Введение актуальность темы icon

Введение актуальность темы



НазваниеВведение актуальность темы
страница1/5
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.03 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

ВВЕДЕНИЕ


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


В наше время, когда повсеместно восстанавливаются храмы и монастыри, облагораживаются святые места, возвращается в жизнь древняя традиция русского народа – паломничество по святым местам. В наши дни эта традиция приобретает другую специфику. Раньше паломничества совершались: из любви к Богу, из желания приобщиться святости места, для укрепления в каком-либо предстоящем серьезном деле, чтобы найти свой путь в жизни. Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного, но очень благодатного подвига. Дети в семьях воспитывались с тем же восприятием паломничества.

Сейчас прежняя культура паломничества утрачена. Обстоятельства жизни и нравственно-духовный уровень людей тоже сильно изменились. Прежние трудности паломничества не могут выдержать не только дети, но и взрослые.

Под воздействием технического прогресса, экономических и социальных изменений поменялись и формы паломничества. Если раньше по большей части паломничества были пешие, многодневные, то теперь паломники используют различные виды транспорта (автобус, поезда и т.п.), что делает паломнические поездки менее продолжительными и менее трудными.

В старину паломники были желанными гостями в каждом доме. К ним относились как к “божьим людям”, несущим в себе частичку благодати той обители, из которой они возвращались, и массу полученной в дороге информации – о народном благочестии, об укладе жизни в других отдаленных местностях и т.п.

В наше время прежде, чем отправиться в паломничество, необходимо точно разработать маршрут, места остановок, пересадок; заказать билеты, места в гостинице, продумать форму питания в дороге и многие другие мелочи, о которых раньше не думали, надеясь на Божие попечение.

Сложной представляется в современной обстановке организация и проведение самого паломничества. Духовный уровень развития современных детей крайне слаб, они в сильной степени подвержены соблазнам мира. Средства массовой информации, разлагающее воздействие окружающей обстановки влияют на их психику, куда сильнее, чем простые попытки донести до них истины духовного мира. Следовательно, в таких обстоятельствах правильно организованное паломничество может стать одним из самых сильных средств противодействия отрицательному влиянию мира сего на детскую душу. Таким образом, главной целью современного паломничества является воцерковление детей.

В связи с постановкой такой наиважнейшей цели, перед педагогами – организаторами паломничества детей по святым местам, встают следующие задачи: как паломничество сделать интересным и адекватным для восприятия современных детей.

Подробной разработке этих вопросов и будет посвящена настоящая дипломная работа.


Содержание

Введение …………… ……………………………………….............. 3 - 6



Экскурс в историю возникновения паломничества ......................... .... 7 - 20

Различные виды паломничеств ................................................................. 21 - 30

Духовный аспект паломничества ............................................................... 31 - 37

Искушения и трудности .............................................................................. 38 - 46


Задача 1. ..................................................................................... ............47 - 71

1.1. Личность руководителя ........................................................................ 47 - 50

^ 1.2. Учет возрастных особенностей детей и степени их

воцерковления........................................................................... ........... 50 - 70

Характеристика дошкольного возраста ............................................ ....... 51 - 60

Характеристика младшего школьного возраста .................................... 60 - 65 Характеристика подросткового возраста ................................................. ....... 65 - 70

Выводы .................................................................................................. 71


Задача 2................................................................................................. 72 - 82

  1. Технические вопросы организации паломнической поездки ................ 72 - 76

  2. Организация и план проведения паломничества .................................... 77 - 81

Выводы .................................................................................................. 82


Задача 3.................................................................................................. 83 - 85

Соотнесение материала для паломнических бесед, мероприятий,

досуга с духом и смыслом паломнической поездки ................................... 83 - 85

Выводы ................................................................................................... 85

Заключение............................................................................................ 86


Библиография ....................................................................................... 87 - 89

Приложение .......................................................................................


Объект: Влияние паломничества на духовное развитие детей.


Цель исследования: Выявление конкретных педагогических возможностей и приемов, благоприятно влияющих на духовное развитие детей.

На основе паломнического опыта предыдущих веков, а так же проанализировав святоотеческое наследие затрагивающее эту тему, в данной работе мы попробуем провести исследование и доказать следующее положение: паломничество может являть собой благодатную почву для укрепления в детях личного благочестия и благоговения к святыне при соблюдении следующих условий:


  • Личность руководителя паломничества должна обладать личным благочестием и является в этом живым примером для детей.




  • Содержание паломнических бесед и проведение свободного досуга во время поездки должно соответствовать духу поездки и иметь назидательное и доступное пониманию детей содержание.




  • Устройство и содержание паломничества должно соответствовать возрастным особенностям и уровню воцерковления детей.




  • Необходима правильная подготовка детей к предстоящему паломничеству.




  • План проведения самого паломничества должен быть заранее обдуман, с учетом предыдущих пунктов, и действительная поездка должно как можно более быть выдержана в рамках этого плана.




  • После окончания паломнической поездки обязательно должен быть подведен ее итог и отмечены положительные и отрицательные стороны.


Задачи:


Соответственно данному положению мы в своей работе ставим следующие задачи:



  • Показать, что при организации паломнических поездок следует обратить особое внимание на личностные качества руководителя поездки, а также следует учитывать возрастные особенности детей и степень их воцерковления.



  • Привести в соответствие процесс организации паломнических поездок с целями и содержанием данной поездки (организационно-техническая сторона).



  • Соотнести подбор материала для паломнических бесед, мероприятия, проводимые в поездке, досуг с духом и смыслом паломнической поездки.



БИБЛИОГРАФИЯ:



  1. Лебедев А. П. “Паломничество в Святую Землю во времена Древней Церкви”. – СПб., 1900 г. – 30с.

  2. Зерченинов, А. “Рассуждения о важности христианских путешествий ко святым местам”. – М., 1840 г.

  3. Смирнов, Н. И. свящ. “О приходских паломничествах к святыням”. - М., 1912г. –139с.

  4. Руфимский Порфирий. “Путешествие учеников на богомолье в Черемисскую обитель”.- Казань., 1892г.

  5. Горталов, н. К. “Молодые паломники в Св. Земле”.-СПб., 1900г.

  6. Ярцев, А. “На богомолье в Троице – Сергиеву Лавру”. / По поводу крестного хода /.- М., 1892г.

  7. Марков, В. Ф. “Спасо-Преображенская пустынь Свято Троице-Сергиевой женской обители в г. Риге в связи с памятными днями паломничества, сопровождающего в пустынь св. чудотворную Якобштадскую икону Богородицы”. – Рига., 1911г.

  8. “Белевское Никольское братство трезвости (Тульской губернии). Паломничество трезвенников Белевского Никольского братства трезвости в Оптину пустынь”. – Белев., 1912г.

  9. “Экскурсия учеников Реального училища инженера Ф. Дмитриева в Троице-Сергиеву Лавру и село Коломенское”. - М., 1913г.

  10. “Экскурсии. Организация и проведение”. – М., 1970г.

  11. “Экскурсии в лес с отрядами младших школьников Методические рекомендации”. – М., 1955г.

  12. “Экскурсии учащихся средних учебных заведений города Тифлиса в 1902г”. – Тифлис., 1903г.

  13. “Экскурсия воспитанниц 2-ого Киевского женского Духовного ведомства летом 1903 года”. – Киев., 1904г.

  14. “Правила организаций и методика проведения экскурсий”. – Липецк., 1967г.

  15. “Методические материалы и рекомендации учителю по краеведению и туризму”. – Саратов., 1972г.

  16. “Руководящие материалы по туристско-краеведческой и экскурсионной работе со школьниками”. – М. 1973г.

  17. Ямницкий, М. Н, “Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности”. – М. 1977г.

  18. “Рассказы о древних русских паломниках”. – М. 11836г.

  19. Громцев, Н. “Из дневника студента – экскурсанта на Восток”. – Ставрополь, 1906г.

  20. “От Самары до Соловков и обратно. Дневник воспитанников Самарской Духовной семинарии”. – Самара. 1899г.

  21. “Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации”. – М. 1983г.

  22. “Путешествие студентов Казанской Духовной Академии в летние каникулы 1902 года”. Отд. отт. Из ж. “Православный собеседник”. 1902г.

  23. “Путешествие русских людей по Св. Земле”. – СПб. 1839г.

  24. “Паломничество воспитанников Коростышевской учительской семинарии в г. Житомир в 1907 году”. – Житомир. 1907г.

  25. Александровский, И. “Экскурсии учащих и учащихся Суздальских городских начальных училищ в местные обители и храмы”. – Суздаль. 1912г.

  26. А. Флеров “Ученическая экскурсия в Крым”. Вестник воспитания № 4. – М. 1893г.

  27. “Дневные заметки во время путешествия по св. местам Востока”. Саровской пустыни иеромонаха Паисия в 1866 году. – Казань. 1881г.

  28. “Экологическое и эстетическое воспитание школьников” – М. Педагогика. 1984г.

  29. П- ов, С. С. “Поездки в монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и Горицкий” - Вологда. 1916.- 31с.

  30. Шестун, Е. свящ. “Православная педагогика”. – Самара, 1988. – 576с.

  31. Божович, Г. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”. – М., 1986г.

  32. Кулагина И. Ю. “Возрастная психология”. – М., 1997г.

  33. Обухова, Л. Ф. “Детская психология: теории, факты, проблемы. –М., 1955г.

  34. Эльконин, Д. Б. “Детская психология”. – М., 1960.

  35. Полный Православный энциклопедический словарь. – М. 1992г.

  36. Попов, Е. протоиер. “Нравственное Богословие для мирян”. Изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995г.

  37. “Паломничество в г. Белгород на открытие мощей св. Иоасафа Белгородского”. – М., 1912г.

  38. “Приходские паломничества ко св. благов. князьям города Мурома”. – Новгород, 1913г.

  39. “Воспоминания крестьянина Т. Михайлова о паломничестве в св. обители для поклонения св. угодникам и о бедности виденных им монастырей и св. храмов Божиих”. – СПб., 1904г.

  40. “Паломничество прихожан Дубинской св. Георгиевской и Довбенской Спасо-Преображенской церквей”. – Вильна, 1906г.

  41. Горчакова, Е. С. “Поездка в Новый Иерусалим, Саввин монастырь и г. Дмитров княгини Елены Горчаковой”. – М., 1886г.

  42. Фаворский, н. “Беседа о значении русского паломничества во Св. Землю”.

  43. Норов, А. С. “Несколько мыслей старого паломника”. – СПб., 1884г.

  44. Рыбинский В. П. “О паломничестве в Иерусалим в библейское время”. – Киев, 1909г.

  45. Родзянко, Л. “О св. земле и паломничествах”. – Париж, 1958г.

  46. Якубович, А. “Прогулки по Палестине с учениками Назаретского мужского пансиона”. Уп. :Православный Палестинский сборник в 22.

  47. Русаков, Н. пртоиер. “Ближний Восток (из поездки учеников училища города Саратова).- Саратов, 1911г.

  48. “Записки свящ. Сергия Сидорова с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской”. – М., -1999г. – 296с.

  49. Хитров, М. И, “Беседа о благочестивых путешествиях по св. местам в древности” – СПб., 1901г.

  50. “Русский царь с царицею на поклонении московским святыням”. – СПб, 1909г.

  51. Рижская Дух. семинария. “Паломничество воспитанников Рижской Духовной семинарии в г. Москву и Троице-Сергиеву Лавру” –Рига, 1914г.

  52. Васильев Н. “Экскурсия учеников Тверскаго духовного училища в Новый Иерусалим и Москву”. – Тверь, 1914г.

  53. Ефимов, А. протоиер. “Царское паломничество к др. святыням богоспасаемого града Чернигова”. – Чернигов, 1914г.

  54. Коровицкий, А. И. “Дневник паломника. Из путевых заметок законоучителя” – Житомир, 1891г.

  55. Лебедев, В. К. “Поездка в Саратов окончивших курс воспитанниц Вологодского епархиального женского училища”. – Вологда, 1909г.

  56. “Паломническая экскурсия учениц Ярополческой второклассной школы”. – Владимир, 1915г.

  57. Каталукша, Евст. Паломничество Полтавской двухклассной железнодорожной школы на Соловецкие острова в 1914г.”. – Полтава, 1915г.

  58. Троепольский А. М. “Паломническое путешествие православных учеников Брестской мужской гимназии в Яблочинский св.-Онуфриев монастырь Холмской епархии”. – Брест-Литовск, 1910г.

  59. Кулжинский, Г. И. “Руководитель Воронежских богомольцев”. – Воронеж, 1876г.

  60. Кузнецов, П. “поездка в Кострому летом 19113г.”. – СПб., 1914г.

  61. Бондарев, Н. “Паломничество Харьковской Дух. Семинарии на поклонение мощам св. Иосафа”. – Харьков, 1911г.

* Материалы Конференции “Организация летнего отдыха” (Педагогический факультет ПСТБИ – май 2000г.).

# Материалы из Курсовой работы Ковалева Игоря (361 гр. ПСТБИ).


^ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВ


Паломничества в ветхозаветное время.


Традиция путешествовать по святым местам уходит своими корнями еще в Ветхозаветные времена. А наклонность к этому, видимо, заключается в самой религиозной природе человека. Для того, чтобы показать каким образом в Ветхозаветное время совершались паломничества, тогда оно еще не носило этого названия, обратимся к исследованию в этой области Лебедева А. П. В своей книге “Паломничество в Святую Землю во времена Древней Церкви” он пишет следующее: “В священной истории Ветхого Завета можно встретить немало повествований о том, как по воле Божией праведники оставляли свои дома и совершали путешествие в означенное место, которое особо угодно в очах Божиих. Эти путешествия совершались бесприкословно с благоговением, видимо, с осознанием того, что путешествия с религиозной целью угодны Богу и что есть места, на которых по преимуществу почиет Его благоволение.

Сюда можно отнести и трехдневное путешествие Авраама в землю Мориа для принесения Исаака в жертву. И повествование о том, как Иаков узрел в сонном видении лествицу, доходящую до небес, которою он назвал домом Божиим. Иаков стал почитать это место как важнейшую святыню и свидетельствовал свое почитание принесением жертвы.

Для потомков Иакова Вефиль тоже считался Святым местом. Они путешествовали туда, приносили там жертву и Бог являл к ним свое благоволение. Иаков и его потомки представляют примеры добровольного путешествия к местам особой святости.

Моисей в книге Второзакония постановил, чтобы весь Израиль мужеского пола трижды в год приходил на то место, какое изберет Бог - Иерусалим, именно в праздник Опресноков, в праздник Седьмиц, в праздник Кущей. Таким местом был Иерусалим и до построения в нем храма Иегове, и после построения его в столице иудейской”. С этого времени стали совершаться паломнические путешествия в Иерусалим благочестивых иудеев мужского пола. Нередко к ним добровольно присоединялись и их жены, для которых это не было обязанностью, а было добровольным актом. С двенадцати лет к ним присоединялись и дети мужского пола. Упоминание об этом содержится в Евангелии от Луки, где повествуется о паломничестве в Иерусалим двенадцатилетнего отрока Иисуса, Который тоже не пренебрегал этой святой обязанностью иудейского народа, тем самым показав его важность (Лк. 2; 42-52).

Следует сказать, что эти семейные паломничества оказывали огромное педагогическое воздействие на иудейских детей. Через них они учились законопослушанию, послушанию своим родителям, приобщались к святыням и истории своего народа, ощущая себя неотъемлемой частицей его, приобщались к благочестию своих предков.

Путешествие к св. горе Сионской и к Св. граду Иерусалимскому послужило образцом для христианских путешественников в Иерусалим во времена Древней Церкви, которое первые христиане совершали уже не по предписанию, а по влечению сердца.


Паломничества во времена Древней Церкви.


Одной из главных побудительных причин, побуждающих первых христиан к принятию на себя этого подвига можно признать следующее: “Для учеников Господа Иисуса и верных Его последователей, воодушевленных Божественной любовью, естественно было желание вечно жить со своим Господом, вечно лобызать Его святые язвы, источившие спасение всему миру, вечно созерцать в лице Его сияние вечной славы. Для сердец верующих сие доступно и в вознесении Господнем на небо. Таковые сердца не знают никаких преград, и, желая неразлучными с Возлюбленным своим, могут возноситься к Нему на небо, и там светать своею любовью Любовь вечную. Даже сия вечная Любовь, возлюбившая нас до конца, сама исходит во сретение каждому верующему, в таинственных дарах предлагая Себя в снедь, дабы вкушающий тела и крови Христовой, жил вечно со Христом и во Христе. Но та же горячая любовь еще недавно разлучившихся со своим Учителем и Господом учеников, побуждая их искать Его сердцем и верою, невольно заставляла их искать и всего, что напоминало им о Господе, чаще иметь перед глазами те святые места, на которых совершено наше спасение, которые были великим поприщем великих дел Спасителя. Ибо там все говорило о Господе, и верующий на каждом шагу мог вспоминать возлюбленного Иисуса, или беседующего с учениками, или чудо творящего...”. В своем исследовании Лебедев А. П. пишет, что в первые три века мы можем найти очень мало сведений о подобных путешествиях. Причин такого явления может быть указано несколько. “Прежде всего в эти века христиан было не столь много, как в последующие; меньше было христиан, следовательно, меньше и путешественников в Святую Землю. Дальше гонения на христиан этих веков были условием, не предрасполагавшим к совершению путешествий; путешествия по святым местам есть род самоотвержения, но к самоотвержению давали множество случаев гонения, так что подвиг путешествия был менее необходим, чем в спокойное время. Далее места освященные страданиями Христа были намеренно осквернены язычниками через построение на них идольских капищ; в Иерусалиме трудно было найти то, для чего шли сюда; места святые были в поругании. Многие святыни еще находились под спудом: крест Христов, пещера Его погребения были еще неоткрыты. Но блаженный Иероним свидетельствует, что путешествия в Святую Землю начались очень рано и совершению путешествий; путешествие ко св. местам есть род самоотвержения; но к самоотвержению встречались во все время еще до 4 века, времени, когда этот подвиг сделался уже обычным явлением”.

Уже во 2 веке можно встретить сведения о паломничествах совершаемых по обету. Например, паломничество Александра, епископа Капподакийской Церкви. Из этого можно заключить, что к паломничеству уже во 2 веке относились как к подвигу христианского благочестия.

Свидетельства 2 – 3 веков показывают нам, что паломничества совершали не только простые и неученые люди, но и высоко образованные граждане, например, Ориген.


Паломничества после 4 века,

время христианского мира и благоденствия


В 4 веке благодаря усилиям императора Константина гонения на Церковь были прекращены, а христианство стало государственной религией Великой Римской империи.

“..тогда благочестивая ревность верующих, любящих Господа, в годину испытаний, как золото в огне, очищенная, ясно раскрылась и с силою повлекла благочестивых христиан не только в святую землю, но и в другие святые места, где хранились останки угодников Божиих. Любя Господа, верные Христовы не могли не любить верных рабов Его, не могли не чтить крови мучеников, излиянной за Господа, и подвигов ревнителей благочестия, живших для славы Единаго Господа”. В 4 веке можно встретить многочисленнейшие примеры путешествий в Св. Землю самых разнообразных людей. Начиная от знаменитейших отцев и учителей Церкви, известных благочестивых правителей, кончая безвестными простыми верующими. “Знаменитый пример благочестивого путешествия в Палестину представляет царица Елена. Она, кстати сказать, тоже совершила его по обету в благодарность Богу за помощь Его ее сыну. Там благоговейная поклонница выразила свое благочестивое усердие ко святым местам подвигами благочестия. Она обрела истинный Крест Искупителя, и воздвигла две церкви: одну над яслями Мессии в Вифлееме, другую на горе Елеонской, в память вознесения Господня. Царственный пример должен был сильно подействовать на современников и потомков, возбудить их к подражанию и возвысить важность христианских путешествий”. Что вскоре и произошло: “для выражения благочестивой ревности христиан не было уже от вне препятствий; гонения прекратились и пути ко святым местам стали открыты, сонмы благочестивых странников потекли на поклонение св. местам”.

Блаж. Иероним так повествует об этом времени: “Все народы стекаются ко св. местам, как бы исполняя изречение Спасителя: идеже аще будет труп, тамо соберутся орлы (Мф. 24; 28) и представляют нам зрелище различных добродетелей, там голоса различны, а благочестие одно”.

Святой Златоуст в одной из бесед говоренных им Антиохийцам рассуждает: “..а гроб Христов известен даже и чуждым народам. И гробницы рабов Распятого гораздо блистательнее царских палат, не по огромности и великолепию зданий, но, что гораздо важнее, по усердию к ним притекающих. Даже и тот, кто обличен в порфиру, приходит к сим гробницам, чтобы лобызать оныя, и, отложив гордость, молить святых о ходатайстве за него пред Богом: и скинотворца и рыбаря, уже умерших, молить как своих покровителей, пришедший сюда в диадеме”.


О побуждениях к христианскому странствию в 4-5 вв. можно сказать следующее. “Прежде всего, конечно, побуждало принять на себя этот подвиг желание во всей силе воскресить в своей душе те великие события, какие произошли во Святой Земле во времена Ветхозаветные и Новозаветные, возгреть, укрепить и оживить в себе религиозное чувство, которое среди обыкновенной обстановки слабеет и притупляется. У других путешественников к этому побуждению присовокуплялись и иные. Так, например св. Елена помимо первой цели имела и вторую: возблагодарить Бога за те блага, которыми Он одарил ее сына и ее внуков. Другие путешественники хотели выразить через принятый ими подвиг чувство благодарности по случаю миновавшего их несчастия. По свидетельству Иеронима, нашествие варваров, опасность пленения побуждали некоторых дать клятвенный обет во время самой опасности или по прошествии ее, отправиться к святым местам. Некоторые из странников в Иерусалим думали находить для себя побуждение к этому делу в заповедях Самого Христа. Именно думали, что в словах Спасителя, сказанных Его учениками, чтобы они не отлучались от Иерусалима, находится побуждение к странствованиям в Святую Землю”.

В святой град направлялись и все те, кого влекли пути Господа, все кто услышал зов Его, но еще не избрал определенный путь к Богу.

Некоторые ученые христиане не забывали при посещении Святой Земли и побуждений чисто научных. Святая Земля должна была объяснить им, что представляется невразумительным и неясным в Св. Писании без непосредственного изучения той страны, где происходили события описанные в Библии.

Эти и подобные побуждения как, например , тяжелое горе, желание подвигом умирить свою совесть, сокрушающуюся о каком-либо великом грехе, вели и приводили в Иерусалим и Святую Землю. Туда идет Мария Египетская, блудница, вслед за толпой паломников, устремляющихся приложиться к честному древу Креста Господня. И вне порога храма Воскресения познает свою греховность и слезами покаяния омывает свою скверну. Туда же направляется епископ Иоанн (Молчальник) в 5 веке, смущенный пышностью епископского сана и тоскующий по тихому смирению пустыни, перед тем как он стал скромным послушником одного из Вифлеемских монастырей. Знают этот путь в Иерусалим перед подвигами и Феодосий Великий, и Антоний Великий, и Епифаний, и Григорий Богослов, и Михаил Черноризец. Этот путь освящен чудотворцем Николаем, и Василием Великим, и Златоустом в дни их исканий пути Бога, в дни их колебаний. Из жизни близких к нам по времени святых тоже можно привести такие примеры: например, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, перед тем как коренным образом изменилась вся ее жизнь тоже посещала Святую Землю.

Известно, что уже в 5 веке трудами блаж. Иеронима был открыт в Палестине странноприимный дом, чтобы путники, как говорил блаж. Иероним, не остались без крова как Иосиф и Мария.

Нередко и те христиане, которые уже нашли путь к Богу посещали Иерусалим, для того чтобы укрепиться в нем и получить святостью места благословение на предстоящий им подвиг.

Странствия паломников были направлены также к разрешению недоумений, к встрече с людьми более опытными, к поиску руководителей. Зачастую, в святые места шли не только молиться, но и научиться святой жизни.

Вообще же святые отцы видели причину паломничеств не в колебаниях и сомнениях, а в любви к Богу. “Например, блаж. Феодорит Кирский так писал о Петре Галлатийском: “Сей блаженный муж, будучи объят любовию ко Христу, приложил к себе слова “Песни Песней”: уязвлен любовью аз есмь и, как бы желая увидеть хоть тень Жениха, обратился к местам, которые источали для всех людей токи спасения”.

Жития святых передают о трудностях этих путешествий. Они гово­рят о изнеможениях плоти, о том, как по молитве великих святых па­ломники, умершие от жары, воскресали и жаждущим соленая вода превращалась в пресную. Некоторые из пустынножителей, подвизав­шиеся в оазисах Сахары, имели особые виноградники для паломников, как, например, преподобный Коприй, подвиг которого заключался в поддержке усталых путников виноградом.

Паломничество по мере расширения христианства, а вместе с ним и благодатных мест, озаренных Святым Духом, расширялось, и тропы паломников ведут в Византию и в Рим, ведут на Святой Афон, идут во все те города и веси, где - либо пролита кровь мученика, либо раздается мудрое слово святого”.


Начало паломничеств в Русской Православной Церкви.


На Руси известия о паломничествах встречаются сразу после ее крещения князем Владимиром. “Русский человек всегда любил паломничества ко св. местам. Лишь только он принял христианство, омылся от идолопоклонства в быстрых струях многоводного Днепра как потянулся на Восток. Святая Земля, живая свидетельница всего домостроительства нашего спасения, слышательница ветхозаветных небесных откровений, - Св. Земля запечатленная стопами Самого Сына Божия, Господа Иисуса Христа, оглашенная божественным Его учением, впитовавшая Его пот и кровь Св. Земля увенчанная животворящим крестом, на котором совершилось наше спасение – эта земля для всего христианского мира, а для русского православного человека в особенности, всегда являлась той дивной силой которая влекла его помыслы и чувства той вершиной мира, с которой он мог бы разглядеть и земную жизнь и видеть свое загробное будущее. Поэтому не удивительно, что Св. Земля в почти тысячелетний период христианства на Руси видела у себя многие миллионы русских, которые несли сюда свои прошения, моления, свои слезы и изливали свою веру, любовь и беспредельную преданность Спасителю у подножия Его креста”.

Если мы обратим внимание на саму этиологию русского слова “паломник”, то мы легко сможем убедиться, что оно как раз берет свои корни из обычая путешествовать в Св. Землю. Путешествующих в Св. Землю называли паломниками потому, что они приносили домой паломы – пальмы, их широкие листья казались чудом для наших широт. Постепенно название “паломник ”перешло и на всех путешественников по святым местам, даже на тех, кто не выходил за пределы страны.

“Первый известный русский паломник был преподобный Антоний Печерский. В житии преподоб­ного Феодосия мы читаем о его попытке присоединиться к паломникам, идущим в Иерусалим, что указывает на существование в истории в конце XI века русского паломничества”. “Антоний Новгородский сообщил о русском паломнике домонгольского периода, погребенном в Константинополе, некоем Леонтии, бывшем также в Иерусалиме”.

В начале XII века игумен Даниил, знаменитый паломник, оставив­ший нам описание своего путешествия, говорит о многочисленной дружине, бывшей с ним в Иерусалиме. В “Вопрошаниях” Кириака начала второй половины XII века также указано на многочисленных паломников в Святую землю. Авраамий Смоленский ходил по благо­словению старца в Царьград. В XIII веке посещает Иерусалим Ефим Полоцкий. Паломничество главным образом было направлено на Вос­ток к местам, освященным Господом, а равно и к святыням греческим, откуда пришло Православие.

“Что касается до самого путешествия игумена Даниила, то здесь ясно можно видеть любовь к благочестию, которым преисполнялись сердца наших предков при посещении святыни, любовь к самой святыне и любовь к Отечеству, изливающаяся в теплых о нем молитвах”.

В “Хождении” игумена Даниила можно прочитать следующее: “Поставих аз кандило свое на святом гробе, и поклонихся честному твоему гробу, и облобызах с любовию и со слезами место святое, идеже лежало тело пречистое Господа нашего Иисуса Христа. И взыдохом из гроба того с радостию великою”.

“Бог тому послух и св. гроб Господень, во всех сих местах святых незабых имен князей русских, и княгинь их, и детей их ни епископов, ни игуменов, ни боляр, ни детей моих духовных, ни всех христиан”.


Голубинский предполагает, что русские монахи тотчас после кре­щения отправились на Афон, где подвизались или по отдельности, или в основанном ими монастыре. Мы знаем даже целый институт в древ­ней Руси, имеющий свои юридические права, - “калик перехожих”, паломников-профессионалов, всю жизнь свою посвятивших на хожде­ние с поклонением к святым местам. Они являлись как бы посредни­ками между Русью и святыней Востока и Запада, они собирали свиде­тельства о новейших чудесах; они приносили из святых мест мощи, частицы древа Креста Христова, камни от Гроба Господня. И им за это устраивали особые пиры, они имели почетные места на свадьбах и по­гребениях.

Паломничество развивалось по мере увеличения религиозного зна­чения Руси. Пришло время, когда на Русь стали смотреть как на свя­тую, как на наследницу Византии, и в Россию стали тогда приходить паломники из иных стран, что возбуждало русских паломников к но­вым подвигам и путешествиям. Но по мере возрастания духовности Руси этот подвиг стал более внутренним. Русские люди стали посе­щать свои родные святыни, стали стремиться в Киев, в Москву, в Со­ловки, где подвизались святые русские, где особенно видна благодать Божья. Почти все русские святые от древних до подвижников наших дней были паломниками, почти все они жили в юности подобно Сера­фиму Саровскому, но к зрелым годам шли на поклонение к святым местам, шли для того, чтобы заимствовать оттуда силу и святость.

С XVIII века появился на Руси особый подвиг - подвиг странниче­ства. С определенного момента Русская Церковь обращается к новому подвигу - к уходу из этого мира, к странничеству. Главной чертой этого подвига странничества является отметание определенного места, отрицание до конца уюта. Взяв начало от подвига паломничества в святые места, подвиг странничества провозгласил святость всего мира. Странники не знают в пределах этой жизни цели своего странствия. Так, если паломники в подвиге древнего Израиля стремятся к Земле Обетованной, то странники знают пути учеников Господних, идущих за Ним по дорогам Галилеи.

Подвиг страннический входил в состав первых подвигов Церкви. Странники первых веков христианства несли определенные задания церковным общинам. На их обязанности лежало оповещение различ­ных общин о новых распорядках Церкви, о соборах. Они распростра­няли послания апостолов и мужей апостольских, они помогали ссыль­ным и заключенным в темницах. Подвиг их был связан обетом. Ряд произведений древней христианской письменности сохранил эти обе­ты. В них указано на то, каким должен быть истинный странник, и да­ются предостережения от лжестранников. Особенно много о странни­ках первых веков повествуют послания апостольские. Так, апостол Павел в своих посланиях начертал образцы страннические, о них гово­рит ряд отцов Церкви. Подвиги страннические сводятся к постоянно­му хождению, к повиновению своему духовнику, к полной нестяжа-тельности. Как и подвиг пророческий, странничество прекратилось с момента широкого распространения христианства, с момента призна­ния Церкви государством”.

Паломничества внутри России


“Бог благословил наше отечество великими дарами Своей любви, даровал нам многия сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках святых Российских. Но в России есть три великие сокровищницы Небесных даров, куда главным образом направляются стоны верующих”. На Юге России – это Киево-Печерская Лавра, в сердце России Троице – Сергиева Лавра и на Севере России – монастырь Соловецкий.


Киево-Печерская Лавра

Киев – мать городов Российских; свет христианской веры, принесенный из Греции, распространился отсюда по всему нашему Отечеству. Киево-Печерская Лавра основана самыми твердыми подвижниками самоотвержения христианского и с течением времени украсилась сонмами святых Божиих. Посему и начало обычая христианского ходить на богомолье сближается с началом сей Лавры. Еще при жизни преподобных отец наших Антония и Феодосия, воздвигнувших монастырь, пещеры их для принятия от них духовных наставлений и благословений, посещали многие благочестивые люди и даже сами князья.

Усердные поклонники тем более и по смерти этих подвижников и их прославления спешили ко гробам преподобных со своими немощами и нуждами, и усердие истинное всегда получало награду в исцелении недугов душевных и телесных.


Паломничество в Троице Сергиеву Лавру


“В 1-ой половине 14 века затеплился в сердце России, в безмолвном мрачном уединении, светильник Божий. Светильник более и более разгорался, разливая по окрестным странам тихие лучи благочестия. Лучи стали далеко видны, благочестие потекло к светильнику благочестия, и вот, дикое, заросшее непроходимыми лесами место, скоро зацвело, и величественно возстала на славу России Троице - Сергиева Лавра.

После многократных подвигов Св. обители для спасения и благоденствия России, могли ли сыны Российские как древле, так и ныне, всегда усердно притекали в Троицкую обитель со своими молитвами, прошениями и благодарениями”. Здесь достаточно упомянуть посещение преподобного Сергия св. благов. князем Дмитрием Донским перед Куликовской битвой и его возвращение с благодарностью Богу после победы.

“По блаженной смерти преп. Сергия любовь к Троицкой обители возросла в сердцах русских и ревность в посещении ее усилилась. Все русские Вел. Князья и цари, начиная от Донского, считали для себя священным долгом посещать обитель каждый год, или на Троицын день, или на память преп. Сергия, или даже на оба те дни, исключая только чрезвычайные случаи; и, что особенно служит доказательством благочестия наших царей, иногда совершали свои путешествия пешеходно. Перечислять всех посетителей Троице – Сергиевой Лавры дело излишнее”.


Паломничество в Соловецкую обитель

“Протекло около столетия от основания Троице – Сергиевой Лавры, как по воле премудрого Промысла, в отдаленных странах Севера, на диких, пустынных островах Соловецких, явились новые светильники благочестия -–преп. Зосима и Савватий, открылась еще сокровищница Небесной благодати для притекающих к ней с верою

Верные сыны благочестия Российского и особенно новгородцы, питали к Соловецкой обители глубокое уважение. Презирая нужды на суше и опасности на море, с отдаленных краев России, идут к островам пустынным благочестивые путники, чтобы излиять сердца в молитвах веры”.

Вывод: Данный исторический экскурс приведен в нашей работе для того, чтобы показать, что благочестивый обычай паломничества по святым местам уходит своими корнями еще во времена Ветхозаветные, являясь, видимо, духовной потребностью человека. Этот обычай установил Сам Бог, через пророка Моисея для Древнего Израиля, святость и важность этого обычая подтвердил Иисус Христос, исполнением его. Затем через апостолов он вошел в жизнь Новозаветной Церкви и по мере распространения христианства передавался в месте с ним от одного народа к другому, таким образом, достигнув и нашей земли. Войдя в жизнь русского народа, он стал неотъемлемым компонентом его благочестия.

^ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПАЛОМНИЧЕСТВА


В предыдущей главе мы провели небольшой экскурс в историю развития паломничества. Теперь постараемся сделать краткий обзор различных видов паломничества, как прошедших веков, так и настоящего времени.

Все паломничества можно разделить на следующие группы:

  • По способу передвижения: пешие, автобусные, на корабле и т. п.

  • По количеству людей: одиночные и групповые.

  • По возрастным особенностям: детские, юношеские, взрослые.

  • По продолжительности времени: однодневные и многодневные.

  • По целям: паломничество на открытие мощей, паломничество с крестным ходом, ученические, приходские и краеведческие паломничества.

  • В зависимости от расстояния и местности: дальние, близкие, городские, загородные и т. д.



Теперь постараемся рассмотреть наиболее интересные виды паломничества, некоторые из которых уже стали архаичными.

Народные паломничества

Как мы видели из исторического экскурса первый и наиболее распространенный вид паломничества, это народные паломничества. Народ, как хранитель благочестия, первый почувствовал необходимость таких богоугодных путешествий. Паломничество вошло в народное сознание и укоренилось там. Многие поколения детей воспитывались на этом благочестивом примере. Благодаря этому люди горячо любили свою Родину, становились патриотами, считали своим священным долгом защищать свою землю от нападений врагов. Такое паломничество было доказательством горячей любви к Богу.

Народные паломничества обычно отличались своей не прихотливостью к быту и способу передвижения. Они, как правило, были пешими и немногочисленными, т. к. народ обычно живет трудовой жизнью и паломничество может совершать только тогда, когда все хозяйство приведено в порядок. Обычно из семьи выбирали одного представителя, без трудового вклада которого семья могла бы прожить некоторое время не чувствуя особой нужды, и посылали его на поклонение. Паломничество считалось очень важным, святым делом, ради которого люди терпели нужду и неудобства. Оно рассматривалось не только как личное, но как соборное дело. Очень часто в рассказах о паломничествах можно встретить описание того, как всей деревней провожали тех, кто направлял свои стопы к святому месту. Односельчане давали им разные поручения: кому просфору привезти, за кого помолиться, а кому водички со святого источника. И тот, кто принимал на себя паломнический труд, чувствовал себя народным посланником и молитвенником за тех, кто его напутствовал. Во многих произведениях русских писателей мы можем встретить самые теплые воспоминания детства о том, как они совершали паломничества в те или иные святые места.

Вот как пишет о подобном паломничестве Иван Шмелев в своем произведении “Богомолье”: “Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног, - тихие богомольцы, в кучках с котомками, с громкими жестяными чайниками и мешками, с палочками и клюшками, с ломтями хлеба. Молятся и жуют, и дремлют. На синем, со звездами золотыми, куполке – железный, с мечом, Архангел держит высокий крест.

В часовне еще просторно и холодок, пахнет горячим воском. Мы ставим свечки, падаем на колени перед владычицей, целуем ризу. Темный знакомый Лик скорбно над нами смотрит – всю душу видит”.


Царские паломничества


Обычай царей путешествовать к святым местам тоже уходит своими корнями в первохристианские времена. Оно берет свое начало от благочестивых царей Византийских: равноапостольных царицы Елены и царя Константина. С распространением христианства эту традицию восприняли и другие благочестивые цари и императоры. Не стало исключением и Государство Российское.

“Благочестивые государи Московские изстари ввели в обиход своей жизни посещение монастырей – городских и загородских. К последним принадлежали монастыри, находившиеся в старину в Земляном городе, то есть Новоспасский, Симонов, Андроньев, Даниловский, Страстной и др. Иногда государи предпринимали богомолья и в отдаленные от Москвы монастыри. Эти путешествия назывались походами ил объездами, получавшими название от монастырей, в которые они совершались. Так бывали походы Саввинские, Кашинские, Угрешские, Можайские и т. д. Самыми частыми и наиболее торжественными были походы Троицкие, к преподобному Сергию, называвшимися также Троице-Сергиевскими или Сергиевскими.

Богомолья бывали ежегодно, иногда по два, по три раза в год; ходили по обещанию, ходили туда говеть, ходили по случаю какой-либо “государевой радости”, и ни одного семейного или государственного дела не начинали Русские Самодержцы не побывав у Троицы. Время года, какое бы оно не случилось, не препятствовало царским богомольям. Царские паломничества сопровождались немалыми церемониями и пышностью, как и вообще выходы и путешествия Московских государей. Предварительно посылался в монастырь старый подьячий или другой приказный с известием о скором прибытии государя, потом начинались приготовления к походу: окрестные крестьяне подправляли дорогу, чинили мосты, вехи и гати, дворовые люди устраивали помещения для царских остановок и заготовляли все нужное для отдыха, а сам государь делал распоряжения на время своего отсутствия из Москвы и для береженья своей семьи остававшейся в столице назначал доверенных бояр”.

Вот, например, как совершалось паломничество в Троице Сергиеву Лавру: “Сделав все распоряжения, государь назначал день отъезда. В назначенный день, испросив в Успенском соборе благословение патриарха, после напутственного молебствия, приложившись к святым мощам, пожаловав духовных властей к руке и всем поклонившись, государь отправлялся на богомолье. Впереди царя двигался отряд, по известному церемониалу. В отряде были канонеры, конюхи, секироносцы, копейщики, знаменосцы, и, наконец, стрельцы при мечах с самопалами в левой руке и с бердышами на правом плече. Впереди везли пушку, за нею вели лошадь воеводы, а затем уже следовал и сам воевода, за которым шел весь отряд.

С передовым отрядом отправлялась столовая и шатерная казна, т. е. все нужное для помещения и стола царского на путевых остановках и притом все в том же виде, как бывало и в Москве, не забывая ни о какой мелочи.

Выехав из Москвы, царь посылал к царице и всей своей семье и к патриарху со здоровьем, т. е. спросить о здоровье, что делала со своей стороны и царица. Подобные посылы считались вежливостью, а в отношении подданных большим почетом и наградой.

Царственные богомольцы продвигались медленно: пять и более дней

продолжалось шествие с большими отдыхами на станах. Дорогой на остановках царя встречали с хлебом и солью иногда с рыбой. Царь жаловал их и приказывал кормить и поить вдоволь. Выходили крестьяне и крестьянки окрестных деревень и сел и тоже с подношениями деревенских гостинцев – подносили хлебы, пироги, блинки, квас и т. п. За это их оделяли деньгами из особой казны. Нищие, леженки и всякие убогие, и бедные люди получали по всей дороге милостыню.

Патриархальность и простота царской жизни соблюдалась и в походах, в принятии всех этих немудреных подношений, в жаловании за них рублей, алтынов и денег.

На последний стан к царю приезжали из Лавры архимандрит, келарь и казначей с образами и просфорами, били челом, звали на праздник к церковным службам и “чтоб он, государь, у них у праздника и кушал”.

Не доезжая версты три до Клементьевской слободы, государь останавливался и отсюда уже шел пешком до монастыря. За слободой снова была остановка и перемена платья. У ворот монастыря архимандрит встречал государя с крестами и святой водой и вручал ему монастырский посох.

В Лавре государь посещал все церковные службы, раздавал щедрую милостыню, заходил в больницу и кушал в день праздника в монастырской трапезе. От братии принимал деревянные братины, ковши, ложки и проч., изделием которых славились троицкие монахи.

Дней через десять после отъезда государь возвращался в Москву. Духовные власти встречали его со святою водой в Алексеевском или Танинском, у Марьиной рощи была слазка, и с прежним церемониалом царь вступал в столицу, встречаемый войском и служилыми людьми, а в Успенском соборе патриархом”.

Приведем еще один интересный пример из паломничества царственных особ. Здесь речь пойдет о паломничестве императрицы Екатерины к Троице: “Императрица, вышедши из Москвы пешком, доходила до определенного места и возвращалась в Москву в экипаже. На другой день доезжала до того места, куда дошла накануне и снова шла пешком. Ночевать опять возвращалась в Москву. В следующие дни путешествий происходило тем же порядком и всего продолжалось слишком неделю”.

Таким образом, мы видим, что “русские самодержцы не забывали благочестивого обычая своих венценосных предков и считали своей священной обязанностью посещать святые места. Под влиянием изменившихся условий походы позднейших русских государей имели уже совершенно другую внешнюю форму, чем описанная нами, но внутренняя их сущность осталась та же что и прежде”.

Так совершались царские паломничества, действуя на умы и сердца народные, как торжественное свидетельство царского благочестия, возбуждая своим примером подданных, через что паломничество становилось священным обычаем всего русского народа.


^ ПРИХОДСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА.


Такое явление как приходские паломничества широко известны уже в прошлом веке. Приходское паломничество, в отличие от одиночных, групповых, совершалось целым приходом. Оно являлось выражением духовного и молитвенного единения прихода. Такие паломничества являли силу и соборность Церкви. Они поражали тех, кто в них участвовал глубоким чувством единства во Христе, оно вызывало удивительное благоговение и благодарность Богу за его милости.

Вот как описывает свой опыт приходского паломничества священник Николай Смирнов: “От города к городу, от деревни к деревне, от монастыря к монастырю, большаком и проселком, полями, лесами и перелесками, крестным ходом, с хоругвями, со святыми иконами, под предводительством священника в блестящем облачении и с крестом в руке, неспешно, величаво идет многочисленная толпа благочестивых паломников, оглашая свой трудный путь дружным пением излюбленных священных песней. Старый и малый, сильный и немощный, богатый и бедный, - все объединились, - заплечная котомочка и женские голоса сливаются с голосами детишек в одной общей громогласной молитве.

По пути толпа нарастает. Новые сотни добровольцев сливаются с толпами путешествующих, единым сердцем и едиными устами песненно выражая с ними и свои благочестивые чувства. Целые деревни не только попутные, но и запольные, залесные сбегаются на дорогу, чтобы хоть глазком взглянуть, насладится невиданным умиляющим походом.....Со слезами, со вздохами из глубины всколыхнувшейся души встречают люди добрые далекую святыню, принесенную крестным ходом богомольцами, и этих трудников”.

Приходские паломничества в зависимости от целей могут быть разнообразными, например, с крестным ходом или с чудотворной иконой. Приходские паломничества не могут быть частыми. Обычно они совершаются только один или несколько раз в году, т. к. требуют особой организации. Эти паломничества могут быть продолжительными и однодневными. В некоторых храма установлены особые дни для паломничеств такого рода, обычно это храмы, в которых хранится какой – либо чудотворный образ. Часто подобные паломничества устраивают приходы тех храмов, недалеко от которых находятся великие святыни, например, мощи какого-либо святого. Тогда на праздник этого святого они устраивают крестный ход в близ лежащую обитель, где почивают мощи святого.

Иногда подобные паломничества выходят за рамки приходских и становятся всенародными, общецерковными. Такие крестные ходы могут сопровождать чудотворный образ или сопутствовать перенесению мощей из какого-либо одного города в другой, могут проводиться по случаю каких-либо тяжелых испытаний выпавших на долю города или страны. Эти крестные ходы выражают соборное единство Церкви и являются огромным фактором для поддержания благочестия в народе.

Священник Николай Смирнов так говорит о важности для современного мира приходских паломничеств: “Мы переживаем тяжелое время упадка благочестия и развития безрелигиозности и сектантства. Слышатся жалобы на разобщенность пастыря от прихожан. Предлагаются разные меры для их сближения. Не отвергая других мер, мы по опыту свидетельствуем, что этой цели всего более служат паломничества по святыням, совершаемые по благословению архипастырей, под руководством священников”.


^ УЧЕНИЧЕСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА.


Это явление появилось в начале прошлого века. Ученики различных учебных заведений (семинарий, уездных и приходских школ) во главе со своими учителями, стали совершать паломнические поездки в близлежащие и более отдаленные обители. Помимо духовных целей, которые стояли на первом месте, учителя ставили своей задачей ознакомить детей с бытом и жизнью населения, куда совершалось паломничество, обратить внимание детей на особенности природы той или иной местности, встречающейся на пути паломничества. Если паломничество совершалось в большие города, познакомить детей с местными достопримечательностями, с историей нашей Родины, связанной с этим местом или городом.

Сохранилось много описаний таких паломничеств. Приведем отрывок из проповеди приходского священника, благословляющего детей, отправляющихся в первое ученическое паломничество на Святую Землю: “Главное счастье ваше, конечно, не в том, что ваша, понятная при этом, любознательность найдет свое удовлетворение. Главное счастье в том, что ваши юные познания Закона Божия, ваши юношеские христианские чаяния и воззрения получат там, в Святой Земле, опытное обоснование, фактическое подтверждение. Главное счастье ваше в том, что вера ваша христианская станет тверже, убежденнее. Главное счастье ваше в том, что такая непоколебимая вера станет началом вашей благочестивой жизни. Разве может остаться бесследным для христианской души поклонение страшной Голгофе, где некогда за нас грешных пролита святая кровь Богочеловека”.

Так же осталось много дневниковых записей учеников, участвовавших в таких паломнических поездках. Приведем одну из них:

^ УСПЕНСКИЙ СОБОР.

П. Овчинников, учащийся 4 класса.

( Поездка в Троице Сергиеву Лавру).


Перед нами – величественное здание, имеющее 5 куполов. Это – собор во имя Успения Божией Матери, окруженный зеленью, гордо вознесшийся к небу своими золотыми куполами, покрытыми золотыми звездочками.

Успенский собор был построен при Иване Грозном и имеет три придела. Величественному внешнему виду соответствовало и внутреннее убранство собора. Первое, что обратило наше внимание при входе в собор, была его высота и массивные золотые подсвечники, свешивающиеся со свода. Все стены украшены прекрасной стенной живописью, изображающей мучения грешников в аду и блаженство праведников в раю. Живопись эта представляла громадный интерес, и все мы с любопытством толпились, рассматривая ее.


^ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА.

Это явление появилось совсем недавно, в 90-ые годы нашего века. Краеведческие паломничества помимо духовных целей имеют и иные. Дети изучают родной край, собирают информацию о малоизвестных храмах, селах, собирают исторические сведения о событиях произошедших в этих местах, интересуются почитаемыми святынями этих храмов и изучают жития местно-чтимых святых.

В таких паломничествах обычно участвуют дети уже более старшего возраста. Эти паломничества являются уникальной находкой, т. к. помимо духовной пользы, они дают детям возможность применить в настоящем важном и полезном деле свои силы, творчество, энергию - все свои способности.

Так, например, в храме Иоанна Богослова в селе Ликино-Дулево, где проводятся аналогичные паломничества, существует интересный опыт. После краеведческих паломничеств по различным благочиниям Подмосковья и сбора материала о них, дети при содействии взрослых, специалистов в этой области, издают брошюрки, где содержатся фотографии и весь собранный ими материал по каждому благочинию. Дети занимаются этой работой с большим воодушевлением и интересом.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Введение актуальность темы iconПроблемы определения содержания римского права: исторический и цивилистический подход. Введение
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране в юриспруденции наметилось коренное изменение представлений...
Введение актуальность темы iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Введение актуальность темы iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Введение актуальность темы iconКурс лекций актуальность темы Виды информации Свойства информации Информационный процесс

Введение актуальность темы iconАктуальность темы Научить ребенка приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников одна из важнейших задач современной школы

Введение актуальность темы iconОбщая характеристика работы Актуальность темы
Защита состоится 2008 г в 10 часов на заседании диссертационного совета д 006. 015. 01. при Всероссийском научно – исследовательском...
Введение актуальность темы iconПервого параграфа внутри главы 4
Дается общая характеристика работы: обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность и значимость, показывается методологическая...
Введение актуальность темы iconПрограмма реализации проекта мкоу кантемировский лицей по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Актуальность проекта
«Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Введение актуальность темы iconБогословский анализ труда профессора Н. Н. Глубоковского «Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам» (София, 1935)
Введение. Актуальность изучения богословского наследия русских духовных школ начала XX века
Введение актуальность темы iconДокументы
1. /Введение в DELPHI/Alexs.rtf
2. /Введение...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов