Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа icon

Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа



НазваниеИскупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа
страница1/3
Дата конвертации28.08.2012
Размер428.46 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа




Голгофская Жертва – Жертва любви к роду человеческому Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Апостол любви на все времена свидетельствует: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). В основе Божественной любви лежит жертвенное служение всему миру. О нем говорит Спаситель: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего…» (Ин. 10, 17-18).

Любовь Отца к роду человеческому принес в мир Сын Божий, на что указывает св. ап. Павел: «…живите в любви, как и ^ Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5,2).Творить жертву любви заповедано всем нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).

Любовь творит мир и человека. В раю Божественная Любовь дарует Адаму свободу выбора между Жизнью и смертью, попускает Адаму чрез отступление опытно познать лесть змия. Любовь дарует миру нового Адама - Богочеловека, ради спасения Адама ветхого и всего рода человеческого и провозглашает: «...должно вам родиться свыше» (Ин. 3,7).

Тема настоящего доклада требует непременного определения учения нашей Церкви о Ветхом Адаме и Богочеловеке, Новом Адаме, Который именуется часто Жертвой, Искупителем, Бессмертным и смерть принявшим, «возмездием за грех», «выкупом за грех» и многими другими, казалось бы, противоречивыми определениями.

Адам, как свидетельствуют многие Святые Отцы, был сотворен для вечной жизни. Укажем на правило 109 (123) Карфагенского Собора 418 г.: «Признано всеми епископами карфагенския церкви, представшими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема».1

Вкусив запретный плод от «древа познания добра и зла», Адам умирает (Быт. 2,17). Смерть была наказанием за преслушание Бога, следствием отпадения от Самой Жизни. «…За это предан он великим карам – тлению и смерти, для смирения гордыни его», - писал преподобный Симеон Богослов.2

Адам впал в грех непослушания Богу, утратил животворное общение с Богом. Святитель Василий Великий так указывал на причину смерти Адама: «Адам, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха:..
в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог - Жизнь, а лишение Жизни - смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога...» (Цит. по: Макарий (Булгаков). Прав.-Догматическое Богословие. Т.2. С.486).

Грехопадение Адама имело определенные последствия для всех его потомков: это помрачение разума, развращение воли, искажение образа Божия, болезни и скорби и, наконец, смерть не только тела, но и духа человеческого. Грех этот на языке святых Отцов Церкви называется первородным грехом. Для самого Адама это был личный грех, а для его потомков - наследственный, как греховное состояние природы. Унаследованной для всех является смерть как души, так и тела.

Спасти род человеческий от такого греха и смерти возможно было только одному Богу. Он, ищущим спасения душ, заповедал второе рождение свыше от Духа Святого и предложил всем «восстановить естество человеческое в Естестве Своем».1 По Его неизреченному промыслу людям надлежало изменить родословную и избавиться от гибельного наследства.

Бог чудным образом творит Нового Адама, Богочеловека, Которого мы называем Господом Иисусом Христом. Искупительный подвиг нашего Господа начинался с принятия человеческой плоти от Девы Марии. Творец заимствовал плоть Новому Адаму от Своего творения и тем самым явил миру Божественное смирение. По мысли преподобного Симеона Нового Богослова, Сын Божий «пришел, чтобы смириться вместо Адама – и действительно смирил Себя даже до смерти крестной. …Пришедши, воплотился, восприняв совершенное человечество, чтобы быть совершенным Богом и совершенным человеком, и Божество имело таким образом человека достойного Его».2

Искупительный подвиг нашего Господа начинался с принятия человеческой плоти от Девы Марии. Творец заимствовал от творения плоть, смиряясь пред родом человеческим. О том, как пришел в мир новый Адам, преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену: таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего и, соединив ее со Своим Божеством, непостижимым и неприступным или, лучше сказать, всю Божественную ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со Своим существом и сделал его Своим собственным, так что сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтобы и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию. Сиe изъясняет бо­жественный Павел там, где говорит: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (1 Кор. 15, 47,48)»3.

Замечательное размышление о необычном пришествии в мир Богочеловека находим у святителя Игнатия (Брянчанинова): «Произвольно отвергнув подчинение Богу, произвольно вступив в подчинение диаволу, они (Прародители. – Авт.) утратили общение с Богом, свою свободу и достоинство, предали себя в подчинение и рабство падшему духу. Они произвольно отвергли жизнь, призвали в себя смерть; они произвольно нарушили целость дарованного им при сотворении добра, отравили себя грехом. Как начала рода человеческого, они сообщили и не перестают сообщать свою заразу, свою погибель, свою смерть всему человечеству. Адам, сотворенный по всесвятому Образу и Подобию Божиим, долженствовавший произвести соответствующее потомство, осквернил Образ, уничтожил Подобие, произвел потомство, соответствующее оскверненному образу, уничтоженному подобию. Священное Писание, засвидетельствовавшее, что человек сотворен по Образу Божию, уже лишает этого свидетельства чад Адамовых. Писание говорить о них, что они родились по образу Адама, т. е. такими, каким соделался Адам по падении. По причине утраты подобия, образ соделался непотребным. От лица каждого человека, вступающего в бытие падения, Писание приносит горестную исповедь: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Человеки соделались врагами Бога, Творца своего (Рим. 5,10).

Бог, по неизреченной милости Своей, призвал снова род человеческий в общение с Собой. Это совершил он при посредстве самого чуднаго, непостижимого способа. Единым из трех Лиц Своих, Всесвятым Словом, Он принял человечество, зачавшись во утробе Пресвятой Девы действием Всесвятого Духа, устранив от Себя обыкновенное человеческое зачатие от семени мужеского - зачатие, сообщавшее всем человекам заразу греховную. Таким образом явился в роде человеческом непорочный Человек, каким создан праотец (С.329-330). Этот непорочный Человек был причастником Божественного Естества, подобно первозданному, но несравненно в большей степени: первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечившийся Бог соделался Богочеловеком. Все грехи человеческие Он принял на Себя. Он мог сделать это, потому что, будучи человеком, был и всемогущим, всесовершенным Богом. Приняв все человеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупительную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество: Он совершил искупление: ибо мог сделать это. Неограниченно и бесконечно Святый искупил Своими страданиями и смертью многочисленные, но ограниченные согрешения человеческие, — и Священное Писание со всею справедливостью свидетельствует о Нем: Се Агнец Божий, вземляй грехи ìèpa (Èí.1,29). Богочеловек заменяет Собою пред Богом и весь мир, и каждого человека» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т.2. С.328-330). И в другом месте: «...зачинаемся и рождаемся с душой, зараженной грехом; зачинаемся и родимся, имея семя греха, насажденное во всем естестве нашем, имея яд греха, разлитый во всех членах души и тела. В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Таким образом, весь род человеческий соделался и соделывается непотребным, умерщвляется грехом, заразившим нас в самом корне нашем, в праотце. При воссоздании нас искуплением нужно было устранить корень, не престававший сообщать всем отраслям смертоносную заразу, нужно было заменить его корнем, который бы сообщал нам жизнь, нетление, святость, нужен был для рода человеческого новый праотец, и им соделался Господь с небесе. Он благоволил быть по плоти потомком Адама, зачавшись от Девы бессеменно и бесстрастно. Земным рождением Адам и многие человеки предварили Иисуса; но рождением из смерти и гроба, которое есть воскресение, Иисус предварил Адама и всех человеков. Он соделался Первенцем рода человеческого; Он – первый человек, восшедший на небо. Там воссел Он одесную Бога. Адам и прочие святые праотцы Иисуса по плоти соделались Его потомками по рождению Духом в пакибытие. Он — Отец будущего века, Родоначальник святого племени избранных. Чтобы нам, начавшим существовать по образу ветхого Адама, перейти из его отверженного потомства в благословенное потомство Нового Адама, – должно родиться Свыше» (Т.4. С.56-57).

Так был дарован человечеству «новый праотец». Участие в этом «искупительном воссоздании» принимал и Бог, и человек. Бог принес миру в дар основание Божественной Любви - Смирение и заповедал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11,29). Совершенный человек, «родоначальник святого племени избранных», приносит нам такую плоть, которая может вместить душу человеческую, как сосуд благодати Духа Святого. В этой плоти душа может создать все условия для стяжания благодати Духа Святого.

Свт. Афанасий Великий так указывает на «оживотворение» человечества: «Посему-то пришел самолично Сын Божий восстановить естество человеческое в Естестве Своем из нового начала и чудным рождением, и не разделил первоначального состава, но отринул всеянное отложение, как свидетельствует Пророк, говоря: "Прежде, неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое" /Ис. 7,16/. Посему пришло Слово, Бог и Создатель первого человека, чтобы сделаться человеком, для оживотворения человека и низложения злобного врага; и родилось от жены, восставив Себе от первого создания человеческий зрак в явлении плоти без плотских пожеланий и человеческих помыслов, в обновленном образе…»; «Второй Адам имел и душу и тело и целого первого Адама» (Свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. Творения. Ч.4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С.152).

«По мысли преп. Макария Египетского, Христос пришел, чтобы «исцелить человечность». Свт. Василий Великий прямо уподобляет Христа врачу: «Главное в спасительном домостроительстве по плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами связывает тело, расторгнутое на многие части» (Творения. Ч.5. С.360). Еще в ветхозаветное время было сказано: "Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного" (2 Цар. 14, 14).1

Новый Адам заимствует плоть от Девы Марии сверхъестественно и творит Себе человеческое естество так чудно, что святитель Григорий Богослов называет Его «самосозданным человеком»: «Хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить, и девство предпочесть); однако же, происшедший есть Бог и с воспринятым от Него (человеческим естеством) – единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых один обожил, а другая обожена… Таково мое слово о новом рождении Христовом. Здесь нет ничего позорного, потому что позорен один грех. А во Христе не имеет места ничего позорное; потому что Его (человеческое естество) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти Пречистой неневестной Матери, которую предварительно очистил Дух, исшел самосозданный Человек; принял же очищение ради меня»2; «Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества между собою далекие? — Это тайна; но как представляется мне, малым умом измеряющему превысшее ума, очистительный Дух снисшел на Деву, а Слово Само Себе создало в Себе человека, всецелый замен целого умершего человека»3.

О том, что Слово создало Себе плоть в утробе Девы Марии, святой Ефрем Сирин размышлял так: «Он (Христос) рожден безболезненно, потому что зачат нерастленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святаго Духа; потому родился от Девы: ибо Дух разверз утробу, дабы исшел Человек, создавший естество и сообщивший Деве силу возрастить его, Дух вспомоществовал при рождении не познавшей мужняго ложа; потому, рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней»4.

Из всего вышеизложенного следует, что Второй Адам - «Господь с неба», что Он «самосозданный Человек»; что «Слово Само Себе создало в Себе Человека»; что Слово «в Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа»; что «Сын Божий восстанавливает естество человеческое в Естестве Своем». Мало того! Второй Адам несравненно выше первого: «...первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечивыйся Бог соделался Богочеловеком».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той ограниченностью, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении. Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства его не были изменены, как в нас, в страсти, свойства эти находились в Нем естественном порядке, в постоянном подчинении духу, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человечеством... Печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом. Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельною скорбью. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, которого капли были подобны каплям крови. Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть скорби и власть свою над скорбью, говорил: Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз xoùó, но якоже Ты” (Т.4. С.396-397); «Богочеловек был вполне чужд одного из свойств нашего падшего естества: Он был вполне чужд— не по устройству тела, но по ощущению души и тела—того свойства, которое до падения нисколько не было ощущаемо, ощущено немедленно по падении, потом развилось, соделалось естественным падшему естеству. Адам, сотворенный бесстрастно из земли, Ева, заимствованная бесстрастно из Адама, сообразно бесстрастному началу бытия своего были бесстрастны. Они до того были бесстрастны и невинны, что при ближайшем содружестве и непрестанном обращении друг с другом, не нуждались в одежде, даже не понимали наготы своей, не смотря на то, что непрестанно видели ее. Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе Пречистой Девы! Бог соделал плоть Свою в самом зачатии ея Божественною, способною к ощущениям единственно духовным и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны и сверхъестественны в отношении к человеческому естеству. Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари - Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза. Напротив того: как зачатие было Божественно, так и все последствия его были Божественны» (Т.4. С.398-399); “Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама. Они не могли иметь тут места, будучи одной из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской страсти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа на Деву, при вселении Всесвятого Бога-Слова в утробу Девы. Безболезненность этого рождения ясно видна из скромного и простого повествования, которое читаем в Евангелии. Роди Сына Своего первенца, поведает Евангелие о Богоматери, и повит Его, и положи в яслех. Родила Дева, и немедленно приступает к служению! Рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грех чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечной смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни” (Т.4. С.403-404);

«Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении [* (Ïðèìå÷àíèå ñâÿòèòåëÿ Èãíàòèÿ. – Àâò.): Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной Веры, книга III, глава XXVIII и XVI. Господь единственно по „благоволению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как-то: голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом". Всему этому тело Господа подчинялось до Его воскресения, и престало подчиняться по воскресении. Сама по себе плоть Господа с самого зачатия обожена; она зачалась уже Божественною. «Она, – говорит Дамаскин, – стала едино с Богом, и Богом — не по преложению или превращению, не по изменению или слиянию естества. Одно из естеств — по ссылке на 42-е слово Григория Богослова — обожило, другое обожено, и, осмелюсь сказать, стало едино с Богом; и помазавшее сделалось человеком, а помазанное Богом. И cèe не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, то есть, Ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем». Как Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Ce6å и неизменяемо: так и достоинство души и плоти Гос­пода в отношении к их Божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому воз­расту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе Фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему; одинаковым сие было это достоинство, когда Господь предстоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем наруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все Ангелы и Архангелы]. Нет! Оно, как тело всесовершенного Бога, всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Доказывают то следующие события: однажды в храме Иерусалимском Господь Иисус Христос сделал указание на Свою предвечность по Божеству; Иудеи взялись за камни, чтобы побить Богочеловека, столь открыто объявившего им о Себе. Но Господь внезапно сделался невидим посреди их; и удалился из храма, пройдя между множеством врагов Своих. В другой раз разъяренные жители города Назарета схватили Господа, учившего в их синагоге, и повели на вершину горы, на которой построен город, чтобы оттуда свергнуть вниз и убить...» (Т.4. С.403, прим.); «Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом” (Т. 4. С.393). «Не брак соорудил Божественную плоть, но Сам Он делается ваятелем собственной плоти, начертанной Божественным перстом» (Свт. Григорий Нисский. Творения. М., 1861. Ч. 1. С. 339). Святитель Иоанн Златоуст: «…Если сказано, что Бог послал Сына в подобии плоти, не заключай отсюда, будто плоть Христова была не та же: слово “подобие” прибавлено потому, что человеческая плоть названа плотию греха, а Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем, только подобную греховной нашей и безгрешную».1

Приведенные мысли Святых Отцов более чем убедительно говорят нам о том, что Новый Адам не только Бог, но и совершенный Человек. Он пришел в мир спасти поверженных наследственным грехом ветхого Адама: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом (тис амартиас) смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (эф о пантэс имартон)» (Рим. 5,12). Начало новой жизни мы обретаем во Христе по вере нашей в Его Слово: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6,51). Христос принес миру Свою Плоть чрез крестные страдания. «…Хотя Он страдал и умер за нас по человечеству, но это человечество и во время страданий было нераздельно соединено с Его Божеством, и есть собственное человечество Бога Слова», - писал Митрополит Макарий (Булгаков).2

Искупительным подвигом была вся земная жизнь Иисуса Христа. «Он, будучи образом Божиим, - по слову ап. Павла, - не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6-8). Этот «кеносис» (истощание) продолжался всю земную жизнь Спасителя, являясь основой нашего Искупления. Ветхий Адам пал, сраженный гордыней. Новый Адам восстанавливает его смирением. В гордыне заключалось наше падение, в смирении состоялось наше Искупление и в смирении же заключается спасение каждого из нас.

Преподобный Иоанн Дамаскин указывает на особое соотношение Божественной ипостаси и человеческой плоти в Богочеловеке: «...Одна и та же самая Ипостась – и несозданна по причине Божества, и сотворенна по причине человечества, видима и невидима; ибо иначе мы – принуждены или разделять единого Христа, говоря о двух Ипостасях, или отрицать различие естеств и вводить превращение и слияние».1

Церкви Христовой известно, как последователи монофизитской ереси «учили о слиянии» двух природ или естеств во Христе; утверждали, что человеческая природа была воспринята Богом и стала Его принадлежностью, утратив принадлежащие ей свойства. Сторонники этой ереси, афтартодокеты, в 6в. превратно учили, что тело Христа было лишь видимостью, и, следовательно, Христос не испытывал страдания как все люди, хотя и принял Их добровольно.

Об искупительных страданиях нашего Господа право учил преп. Иоанн Дамаскин, когда говорил о «безпорочных страстях»: «Далее, исповедуем, что Христос восприял все естественные и безпорочные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха. Ибо этот неественен и не всеян в нас Творцом, но произвольно происходит в нашей свободной воле вследствие диавольского посева и не владычествует над нами насильно. Естественныя же и беспорочныя страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям. Итак, Он воспринял все, для того, чтобы все освятить. Он был искушен, и победил, для того, чтобы приготовить нам победу и дать естеству силу побеждать противника, чтобы естество, древле побежденное, обратило древле победившего в бегство с помощью тех нападений, чрез посредство которых оно было побеждено. Лукавый извне напал на Христа, конечно, не чрез посредство помыслов, подобно тому как он сделал нападение и на Адама; ибо и на того он напал не с помощью помыслов, но чрез посредство змия. Господь же отразил от Себя нападение, и рассеял, как дым, для того, чтобы страсти, напавшие на Него и побежденные, сделались легко одолимыми для нас, и для того, чтобы новый Адам привел в первобытное состояние древнего» (Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 20).

По слову преподобного Иоанна Дамаскина, Господь «воспринял все естественные и беспорочные страсти человека», которые Святой Отец называл
  1   2   3




Похожие:

Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconХочу Вам рассказать о чуде, которое произошло со мной по воле Господа нашего Иисуса Христа и Николая Чудотворца

Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа icon1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
От кого? От Павла, но он намерено указывает на авторитет призвавшего его на это служение Бога. Ефесяне должны были принять это послание...
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconКак бог даст
Мальчик Вася был из крестьянского рода. А в старину все крестьяне христианами были, то есть в Господа нашего Иисуса Христа поверили...
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconО человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа
Воплощения или же это был некий процесс, продолжавшийся с момента Воплощения и окончательно завершившийся лишь в Воскресении? В то...
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconДокументы
1. /Библия. Новый Завет. Господа Иисуса Христа Святое Евангелие.rtf
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconХристианское спасение это процесс или состояние?
Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8: 24) Вопрос, как достигнуть спасения через Господа Иисуса Христа
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа icon«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» в Украине. Мормоны – кто они ?
В этой книге рассказывается о Церкви Иисуса Христа святых последних дней The Church of
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconКрещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православной Церковью как один из двенадцати великих праздников. Евангелие говорит о том, что Иисус Христос крестился в возрасте 30-ти лет.
Оспода. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все...
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconСовременные
И при всем этом здесь часто произносится имя Господа Иисуса Христа, нередко можно встретить изображение креста и лика Господня, но...
Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа iconОтношение Иисуса Христа к ветхому закону
Вопрос отношения Христа к ветхому закону имеет огромное значение, поскольку его разрешение приводит к различным выводам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов