Вечерня вседневная icon

Вечерня вседневная



НазваниеВечерня вседневная
страница1/3
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

ВЕЧЕРНЯ ВСЕДНЕВНАЯ


Когда совершается










Где можно найти Устав







По установившейся богослужебной практике
^

По Типикону













последование

Священно церковно служитель

Богослужебные

книги

примечание

Глава

Тип.

1
^

Благословен Бог


священник

Служебник







2

Начало общее


чтец

Часослов

Чтец: Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю небесный.

Трисвятое.

Пресвятая Троице:

Отче наш.

Свящ. Яко Твое есть Царство…

И уходит в алтарь южн. Дверями. Во время чтения свящ. и диак. стоят перед Престолом и с благоговением и вниманием слушают читаемое

Чтец. Господи, помилуй 12

Слава и ныне.

Приидите поклонимся 3




3

9-й час

чтец, свящ.

Часослов, Минея

Минея: Тропарь и кондак дня уходящего


Пс.83 ^ Коль возлюбленна селения Твоя…

Пс.84 Благоволил еси, Господи…

Пс.85 Приклони, Господи, ухо Твое…

Слава и ныне. Аллилуиа 3

Господи, помилуй 3

Слава: тропарь праздника или святого

И ныне: Богородичен: ^ Иже нас ради рождейся от Девы…

Не предаждь нас до конца…

Трисвятое: по Отче наш.

Возглас свящ.:Яко Твое есть Царство…

Аминь. Кондак праздника или святого

Господи, помилуй 40
^

Иже на всякое время…


Господи,помилуй 3

Слава и ныне.

Честнейшую херувим…


Именем Господним благослови отче.

Возглас свящ: Боже, ущедри ны…

Молитва:^ Владыко Господи Иисусе Христе




[4]


Малая вечерня

чтец, лик, священник

Часослов Октоих Служебник

В приходских храмах обычно опускается








По входе в алтарь свящ и диак. если он есть облачаются: свящ в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон в сти­харь с орарем (иеромонах вместо фелони в мантию и епитра­хиль), становятся перед св. Престолом, отверзается церковная завеса, затем Царские врата и совершают три поясных поклона, целуя св. Евангелие (только священник) и Престол

Диакон, беря кадило от пономаря, подает его священнику со словами: "^ Благослови, Владыко, кадило".

Благословляя кадило с молитвой: "Кадило Тебе прино­сим…" священнослужитель берет кадило .













Начало полного каждение



Каждение начинается с того, что диакон взяв большую (диаконскую) свечу, становится на Горнее место, и, поклонившись священнику, всюду идет впереди кадящего священника. Вначале кадят Престол с 4-х сторон, затем Горнее место, правую сторону Алтаря, левую, икону над Царскими дверями, священнослужителей в Алтаре, стоящих по правую сторону Престола, затем по левую. Здесь прерывается полное каждение. Диакон остается на Горнем месте. Священник, обходя Престол (с се­верной стороны) становится на своем месте, т.е. перед Престолом.



Восстаните





диакон




На амвоне обращаясь лицом к народу, держа в руках свечу.


(по древнему обычаю приходили до службы и сидели на стасидиях)






^

Святейший Владыко, благослови


лик












^

Слава Святей, Единосущней и Нераздельней…


священник

Служебник

знаменуя кадилом св. крест на словах: "всегда ныне и присно и во веки веков".








Аминь

лик












^ Приидите поклонимся x4


Священно-

служители




Священнослужители в алтаре (положено предстоятелем) х3 + ^ Приидите поклонимся и припадем Ему







103 Псалом. Предначинательный

Каждение

Аллилуиа 3

лик

Часослов

^ Благослови, душе моя Господа…

С припевом: Благословен еси Господи;

Дивны дела Твои, Господи;

Слава Тебе, Господи, сотворившему вся


во время пения 103 пс служащие совершают каждение всего храма (продолжая его с Алтаря). Вначале кадят Царские врата (правую и левую створки); выходят на солею, диакон занимает место справа от священника и происходит каждение всего хра­ма: кадят правую сторону иконостаса, затем левую; с амвона производят каждение всех молящихся в нем: вначале правый хор, затем левый, чтеца, и по кругу (справа налево) всех предстоящих людей. По окончании каждения прихожан, священннослужители обходят (с южной стороны) с каждением всего храма, т.е. кадятся иконы, размещенные на всех стенах храма, включая и те, которые размещаются к празднуемым святым на аналоях. Каждение заканчивается в Царских вратах, т.е. кадят вначале местные иконы - Спасителя и Божией Матери, заходят в Алтарь, кадят св. Престол, священник кадит диакона, диакон в свою очередь священника и Царские врата закры­ваются.




Молитвы светильничны (числом 7)

священник

Служебник

Свящ читает тайно









Ектенья великая

Господи помилуй

Яко подобает Тебе…

Аминь



дьякон,

лик

священник

лик



Служебник

Диакон, взяв благословение с Горнего места поклоном голо­вы от священника, выходит через Северные двери Алтаря на амвон, откуда произносит Мирную ектению.
^

Миром Господу помолимся…




Если есть за вечерней второй служащий диакон, ему необхо­димо выйти на амвон заранее, т.е. в конце Мирной ектении, чтобы после "Блажен муж" произнести первую малую ектению: "Паки и паки ...".

Обычно с выходом второго диакона на солею, первый диакон уходит с амвона к местной иконе Спасителя (становится напротив) и там оканчивает свою ектению, поклонившись вышедшему диакону, который тоже отвечает поклоном.







Рядовая Кафизма


чтец


Псалтирь

1 –я кафизма: ^ Блажен муж…

1антифон на 8 глас, 2 и 3 на глас недели

В приходских храмах часто поют только первый антифон (остальные читаются/опускаются)

По каждой Славе – Малая ектенья и возглая : 1 Слава - ^ Яко Твоя держава…

2 Слава - Яко Благ и Человеколюбец…

3 Слава - Яко Ты еси Бог наш…







(по первом антифоне)

Ектенья малая

Господи помилуй

Яко Твоя держава…

Аминь.

дьякон,

лик,

священник

лик

Служебник

Паки и паки миром Господу помолимся…









Свящ. в алтаре благословляет кадило. Диак. Совершает во время пения стихир полное каждение (по чину, описанному выше) алтаря и изшед сев. дверью кадит иконостас, весь храм, клир и народ, после чего возвращается к Царским вратам и кадит их, две местные иконы: Спасителя и Богородицы и входит в алтарь южн. Дверью и покадив Престол спереди и затем священника отдает кадило







^

Господи воззвах


лик

Часослов

Поется во глас стихир Октоиха

До пометы на 10, стиха Изведи из темницы душу мою…


(Остальные стихи будут чередоваться со стихирами) Каждение храма.







Стихиры на ^ Господи, воззвах

лик

Октоих

Минея

(если двух святых только Минея)

стихи из Часослова

После каждого стиха (начиная с стиха ^ Изведи из темницы душу мою…) поется одна стихира. Стихир на Господи воззвах (воскресна вечерня) полагается 10:

Если Святой без знака - из Октоиха 3Вскрсн+4Встчн (Анатолиевы) и из Минеи святого 3

Если шестиричная или со славословием – О: 3Вскрн +3Востч и из Минеи 4


После 10й стихиры:

^ Слава: святому из Минеи (если есть) на ряду

И ныне: Богородичен (Догматик) из 1 приложения О








^

ВХОД С КАДИЛОМ








На праздничных службах вечерни всегда совершается Вечерний ^ Вход (малый) с кадилом (в Великий Пост с Евангелием, а также в чине архиерейской службы).

На "Славу", что идет после стихир на "Господи воззвах" зажигается паникадило в Алтаре и в храме, а также свечи на престоле. С пением "И ныне" отверзаются Царские врата и начинается Малый вход. Священнослужители, перекрестив­шись дважды с поклонами, целуют св. Престол, и вновь крестятся третий раз, полагая тем начало Входа.

Диакон, взяв кадило от пономаря, берет благословение на него от священника и идет вместе со служителем на Горнее место, где возглашает: "Господу помолимся". Священник, начиная с Горнего места, читает (в полголоса и наизусть) молитву на Вход: "Вечер, и заутра, и полудне...". Впереди священнослужителей должен идти свещеносец с зажженной свечой.

С Горнего места все идут из Алтаря Северными дверями, останавливаются перед Царскими вратами - священник посре­дине, диакон - немного правее, кадя местные иконы (Спаси­теля и Божией Матери) и самого священника. Свещеносец становится на солее у иконы Спасителя. Окончив каждение, диакон, держа орарь тремя перстами, показует им на восток и говорит священнику: "Благослови, владыко, Святый Вход". На что священник ответствует, крестообразно благословляя десницей восток: "Благословен вход Святых Твоих...". Диакон тихо отвечает: "Аминь" и кадит кратко священника. По окончании стихиры на "И ныне", он становится впереди священника, посреди Царских врат, и начертав кадильницей св. крест, возглашает: "Премудрость, прости". Входя в Алтарь, диакон кадит св. престол (со всех сторон), дожидаясь входа священника у северной его стороны, откуда он дол­жен покадить служителя при входе его в Алтарь. Священник не прежде входит в Алтарь, как совершит целова­ние свв. икон Спасителя и Божией Матери, что на Царских вратах. Причем, после поклонения и целования иконы Спаси­теля он должен благословить свещеносца.

Войдя в Алтарь, оба священнослужителя вместе крестятся, целуют св. престол и восходят вновь на Горнее место. Там они еще раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме и Алтаре. При этом диакон стоит рядом, справа от священника. Рекомен­дуется священнослужителям стоять на Горнем месте (также и сидеть), не по центру, а чуть сбоку.


Свете тихий


Вонмем

Мир всем (и благословляет народ)

И духови твоему


Премудрость вонмем. Прокимен дне (субботы)

глас X , произносит прокимен

Пятикратный (4,5 раза)


Паремиии

лик


диак:

свящ:

лик:

диак:



Часослов


Служебник,

Часослов

С Горнего места священник, сделав предварительно поклон стоящим священно-служителям, после диаконского возглашения: "Вонмем", крестообразно благословляет всех молящихся в храме и произносит: "Мир всем".

Диакон говорит по служебнику Прокимен со стихами.

На воскресном прокимен глас 6, Господь воцарися, в лепоту облечеся…


По окон­чании Прокимна следует чтение паремий. Царские врата при этом закрываются.

Если паремии новозаветного содержания, принято Царские врата оставлять открытыми.

Во время чтения паремий священнику положено сидеть там же на Горнем месте. Диакон обычно следит за чтением и стоит возле престола.

Чтец паремий сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией "Премудрость" и "Вонмем".

После чтения паремий священнослужители возвращаются с Горнего места к престолу; по чину крестятся вначале на Горнем месте, затем, подойдя к престолу, еще раз кланяют­ся ему, целуя его край. Вечерний Вход окончен.





Сугубая ектенья

Яко Милостив

Аминь


дьякон, лик

священник

лик


Служебник

Диакон вслед за чтением паремий произносит на амвоне. Чтобы ее начать без пауз, необходимо ему выйти на солею в конце чтения паремий (т.е. немного раньше самого окончания).

Прошения ектении говорит не торопясь, четко, терпе­ливо дожидаясь окончания пения хора: Господи, помилуй (трижды).






^

Сподоби, Господи


чтец

Часослов










Ектенья просительная

Яко благ и человеколюбец

Аминь

дьякон, лик

священник

лик

Служебник
^

Исполним вечернюю молитву…








Мир всем

И духови твоему

Главы наша Господеви приклоним

Тебе, Господи

Буди держава Царствия Твоего

Аминь

священник

лик

диак

лик

священник

лик

Служебник



Свящ тайно читает молитву главопреклонения ^ Господи Боже наш, приклонивый небеса…






ЛИТИЯ








стихира храма, стихира святому


1 прошение

Спаси Боже люди Твоя…

Господи помилуй 40 раз


2 прошение

Еще молимся ..

Господи помилуй 50 раз


3 прошение

Еще молимся…

Господи помилуй 3 раза


4 прошение

Еще молимся…

Господи помилуй 3 раза


Услыши ны Боже…

Аминь

Мир всем

И духови твоему

Главы наша Господеви приклоним

Тебе Господи

Владыко Многомилостиве

Аминь




Служебник

Лития служится только в праздники на богослужении со Всенощным бдением. ( наст. вр. Совершается по праздникам)

Выход на Литию происходит из Алтаря в притвор храма; священник совершает Литию в епитрахили и скуфье или камилавке (если имеет как награду). Священнослужители, встав перед престолом, дважды крестятся, целуют его край, снова крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.

Диакон берет благословение на кадило.

Священнослужители исходят из Алтаря северной дверью. Став перед Царскими дверями, крестясь, делают поклон друг дру­гу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. В это время хор поет стихиры на Литии. Пономарь износит на сре­дину храма литийный столик с хлебами.

Диакон остается на солее, откуда начинает малое каждение, т.е. кадит иконостас, праздничную икону на аналое, священника, хоры и молящихся. Каждение оканчивает таким образом; покадив народ, диакон совершает краткое каждение местных икон - Спасителя и Божией Матери, затем снова кадит праздничную икону на аналое, подходит к священнику, кадит его (трижды), отдает кадило пономарю и становится впереди священника перед литийным подсвечником, для произ­несения четырех ектений.

По окончании ектений диакон становится рядом со священником (справа), который произносит возглас «Услыши ны Боже…» и молитву: «Владыко Многомилостиве…». При этом священнослужители стоят с непокровенной главой.

На первой ектении "Спаси, Боже, люди Твоя", и на литийной молитве священника "Владыко Многомилостиве..." поминаются чтимые святые храма, святые, коим посвящены пре­столы в нем, а также святые, которым совершается Всенощ­ное бдение.

На второй ектении диакон присоединяет прошение о правя­щем архиерее: "и о господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Евгении...".

  1. В этой же ектении после слов: "о всякой души христианстей…" вместо "о покровении града сего..." произносит: "о покровении святыя обители сея и живуших в ней".

На третьем прошении диакон произносит: "Еще молимся о еже сохранитися граду сему и святей обители сей и всякому граду…".

Молитвой священника "Владыко Многомилостиве…" оканчи­вается Лития. Священнослужители, перекрестившись, и поклонившись друг другу в предшествии свещеносца с притвора возвращаются в храм, подходят к литийному столику с хле­бами и становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма служащие снова крестятся и кланяются друг другу.









Стихиры на стиховне

лик

Октоих,

стихи из

Часослова

Минея

В это время хор поет стихиры на стиховне,

- 1 стихира (без припева)

- 2 стихира

1 стих К Тебе возведох очи мои…

- 3 стихира

2 стих ^ Помилуй нас, Господи, помилуй нас

Если есть «Славник»

Слава: святого из Минеи (если есть) на ряду

И ныне: Богородичен воскресный из 1 приложения по гласу Славы

Если нет песнопения на Славу то поется прямо Слава и ныне:Богородичен из О на ряду








^

Ныне отпущаеши


чтец

Часослов

(По Уставу предстоятелем)







Трисвятое. ^ Пресвятая Троице:

Отче наш


Яко Твое есть Царство…

Аминь

чтец


священник

Часослов


Служебник



Отверзаются Царские врата








Богородице Дево…х3

(при двух свв Тропарь святому дважды и Богородице Дево)


Если служба с полиеелем, литии по обычаю не бывает. По "Ныне отпущаеши" и "Трисвятому", поются отпустительные тропари, согласно Уставу, т.е. тропарь празднуемого свято­го и "Слава, и ныне..." Богородичен из праздничных тропарей (3 приложение)

После пения тропарей диакон возглашает: "Премудрость", хор: "Святейший Владыко, благослови". Священник: "Сый благословен…" Хор: "Утверди, Боже…". Здесь оканчивается служба вечерни с полиелеем


Господу помолимся

Господи помилуй

Молитва на освящени хлебов
^

Господи Иисусе Христе


(сняв головной убор)

Аминь

Лик



Минея

Взяв благословение у священника на кадило, диакон кадит все стороны столика трижды, затем кадит праздничную икону, священника (если собор служителей, то и всех сослужащих в нем), снова кадит хлебы на столике с передней стороны, предстоящего служителя и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, оглашая: "Господу помолимся".

Благословение хлебов совершает священнослужитель особой молитвой: "Господи, Иисусе Христе Боже наш…" с непокровенной головой.

Перед словами: "Сам благослови…" крестообразно осеняет вещества одним из хлебов. При перечислении веществ указывает но них рукою, начертывая в воздухе знак креста.

После благословения хлебов, священнослужители, перекрестившись и поклонившись друг другу, идут в алтарь, заходя (если собор) северными и южными дверями. В это время поется 33-й псалом.


Если святой тропаря не имеет, то общий (свт. муч. преп. и т.д.)

Тропарь

Слава и ныне: Богородичен в соответствии дня или Крестобогородичен тот и другой из 4 приложения Минеи по гласу тропаря

Если 2 святых, то второй тропарь на Славу и тогда Богородичен по гласу 2-го святого

Если святой со славословием то Слава и ныне: Богородичен воскресный по гласу тропаря







Буди Имя Господне х3

Пс. 33 до слов ^ Не лишаться всякого блага

Благословение Господне на Вас

Аминь








По окончании пения псалма предстоятель осеня­ет крестообразно всех молящихся со словами: "Благословение Господне на Вас…".


Здесь оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.





  1   2   3




Похожие:

Вечерня вседневная iconВседневная служба

Вечерня вседневная iconДокументы
1. /Сицилийская вечерня.doc
Вечерня вседневная iconДокументы
1. /Рансимен.Сицилийская вечерня.doc
Вечерня вседневная iconКраткий устав-схема всенощного бдения вечерня великая (в соединении с утреней)
Диакон: Востаните. Господи, благослови. Священник: Слава Святей Приидите, поклонимся (трижды). Каждение всего храма. Хор: Благослови,...
Вечерня вседневная iconДокументы
1. /Триодь цветная, черновик/!оглавление, Триодь цветная.txt
2. /Триодь...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов