Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова icon

Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова



НазваниеУчение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова
страница1/8
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова


4 октября 2003 года исполнится 52 года со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Саратовского и Вельского Вениамина (в миру – Ивана Афанасьевича Федченкова).

Замечательно событие из биографии Владыки, которое промыслительно указало на его пастырский путь. Мать, Наталья Николаевна, отправилась в путешествие в Воронеж на поклонение к святителю Митрофану и взяла маленького Ванюшу. Во время службы она стояла на коленях перед ракой вместе с ним. В это время проходил мимо старец-схимонах, он взял на руки младенца, благословил и сказал матери: «Мать! Это будет духовный светильник!» – вспоминает сестра владыки в письме к нему.1

Иван Федченков окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию в 1907 году. В этом же году он принял постриг с именем Вениамин. В 1911 возведен в сан архимандрита. В феврале 1919 года в кафедральном соборе г. Симферополя, по благословению патриарха Тихона, был хиротонисан во епископский сан и назначен викарием Таврической епархии с титулом епископа Севастопольского. В 1938 году получает сан митрополита Алеутского и Североамериканского.

Где бы по воле Божией ни служил владыка, он везде оставался верным святоотеческому пути любви и милосердия к людям. В 1958 году владыка Вениамин уходит на покой и переезжает на жительство в Псково-Печерский монастырь, где в подвигах поста, молитвы и духовного делания отошел ко Господу.

В течение многолетней пастырской деятельности владыка Вениамин был духовным наставником пастырей и мирян, он оставил множество трудов и воспоминаний. Целью этой работы поставлен обзор лекций по пастырскому богословию с аскетикой, читанных в 1910-1911 гг. студентам СПбДА. Лекции были изданы студентам 4 курса священником В.И. Зыковым в 1911 году тиражом в 70 экземпляров. Следует заметить, что написаны эти лекции еще иеромонахом Вениамином (Федченковым), исполняющим обязанности доцента, как минимум за год до возведения его в архимандрита в 1911 году и за несколько лет до ректорства в Таврической Духовной Семинарии. Работа разбита на главы и подглавы согласно рассматриваемому источнику, названия сохранены. Вводная часть лекций и первая глава подробно не рассматривались, поскольку являются общими и традиционно повествуют о начале пастырского богословия как отдельной дисциплине. В ней также приводятся контраргументы, обосновывающие необходимость выделения пастырского богословия в отдельную науку. Цитация библейских мест, высказывания святых отцов даны по лекциям митрополита Вениамина без изменений. Ссылок на страницы источников автор не использовал, список литературы в оригинале не сохранился.

Библейские места даны в круглых скобках. Ссылки на первоисточник в квадратных скобках с указанием только страницы рукописи.
Ссылки на другие источники: в квадратных скобках, номер книги в списке использованной литературы, через запятую – номер страницы с предстоящей прописной «с».
^

Сущность пастырского служения



Общий ответ на этот вопрос, как пишет митрополит Вениамин, обычно разрешается в том смысле, что существенная цель пастырского служения заключается в заботах о духовном совершенствовании и спасении людей. Но это слишком общее определение, и поэтому необходимо указать специфическую черту истинного христианского пастырства. Для этого вначале рассматривается православное понимание спасения. Митр. Вениамин приводит слова свт. Феофана Затворника: «Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем. Богообщение вначале обычно бывает сокровенно, не только от других, но и от себя, от самого христианина», – выражаясь на первых порах преимущественно в нравственных подвигах очищения от грехов, Богоугождения, и лишь постепенно переходя к более явному, ощутительному, хотя и таинственному Богообщению, и этой уже преимущественно – мистической стороне христианства. И если, таким образом, сущность «спасения», «цель всех трудов и подвигов христианства в блаженном Богообщении», то совершенно необходимо, чтобы и начало, и последующее домостроительство спасения (руководство, даровавшее возможности, способности и силы) зависело главным образом от Бога. То есть дело спасения, по преимуществу, есть дело милости Бога, дарующего людям Святого Духа. «Никто не приходит ко Мне, если Отец Мой не привлечет его»; «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»; «Благодатью вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, – Божий дар».

В сообщении людям этого спасающего дара благодати Святого Духа и заключалась главная цель служения Спасителя, поэтому сущность Его служения можно определить, по словам митр. Вениамина, «как благодатное посредничество; а так как все домостроительство Его должно смотреть, как на единое пастырское служение (Ин.10гл; Евр.13,20; 1Петр.11,25 и др.) – то, следовательно, это же определение относится, говоря данными словами, к сущности пастырского служения Господа» (с. 47).

Продолжателями служения Своего, Господь поставил Апостолов, а они в свою очередь пастырей вообще. Апостол Павел смотрит на пастырей как на продолжателей дела Христова, то есть или на посредников, соработников: «Все же от Бога, Иисусом Христом, примирившего нас с Собою и давшего нам (апостолам) то же самое служение примирения… Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, – от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5,18-20).

Таким образом, митр. Вениамин приходит к выводу, что «сущность вообще пастырского служения заключается в благодатном посредничестве или, что то же, в благодатном возрождении людей» (с.48). Это утверждение владыка Вениамин доказывает и ссылками на святых отцов Церкви. Он приводит высказывания преподобного Симеона Нового Богослова, что «Владыка наш и Бог, желая научить нас, что к Богу приближаться (вообще) надлежит нам с помощью какого-либо посредника и поручителя,…Сам был первым посредником и ходатаем человеческого естества, принесши оное в Себе Отцу Своему… Потом поставил служителями сего посредничества и ходатайства святых Апостолов Своих… Апостолы из числа уверовавших, достойнейших рукоположили в преемники себе быть служителями того же посредничества, и так далее «даже до ныне»; все они были посланы для того, чтобы посредством проповеди Евангелия и Святого Причащения сделать нас сынами Богу по благодати», то есть вообще при посредстве таинств и руководства» (с. 49).

Слова праведного Иоанна Кронштадтского, что «служение священническое есть посредничество между Творцом и тварью» (с. 50).
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconКаббала. Тайное учение л18 учение десяти сфирот
Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconДуши Серия «каббала. Тайное учение»
Работы Михаэля Лайтмана, автора 30-томной серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман является...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconДуши Серия «каббала. Тайное учение»
Работы Михаэля Лайтмана, автора 30-томной серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман является...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconКаббала. Тайное учение
Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconКаббала. Тайное учение
Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconВторой период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов
Русская Православная Церковь во второй период татаро-монгольского ига: 1246-1326 годы. Деятельность митрополита Кирилла по укреплению...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconЛайтман Михаэль Серия «каббала. Тайное учение» Л18 НАУКА каббала. В двух томах. Том I. – 3-е издание.– М.: Нпф «Древо Жизни»
Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconЛайтман Михаэль Серия «каббала. Тайное учение» Л18 НАУКА каббала. В двух томах. Том I. – 3-е издание.– М.: Нпф «Древо Жизни»
Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии «Каббала. Тайное Учение», переведены на 19 языков мира (www ka com). М. Лайтман...
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconДокументы
1. /I. Учение о Боге.doc
2. /II. Учение о Спасении..doc
Учение о пастырстве у митрополита Вениамина Федченкова iconБалаклавский
По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов