В. Серегина л. В. Серегина, научный сотрудник отдела закон
Л. В. Серегина, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного...
Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты iconДокументы
1. /Политический процесс основные аспекты и способы анализа под ред. Е Ю Мелешкиной/Мелешкина...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов