Николин и. Нравственность и наука о нравственности icon

Николин и. Нравственность и наука о нравственности



НазваниеНиколин и. Нравственность и наука о нравственности
страница1/4
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

НИКОЛИН И.


Нравственность и наука о нравственности


Нравственность есть явление общечеловеческое; слово, выражающее это понятие, принадлежит к числу общеупотребительных, ходячих. И тем не менее, если мы «прислушаемся к разговорам, взглянем в книги и журнальные статьи, заведем речь о ней, мы тотчас же убедимся, что каждый понимает нравственность нравственную личность по своему, что с этими названиями соединяются совсем различныя представления. На поверку выходит, что нравственность есть нечто крайне неопределенное и туманное». (стр. 5).

Теологическая этика или нравственное Богословие, указывает принцип нравственной оценки в откровении, а нравственный идеал - в Боге. (стр. 9).


^ Что такое нравственность?


Только тогда и начинается настоящая чистая нравственность, когда требования долга становятся внутренними склонностями. Вот почему у нравственно развитых натур исполнение долга сопровождается приятным чувством удовольствия. «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием», говорит о себе ап. Павел (Римл.VII, 22)

Чувство долга, сопровождаясь сознанием свободы, всегда соединяется с представлением цели, которая должна быть осуществлена. Нравственную конечную цель обыкновенно называют высшим благом. Она покрывается понятием или идеей добра. Все другия блага условны и относительны, добро же носит на себе безусловный характер. Все другия блага временны и субъективны. Добро же имеет объективную ценность и значение. Историческия формы добра опять-таки, разумеется, могут крайне разнообразиться, но самая идея добра, как безусловной нормы и высшей, конечной цели нравственности, является путеводной звездой для нравственной деятельности человечества.

Обобщая теперь все сказанное, мы должны определить нравственность так: нравственность есть определенный, устойчивый образ внешняго поведения и внутренняго настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственнаго свободнаго самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению высшаго блага - добра.

Но это определение нравственности - общефилософское, под которым может подписаться представитель почти каждаго философскаго направления. С богословской точки зрения оно неудовлетворительно именно в силу неопределенности и отвлеченности самаго понятия «добра».(стр. 18)

Нужно искать того, что выше отвлеченнаго добра. Нужно искать живого личнаго Бога. Христианство идет, поэтому, на встречу потребностям природы человеческой, когда оно учит о религиозной нравственности, когда идеал ея указывает в Боге-Отце небесном, а цель - в Богообщении. «Созданный по образу и подобию Божию, разъясняет преосв. Феофан, человек по самой природе своей не может не искать общения с Богом, не только как с своим началом и первообразом, но и как с верховным благом ...
Неверно, если бы кто стал думать, что когда Богообщение поставляется последнею целью человека, то человек сподобится его после, в конце напр. всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения... Такое состояние есть единое истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно - нравственной жизни».(стр.20).


^ Всеобщность и единство нравственности.


Областью и почвой, на которой развивается нравственность, служит воля человека с ея свободными движениями и стремлениями, намерениями и решениями. Нравственность заключается в тех внутренних расположениях, которыя управляют нами. Сущность ея состоит не во внешних проявлениях, исповедании известных нравственных убеждений, а во внутреннем настроении человека. Одно и то же нравственное действие может иметь совершенно различную качественность.(стр.25).

Ценность нравственнаго поступка определяется свойством и содержанием нравственнаго настроения, с которым он совершается. А так как оно ускользает от наблюдения обыкновенным смертным глазом, то только тот может определить действительное состояние нравственности человека, кто испытует сердца людей (I Паралип. XXVIII, 9). Поэтому для человеческаго ума возможно только приблизительное заключение от явлений нравственнаго порядка к их скрытым побудительным мотивам. Само собой понятно отсюда, что заключение о безнравственном состоянии отдельнаго человека, племени, рода может быть лишь относительным.(стр. 25).

^ Нравственная оценка


Хорошим в нравственном смысле мы называем характер, духовный склад, внутренний строй личности, а не отдельный поступок. И общество может полагаться на человека, и он сам может быть уверен в себе только тогда и постольку, когда и поскольку он обладает нравственным характером, который проявит себя во всех отношениях и обстоятельствах, а не временно и случайно.

Высшая нравственность - христианская - отдает решительное предпочтение настроению, а на дело смотрит, как на естественное последствие этого настроения, нисколько не увеличивающее его ценности. Стоит только прочитать нагорную проповедь Иисуса Христа, и мы увидим, что Он полагал сущность нравственности во внутренней настроенности, запрещая не худыя дела, как это было по преимуществу в Моисеевом законодательстве, а самыя мысли дурныя и похотливое вожделение. Евангелие - закон не буквы, а духа, определяющий не частныя действия и поступки человека, а внутренний строй его жизни, внутренния его расположения и стремления. Оно говорит собственно не о том, что должен и чего не должен делать человек, но каков должен быть сам человек в его мыслях, желаниях и чувствах. Если настроение не переходит в дело по обстоятельствам, независящим от воли нравственнаго деятеля, этим нравственная ценность настроения нисколько не уменьшается.(стр. 37).

^ О нравственном долге


Нравственный долг есть непосредственное откровение абсолютнаго, - это голос Божий внутри человека. Он дан для «мира сего», но он «не от мира сего».(стр. 52).


^ Нравственное совершенствование и естественное совершенство.


Христианская нравственная жизнь есть дар Божий, новое Божие творчество. Как слепых сделать зрячими и хромых ходячими, или пустыню цветистым садом не может естественная сила, так и людей сделать добрыми и нравственными. Может сделать все это лишь сила новой благодатной жизни, открытой во Христе, и наша задача состоит именно в том, чтобы войти в эту новую жизнь, привиться ко Христу, как ветвь прививается к лозе, принять в себя благодать, как действенную и оплодотворяющую силу.

Каждый человек знает, что его телесный организм не живет только на счет тех средств, которыя заключаются в нем самом. Напротив, продолжение и развитие его телесной жизни условливается притоком и ассимиляцией (усвоением) вне его находящихся жизнетворных начал. Тем менее может обойтись без высшей внешней поддержки и благодатнаго руководства духовно-нравственная жизнь человека. Вера в свои собственныя силы не должна быть самообманною.(стр. 62).


^ Нравственность и религия


При сознании себя, как образа Божия, человек находит свою истинную жизнь в жизни по образу Божию, в богоподобии.(стр. 68).

Идея богоподобия является основоположением морали человека, критерием нравственных действий человека и основанием для нравственнаго развития его.(стр. 68).

Нравственное значение труда.


Труд есть призвание человека, нравственная обязанность его со времен Адама и Евы. (стр. 115).

^ К.Е. СКУРАТ


Догматические темы в церковной литературе Святой Руси

XI-XVII веков


Русская церковная литература - переведенная и оригинальная - появляется со времен Крещения Руси и оказывает большое содействие утверждению христианства среди наших предков. С первых же дней бытия Русской Православной Церкви важное место в ее духовной жизни заняли творения свв. Отцов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, игумена Синайского Анастасия и др. (см. вып. третий «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы» СПб. 1897). Но уже в XI веке создаются оригинальные произведения русских церковных писателей: «О законе и благодати» св. митрополита Киевского Илариона, «Поучение к братии» архиепископа Новгородского Луки и поучения игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. В XII столетии русская церковная литература обогатилась красноречивыми Словами св. Кирилла, епископа Туровского и др. Нельзя не упомянуть еще два известнейших памятника: «Поучение» Владимира Мономаха и «Послание» Благовещенского иерея Сильвестра. Первое было написано, видимо, в конце жизни князя - «седя на санях» (т.е. в ожидании близкой кончины: мертвых тогда возили в церковь только на санях). За его плечами был богатый опыт, и князь многое мог рассказать своим потомкам и многому их научить (см. 3: 134-140). Второе «Послание» представляет собой ряд наставлений отца сыну, начинающихся обращением: «Милое мое чадо, дорогое! Послушай отца своего наказание» (см. 3: 140-149). «Этими двумя памятниками, - пишет профессор А.И. Пономарев, - ярко обозначаются начальный (XI в.) и конечный (XVI в.) пункты того христианского религиозно-нравственного и общественно-бытового развития Древней Руси, над которым трудилась главным образом наша церковно-учительная письменность» (3: 315).

Каждое церковное творение Древней Руси разрабатывает свои темы под знаком вечной жизни. Среди них, кажется, первое место занимают вопросы нравственного характера, но уделяется внимание и темам догматическим, тем более, что нравственные вопросы в своей основе имеют истины вероучительные. Уяснить эти темы - значит увидеть веру наших православных предков.

В отношении языка памятников древнецерковной литературы надо сказать, что он близок к библейскому. Особенно это проявляется у проповедников - подчас целые тирады выражаются словами священных книг. Встречается немало и библейских выражений, оборотов, цитат. Такая тесная связь со св. Библией свидетельствует, что русские церковные писатели старались и верить, и исповедовать свою веру так, как научены были этой св. Книгой. (стр. 6).

Промысл Божий всегда был, есть и будет. Спаситель учил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5, 17). Грешно думать, что когда-то Промысл Божий был иным, более действенным или скорым. Все изменения воли Божией зависят от самого человека, от его отношения к Богу, к людям, к делу... А в Киево-Печерском Патерике читаем: «Такова воля человеколюбца Бога о Своем творении; во все времена и лета промышляет Он о роде человеческом и подает ему полезное, ожидая нашего покаяния. Наводит Он на нас иногда голод, иногда рати за неустроенье властелина; но этим Владыка наш приводит только наше нерадение на добродетель, на память дел греховных: делающие злые дела бывают преданы за грехи свои злым и немилостивым властелинам. Но и эти последние не избегнут суда: суд без милости тому, кто сам не творит милости». (стр. 9).

Промысл Божий проявился и проявляется в спасении человека, о чем изложение уже начато выше. (стр. 9).

В «Хождении Богородицы по мукам» - популярнейшем в древнерусской письменности переводном апокрифе - рассказывается, что Она, после рассеявшейся «тьмы великой», увидела страдающих. На Ее вопрос, в чем их грех, архистратиг Михаил ответил: «Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в Тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени Твоего» (6: 161). (стр. 12).

Молись и святым, «угодившим Богу», - заповедует литература православной Руси («Стословец», 3: 2). Святым должно «похвалять и почитать». Их «самые ангелы почитают и славят» (23.258).

Но кто такие святые? Чем они выделились из прочей массы людей? - Это «преблаженные и великие чудоделатели», те, которые одержали победу над злом, приняли великую благодать от Бога и стяжали добро (23: 258). О таких «чудоделателях» в «Слове на собор святых отцов» говорится: богоблаженные отцы, хранители правой веры, недремлющие стражи Христовой Церкви, «за ню же и до крови противу врагов брань поставили», добрые пастыри стада Христова, за которое и душу положили, усердные наставники, напоившие мир спасительным учением, земные ангелы, предстоящие Божию Промыслу и всегда просящие мира всей земле, светильники миру, духовные врачи, заступники обиженных, «сущим в бедах скории помощницы», чистые сосуды, органы Святого Духа, «красные обители, в них же Святая Троица». Это - Сильвестр, епископ Римский, «иже крещением Константина царя от проказы очисти», Митрофан Константинопольский, «иже слепцу очи словом отверзе и немому молитвою глаголати сотвори», Александр Александрийский, «иже пророческим даром украшен», и многие другие. Они прославили Христа на земле, и Он их «прославил на небеси» (1: 171-173).

А вот что говорили о первых русских святых: «Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой милости своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была божественная любовь» (Киево-Печерский Патерик, 6: 469).

Пресвитер Дамиан был великим постником, брат Иеремия предсказывал будущее, брат Матфей был прозорливым (6: 471), преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый, спавший без постели на песке и топивший свою келью мусором, творил чудеса, в частности, призванный в молитве на помощь тонувшими, спас корабль от потопления (9: 345, 347)... К таким людям шел каждый со своим горем и уходил от них укрепленный, ободренный, здоровый. (стр. 13).

К ним молитвенно обращались и после их кончины, ибо любовь их не прекратилась - «любовь никогда не перестает» (I Кор. 13,8). Уйдя к Небесному Владыке и пребывая у Него в бесконечной радости, они продолжают служить Ему, предстоять пред Престолом Его величия и в то же время заботиться об оставшихся на земле, ограждать их от невзгод, служить посредниками между миром дольним и Горним. Они, по слову преподобного Нестора Летописца, подают «дары исцеления Русской земле и всех приходящих с верою из иных стран исцеляя... Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся Владыке Богу о своих людях» (22: 71).

Тот же автор свидетельствует, что святая равноапостольная Ольга, «первая из русских» вошедшая в Царство Небесное, «и по смерти молится Богу за Русь. Ведь души праведных не умирают» (22: 35). О преподобном Авраамии Смоленском говорится, что по его молитвам «на городе была великая благодать Божия, просвещающая, и веселящая, и хранящая, избавляющая всех, а также подающая тишину и мир, и все благости на многие лета». И продолжается: «Эта благодать не оскудеет молитвами святой Богородицы и ради преподобного Авраамия, и всех Его святых» (7: 93). (стр. 13).

А в «Хождении Богородицы по мукам» читаем: «И увидел Владыка моление святых, смилостивился ради Сына Своего Единородного и сказал: «Сойди, Сын Мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо Свое грешникам» (6: 181). (стр. 14).

Зная это заступничество святых, православный русский человек и обращался к ним с молитвой. (стр. 14).

Молитва к святым, как и похвала их, нужна не им, а нам, продолжающим плыть по бурному житейскому морю. «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения», - прославлял св. равноапостольную Ольгу - «денницу перед солнцем», «зарю перед светом» - православный русский человек (П В Л, 22: 35). (стр. 14).

С почитанием святых неразрывно всегда пребывало почитание святых мощей, икон, креста. (стр. 14).

На иконописание и украшение св. икон наши предки смотрели как на благословенный Богом подвиг. Когда Киево-Печерский инок Алимпий заболел, иконы за него писал ангел (22: 221-222). А черноризец того же монастыря Еразм, истративший все свое богатство на украшение икон, удостоился узреть Пресвятую Богородицу с Божественным Сыном на руках и святыми с Нею, Которая сказала ему: «Еразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего» (22: 165-166). (стр. 15).

Согласно «Повести временных лет», св. Апостолы учили и «чтить иконы» и «целовать крест» (22: 59). Крест, «на нем же пригвоздися Господь наш и прадеднюю клятву потреби», дан христианам как «оружие на противного врага, видимого и невидимого» (2: 80, 81). Когда авву Иулияна хотели отравить, праведник взял чашу с ядом, пред всеми трижды ее перекрестил «во имя Отца и Сына и Духа Святого» и, выпив, остался невредим. Свидетели этого пали перед ним на колени и поклонились (Синайский Патерик, 6: 123). (стр. 15).

Всем духовное пристанище есть Церковь - и как «Тело Христово» (Кол. 1,24), и как Божий храм. «Церковь бо всем есть пристанище, всяк в ню потщися. Аще еси правдив, вниди, да правды не погубиши; аще грешен, прииди, да спасешися» (св. Иоанн Златоуст, 4: 153). К Церкви должно принадлежать и остерегаться от всяких уклонений в чистоте веры и святости жизни. Преподобный Иосиф Волоцкий, выразитель решительной точки зрения средневековой церковной литературы Руси, ссылаясь на преподобного Пахомия, заявлял: «Кто общается с еретиками» и даже читает их сочинения, «в бездну ада сходит» (10: 347). (стр. 16).

В Церкви совершаются таинства, через которые подается спасительная благодать Божия. (стр. 16).

Первое таинство, необходимое для вступления в Церковь Христову и поэтому - для спасения, есть Крещение. «Первое - приими святое Крещение правы веры, потом научимся боятись Бога и творити волю Его» («Златая Цепь», 3: 23). (стр. 16).

Что таинство Крещения необходимо всякому человеку, независимо от его добродетелей, убедительным доказательством служит житие св. Мартина Милостивого. Этот угодник Божий был настолько добродетелен, милостив, что Христос явился ему во сне еще до его крещения. Но как после этого поступил св. Мартин? - Сразу, встав от сна, «шед крестися» (4: 176). «Расскажи, - сказал Господь Евстафию Плакиде, - крестившись, вы очиститесь от ваших грехов» (6:229). (стр. 16).

Действенность Крещения, совершенного в Церкви, не зависит от духовного состояния совершителя. Проложное чтение на 5 января утверждает, что за недостойного священнослужителя совершает таинство - «божественную службу» - тот «страшный пресвитер», который имеет лицо «яко молнию» и светится «яко солнце». Таким образом, таинство совершится, но недостойный служитель понесет наказание Божие. «Аз же мню, - заканчивается утверждение, - яко ин несть грех, разве того, злее, егда иерей, не достоин сый, дерзнув служит Божия Тайны» (4: 159-161). (стр. 16).

Значение величайшего таинства святой Евхаристии выражено в словах: «Телу и Крови Христа со страхом причащайся, да причастник будеши Царствию Его» («Стословец», 3: 3). (стр. 16).

Право совершать все таинства (о прочих таинствах, в том числе и о св. Причащении, автор говорит в других сообщениях) получают христиане от Бога в таинстве Священства. Священники поставляются пред алтарем - в Церкви - учить паству словом и примером своей жизни, заботиться о ней, руководить ею, вести ее в Царство Божие, «стеречь святые тайны от врагов Христовых, то есть от еретиков и зловерных искусителей, нечестивых грехолюбцев и неверных осквернителей» (св. Кирилл Туровский, 6: 297). (стр. 17).

Еще больше, чем антропологии, уделяется внимание эсхатологии. Эта тема присутствует во многих церковных сочинениях. (стр. 18).

До второго пришествия Христа души праведников находятся в состоянии света, покоя и предначатии вечного блаженства, а грешников - во мраке, беспокойстве и предначатии вечного мучения, но окончательный суд над ними еще не совершился - и нет еще вечных мучений никакой «человеческой душе, верующей и неверующей» (св. Кирилл Туровский, 6: 307). (стр. 18).

«Учения вашего мы не примем», - вот единый прямой ответ всем пытавшимся нарушить чистоту св. Православия и навязать Руси иную веру (14: 83. См. также: 6: 115, 9: 189-191, 273; 15: 64...). (стр. 19).

Семена Евангельской истины посеял на Руси св. апостол Андрей Первозванный - «глас Слова и друг Жениха» (из Великих Миней-Четьих митроп. Макария, 12: 525). Обходя «вселенную», он «к северным странам шествует, и, до пределов славянских дойдя, тут Духа Святого благодатью пророчески вещает, и место воссияния предсказывает, и знамение Небесного Царя - крест водружает на месте, где впоследствии возник город Киев» (12: 525). А «благочестия ревнитель» св. благоверный князь Владимир, «всю Россию просветив святым крещением, стал вторым Константином» (12: 527). (стр. 19-20).

Дело утверждения христианства словом и пером продолжили другие подвижники веры - люди высокой духовной жизни, всей душой преданные святой Христовой Церкви и проникнутые искренней любовью к своей Родине, к своему народу, не устававшие бороться со злом греха и не слабевшие в жертве своих личных интересов во имя народных. И это понятно, ибо православная вера не есть что - то отвлеченное, абстрактное, оторванное от действительности, - она всем своим содержанием обращена к жизни, к действию, к делам. Эта та вера, которая опознается в жизни. Нет истинно христианской жизни - нет и истинной святой православной веры. (стр. 20).

«Не словом бо, - учит другой святой, - ни имением, ни родом, ни крепостию, ни летом Царство Небесное емлется, но силою веры, являюща дела верна» (св. Антиох, 4: 117). (стр. 20).

Несомненно, в данном небольшом сообщении охвачены не все догматические темы древней церковной литературы и потому хочется завершить его словами «Повести о некоей брани»: «Елико могох, толико и написах. Прочее же воздадим хвалу и благодарение Превечному Царю» (21: 159). И еще хочется добавить из Киево-Печерского Патерика: «Если кому покажется невозможным то, что я пишу, пусть почитают жития святых отцев наших Антония и Феодосия, основателей русского монашества, и тогда уверуют. Если же и тогда не поверят - должно сбыться притче, сказанной Господом: «Вышел сеятель сеять семя свое, иное упало при пути, другое в терние», - иже заботами житейскими подавлены. О них пророк сказал: «Окаменело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат».

И еще: «Господи, кто поверит слышанному от нас?» (13: 297). «Блажен человек во истине пребывая» («Слово св. отец», 3: 85). (стр. 20).

  1   2   3   4




Похожие:

Николин и. Нравственность и наука о нравственности icon«Человеком стать – это искусство» 1 сентября 2006 г с. Воскресенка
«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений» (П. Гольдбах)
Николин и. Нравственность и наука о нравственности icon«Человеком стать – это искусство» 1 сентября 2006 г с. Воскресенка
«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений» (П. Гольдбах)
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconГоловин Игорь 203 Этическая философия по Сократу: мораль и нравственность
Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Николин и. Нравственность и наука о нравственности iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов