Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись icon

Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись



НазваниеБогослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись
страница1/6
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД.


1-я Новгородская летопись под 1069 г. сообщает, что найден крест, связанный с князем Владимиром. За 4 года до этого был разграблен Софийский собор и крест считался потерянным. 1161 г. - крест святой Евфросинии Полоцкой. Изображение крестов есть на фресках. В Софийском соборе мученицы с крестами в руках. Кресты нательные, курганные самых разнообразных форм. Тверской краеведческий музей - собрание крестов. Престолы преимущественно каменные. Под престолом мощи святых. Первые мощи на Ру-си - св. Климента Римского. Также вмц. Варвары, свв. мучч. Артемия, Полиевкта, Леонтия, Арефа, Феодора и Иакова. Они были принесены в Киев мастерами-греками, построившими Великую церковь Лавры. В 1218 г. из Константинополя прислали часть мощей Лонгина-сотника.

^ ЧТИМЫЕ ИКОНЫ.

1. ПЕЧЕРСКИЙ образ Божией Матери (1085) - принесена в Киев из Греции.

2. ВЛАДИМИРСКАЯ икона (1154) - взята из Вышгорода во Владимир Андреем Боголюбским.

^ 3. Новгородская "ЗНАМЕНИЕ".

4. Смоленская "Одигитрия".

5. Черниговская.

6. Купятицкая близ Турова (1180).

7. Свенская (1208).

8. ЗАРАЙСКАЯ икона свт. Николая.

9. Икона Николы Ратного

^ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ.

Господствуют южно-русское влияние и традиция. Иоакимовская летопись: "царь же Болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны; присла патриарх священники, диаконы домевственники". Преп. Нестор называет мать Бориса и Глеба болгаркой. По Иоакимовской летописи она царевна. Татищев называет Анну, мать Бориса и Глеба, дочерью царя Симеона и тётки Василия и Константина.

Переведены Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов, Паримийник, чин Литургии, чинопоследования Таинств, Октоих, службы великим святым. Эти книги упоминаются в различных сказаниях о святых братьях Кирилле и Мефодие и даже приводятся конкретные тексты.

На Руси переводческая деятельность русскими книжниками известна со времени Ярослава Мудрого. Переводятся службы великим святым, триодь Фео­дора и Иосифа Студитов (преп. Феодосии вводит Студийский устав). Остромирово Евангелие, которое было написано для новгородского по­садника Остромира. Не сохранилось Требников, но они были и назывались Молитвенницы.


Есть ^ Минея месячная ХIв. за май, переписанная с греческого оригина­ла Путятой. Сейчас она находится в Российской Национальной библиотеке в Софийском собрании (до этого называлась Салтыкова-Щедрина). Называется она Путятина Минея.

^ Служебное Евангелие: Остромирово и Архангельское. Ещё Добрилово или Симеоново Евангелие 1164г. (РГБ, Румянцевское собрание), написано диаконом церкви свв. Апостолов Добрилом. Ещё Милятино Евангелие 1215 или 1230 г., написана священником Лазаревской церкви Домкой. Сейчас его относят к 1188 г.

Псалтири: в новгородской Софийcкой библиотеке 2 Псалтири ХПв. Служебники: преп Варлаама Хутынского (+^ 1192) и Антония Римлянина(+1147). Кондакари и стихирари нотные: кондакарь ХП в. ТСЛ находится в от­деле рукописей РГБ. Список кондакаря 1207 г. находится в ГИМе. Стихирари относятся к ХП в. и хранятся в ОР ГИМа (Синодальное собрание). Они вклю­чают в себя текст стихир русским святым. В РНБ в СПб в Софийском собрании находится стихирарь из Софийской библиотеки ХП в. (стихиры Борису и Гле­бу).

^ Минеи месячные (10 книг ХП в.) и праздничная хранятся в ГИМе. В РНБ хранятся май, сентябрь, октябрь ХП в., апрель, июнь ХШ в. Октоих 1250г. находится в РНБ. Триоди “Постная и Цветная”: Постная на нотах и Цветная на нотах - 1-я половина ХШ в. В РНБ в Софийском собрании Триодь Постная и Цветная вме­сте (до 1226г.), писана попом Саввой новгородской церкви Константина и Еле­ны. Праздники нотного пения (каноны праздникам, заимствованные из Миней месячных, триоди Постной и Цветной) и Ирмологии: Праздники ХП в. в Софийской библиотеке, утрачена. Ирмологий (Ермолай) - рукопись 1-ой поло­вины ХШ в.

^ Церковные уставы: Студийский устав ХП в. в ГИМе, устав Софийского собора ХП в. в РГБ.

Прологи: в ГИМе, писаны пономарем Тимофеем (1167). В РНБ в Со­фийском собрании пролог послемонгольского периода.

Гимнотворцы.

Служба свв. Борису и Глебу - самые ранние рукописи относятся к XII в. Творение "Иоанна, митрополита Руського" (Иоанна I). В службе упоминаются чудеса до открытия мощей и первые чудеса после. Службы св. Владимиру - ХIII-XIVв. Стихиры княгине Ольге, подробно ничего неизвестно. Конец XI в.- известен Григорий, творец канонов. Пишет службы преп. Феодосию, кнн. Борису и Глебу и вмч. Георгию (освящение церкви). Митр. Иларион - молитва за князя и за все Православие. Свт. Кирилл Туровский - молитвы, каноны. Иоакимовская летопись говорит, что наставники пения до Ярослава были от славян болгарских, при нем - от греков.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ.


Сведения черпают из "Вопрошаний Кирика" и "Правил митр. Иоан­на II".

КРЕЩЕНИЕ.

Митр. Иоанн советует крестить в 3 года, а если есть опасность для жиз­ни, то раньше. Он ссылается на свв. отцов (но есть только совет свт. Григория Богослова). Кириково вопрошание: если дитя умрёт некрещённым, то родителям 3 года поста, как за душегубство.

Практика XI в.: в течение 40 дней после рождения совершается креще­ние. Наречение имени на 8-й день. Это известно по житию преп Феодосия. Пре­обладала практика сохранения языческих имён, особенно среди князей. Игумен Даниил (ХП в.) перечисляет имена князей, написанные им в Лавре преп. Саввы ( двойные). То же самое было и у греков до IVв.

О крещении взрослых из ответов Кирику. Что касается болгарина, половчанина, чукотца, то за 40 дней до крещения читали огласительные молитвы, присутствовали на богослужении, но уходили в определённый момент. У славя­нина период оглашения 8 дней. Обряд крещения: существовали те же молитвы, что и сейчас, но 10 раз отречение от сатаны. Погружение трижды в воду, но допускалось и обливание.

МИРОПОМАЗАНИЕ.

Упоминается венец, который надевался миропомазанному. Кирик: помазывались чело, ноздри, уши и одна правая рука. Пост, посе­щение богослужения и причащение каждый день. На 8-ой день лицо омывалось губкой.

Над латинянами крещение не совершалось, только миропомазание. Чин присоединения имеется у Нифонта Новгородского. ^ Правила митр. Иоанна тот же порядок, что и для латинян, предписывает и для отступников.

ЕВХАРИСТИЯ.

Кирик: можно ли служить на одной просфоре? Нифонт: можно, смотря по обстоятельствам.

^ Служебник Антониева мон-ря: счёт просфор не обозначен. Упоминаются действия над одной главной просфорой и даны ещё три молитвы. Софийский служебник XIII в.: из контекста ясно, что использовалось 5 просфор: Агничная, Богородичная, Святых, о здравии и о упокоении. Служебник XIV в.: даются действия над одной просфорой.

На Востоке в ХI-ХПвв. было редкое причащение и на Руси это было ус­воено. Участники Литургии довольствовались антидором. ^ Правила митр. Иоанна: не следует считать христианином того, кто ни разу в год не причастился. Нифонт: когда хотят, тогда и причащаются. Пост за день и после день. В этот период на Руси существовали Литургии Иоанна Златоустого, Ва­силия Великого и Преждеосвященных Даров.

ИСПОВЕДЬ.

Нифонт разрешает отсылать к более искусному духовнику. Допускается переход от духовника к духовнику.

БРАК.

Обычай причащения Св. Тайн. Нифонт даже разрешает причащаться, если один из брачующихся под епитимией. Народ считает, что брак для князей и бояр. В язычестве существовало многожёнство и приходилось бороться с этим. По уставу Ярослава брали штраф с двоежёнца, а вторая жена направлялась в церковный дом. Был обычай свое­вольно оставлять жену. Мужу за это назначался штраф и наказание. Митр. Ио­анн говорит, что таковых подобает отлучать от Причастия.

^ Устав Владимира развод относит к церковному суду. По уставу Яросла­ва за оставление жены штраф с мужа в пользу жены, а если обоюдное согласие, то штраф в пользу епископа. Митр. Иоанн: оставление жены и взятие другой приравнивается к прелюбодеянию. Но если кто оставляет жену из благочестивых соображений, то такового можно рукополагать, а жена может выходить за­муж. Относительно родства и свойства все было из греческой практики. За­прещались браки с иноверцами, хотя князья этими правилами пренебрегали. Если священник венчал в третий раз, то лишался сана (была только молитва).

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

Отсутствует канон. В житии преп. Феодосия говорится, что мазали мас­лом. Нифонт: допускалось заочное елеосвящение.

ПОГРЕБЕНИЕ.

Нифонт призывает не спешить с погребением умерших и не погребать с заходом солнца. "Повесть Симона о построении Лаврской церкви" - просит на­писать преп. Феодосия разрешительную молитву. Нифонт велит не разрывать могилу, если похоронили с иконой. Младенцев отпевали и поминали. Некото­рые ещё при жизни заказывали сорокоуст. Нифонт запрещает это делать. С ХШв. упоминаются скудельницы - кладбища для бездомных (сначала в яму со льдом и хоронили раз в год)

Голубинский: в Евхаристии одна особенность по служебнику Варлаама Хутынского - Агнец из просфоры изымал диакон.

^ В двух служебниках (Варлаама Хутынского и Антония Римлянина) представлен один текст сугубой ектений, но состав прошений различный. Во время входа - взаимное многолетствие. После "Возлюбим друг друга да..." по­ют священники, а не хор. И целуются, говоря "Мир иерейству твоему во Хри­сте".

^ Антониев служебник: после "Благодатию и щедротами..." священник воздевает руки и говорит "Господи, устне мои отверзеши...". На Литургии Ва­силия Великого нет слов "Преложив Духом Твоим Святым". После "Святая свя­тым" младшие многолетствуют старших.

^ Варлаамов служебник: перед вливанием воды в чашу говорится "Смеше­ние Святого Тела и Крови Господа Иисуса Христа".

Антониев служебник не упоминает вливания воды в потир Причащение священников: священники, начиная с младших, берут часть Тела Христова со словами "Тело Христово даётся священнику...", затем передают старшему, а старший опять вручает им. Диаконов старший священник приобщает Телом, а младший Кровью. Иные молитвы до и после Причащения. Нет "Со страхом...", "Спаси Боже...".

^ Варлаамов служебник: нет "Спаси Боже...".

Прошения "Господи помилуй" и "Подай Господи" произносились речи­тативом, а не пелись. Символ веры и "Отче наш..." повторяли за священником.

Чин Литургии Преждеосвященных Даров есть в ^ Варлаамовом служебни­ке: 1) вход с кадилом совершал один диакон, он же произносил "Свет Хри­стов..."; 2) при перенесении Святых даров священник прочитывал 50-й псалом; 3) вместо возгласа "Преждеосвященная Святая Святым" был возглас "Святая Святым"; 4) нет призывания мирян "Со страхом..."; 5) Преждеосвященных со­вершалась каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.

^ АНТОНИЕВ служебник - преп. Антония Римлянина (+1147). Содержит только Литургию св. Иоанна Златоустого. ВАРЛААМОВ служебник - преп. Варлаама Хутынского (+после 1192) Содержит Литургии Василия Великого, Иоанна Златоустого и Преждеосвящен­ных Даров. Оба памятника находятся в Московской Синодальной библиотеке (номе­ра 342 и 343).

Срезневский отыскал ещё один памятник: служебник Новгородского Софийского собора (написан в 1250 г.). Его труд "Древние памятники русского письма и языка".

О других службах суточного круга имеем разные сведения. Митр. Ио­анн после поставления мощей Бориса и Глеба совершает Всенощную, а утром Литургию. Во все дни ходил в церковь в Курске преп. Феодосии.

Голубинский: князей венчали епископы особо торжественно. Были рас­пространены ранние браки. В монашество постригали целым собором. По умершим носили траур. Погребение в храмах идёт со времён князя Владимира, который был сам похоронен в Десятинной церкви. Вокруг неё был некрополь. В Ирининской церкви были захоронения. В Новгородском Софийском соборе по­гребён её создатель. Все князья погребались в храмах (кн. Вл-р Яр-ч строил 1050-52)

^ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ.

Голубинский: у греков службы делились на три класса - в кафедральных храмах, приходских и монастырях. Службы отличались торжественностью в кафедральных, краткостью в приходских храмах и продолжительностью в мо­настырях. Св. Кирилл Философ дал перевод устава с одной редакции: изложе­ние последований утрени, повечерия, вечерни и Литургии. Скорее всего он пе­ревел монас-тырское последование. Епископа в Моравии не было и поэтому не было особой нужды в кафедральной редакции. У болгар были все три редакции.

Требник конца Х1V в. из Синодального собрания содержит отрывок ве­черни из песненного последования. Голубинский говорит, что это особо тор­жественное служение с пением за отсутствием хороших певцов могло быть принято только некоторыми храмами. А так было монастырское последование.

^ Преп. Феодосий берёт Студийский устав. Сначала он не был записан. Потом возникают две записанные редакции. Одна в Студийском монастыре, а другая записана для новой обители в XI в. в Константинополе (Георгиевский монастырь в Манганах).

ПВЛ под 1051 г. сообщает, что наш Преподобный взял устав у чернеца Михаила, который был чернецом Студийского монастыря.

^ Несторово житие преп. Феодосия: преподобный посылает посла к Еф­рему скопцу и через монаха он получает благословение переписать весь устав и преп. Ефрем переписывает устав.

Голубинский: Преподобный получает редакцию патр. Алексия (более поздняя). Преподобный обратился к монаху из Студийского монастыря и обрел у него краткую редакцию, а затем поручил переписать полную редакцию Ефре­му. Устав делится на две части: устав монашеского богослужения и монаше­ской жизни.

Одинцов. "Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.", СПб., 1881.

Дмитриевский. "Богослужение в РПЦ в первые пять веков".

Манцветов. "Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви".

По сути это тот же Иерусалимский устав, только приспособлен к мест­ным условиям. По ^ Студийскому уставу всенощные бдения не положены. Преждеосвященных по Студийскому уставу (устав Великой Церкви Константино­польской) положена в среду и пятницу Сырной седмицы, всю Четыредесятницу и в Великий Пяток.

Голубинский: чин умовения ног, действо Страшного Суда и чин летопроводства попали к нам от греков ещё в домонгольский период.

ПРАЗДНИКИ.

Принятые от греков праздники зафиксированы в святцах при Остроми­ровом Евангелии. Есть два славянских праздника: св. Кирилла Философа и перенесение мощей св. Климента Римского.

В домонгольский период появляются русские праздники:

^ 1) Свв. кнн. БОРИСУ И ГЛЕБУ (память 24июля - пере­несение мощей и 5сентября; службу составил митр. Иоанн). Новгородский еп. Антоний упоминает, что в Софии Константинопольской находилась большая икона Бориса и Глеба и в Константинополе была церковь, освященная в их имя. В1072 г. при Изяславе и в 1115 г. при Владимире Мономахе - перенесение мо­щей в новый храм. В 1119 г., 11 августа перенесение ветхих рак из Вышгорода в Смоленск. Мощи свв. братьев пропали при монгольском нашествии в Вышгороде.

^ 2) ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ.

Через 17 лет после кончины было решено перенести мощи в храм из пещеры 1091г. В 1108 г. печерский игумен Феоктист предлагает включить имя Фео­досия в синодик (перечень святых, поминавшихся на литии). Князь согласился и велел поминать. Память установлена 3 мая (преставление), 14 августа (перенесение мощей; древние святцы ) и 3 мая по святцам XIV в. перенесение, но какое не­известно. Мощи пропали при нашествии монголов.

^ 3) СВЯТИТЕЛЮ ЛЕОНТИЮ РОСТОВСКОМУ (+ 1077). В 1161 г. сгорел собор. При восстановлении, в 1164 г., открыты мощи святителя. Примерно через 30 лет было установлено празднование 23 мая ~1194 г.

^ ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ СОБЫТИЙ.

1. 9 МАЯ - ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВТ. НИКОЛАЯ из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. Миры с 1036 г. находятся под мусульманским владыче­ством. Итальянцы здесь активно торгуют и возникает мысль приобрести мощи свт. Николая.. Они были фактически похищены купцами из Бари. На Руси об этом стало известно сразу. Сказание появляется в XI в. Впер­вые было опубликовано м. Макарием. Автор пользуется латинскими сказания­ми и устными рассказами.

Голубинский: сказание было принесено в Киев купцами или греком Феодором.. Он был послан митр. Иоанном II к антипапе Клименту. Он привёз мощи многих святых и, возможно, сказание (1091г.).

^ Почему празднуют это событие? а) радость, что св. мощи были избавлены от мусульман; б) сказание, что святитель явился православному и сам изъявил желание почивать в Бар-граде.

^ 2. 1 ОКТЯБРЯ - ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Блж. Андрей (V в.) - скиф, 66 лет подвизался в юродстве. Голубинский: Андрей жил в V в. С ХП в. на Руси два Покровских храма: на Нерли и церковь Зверина монастыря (1147 г.). Прот. Дебольский, Востоков, арх. С. Спасский относят событие к X в. Прот. К. Никольский - к 1309г. Отсутствуют полные данные о событии. Его связывают с нападением са­рацин. Тогда в таком случае событие относится к X в. Но в сказании ничего о сарацинах не говорится.

^ Макариевские Четьи-Минеи: Покров Божией Матери над всеми людь­ми.. С. Спасский: это русский праздник, установленный не позже 1147 г. Голубинский: не позже второй половины ХIII в.

^ Константин Багрянородный, новелла имп. Мануила Комнина (1166г.) другие греческие богослужебные книги не упоминают о событии По­крова. Возможно в Константинополе был праздник, установленный в честь ве­ликой святыни: омофора Божией Матери. Константинопольский собор 1488 г. отменил этот праздник, потому что он вдохновлял христиан на борьбу с мусульманами.

Была икона. Дьяк Александр (XIV в.) видел эту икону и прямо её ассо­циирует с Покровом. На иконе изображён Роман Сладкопевец. Какая здесь связь?

^ Георгиевский: "Русский ли праздник Покров?". Он излагает гипотезу: изображение Романа наложилось затем на видение блаж. Андрея. Чтобы пока­зать, что это Влахернский храм, в руки Божией Матери вложили омофор, глав­ную святыню храма.

^ 3. 27 НОЯБРЯ - ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ". Зима 1169 г - поход войск кн. Андрея Боголюбского на Новгород. Во главе войска его сын Мстислав (талантливый полководец). Конфликт из-за Двинских областей. Новгородцы призывают кн. Романа Мстиславича, сына противника Андрея Мстислава Изяславича Владимир-Волынского. В 1167 г. Андрей выгнал Мстислава Изяславича из Киева.

5 князей с дружинами осадили Новгород. Владыка Иоанн и посадник Якун вынесли на стены икону Божией Матери из церкви Спаса на Ильиной улице. 25февраля суздальцы стали пускать стрелы на город и тогда икона обра­тилась ликом к городу, а на суздальцев напала тьма. Новгородцы вышли из го­рода и разбили противника наголову.

Источники: 1) 4-я Новгородская летопись (древнейший источник) и 2) 3-я Новгородская летопись повторяют тот же рассказ;

2) 2-я Псковская летопись даёт вариант: новгородский архиерей снача­ла послал архидиакона, чтобы взять икону, о чём ему было откровение. Но ико­на не сдвинулась с места до тех пор, пока не пришел сам архиерей;

3) 1-я Псковская летопись прямо говорит: "застрелиша суздальцы ико­ну".

Впервые праздник упоминается в месяцеслове ХШ в. из Румянцевского обиходника.

Но почему мы отмечаем праздник 27 ноября, если событие произошло 25? Голубинский говорит, что 25 февраля в тот год пришлось на среду вто­рой недели Великого поста и поэтому праздник был перенесён на другую дату ради постного времени. И ещё есть такое предположение, что праздник был пе­ренесён на 27ноября потому, что в этот день новгородский посадник Якун (Иаков), при котором и произошло это событие, отмечал свои именины (св. Иа­кова Перского).

^ МЕСТНЫЕ РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ.

12 МАЯ - освящение Десятинной Владимировой церкви.

11 Мая и 4 Ноября - 2 освящения Киевской Софии.

26 ноября - освящение церкви св. Георгия в Киеве.

^ М. Макарий упоминает ещё о праздниках: 18 ИЮЛЯ - явление Божией Матери кн. Андрею Боголюбскому и упоминает, что празднование было установлено им в 1158 г.

1 АВГУСТА - праздник, совместный с греками. В прологе есть сказание об этом празднике, которое приписывается Андрею Боголюбскому. В 1164 г. два православных правителя, Андрей Боголюбский и имп. Мануил, в один и тот же день одержали победу над врагами: Андрей - над волжскими булгарами, а имп. Мануил - над сарацинами. Один и другой удо­стоились чудесного явления. После победы совершали молебен перед иконами Спаса, Божией Матери и крестом и видели лучи, исходившие от Спасителя и покрывавшие воинов. Оба эти правителя сговорились и установили праздник.

^ М. Макарий: изнесение честных древ Креста, которое совершалось в Константинополе в конце июля - начале августа, тоже приурочили к этому со­бытию.

Голубинский: здесь очень скептичен. Даже в 1166 г. праздник в Визан­тийской империи ещё учреждён не был. В ^ 1166 г. вышел указ Мануила, который регламентировал присутственные, полуприсутственные и неприсутственные дни. Но 1 августа никак не отмечено ни в первом, ни во втором разряде. И Го­лубинский считает, что праздник установлен в честь другой даты. Греки устано­вили его в 1168 г., потому что 8 июля 1167 г. они одержали победу над венгра­ми. А кн. Андрей в том же 1168г. победил кн. Мстислава Изяславича, которого выгнал из Киева. Выгнал его сын Мстислав (тот самый, который был под Нов­городом). Для Андрея эта победа была гораздо важнее, чем победа над булгара­ми, потому что и он, и его отец вели борьбу за Киевский престол, хотя не пере­ставали укреплять свои северные владения.

^ РУССКИЕ СВЯТЫЕ, ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И СВЯТЫЕ МОЩИ.

КИЕВ. 1. Святые Борис и Глеб. 2. Святитель Леонтий Ростовский. 3. Преподобный Феодосий Печерский.

Голубинский говорит, что были ещё, которых не канонизировали в домонгольский период, но их почитали: 1) князь Владимир и княгиня Ольга; 2) великий князь Мстислав Владимирович (в крещении Феодор - +1132); 3) преподобный Антоний и другие подвижники КП монастыря.

ЧЕРНИГОВ. Князь Игорь Ольгович (убит киевлянами в 1147г). Был правнуком Ярослава Мудрого. Останки перенесены в Чернигов из Киева.

СМОЛЕНСК. Преподобный Авраамий Смоленский.

ПСКОВ. Князь Всеволод ( Гавриил) Мстиславич. В ^ 1136 г. изгнан из Новгорода. Скончался в Пскове в 1137г., где его приняли.

РОСТОВ. Епископ Исаия, мощи которого были найдены одновременно с мощами святителя Леонтия. Но он не был тогда канонизирован.

^ ВЛАДИМИР на КЛЯЗЬМЕ. Авраамий Болгарский, мученик. Родом не русский, христианин, богатый купец, который жил среди камских болгар. Они принуждали его к отречению от Христа. Принял мученическую кончину 1 апреля 1229 г. и был похоронен на христианском кладбище. Останки были доставлены во Владимир и положены в Успенском соборе.

^ ПРОСЛАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА И ОЛЬГИ.

Голубинский: не прославлены в домонгольский период. Мних Иаков в "Похвале князю Владимиру" говорит, что он не творит чудес, но делами свят. Под 1200 г. в Лаврентиевской летописи помещено событие и написано "15 июля на память Кирика и Улиты". Это день памяти кн. Владимира и вряд ли летописец пренебрёг бы этим, если бы князь был прославлен. Под 1229г. в Ипатьевской летописи князь Владимир именуется "Вели­ким". Если бы был канонизирован, то именовался бы святым. Под 1240г., 15 июля в 1-й Новгородской летописи описывается битва Александра Невского со шведами и также упоминается, что в этот день память Кирика и Улиты. Следовательно, в домонгольский период нет упоминания о канонизации кн. Владимира. В месяцесловах домонгольского периода также нет упоминания о его памяти.

Какие можем очертить рамки его канонизации?

В 1-й Новгородской летописи под 1311г. помещено сообщение: "Архи­епископ новгородский Давид поставил церковь во имя святого Владимира на воротах Новгородского Кремля". Под 1240г. не упоминается, а в 1311 г. уже святой. Следовательно, он был канонизирован между 1240 и 1311гг.

Есть ещё одно свидетельство. Ипатьевская летопись под 1254 г. име­нует князя Владимира святым, но Голубинский считает это позднейшей при­пиской. А что касается кн. Ольги, то Голубинский считает, что она вряд ли мог­ла быть прославлена раньше Владимира. Её имя не встречается в святцах домонгольского периода и в ближайшее время после нашествия Батыя. Самые ранние службы Владимиру сохранились в списках ХIV-XV вв. Служба Ольге составлена Пахомием сербом. Возможно, в основу положена более древняя служба.

В Печерском монастыре не было жития преп. Антония в домонгольский период. Следовательно, он не был канонизирован.

^ ПОРЯДОК ПРОСЛАВЛЕНИЯ.

Канонизация проводилась и утверждалась властью РПЦ. Разрешения Константинополя не требовалось. Одним из главных признаков канонизации были чудеса (свт. Исайя Рос­товский не был канонизирован, потому что от его мощей не было чудес, каковы были от вместе с ним обретенных мощей свт. Леонтия Ростовского, который и был сразу прославлен).

В Смоленске почитание Авраамия было таковым: написали житие, но чудес не было и он не был прославлен. По такой же причине не прославлены были Владимир и Ольга.

Нетление мощей не считалось главным ( Борис и Глеб были прослав­лены до обретения их мощей).

Мощи свв. Бориса и Глеба, свт. Леонтия Ростовского представляли собой нетленные тела.

ИКОНЫ.

^ 1. Икона Успения Божией Матери Киево-Печерская (1085г.), храмовая икона Великой церкви Лавры. Согласно Киево-Печерскому патерику икона была чу­десным образом доставлена из Константинополя Самой Божией Матерью из Влахерны с греками-зодчими и прославилась многими чудесами. Она впослед­ствии крепилась на шнурах над Царскими Вратами Великой церкви и опуска­лась на этих шнурах в определенные моменты, чтобы можно было к ней прило­житься. Перед ней служили ежедневно молебен. После революции она пропала.

^ 2. Икона Божией Матери "Пирогоща" (1131г.). Эта икона доставлена вместе с Владимирской иконой для князя Мстислава Владимировича. Лаврентиевская летопись под 1131 г. помещает следующее сообщение: "Заложена церковь каменная Святыя Богородицы рекомая Пирогоща". Степенная книга поясняет название этого образа: икона была привезена купцом Пирогощей. Об­раз этот упоминается в "Слове о полку Игореве". Князь Игорь Святославич по­сле освобождения из половецкого плена отправляется в Пирогощу.

^ 3. Икона Николы Мокрого. Этот образ помещался в Киевском Софий­ском соборе в Никольском приделе на хорах с левой стороны. Время прослав­ления иконы - конец XI - начало ХПвв. История прославления этого образа та­кова: некие супруги возвращались из Вышгорода в Киев на лодке по Днепру. Поднялась буря и их младенец упал в воду и утонул. Через несколько дней жи­вой, но мокрый младенец был найден возле этой самой иконы свт. Николая.

^ 4. Смоленская икона Божией Матери Одигитрии. По преданию при­несена на Русь супругой князя Всеволода Ярославича, которая была дочерью имп. Константина Мономаха. Эта икона всегда считалась у нас по преданию в числе икон, писанных евангелистом Лукой. Среди таковых называли следую­щие: Владимирская, Смоленская и Полоцкая Евфросиниевская иконы. Голубин-ский считает, что вряд ли греки расстались бы с такими сокровищами. Извест­но, что императоры собирали в Константинополь святыни со всей территории империи. После разорения Константинополя крестоносцами многие святыни оказались на Западе, где след их теряется.

А что касается греков, то у них почитались писанными евангелистом Лу­кой следующие иконы: ^ Одигитрия в Константинополе, иконы Божией Матери в Иерусалиме и в Эфесе. Предполагают, что Смоленская - это список с Констан­тинопольской, о чём и говорит её наименование - Одигитрия или Путеводительница. В Греции, в свою очередь, по разному толкуют, это название иконы: сопровождала, путеводительствовала православному воинству греческому. В дальнейшем, уже в таком общем смысле, как водительница по жизни. Смолен­ская считается копией с Константинопольской. Это логичное рассуждение Голубинского, если мы опять же прибавим к тому, что ещё одна икона, относимая к авторству святого Луки у нас здесь на Руси - Владимирская, согласно данным учёных-искусствоведов содержит красочный слой, который сохранился, отно­сится к ХП в. Скорее всего действительно искусно выполнялись копии, на кото­рые переходила и слава, и, судя по дальнейшим событиям нашей истории, благодать оригинала. Первое время они так и воспринимались, как списки, точные копии с икон, которые традиция возводит к авторству ап. Луки.

^ Владимирская же икона была доставлена из Константинополя в Киев, а затем помещена в Вышгороде. А из Вышгорода в 1155 г. Андрей Боголюбский забрал икону в Суздальскую землю. Он забрал эту святыню, чтобы укрепить свой удел, Владимирскую Русь. Лаврентиевская летопись в 1164 г. Андрей Боголюбский брал эту икону в поход на волжских булгар. В домонгольский пе­риод летописи именуют эту икону чудотворной. В Лаврентиевской летописи икона упоминается под 1169, 1175, 1177гг.

^ 5. Полоцкая Евфросиниевская икона Божией Матери. Княгиня Евфросиния основала в Полоцке два монастыря: мужской и женский. Для женско­го монастыря просила Византийского императора одну из трех икон, принадле­жавших кисти ап. Луки. Речь идёт о копии, просила список для своей обители. Икона в любом случае древняя, очень чтившаяся у нас на Руси, оказавшаяся с течением времени в городе Торопце Псковской губернии, где и находилась до революции.

^ 6. Икона святителя Николая "Дворищенская". После того, как рес­публиканское начало в Новгороде стало преобладающим, Святая София (Собор строился с 1113г. кн. Мстиславом Влад.) пере­стала быть княжеским храмом и на дворище, на княжеском дворе, на другом бе­регу Волхова был построен Николо-Дворищенский собор. Довольно позднее сказание сообщает нам о том, что икона свт. Николая, помещавшаяся в этом со­боре, была найдена плавающей в озере как раз в тот момент, когда князь Новго­родский Мстислав Владимирович болел и собирался отправиться в Киев к ико­не свт. Николая "Мокрого". Но вот тогда и была обретена икона Николы Дворищенского. Икона прославилась чудесами и Голубинский полагает, что она была заказана для этого храма, как копия иконы Николы Мокрого.

^ 7. Икона святителя Николая "Жидичская" на Волыни. О ней мало что известно, но в Ипатьевской летописи под 1227г. упоминается о том, что к ней ездили молиться князья.

^ 8. Икона святителя Николая Зарайского (Зарайск - городок в Рязан­ской земле). В 1224г. священник Евстафий по прозванию Корсунянин привез из своего родного города в Зарайск икону свт. Николая, которая прославилась чудесами. По этому городу получила свое название и даже целый иконографи­ческий тип: изображение свт. Николая в рост с благословляющей десницей, а в левой руке с Евангелием. Есть ещё предание, что потомки этого иерея Евстафия в течение 335 лет служили в Никольском соборе Зарайска.

^ МОЩИ СВЯТЫХ.

1. КЛИМЕНТА РИМСКОГО и ученика его ФИВА. Мощи были обре­тены св. Кириллом и унесены в Рим. Голубинский предполагает, что раз они были унесены в Рим, то наверняка они были присланы папой св. князю Влади­миру. По источникам это предположение не проходит. Это первые мощи, кото­рые упоминаются в нашей русской церковной истории. Прослеживаются упо­минания о мощах священномученика Климента до XII в. (поставление митр. Климента Смолятича). Дальше о них ничего не известно.

^ 2. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ. До революции они находились в Михайловском Златоверхом монастыре, а в настоящее время во Владимирском соборе в Киеве. Мощи были привезены супругой строителя этого монастыря князя Святополка Изяславичя. Она была дочерью Византийского императора Алексия Комнина и звали её Варварой. Это свидетельство очень позднее, ХVIIв. Об этом пишет игумен Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Сафанович. Управлял он монастырем до 1672 г. У императора Алексия Комнина Такой дочери не было. У него были дочери, по источникам, Анна, Мария, Евдо­кия и Феодора и все они были замужем в Греции. А Святополк был женат на половчанке. Но то, что это мощи вмч. Варвары не подвергалось сомнению. Дру­гое дело, откуда они появились на Руси. Этот вопрос ещё нужно изучать.

^ 3. Под 1134 г. Ипатьевская летопись помещает следующее сообщение: "Принесена бысть дска оконечная гроба Господня Дионисием, которого посла бе Мирослав". Куда принесена и какова дальнейшая её судьба, неизвестно. Но упоминается, что часть гроба Господня была принесена на Русь.

4. Под 1197 и 1212гг. Лаврентиевская летопись сообщает о том, что великому князю Всеволоду Юрьевичу (в крещ. Димит-рию) "принесена из Солуни дска гробная святого Димитрия, миро непрестанно точившая на здравие немощным" и сорочка того же мученика. Положены в Дмитровском соборе во Владимире. Доска после Батыева нашествия оказалась в Москве, потому что Московские великие князья и цари тоже собирали, подражая Византийским им­ператорам, святыни со всех земель. Потом это осмыслялось, как некий акт при­соединения этих земель, вхождения их в состав Московского государства, когда их местные святыни помещались в иконостасе общего главного храма всей Ру­си. Среди этих святынь и эта доска.

^ 5. Под 1277г. 1-я Новгородская летопись сообщает о том, что некий Добрыня Ядрейкович, который стал затем архиепископом Новгородским Анто­нием, доставил из Константинополя гроб Господень (модель).

6. Под 1218г. Лаврентиеягкая летопись сообщает, что епископ Полоц­кий Николай (родом грек) принёс святыни великому князю Константину Все­володовичу:
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconЧто поется / читается Кто поет/ читает
Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха (службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без пред- и...
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconБиоплазменный "компьютер" (бпк) в домашних условиях Основан на знаниях, данных в Библии
И через него к карте земного шара. Молитвы подключают нас ко всем церквям на Земле через богослужение по пространству, а через призывание...
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconДокументы
1. /Летопись/Содержание к летописи.doc
2. /Летопись/Тит....

Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconПоложение об акции «Летопись добрых дел по сохранению природы»
Отдел образования Администрации муниципального района Белорецкий район рб и мобу дод станция юных натуралистов г. Белорецк согласно...
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconДокументы
1. /Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.rtf
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconДокументы
1. /В.С. Казаков Краткая летопись Родины.doc
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconДокументы
1. /внеклассное мероприятие МЫ ПИСЬМА, КАК ЛЕТОПИСЬ БОЯ....doc
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconРоссийского Национального Координационного Комитета Тема: Предварительная программа
Самарская, Свердловская, Тюменская, Воронежская, Орловская, Вологодская, Владимирская, Липецкая, Кировская, Брянская, Белгородская,...
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись iconРоссийского Национального Координационного Комитета Тема: Предварительная программа
Омская, Иркутская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Воронежская, Орловская, Вологодская, Владимирская, Липецкая, Брянская, Белгородская,...
Богослужение в домонгольский период. 1-я Новгородская летопись icon1. Чему равны период т и частота ν, если за время 20 с он совершает 10 колебаний?
Период колебаний маятника т = 2 с. Какое время t он будет двигаться из положения 3 в положение 1?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов