Кафедра пастырского богословия icon

Кафедра пастырского богословия



НазваниеКафедра пастырского богословия
страница1/5
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.81 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5


МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра пастырского богословия




Иеромонах Зенон Кузьмин

Опыт воцерковления слепых и глухих

дипломная работа


г. Сергиев - Посад

2001 год






" Не злословь глухого, и перед

слепым не клади ничего,

чтобы преткнуться ему;

бойся ( Господа ) Бога твоего.

Я Господь ( Бог ваш ). "

[ Лев. 19, 14 ]





" Он придёт и спасёт вас.

Тогда откроются глаза слепых

И уши глухих отверзнутся ".

[ Исайя 35, 4 - 5 ]





" Скрытая мудрость и

и утаённое сокровище -

какая польза от обоих ? "

[ Сирах 20, 30 ]




Оглавление

Введение




^

Глава I. Положение слепых и глухих в обществе (исторический анализ)



I.1 Развитие призрения и образование слепых и глухих на Западе

I.2 Развитие призрения и образование слепых и глухих в России

I.3 Дореволюционный опыт воцерковления слепых и глухих

I.4 Современный опыт воцерковления слепых и глухих


Глава II Целесообразность воцерковления слепых и глухих

(богословское обоснование)


II.1 Доступность Царства Божия для слепых и глухих

II.2 Призвание пастыря к церковной деятельности со

слепыми и глухими

II.3 Таинства Церкви как единственное условие для спасения

II.4 Духовный смысл невинных страданий в свете

Православного учения Церкви о Промысле Божием

II.5. Своеобразие духовного воспитания слепых и глухих

Глава III Практический опыт воцерковления слепых и глухих


III.1 Особенности оглашения

III.1.1. Оглашение в условиях дактильного общения и общения

жестами

III 1.2 Оглашение слепых при соответствующих коммуникациях

брайлевского алфавита и наглядных пособий

III.2 Особенности богослужения Таинств для слепых и глухих

III. 2.1 Крещение.

III 2.2 Миропомазание

III 2.3 Покаяние

III2.4.Причащение

III2.5. Соборование
^
III2.6 Брак

III2.
7 О невозможности принятия Таинства Священства для

слепых и глухих

III.3 Особенности уставных богослужений для слепых и

глухих

III3.1 Особенности суточного круга богослужений

III3.2 Особенности седьмичного Круга богослужений

III 3.3. Особенности годового круга богослужений


Заключение


Библиография


Введение.


В последние десять лет ушедшего тысячелетия положение Православной Церкви на территории СНГ значительно изменилось.

После жестоких притеснений со стороны государства Русская Церковь теперь пользуется значительной свободой и достаточной независимостью. Церковь снова имеет возможность полноценно исполнять свои функции.

Одной из немаловажных функций Церкви является миссионерство. В наши дни миссионерство помимо своего обычного внешнего предназначения, проповеди Евангелия среди народов мало знающих о Христе, приобретает еще и внутреннее предназначение: катихизация членов Церкви внутри ее ограды.

В царской России не было смысла миссионерствовать внутри Церкви. С юных лет каждый россиянин, получавший даже самое низшее образование, знакомился в процессе обучения и в домашних условиях с Законом Божиим и основными истинами веры. Это давало ему возможность осознанно участвовать в Таинствах Церкви, сообщало верное мировоззрение, а также предупреждало частные духовные заблуждения.

Не так дело обстоит в жизни современной Церкви. Многие теперь верные её чада предпринимают попытки духовной жизни, не владея основой теоретических богословских знаний.

Однако теперь открываются катихизаторские центры, возрождаются духовные школы, издаётся достаточно духовной литературы, из которой можно узнать всё необходимое для осознанного участия в Церковной жизни.

Наряду с этим всё больше становится открытых Храмов, монастырей, растёт число членов Церкви. Всё шире открываются благоприятные условия для полноценного воцерковления верующих и духовного их совершенства.

К Церковной ограде сегодня тянутся многие интересующиеся и ищущие смысла жизни. Количество таких людей огромно. Церковь потенциально способна принять всех и преподать глубины Христианского вероучения и богослужебных Таинств.

Но среди приходящих в Церковь часто встречаются люди, лишенные зрения или слуха.

Они сегодня при встрече с Церковью или, будучи уже в ее лоне, чувствуют себя как заблудившиеся в чужом городе люди. Слепые и глухие могут, видимо, принимать богослужебные Таинства и называться членами Церкви, однако осознанно усваивать Таинства им очень трудно.

Они не находят ответов на свои вопросы на доступном им языке или в понятных им образах. Поэтому становится затруднительным для них богообщение, а следовательно, и духовное совершенствование.

Необходимость опыта воцерковления слепых и глухих для пастырства в Церкви очевидна.

А так же очевидна и актуальность этого предмета, потому что в наши дни многие слепые и глухие удовлетворяют свои религиозные чувства в различных сектах, где данная проблема для них практически решена.

С чувством духовной радости можно сказать, что Православный опыт воцерковления слепых и глухих на данный момент существует.

Предпринятая работа обусловлена несколькими целями:

а) обобщить опыт воцерковления слепых и глухих;

б) сохранить этот опыт;

в) показать его целесообразность для обогащения практического пастырского арсенала Церкви.

В связи с этими целями открываются следующие задачи работы:

а) раскрыть опыт воцерковления слепых и глухих;

б) показать его развитие в истории;

в) богословски данный опыт обосновать;

г) поставить проблему воцерковления слепых и глухих,

д) представить практическое разрешение этой проблемы.

Таким образом, предметом работы является сам опыт воцерковления слепых и глухих.

Необходимо уточнить, что объектом работы являются слепые и глухие. Но следует понимать под "слепыми и глухими" две различные категории людей: а) лишенные только зрения; б) лишенные только слуха. В целях избежания путаницы необходимо иметь в виду различие "слепых и глухих" с категорией людей "слепоглухих".

Работа проводится в условиях:

а) близкого сотрудничества с Сергиево - Посадским детским домом слепоглухих при тщательном изучении его богатого методического опыта реабилитации слепоглухих детей для зрячеслышащего общества,

б) при посильной поддержке института Коррекционной педагогики Российской Академии образования с предоставлением широкого спектра специальной литературы и деятельном участии директора института, Николая Николаевича Малофеева, которому в свою очередь, этой работой выражается глубокая признательность и благодарность,

в) для раскрытия темы важным является личный пастырский и церковный опыт автора данной работы, который еженедельно уже на протяжении года совершает богослужения для незрячих и лишенных слуха детей в детском доме слепоглухих города Сергиева - Посада,

г) и, наконец, при взаимном обмене Церковным опытом в деле воцерковления и духовного руководства с Православными общинами глухих в г. Москве, в Храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери, что в Новосимоновом монастыре, и в г. Санкт - Петербурге в Петропавловском Храме при педагогическом университете им. Герцена.

Методы работы предприняты следующие:

а) исторический;

б) богословско-систематический;

в) церковно - практический;

Процесс работы будет протекать сообразно с предпринятыми методами:

а) сначала будет показано историческое развитие предмета работы;

б) далее будет дано ему богословское обоснование

в) и, в заключении, будет предоставлено специальное практическое богослужебное руководство к применению в церковной жизни данного опыта.

Исходя из этого, перспективы работы обусловлены её практичностью.

Применение данного опыта возможно как в обособленных условиях сообщества слепых или глухих, так и в приспособленных для слепых и глухих условиях в зрячеслышащем обществе.


Глава I. Положение слепых и глухих в обществе. Исторический анализ.


^ 1.1 Развитие призрения и образования слепых и глухих на Западе.


Сложное положение слепых и глухих в обществе вызвано дефектом их зрения и слуха. В разные исторические эпохи к таким людям относились по - разному.

В античных государствах слепых и глухих не считали равноправными членами общества. В философских трактатах Аристотеля (384 - 311 гг. до н. э.) "О чувствах чувствующих" и "О чувственных восприятиях и их объектах" раскрывалось отрицательное влияние глухоты и слепоты на умственное развитие и познавательные возможности ребенка. "Пусть в силе будет тот закон, - писал Аристотель, - что ни одного калеки ребёнка кормить не следует" 1.

Философ Сенека, ошибочно называемый отцом Христианства в истории, утверждал: "Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из - за гнева или досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового" 2.

Кодекс императора Юстиниана (+565 г.) ограничивал юридические права глухих от рождения, они не могли распоряжаться своим состоянием, делать завещание 3. Относительно же прав незрячих кодекс императора Юстиниана, напротив, вставал на защиту. "Желая охранить лишенных зрения от обмана, закон предписывал, чтобы составляя завещание, они заявляли свою волю в присутствии не менее семи свидетелей и нотариуса, записывающего слова завещателя. Предписанное слепым завещание слепой отдавал на хранение одному из свидетелей по своему выбору" 4.

Объяснить кардинальное различие отношений к глухим и к слепым в кодексе императора Юстиниана можно тем, что в данную историческую эпоху в империи сохранялись античные принципы в философии, как основе познания жизни того времени.

Естественно, слово, как форма выражения философской мысли, есть условие сохранения самой философии, а в античности даже философская традиция передавалась обычно устно. Поэтому способность


______________________________________________________________________

^ 1.Дъячков А. И. "Воспитание и обучение глухонемых детей" Историко - педагогическое исследование М. Изд - во АПИ РСФСР 1957 г. 348 стр.

2 Там же стр 28.

3 Сурдопедагогика, учебное пособие для ВУЗов М, 1989 г. стр. 11

4 Скребицкий А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на западе. СПб, 1903 г. Стр. 698.

восприятия слова являлась основой познания жизни. 5. Те же, кто не мог ни принимать, ни передавать устное слово, оказывались за чертой полноправного общества. К неслышащим тогда относились чуть ни как к лишенным разума.

Иначе, поэтому, смотрели на людей, лишённых зрения. К ним отношение было более благосклонное. Они считались способнее к восприятию высших материй, к познанию жизни, а потому и ближе к обществу.

Общество того времени в этом мнении, можно сказать , уверил своим феноменом Дидим слепец (+398), живший незадолго до появления кодекса. Дидим потерял зрение, будучи пятилетним, но овладел грамотой с помощью объёмных деревянных букв, получил образование и стал церковным писателем, однако уклонился в еретические крайности Оригена. Жил в Александрии. Своими достижениями слепец Дидим показал современникам меньшую ущербность слепых по сравнению с глухими.

Известно так же, что в середине V века в Сирии некий отшельник Лимпеус дал кров слепым, обучая их церковному пению 6.

А французский епископ Бернард в VII веке учредил приют для слепых 7.

В эпоху средневековья в католических и протестантских странах западной Европы к глухим относились с религиозным предубеждением. В них подозревали нечистую силу и, по предрассудкам, порой сжигали на кострах 8.

Наряду с этим, от крестовых походов возрастало количество слепых. В связи с этим появляются убежища для взрослых слепых в Париже и в Баварии. В Баварии было основано первое убежище в 1198 г. На средства ослепшего Курфюрстена 9.

Развитие благоприятного отношения к глухим в странах западной Европы началось в эпоху Возрождения.

Начало практики индивидуального обучения глухих было положено выдающимся учёным Джероламо Кардано (1501 - 1576 гг.), который дал физиологическое объяснение глухоты и немоты. В своих


______________________________________________________________________________________________

5. Муратова К. М. "Мастера французской готики".

Москва "Искусство" 1988 г.

Стр. 63.

6.Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. Л. 1973 г. Стр. 16

7.Там же Стр. 16.

8.Сурдопедагогика, учебное пособбие, М. "Просвещение"

1989 г. Стр.11.

9 Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей Л. 1973 г. Стр. 16.

исследованиях Д. Кардано доказывал возможность умственного развития глухих на основе использования сохранных органов чувств, особенно зрения.

Компенсация у слепых за счёт слуха в это время так же практиковалась в Европе. Об этом свидетельствует прецедент открытия в г. Палермо музыкальной школы для слепых в 1662 году. "Организаторы школы, сами слепые, выработали устав, согласно которому нищенство для слепого является позором, и слепые могут и обязаны трудиться" 10.

В Англии, в это же время, создаются братства слепых, где их обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улицам Лондона. 11.

Во второй половине XVIII века, во Франции, появляется первая школа для слепых в 1784 году. Спустя немного, в Пруссии немецкий педагог слепых А. Цейне ( 1778 - 1853 гг. ) с помощью француза В. Гаюи открывает подобную школу.

Немного раньше, в 1770 году, во Франции открывается первая школа для глухонемых, а затем подобные школы для глухонемых открываются в Германии, Англии, Австрии.

Большую известность приобрёл институт для глухих, открытый в Париже Шарле Мишеле Эпе (1712 - 1789 гг. ). Он был создателем системы обучения глухих" мимическим методом".

Но Эпе недооценивал роль устной речи. На основе языка жестов глухих невозможно построить весь процесс обучения полноценно и дать возможность овладеть общеобразовательными знаниями.

Далее в Германии, в г. Лейпциге, в 1778 году открывается институт для глухих Самуилом Гейнике (1727 - 1790 гг. ). Здесь уже практиковался "чистый устный метод". 12.

Эта система к концу XIX века распространилась во всех странах западной Европы.

В США первая школа для глухих была организована в 1817 году, в городе Харфурте.


10. Там же. Стр. 18 - 19.

11.Малофеев Н. Н. Специальное образование

в России и за рубежом.

Москва 1996 г. Стр. 79.

12. Сурдопедагогика. Учебное пособие для ВУЗов. М. "Просвещение" 1989 г. Стр. 12.


^ I.2. Развитие призрения и образования слепых и глухих в России до революции.


Понятия "глухота" и "немота" на Руси были известны в глубокой древности.

Об этом пишет историк сурдопедагогики А. Г. Басова. Она основывается на том, что в словарном фонде славянского языка отразились не только определение дефекта слуха и речи, но так же и степень утраты этих способностей у человека. В понятиях "глухоты" и "немоты" разделялись состояния и степень дефекта;

а) глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие;

б) немоватые, косноязычные, немеющие, онемевшие, детское немование, гугнивость. 1.

Источники практически не дают сведений, на основании которых можно было бы достоверно предоставить жизнь лиц с отклонениями в развитии в дохристианский период, но контекст явлений славянской языческой культуры, даже разрозненные факты и отрывочные характеристики, уклады жизни и ментальности славян - язычников позволяют в общих чертах представить картину.

Ко времени принятия на Руси христианства русичи - язычники, хотя и выглядели на фоне других языческих народов менее безжалостными и кровожадными*, однако нравы их не могли быть настолько мягкими, чтобы в своей массе сдерживать силу здорового перед больным.**

______________________________________________________________________________________________


  1. Басова А. Г. , Егоров С. Ф. "История сурдопедагогики" М. 1984 г. Стр. 109 - 110.



*По мнению большинства историков таких как Бестужев - Рюмин К. Н., Гумилёв Л.Н., Карамзин Н. М., Ключеский В. О., Костомаров Н. И., Погодин Н. П., Устрялов Н. Г., восточные славяне были менее безжалостны и кровожадны, чем их западные южные соседи. Об этом Соловьев С. М. Пишет так: "Сличив известия современников чужеземцев, мы находим, что вообще славяне своей нравтсвенностью производили на них выгодное впечатление; простота нравов славянских находились в противоположности с испорченными нравами образованных или полуобразованных народов". В то же время время Соловьев убеждён.

**что ! кровавая месть, частная возможность убийства в ссоре, на пирах, при господстве матерьяльной силы, при необузданности страстей, при стремлении юного общества к расширению, при жизни в постоянной борьбе, в постоянном употреблении матерьяльной силы, нравы не могли быть мягкими, когда силою можно взять всё, когда право силы есть высшее право, то, конечно, сильный не будет сдерживаться перед слабым". [ Соловьёв С. М. "История России с древнейших времён" соч - е в 15 - ти книгах М., 1959 г. К. 1 т. 1 стр. 245 - 248 ].

_______________________________________________________________________________


В то же время нельзя говорить о явном насилии и унижении в народе увечных, потому что в своей массе отношение к калекам, как считают историки дефектологии Малофеев Н. Н. и Басова А. Г., было терпимое, даже участливое, по мнению Дъячкова А. И.*

Это положение, в свою очередь, ещё раз подтверждает готовность сердечной почвы русских славян к принятию христианства.

История христианизации языческой Руси ярко отражает кардинальные перемены во всех областях государственной и общественной жизни страны.

Внешние и внутренние изменения народа, произошедшие по действу благодати Крещения, стали отражением изменений личности его главы, святого равноапостольского князя Владимира. Ранее "бе бо женолюбец яко же Соломон" и язычник до крови и костей святой князь.

Во время своего крещения со словами: "Теперь уведех Бога истинного", - оставил жизнь языческую и "живяте в Законе христиансте",1 Переродился всецело в новаго человека. Он "повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княж и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от скотиниц купами. Устрой же ее рек: "Яко немощнии и больнии не могут долезти двора моего". Повеле пристроити кола; вскладти хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличный, мед в белках, а в других квас, возити по городу, вопрошающим: "кде больнии и нищь, не могы ходити?" там раздаваху на потребу" 2 .

Такие благотворительные действия совершались не только в Киеве, но и в других городах и сёлах.* "И в городах, И в сёлах, везде милостыню творяше, нагие одевая ..., нищие и сироты и вдовицы и слепые и ___________________________________________________________________


*По своей природе трудолюбивые, талантливые и смелые славяне, не прошедшие рабских форм эксплуатации, всегда проявляли чувства гуманного отношения к слабым и убогим, милосердие и участие в общественном призрении " [Дъячков А. И., "Воспитание и обучение глухонемых детей." М., 1957 г. Стр. 87. ].

*Историк Вернадский, ссылаясь на житие святого князя Владимира, составленного монахом Иаковом в сер. XI века, добавляет, что это делалось не только, в Киеве, но и в других городах [Вернадский Г. В. "История России" "Киевская Русь" Тверь, Москва 1996 стр. 82.


_______________________________________________________________________________


2 Полное собрание русских летописей Т. 1.

Лаврентиевская и Трицкая летописи

Спб., 1846 г. Стр. 34, 47, 52.

3 Там же стр. 54.

______________________________________________________________________________________________

хромые и трудоватые - вся милуя и одевая и накормляя и наполняя".4. И, как говорит А. В. Карташов, это не было только личная милостыня князя. Это социальная помощь в государственном масштабе" 5.

В своём уставе святой князь Владимир поручил Церкви пещись об обездоленных*, основав для этого Десятинную Церковь. Сюда отчислялась десятая часть от княжеского имения и всех городов. 6

Таким образом, некоторый опыт благотворительности, предписанный уставом, мог быть накоплен Десятинной церковью, но реально, первой отечественной больницей и странноприимницей стал основанный в Киеве в середине ХI века Печерский монастырь. Он явился важнейшим русским духовным центром того времени.

В основу уклада монашеской жизни отцом русского монашества преподобным Феодосием (ок. 1036 - 1091) было заложено "три добродетели: молитва, смирение и благотворительность" 7.

"Преподобный Феодосий выделил десятую часть монашеских доходов на строительство основанной князем Всеволодом больницы-богадельни" 8.

разных сословий" 9. Об этом монастырском доме "шла большая слава" 10.

"Дом призрения для слепых, хромых, немых и глухих финансировался не только князем и монастырем, но и многочисленными вкладами горожан Историк сурдопедагогики А. Г. Басова убеждена, что в дальнейшем подобные же дома призрения были открыты в ряде других городов, таких как: Тверь, Москва, Новгород, Псков,Ростов,Смоленск.11. Но хронологически это не подтверждается. Также весьма можно усомниться в мнении историка и педагога глухонемых А. И. Дъячкова о не только призрении и врачевании, но и обучении в монастырской больнице игуменом Феодосием и его преемниками глухонемых 12.


* "А се церковные люди: игумен, мом, диакон, и дети их , и кто в клиросе: игуменья, чернец, проскурница, поломних, лечец, прощенник, вдовица; задушник человек, сторонник, слепец, хромец, - монастыреве, больнице, гостинцы, странноприимнице. То люды богодельные митрополит или " [ Устав Св. Вел. Кн. Владимра правило 15, 16 ]

______________________________________________________________________________________________


4 Карташов А. В. "Очерки по истории русской Церкви"

Соч - е в 3х томах, М. 1991., Т. 1.

Стр. 126.

5 Там же стр. 127.

6 Макария митр. Моск. "История Русской Церкви М - 1996 г.

КН 2 мтр. 36.

7. Вернадский Г.В. Русская история. Учебник. М.1997 г. Стр. 57

8. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых. М.1957 г. Стр 89

9. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России. Глава 1 стр. 32 (труд не издан)

10. Басова А.Г. История сурдопедагогики . М.1984 г. Стр.109

11 Басова А. Г. История сурдопедагогики М. 1984 стр. 109.


Положение, конечно, прельстительное. Согласно специальному исследованию образования в России, произведенному современным историком дефектологии Н.Н. Малофеевым, ни в "Повести временых лет", ни в "Житии преподобного Феодосия Печерского", ни в "Патерике Киево - Печорского монастыря" об этом никаких свидетельств не обретается 13. Сказано лишь о преподобном Антонии, что он сам прислуживал больным и давал им свою постную пищу вместо лекарства, и больные, по молитвам святого выздоравливали. 14.

Среди князей, отличавшихся милосердием и попечительством к инвалидам, "Повесть временных лет" отмечает Черниговского князя Всеволода ( 1030 - 1093 гг. ), внесшего вклад в строительство больницы для убогих вблизи Киево - Печерского Монастыря, князя Мстислава (1076- - 1132 гг), Псковского князя Всеволода (+1138 ) 15

Владимир II Мономах ( 1053 - 1125 гг. ) в своем известном "Поучении" наставлял своих сыновей так: "Всего паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите, снабдите сироту". 16

Сестра Мономаха, княгиня Анна, "основала в Киеве воспитательное учреждение для детей убогих, где осуществлялось не только призрение, но и обучение ремеслом и даже начаткам грамоты" 17.

Но первый опыт призрения страждущих на Руси не получил, к сожалению широкого развития и распространения по причине многих междоусобиц, а вскоре и золотоордынского ига, которые несли за собой разруху, голод, нищету и повальные болезни.

В то время, когда народ сам еле-еле влачил жалкое существование, вряд ли предпринимались устройства социальных учреждений для инвалидов. Этому подтверждение - отсутствие летописных свидетельств.

Лишь спустя столетия, когда окрепло Московское царство, великий князь


___________________________________________________________________________________________

12 Дъячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей М. 1984 стр. 90. 2а. Малофеев Н.Н. "Специальное образование в России" (с.32)

13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России. Стр 21 , 33 (тру не издан).

14 Макарий (Булгаков ) Митрополит московский

и Коломенский "История

Русской Церкви" кн. 2 стр. 161

М. 1996 г.

15 Повесть временных лет" пер. Д. С. Лихачёва и А. Романова в 2х Томах

М. 1950 г. с.180

16Там же 181 с

17 Дъячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Москва 1984 стр. 84


Василий III* (1505 - 1533 г. ) открывает при московских Церквах и монастырях богадельни 18.

Размещение в этих учреждениях несметного числа слепых, немых, убогих и калек исходило из характерного для Православной Руси нищелюбия, а так же из необходимости хоть как - то урегулировать социальную жизнь нищих, которые доставляли окружающим немало хлопот своим в то время огромным количеством.

В первое время московские богадельни - это всего лишь незначительные " ... укромные избушки, кельи и клети, кои рассеяны были по улицам, переулкам в Кремле и Китае, Белом и Земляном городах, при Церквах, часовнях и монастырях". 19

Необходимо отметить, что имело место и намеренное уродование. Об этом сообщает в своём собрании заметок о Русском народе М. Забылин. Он говорит: "Особенно пешеходный путь от Москвы к обитетели преподобного Сергия изобиловал на каждом шагу слепцами...

... Промышленники нищенством, или за деньги или воровством приобретали детей, подрезали жилы, выкалывали глаза. Или делали другое нарушение здорового тела..., и уродов возили по России, эксплуатируя их".20 Об этом же повествует Н. И. Костомаров. 21

Но всё же деятельное начало было положено, и московский образ призрения служил примером для окружающих русских земель.

__________________________________________________________________

*Князь Василий III (1505 - 1533 гг. ) - внук Василия тёмного (+ 1462 г. ), получившего это прозвище по причине своей слепоты.

_____________________________________________________________________________________

18 Малофеев Н. Н. Специальное образование в России (труд пока не опубликован) Гл. 1 стр.

39.

19 Прыжов И. Г. " 26 Московских пророков, юродивых дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии"

репринт. М. 1996 стр. 130

20 "Русский народ, его обычаи, обряды предания, суеверия и поэзия", собрание М. Забылина

М., 1880 г. Стр. 399.

  1. "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" в 2х Книгах кн. 1

"Господство дома св. Владимира СПб. 1912 стр. 390 - 391 X - XV вв.


  1   2   3   4   5




Похожие:

Кафедра пастырского богословия iconМосковская духовная академия кафедра Нравственного Богословия
Состояние падшего человека и необходимость его духовного преображения, по учению свт. Игнатия
Кафедра пастырского богословия iconВ. Лурье. Обзор состояния православного богословия сер. XV кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути...
Кафедра пастырского богословия iconМосковская духовная академия кафедра догматического богословия
Как известно, почитание святых икон имеет в Церкви большое значение, потому что икона — то нечто большее, чем просто образ, она не...
Кафедра пастырского богословия iconПравославное отношение к труду в зеркале нравственного богословия*
Тюгашев Е. А. Православное отношение к труду в зеркале нравст­вен­ного богословия // Человек. Труд. Занятость: Научно-практи­че­ское...
Кафедра пастырского богословия iconКоторая состоится
Жешувского университета (Польша), Кафедра межкультурной коммуникации ргпу им. А. И. Герцена (Россия), Кафедра русского языка Одесского...
Кафедра пастырского богословия iconМинистерство здравоохранения ар крым украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского кафедра русского языка кафедра философии и социальных наук
Кафедра русского языка и кафедра философии и социальных наук приглашают Вас принять участие в международной научно-практической конференции...
Кафедра пастырского богословия iconДокументы
1. /УМК кафедра права/Корниенко/УМК по УПП.doc
2. /УМК...

Кафедра пастырского богословия iconДокументы
1. /УМК кафедра права/Абросимова/УМК (ПО).doc
2. /УМК...

Кафедра пастырского богословия iconКафедра английского языка и кафедра романо-германской филологии факультета иностранных языков
Целью олимпиады является проверка знаний учащихся выпускных классов и их готовности к сдаче егэ по английскому, французскому и немецкому...
Кафедра пастырского богословия iconДокументы
1. /УМК кафедра права/Прудникова/Бакалавры/УМК по ГП ч.1. бакалавры.doc
2. /УМК...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов