О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 icon

О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3



НазваниеО плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3
страница1/5
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.84 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5


О плоти Господа Иисуса Христа.

1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.”

Рим 8,3 “ Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти.” См. толкование Тертуллиана, Кирилла Александрийского, Блаженного Феофилакта, а также Мих. Помазанского и др.

Рим. 8,29 “Он был первородным между многими братиями” т.е. “Новым Адамом


Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем. п.88.

“Христос благоволил родиться и вкусить смерть не потому, чтобы Сам в том имел нужду, но ради человеческого рода, который через Адама (апо ту Адам) подвергся смерти и искушению змия”.


Св. Ириней Лионский Против ересей. Кн. 5, гл.1, п. 2. СПб. 1900.

с.475. “(Апостол Павел) говорит: “ Вы примирены в теле плоти Его” (Кол 1, 21.22) , т.е., что праведная плоть примирила плоть связанную грехом, и привела в дружбу с Богом".

С. 476. “ Если кто скажет, что плоть Господа потому была различна от нашей плоти, что она не имела греха и не обрелось обмана в Его душе, а мы грешники, то скажет справедливо”.

с. 174 Христос пришел освятить все возрасты

с. 285. Он исполнил все условия человеческой природы.

Тертуллиан. Слово о плоти Христа. Ст. 16. “(Еретик Александр говорит) будто мы считаем греховной саму плоть Христа. Мы же настаиваем, что во Христе упразднена не плоть греха, а грех плоти, не материя была упразднена, а (свойство ее) природы.

(Апостол) (Рим. 8,3) под подобием плоти греховной предлагает разуметь не то, что сама плоть Христа греховна, но что она была тождественна плоти греховной по происхождению своему, а не по греху Адама ... во Христе безгрешным было то, что в человеке не безгрешно”.


Св. Иларий Пиктавийский. О Святой Троице в 12-ти книгах. Из 10-й книги. Попов И. В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский. БТ №4. 1968. с. 164-165.

Божественные животворящие силы, переполнявшие тело Христа, препобеждали все слабости человеческой природы. Слабость сотворенной природы была свойственна и телу Христа, но она превозмогалась силою высшей природы и могла обнаруживаться лишь в том случае, если Божественные силы, как бы отдаляясь, предоставляли Его собственной природе. Поэтому все акты уничижения Христа, как, например, голод и смерть, были Его добровольными состояниями не в том смысле, что, восприняв добровольно природу человека, он добровольно взял на Себя и последствия воплощения, т. е. слабости тварного существа, а в том, что в обычном состоянии он был недоступен этим слабостям и испытывал их тогда, когда в целях обновления человека попускал их обнаружение.
Так как Христос не только человек, но и Бог, то Он не нуждался в пище, потому что “был питаем Духом” (ib., III, 3), т. е. жизнь Его тела сохранялась непосредственно проникающими Его Божественными силами. И во время поста Он не испытывал голода. Если Моисей и Илия в течении сорока дней постились и не чувствовали голода, то разве можно допустить, чтобы испытывал голод Христос? Поэтому и Евангелие говорит, что Он взалкал не во время сорокадневного поста, а после сорока дней. “Поэтому, когда Господь взалкал, это было не действием отсутствия пищи, но сила Его; не подвигнутая сорокадневным постом, предоставила человека Своего его собственной природе для того, чтобы диавол был побежден не Богом, а плотью” (ib., III, 2. “Igitur cum esuriit Dominus non inediae subrepsit operatio: sed virtus illa, quadraginta dierum non mota jejunio naturae suae hominem derelinquit. Non enim erat a Deo diabolus, sed a carne vincendus”.) Точно так же и смерть Христа была возможно только как добровольный акт отдаления от тела Божества Слова и предоставления тела его природе. “Он предал дух добровольно, когда восхотел” (ib., XXXIII, 5). Вследствие добровольной смерти Христос не испытывал и боязни ввиду приближающихся страданий. Если Господь сказал : “Прискорбна душа Моя до смерти” (Мф. 26, 38), то надо обратить внимание на то, что Он не сказал, что скорбит по причине смерти, а до смерти, обозначая не причину скорби, а ее продолжительность. Причиною Его скорби была не предстоящая смерть, а опасение за учеников, слабость которых Он предвидел (ib., XXXI, 2 — 5). Подобный же смысл имеют и слова: “Отче Мой, если возможно, да прейдет от Меня чаша сия”. Не сказал “прейдет Меня”, но “прейдет от Меня”. Первое выражение было бы молитвою за Себя, боящегося смерти, а второе обозначает переход от одного к другому. “Так как невозможно было Христу не страдать, то Он молился за тех, которые имели страдать после Него, словами: да прейдет от Меня чаша сия, т.е. как она испивается мною, так пусть будет испита и ими — без утраты надежды, без ощущения страданий, без страха смерти” (ib., XXI, 7).


Св. Афанасий Великий. Против язычников, т.3, с.346.

Против Апполинария. кн. 2. Творения ч. 5. ТСЛ. 1903, с. 346.

“Но говорите: “разрушил, не согрешив; а это не есть разрушение греха. Ибо не в Нем первоначально диавол произвел грех, почему бы разрушился грех, когда Он пришел в мир и не согрешил.” – Диавол произвел грех, всеяв его в разумное и духовное естество человека. Потому, невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся смерти, само себя возвратило на свободу. Посему-то пришел самолично Сын Божий – восстановить естество человеческое в естестве Своем из нового начала и чудным рождением, а не разделил первоначального состава, но отринул всеянное отложение, как свидетельствует пророк, говоря: “прежде неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое” (Ис. 7,16)”.

Там же т.3, с.350: “Посему пришло Слово, Бог и Создатель первого человека, чтобы сделаться человеком для оживотворения человека и низложения злобного врага; и родилось от жены, восставив себе от первого создания человеческий зрак в явлении плоти без плотских пожеланий и человеческих помыслов, в обновленном образе; потому что в Нем воля единого Божества и целое естество Слова в явлении человеческого зрака и видимой плоти первого Адама, не в разделении лиц, но в бытии Божества и человечества.

Посему диавол приступил к Иисусу как к человеку, но, не обретая в Нем признаков древнего своего всеяния ... уступил над собою победу... Потому и Господь сказал: “Грядет сего мира князь, и во Мне не обретает ничесоже” (Ин. 14, 30); то есть не обрел в Нем ничего такого, что сам (диавол) произвел в первом Адаме.

...Второй Адам имел душу и тело и целого первого Адама”.


Против Апполинария. Кн.1. Творения. Ч. 3. ТСЛ. 1903, с. 322: “Господь во плоти пожил на земле и недоступною греху показал ту плоть, какую и Адам при первом создании имел безгрешную, но через преступление сделал доступною греху и ниспал в истление и смерть”.


^ Св. Григорий Богослов. Похвала девству.

“Но когда Христос пришел через чистую, девственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь без брака и без отца, и поелику Ему надлежало родиться, очистил женское естество, отринул горькую Еву и отверг плотские законы”.

Т. 2, с. 36: “Таково мое слово о новом рождении Христовом. Здесь нет ничего позорного, потому что позорен один грех. А во Христе не имеет места ничего позорное; потому что Его (человеческое естество) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти Пречистой неневестной Матери, которую предварительно очистил Дух, исшел самосозданный человек; принял же очищение ради меня”.

Ч. 4, с. 161: “Слово Отца приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душею, ради моей души, очищая подобное подобным (от чего Он очищает, если речь идет о моменте воплощения, как не от первородного греха — прим. мое), делается человеком по всему, кроме греха (то же самое): хотя чревоносит Дева, в Которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить и девство предпочесть), однако же происшедший есть Бог”.

Ч. 3, с. 249: “^ Поклоняйся Рождеству, через которое освободился ты от уз рождения”.

Ч. 5, с. 45: “Сам Бог, в честь мою, соделался совершенным человеком, чтобы посредством воспринятого, воссоздав дарованное, уничтожить осуждение всецелого греха, и через Умершего умертвить умертвившаго”.

Ч. 5, с. 47: “Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества между собою далекие? — Это тайна; но как представляется мне, малым умом измеряющему превысшее ума, очистительный Дух снисшел на Деву, а Слово Само Себе создало в Себе человека, всецелый замен целого умершего человека. Поскольку же Бог несоединим с плотью, а душа и ум суть нечто посредствующее, потому что сожительствуют плоти и потому что образ Божий; то Божие естество, соединясь со сродным себе, чрез сие сродное вступило в общение и с дебелостью плоти. Таким образом и Обожившее и Обоженное — единый Бог. Посему, что же претерпело и то и другое? Как я рассуждаю, Одно вступило во общение с дебелым, а другое, как дебелое, приобщилось моих немощей, кроме немощи греха”.

Ч. 5, с. 54: “Христос, видя как душепагубный грех поедает в смертном теле все, что Он вложил в него из небесной доли, и как хитрый змей господствует над людьми — к восстановлению своего достояния, не другим помощникам предоставил врачевать болезнь, потому что слабое врачевство недостаточно в великих страданиях, но истощил ту славу, которую имел Сам Он — небесный и неизменный Образ Небесного. Вместе по человеческим и нечеловеческим законам воплотившись в пречистой утробе неискусомужной Жены (о чудо невероятное для наиболее немощных!), пришел Он к нам, будучи вместе Бог и смертный, сочетав во едино два естества, и в обоих естествах пребывая единым Богом, потому что человек, соединившийся с Божеством, и из Божества человек есть Царь и Христос. Произошло новое соединение, потому что вознерадел я о первом. В первом же я был сподоблен Божия дыхания, а в последнем Христос воспринял на Себя мою душу и все мои члены, воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом, пока не узнал змея, и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми, небесными помыслами, был светлым таинником Бога и божественного. Для сего то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтоб переборов и победив убийцу смертию, за вкушение прияв желчь, за невоздержность рук — гвозди, за древо — Крест, за землю — возношение на Крест, обратно возвести Адама к жизни и славе. И, распростерши святое тело соответственно концам мира, от всех концов собрал Он человеческий род, совокупил во едино человека, и заключил в лоне великого Божества, Агнчею кровью очистив от нечистоты, и отъяв скверну, которая смертным преграждала путь от земли к небу”.


Св. Василий Великий. Молитва вечерни 50-цы: “Ни един есть чист пред Тобою от скверны, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию един на земле явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос”.


^ Свт. Григорий Нисский. Ч. 1, с. 339: “Не брак соорудил Христу божественную плоть, но Сам Он делается каменосечцем собственной Своей плоти, исписуемой Божественным перстом...”.

Ч. 8, с. 466: “Как Божество не подверглось тлению, будучи в тленном теле, так и соделалось иным и не изменилось, врачуя изменяемость души моей. Так во врачебном искусстве, занимавшийся лечением, хотя прикасается к больному, но сам не делается больным, но исцеляет больного. Да не подумает однако кто-нибудь, превратно понимая изречение Евангелия, что природа наша во Христе, в следствии совершения, последовательно мало-помалу претворялась в более Божественную; потому что “преуспевать возрастом премудростью и благодатию” (Лк. 2, 52) — это выражение употребляется в повествовании Писания для доказательства того, что Господь истинно воспринял нашу природу, дабы не имело места мнение утверждающих, будто вместо истинного богоявления, явился некоторый призрак, имеющий вид телесного возраста. Посему-то Писание не стыдится повествовать о Нем то, что свойственно нашей природе (упоминая) о ядении, о питии, сне, утомлении, питании и преуспеянии в телесном возрасте”.


^ Пр. Макарий Египетский. Беседа 11, п. 9-10.

Новое и безгрешное тело не являлось в мире до Господня пришествия, потому что, по преступлении заповеди первым Адамом, над всеми его чадами царствовала смерть. Оно (тело Господа) безгрешно”.


“Человек, как скоро преступил заповедь Божию и лишился райского жития, непосредственно за сим стал связан как бы двоякими узами; а именно: узами житейских дел, плотских удовольствий, богатства, славы, дружбы, привязанности к жене, к детям, к родным, к отечеству, к имению, одним словом, ко всему видимому, от чего Божие слово повелевает нам отрешаться, по собственному своему произволению, и еще узами невиди­мыми; потому что какими-то узами тьмы связывают душу духи злобы, почему невозможно ей ни воз­любить Бога, ни уверовать в Него, ни воспользо­ваться молитвою, как бы ей желалось. Ибо, со вре­мени преступления первого человека, во всех нас вошло противление всему и в видимом и в невидимом...” (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. С.463).


(Первородный грех): см. 1-й том Добротолюбия (мягк. синяя обложка): Преп. Макарий Великий. С.159,160-163,167-168; 167 (в Ветхом Завете – о свободе после падения противиться диаволу, но не свободе вовсе не грешить!).


3 кн. Ездры 3, 5. "Ты дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих. и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою".

109 (123) правило^ Карфагенского собора 418г.

"Признано всеми епископами карфагенской церкви, представшими на святой собор, которых имена и подписи внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема"

Преп. Симеон Новый Богослов Т.1. Слово 2. С.28.

"Бог в начале, когда создал человека, создал его святым, бесстрастным и безгрешным, по образу и подобию Своему: и человек точно был тогда подобен Богу, создавшему его. Ибо святой, безгрешный и бесстрастный Бог и творения творит святые, бесстрастные и безгрешные. Но поскольку непременяемость и неизменяемость есть свойство одного безначального и несозданного Божества, то созданный человек естественно был пременяем и изменяем, хотя имел способ и возможность, при помощи Божией, не подвергнуться пременению и изменению.

Бог теми словами, какие сказал ему, давая заповедь, что если вкусит, умрет - давал ему разуметь, что он пременяем и изменяем"

Слово I, с. 21: "За это предан он (Адам) великим карам - тлению и смерти, для смирения гордыни его"

с 22:" Божественная благодать, почивавшая на нем (Адаме), отступила от него... Приговор Божий пребывает навсегда карой вечной"


^ Св. Ефрем Сирин. Творения. Т.2. М. 1993, с. 55-56 (Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа): “Кто отрицает, что носил Он (Господь) безгрешную плоть (Т.е. речь – о безгрешном естестве, о неповрежденности природы, а не о личной безгрешности. – Авт.) тот не получит спасения и жизни, даруемой через тело Его”.

“Слово на еретиков”: подчеркивает, что Святая Богородица родила Господа не по естественным законам: С. 278: “Христос зачат Девою без плотского услаждения. Святой Дух из состава Девы образовал воспринятое Богом”; С.280: Дева зачала нерастленно и родила не болев... Родился Сын без плотского семени; С. 282: Дева предложила в служение естество, которое должно было болеть, и прияла его неболезнующим... Врач, восприявший от Нея природу, за сие восстанавливает Ее здравою. Христос сообщил естеству (Божией Матери – Авт.) то, чего оно не имело, дабы показать, что пришел не повредить естество, но соблюсти невредимым. (косвенно здесь говорится о причастности Божией Матери первородному греху (естество, которое должно было болеть) и об освобождении от него в момент Благовещения (“прияла его неболезнующим... за сие восстанавливает Ее здравою... Христос сообщил естеству (Божией Матери – прим. мое) то, чего оно не имело”).См.: у свт. Игнатия (Брянч.) говорится, что Богоматерь была исцелена Господом от первородного греха – после Пятидесятницы! – Авт.).

В Деве Христос облекается плотию, но не от плоти, а от Святаго Духа.

С.286: Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и ^ Христос очищает сокровенное естество. Он очистил Деву и потом родился, дабы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его.” Какая после этих слов может идти речь о поврежденной природе во Христе?!

Ч. 5, с. 128.

“Сын Царствия посылается овладеть градом смерти, и Он нисходит, чтобы водрузить в нем Свое знамение и соделать его памятником победы”. (Образ, близкий к бл. Диадоху).

Ч. 8, с. 12.

Господь здравою принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы”.


^ Св. Амвросий Медиоланский In. Luc., cap.2 (по книге иером. Иоанна Максимовича. “О почитании Божией Матери”).

“Из всех рожденных женами нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”

Ap. Aug. de nupcio et concepcione ( там же): “^ Один только Бог без греха. Обыкновенно, все, рождаемые от жены и мужа, т.е. плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом”. Идет речь о грехе, передающемся через зачатие - т.е. о первородном грехе, об “амартиа”.

Против Иулиана. Кн. 2. (там же): “Один только человек, ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что, рождаясь, не испытал приражения греха.”


^ Св. Иоанн Златоуст. In epist. ad Roman. Homil. XIII in Opp. T. IX p.564 ed Montfauk.

“...если сказано, что Бог послал Сына в подобии плоти, не заключай отсюда, будто плоть Христова была не та же: слово “подобие” прибавлено потому, что человеческая плоть названа плотию греха, а Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем только подобную греховной нашей и безгрешную”. Беседа на послание к Римлянам 13, 5. Т. 9, кн. 2, с. 645.

“Вместо прежней плоти, которая по естеству своему, происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, всеблагий Господь через Единородного Своего Сына привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни”. Беседа на 1 Кор. 24, 2. Т. 10, кн. 1, с. 273.

Т. 11, с. 975.

“Из девственной земли (Господь) создал первозданного человека, но диавол, захватив его, как враг, ограбил и повредил, надругавшись над (Его) образом. И вот теперь Он хочет из девственной земли Сам явиться Новым Адамом, чтобы природа человеческая благовидно ратовала сама за себя и по праву могла торжествовать над своим насильником”.

Т. 2, с. 397.

Подобно тому, как “солнце испускает повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в своей чистоте, но опять чистыми свои лучи, сообщая свои совершенства многим из воспринимающихего тел, само же не получая ни малейшего зловония и осквернения, так гораздо Солнце правды, Владыка бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал еще более чистою и святою”.


Св. Кирилл Александрийский. Цит. по Догматике Иустина Поповича.

“Апостол сказал: “^ В подобии плоти греха”, дабы мы знали, что слово “подобие” употребил он потому, что Спаситель наш был свободен от всякого греха, ибо Он, соделавшись человеком по естеству, кроме греха: посему в “подобии плоти греха осуди грех во плоти”. Восприняв человеческое естество, Он не принял ига греха, владычествующего над людьми”.

Св. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа. Христианское чтение. Спб. 1847. Часть третья. Август.

с. 174. “Само Слово Божие ... восприемлет человеческое естество и воссозидает Свой образ, растленный грехом, обновляет изваяние, приведенное в ветхость сыном злобы, и делает его прекраснее прежнего, не создав его как древле из земли, но Сам восприняв его, не пременив Божественное естество в человеческое, но соединив человеческое с Божественным: ибо, оставаясь тем чем был, Он воспринял то, чем не был”.

с.194-198. хорошо и ясно изложено и разобрано учение Аполлинария.

с.205. совершенный=полный.

с. 209. толкование на Лк. 2, 40. 52.

с. 214 о неукоризненных немощах.

с. 232. Во Христе не смешение, но соединение естеств.


Св. Лев папа Римский. Томос (послание) архиепископу Константинопольскому Флавиану против ереси Евтихия. Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1863,т.3, с. 521. Это послание, наряду с посланием свт. Кирилла Александрийского было положено в основу Халкидонского вероопределения.

“Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя.”


Пр. Марк Подвижник. Против Несториан. Гл. 13. Богословский сборник. Православный свято-Тихоновский институт. Выпуск 4. М., 1999. С. 140.

“Мир умер Адамовым преступлением. Если же плоть Господа была простой, человеческой, не причастной по ипостаси Богу Слову, то, очевидно, она от одного Адама и подпала греху (); как же она тогда могла быть отдаваема за жизнь мира, когда и сама нуждалась, по твоему (Несторий) мнению, в искуплении.

гл. 14. Если, как ты говоришь, плоть (Христа) была простой, нуждающейся в очищении (), то откуда тогда нам спасение?”


^ О безгрешности человеческой природы Христа.


Св. Максим Исповедник.

PG t.90, col. 312-316. “Это человечество (Иисуса Христа) обладало бессмертием и нетленностью природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил его условиям нашей природы” (Цит. По: В.Лосский. Мистическое богословие. с.107-108).

PG. 90, 788 и 1325. “Все, рождаемые от Адама, в беззакониях зачинаются (Пс. 50,7), подпадая осуждению праотца. Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение, и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти” (Цит. по иером. Афанасий Иевтич. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина. Православная мысль. Париж. 1971. №14, с.56).

“Ибо как Христос по [человеческому] естеству, плотью и душою, благодаря которым Он постигается мыслью как человек, был безгрешен, так и мы, уверовавшие в Него через [Святой] Дух, можем быть безгрешными в Нем по [собственному] произволению” (Преп. Максим Исповедник. Т.1. С.251:84)


^ Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение Православной веры. кн.3 гл.1:

“ Но так как через грех (первородный – прим. мое) вошла в мир и смерть, пожирающая, подобно дикому и неукротимому зверю, жизнь человека; имеющему же прийти Искупителю надлежало быть безгрешным и не подвластным смерти, возникающей через грех; так как, притом , необходимо было подкрепить и обновить естество человеческое.... Он воспринял первое бытие Адама”.

Слово на Успение 1,4 (в переводе свящ. М. Козлова. С.264): “ ^ Ты Владыка, воспринял всего Адама, прежде падения, свободного от греха”.


Преп. Симеон Новый Богослов.:

“(ПРАВДА): “...за это предан он великим карам – тлению и смерти, для смирения гордыни его. Но когда Бог осуждает на что, то дает и приговор, и приговор Его становится делом, и карою вечною, и уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божественному определению (С.21) <...> Сего ради Всевышний Сын Божий, Господь Иисус Христос пришел, чтобы смириться вместо Адама – и действительно смирил Себя даже до смерти крестныя. Слово же крестное, как говорит Писание, таково: “Проклят всяк висяй на древе” (Гал. 3, 13). <...> (1-й Адам): Итак, Бог, желая иметь такого человека, каким в начале создал Адама, послал в последние времена на землю Сына Своего единородного, и Он, пришедши, воплотился, восприняв совершенное человечество (можем ли мы, имеем ли право подозревать, что Святые Отцы были способны назвать совершенным естеством то, которое повреждено первородным грехом – в чем бы он ни выражался?! – М.К.), чтобы быть совершенным Богом и совершенным человеком, и Божество имело таким образом человека достойного Его. И се человек! Другого такого не было, нет и не будет! Но для чего соделался таковым Христос? Для того, чтобы соблюсти закон Божий и заповеди Его, и чтобы вступить в борьбу и победить диавола. (НЕВОЗМ. СОГРЕШИТЬ): То и другое совершилось в Нем само собою. Ибо если Христос есть тот самый Бог, Который дал заповеди и закон, то как можно было не соблюсти Ему того закона и тех заповедей, которые Сам дал? ...Как возможно было Ему быть обольщену или обмануту какою-либо хитростию диавола?” (М., 1892. Т.1. Слово 1. С.22-23)

с.24: совершилось “(ИСКУПЛ.) ...страшное таинство, именно, что пострадал Христос безгрешный и через то получил прощение Адам согрешивший” (далее излагается идея заместительных страданий, у пр. Симеона она является главной при объяснении искупления).

с.25: “ Так как Адам подпал клятве, а через него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог быть уничтожен; то Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтоб принести Себя в жертву Отцу Своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством жертвы. Ибо что больше и выше Бога?”

Т.1. С.375: “ Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену: таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего и, соединив ее со Своим Божеством, непостижимым и неприступным или, лучше сказать, всю Божественную ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со Своим существом и сделал его Своим собственным, так что сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму (У всех Святых Отцов нераздельны две вещи: бессеменное зачатие и, именно отсюда, свобода от первородного повреждения, “амартиа”. Кстати, даже католики это понимают – отсюда их догмат о непорочном зачатии 1854г. – Авт.), чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтобы и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию. Сиe изъясняет бо­жественный Павел там, где говорить: первый человек от земли перстен: вторый человек Господь с небесе. Яковъ перстный, такови и перстнии: и яковъ небесный, тацы же и небеснии (1 Кор. 15, 47,48). И поелику Господь наш Иисус Христос соделался совершенным человеком по душ и по телу, подобным нам по всему, кроме греха, то и нам, которые веруем в Него, подает Он от Своего Божества, и нас соделывает срод­ными Ce6е по естеству и существу Божества Своего. По­мысли о предивном сем таинстве. <...> Поелику Бог всего сущего, Господь наш Иисус Христос, сошел на землю и соделался человеком, для того, чтобы воссоздать и обновить человека, и низвесть благословение на всю тварь, подвергшуюся проклятию за человека; то во-первых, оживотворил Он воспринятую Им душу, и обожил ее, пречистое же и божественное тело Свое, хотя и соделал божеским, но носил его тленным и грубо вещественным (Какая после этого речь о повреждении?!.. Вот и всё. Здесь ответ на все вопросы. Причем это – в полном согласии с прочими Отцами. Тленным здесь – в смысле “пафитон”,см. далее, следующее предложение. – Авт.). Ибо то тело, которое вкушает пищу, пьет, утруждается, испущает пот, связуется, заушается, пригвождается ко кресту, очевидно, тленно есть и вещественно; потому что все сказанное есть принадлежность тела тленного. Почему оно и умерло, и положено во гроб мертвым; после же тридневного воскресения Господня, и тело Его воскресло нетленным и божественным. Почему когда изшел Он из гроба, не разрушил печатей, бывших на гробе, и после входил и выходил дверем заключенным. Но почему вместе с душею тотчас же и тела Своего не сделал Он нетленным и таким духовным? Потому, что Адам, преступив заповедь Божию, душею тотчас умер, а телом умер уже спустя столько лет. В соответствие этому и Господь Спаситель прежде воскресил, оживотворил и обожил душу, которая тотчас по преступлении заповеди понесла эпитимию смерти, а после благоволил Бог устроить, чтобы и тело Его восприяло нетление воскресения, как и во Адаме оно спустя много лет понесло эпитимию смерти. Но не это только сделал Христос, но сошел и во ад, освободил от вечных уз и оживотворил души святых, которые там содержимы были, но тел их не воскресил тогда же, а оставил их в гробах до общего воскресения всех” (Т.1. С.375-377).

Т.1.С.394: “...(Толкование на Мф. 22,2): “Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!” И со словом сим во утробу Девы вошло все ипостасное, единосущное и совечное Отцу Слово Бог, и чрез наитие и содействие единосущного Ему Духа восприяло плоть от непорочных и чистых кровей ея, соделавшись совершенным человеком с телом и душею. И се неизреченное сочетание! Се таинственный брак Божий! Так совершился новозаветный союз Бога с человеками: Он принял плоть и даровал Божество. Сам пресущественный, преестественный, Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством и существом нашим человеческим. Зачала Дева и предивно родила о двух естествах – божестве и человечестве – единого Сына, совершенного Бога и совершенного человека, Господа нашего Иисуса Хри­ста, Который ни девства Матери Своей не нарушил, ни от недр Отца Своего не отлучился.

Впрочем, руководясь словами святого Евангелия, мы можем помыслить при сем и сказать и иное нечто, что таинственно всегда бывает со всеми сынами света. Ибо по какой причин не сказано: сотвори брак Сыну своему, а – браки (Мф.22,2)? По какой? По той, что такой же точно брак бывает и с каждым верным сыном дня. Бог и с нами сочетается пречистым и пренепорочным браком, и производит в нас некое таинство, высшее всякой человеческой силы. Что же такое есть это, производимое Им в нас? Послушай со вниманием, да уразумеешь. После того, как Сын Божий и Бог, вошед во утробу Пресвятыя Девы, и восприяв от Нея человеческое естество, и соделавшись человеком, ро­дился от Нея, как мы сказали, совершенным человеком и совершенным Богом, будучи один и тот же и Бог и человек неслиянно, - после сего, коль скоро и мы, человеки, веруем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, веруя, приемлем верно в сердца свои слово о сем и устно сие исповедуем, каясь при сем от всей души во всех прежних грехах своих, тотчас сей Бог Слово Отчее входит и в нас, как и во утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша о сем страшном таинстве, ужасайся, но приемли слово о нем с верою и убеждением. Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однако же существенно. Мы имеем в душах своих Того Самого, которого зачала и пренепорочная Дева, как говорит божественный Павел: ... (2 Кор. 4, 6). Это то же есть, как бы он сказал: Сам Он весь существенно вошел в нас. А что такой смысл имеет слово Апостола, это видно из следующих за тем слов: ... (2 Кор. 4,7). Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Св. Духа обле­каемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся – зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева, имея т.е., и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятыя Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас (С.395-396) не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной. <...> Но поелику Сын Божий и Бог воплотился уже однажды от Девы и родился от Нея телесно, паче слова и разума, и невозможно Ему опять вопло­щаться и рождаться телесно в каждом из нас – то что Он творить? Ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы и в коей от Нея родился, преподает нам в таинстве, и вкушая ее, мы имеем внутрь себя, разумеется ка­ждый достойно причащающийся, всего воплощенного Бога и Господа нашего 1исуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, пренепорочныя Марии, седящего одесную Бога и Отца (Таким образом, Тело и Кровь Христовы в Евхаристии – это те самые Тело и Кровь, которые Он принял от Девы и преломил на Тайной Вечери. Где же здесь первородное повреждение?! – Авт.), по слову Его же Самого: “ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем” (Ин. 6, 56). Вселяясь же в нас, Он не познается сущим в нас телесно, яко плод чрева, как был в Пре­святой Деве, но есть безтелесно в нас, и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так как мы соделываемся сотелесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и от костей Его. И сие-то есть великий плод неизреченного домострои­тельства и снисхождения к нам Господа нашего! Сиe-то есть страшное таинство, о коем пишу трепеща! <...>

(С.397): ^ В том воплощенном рождении, в коем Пресвятая Богородица родила Сына Божия и Бога воплощенного, совершилось таинство воссоздания рода человеческого и спасения всего мира (Так, а что же тогда на Кресте? А читаем дальше. – Авт.), которое есть Господь наш и Бог Иисус Христос, соединивший в Себе разстоящаяся естества — Бога и человека, и понесший грех мира (Итак, два аспекта: Воплощение и Голгофа, на которой понесен грех мира... – Авт.). А это духовное рождение совершает в нас таинство обновления душ человеческих, благодатию Святаго Духа соединяя и сочетая нас с во­плотившимся Сыном Божиим и Богом...”

(С.399): “Семя смертного и тленного мужа рождало и рождает от жены сынов тленных и смертных; а бессмертное и нетленное воплощенное Слово бессмертного и нетленного Бога рождало и рождает всегда сынов бессмертных и нетленных. Как Сам Он первый родился во Святом Духе от Пресвятыя Богородицы, а от Него все святые, то Матерь Божия есть Матерь и всех святых, Госпожа, Царица и Владычица, a все святые суть Ея рабы, так как Она есть Матерь Божия. Суть они и Ея сыны, потому что причащаются пречистой плоти Сына Ея. Слово cиe истинно; потому что плоть Господня есть плоть Богородицы. И когда причащаемся мы сей плоти Господа, обоженной, исповедуем и веруем, что причащаемся жизни вечной...”

Т. 2. Слово 66, п. 4., с. 151-152: “(ИСКУПЛ.) По какой другой причине низшел и воплотился Христос, и для чего другого пострадал Он, если не для того, чтоб разрешитьосуждение, происшедшее от греха, и освободить род наш от рабства диаволу и от действия в нас властного сего врага нашего? ... Мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действ ие лукавого диавола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему и потерявшему самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему. Для того Господь наш снизшел с небес, воплотился и соделался человеком, подобным нам во всем кроме греха, чтоб уничтожить грех ... Он сделался рабом , прияв зрак раба, чтоб опять нас, рабов диавола, возвесть в господское достоинство, и сделать господами и властителями самого диавола, прежнего тирана нашего; Он повешен был на кресте и сделался клятвою, как говорит пророк: “проклят всяк висяй на древе” (Втор. 21, 23), чтоб разрешить всю клятву Адамову, — умер, чтоб умертвить смерть, и воскрес, чтоб уничтожить силу и действо диавола, имевшего власть над нами посредством смерти и греха”.

(Слово 6. Т.1. С.67) (1-й Адам): “Чтобы уврачевать больное человеческое естество и восстановить в нем истинное, свойственное ему по первоначальному устроению здравие, для сего потребна сверхъестественная и пресущественная сила. Какая же эта сверхъестественная и пресущественная сила...? Это есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который, чтоб уврачевать подобное подобным, благоволил воспринять человеческое естество здравое. И вот, когда кто верою прилепляется ко Христу, тогда Христос сочетавается с ним и божеством и здравым человечеством, и через такое единение восстанавливает в нем первоначальное истинное здравие”.

Ч. 1, с. 296 (1-й Адам): “Бог Слово... сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от духа Святаго и Марии Приснодевы. Ибо как в начале Бог Бсоздал человека, персть взем от земли и вдунув в лице его дыхание жизни, — не тем образом как обычно рождаются люди; так Он же (Христос. – Авт.), пришедши воссоздать его, соделался человеком совершенным по душе и телу не по образу человеческого зачатия... Но Христос, будучи Богом, вместе и человеком, как по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству, и душею и плотию, есть и пребудет свят, пресвят и пренепорочен...” (Если бы свт. Симеон слышал версию о грешном естестве во Христе, то наверняка упомянул бы здесь об этом. Тем не менее, ни у кого из святых Отцов мы не читаем прямых слов о том, чтобы Христос воспринял природу с “амартиа” (нет такого текста!). То, что выдается за таковые свидетельства, есть или слова о принятии “пафитон”, или об относительном усвоении (по Дамаскину), или и вовсе искаженные цитаты (примеры – цитата из преп. Марка Подвижника, свт. Игнатия Брянчанинова...), где речь идет все о том же “пафитон”, но никак не об “амартиа”...)


^ Преп. Никита Стифат. Добротолюбие. Т. 5, с. 150.

“Бог Слово, Быв плотию и совершенным став человеком, кроме греха, естество наше в Свою принял ипостась, и яко Бог совершенный воссоздал его и обожил”. (Поэтому воссоздание или исцеление чел. природы в Самом Себе значит лишь то, что Он воспринял ее в Свою ипостась).


^ Молитва в Псалтыри после 10-й кафизмы.

“Господи Боже наш, в милости богатый и в щедротах непостижимый, едине по естеству безгрешен, и нас ради кроме греха быв человек...” (Явно же, что речь здесь идет, во-первых, о полном отсутствии любого повреждения в плоти Христовой (“по естеству безгрешен”), а во-вторых, что таковым Христос был от рождения – по смыслу фразы).


^ Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на “в подобии плоти греха” (Рим 8,3).

“Отец послал Сына Своего “в подобии плоти греха”, т.е. имеющего плоть, по существу подобную нашей греховной, но безгрешную. Так как упомянул о грехе, то и прибавил “подобие”. Ибо Христос принял не инаковую плоть, но ту же самую, которую имеем мы, и ее освятил и увенчал, осудив грех в воспринятой плоти и показав, что плоть не греховна по естеству”.


^ Св. Григорий Палама. Омилия 16. М. 1993, с.159.

Посему Бог воспринимает человеческое естество, чтобы показать до какой степени оно - вне греха и настолько чисто, что было возможно соединить его с Собою по ипостаси.”

PG 151, 169.

^ Если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни спасителем грешащих”. (Цит. по иером. Афанасий Иевтич. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина. Православная мысль. Париж. 1971. №14, с.56).

Гомилия 14, с. 139.

“ ... если бы Она (Дева) зачала от семени, то родившийся не стал бы новый человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему Давид сказал: “в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя”. Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым человеком, ни Начальником новой и отнюдь не стареющей чеканки; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха , Он не смог бы носить в себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения всего сущего, впоследствии”.

Гомилия 16, с. 165.

“Слово Божие... приняло плоть такую какая у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную (понятие о чистой плоти не исключает возможности болеть и умирать — прим. мое), как богомудрою “приманкой” — Крестом, поймав началозлобного змия, освободило от него порабощенный весь род человеческий”.


^ Св. Филарет Московский. Катехизис: “Вопрос. Что разумеется под словом воплощение?

Ответ. То, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не преставая быть Богом.”


Св. Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений.

Т.2: “Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом (Требник. Последование Крещения). Мы лишились общения с Богом в самом корне и источнике нашем: в наших праотцах, при посредстве их произвольного согрешения. Они были сотворены непорочными (С.328-329), непричастными греху и тлению; с самого сотворения своего соделались причастниками Святаго Духа; получив бытие естественное по человечеству, вместе получили и бытие сверхъестественное от соединения с Божеским Естеством. Произвольно отвергнув подчинение Богу, произвольно вступив в подчинение диаволу, они утратили общение с Богом, свою свободу и достоинство, предали себя в подчинение и рабство падшему духу. Они произвольно отвергли жизнь, призвали в себя смерть; они произвольно нарушили целость дарованного им при сотворении добра, отравили себя грехом. Как начала рода человеческого, они сообщили и не перестают сообщать свою заразу, свою погибель, свою смерть всему человечеству. Адам, сотворенный по всесвятому Образу и Подобию Божиим, долженствовавший произвести соответствующее потомство, осквернил Образ, уничтожил Подобие, произвел потомство, соответствующее оскверненному образу, уничтоженному подобию. Священное Писание, засвидетельствовавшее, что человек сотворен по Образу Божию, уже лишает этого свидетельства чад Адамовых. Писание говорить о них, что они родились по образу Адама, т. е. такими, каким соделался Адам по падении. По причине утраты подобия, образ соделался непотребным. От лица каждого человека, вступающего в бытие падения, Писание приносит горестную исповедь: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Человеки соделались врагами Бога, Творца своего (Рим. 5,10).

Бог, по неизреченной милости Своей, призвал снова род человеческий в общение с Собой. Это совершил он при посредстве самого чуднаго, непостижимого способа. Единым из трех Лиц Своих, Всесвятым Словом, Он принял человечество, зачавшись во утробе Пресвятой Девы действием Всесвятого Духа, устранив от Себя обыкновенное человеческое зачатие от семени мужеского - зачатие, сообщавшее всем человекам заразу греховную. Таким образом явился в роде человеческом непорочный Человек, каким создан праотец.. (С.329-330) Этот непорочный Человек был причастником Божественного Естества, подобно первозданному, но несравненно в большей степени: первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечившийся Бог соделался Богочеловеком. Все грехи человеческие Он принял на Себя. Он мог сделать это, потому что, будучи человеком, был и всемогущим, всесовершенным Богом. Приняв все человеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупительную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество: Он совершил искупление: ибо мог сделать это. Неограниченно и бесконечно Святый искупил Своими страданиями и смертью многочисленные, но ограниченные согрешения человеческие, — и Священное Писание со всею справедливостью свидетельствует о Нем: Се Агнец Божий, вземляй грехи мipa (Ин.1,29). Богочеловек заменяет Собою пред Богом и весь мир, и каждого человека” (Т.2. С.328-330).


“...зачинаемся и рождаемся с душой, зараженной грехом; зачинаемся и родимся, имея семя греха, насажденное во всем естестве нашем, имея яд греха, разлитый во всех членах души и тела. В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Таким образом, весь род человеческий соделался и соделывается непотребным, умерщвляется грехом, заразившим нас в самом корне нашем, в праотце. При воссоздании нас искуплением нужно было устранить корень, не престававший сообщать всем отраслям смертоносную заразу, нужно было заменить его корнем, который бы сообщал нам жизнь, нетление, святость, нужен был для рода человеческого новый праотец, и им соделался Господь с небесе. Он благоволил быть по плоти потомком Адама, зачавшись от Девы бессеменно и бесстрастно. Земным рождением Адам и многие человеки предварили Иисуса; но рождением из смерти и гроба, которое есть воскресение, Иисус предварил Адама и всех человеков. Он соделался Первенцем рода человеческого; Он—первый человек, восшедший на небо. Там воссел Он одесную Бога. Адам и прочие святые праотцы Иисуса по плоти соделались Его потомками по рождению Духом в пакибытие (Вот плоды Креста; вот почему до сошествия Христа во ад даже праведники не могли войти в рай. - Авт.). Он — Отец будущего века, Родоначальник святого племени избранных. Чтобы нам, начавшим существовать по образу ветхого Адама, перейти из его отверженного потомства в благословенное потомство Нового Адама, — должно родиться Свыше” (Т.4. С.56-57).


“Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той ограниченностью, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении. Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства его не были изменены, как в нас, в страсти, свойства эти находились в Нем естественном порядке, в постоянном подчинении духу, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человечеством... Печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом. Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельною скорбью. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, которого капли были подобны каплям крови. Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть скорби и власть свою над скорбью, говорил: Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Азъ xoщу, но якоже Ты” (Т.4. С.396-397).


“Богочеловек был вполне чужд одного из свойств нашего падшего естества: Он был вполне чужд— не по устройству тела, но по ощущению души и тела—того свойства, которое до падения нисколько не было ощущаемо, ощущено немедленно по падении, потом развилось, соделалось естественным падшему естеству. Адам, сотворенный бесстрастно из земли, Ева, заимствованная бесстрастно из Адама, сообразно бесстрастному началу бытия своего были бесстрастны. Они до того были бесстрастны и невинны, что при ближайшем содружестве и непрестанном обращении друг с другом, не нуждались в одежде, даже не понимали наготы своей, не смотря на то, что непрестанно видели ее. Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе Пречистой Девы! Бог соделал плоть Свою в самом зачатии ея Божественною, способною к ощущениям единственно духовным и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны и сверхъестественны в отношении к человеческому естеству. Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари - Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза. Напротив того: как зачатие было Божественно, (С.398-399) так и все последствия его были Божественны.

Богочеловек, как Искупительная Жертва, принял на Себя все немощи человеческие - последствия падения - кроме греха, чтобы, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением. Богочеловек воспринял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Творцом человеческого естества, неограниченным Владыкой этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно. Иногда Он являл Свое человечество в немощи естества падшего: утруждался, жаждал, принимал упокоение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно создано: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама (Здесь свт. Игнатий ссылается на: преп. Макарий Великий. Слово IV, гл. 3.). Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том состоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в Себе, в одном Лице, Божество и человечество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при Преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть, а не в той, в какой оно есть. Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне соединено с Его человечеством: Божество Богочеловека соединено с Его человеческим духом, с Его душой, с Его телом” (Т.4. С.398-399).


“Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама. Они не могли иметь тут места, будучи одной из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской страсти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа на Деву, при вселении Всесвятого Бога-Слова в утробу Девы. Безболезненность этого рождения ясно видна из скромного и простого повествования, которое читаем в Евангелии. Роди Сына Своего первенца, поведает Евангелие о Богоматери, и повит Его, и положи в яслех. Родила Дева, и немедленно приступает к служению! Рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грех чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечной смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни.” (Т.4. С.403-404).


Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении [*Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной Веры, книга III, глава XXVIII и XVI. Господь единственно по „благоволению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как-то: голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом". Всему этому тело Господа подчинялось до Его воскресения, и престало подчиняться по воскресении. Сама по себе плоть Господа с самого зачатия обожена; она зачалась уже Божественною. “Она, – говорит Дамаскин, – стала едино с Богом, и Богом — не по преложению или превращению, не по изменению или слиянию естества. Одно из естеств — по ссылке на 42-е слово Григория Богослова — обожило, другое обожено, и, осмелюсь сказать, стало едино с Богом; и помазавшее сделалось человеком, а помазанное Богом. И cиe не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, то есть, Ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем”. Как Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Ce6е и неизменяемо: так и достоинство души и плоти Гос­пода в отношении к их Божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому воз­расту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе Фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему; одинаковым сие было это достоинство, когда Господь предстоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем наруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все Ангелы и Архангелы]. Нет! Оно, как тело всесовершенного Бога, всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Доказывают то следующие события: однажды в храме Иерусалимском Господь Иисус Христос сделал указание на Свою предвечность по Божеству; Иудеи взялись за камни, чтобы побить Богочеловека, столь открыто объявившего им о Себе. Но Господь внезапно сделался невидим посреди их; и удалился из храма, пройдя между множеством врагов Своих. В другой раз разъяренные жители города Назарета схватили Господа, учившего в их синагоге, и повели на вершину горы, на которой построен город, чтобы оттуда свергнуть вниз и убить...” (Т.4. С.403, прим.).


Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом.”


^ Прот. Георгий Флоровский.

“В воплощении, которым был восстановлен образ Божий в человеке, Бог Слово воспринял изначальную природу человека, созданную по образу Божию. И это восприятие не было восприятием, распространившимся и на страсти, не было восприятием человечества со страстями. Иными словами, это было восприятие жизни человека, но не смерти его”. Анатомия проблем веры. Фессалоники. 1977, с. 55. Цит. по: Н. Василиадис. Таинство смерти . ТСЛ. 1998.


^ Прот. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Джорданвиль. 1963, с. 119:

“Если слово Божие говорит, что Сын Божий пришел в “подобии плоти греха” (Рим. 8,3), то выражает мысль, что эта плоть была истинной человеческой, но не греховной, а совершенно чистой от всякого греха и растления, как от греха прародительского, так и от произвольного.”

С. 124: “^ Только Богочеловек Христос начинает Собой новое человечество, освобожденное им от греха Адамова. Посему Он назван “первородным во многих братиях” (Рим. 8,29), т.е. Первым в новом роде человеческом, Он есть “Новый Адам””.

  1   2   3   4   5




Похожие:

О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconО плоти Господа Иисуса Христа. 1Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3
Рим 8,3 “ Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconХристианское спасение это процесс или состояние?
Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8: 24) Вопрос, как достигнуть спасения через Господа Иисуса Христа
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconУзнайте Господа Они увидели Иисуса, идущего по морю… и испугались…
Господа в нашей немощи, готовы ли мы Его узнать, в каком бы облике Он ни явился нам? Мы молимся, не предоставляя Ему возможности...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconИскупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа
О нем говорит Спаситель: «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconСын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить
Христа сосредоточена в этих немногих словах: "не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить". Он пришел не принимать что-либо,...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconП. Малов Ответ Булгакову на его книгу "о толстом"
Разумеется это была ошибка во всех отношениях", бьет себя в грудь, называет это грехом: "что греха таить" /стр. 103/ а для того,...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconСлужение Христу Не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить
Нелегко исполнить это. Хотя люди часто говорят о величии служения ближним, однако для того, чтобы послужить на деле, необходимо проникнуться...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconШ. А. Амонашвили в чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры
Они рождаются не для того, чтобы мы их воспитывали и уподобляли самим себе, а для того, чтобы исправить наши ошибки и вернуть человечество...
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconА. Е. Зимбули исповедь: к созданию нравственно-психологической матрицы
Если исповедуем грехи наши, то Он […] простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды
О плоти Господа Иисуса Христа. 1 Ин. 3,8 “Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.” Рим 8,3 iconПроценты
В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов