Предисловие icon

Предисловие



НазваниеПредисловие
страница1/6
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6




РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

между востоком,

ЗАПАДОМ И

югом

(Историософские миниатюры)

ПРЕДИСЛОВИЕ


Настоящий очерк - дитя нашей эпохи, ибо ее нынешний период отме­чен усилением взаимодействия, обострением соперничества между локаль­ными цивилизациями русско-православной (русско-славянской), западной, китайской, японской, исламской и другими. Россия, переживающая смут­ное время, подвергается сильному экономическому, идейному давлению иных стран, культур, конфессий. По радио, телевидению, в печати идет разлагающая пропаганда порнографии, дешевой детективщины, насилия. Нельзя не вспомнить Ф.М.Достоевского, который писал: "Неужели и тут не дадут, не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно обезличенно, лакейски подражая Евро­пе?"

Духовный нерв, стержень взаимовлияния цивилизаций по своей сути -культурно-религиозный. "Выньте христианство из истории Европы, буд­дизм из истории Азии, и вы уже не поймете ничего ни в Европе, ни в Азии", - говорил А.С.Хомяков. Столкновения, сотрудничество различных цивилизаций уходят в глубь тысячелетий. Поэтому заслуживает одобрения творческий замысел Наталии Евгеньевны Троицкой, взявшей на себя труд написать историософский очерк о положении и развитии Святой Руси в контексте взаимодействия цивилизаций Запада и Востока. Не все одинако­во удалось автору, но, тем не менее, читатель найдет в брошюре интерес­ные рассуждения, оригинальные подходы и конкретные материалы, при­влеченные для раскрытия весьма сложной, но извечно интересной темы.

Без веры в Бога, в свою душу и ее бессмертие, подчеркивал Достоев­ский, бытие человеческое становится "неестественно, немыслимо, невыно­симо". Ознакомившись с некоторыми догматами азиатской религиозной философии, переболев ими, обогатившись новым знанием, автор пришла к Православию, на что повлияла и пастырская деятельность ее прадеда - свя­щенника Александра Троицкого, казненного, в 1937 году.

Предлагаемая вниманию читателя книга - блестящий дебют молодого автора, свидетельствующий о незаурядных способностях Наталии Троиц­кой. К горькому сожалению, ее дарованию не суждено было полностью раскрыться. Она трагически погибла 13 апреля 1995 года накануне Святой Пасхи в Оптиной пустыни, где проживала в последнее время. Ее смерть, как и недавнее ритуальное убийство двух православных оптинских мона­хов от рук озверевшего сатаниста, войдет в историю битвы дьявольских сил с силами добра и света, которая в наши дни достигла своего апогея.

Питаю надежду, что эта книга будет способствовать изучению роли и места нашей цивилизации на планете, поискам выхода из нравственного кризиса, в котором оказалось русское общество и, прежде всего, моло­дежь.


Доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной Сла­вянской Академии Ю.Сохряков


^ 1. ТЕОРЕТИКИ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Марксизм, более 70 лет господствовавший в идеологической жизни нашей страны, делал заявку на мировую революцию, абсолю­тизировал общие закономерности развития общества, социально-экономические формации. Теоретики "единственно верного уче­ния" по существу, игнорировали самобытность России, специфику и инте­ресы русской нации. Это во многом предопределило распад СССР, осно­вой которого являлся русский народ.

Вполне закономерно, что в настоящее время в России все большее влияние приобретает цивилизационный подход в обществознании, тем бо­лее что основоположником этой концепции является наш соотечественник Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.) - автор знаменитого труда "Россия и Европа".

Данилевский выдвинул качественно новую для своего времени концеп­цию развития мировой истории. Это была теория локальных цивилизаций, т.е. таких культурно-исторических типов, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания народов, входя­щих в тот или иной тип. Смысл исторического процесса Данилевский ви­дел в последовательной смене и в совместном существовании таких куль­турно-исторических типов, как: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирий-ско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) ин­дийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосе­митический или аравийский, 10) германо-романский или европейский, 11) русско-славянский. Были выделены еще два американских типа: мексикан­ский и перуанский, "погибшие насильственной смертью и не успевшие со­вершить своего развития". По мнению философа, все эти народы были по­ложительными "деятелями в истории человечества", т.к. каждый из них развивал свой культурно-исторический тип на основе собственной глубин­ной духовной природы. Эти самобытные начала, заложенные в одном на­роде, не могут быть заменены началами другого народа без разрушения оригинальной основы культуры. Так, например, духовные основы индий­ской цивилизации не смогли заменить начала европейские во время анг­лийской колонизации, но индийская цивилизация пострадала от европей­ских начал. Отрицательными "деятелями" в истории Данилевский считал народы и племена, не вырастающие в культурно-исторические типы. Со­вершив разрушение существующих, но уже изношенных цивилизаций, они также прекращают свое существование. К таким народам мыслитель отнес гуннов, монголов... Другие, еще менее значительные племена составляют лишь этнографический материал, входящий в "состав организмов историеско-культурных типов" и увеличивающий собой их разнообразие и бо­гатство.

Данилевский отрицал возможность общечеловеческой цивилизации, в смысле гегемонии какого-то одного культурно-исторического типа, так как

каждый из них по-своему ограничен. И люди не могут, обитая в разных уголках земного шара, жить по единому образу. Таким образом, ученый отрицал линейный процесс развития истории. Исторический прогресс был для него в развитии каждой нации в глубь, в самоутверждении каждого на­рода, сумевшего осознать цель и смысл своего существования.

Данилевский рассматривает культурно-историческую жизнь нации с четырех точек зрения: религии, культуры, политики и общественно-эконо­мического строя. Обращаясь к славянскому культурно-историческому ти­пу, он называл Россию "единственной независимой представительницей его". Историк писал, что настоящая жизнь нашего типа еще только начи­нается, что он идет на смену романо-германскому и будет ведущим в истории человечества, не ущемляя права других народов на собственное развитие. В этом ученый не сомневался. Прочным основанием для успеш­ного развития русской нации является вера в Бога, Царя и землю русскую. Данилевский считал русский народ, хранящий истины Православия, бого­избранным и был абсолютно прав, говоря о том, что без национальной идеи, которая не может существовать вне высших планов бытия, никакой народ не вступит в пору развития во время "летнего солнцестояния".

О рождении русско-сибирской культуры говорил известный философ Освальд Шпенглер (1880-1936), получивший огромную популярность по­сле выхода своего главного труда "Закат Европы". Шпенглер разделил по­нятия цивилизация и культура следующим образом. По его мнению культу­ра - это жесткий единый организм, обособленный от иных подобных ему организмов. У каждой культуры свой предельный срок существования (около одной тысячи лет), и определяется он в зависимости от внутренне­го жизненного процесса. Период культурного развития народов характери­зуется творческими устремлениями и героическими деяниями. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, которая, в противоположность культуре, есть не творчество, но механическая работа бездушного интел­лекта. Всего Шпенглер насчитывал восемь культур, кроме нарождающейся русско-сибирской. Это: 1) египетская, 2) индийская, 3) вавилонская, 4) ки­тайская, 5) аполоновская (греко-римская), 6) "магическая" (византийско-арабская), 7) фаустовская (западноевропейская) и 8) культура майя.

В дальнейшем мы не будем придерживаться понятий "Цивилизация" и "культура" в трактовке Шпенглера, но рассказать о них было необходимо, учитывая большой вклад философа в разработку данной темы.

Другой крупный теоретик в области взаимодействия локальных циви­лизаций Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) насчитывал двадцать од­ну цивилизацию, затем их число было сокращено до тринадцати. Тойнби отрицал весьма популярный среди западной элиты тезис об уже сущест­вующем "единстве цивилизаций". Он сам писал, что, по мнению западных ученых, в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, завершается и унификация по другим направлениям. Тойнби считает, что эти ученые путают унифика­цию с единством, преувеличивая, таким образом, роль ситуации, историче­ски сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о возникновении единой цивилизации, и тем более об отождествлении ее с за­падным обществом. С точки зрения Тойнби, движущаяся сила прогресса это мыслящее творческое меньшинство, которое увлекает за собой инерт­ное большинство. Человечество движется в ходе религиозной эволюции к единой синкретической религии, которая станет основой мировой цивили­зации. Тойнби всегда критиковал западных ученых, исключающих Восток из истории цивилизаций, считающих, например, Православное христиан­ство либо частью западного христианства, либо "временным наростом на теле западного общества".

В последнее время большой интерес у мировой научной общественно­сти вызывали исследования американского ученого, профессора Гарвадского университета Самюэля Хантингтона. Хантингтон в своей статье "Столкновение цивилизаций"' построил модель взаимодействия, развития и столкновения цивилизаций в будущем, обозначил границы цивилизаций, нередко как зоны военных, политических и экономических конфликтов. Он определяет цивилизацию как "культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей". Это язык, религия, истории, обычаи, а также субъективная самоидентификация лю­дей. По мнению ученого, не имеет значения какую массу людей объединя­ет культура. По численности она может быть огромной, как, например, ки­тайская (конфуцианская) цивилизация или исламская, или "она может быть весьма малочисленна, как цивилизация англоязычных жителей остро­вов Карибского бассейна".

Неизбежность столкновения цивилизаций Хантингтон объясняет так. Различия между цивилизациями будут постоянно расти. Часто эти проти­воречия складываются на почве религиозного фундаментализма как наибо­лее сильного сдерживающего фактора размывающихся границ культурной самоиденти фикации, как тормоза "экономической модернизации и соци­альных изменений во всем мире". Движения религиозного фундаментализ­ма сейчас сформировались не только в исламе, но и в западном христиан­стве, иудаизме, буддизме, индуизме и православии. Фундаментализм под­держивается в разных странах в конфессиях образованной молодежью, людьми из средних классов, бизнесменами, людьми свободных профессий.

Хантингтон пишет о двойственной роли Запада, о девестернизации национальных элит стран Востока, их возврате к национальным корням, хотя широкие массы населения этих стран усваивают стиль жизни по-аме­рикански.

Экономическая ситуация, привлекательность создания прочных эконо­мических сообществ, как, например, Европейского сообщества, построен­ного на основах европейской культуры и западного христианства, также коренятся в общности цивилизации. Если рассмотреть юго-восточный ре­гион нашей планеты, то там мы можем увидеть следующую ситуацию: по­сле окончания холодной воины общность культуры начинает доминиро­вать над идеологическими различиями. Американский обществовед М.ВайРоге;еп А№иг5, N0^ УоА, 1993, Хиттегденбаум говорит: "Хотя в регионе доминирует Япония, но на базе Китая стремительно возникает новый центр промышленности, торговли и финан­сового капитала в Азии". Это происходит за счет близости культур Китая, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Сообщество строится в процессе развития традиционной клановой основы и имеет связи со всеми китайскими общи­нами в других странах. Культурно-религиозная похожесть лежит в основе Организации экономического сотрудничества, объединяющей десять не­арабских мусульманских стран, среди которых Иран, Турция, Казахстан, Таджикистан и др. Создание этой организации во многом было определено тем, что этим странам был закрыт путь в Европейское экономическое со­общество.


^ 2. ИЗ ГЛУБИНЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Согласно представлениям некоторых теоретиков развития ло­кальных цивилизаций, каждая нация, как и отдельная человече­ская личность, переживает рождение, детство, юность, зрелость, старость и угасание. Такой путь прошла, например, великая Египетская цивилизация. Просуществовав более пяти тысячелетий, сменив пятьдесят династий, она оставила после себя сфинксы, папирусы, интереснейшую, но ныне мертвую религию, царские усыпальницы - пирамиды.

Эллино-римская цивилизация перевоплотилась в европейскую, подоб­но змее, меняющей кожу, оставив мертвые формы латинского и греческого языков,- но перенеся живой дух Эллады и Древнего Рима в великолепные произведения искусства, а образцовое римское право на благодатную евро­пейскую почву. Существует представление о том, что Европа ныне пере­живает период Золотой осени. Закат Европы - сумерки богов. Индейцы-маги считают утренние и вечерние сумерки самым загадочным и волшеб­ным временем суток.

Египетские фараоны пытались сохранить свое астральное тело, чтобы душа, переродясь в загробном мире, могла вновь обрести свое нефи­зическое тело.

Цивилизации умирают, но остаются знаки и символы, с тем, чтобы другие народы могли воспользоваться ими на пути своего развития, расши­ряя горизонты вселенной.

Все преходящее есть только символ,

Неосуществленное здесь сбывается,

Неописуемое совершается,

Вечно-Женственное влечет нас ввысь.

Гете "Фауст"

Уместно вспомнить учение о Вечном возвращении, которое отвергает традиционную оппозицию земного и небесного. Источники этой идеи идут от Гераклита и стоиков. Ее суть состоит в том, что после периода в не­сколько тысяч лет (Великий Год) все начинается заново, являя собой точ­ное повторение того, что было. Ведическая цивилизация в своей стройной системе несет подобную концепцию истории и времени. Выдох Брахмы - Мир родился. Вдох Брахмы - Мир умер. Время заключено в четыре кальпы. Заканчивается последняя. Кали - эпоха деградации, начинается первая, Сатья - эпоха добродетели и рассвета. Золотой век.

В чем заключается история, мира? Каждый полноценный человек за свою земную жизнь как бы проживает историю всего человечества. В сти­хотворении героя романа Германа Гессе "Игра в бисер" Мастера Игры Иозефа Кнехта мы читаем:

Старик то эту бусину, то ту,

То синюю, то белую берет,

Чтобы внести порядок в пестроту

Внести в сумбур учет, подсчет и счет...

Но с пропасти времен исчезли школы

Книги, храмы.

Он сидит

На пепелище.

Бусины в руке

Когда-то шифр науки многоумной

А ныне просто стеклышки цветные

Они из дряхлых рук скользят бесшумно

На землю и теряются в песке.

Мировой дух и мировой разум преображаются в ходе истории и в творческих достижениях различных этнических культур. Национальные культуры также проходят преображения в духе, опытно осознавая Истину творческой смерти и творческого рождения. Вот одно из чудес, совершен­ных Буддой Шакьямуни, остроумно названное Х.Л.Борхесом "чудом веж­ливости". В полдень Будда должен перейти пустыню. Каждое из тридцати трех божеств предлагает ему свою тень, и, не желая отказать никому из них, один Будда становится тридцатью тремя Буддами, чтобы каждое из божеств видело его сверху покрытого опущенной им тенью.

Идеалы, существующие в мировоззрении каждого народа, служат осно­ванием морально-нравственных каркасов, без которых ни один народ не может успешно совершенствоваться в процессе своей эволюции. В зависи­мости от того, в какой мере подходят нации идеалы, официально сущест­вующие в государстве, она радуется и прогрессирует или, наоборот, пере­живает упадок. Вспомним крестовые походы, совершенные народами За­падной Европы в раннем средневековье, когда идеалы Христианства уже распространились и окрепли. Европейцы словно почувствовали необходи­мость в утверждении рыцарского идеала, в котором присутствовала бы си­ла духовная и земная. Дореволюционный идеал Святой Руси и триада России "За Веру, Царя и Отечество" не раз помогали нашему народу выстоять в тяжелые времена. "Первая форма (власти), которую мы видим во всемир­ной истории, есть деспотизм, вторая - демократия или аристократия, тре­тья - монархия". Г е г е л ь : Философия истории. М.-Л., 1935, Т. VIII, с.98-99.

Идеалы аристократии, конечно же, не идеалы народа, а их проекции, которые, перекрещиваясь, в конечном счете, дают картины, образы, понятные массам людей.

Цивилизации находятся в постоянном взаимодействии. Так, европей­ское вторжение на американский континент прервало процесс развития индейской цивилизации, в результате столкнулись противоположные сис­темы идеалов. Но возникшая новая американская культура, при всей ее противоречивости, стала одной из ведущих в сегодняшнем мире.

Рационалистический Запад стал родиной капиталистического миро­воззрения: "Помните, что время - это деньги". Если тот, кто может зарабо­тать в день десять шиллингов, будет полдня гулять или сидеть без дела, хо­тя и будет тратить только шесть пенсов во время прогулки или безделья, он не должен думать, что это только единственный расход; на самом деле он тратит или, скорее, бросает на ветер еще пять шиллингов".

Восток по-прежнему больше заимствует и воспринимает у Запада пло­ды материальной культуры, но в области духа он консервативен и верен своим традициям. "Как только покидается великое Дао, так является чело­веколюбие и справедливость. Как только является умная дальновидность, то является великое лицемерие" (Лао-Тзы).

В Китае существовало два типа культуры. Эзотерический даосизм, предполагает следование во всем учению великого Дао: "Как луна отража­ется в спокойной воде, так ум отражается в незамутненном сознании". Но меч ума ударился о щит конфуцианских этико-политических идей, восста­навливающих авторитет родо-иерархической системы и способствующих укреплению Поднебесной. Точно такое же противостояние эзотерических и экзотерических линий мы увидим и в истории русской цивилизации, на­пример, противоборство линий заволжцев нестяжателей и иосифлиян, со­перничество других идейных течений.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как "Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало".'Гегель Г . Философия истории. Соч., т.УШ, М.-Л., 1935, с.98.

Россия, волею Бога находясь между Востоком и Западом, соединила в себе черты и противоречия различных мировых культур и на основе собст­венного исторического философского и мистического опыта создала свою неповторимую цивилизацию.

Многие исследователи склонны считать русский этнос моложе этно­сов народов, населяющих Европу и азиатское пространство, утверждая, что настоящее культурное развитие русских славян, началось со времени принятия Христианства Святым князем Владимиром. Действительно, вели­кая русская культура православная по духу. Однако, на наш взгляд, следо­вало бы внимательнее отнестись и к собственной античной истории, как это делают, например, в Италии, Греции и других странах. При этом целе­сообразно изучить различные концепции, в том числе гипотезу о том, что русский народ является прямым наследником арийской культуры, распро­странявшейся на протяжении тысячелетий на территориях Индии, Персии, Ирана, России, Этому есть подтверждения. 20-24 июня 1987 г. при слия­нии двух рек Караганки и Утяганки был открыт город Аркаим - храм-об­серватория. Согласно Авесте, в древности арии ушли с прародины Аркти-ды, затонувшей в Северном Ледовитом океане, через Урал и расселились по миру. АРКАИМ - Арка Иймы (Арка - небо). Первым правителем ариев был царь Ийма, правивший в "золотом веке". По последним предположе­ниям, возраст "Неба царя Иймы" не менее возраста английского города Стоунхеджа, т.е. он был построен примерно 3,5 тыс. лет до н.э.

Великий русский философ А.С.Хомяков в своем труде "Записки о всемирной истории" излагал историю древнего мира через призму борьбы двух противоположных начал - свободы духа и духа необходимости, на­званных им Иранством и Кушитством. К племенам иранского типа он от­носил народы Ирана, принявшие учение Заратуштры, народы Индии. имеющие арийские корни и признающие Брахму Единым Творцом вселен­ной, славянские народы, принявшие Христианство как религию Единого Творца, видимого в трех ипостасях. Для этих народов характерны свобода духа, высокое чувство ответственности и строгая мораль. Для кушитских племен, т.е. племен древнего Египта, принявших культы и магию затонув­шей Атлантиды, Кашмира, Иудеев (после неприятия Христианства), будди­стов и поклонников многочисленных божеств Индии и Китая характерно мировоззрение, признающее божество, распространенное в мире, как без­личную субстанцию, либо мир, растворенный в божестве, что можно ви­деть на примере эманации различных божеств Древней Эллады или Индии. Хомяков называл славян брахманами Запада. Он пытался заглянуть в глубь времен. От минувшего золотого века, писал он, сохранились два колоса:

Мысль Индустанская и Быт Славянский - братья, которые вступают в братство свое тождеством форм словесных и логически стройным их раз­витием из общих корней. Не будем углубляться в дальнейшие рассуждения философа, но важно отметить, что он ясно обозначил единые корни наро­дов, имеющих арийское начало.

На примере сходства индийско-арийской брахманической культуры и ведических языческих представлений древних русичей не трудно предпо­ложить, что в их основе лежит единая Солнечная религия и космогония, так же как и в Митраизме Ирана. Русские славяне обожествляли Солнце, видя в нем источник света и жизни. На Руси Сварог (Ярило) - бог Солнца, в Иране Ахура Мазда - сын света, в Индии Брахма (Вишну) создают все­ленную. В следующих ипостасях и актах творения Солнце предстает в ин­дийских ведах как Индра - царь богов. В ведийской мифологии к высшему божественному пантеону отнесено 33 бога (интересно отметить, что воз­раст Христа - 33 года). Ваджра в переводе с санскрита означает грозу. Гром является божественным оружием Индры. Перун - повелитель грозы и грома, у русичей был покровителем княжеской дружины и ее предводителя. Он предстает в образе всадника, мечем поражающего дракона. Перун побеждает врага, похищающего людей, домашних животных, а в некото­рых версиях жену громовержца, освобождая тем самым мировые воды. По­единок заканчивается дождем, приносящим плодородие. Образы водной и огненной стихии Даждбога и Перуна, Варуны и Индры (в ведической Ин­дии) всегда следуют друг за другом, как дождь после грозы или луна после захода солнца. Оружие Варуны - петля (вспомните также, что Иуда, пре­давший Христа, закончил свою жизнь в петле). Обе стихии соединяются в образе огненной реки - энергии, живой и мертвой воды, силы и магии.
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Предисловие iconПредисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
Предисловие переводчика
Предисловие iconОглавление издательство Предисловие Предисловие к третьему изданию 6
Вопрос об условиях тождественности фарадеевской и максвелловской формулировок закона электромагнитной индукции 58
Предисловие iconСодержание предисловие
Предисловие (Йог Раманантата)
Предисловие iconПредисловие к русскому изданию предисловие I. Чувство направления
Беседа Питера Брука с Питером Робертсом во время репетиций “Короля Лира” в Стратфорде-на-Эйвоне в 1962 году
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Предисловие iconПредисловие

Предисловие iconПредисловие переводчика

Предисловие iconСодержание предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие iconДокументы
1. /Предисловие.rtf
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов