Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин icon

Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин



НазваниеМосковский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин
страница1/25
Дата конвертации28.08.2012
Размер5.46 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


+


ВАЖНЕЙШИЕ

П Р И Н Ц И П Ы

ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ


КУРСОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

студента IV курса СПбДА свящ. Александра Зелененко


Санкт-Петербург

1997


СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

1.Определение, сущность и специфика

христианской православной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


13

2.Цель, задачи и средства православной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

3.Основные категории и понятия православной педагогики . . . . . . . . . . . . . . .

21

4.Православное понимание педагогического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

5.Понятие принципа в педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

37

6.Выбор основания и источников для выявления педагогических принципов . . . . .

38



ЧАСТЬ 1

ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



43

Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

Гл. 1. Особенности Божественной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

46

Гл. 2.
Значение Божественной благодати в педагогическом процессе . . . . . . . .

50

Гл. 3. Педагогичность в устроении природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . .

52

Гл. 4. Педагогичность Божия cлова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54

Гл. 5. Педагогичность Божественного Замысла и Промысла о человеке . . . . . .

56



ЧАСТЬ 2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ . . . . . . . . .



60

Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

60

Гл. 1. ^ Педагогические принципы ранне-христианской эпохи до Средневековья

62

Господь наш Иисус Христос - главный идеал и основание педагогики . . . . . . . . .

63

Значение Церкви Христовой и христианства для педагогики и ее принципов . . . . .

64

Принципы воспитания в первых христианских общинах . . . . . . . . . . . . . . . . . .

68

Педагогические принципы в трудах Святых Отцов и Учителей Церкви . . . . . . . .

70

Гл.2. Принципы в педагогическом наследии Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74

Педагогические принципы в монастырской жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

75

Педагогические принципы в «Домострое», традициях и укладе

христианской жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


80

Основные принципы педагогики в послепетровский период . . . . . . . . . . . . . . . .

84

Педагогические принципы из наследия выдающихся русских педагогов

XIX-ХХ веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


86

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

98







ЧАСТЬ 3




ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ . . . . . . . .

101

Гл. 1. Принципы православной педагогики,




определяющие отношение человека к Богу и Церкви . . . . . . . . . . . . . . . .

107

Принципы христоцентричности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

107

Принцип богообщения .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

109

Принцип богопознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

112

Принцип богопочитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

113

Принцип богоуподобления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

116

Принципы экклезиоцентричности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

117

Принцип воцерковления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

120

Принцип соборности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

123

Принцип литургичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

127







Гл. 2. ^ Принципы нравственно-педагогического взаимоединства

Принципы, определяющие отношение воспитателей и воспитуемых

к Богу, Церкви, друг другу, Отечеству, культуре и миру . . . . . . . . . . . . .



131

Принцип богобоязненности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

132

Принцип любви и почитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

134

Принцип религиозно-нравственной сознательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

136

Принцип нравственной свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

141

Принцип целеустремленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

144

Принцип иерархического единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

146

Принцип смиренномудренного послушания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

150

Принцип своевременности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

154

Принцип мерности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

157

Принцип патриотичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

160

Принцип культуросообразности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

162

Принцип экологической ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

165




Гл. 3. ^ Принципы педоцентричности

Принципы, определяющие отношение воспитателя к ребенку . . . . . . . . . .


168

Принцип душеспасительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

169

Принцип разумно-деятельной любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

173

Принцип смиренномудренного снисхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

175

Принцип личностно-уважительного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

177

Принцип целомудренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

181

Принцип природосообразности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

185







Гл. 4. ^ Принципы нравственно-педагогического аскетизма

Принципы, определяющие требования воспитателя,

предъявляемые к самому себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



189

Принцип самопознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

192

Принцип ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

194

Принцип требовательности к себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

196

Принцип личного примера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

198

Принцип воспитывающего обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

200


Принцип единства педагогических влияний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

202







ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

204

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

207

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

216

1. Различные классификации педагогических принципов . . . . . . . . . . . . . . . . . .

217

2. Хроника развития образовательной деятельности Церкви (1990-1997 гг.) . . . . .

219

3. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом по образованию Отделом религиозного СПб и образования и духовного просвещения СПб Епархии . . . . .


223

4. Соглашение о сотрудничестве между Гос. университетом пед. мастерства, СПб Духовной Академией и Отделом религиозного образования и духовного просвещения СПб Епархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


226

5. Исследование потребностей основных участников образовательного процесса (родителей) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


228

6. Анализ анкеты слушателей 1 и 2 курса Богословско-Педагогических курсов Православного педагогического общества при СПб Духовной Академии . . . . . .


229

7. Критический анализ гуманистического направления в педагогике с позиций Православного мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


230

8. Критический анализ антропософской педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

233

9. Жизнеприложимость принципов православной педагогики на примере рассказа Б.Алмазова "Простите меня" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


237

10. Что нужно знать всем православным воспитателям (родителям, пастырям и педагогам) об угрозе сексуального просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


242

11. Образовательная программа годичных курсов по религиоведению

"Личность и вопросы веры" (1995/96 уч.г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


245



ПРЕДИСЛОВИЕ


"Время, в которое мы живем, очень трудное, но наряду с этим и судьбоносное. За всю тысячелетнюю историю Руси может быть только после татаро-монгольского ига был такой же период, когда встала необходимость заново утверждать людей и детей в святой Православной Вере, духовно просвещать и научать их"1. Сегодня в нашем Отечестве как никогда остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Можно без преувеличения сказать, что от того, как сложится эта судьба, от того, какой путь выберут наши соотечественники и их дети, будет зависеть как их личное спасение, так и национальная и государственная судьба России. Само существование нашего Отечества зависит от этого выбора и - что еще важнее - от этого зависит, насколько бытие страны сможет соответствовать высшим целям, которые предопределены для нее Самим Господом и указаны историческим выбором наших предков. "В свое время Господь сурово спросит с каждого из нас: как мы использовали то время и те возможности, которые открылись и открываются нам. И упустить их, не использовать - это большой грех и перед Богом, и перед нашим народом и Историей"2.

При этом необходимо трезво оценивать сегодняшнюю ситуацию. Долгие годы господства атеизма, репрессий и гонений за веру, которые пришлось пережить нашему народу, не прошли бесследно. Мы потеряли очень много церковных деятелей и лучших людей нашей многострадальной Родины, утратили истинные духовно-нравственные и культурообразующие ценности и ориентиры. Вместе с тем сегодня, в условиях ложно понятой свободы, на детские души обрушиваются разнородные информационные потоки, которые своими порочными и безнравственными примерами способствуют растлению и разрушению молодого поколения. Под маской свободы насаждается самое настоящее рабство различным сектам, модным рок-группам, наркотикам, эротике, культу силы и приманкам материального преуспеяния. Порабощение человека (в том числе и юного) своим страстям и прихотям доходит до крайней распущенности и вседозволенности на почве агрессивно утверждающегося неоязычества, оккультизма, и сектантства. Без преувеличения можно сказать, что сила действия зла на людей и в первую очередь на детей, подростков, юношество достигла в наши дни небывалых масштабов.

К сожалению, большинство родителей и педагогов не могут дать детям верное понимание сегодняшней ситуации, о которой один из современных старцев сказал: "Закончились времена воинствующего атеизма, наступает время тонкого сатанизма". А потому особенно актуально звучит сегодня новозаветный призыв: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8); бодрствуйте и молитесь... стойте в вере... духа не угашайте, ибо дни лукавы (см.: Мк. 14, 38; 1 Кор. 16, 13; 1 Фес. 5, 19; Еф. 5, 16)3.

В наше лукавое время перед каждым родителем, педагогом, всяким человеком, болеющим за дело воспитания4 встал мучительный вопрос о состоятельности нашей образовательно-воспитательной системы в целом. Эта система успешно обслуживала прежние, десятилетиями насаждавшиеся общественно-политические идеалы, однако перед лицом новых исторических реалий она оказалась не только устаревшей и бесполезной, но даже вредной. Поэтому жизненно необходим глубокий критический пересмотр оснований, целей, направленности, задач и содержания сложившейся системы воспитания и образования.

Однако поиск нового мировоззрения многими родителями и педагогами ведется вслепую, методом проб и ошибок. Далеко не всегда они понимают, какую огромную опасность представляют некоторые духовные "практики", пропагандируемые новоявленными "духовными учителями", астрологами, парапсихологами и прочими "чудотворцами". Сегодня в школы приходят, с одной стороны, православные священники, с другой стороны - представители различных религиозных конфессий и даже сект и оккультных учений. В связи с этим представляется крайне необходимым знакомство родителей, педагогов и детей с традиционным для России православным миросозерцанием, богатейшим духовным опытом, а также с основами других религий. Фундаментом Российского национального жизненного уклада и традиций, в т.ч. и в сфере педагогической, является православное мировоззрение, исповедуемое многими поколениями устроителей и делателей русской культуры, науки и истории. Поэтому представляется целесообразным обеспечить более глубокое знакомство родительской, педагогической общественности и учащихся с основными положениями православной веры, жизни и педагогики. Сегодня необходимо активное творческое освоение этих религиозно-культурных ценностей, накопленных Православием в своем прошлом, в том числе нашего Отечества, и рассмотренных в живой взаимосвязи с духовно-религиозным опытом, приобретенным Церковью уже в наше время. Все это поможет родителям и педагогам не только осознать сущность современных противоречий в области воспитания и образования подрастающего поколения, но и найти точку опоры (веру) и отсчета (православное мировоззрение), что позволит решить многие личные, семейные и профессиональные проблемы и найти верный духовный путь.

Сегодня многие из тех, кто пережил внутренний кризис, выходят из ситуации духовного вакуума, начинают поиск смысла и цели жизни. У таких духовно оживших людей обостряются чувства вины, раскаяния, страха Божия и ответственности за все происходящее вокруг.

Эти состояния часто предваряют акт покаяния, который является единственным выходом из заблуждения, греха и тупиковой ситуации: человек должен переоценить себя, суметь осознать свою неправоту и, опираясь на непреходящие нравственные ценности, начать созидание по-новому на новом основании. Таким образом, покаяние является труднейшим и важнейшим делом перехода на новую внутреннюю позицию, "переменой ума", а затем и жизни, что буквально и означает это слово на древнегреческом. Этот смысл заключает в себе одновременно два аспекта: разрушение ложного основания и выявление истинных критериев. Важно осознать то, что было неверным в нашей жизни и системе воспитания, в нашем подходе к человеческой личности и выявить то, что в ней было доброго и истинного, на что в дальнейшем смогут опереться будущие воспитатели подрастающего поколения.

Если ранее атеистически-коммунистическая идеология и подвластная ей система народного образования привели нас к явному кризису в педагогике, то теперь сама жизнь ставит нас перед выбором: или встать на путь педагогического анархизма, отказаться от единой цели и единой системы воспитания, предоставив решение этого вопроса каждому педагогу или школьному коллективу в отдельности, - или же попытаться найти единство на новых основаниях. Время намечает, по крайней мере, три возможных пути к объединению: гуманистический, прагматический и национально-исторический.

Гуманистический путь предлагает главной ценностью считать самореализацию человеческой личности (персоналистического абсолютизма, доходящего до человекобожия)5.

Прагматический полагает эту цель в максимально рациональной, социально приспособленной личности, ищущей полноты жизненного комфорта. Оба эти пути предлагаются нам со стороны ряда систем западно-европейской педагогики, уже приведшие их к крайнему духовному оскудению.

Последний, национально-исторический путь, обращает нас к истокам нашего национального самосознания, к Православию, как духовно-нравственному жизненному основанию.

Именно на этом пути возросли все российские святые, был воспитан великий народ, создавший обширное сильное государство, богатую культуру, особый уклад и неповторимый образ жизни, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным образцом и идеалом - жизнь Господа нашего Иисуса Христа, а главной целью - достижение Царства Небесного.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




Похожие:

Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconОткрытый Студенческий Чемпионат Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское отделение ртс государственная Санкт-Петербургская Лесотехническая академия
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Мы соблюдали правила Соревнования с 19 ноября по 15 декабря и продолжаем участвовать в Программе
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Мы соблюдали правила Соревнования с 19 ноября по 15 декабря и продолжаем участвовать в Программе
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Мы соблюдали правила Соревнования с 19 ноября по 15 декабря и продолжаем участвовать в Программе
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Обязательств о
Соревновании классов, свободных от курения и обязуюсь не курить с 19 ноября 2010года по 15 апреля 2011 года
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconМосковский патриархат санкт-петербургская епархия отдел религиозного образования и духовного просвещения
Целью выставок является возрождение культурных традиций православной Руси. Желательно, чтобы были представлены детские рисунки и...
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Обязательств о
Мы, учащиеся класса школы, ознакомились с правилами Соревнования классов, свободных от курения и обязуемся не курить в период Соревнования...
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Обязательств о
Мы, учащиеся класса школы, ознакомились с правилами Соревнования классов, свободных от курения и обязуемся не курить в период Соревнования...
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconПравительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Обязательств о
Мы, учащиеся класса школы, ознакомились с правилами Соревнования классов, свободных от курения и обязуемся не курить в период Соревнования...
Московский патриархат санкт-петербургская епархия санкт-петербургская духовная академия кафедра церковно-практических дисциплин iconСанкт-петербургская академия управления и экономики
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов