История типикона 2-я часть византийский период icon

История типикона 2-я часть византийский период



НазваниеИстория типикона 2-я часть византийский период
Дата конвертации28.08.2012
Размер196.91 Kb.
ТипДокументы

- M.ARRANZ - HISTORIA TYPICI: EUCHOLOGION


ИСТОРИЯ ТИПИКОНА


2-я часть


ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД


1-й период


Образование Суточного Круга Богослужения


(ИТИ:36)

см.выше: стр.9, 13


M.ARRANZ., Les grandes étapes de la Liturgie Byzantine: Palestine - Byzance - Russie. Essai d'aperçu historique // Liturgie de l'Гglise particulière et de l'Гglise universelle, Conférences Saint-Serge, XXII Semaine d'études liturgiques (Paris 1975), Bibliotheca "Ephemerides Liturgicae". Subsidia 7, Roma 1976, 43-72.

id., L'office divin (en Orient), Dictionnaire de Spiritualité, vol.11 (fasc.74- 75), Paris 1982, 707-720.

R.TAFT, The Byzantine Rite. A Short History, Collegeville MN 1992.


Первые книги в истории византийского богослужения, которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб, - это Часослов и Евхологий (Служебник-Требник).

Часослов ( - это сборник избранных псалмов, тропарей и святоотеческих молитв на разные часы дня, употребляемый с давних времен палестинскими монахами. Можно считать, что это собрание молитвословий формировалось еще до разрушения всех церквей и монастырей Палестины, происшедшего при нападении персов в 614 г. Письменного свидетельства этого Часослова до нас не дошло, но можно предполагать, что именно этот порядок молитвословий подразумевается под "правилом псалмопения"  которое можно встречать у писателей этой эпохи (см.статью А.Дмитриевского с этим названием в БТ4:97, и книгу М.Скабаллановича: СКА:318). Монашеский Часослов не имеет, естественно, ни иерейских молитв, ни диаконских ектений.

^ I. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЕВХОЛОГИЙ

НИК:95 ИТИ:36

Евхологий (разделяется у славян на три части или, обычно, на три отдельные книги: Служебник, Требник и архиерейский Чиновник. Служебник, кроме текстов Литургий св. Иоанна Златоуста, св.Василия Великого и Преждеосвященных Даров, содержит также те молитвы и ектении, которые иерей и диакон читают на Вечерне и на Утрене.

Литургии дошли до нас без относительно больших изменений. Не так обстоит дело с другими службами суточного круга.

Существуюут три главных редации греческого Евхология:

1-я: ^ Древняя кафедрально-соборная редакция: Молитвы и ектении соответствуют часословному соборному порядку т.н. Песненному Последованию.

2-я: Студийская редакция: Молитвы и екетении Песненного Последования употребляются в рамках нововведенного в Константинополь палестинского монашеского Часослова. Некоторые молитвы и ектении древней редакции распределяются в разных моментах Вечерни и Утрени (так напр., после 3-й и 6-й песен канона и т.д.).

Другая часть молитв древнего Евхология выходит из употребления и постепено теряется в рукописях.

3-я:^ Иерусалимо-савваитская редакци: Молитвы читаются почти все вместе в начале службы (7 на Вечерне, 12 на Утрене), а ектении остаются на месте, занимаемом по студийской систематизации. Это теперешняя редакция, вошедшая в венецианские издания Евхология XVI в. и в Московский Служебник XVII в. Но древние рукописные российские служебники, между ними и Служебник св.Сергия Радонежского (ГИМ), принадлежат почти все Студийской редакции.

Библиография Песненного последования и истории Служебника:

А.Дмитриевский: БТ4:96

М.Скабалланович: СКА:312

Н.Успенский: БТ1:1

М.Арранц: КАК МОЛ и ЕСР (см.стр.9-11)

В КАК и ЕСР находятся по порядку все молитвы Песненного Последования на греческом языке, но не все в переводе на древний церковно-славянский язык; некоторые переведены с греческого на современный руский. В МОЛ нам посчастливилось напечатать древний славянский перевод почти всех молитв Песненного последования; он находился в т.н. "Требнике митрополита Киприана" Синодальной библиотеки н.675, нам раньше не доступном .

В КАК, изучая добрую сотню рукописных евхологиев, мы предложили их классификацию в четыре группы: А и В: древней соборной редакции, С: савваитской редакции, Д: студийской редакции.

Первая кафедрально-соборная редакция Евхология относится к эпохе, начало которой, вероятно, относится к IV в. (антиохийско-каппадокийской традиции) до времен иконоборческого кризиса (1-я половина VIII в.). Окончательный редактор этого Евхология - , вероятно, сам святой патриарх Герман I , снятый с кафедры иконоборцами в 730 г. Он же является автором молитв Паннνхиды и, возможно, самой Литургии Преждеосвященных Даров. Он же написал литургический трактат о Божественной Литургии: «Церковная История» (см. Migne, Patrologia Graeca 96, и монографию Н.Успенского: «Историография Литургии»).

В IX в. патриархи Тарасий, Никифор и Мефодий введут новые чины (см. ЕСР:252, 254, 283); а в XIV патр.Филофей прибавит чин Проскомидии. Вопреки всему, содержание Евхология после Германа будет довольно устойчиво сохраняться по всей Византийской империи.

И это будет так, несмотря на то, что Евхологий не будет сначала редактироваться в одной книге, а в собрании многих роскошных свитков или "кондаков", которые составят официальную библиотеку богатых церквей, и с которых будут потом списываться более практические и дешевые кодексы или тетради, которые (в очень скромном числе, между прочим) дошли до нас. Ими начал научно заниматься в конце XIX в. А.Дмитриевский (см. ДМИ: «Описание литургических рукописей...»), и ими должны продолжать заниматься и мы сами, если хотим понимать "как молились Богу" и принимали божественную благодать, сокровенную во Святых Таинствах, "древние византийцы".

^ 1) Текст греческого Евхология

от которого зависят разные славянские переводы


A) Главные рукописи Константинопольского Евхология,


прямо или косвенно зависящие от литургических свитков

(илиСвятой Софии Константинопольской:


Замечание: мы относим рукопись к указанному типу исходя из 4-х признаков, наверно указывающих на цареградское происхождение:

1) суточный часослов по "Песненному последованию" или  ;

2) мνропомазание после крещения исключительно "головных чувств": чело, очи, ноздри, рот и уши;

3) патриаршее слово и чин отречения оглашенных от сатаны и сочетания со Христом в Великуь Пятницу;

4) венчание на царство константинопольского императора.

См. оглавление 7 рукописных евхологиев: Arranz M., Les Sacrements de l'ancien Euchologe constantinopolitain. Гtude prйliminaire des sources (Таинства древнего константинопольско- го Евхология. Предварительное исследование источников),

^ OCP-82 (OCP XLVIII, 1982) 284-335. ???:38


I) древние (доиконоборческие) периферийные евхологии VIII-X в.


(Замеч.: на датировке имеется ввиду содержание рукописей, а не время их материального составления)


BAR (в ИСТ: ЕБ) = Евхологий "Св.Марка" (Флоренция) Bibliotheca Apostolica Vaticana: ^ Barberini gr.336, VIII в., из Њжной Италии; см.OCP-82:295. (издание: Parenti S.-Velkovska E., L'Eucologio gr.Barberini 336, BELS 80, Roma 1995).

POR (в ИСТ: ЕП) = Евхологий "Порфирия Успенского":

С-Петербургский гр.226, X в., из Њжной Италии;

OCP-82:300 (докторская диссертация: PIO 1996) SEV ^ Севастьянов-Румянцев гр.474 (270), XI в.; см.OCP-82:303 (докторская диссертация: Koster S. , PIO 1991)

SIN (в ИСТ: С-959) = "Синайский" Евхологий: Sinai gr.959: XI в., см . ДМИ: 42-64, OCP-82:305 (докторская диссертация: Diamante D., PIO 1994).

ESS = Славянский (или Глаголический) Синайский Евхологий,

^ Sinai sl.37, X-XI в., cf.Arranz M., La liturgie de l'Euchologe slave du Sinaï (OCA 231,1988,15).


II) константинопольские евхологии после иконоборчества X-XI в.


- высшее развитие византийского богослужения -


BES (в ИСТ: ЕВ) = Евхологий "Виссариона": Biblioteca della Badia di S.Nilo: ^ Cryptensis ..I. или Grottaferrata gr.Gb1, XI-XII в.; OCP-82:290,314 (докторская диссертация: Stassi G. PIO,1982) COI (в ИСТ: ЕК) = Евхологий "Стратигия": Biblioth.Nationale (Paris): Coislin (Коален) gr.213, 1027 г.; OCP-82:309-14 (докторские диссертации: Duncan J. и Maj J. PIO, 1978 и 1990).


^ III) новая редакция константинопольского евхология XIII в.

(после латинской оккупации 1204-1263 г.)

- переработка чинопоследований под влиянием монахов студитов -


EBE = "Афинский" Евхологий: : ^ Athenae gr.662, XIII в.; OCP-82:316; см.() (докторская диссертация: в приготовлении в PIO).


ECP = BES, COI, EBE. См.выше = Arranz M., L'Eucologio costantin...


^ B) практика XV в. (описания и комментарии)


PG-155 = SYMEON Thessalonicae.(Симеон Солунский), Opera, MIGNE PG 155 (греч.-лат.), см. :Разговор)

APA = егоже, на новогреч.языке)


^ С) печатные евхологии (после XV в.)


GOA (в ИСТ: ЕГ) = Goar J., sive Rituale Graecorum..., 1-е издание: Париж, 1647, 2-е издание: Венеция, 1730 (Graz, 1960).

(по первым венецианским изданиям православного евхология).

ZER (в ИСТ: ЕА) = ,  Venezia, 1862 (издательство: Афины, 1970... ) (православное издание).

ROM . Roma, 1873. (католическое издание по рукописи BES).

PAP , (православное издание:   Афины, 1927).


^ 2) Другие рукописные тексты


GSE (в ИСТ: ЕС-956 и.т.д.) = Греческие синайские евхологии: напр., GSE-956 и.т.д. (ДМИ), см.также:

Е-Пантелеймон, Е-Патмос, Е-Лавра и т.д. = Афонские евхологии, изданные Дмитриевским (ДМИ или Д2)

Gb2, Gb4, Gb7, Gb10, Gb11, Gb14 и т.д.: греческие непатриаршие гроттаферратские евхологии.

V1833...: греческие непатриаршие ватиканские евхологии

PAM (в ИСТ: ТП) = Рук.^ Патмос гр.266: "Типикон" (Синаксарь- Канонарь) Св.Софии КП, IX в. (издание: ДМИ-1, стр.1).

HAG (в ИСТ: ТС) = Рук.Иерусалим гр.Агиос-Ставрос гр.40: "Типикон" (Синаксарь-Канонарь) Св.Софии КП, X в. (издание: Mateos J. OCA, 165-166)

DRE (в ИСТ: ТД) = Рук.^ Dresden gr.104 = "Типикон" Апостол апракос Св.Софии КП, XI в. (см. ДМИ-ДРЕ)


(см.некоторые московские издания на стр.4)

Песненное последование



МОЛ КАК ЕСР:18, 57-113

см.приложение: APPENDIX, стр.95

ИТИ:40


Песненное последование составляли:

а) Шесть ежедневных служб:

1) ^ Вечерня и Утреня по древней кафедрально-соборной практике;

2) Полунощница, Третий, Шестой и Девятый час, по апостольскому примеру (см.Деяние Ап.) и по городской монашеской традиции.

Пустынная традиция бдений сохранялась каким-то образом в длинном псалмопении, совершаемом в паперти, в начале Вечерни и Утрени.

б) Две особых службы:

1) Тритоекти в будни Великого Поста и Страстной Седмицы, когда, вместо полной Литургии, после Вечерни служилась Литургия Преждеосвященных Даров;

2) Паннνхида накануне праздников, по средам и субботам, кажется, всего года и ежедневно в Великий Пост.

Все эти службы имели одинаковую основную схему, с некоторыми особенными прибавлениями:


^ 1. Общая схема всех служб Песненного последования:

а) 3 иерейских антифонных молитвы с диаконскими ектениями,

б) 3 антифонных псалма с припевами,

в) 1 "отпустная" молитва с просительной ектенией,

г) 1 окончательная молитва главопреклонения.


^ 2. Прибавления перед Вечерней и Утреней:

а) 8 иерейских молитв с ектениями перед каждым антифоном,

б) 8 антифонов с припевом после каждой молитвы.

Если антифоны внутри служб состояли из одного лишь псалма, антифоны перед Вечерней и Утреней составлялись чаще всего из разных псалмов, редко из одного длинного псалма, и исключительно из третьей части Псалма 118 (на Воскресной Утрени).

Вся Псалтырь в Константинополе разделялалась на 76 антифо-нов, ничего общего не имеющих с 60 "славами" (20 Кафисм по 3), на которые разделяется палестинская монашеская Псалтырь.

Все четные антифоны имели как припев: "Аллилуиа",

нечетные - короткие фразы из 3-х слов, вроде: "Услыши мя, Господи".

Антифоны и припевы пелись со сложной мелодией.

По праздникам и по субботам перед Вечерней пелись только 2 антифона; также перед праздничной Утреней. Но по Воскресеньям перед Утреней пелись 4 антифона.

Во время последнего антифона бывал всеобщий вход в храм.

^ 3. Прибавления на Вечерне, на Утрене и на Тритоекти:

после 3-го антифона, который обычно пелся с Трисвятым,

а) на Вечерне по праздникам бывали чтения из Паремийника,

б) на Утрене по воскресеньям читалось Воскресное евангелие,

в) 1. ежедневно читалась 1 молитва Оглашенных с ектеньей,

(во 2-й половине Великого Поста прибавлялась молитва "ихже ко Просвещению"),

2. две молитвы "Верных".


Замечание: такая общая схема сохранилась до наших дней в 1-й части Божественной Литургии , если не считать перерыв Великого Входа.


^ Схема Молитв Песненного Последования

и их отношение к современному Служебнику

ИТИ:42


ВЕЧЕРНЯ (см.стр.95)

I) 8 молитв восьми предвечерних антифонов на паперти (стр.95)

1-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 1-го антифона

2-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 2-го антифона

3-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 3-го антифона

4-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 4-го антифона

V-я из восьми молитв Киевск.Служебника = молитва 5-го антифона

5-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 6-го антифона

6-я из семи молитв Московск.Служебника = молитва 7-го антифона

молитва входа Московск.Служебника = молитва 8-го антифона

вход с паперти в храм

II) ^ 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне (стр.98)

2-я часть 1-й молитвы Пятидесятницы: Пс 114: Молитвами

Богородицы... (на каждый стих)

2-я часть 2-й молитвы Пятидесятницы: Пс 115: Аллилуйя (на каждый стих), Слава..., Единородный Сыне...

2-я часть 3-й м-вы Пятидесятницы: Пс 116: Трисвятое (на кажд.стих)

вход в алтарь

III) ектении оглашенных и верных в алтаре (стр.99)

§ <не печатается> молитва оглашенных

§ <не печатается> 1-я молитва верных

§ <не печатается> 2-я молитва верных

6-я из семи молитв Моск.Служебн. = 3-я молитва верных "отпустная"

молитва главопреклонная Служебника = молитва главопреклонная

IV) молитвы на литии (стр.101)

§ 2 молитвы в сосудохранилище

§ 3 молитвы в крещальне

УТРЕНЯ (см.стр.107)

I) ^ 8 молитв восьми предутренних антифонов на паперти (стр.107)

1-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 1-го антифона

2-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 2-го антифона

3-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 3-го антифона

4-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 4-го антифона

5-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 5-го антифона

6-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 6-го антифона

7-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 7-го антифона

8-я из 12-и молитв Московск.Служебника = молитва 8-го антифона

вход с паперти в храм

II) ^ 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне (стр.110)

10-я из 12-и молитв Моск.Служ. = м-ва Пс 50 (троп. на кажд.стих):

11-я из 12-и молитв Моск.Служебн. = молитва псалмов 148-150

§ без молитвы: Слава во вышних, Сподоби Господи.

вход в алтарь

III) ектении оглашенных и верных в алтаре (стр.111)

§ <не печатается> молитва оглашенных

§ <не печатается> 1-я молитва верных

§ <не печатается> 2-я молитва верных

12-я из семи молитв Моск.Служебн. = 3-я мол.верных: "отпустная"

молитва главопреклонная Служебника = молитва главопреклонная


^ Константинопольская Псалтырь

ИТИ:46, 62

Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен.

6 антифоны пелись ежедневно:

Пс 85 как 1-й предвечерний антифон,

Пс 140 как 8-й входной вечерний антифон,

Пс 3-62-133 как 1-й предутренний антифон,

Дан 3:57-88 как 8-й входной утренний антифон,

Пс.50 и Пс.148-150 на Утрене.

68 антифонов пелись по очереди : 6 на Вечерне и 6 на Утрене. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на Утрене, на следующей неделе пелись на Вечерне, и наоборот.

Пели два хора, называемые "А" и "Б", которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после "Слава в вышних Богу" на Утрене: "Днесь спасение миру" или "Воскрес из гроба".

Нечетные антифоны пелись с "Аллилуйя" на каждый стих, как до сих пор поется на Всенощном Бдении "Блажен муж". Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как "Услыши мя, Господи" (осталось на "Господи воззвах"), "Помяни мя, Господи", "Спаси мя, Господи" и т.п.

См.порядок антифонов с припевами недели "А" для Вечерней и для Утрени , по изданию музыкальных рукописей Нац.Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Косьмы Гэоргию, "Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований Вечерни и Утрени" «»: в приложении APP: стр.1* и 13*; см.также КАК:276. Другие рукописи этого типа: Афон Велик.Лавра Е173 и 148, Ватопеди 1527 (XV в.).

Канон антифонов Великой Церкви (Св.Софии) приписывается патриарху Анфиму (535-536). См.рукоп.Vatican.gr.342 (IX в.) изд.Питрой; см.МАН:91).

По евхологию Paris gr. Coislin 213 (ДМИ-2:993) существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней: см.ЕСР:13.

Припевы константинопольских антифонов, одновременно с разделением на палестинские кафисмы, намечены на полях знаменитой Хлудовской Псалтыри (ГИМгр.129 Д, IX в), написанной и украшенной св. мучеником за почитание икон Лазарем . (Изд.ание: М.Б.Wепкина, «Миниатюры Хлудовской Псалтыри», Москва 1977). Другие украшенные псалтыри этого типа: Paris (fond ancien) gr.20 и Vatican. Barberini gr.285.


^ Песненная Паннυхис и "Панихида" (см.стр.103)

ИТИ:47

КАК:179, УСП:Чин, СКА:386

Это было очень торжественное бдение накануне великих праздников, после праздничной Вечерни и, во время Великого Поста, после повседневной Литургии Преждеосвященных Даров. В Х-м веке Паннνхида служилась около 30 раз в год. Она состояла из вышеуказанной маленькой общей схемы (3 антифона: Пс.119, 120, 121, и 5 молитв), но с некоторыми прибавлениями: в начале пелся Пс.90 как входной псалом, и после 3-го антифона пелся антифонно Пс.50.

Эта служба "Панихиды" или "Понахиды" сохранилась в древних русских служебниках (см.собрание Новгородского Софийского Собора в РНБ СПб'а, и сам "Требник митрополита Киприана": Синод.Библ.675/371 ГИМ'а, наш СИН).


^ Контакион - Акафист

ИТИ:73

После Паннνхиды пелся торжественно полный Кондак дня со всеми своими икосами (около 20). Кондаки, как указывает название, писались не в больших книгах, но каждый кондак писался на отдельном "контакионе", т.е. свитке (см.КАК:218, прим.68). Из этих отдельных свитков потом составлялись "Контакари". Такие существовали и в древней Руси; см.BUGGE, «Contacarion Palaeoslavum Mosquense» (ГИМ Успенск.Собор 9) // Monumenta Musicae Byzantina, ed. C.HOEG (в этой коллекции изданы музыкальные Стихирарии, , Ирмологии, Контакарии и т.д.). См.АМФИЛОХИЙ, «Кондакарион Синод.Библ.437» (XII-XIII в.); другие рукописи: Messina 157 (XII в.) и

Афонск.Ватопеди (X-XI в.)

Первым и самым главным автором кондаков является сирийский диакон св.Роман Сладкопевец (см.M.A., Romanos le Mйlode, Dictionnaire de Spiritualitй, t.13, fascicules 89-90, pp.898-908, Beauchesne, Paris 1988). Хотя кондаки писались именно на "контакиах" или свитках, существовала особенная книга, Кондакарь, и в Византии, и в древней Руси, содержащая все кондаки года. Константинопольский кондак начинает уступать место палестинскому канону с ввдением монашеских Октоиха и Триоди инициативой Студийских монахов; см.ниже. По жанру кондак приближается к более древнему и более сложному Акафисту Богоматери, который, вероятно, существовал (без первого "кондака" "Взбранной Воеводе") еще до Романа Сладкопевца.

В древнем Константинополе Акафист пелся перед Рождеством Хр.истовым. Студиты пели за 4 дня перед Благовещением.

Современный чин Отпевания не существовал ни в древних списках Константинопольского Евхология, ни в древних русских служебниках,. Там именно, где встречается чин праздничной Панихиды, к которой, между прочим, в некоторых списках прибавляются молитвы за усопших (см.КАК:192: "евхологии, содержащие Паннνхис в процессе еЪ развития").

Какая-то Паннνхида в сокращенном виде пелась монахами Студитами вместо Повечерия или вместе с ним.


^ Песненная Полунощница и Часы (см.стр.105, 114)

ИТИ:48

Они состяли из таких же 3-х антифонов и 5-и священнических молитв Антифоны этих 5-и служб до сих пор нам не известны.

1-й Час появляется в рукописях не раньше Х-го в. Этим обИясняется почему молитвы этого Часа не одинаковы во всех рукописях: традиция этого Часа не была очень древняя (см.КАК:155).

Внешняя форма соборных Часов сохраняется еще в современном служении "Царских Часов" на Рождество, на Богоявлении и в Великую Пятницу.


^ Песненная Вечерня Пятидесятницы

ECP:20, 114 OCP-82:92 KAK:306

Это была нормальная служба Песненного последования, в которой с молитвами 3-х "малых" антифонов и с молитвой "отпуста" соединялись 4 особенных молитв позднего и не известного происхождения.

О них готовится исследование при Богословском Институте Св. Сергия в Париже священником Георгием Блатинским.


Заключение о Песненном последовании

Песненное последование, одновременно со Студийским Типиконом, перестает служиться в Константинополе в 1204 г., после взятия города франками и венецианцами. После возвращения Императора и Патриарха в 1261 г., службы начинают отправляться по новому Иерусалимо-Савваитскому Типикону, который с тех пор является единственным типиконом почти всех православных Церквей; в Греции он существует в упрощенной форме для приходского употребления под нзванием «Типикона Великой Церкви» (по редакции Виолакиса: см.ниже стр.92), хотя он имеет мало общего с древним Песненным последованием.

Кроме вышеуказанных евхологиев и антифонариев, Песненное последование предполагось также в "типиконах" Св. Софии Константинопольской (см.выше стр.49: канонарии-синаксарии PAM HAG и апостол DRE). В этих "типиконах" находятся некоторые указания для певцов, которые дополняют данные из евхологиев, назначенных дла священнослужителей, и поэтому не нуждающихся в лишних обИяснениях исполнительного характера.

Главная черта Песненного последования заключалась в том, что ектении и священнические молитвы играли самую важную роль в богослужении, между тем как псалмопение, хотя и исполнялось очень торжественно, играло второстепенную роль, особенно вне Вечерни и Утрени. Поэзия почти отсутствовала; самый кондак являлся приложением к Панихиде; тропарей было мало и они пелись всегда в зависимости от псалмов. Стихир и канонов вообще не было; они появятся только со Студийским Типиконом в VIII-IX в.

Введением Студийского Типикона некоторые элементы Песненного последования будут использованы снова благодаря некоторой переработке; таким образом 24 икоса одного кондака станут "тропарями" восьми песней канона, по три в каждую песнь, и этим путем окажутся авторами "канонов" древние писатели, которым был вообще мало известен сам жанр канонов.

Песненное последование окончательно прекратится в Константинополе в 1204 г. Однако оно продолжится в Фессалонике до 1430 г.; к этому последнему этапу относится описание служб в "Диалоге" св.Симеона Солунского, епископа города (см.MIGNE: PG-155; см. КАК:7,56,115, и т.д. Много о литургической практике в этом последнем периоде Песненного последования можно найти в: «», Ф.1976.

?????????? ??????????????p??? ???????????

?? ???? 1-?? ?????? ??????????? ??????? ??????????? ??????. ????. 2061 (XIII ?.) ?? ?????? ??.????? ???????????????? ?? ???????????  (???:276-281). ??????????p ?? ??????? ?????.


??????

1-? ?p?????????? ?????????? ???????

?????????: ?????? 3 - 62 - 133: ?? ?????.

?????? *: ????? ????, ????.

* ????? ????????? ??? ????? ???????????:

?????? ??????????? ????? ??????? ????? ????????.


2-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 7: ??. 17. ????????.

???????: ??????? 19: ??. 37 - 38. ????????.

?????: ??????? 31: ??. 63 - 64. ????????.

???????: ??????? 43: ??. 84. ????????.

???????: ??????? 55: ??. 106. ????????.

???????: ??????? 15: ??. 31 - 32. ????????.

???????????: ??.???? ??????? 6-??


3-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 8: ??. 18 - 20. ?????? ??, ???????.



???????: ??????? 20: ??. 39 - 40. ?????? ??, ???????.



?????: ??????? 32: ??. 65 - 66. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 44: ??. 86 - 87. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 56: ??. 107-108. ?????? ??, ???????.

???????: 1-? ?????: ??????: ?????? 15:1-19

??????: ????????? ???? * ?????? ?? ??????????.

???????????: ??.???? ??????? 7-??


4-? ?p?????????? ??????? ??????? ????????

???????????: ??????? 9: ??. 21. ????????

???????: ??????? 27: ??. 54. ????????

?????: ??????? 39: ??. 77. ????????

???????: ??????? 51: ??. 102. ????????

???????: ??????? 63: ??. 134 - 135. ????????

???????: 2-?? ?????: ??????:

????????.32: 1-14: ??????: ????? ????, ????.

????????.32:15-21: ??????? ??, ???????.

????????.32:22-38: ???????? ???, ???????.

????????.32:39-43: ????? ????, ????? ????.

???????????: ??.???? ??????? 8-??


5-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 10: ??. 22 - 23. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 22: ??. 43. ????? ???, ???????.

?????: ??????? 34: ??. 68 - 69. ????? ???, ???????.

???????: ??????? 46: ??. 89 - 90. ??????? ??, ???????.

???????: ??????? 58: ??. 113 - 116. ?????? ??, ???????.

???????: 4-? ?????: A???????: ???.3: 2-19

??????: ?????? ??, ???????.

???????????: ??? ??????????? ????? ????????


6-? ?p????????????????? ???????

???????????: ??????? 11: ??. 24 - 25. ????????

???????: ??????? 23: ??. 44 - 45. ????????

?????: ??????? 70: ??. 35. ????????

???????: ??????? 47: ??. 91 - 93. ????????

???????: ??????? 59: ??. 117. ????????

???????: 5-? ?????: ?????: ??.26: 9-20

6-? ?????: ????: ???.2: 3-10

??????: ?????? ??, ???????.

???????????: (????????): ????????? (I): ??.118: 1-72. ????????


7-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 12: ??. 26 - 27. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 24: ??. 46 - 47. ???????????? ??, ???????.

?????: ??????? 36: ??. 71 - 72. ??????? ??, ???????.

???????: ??????? 48: ??. 94 - 96. ????? ???, ???????.

???????: ??????? 60: ??. 119 - 124. ??????? ??, ???????.

???????: 3-? ?????: ????: 1 ???.2 :1-10. ??????? ??, ???????.

12-? ?????: ??????????: ??.1: 46-55.

?????? (): ?????? ?????? ???????

????? * ??????????? ??????? * ?? ??????? ????????.

8-? ?????: ???????? (??.LXX:Rahlfs 2:180)

7-? ?????: ??????: ??.38:10-20. ???????????? ??, ???.

???????????: : ????????? (II): ??.118: 73-131.??????? ??, ???.


8-? ?p?????????? ??????? ???????

1-?: ??????? "?????????" :

???????????: ??????? 13: ??. 28 - 29. ????????

???????: ??????? 25: ??. 48 - 49. ????????

?????: ??????? 37: ??. 73 - 74. ????????

???????: ??????? 49: ??. 97 - 100. ????????

???????: ??????? 61: ??. 125 - 130. ????????

???????: 9-? ?????: ???.3:26-45

10-? ?????: ???.3:52-56. ????????

???????????: ????????? (III): ??. 118:132-176. ????????

2-?? ??????? "???????" :

????????o: 11-? ?????: ???.3:57-88. ???? ????????????.

= ?????? ???? ? ??????? ? ???? ? ??????? ?? ??????

?????????? ??????????????p??? ???????????

?? ???? 1-?? ?????? ??????????? ??????? ??????????? ??????. ????. 2061 (XIII ?.) ?? ?????? ??.????? ???????????????? ?? ???????????  (???:276-281). ??????????p ?? ??????? ?????.


??????

1-? ?p?????????? ?????????? ???????

?????????: ?????? 3 - 62 - 133: ?? ?????.

?????? *: ????? ????, ????.

* ????? ????????? ??? ????? ???????????:

?????? ??????????? ????? ??????? ????? ????????.


2-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 7: ??. 17. ????????.

???????: ??????? 19: ??. 37 - 38. ????????.

?????: ??????? 31: ??. 63 - 64. ????????.

???????: ??????? 43: ??. 84. ????????.

???????: ??????? 55: ??. 106. ????????.

???????: ??????? 15: ??. 31 - 32. ????????.

???????????: ??.???? ??????? 6-??


3-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 8: ??. 18 - 20. ?????? ??, ???????.



???????: ??????? 20: ??. 39 - 40. ?????? ??, ???????.



?????: ??????? 32: ??. 65 - 66. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 44: ??. 86 - 87. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 56: ??. 107-108. ?????? ??, ???????.

???????: 1-? ?????: ??????: ?????? 15:1-19

??????: ????????? ???? * ?????? ?? ??????????.

???????????: ??.???? ??????? 7-??


4-? ?p?????????? ??????? ??????? ????????

???????????: ??????? 9: ??. 21. ????????

???????: ??????? 27: ??. 54. ????????

?????: ??????? 39: ??. 77. ????????

???????: ??????? 51: ??. 102. ????????

???????: ??????? 63: ??. 134 - 135. ????????

???????: 2-?? ?????: ??????:

????????.32: 1-14: ??????: ????? ????, ????.

????????.32:15-21: ??????? ??, ???????.

????????.32:22-38: ???????? ???, ???????.

????????.32:39-43: ????? ????, ????? ????.

???????????: ??.???? ??????? 8-??


5-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 10: ??. 22 - 23. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 22: ??. 43. ????? ???, ???????.

?????: ??????? 34: ??. 68 - 69. ????? ???, ???????.

???????: ??????? 46: ??. 89 - 90. ??????? ??, ???????.

???????: ??????? 58: ??. 113 - 116. ?????? ??, ???????.

???????: 4-? ?????: A???????: ???.3: 2-19

??????: ?????? ??, ???????.

???????????: ??? ??????????? ????? ????????


6-? ?p????????????????? ???????

???????????: ??????? 11: ??. 24 - 25. ????????

???????: ??????? 23: ??. 44 - 45. ????????

?????: ??????? 70: ??. 35. ????????

???????: ??????? 47: ??. 91 - 93. ????????

???????: ??????? 59: ??. 117. ????????

???????: 5-? ?????: ?????: ??.26: 9-20

6-? ?????: ????: ???.2: 3-10

??????: ?????? ??, ???????.

???????????: (????????): ????????? (I): ??.118: 1-72. ????????


7-? ?p?????????? ??????? ???????

???????????: ??????? 12: ??. 26 - 27. ?????? ??, ???????.

???????: ??????? 24: ??. 46 - 47. ???????????? ??, ???????.

?????: ??????? 36: ??. 71 - 72. ??????? ??, ???????.

???????: ??????? 48: ??. 94 - 96. ????? ???, ???????.

???????: ??????? 60: ??. 119 - 124. ??????? ??, ???????.

???????: 3-? ?????: ????: 1 ???.2 :1-10. ??????? ??, ???????.

12-? ?????: ??????????: ??.1: 46-55.

?????? (): ?????? ?????? ???????

????? * ??????????? ??????? * ?? ??????? ????????.

8-? ?????: ???????? (??.LXX:Rahlfs 2:180)

7-? ?????: ??????: ??.38:10-20. ???????????? ??, ???.

???????????: : ????????? (II): ??.118: 73-131.??????? ??, ???.


8-? ?p?????????? ??????? ???????

1-?: ??????? "?????????" :

???????????: ??????? 13: ??. 28 - 29. ????????

???????: ??????? 25: ??. 48 - 49. ????????

?????: ??????? 37: ??. 73 - 74. ????????

???????: ??????? 49: ??. 97 - 100. ????????

???????: ??????? 61: ??. 125 - 130. ????????

???????: 9-? ?????: ???.3:26-45

10-? ?????: ???.3:52-56. ????????

???????????: ????????? (III): ??. 118:132-176. ????????

2-?? ??????? "???????" :

????????o: 11-? ?????: ???.3:57-88. ???? ????????????.

= ?????? ???? ? ??????? ? ???? ? ??????? ?? ??????




Похожие:

История типикона 2-я часть византийский период iconСписок позывных любительских коротковолновых и ультракоротковолновых радиостанций Азербайджанской сср. Часть. По состоянию на период с 1926
Народов Востока 78AU7ch бзнунин-Суреном ? ? жил в пос. БаязетAU7ci алексеев А. И. Au7Cj смирнов П. Н. Au7Cl лисецкий Л. П. Au7Dl...
История типикона 2-я часть византийский период iconСписок позывных любительских коротковолновых и ультракоротковолновых радиостанций Азербайджанской сср. Часть. По состоянию на период с 1926
Народов Востока 78AU7ch бзнунин-Суреном ? ? жил в пос. БаязетAU7ci алексеев А. И. Au7Cj смирнов П. Н. Au7Cl лисецкий Л. П. Au7Dl...
История типикона 2-я часть византийский период iconИстория психологии
И90 История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, А. И. Ждан. М.: Изд-во...
История типикона 2-я часть византийский период iconИстория развития вычислительной техники. Домеханический период

История типикона 2-я часть византийский период iconАнтибактериальные средства (часть II)
Длительный период Т1/2 (18 часов), позволяющий назначать доксициклин 1-2 раза в сутки
История типикона 2-я часть византийский период iconТема 14, часть 1 Кант
«Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801)
История типикона 2-я часть византийский период iconИстория русской философии Лекция 6 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 1)

История типикона 2-я часть византийский период iconИстория русской философии Лекция 7 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 2)

История типикона 2-я часть византийский период iconДокументы
1. /Эта история. Часть I.doc
История типикона 2-я часть византийский период iconДокументы
1. /Эта история. Часть II.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов