Традиционные методы миссии и евангелизма icon

Традиционные методы миссии и евангелизма



НазваниеТрадиционные методы миссии и евангелизма
Дата конвертации28.08.2012
Размер125.39 Kb.
ТипДоклад

о. Лука А. Веронис

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ МИССИИ И ЕВАНГЕЛИЗМА


"Да просветится свет ваш пред человеки" (Мф. 5:16)


Настоящий доклад прочитан на Международной конференции по Миссии и Евангелизму, проходившей в г. Бруклине (штат Массачусетс, США) с 6 по 11 августа 1995 года. Рассматриваемая о. Лукой Веронис тема актуальна для современной духовной жизни стран Запада. Нам же она интересна с точки зрения общеправославных методов миссии в распространении Святого Евангелия.


1. Духовный характер миссионера:

"...и уже не я живу, но живет во мне Христос". (Гал. 2:20)

У прославленных миссионеров прошлого наиболее отличительной чертой была их примерная жизнь. Определяющим аспектом миссии является не столько то, что человек провозглашает, сколько то, как он живет. Православное богословие и история учат нас, что преображенная жизнь проповедует лучше слова. Святой Франциск Ассизский, подытоживая это, сказал: "Проповедуй Евангелие во все времена и, если нужно, используй слова". Таким образом, первым и главным принципом любого метода миссии является развитие духовного характера миссионеров - их борьба за собственную праведность, их способность нести Божию Благодать, их смирение, их умение жить среди любого народа.


а) Борьба за святость.

Миссионеры должны являть пример праведности и помогать людям расти в вере, которая ведет к святости. Как писал о. Лев Жилле: "Вера - ничто, если она не преобразует наши жизни, если она не приносит плода и не ведет к святости". С этой целью многие великие миссионеры прошлого на некоторое время удалялись в пустыни перед началом своей активной миссии. У нас есть пример Апостола Павла, который удалился в пустыню Аравии на три года, святые Кирилл и Мефодий провели значительное время в монастыре, святитель Стефан Пермский жил более десяти лет в монастыре, св.Косьма Айтолос провел 17 лет на горе Афон, преподобный Герман Аляскинский считался одним из благочестивых монахов Валаамского монастыря до своего отъезда на Аляску.

Высказывание преподобного Серафима Саровского содержит в себе всю эту мысль: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Понятно, путь к глубокому внутреннему миру длится всю жизнь, но он должен начаться до того, как мы ступим на поле миссии. К сожалению, слишком многим миссионерам недостает этого мира. Они думают, что успех принесёт занятие множеством дел - программами, расписаниями, встречами. Они забывают или игнорируют свой собственный внутренний мир и духовный рост к святости. "Преображенная жизнь всего существа во Христе является характеристикой истинного миссионера". (Яннулатос, 1964:147).

В Албании у меня состоялся диалог с группой молодых врачей и студентов. Большинство из них вышло из православных семей, но многие открыто признают себя атеистами или агностиками. Одному из врачей я задал вопрос: "Какова Ваша цель в жизни?".
Он ответил, что его цель - делать добро для человечества, делать больше хорошего, чем плохого. Многие были удовлетворены ответом. Но с Церковной точки зрения, этому ответу недостает личного призвания. Бог не призывает нас делать что либо хорошее. Он призывает нас стать святыми, быть хотя и разными, но объединенными со Христом в Его святости, быть святыми не от мира сего. Наша цель - честно повторять слова Св. Павла: "Уже не я живу, но живет во мне Христос". Когда миссионеры живут святой жизнью в языческом обществе, то они преподают первый и самый главный урок народу, которому они служат. Без стремления стать самим святыми, а затем вести людей к святости, миссионеры ничем не будут отличаться от других гуманитарных служащих.

Новые верующие должны осознать, что святость является естественной для всех христиан, она доступна и миссионеру, и новым верующим, которые вверили свои жизни Иисусу Христу и Его Церкви. Святость не означает достижение необычайных аскетических подвигов или совершенство во всем, что мы делаем. Это прежде всего отказ от наших собственных интересов и облачение себя во Христа, открытие себя для власти Святого Духа, предоставление возможности Христу освещать всю нашу жизнь. Это совершение малого с великой любовью - все во славу Иисуса Христа.


б) Станьте носителями Божией Благодати.

На пути к святости миссионеры начинают понимать, что они действуют как носители Божией Благодати, что они лишь инструменты в руках Бога. Мать Тереза Калькуттская часто говорит о своей работе так: "Я - маленький карандашик в руках Бога.. Он думает. Он пишет. Он делает все и это действительно трудно - иногда я - сломанный карандаш. Он должен немного подточить его. Но будьте инструментом в Его руках, чтобы Он мог использовать вас в любое время, везде". Миссионеры должны каждодневно спрашивать себя: "Являюсь ли я носителем Божией Благодати? Осознаю ли я, что в этом моя главная ответственность?" Симеон Яновский, современник преп. Германа, будучи скептиком и агностиком до встречи со святым старцем, так говорил о смиренном миссионере: "К моему великому удивлению, простой необразованный монах о. Герман обладал огромным природным интеллектом, здравым смыслом, он был много начитан в писаниях святых отцов, но прежде всего он имел Божию Благодать" (Олекса 1987:49). Цель миссии именно в этом: отражать святость, добро, надежду, которая приходит через жизнь, смерть и Воскресение Иисуса Христа; быть своего рода сосудами, несущими людям Божию Благодать.


в) Приобретайте смиренное отношение и отождествляйтесь с народом.

Другим существенным аспектом характера миссионера является его смирение, любящее, терпеливое, служение. Противоположное отношение искушает некоторых миссионеров.

Пример Господа Иисуса, умывающего ноги ученикам, остается главным примером для миссионеров. Они должны служить людям, которым едут помогать в их борьбе и нуждах. Миссионер 19 века архимандрит Макарий Глухарев представляет тому яркий пример. В начале его служения в Алтайских горах Сибири о.Макарий встретил большое сопротивление и безразличие людей. Подобное заставило его подумать о прекращении своей миссии, потому что люди, как он думал, не были готовы к Христианству. Однако впоследствии он пришел к выводу, что он сможет более эффективно провозглашать Евангелие своим примером, а не словами. Он начал подражать смирению Христа, выполняя поденную работу местным жителям. Он верил, что войти в дома и подмести полы как смиренный слуга значило отождествить себя со Христом, нести свидетельство о Нем способом более зримым, чем проповедь. Потихоньку люди начали открывать ему свои сердца.

И другие миссионеры вели себя подобным образом. Святой Герман горячо защищал права аляскинских аборигенов от жестоких русских торговцев и властей. Он сроднился с людьми настолько, что любое гонение против них воспринималось им как гонение против него. Он молил в письме руководителю русско-американской компании: "Я - смиренный слуга этих людей и их нянька - стою перед Вами в кровавых слезах и прошу: будьте нашим отцом и покровителем... утрите слезы наших беззащитных сирот, смягчите печаль болящих сердец, позвольте нам узнать, что такое радость" (Олекса 1987:310). Итак мы рассматриваем отождествление с народом как обязательное для любого миссионера.


2. Миссионерские команды:

"(Иисус) начал посылать их по два" (Мк. 6:7).
^

Пример христианской общины


Иисус посылал своих учеников по два, таким же способом и нам нужно идти вперед. Группа миссионеров преподаёт свой первый урок в христианской общине посредством своей любви, заботы и сочувствия, царящих в их миссионерском братстве.

^

Разнообразие команды


Другим достоинством команды являемся разнообразие ее членов.

Не все миссионеры-святые нашей традиции были монахами. Кроме епископов, священников (целибатов и женатых) и монахов, были "княгини, дипломаты, офицеры, солдаты, купцы, эмигранты, путешественники и пленники" (Яннулатос 1989:66). Чем больше разнообразия, тем многочисленнее примеры для людей в понимании веры.

Наша миссия в Албании дает тому положительный пример. В ней 12 миссионеров, среди них два монаха, три монахини, два женатых священника со своими пресвитериями (один с двумя детьми), две мирянки и мирянин. Их профессии - архитектор, бухгалтер, няня, учителя начальной и средней школы и специалист по коммуникациям. Одни люди тянутся к монашествующим, другие, кажется, быстрее находят контакт с мирянами. В Албании долгосрочные протестантские миссионеры насчитывают более 400 человек и составляют широкий спектр людей от пасторов и богословов до врачей, юристов, бизнесменов, полицейских, пенсионеров, инженеров, учителей, старых и молодых. "Один сажает, другой поливает, но Бог взращивает".


^ 3. Провозглашение Евангельского послания:

"Для всех я сделался всем, чтобы найти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22).

а) Терпение, гибкость и творчество.

Третий метод миссии включает провозглашение Евангелия устно. Служение священником в Албании в течение прошедших полутора лет дало мне некоторый опыт. Когда я первый раз служил Божественную Литургию в деревне, типичной для многих мест Албании, которая не участвовала в Божественной Литургии в течение последних 25 лет коммунистического правления, церковь напоминала шумный базар. Я повернулся, чтобы сказать: "Мир всем", то увидел несколько людей, курящих сигареты посреди храма, мне хотелось возопить к ним: "Это дом Божий! Почему вы ведете себя как на базаре?" Но пришла другая мысль: "Они как овцы без пастыря ".

Я рассказываю об этом для того, чтобы показать, что миссионерская работа требует творческого подхода к служению.

Пример святого Иннокентия дает несколько творческих идей для решения трудных проблем. Как епископ, он разрешал "благочестивым и информированным" мирянам совершать таинство крещения в связи с нехваткой священников (священник завершал крещальные молитвы и позже миропомазывал новоначального). Он также определял мужчин и даже женщин чтецами, которые ведут службу в отсутствие священника. Совершение таких "чтецовых" служб лучше подготовило бы людей для восприятия Божественной Литургии, когда её ведёт приезжий священник.

Святые Кирилл и Мефодий предлагают другой пример. Они перевели службу Св. Петра на славянский язык и использовали этот западный обряд в своем служении среди народа Моравии. От нас требуется такое же терпение, гибкость, творчество.


б) Соответствующая катехизация.

В ситуациях, как в Албании, где многие люди называют себя православными, но знают мало, если вообще не знают об истинной Православной вере, миссионеры должны подчеркивать важность изучения веры. Иногда мы обманываем себя, крестя людей без какого-либо их научения. Архимандрит Макарий Глухарев проработал 14 лет в горах Сибири, в течение которых он окрестил лишь 675 взрослых из 44-тысячного населения. Он верил в интенсивную катехизацию, которая готовит людей на их христианский путь.

В подготовительном научении перед крещением мы должны заботиться не об обучении правилам и доктринам. Мы хотим открыть Святому Духу путь двигаться и жить в человеке. Цель учения для новых верующих должна состоять в том, чтобы стать "новыми созданиями". Мы напомним слова Св. Григория Богослова: "Разве ты не знаешь, что единственный способ стать Сыном Божиим - это стать святым".

Последним принципом устного проповедования Евангелия является идея "Для всех... (сделаться) всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). Святой Павел проповедовал иудеям как иудей, но представлял Евангелие среди неевреев другим способом. Например, среди философичных и идолочтущих афинян Святой Павел ничего не говорил о еврейском происхождении Иисуса и исполненных пророчествах Мессии. Он разговаривал с греками на их уровне. Он не осуждал их за их грубое идолопоклонство, но вместо этого он нашёл пример того, чему они поклоняются: "Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особо набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам." (Деян. 17:22,23).

После этого он продолжал говорить на темы, понятные греческим взглядам. Он даже цитировал греческих философов и языческих поэтов, чтобы поддержать свое оправдание веры. Таким способом Святой Апостол Павел изложил основные идеи Евангелия и свел к минимуму сомнения нееврейской аудитории в Благой Вести из-за своих культурных или религиозных предубеждений.


^ 4. Обучение местных руководителей:

"передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2 Тим 2:2).

Четвертым методом миссионерской работы является обучение лидеров среди актива верующих. Слова Святого Павла своему ученику Тимофею раскрывают миссионеру мудрость: "и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить". (2 Тим. 2:2). Слишком часто эта задача оказывается очень трудной для миссионеров.


а) Временная рамка для миссионера.

С первых шагов своего служения миссионеры должны думать о его завершении.

Жизнь Святого Апостола Павла раскрывает глубокое понимание этого принципа. Божественный апостол путешествовал по Малой Азии, Македонии и Греции в течение 8-12 лет, редко оставаясь в одном городе более чем несколько месяцев и никогда более 2-3 лет. Все же к концу первого десятилетия он смог написать, что не существовало "такого места в сих странах" (Рим. 15:23).

Критический взгляд на современные миссионерские усилия раскрывает нечто совершенно отличное. В Восточной Африке в течение 30 лет служили православные миссионеры, но почему же мы все еще считаем эту Церковь младенческой, нуждающейся в заботе родителей миссионеров? 25 лет современной православной миссии в Корее могут стать другим интересным познавательным примером. Что касается нашего служения в Албании, то мы работаем, чтобы оживить однажды умершую Церковь. Архиепископ АНАСТАСИЙ Албанский дал нам ориентир: мы преуспели настолько, насколько мы подготовили албанских руководителей, которые придут на наше место.


б) Ответственность и доверие.

Служением миссионеров является не крещение или даже проповедание всему народу. Их целью должно стать обучение отобранных руководителей, которые сами бы имели ревность, желание, вдохновение и руководство Святого Духа выполнить эту работу. Если миссионеры обучают своих духовных чад с самого начала правильно, если они открывают им глаза на дар и силу Святого Духа и учат их в жизни доверять Духу, то руководители выполнили большую часть своей работы.

Мы призваны оживить в молодых верующих доверие Святому Духу; доверие ко Христу, пребывающему в них. Мы должны посеять в их жизнях веру в преображающую силу Евангелия.

Когда миссионеры не доверяют новым верующим и руководителям делать что-либо самостоятельно, потому что они якобы слишком молоды и незрелы в вере, или потому-де что у них нет достаточного формального обучения или богословского образования, то миссионеры приближаются к опасности свести к минимуму силы Святого Духа.


в) Личное наставничество.

В обучении лидеров миссионерам потребуется время на наставничество и духовное руководство. Чтобы подготовить руководителей, нужно время и не только посредством устных уроков веры, но особенно примерами жизни, которые являются лучшим уроком из всего, что они могут познать.

Иногда личное наставничество трудно, особенно американцам. Мы обучены сосредотачиваться на цифрах, чем больше, тем лучше. Если мы проводим большинство нашего времени только с горсткой людей вместо масс, то некоторые из нас могут предположить, что ошибаются. Наше служение будет эффективным, если мы сосредоточимся на ограниченном числе руководителей и позволим им выйти в массы. Помните слова Святого Павла: "и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить". (2 Тим. 2:2). Тимофей, Сила, Лука, Сосфен, Тит были молодыми людьми, которые всегда путешествовали с Павлом и учились у него. Павел направлял других руководителей в каждый город, где он основывал Церковь. Посмотрите на последнюю главу Послания к Римлянам, и вы получите некоторое представление о многих учениках и соработниках, мужчинах и женщинах, которых Павел обучал и на которых оказывал влияние. Благодаря такому руководству он мог уверенно покинуть восточную область Римской империи после десятилетней работы.

В общем служении миссионера нужны программы, здания и проекты. Но самым главным - сердцем и душой всей работы - являются люди. Цель православной миссии - не построение зданий, но создание живых Евхаристических общин, которые действуют как евангелические центры для всей местности. Местные люди являются теми, кто знает язык, обычаи и жизнь своих сограждан намного лучше любого иностранца. Они могут быть лучшими руководителями и проповедниками.


г) Возможности служения.

Вместе с этим миссионеры должны отыскать практические возможности для развития способностей этих молодых руководителей.

Если миссионеры учат своих обращенных постоянно полагаться на миссионера, оглядываться на его работу, не побуждать Святого Духа внутри себя, то их вера остается сдержанной. Мы должны учить новых верующих тому, что источник их силы исходит не от миссионера, а от Святого Духа, действующего через Церковь. Святой Дух, постоянно пребывающий в Церкви, стоит над любым епископом, священником или миссионером. Если мы побуждаем новых верующих делиться каким бы то ни было малым знанием, которое у них есть, то мы начнем строить крепкий фундамент.

Слишком часто миссионеры хотят делать все сами потому, что они чувствуют, что могут сделать это лучше, чем новые верующие. Мы должны постоянно спрашивать себя, если мы уедем сегодня, выживет ли Церковь? Достаточно ли там руководителей, чтобы направлять и вести? Ещё раз обратим внимание на слова Святого Павла: "и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить". (2 Тим. 2:2).


^ Взгляд на современную Православную Миссию.

Современное православное миссионерское обновление началось в Греции более 30 лет назад с учреждения движения Porefthentes. За прошедшие три десятилетия наша собственная миссионерская программа в Америке выросла из крошечного офиса в Греческой Патриархии в Православный Христианский Миссионерский Центр в Св. Августине (штат Флорида). Мы посылаем каждое лето множество краткосрочных миссионеров и поддерживаем растущее число долгосрочных миссионеров. Мы уже - на подходе к открытию кафедры миссиологии в Греческой Православной богословской школе Св. Креста. Но что дальше? Куда мы пойдем отсюда? У нас есть растущая поместная Церковь в Индонезии. Албания - бастион атеизма - теперь открыта для всех с возрождающейся Православной Церковью. Падение "железного занавеса" открыло двери для помощи и служения.

Одним из важнейших принципов, исхожу я из своего ограниченного миссионерского опыта, является идея о том, что хорошие намерения не всегда достаточно хороши. Слишком много людей вступают на поле миссии плохо вооруженными, неся больше вреда, чем добра, несмотря на свои искренние намерения. Те, кто стремится к миссионерской работе, должны поразмыслить. Пусть они поставят перед собой такие вопросы: как и какие методы будут использовать в своей работе? Осознают ли, что их собственный духовный склад и борьба за благочестие является основой в работе? Есть ли у них смирение, готовность изучить больше того, что они могут предложить?

В Православной Церкви мы заново обретаем наше историческое понимание миссионерской деятельности. Если мы с честью выполним свое обязательство в миссии, то наша Церковь поможет спастись многим людям, обретёт авторитет своеобразной спасательной станции посреди бушующего житейского моря.

Перевод с английского О. Воробьевой МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ N 8/1996





Похожие:

Традиционные методы миссии и евангелизма iconДробно – рациональные уравнения Базовый курс
При решении дробно-рациональных уравнений с модулем используются традиционные методы решения
Традиционные методы миссии и евангелизма iconМетод областей в решении и исследовании в задачах с параметрами
...
Традиционные методы миссии и евангелизма iconМиссии Господней Безопасности. Администрации президента и правительства РФ
На основании предоставленной мной охраны Миссии Господней Безопасности представителю оон, а также обеспечивающим и помогающим Ей...
Традиционные методы миссии и евангелизма iconУ. И. Франкфурт оптика движущихся сред и специальная теория относительности
Для каждой из этих областей были характерны особые экспериментальные и теоретические методы, в каждой были свои традиционные проблемы,...
Традиционные методы миссии и евангелизма iconДокументы
1. /1.2.1. Традиционные музыкальные/План.doc
2. /1.2.1....

Традиционные методы миссии и евангелизма iconВопрос 19. Методы математической статистики в педагогических исследованиях
Появляясь, новые методы сразу привлекают к себе пристальное внимание специалистов
Традиционные методы миссии и евангелизма iconМетоды, приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках…
Словесный, наглядный методы: использование карточек, вопрос – ответ, взаимоопрос в парах, взаимооценка, самооценка…
Традиционные методы миссии и евангелизма iconМетоды, приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках…
Словесный, наглядный методы: использование карточек, вопрос – ответ, взаимоопрос в парах, взаимооценка, самооценка…
Традиционные методы миссии и евангелизма iconЧтения по семиотике культуры». Тема конференции: «Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России»
Рские чтения по семиотике культуры». Тема конференции: «Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского...
Традиционные методы миссии и евангелизма iconМетоды организации учебной деятельности учащихся Методы по характеру познавательной деятельности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов