1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» icon

1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина»



Название1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина»
страница1/7
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


Глава 1.

Антропологические предпосылки в учении о спасении святителя Иоанна Златоуста.


1.1. Назначение тварного мира.

Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» (8: 90). Будучи вседовольным и не нуждающимся ни в чём, Бог не удерживает в Самом Себе обилие благ, но изливает их, по Своей благости, воле и человеколюбию создавая из несуществующего тварный мир.

Любовь Творца к имеющему быть сотворенному человеку обнаруживается ещё прежде создания мира, в предвечном замысле Вседержителя о домостроительстве спасения. «Смотри, как человеколюбив Господь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Он еще прежде творения и прежде появления человека приготовил для него бесчисленные блага и этим показал, какое попечение имеет Он о нашем роде и что всем желает спастись» (4: 19).

В сознании святителя тварный мир предстаёт строго антропоцентричным: он создан исключительно ради человека и в этом св. Златоуст усматривает проявление величайшей любви Божией к «превосходнейшему» из всех земных творений. «Для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные» (4: 60). В соответствии с замыслом Бога о человеке получает своё назначение тварный мир.

Прежде видимого мира и человека Бог сотворил ангелов. Господь не нуждался в служении бестелесных существ. Он создал их исключительно по Своей благости и назначил «ангелам, которые выше человека, служение человеку» (12: 30). В самом начале они были призваны к тому, чтобы «служить Богу для нашего спасения». Для этого «рабы Сына Божия (ангелы — и. А.) всюду посылаются для нас <...>, трудятся для нас <...>, можно сказать, рабствуют нам» (12: 30).

Каждое из творений получило своё собственное назначение. Небесные светила, например, назначены «в знамения, и во времена, и в лета» (Быт.1, 14), растительный и животный мир создан для «нашего употребления» (4:54). Но главное назначение твари святитель видит в том, что она должна учить человека богопознанию. Святой отец основывает своё мнение на словах апостола Павла: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1, 20). В одной из бесед Вселенский учитель восклицает: «Что говоришь, человек? Посмотрев на небо, удивляешься его красоте, разнообразию звезд, чрезмерному блеску? Не останавливайся на этом, но прострись умом к их Создателю. Так же рассуждай и о земле» (4: 48).

Тварь призвана способствовать человеку не только в богопознании, но и побуждать его к любомудрию. «Когда видишь, что великое солнце (светит), удивляйся Творцу; когда видишь, что затмевается, познавай скоротечность человеческих дел» — говорит святитель (12: 1078).

В созданном Богом тварном мире св.
Иоанн Златоуст находит немало нравственно-назидательных примеров для человека, которые предлагает своей пастве в воспитательных целях: «День уступает (место — и. А) ночи и не входит в чужие пределы, а ты, пользуясь всегда честью, не хочешь поделиться ею с братьями» (2: 115). Святитель указывает множество добрых примеров для подражания среди животного мира и считает, что человек должен использовать их в своей жизни (1, 142). Тварный мир изобилует и отрицательными примерами, однако последние вовсе не свидетельствуют о порочности твари. Она по природе своей не зла, но, напротив, прекрасна (1: 291,292). Тварь создана с исключительно благой целью и не может быть истинной причиной нечестия человека, которое происходит не из-за природы твари, а от его собственной беспечности.

Хотя человеческая природа не в состоянии окончательно определить «цель всякой вещи»(4: 55), среди творений нет, однако, ни одного, создание которого не имело бы целью благо и спасение человека. Через создание тварного мира Бог прежде всего показал ценность человека и Свою любовь к нему, а также дал руководство к подобающему поклонению Себе.


^ 1.2. О высоте достоинства человека.

1.2.1.Творение человека как особый акт воли и благости Творца.

После создания мира, который свт. Иоанн Златоуст сравнивает с блистательно приготовленным дворцом, Бог творит человека — «великое и дивное существо <...> , драгоценнейшее всей твари <...> , спасения которого так восхотел Бог» (4: 735). Человек, хотя и является «превосходнейшим из всех видимых творений», приводится к бытию после создания духовного и физического мира, завершая всё земное творение. Такой порядок святитель объясняет языком образов: «Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостаивает это животное» (4: 61).

Человек существенно отличается от других творений образом своего происхождения. Св. Златоуст часто говорит о сотворении Богом человека по особому совету и премудрому плану. Святитель останавливает своё внимание на том, что ни одно действие Божие в создании различных частей тварного мира не сопровождалось словом «сотворим», которое имеет место в акте творения человека. Уже то, что созданию человека предшествовал «совет, смотрение и сообщение» (4: 735), удостаивает его великой чести. Конечно, Бог не нуждался в совете, но сообщая о нем, Творец показал Своему высшему творению его высокое достоинство и назначение. Св. Иоанн считает, что творческое слово «сотворим» (Быт.1, 26) указывает на совет Отца и Единородного Сына Божия, общим делом Которых стало творение человека (4: 63).

Из всех приведённых к бытию существ человек стал главным объектом неисчерпаемой благости Божией, Его тщательного и мудрого попечения. Бог определил человеку быть обладателем Его бесчисленных благ, соучастником Его блаженства, Его жизни и бессмертия. Согласно этой великой цели, Бог не просто повелевает человеку явиться из земли, но Сам берет от неё персть, Сам даёт человеку дыхание жизни, наделяет его свободной волей, творит его «по Своему образу и подобию» (Быт.1, 26).


^ 1.2.2. Человек «по образу Божию».

Святой Иоанн Златоуст в толковании библейского учения о творении человека «по образу Божию» говорит о последнем, как о внешнем отношении человека к видимому миру. В заочной полемике с антропоморфитами он показывает, что Божественное Откровение , говоря об образе Божием в человеке, на самом деле имеет ввиду не образ существа, а образ господства : «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1, 26). Человек, созданный совершенно отличающимся от всех земных творений и стоящий несравненно выше их, является «властелином всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью» (4: 62), «как он обладает всем на земле, так Бог обладает всем на небе и на земле» (12: 20).

Таким образом, свт. Иоанн понимает «образ Божий» исключительно как способность человека господствовать и властвовать над животными и природой. На основании двух текстов (1: 69; 4: 739), встречающихся в творениях святого, можно полагать, что «подобие Божие» он понимал как некую потенциальную силу и направленность, данную человеку для уподобления Богу в добродетели.


^ 1.2.3. Тело и душа человека.

По учению святого Иоанна Златоуста, человек — это «живое, разумное существо, состоящее из чувственного и духовного естеств, то есть из тела и души» (6: 473). В первую очередь Бог создал из персти земной тело человека, явив в этом акте Свое непосредственное и особое участие (4: 98, 99).Тело человека состояло из тех же элементов, из которых прежде были созданы другие животные существа. Вместе с тем, оно представляло собой нечто более совершенное и превосходное. Святой отец называет его «сокращенным и малым миром» (2: 122). Бог создаёт «премудро устроенный сосуд» таким, каким ему необходимо быть для служения разумной и бессмертной душе (2: 137). Святитель не раз многозначительно говорит об особенностях тела человека. В вертикальном положении тела он видит молчаливое научение не иметь ничего общего с землёй, способность глаз устремлять вверх взор побуждает святого говорить о том общем, что имеет человек с небом (2: 801).

Златоустый учитель сравнивает первозданное тело человека с блестящей золотой статуей, только что вышедшей из горнила. «Тело это было свободно от всякого тления: его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучали <...>, никакое подобное страдание не удручало» (2: 132). Но бессмертие давалось человеку как возможность. Чтобы тело, происшедшее из земли, не возвратилось снова в землю, человек должен был свободно исполнять заповедь Божию относительно древа познания добра и зла. Поэтому святой отец говорит о смертности и тленности тела человека, как о реальности, ставшей следствием осуществления человеком свободного выбора.

Святитель считает, что тело ниже души, однако не делает резкого противопоставления. «Плоть не зла,» -говорит он. И хотя во второй беседе о Лазаре Златоуст называет тело «могилой» и «гробом» (1: 802,803), он, безусловно, остаётся свободным от манихейских представлений о теле, так как ведёт речь прежде всего о греховной душе богача, обременённого пороками и страстями.

Тело человека, созданное Богом, святитель сравнивает с «орудием», которое нуждалось в двигателе, а так же с лирой, ожидающей того, кто при помощи искусства и ума мог бы привести в действие её струны (4: 104).

Отдавая должное значению тела, святой отец считает душу более важной составной частью сущности человека. Тело человека до того, как Бог вдохнул в него дыхание жизни, представляло собой «бездейственный, ни к чему не способный истукан, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении» (4: 100). После того, как Творец сообщил телу жизненную силу, человек в действительности стал таким, каким его замыслил создать Бог.

В беседе против аномеев св. Иоанн не считает возможным сказать, что представляет собой сущность души: «Мы не знаем даже сущности нашей души. Познание о ней Бог сокрыл от нас <...>. Даже и того нельзя сказать, как она находится в нашем теле» (1: 539). Тем не менее, способ творения души человека ясно показывает, что она как по происхождению, так и по природе представляет собой особую сущность, посредством которой и при содействии благодати Божией, человек может «соревновать бестелесным силам, и находясь на земле, жить и действовать как бы на небе» (4: 100). Святитель так высоко ценит человеческую душу, что определяет её цену выше целого мира (5: 239).

Вселенский учитель твёрдо и определённо убеждён в том, что душа происходит не из сущности Божией (4: 103)1. Это имеет большое значение, так как определяет человека как свободное существо. Очевидным для святителя является и то, что душа бестелесна (4: 104), разумна (6: 247), бессмертна (4: 190).

Если тело — низшая часть человеческого естества, не может существовать без души, то душа, напротив, освободившись от тела, продолжает жить, существовать, обладать сознанием. «Души, — говорит святитель, — по отшествии отсюда уводятся в некую страну и уже не имея возвратиться оттуда, ожидают страшного дня» (7: 317, 318). Бессмертие души, по св. Златоусту, является основой бессмертия человека. «Из того, что Бог даровал человеку сущность души, — говорит святой отец, — явствует, что Он восхотел создать нас бессмертными навсегда» (4: 190). Вместе с тем святитель делает важное замечание: душа, «хотя бы и тысячу раз была бессмертна» (10: 400), не может в полноте получить ни блага, ни мучения, если она находится вне тела (10: 400).

Свт. Иоанн Златоуст является решительным сторонником дихотомии. Между душой и духом он не находит никакого различия: «Бог- Творец душ разумных и чувствующих. В людях же нет никакого различия между духом и душею; но эти два названия обозначают одно и тоже» ( 6: 247). Но стоит отметить, что в толковании Первого послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам (1 Фес. 5, 23), святой отец понимает под духом «дарование Святого Духа» (11: 567).

Душа человека «по природе ни добра, ни зла, но то и другое зависит в ней от свободной воли» (11: 587). Воля — это природная способность, которой Бог наделил человека. Вместе с тем она «есть нечто наше собственное, <...> движение, рождающееся из нас самих, которое мы направляем, куда хотим» (9: 639). Выбор добра и зла был предоставлен свободной воле человека.


^ 1.2.4. Блаженная жизнь в раю.

Бог назначил первозданному человеку «в прекрасное жилище рай» (2: 99). Адам жил в безмятежном и изобильном мире, чуждом «печалей, забот, трудов и всего временного» (10: 167). Он был свободен от болезней и страданий; будучи духовно-телесным существом, «не имел телесных нужд» (4: 107).

Человек должен был охранять первобытную природу и заботиться о ней. Исполнение повеления Божия о хранении и возделывании рая создавало для человека «преграду, сдерживающую его порывы» (4: 112), а также давало ему возможность совершенствоваться в любомудрии.

Первозданный Адам был наделён большой мудростью, которая особенно проявилась в наречении имен животным. «Сам Бог так принял это наречение имён, что не изменил их, и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных» (4: 758,759). Животный мир находился в полном подчинении у человека.

По премудрому замыслу Творца человек не должен был оставаться один. Определяя своё положение в мире, Адам среди живого не нашёл равного себе. Бог, как повествует Священное Писание, «создал из ребра, взятого у человека, жену» (Быт.2,22). Это событие послужило обнаружению у Адама пророческого дара. Не имея никакого опытного знания о происшедшем, при первой встрече со своей женой Адам «точно объясняет происшедшее» (4: 122): «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2: 23). Он говорит это, «руководимый наставлением Святого Духа» (4:122).

В раю царила незапятнанная чистота. Прародители были совершенным выражением царственного благородства человеческой природы. Они жили как ангелы: чуждые страстей и «облеченные в славу», они не нуждались даже в прикрытии одеждой (4: 123; 10: 167; 12: 297). Свт. Иоанн Златоуст считает, что брака в раю не было и не могло быть (4: 160,161).

Но не только в этом заключалось блаженство первозданного человека. В раю он находился в непосредственном общении со своим Творцом: «он вкушал беседы с Богом и роскошествовал в дерзновении к Нему» (12: 297).

Безбедственная жизнь и общение с Создателем были «знамениями бессмертия» (10: 167), ибо «в начале» Бог благоволил создать человека бессмертным. Однако святость и бессмертие находились ещё в зачаточном состоянии. Человек должен был сам идти к своему нетлению (2: 479). Это требовало от Адама личных усилий, которым бы содействовала благодатная помощь свыше. Для того, чтобы человек мог утвердиться в жизни и бессмертии, ему была дана заповедь относительно древа познания.


^ 1.3. Грехопадение в раю и его последствия.

1.3.1. Древо познания.

В раю человеку Бог дал заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что название запрещённого древа вовсе не означало, что до своего падения прародители не различали добро и зло. Данная им заповедь сама свидетельствует о том, что знание добра и зла было присуще первозданному человеку. Заповедь не имела бы смысла, если бы тот, кому она давалась, не знал, что преступление является злом. «А Бог и (закон дал ) и наказал за преступление (закона); Он не сделал бы ни того, ни другого, если бы не создал вначале Адама способным знать добродетель и порок (4: 760). Добра и зла не знают лишь те, которые по природе не имеют разума» (4: 758). Адам же обладал необыкновенной силой ума, ему были известны сокровенные тайны природы, он был наделён пророческим даром.

Сотворённому человеку Бог дал естественный закон — совесть (5: 541). Совесть так же обеспечивала человеку возможность различать добро и зло (4: 781).

Таким образом, знание добра и зла было свойственно природе человека.

Древо познания добра и зла не заключало в себе никакого знания. Оно давалось человеку Богом для упражнения в послушании. То, что послушание — добро, а непослушание — зло, человек знал с самого начала. Вкушение от древа и последовавшее за этим наказание опытно показали ему, каким злом является непослушание Богу и каким добром — следование заповеди.


^ 1.3.2. Грехопадение человека.

Если домостроительство спасения в существе своём заключается в тайне предвечной любви Божией к созданному Им человеку, то реальное осуществление его в истории человеческого рода связано с первым событием этой истории — грехопадением прародителей. Святитель Иоанн Златоуст говорит о грехопадении, следуя библейскому повествованию. Человек впал в грех преслушания, обольщённый явившимся ему под видом змея диаволом. Ниспав сам с высоты, видя человека, проводящего на земле ангельскую жизнь, мучимый завистью демон употребляет хитрость, чтобы лишить человека благ, дарованных по любви Богом. Диавол вступает в беседу с женой, воспользовавшись змеем, как орудием. Враг спасения «надмил жену голыми словами и пустыми надеждами, и обманул» (2: 302), сказав: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Жена могла сразу узнать диавольскую хитрость и уклониться от беседы. Однако она не сделала это и увлекшись надеждой на равенство с Богом, признала врага спасения более достойным доверия, нежели заповедь Создателя (4: 131). Враг сумел обманом и хитростью разжечь в душе жены горделивую жажду богоравенства. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи <...> и взяла плодов его и ела, и дала мужу своему и он ел» (Быт. 3,6).

Святой отец называет диавола «причиной того, что первый человек, созданный бессмертным, подвергся осуждению смерти» (2: 517). Он сравнивает его с пробившим корабль морским разбойником, подобно которому демон просверлил душу Адама, похитил из нее богатство и «само судно потопил» (2: 276). По мысли святителя, наказание змия, который был всего лишь орудием злобы диавола, с особой силой показывает, что большему проклятию подвергается главный виновник прельщения: «огонь вечный» уготован первоначально именно «диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41). Святой Иоанн говорит об этом, чтобы показать, что и после грехопадения человека Бог не прекратил являть к нему Свою любовь.

Святитель уделяет немного внимания внешней причине грехопадения, лежавшей вне свободы человека, но определённо настаивает на ответственности за совершённый грех самих прародителей. Как бы ни велика была сила соблазна, исходившего от диавола, она ни в какой мере не нарушала изначальной свободы человека. Человек мог принять вражеское обольщение или отвергнуть его, но он свободно, по доброй воле, отдал себя в послушание диаволу, нарушив данную Богом заповедь. «Не диавол причиняет вред людям,- говорит св. Иоанн Златоуст,- но собственная беспечность невнимательных везде подвергает их падению. Оставим диавола: он весьма зол не по природе, но по произволу и свободе , <...>. Диавол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама» (2: 290, 291).

Святой отец еще более усиливает свою мысль, когда говорит, что диавол может быть даже полезным (2: 293). «Бдительным и внимательным, — объясняет святитель, — (диавол) не только нимало не вредит, но и приносит пользу, — не по своей воле, потому что она зла, но по мужеству тех людей < ... >, (которые — и. А.) пользуются его злобою, как должно» (2: 298). Так, например, диавол хотел повредить праведному Иову, однако не смог это сделать и вопреки своему желанию обнаружил мужество и славу праведника. Диавол даже сделался виновником спасения (2: 293), когда святой апостол Павел воспользовался им как началом, предав сатане согрешающего кровосмешением (1 Кор. 5, 5). Эти и многие другие примеры святитель предлагает в назидание своей пастве, чтобы показать, что человек не вправе искать оправдание своим грехам, так как единственным источником греха, по мнению св. Иоанна, является свободная воля человека.

Таким образом, грех прародителей произошёл от беспечности и презрения, которые они показали в отношении к заповеди (4: 136), стал результатом диавольской гордыни, внушившей им разорвать свой союз с Богом, чтобы жить своей, независимой жизнью.


^ 1.3.3. Следствия грехопадения для человека и твари.

Сразу после нарушения человеком заповеди Божией в его природе стал проявляться грех. У прародителей «открылись глаза» (Быт. 3, 7), то есть «умственное зрение», посредством которого они увидели свою наготу и ощутили лишение «вышней славы» (4: 134), покрывавшей их до падения. У падших появилось чувство стыда, которое раньше, по благоволению Божию, они не испытывали.

С того момента, как человек поверил словам диавола, в его душе стал господствовать тот, кто имеет «державу смерти» (Евр. 2, 14). Человек оказался под властью диавола, который от греха прародителей получил «великую силу и господствует» (11: 371).

Вследствие греха в человеке произошло умаление «образа Божия»: человек потерял полноту власти над созданными для него тварями. Впрочем, Бог не лишил его всей власти, «животных необходимых и полезных он оставил в подчинении» (4: 471, 472).

Чтобы согрешивший человек не мог питаться от «древа жизни» (Быт. 2,9), а, следовательно, грешить бесконечно, Бог изгоняет падших прародителей из рая. Творец поселяет супружескую чету вблизи рая для того, чтобы человек помнил о своём падении и блаженстве, которого лишился. Закрытие входа в рай, по мнению святителя, должно было возбуждать у падших «страх и воспоминание» (4: 160).

Грехопадение изменило отношения Бога и человека, внесло изменение в общение мужа и жены, а так же ввело несколько видов подчинения. Святой Иоанн Златоуст различает три вида рабства, введённого грехом. Первый вид заключается в господстве мужа над женой, которая в свою очередь получила новое, неизвестное до этого тяготение к мужу. Это рабство получило своё выражение ещё и в том, что бывшая прежде равной мужу, жена была лишена права учительства. «Кто не умеет учить, тот < ... > пусть учится; если же < ... > пожелает учить, то погубит и себя и учеников, что случилось тогда с женою» — говорит св. Иоанн (4: 744). Введя подчинение жены к мужу, Господь ослабил тяжесть рабства тем, что соединил его с любовью и заботой мужа по отношению к жене (4: 745). Второй вид рабства имеет основание в грехе Адама, хотя начинается со времён Хама. Этот вид рабства тяжелее первого и имеет примером подчинение Хама родным братьям. Третий вид рабства стал необходимым так же вследствие греха. «Грех сделал нужною власть ( начальников, правителей и т.д.- и. А.), а Бог употребил ее в нашу пользу» (4: 747).

Свт. Иоанн, говоря об отношении Бога к Своему падшему созданию, постоянно делает акцент на милосердии и человеколюбии Творца. Наказания, которые получает человек от Бога, являются одновременно осуществлением этой любви. Святой Иоанн рассматривает их не просто как наказания за преступление, но видит в них первоначальное средство спасительного врачевства от греха.

Одним из самых горьких плодов греха стала смерть. Святитель различает несколько видов смерти. Грехопадение стало причиной, в первую очередь, душевной смерти. «Как тело, когда умирает, тогда душа оставляет его лишенным своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет ее без своей силы» (11: 152). Таким образом, смерть души — это её отчуждение, удаление от Бога. Люди, порабощённые грехом, становятся мертвецами, хотя биологически продолжают жить. Спаситель имел ввиду именно душевную смерть, когда говорил: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8, 22), (9: 612).

Если огромным бедствием для человека стала душевная смерть, то более ужасной реальностью, к которой привёл грех, стала смерть вечная. Нераскаянный грешник, уходящий из этого мира, попадает в объятия «смерти бессмертной» (8: 50) и пребывает там, где «тление нетленное без конца» (11: 217).

Следствием душевной смерти стали телесная смерть и тление. С грехопадением Адама телесная смерть стала всеобщим явлением. Через грех одного смерть вошла во всех потомков Адама. «Что вооружило смерть против всей вселенной?- говорит святитель Иоанн,- то, что только один человек вкусил от древа» (9: 595). До пришествия Спасителя смерть являлась страшным наказанием (2: 678). «И не только смертью она называлась, но и адом» (2: 438). После грехопадения телесная смерть стала постоянным и необходимым свойством природы человека, но придёт время, когда оно упразднится (11: 32, 33). Святитель рассматривает смерть как горькое, но спасительное лекарство, которое должно было произвести в прародителях скорбь о падении для того, чтобы «познав замысел диавола» и «воспитав душу», они «получили затем и бессмертное тело» (12: 298). Смерть была задумана ещё и для того, чтобы у «не имеющих усердия» страх наказания вызывал стремления к добродетели (1: 17). «Смерть для того превзошла, чтобы остановить безумие, чтобы с корнем вырвать тот лукавый помысл, который в первозданном посеял диавол» (12: 336). Святой Иоанн Златоуст часто рассуждает о той пользе, которую Бог доставил человеку, сделав его природу смертной. Он говорит не столько о том, что смертью прекращается жизнь, сколько о том, что смерть призвана истребить смертность и тленность природы (5: 240). Стало быть, смертность — не просто естественный результат грехопадения, а ещё и благодеяние любвеобильного Бога, дарующее начальную возможность истинной жизни в Боге и не позволяющее злу сделаться бессмертным.

После грехопадения в человеческую природу вошло «множество страстей» (10: 433). Страсти не являлись сами по себе грехом. Причиной греха их сделала неумеренность (9: 636). Страсти разорвали гармоническую связь души и тела. Между телом и душой началась «непримиримая борьба» (1: 372). Рассуждая о ней, святитель Иоанн Златоуст приводит слова святого апостола Павла: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим.7, 23). Тело, исполненное страстей, стало легко доступным греху (9: 642), «сделалось крайне неспособным идти путем добродетели» (9: 610). Человек заболел грехом (1: 132), поддался возможности грешить. Грех стал всеобщим явлением. Св. Иоанн Златоуст не вдаётся в подробные рассуждения, каким образом это произошло1. Он просто констатирует печальный факт и заключает: «Первые люди ввели грех, а их потомки своими грехами укрепили силу господства греха» (4: 751).

Непременным спутником тела человека стало тление. Однако тление не является онтологическим признаком тела человека. Святой Иоанн называет тленность болезненным и противоестественным состоянием. «Тление не принадлежит собственно телу, но смерти и страстям, живущим в теле» (10: 530). Тело, став смертным и тленным, потеряло прежнюю красоту, силу, здоровье, лишилось непорочности, которую имело в раю.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что результатом грехопадения стал брак, в котором не было необходимости, пока первозданные не были поражены смертью. Брак был дан человеку для сохранения бессмертия «по преемству» (8: 125). Святой отец обращает внимание на слова, которые сказала Ева после рождения Сифа: «воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля» (Быт. 4, 25), (4: 191). «Хотя тот < ... > от братней руки пал на землю и подвергся смерти, но сила Божия вместо падшего восставила этого. Так как не настало еще время воскресения, то Бог восставил не падшего, но другого вместо него» — говорит св. Златоуст (1: 191). Таким образом, брак давал возможность человеку увидеть начатки воскресения (4: 191).

Грех человека стал виновником тленности твари. Земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы. «Вместе с людьми стонет и земля, получившая из-за нас проклятие. Плачет море, созданное Богом сначала прекрасным, а после греха сделавшееся гробом для многих. Печальный вид имеет и солнце <...>, стонут звезды с луною <...>. Не остается без стенания и домашний скот, который не только мучится в неумолимом рабстве нам, но в потаенных местах закалается и для демонов» (12: 982). Вместе с человеком в ожидании будущих благ созданная для него тварь «стенает и мучится» (Рим.8, 22), в ожидании освобождения «от рабства тлению» (Рим.8, 21).

Итак, грехопадение Адама воздвигло преграды, которые отделили человека от Бога. Первая преграда, которая определяет другие — это грех, воцарившийся в человеческом естестве. Суть этого греха состоит в преслушании, то есть в рассогласовании человеческой воли и воли Божией. Грех приводит к разрушению того единства, которое изначально существовало между Богом и человеком. Вторая преграда — власть над человеком обольщающего его диавола. Эта власть делала врага человеческого рода «мироправителем тьмы века сего» (Еф. 6, 12). Третья преграда — смерть. «Диавол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала» — говорит св. Иоанн (6: 706).

Таким образом, последствия греха для человека, по святителю Иоанну Златоусту, заключаются главным образом, в потере того совершенства, которым Адам был наделён при творении, а следовательно, в потере тех возможностей, с помощью которых он мог идти к нетлению, осуществляя своё назначение.


  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconХрам, Обряды, Богослужения
В начале сотворил Бог небо и землю,” — сказано в книге Бытия (1: 1). В этом догмате — источник православного восприятия мира
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconИнтеллектуальная литературная игра «самый умный» (среди учащихся 1-4 классов) Цель
«Самый умный». Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры «Самый умный»....
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconСценарий праздника 8 Марта 1 ведущий: 8 Марта день торжественный, День радости и красоты, На всей земле он дарит женщинам Свои улыбки и цветы!!!
Мы любим его за приятные хлопоты, за улыбки наших мам, а значит всех женщин. Мама самый близкий, самый род-ной и самый ласковый человек...
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconКогда тебе будет грустно, вспомни, что ты… мой самый нежный, самый любимый и самый желанный человечек на всем свете!
Жаль, что все не выразить словами, но, я попробую сказать тебе хотя бы одну 10000000000000000-ую из всего, что есть в тебе
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconА. Е. Зимбули духовно-нравственное воспитание: что бы это значило?
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это пусть самый лёгкий, и путь опыта –...
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconПоложение об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс»
Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводиться ежедневно для всех классов. Участие в нем на добровольных началах принимают учащиеся...
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconЛуч Божественного света
Любовь Божия нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconКто есть кто в российских катакомбах историко-каноническая справка
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира,...
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconПоложение
Награждаются также самый молодой и самый старший участники пробега. На дистанции 10 км у мужчин в возрастной группе 65-69 лет разыгрывается...
1 Назначение тварного мира. Прежде, чем получил бытие тварный мир, существовал Бог, не имеющий начала Своего бытия, «самый источник, самый корень всех благ, самосущая жизнь, самосовершенная истина» iconКонкурс «самый-самый сильный, ловкий и смелый». Игра викторина «Что, где, когда?»
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; создавать условия для оздоровления детей, развития физкультурных навыков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов