Работать над душевными способностями и дарованиями icon

Работать над душевными способностями и дарованиями



НазваниеРаботать над душевными способностями и дарованиями
страница1/4
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.53 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4

Введение

Предмет "Практическое руководство для пастырей" оказывает свое влияние на воспитание воспитанников МДС, готовя их к предстоящему пастырскому служению на приходе. Большинство их них еще не пастыри. Но они уже живые члены Церкви: они должны быть научены и в самой школе, и по выходе из нее с убеждением, готовностью и верой подчиняться руководству Святой Церкви: верить ее учению, принимать и самим совершать благодатные Таинства и обряды Церкви, подчиняться Священноначалию и соблюдать церковные заповеди. Предмет не приводит учащихся к совершенству, но готовит их к почести священнослужительского звания в Церкви Христовой, к умению рассказать как будет им осуществляться пастырское призвание: совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Для этой цели все учебные занятия по предмету "Практического руководства" будут сосредоточены на богослужении Таинств и обрядов Святой Православной Церкви, чтобы на них упражнялись силы воспитанников.

Занятия имеют своей целью образовать и сформировать в воспитаннике "пастырское звание" — развить в них и общечеловеческие качества, необходимые для их будущего служения, и во время обучения в учебной аудитории привить навыки пастырского поведения так, чтобы они могли наглядно и понятно рассказать и показать свое умение совершать богослужения Святой Церкви. Для этой цели воспитанники должны иметь необходимые качества: а) Следить за внешней благопристойностью и приличием. Они выражаются в положении тела, в одежде, осанке, походке и обхождении с окружающими их лицами. Весь вид воспитанника должен быть представителен и внушать к нему уважение.

б) ^ Работать над душевными способностями и дарованиями, необходимыми для правильного совершения священнодействий Святой Церкви. Эти душевные способности и дарования именуют еще умственными качествами. К ним относятся:

1. ^ Хорошая память. Будущий пастырь в своей памяти должен содержать богатый запас познаний по богослужебным последованиям, чтобы объяснять их совершение с должной свободой, легкостью и разнообразием. Память хороша, когда она хорошо воспринимает, твердо удерживает и быстро воспроизводит. Эти условия необходимы воспитаннику семинарии, чтобы по ходу ответа на уроке быстро находить нужные тексты и описывать действия священника во время объяснительного разговора в учебной аудитории.

2. ^ Строгий, логический ум. Христианские истины постигаются верой. Но вера не исключает знания. Всякое же знание слагается деятельностью ума из понятий, суждений и умозаключений.
Поэтому строгий логический ум необходим будущему пастырю для того, чтобы ясно, правильно и по порядку сообщать свои познания по совершению Таинств и обрядов Церкви.

3. ^ Живое воображение и живая фантазия, умеряемые здравым умом и христианским чувством. Внешние образы отдельных предметов вносятся в душу воображением. Фантазия пользуется этими образами и создает из них новые, когда открывается надобность представить церковную истину или священное действие в отдельных наглядных формах. Поэтому воспитанник семинарии, не владеющий живой и деятельной фантазией, не сможет наглядно описать свои действия в церковной практике.

4. Дар слова — владение способностью правильно, ясно и свободно излагать свои мысли. Без этого дара пастырь, что нож, который не режет. Дар этот испрашивается воспитанником у Господа и развивается работой над своими умственными и нравственными качествами.

5. ^ Нравственно-добрые качества, необходимых в пастырском служении на приходе. Основанием их служит истинное, нелицемерное благочестие, выражаемое в правой вере и добрых делах.

Из истинной веры и доброй жизни истекают и другие нравственно добрые качества, необходимые воспитаннику, как будущему пастырю.

а) Добросовестность в подготовке к священному служению в Церкви и особенно к совершению церковных Таинств и обрядов.

б) Прилежание. Его качествами являются живость, неутомимость, правильность. в) Терпение и кротость. Служение священника сопряжено с большими неприят­ностями. Частично они захватывают готовящихся к пастырскому служению уже на "школьной скамье". Если каждой из этих неприятностей воспитанник будет расстраиваться, то сам отравит свою жизнь и повредит товарищам и своим будущим прихожанам. Стоит только немного поддаться нетерпению, и оно овладеет человеком и сделает его раздражительным, ворчливым и недовольным. В этом состоянии его будет раздражать всякая мелочь, все ему будет казаться гораздо несноснее, чем есть на самом деле. И прихожане у таких раздражительных пастырей становятся угрюмыми, вялыми и скучными, ничего им не удается, все валится из рук, ибо их пастырь вечно расстроен и всем недоволен. Воспитанник семинарии должен помнить, что неразумно огорчаться всякой мелочью и что досадой и раздражением только испортишь дело.

г) Истинная любовь к своим будущим прихожанам, соединенная с отеческой строгостью.

д) Пламенная ревность о вечном спасении, вверенного ему будущего стада Христова.

^ Понятие о Практическом руководстве

Практическая жизнь Церкви, связанная с богослужебными чинопоследованиями, зафиксирована в книгах, именуемых учебниками и руководствами.

Под именем учебников разумеются книги, по которым учитель преподает, а учащиеся повторяют и частью заучивают наизусть преподанное.. Такими учебными книгами для нас станут Требники: большой, малый, малый в двух частях, дополнительный.

Руководствами же называются те книги, по которым каждый пастырь готовится к совершению Таинств и обрядов Святой Церкви, отыскивая в них канонические обоснования и разумные объяснения для своих действий в богослужебной жизни Церкви, особенно в неожиданных случаях пастырской практики. Через эти книги Церковь руководит богословскими познаниями пастыря, дает ему педагогические установки, развивает литургическое "искусство" пастырских действий по мере увеличения им своих знаний. А педагогика сообщает знания общего назначения человека, хода его развития и воспитания на строго христианских началах.

Это руководство названо практическим, ибо предполагает дело, действие существа разумного, в основании действий которого лежат разумные мотивы. Чем более важности имеет человеческое действие, чем оно богаче своими последствиями для самого человека и всего народа в целом, тем сильнее возбуждается в нас желание узнать сокровенные его причины. И нравственное достоинство человеческих действий оценивается только по их побудительным причинам.

Богослужебные действия имеют две стороны: внешнюю — видимую, и внутреннюю — таинственную. Первая имеет свое значение лишь в соединении с последней. Поэтому для объяснения богослужебных действий нельзя ограничиться одной фактической, внешней стороной этих действий, а необходимо обратить внимание, главным образом, на внутреннюю сторону. Задача объяснительного разговора может считаться выполненной студентом (будущим пастырем) в том лишь случае, когда он поймет и усвоит себе значение и смысл богослужебных действий. Без соответствующего практического руководства они сделать этого не смогут.

В их рассказах о богослужебных действиях не последнее место будет занимать разъяснение буквального смысла слов и предложений, взятых из молитвенных чинопоследований. Разъяснение внутреннего смысла прошений, возгласов, молитв и священнодействий, а также побудительных для их совершения причин и дает практическое руководство.

^ Метод изучения предмета

Научное изучение предмета обычно начинается с общих положений, из которых выводятся все частности и особенности. Ему свойственен последовательный порядок, поступательное движение в изучении, что обусловливается систематическим изло­же­нием.

Мы же идем путем элементарного освоения предмета, полагающего в основу развитие человеческого духа: начиная с единичного, особенного, частного, мы восходим к всеобщему.

При научном методе наука и изложение ее положений становятся центром всего учения, учащийся поставляется в положение страдательное. Восприятие предмета в этом положении ограничено: воспитанник просто воспринимает, изучает или размышляет о том, что ему предлагается.

Следуя же элементарному методу, воспитанник семинарии (будущий пастырь) исходит из своих познаний в вопросах пастырской практики. Беря их за основу, он ставит себе вопросы, которые находятся в прямой связи с тем, что он уже знает, и или возбуждает собственную самодеятельность, открывает для себя новые познания и мысли. Он ставит самого себя центром изучения, а преподавателя воспринимает лишь средством к возбуждению и руководству собственной деятельности в учебе и на приходе.

При научном изучении перевес всегда дается либо материальной, либо формальной стороне учения, когда забота учащегося сводится либо к снабжению себя познаниями (материальная сторона), либо к формальному развитию своих душевных способностей и сил. При этом преимущество отдается воздействию на ум воспитуемого, и нередко остается в стороне воображение, память и другие душевные способности.

Элементарное же изучение одинаково преследует и цели материальные, и цели формальные. Здесь каждое знание есть вместе с тем и упражнение, и каждое упражнение есть знание; здесь одновременно и в равной степени обращается внимание на все душевные способности изучающего предмет Практического руководства. Ибо предметом элементарного изучения служит вся душа человека, проявляющая себя в атмосфере благодатного воздействия церковных Таинств.

^ Общие правила изучения предмета

При стремлении учащегося к овладению только знаниями, полезными сведениями и советами, преследуется только цель материальная. Если же он, напротив, мало внимания обращает на применение учебных тем к жизни, к церковной практике, и направляет свое старание только к тому, чтобы, пользуясь учебным материалом, образовать свои духовные силы, возбудить внимательность, доставить упражнение мыслительным способностям и дару слова, укрепить рассудок, то им преследуется цель формальная. Правильный же элементарный метод основывается на соединении этих двух целей — знания с умением. Поэтому учащимся необходимо знать некоторые правила:

Правило первое. ^ Изучай предмет сообразно с собственной природой и природой Церкви. Это значит: установи ступень, на которой ты стоишь по своему 'знанию и развитию; начни с точки, где твои знания прочны, и постепенно иди в изучении вперед, без пропусков и перерывов, с должной основательностью.

Правило второе. ^ Изучай предмет наглядно. Для этого употреби усилия непосредственно ознакомиться с молитвами и последованием священных действий через непосредственное благоговейное участие в Таинствах и обрядах Церкви; увидь, услышь, понаблюдай с тем, чтобы составить в своей душе богатый запас непосредственно полученных впечатлений из церковно-богослужебной практики; возбуждай и направляй свое сердце при помощи наглядных представлений, чтобы своими силами дойти до отвлеченных понятий.

Правило третье. ^ Изучай элементарно: иди в изучении от легкого к трудному; от простого к сложному; от близкого к дальнему; от известного к неизвестному.

Правило четвертое. ^ Изучай предмет так, чтобы самому возбуждаться одним и тем же предметом многосторонне, и соединяй знание с умением.

Глава 1

Общие формы работы над изучением Практического руководства для пастырей

1. Общие формы преподавания

Главных форм преподавания три: сообщающая, развивающая и разговорная. ^ Сообщающая (акроаматическая) состоит в том, что учитель говорит, сообщает, и информирует, а воспитанник слушает и воспринимает сообщаемое учителем.

Развивающая (эвристическая) состоит в том, что учащийся самостоятельно выводит неизвестную истину из чего-то известного ему, а учитель постоянно ему помогает намеками, знаками, руководящими указаниями.

^ Разговорная (диалогическая) состоит в том, что учитель беседует с учеником и посредством вопросов вызывает у него новые мысли, или же обнаруживает заблуждения, неправильность его понятий, суждений. При этом и учащийся высказывает свои недоумения, предлагает вопросы. Не трудно понять, в каких случаях каждая из этих форм применяется. Акроаматическая форма применима там, где знание истины совершенно необходимо, между тем в душе учащегося нет даже и малейшего предчувствия о ней. Ею пользуются, когда желают подействовать на сердце и волю воспитанников.

Евристической форме отдается предпочтение в тех случаях, когда можно предполагать в слушателях достаточно задатков к развитию истины. Она особенно применима к учебным темам, требующим соображений рассудка.

Диалогическая форма бесспорно важнее двух первых. Она появляется в аудитории, когда акроаматическая и евристическая формы сливаются в единый процесс познания. Предпосылки появления диалогической формы заключены в понимании друг другом учителя и ученика, когда они с любовью занимаются одним и тем же делом и когда ученик доверяет своему учителю.
  1   2   3   4




Похожие:

Работать над душевными способностями и дарованиями iconУрок литературного чтения. Тема: С. А. Есенин «С добрым утром». Цель: обогатить словарный запас детей, работать над выразительностью речи; развивать детское воображение
Цель: обогатить словарный запас детей, работать над выразительностью речи; развивать детское воображение
Работать над душевными способностями и дарованиями iconДокументы
1. /Как работать над диссертацией1.doc
Работать над душевными способностями и дарованиями iconЦели: Отрабатывать вычислительные навыки; закреплять знания
Развивать математическую речь, внимание, работать над развитием логического мышления
Работать над душевными способностями и дарованиями iconАнализ работы школы за 2005-2006г. Задачи на новый учебный год
Работать над повышением качества знаний учащихся, подготовке их к самостоятельной жизни и труду
Работать над душевными способностями и дарованиями iconПеречень идей, над которыми я работал и еще буду работать
О том, что бесконечная природа есть неклассический вечный двигатель (в моем письме физику Сергееву ок. 1972 г.)
Работать над душевными способностями и дарованиями iconК слайду 2
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности....
Работать над душевными способностями и дарованиями iconТема урока: «Правописание глаголов.»
Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов....
Работать над душевными способностями и дарованиями iconАнализ работы за 2010/11 уч г
В 2010 – 2011 уч году педагогический коллектив школы продолжал работать над проблемой: «Повышение качества образовательного процесса...
Работать над душевными способностями и дарованиями iconАнализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Кроме того, педколлектив продолжает работать над решением одной из центральных педагогических проблем : «Развитие ключевых компетенций...
Работать над душевными способностями и дарованиями iconНекоторые отзывы участников курсов
В результате занятий у меня нормализовалось давление (таблетки не пила), пропала метеозависимость, а также зависимость от еды, улучшился...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов