Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной icon

Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной



НазваниеСборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной
страница1/20
Дата конвертации28.08.2012
Размер3.28 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Московский Патриархат Отдел религиозного образования и катехизации

Сборник программ по Закону Божию

для церковно-приходских воскресных школ

Москва. 1999


Сборник подготовлен

ответственным секретарем Отдела В.Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л.Г. Петрушиной

Рекомендуется Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата для преподавателей церковно-приходских воскресных школ и православных гимназий, а также для учителей, ведущих занятия по основам православной культуры в общеобразовательных школах

© Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999


Предисловие

Данный сборник учебных про­грамм предназначается в первую оче­редь для преподавателей церковно­приходских воскресных школ. На­стоятельная потребность в нем чувст­вуется давно. Со времени выпуска первого, ставшего библиографичес­кой редкостью, сборника "Закон и Заповеди Божий" под редакцией при­снопамятного протоиерея Глеба Ка-леды прошло семь лет. С тех пор сис­тема религиозного образования и катехизации значительно расширилась и окрепла. Педагоги приобрели не­малый опыт, появились новые инте­ресные авторские разработки.

Мы представляем ряд программ из числа лучших. Они неплохо до­полняют друг друга и, думается, вы­пуск в свет такого сборника поможет педагогу сориентироваться и ознако­миться с тем, что делают другие, узнать каковы подходы и методы опыт­ных законоучителей нынешнего вре­мени.

Сборник наш, отнюдь, не претен­дует на исчерпывающую полноту. За его пределами осталось немало за­служивающего внимания, в частности, подробно разработанные занятия по Закону Божию для самых маленьких Софии Куломзиной, методические разработки для младшего и среднего школьного возраста бакалавра Бого­словия Людмилы Суровой, которые можно найти в ее книге "Православная школа сегодня", ценные методические материалы прот. Бориса Ничипорова, прот. Артемия Владимирова и свящ. Анатолия Гармаева, известных своей многолетней успешной преподаватель­ской деятельностью.

Однако и те программы, что включены в сборник, неоспоримо свидетельствуют о том, что система религиозного образования и катехизации вовсе не ограничивается сто­личными городами, что на местах та<же ведется активная и плодотвор­

ная, самостоятельная работа, при об­стоятельствах, требующих огромной самоотверженности. Примеры тому:

интересные и содержательные про­граммы из Новосибирской, Ростов­ской, Саратовской епархий, за кото­рыми стоит живое дело, сотни и ты­сячи детских душ, обретших в бурном море современного нестроения спаси­тельный якорь веры.


Программы эти значительно раз­личаются между собою, как по со­держанию, так и по подходам, и об­наруживают реальное многообразие форм педагогического опыта в облас­ти преподавания основ Православно­го вероучения. Церковная система образования возобновляется, но ус­ловия ее становления в разных епар­хиях и даже приходах сильно раз­личаются между собою. Пожалуй, в настоящее время еще рано говорить о какой-либо унификации программ.

Если сравнить нынешнее состоя­ние дел в преподавании Закона Божия с тем, что было в дореволюцион­ной России, то нужно отметить суще­ственное изменение психологии лю­дей и всего уклада жизни. Разрушены устои государственные, семейные. Дети, как правило, не получают у се­бя дома не только традиционного православного воспитания, но неред­ко лишены простого человеческого общения с родителями, которые не в состоянии привить им элементарные нравственные понятия. К тому же не только дети, но и сами родители зачастую дезориентированы и сбиты с толку натиском современной массо­вой "культуры", беспрепятственно проникающей повсюду - от школы до дома. Сознание значительного числа современных людей рассредоточено и туманно, речь сумбурна, чувства те­ряются за страстями, неодолимо ов­ладевающими человеческой душой, они редуцированы до убогих эмоций и инстинктивных побуждений. Но

3

прежде всего, с малых лет выходит из под контроля волевое начало, кото­рое либо парализуется, либо пре­вращается в необузданное своеволие. Совесть - голос Божий, живущий в человеческой душе, почти не слышит­ся. Несомненно, преподавать таким детям Закон Божий по схеме, разра­ботанной для простых крестьянских детишек, сейчас было бы затрудни­тельно. Изменилась не Православная вера и ее начала. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). Переменились люди, изме­нились обстоятельства жизни, жиз­ненная среда. Сегодняшним детям нужно объяснять элементарные поня­тия, то, что волею судеб им не уда­лось впитать с молоком матери: доб­ро, порядочность, благодарность, ми­лостыня, семья, родина, крестное зна­мение, смысл молитвы и воздержа­ния, пагубность греха и преступле­ния … Дети дореволюционной России в этом не испытывали острой нужды, они изначально жили в мире непре­ложных духовных истин и ценностей.

Поэтому не нужно удивляться том}, что в программе для дошколь­ного и младшего школьного возрас­та, разработанной преподавателем воскресной школы из Вольска Гали­ной Алексеевой, подробно объясня­ются малышам азы нормальной нрав­ственной жизни и на них делается пе­дагогический акцент.

Как нельзя лучше восполняет от­сутствие традиционных начал жизни приобщение детей к православной культуре. Ее удивительные достиже­ния: архитектура, иконопись, музыка, литература, живопись пробуждают в душах детей не только нравственное и эстетическое чувства, но и живую творческую активность, помогают встрепенуться, избавиться от пара­лича воли, дают возможность почув­ствовать свою сопричастность с ты­сячелетними традициями. С той кра­сотой, которая по словам Федора Достоевского, спасет мир.

В программе, разработанной под руководством прот. Бориса Пивоварова, настоятеля храма преп. Сергия Радонежского в Академгородке в Но­восибирске, предусмотрен особый ознакомительный цикл, вводящий де­тей в православную среду. И здесь, несколько в другом ключе, но столь же отчетливо понята необходимость особого, внимательного отношения к духовным ценностям, определенно­го переосмысления повседневной будничной жизни, без чего невоз­можно воцерковление.

Схожий подход предлагает для самых маленьких, для питомцев дет­ских садов, и ведущий методист От­дела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Алла Алексеева. В 1998 году Отдел религиозного образования и катехи-зации Московского Патриархата вы­пустил в свет прекрасное пособие для малышей "Священная История в рас­сказах для детей" Софии Куломзиной. Оно будет хорошим подспорьем для работы педагога с детьми дошколь­ного и младшего школьного возрас­та.

Не случайно и постоянное выде­ление базовых, фундаментальных по­нятий, свойственных православному миропониманию, способствующих формированию прочных нравствен­ных устоев христианской жизни, в программах Ростовской епархии для воскресных школ по Закону Божиему, составленных Наталией Режабек.

Из книги программ, изданной в 1992 году, мы сочли уместным вклю­чить в настоящий сборник программу для девочек-подростков воскресной школы храма святителя Николая в Кузнецах в Москве. Несмотря на оп­ределенную перегруженность про­граммы, стремящейся охватить как можно больше необходимого мате­риала, все же, думается, что она будет совсем не излишней для педагогов наших воскресных школ, работаю­щих с юными девицами, которым

4

предстоит воспитывать православных христиан третьего тысячелетия.

В наш сборник включена также разработка опытного методиста по преподаванию Закона Божия профес­сора Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (Американская автоке­фальная православная церковь), д-ра Констанции Тарасар. В таблице, на­званной "Усвоение начал православ­ного вероучения, христианской жиз­ни и нравственности в ходе препода­вания Закона Божия" обобщен ее многолетний опыт преподавания ве-роучительных дисциплин в право­славных воскресных школах США. Она попыталась наглядно предста­вить, какой минимум знаний необхо­димо усвоить учащимся разных воз­растных групп. Отделом религиозно­го образования и катехизации недав­но издана первая книга д-ра Констан­ции Тарасар "Наша жизнь с Богом" из серии учебных пособий по Закону Божизму для воскресных школ.

И, наконец, завершает сборник сводная программа по Закону Божию для церковно-приходских школ доре­волюционной России. При всех пере­менах, о которых мы говорили, даже беглое сопоставление нынешних мате­риалов с тем, что преподавали в начальной школе век назад, показыва­ет насколько сознание наших совре­менников лишено органичности, жи­вой глубинной взаимосвязи, расколо­то и разорвано, далеко еще ему до подлинной полноты воцерковления.

Эти программы свидетельствуют и о том состоянии, в каком находится наше современное общество. Не все­гда им свойственна необходимая це­лостность мировосприятия, органи­чески присущая нашей Православной вере и Учению Церкви. Дореволюци­онное Православное образование часто укоряют в схоластичности, вы­рывал его из живого контекста вре­мени, отвлекаясь от того факта, что оно обращалось к совсем другим лю­дям. Не церковные школы виноваты

в исторических катастрофах и катак­лизмах. К ним привел осознанный отход множества людей от устоев ве­ры, сознательное пренебрежение дос­тоянием предков, погоня за призра­ками свободы, равенства и демокра­тии, за сиюминутной выгодой и ма­териальными благами. А в результате - предательство Христа и измена Отечеству.

Есть в дореволюционных про­граммах незыблемый стержень - цер­ковность. Подлинная Христоцентричность, Сама Церковь Христова в цен­тре всего, центром всему. Не Священ­ное Писание как предмет изучения, не богословие, даже не богословие Отцов, оторванное от благоговейно сохра­нившей его Церкви, не одни право­славные праздники, столь любезные народному сердцу, не отвлеченная христианская нравственность, не скудный духовный опыт детей, но именно глубочайшая церковность. Церковь Христова - домостроительст­во нашего спасения, которую и врата адовы не одолеют, была, есть и будет живым средоточием, альфой и омегой православ-ного образования.

Малые дети, овладевавшие эле­ментарной грамотой, могли усвоить катехизис Православной Церкви, Священную Историю, учение о бого­служении, начатки истории Церкви, способны были прочесть на церковно-славянском языке шестопсалмие в Храме, помнили наизусть утренние и вечерние молитвы и тропари двуна­десятых праздников. Не только знали молитвы, но и умели' сердечно мо­литься Богу. Старушки из числа учениц церковно-приходских школ—именно они своею любовью, смире­нием, чистотою и жертвенностью в годину лихолетия сохранили Церковь Божию на Русской земле.

Можно, конечно, многообразно расширять эту программу, дополнять ее, но в том, чему учили простых кре­стьянских детишек, и есть тот необхо-

димый минимум, от которого и совре­менные законоучителя не должны от­ходить и от которого они всегда долж­ны отправляться. Основные структур­ные части программы по Закону Бо-жиему непременно нужно сохранить.

Крайне важны современные раз­работки и подходы и, слава Богу, они у нас не перестают появляться. Но очень осторожным и осмотрительным

нужно быть, чтобы не утратить глав­ного. Нужно, чтобы дети наши созна­тельно верили в Бога, во всеоружии Священного Писания и Священного Предания, молитвенного дерзновения и аскетического подвига. Чтобы они смогли сохранить до скончания века величайшее сокровище на земле -Церковь Христову, столп и утвержде­ние истины.

6

^ ПРОГРАММЫ ЗАКОНА БОЖИЯ

для преподавателей церковно-приходских воскресных школ Ростовской епархии.

Составитель: Наталия Режабек

Редакторы: священник Алексий Демидов, священник Владимир Тер-Аракельянц Ростов-на-Дону

^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВА­НИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ

Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявле­ние, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое глазное, что может сделать зако­ноучитель, - это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Потому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс.

Обучение детей Закону Божию долж­но быть направлено не столько на рас­ширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убе­ждениями, с глубоким христианским ми­ровоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Отсюда ясны задачи курса Закона Божия: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; про­будить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молит­вы. смирения перед волей Божией, слу­жения ближним.

^ ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНА БО-ЖНЯ ДЛЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДС­КИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Данный курс Закона Божия предна­значен для преподавания в приходских воскресных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Свя­щенной Истории Ветхого и Нового Заветок (первый год), основ православного нравоучения (второй год) и основ право­славного вероучения, или катехизиса (третий год). Основной принцип по­строения курса -- ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ.

Мы начинаем курс с изложения Свя­щенной истории, потому что мы хотим рассказать детям прежде всего не об учении Христа, а о Нем Самом. В курсе же Священной Истории уже содержатся начатки и веро-, и нравоучения. Излишне говорить, что Священная История Вет­хого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое - историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих от­ношений во время земной жизни Спаси­теля. Дальнейшая судьба Церкви Хри­стовой как общества, никогда не преры­вающего своих взаимоотношений с Бо­гом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Цер­ковной Истории, так что Священная Ис­тория без резкой границы переходит в Церковную.

Человечество во времена ветхозавет­ные и во времена Спасителя и Апостолов постепенно получало от Бога новые и новые откровения, получало от Бога большие познания, и Священная Исто­рия прежде всего представляет собою ис­торию развития Богопознания в челове­честве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уясне­ния их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические све­дения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Священная История является поэтому предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоуче­ния. При объяснении Символа веры. За­поведей Десятословия, Заповедей Бла­женства и Молитвы Господней необхо­димо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддвери­ем катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые

7

образы спасительные истины, выражае­мые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Историл не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог - Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства на­шего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. По­ступки и жизнь священноисторических лиц служат для нас убедительными, яр­кими примерами блаженства жизни со­гласно воле Божией. Таким образом, трехгодичный курс наш выстроен, как поступательно-концентрический: первый год - краткое изложение Священной Ис­тории Ветхого и Нового Заветов, второй - основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о серд­цевине курса - Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Истсрией Церкви через жития ее Святых), третий - православный катехизис, который также обращает нас к Евангелию и ис тории Церкви Христовой. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовы­вались с возрастными особенностями учащихся.

В приходскую воскресную школу дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет. На этот возраст мы и ориентировались. 7-8-летние дети уже способны к система­тическим занятиям, их внимание и па­мять достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сю­жетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмо­циональны, доверяют учителю, от­зывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является ос­новным приемом обучения их. В соответ­ствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим

вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности.

Второй год обучения - 8-9 лет, соот­ветствует 2-3 классу общеобразователь­ной школы. У детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соот­ветствии с этим мы занимаемся с ними основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значитель­ной мере конкретно, основной дидак­тический прием - раскрытие христиан­ского нравоучения через Евангелие и через жития Святых.

Третий год - 9-10 лет; для детей это время серьезных изменений; из началь­ной школы они переходят в школу вто­рой ступени, из возрастной категории младших школьников - в категорию подростков. Изменяются их взаимоот­ношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становит­ся значительным. Достаточно уже зна­ний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет пони­мать христианские догматы, начавшееся освоение естественнонаучных знаний по­зволяет повторить естественным образом духовный путь падшего человечества, от твари познавая Творца. В третий год мы преподаем детям основы православного катехизиса, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Зако­ноучитель, работающий с детьми 10-12 лет, сталкивается с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запом­нить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их при­ходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока ~ беседы. Первая - это свободный разговор с ребя­тами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волную­щие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверст­ников. Хорошо, если получится не толь­ко "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая сво­бодная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача препо­давания - воспитательная, а не

8

обучающая. Вторая форма урока-диалога - "катехизирование", направле­ние беседы умело подобранными вопро­сами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия.

Остановимся на каждом предмете.

^ Священная история Ветхого и Нового Завета

Принцип построения этого курса христо центричность и крестоцетричность.

Мы начинаем с темы "Крест Христов" и закапчиваем темой "Воздвижение Кре­ста". Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, - достижение един­ства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения - по­казать детям Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет - путь человечества ко Спа­сителю, как бы прокимен, приготовляю­щий нас к слышанию Евангелия. Ветхо­заветная история - это не история еврей­ского народа, а история веры и бла­гочестия. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская многое.

Применение наглядных пособий весь­ма желательно. Фото- и видеодокументы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, ко­нечно же, иконы - "Богословие в крас­ках" - помогут учащимся и понять, и на­долго запомнить преподаваемый мате­риал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Ре­продукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчерки­вали, а не разрушали преподаваемые вероучитгльные моменты. Для некоторых тем хорошим наглядным пособием явля­ется географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют пред­ставление о карте. Хорошо, если во вре­мя занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой.

Основные моменты занятия:

- молитва,

- объявление темы занятия,

- припоминание-повторение ранее из­ученного (опрос, если для детей это по­сильно: если же дети затрудняются, надо помогагь им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями - большое время, и, скорее всего, они

помнят, но еще не могут связно воспро­извести слышанное неделю назад);

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде во­просов - ответов. Собственно, этот ме­тод работы в пособиях для законоучи­теля и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерно­стям нашего мышления, которое по сво­ему существу "диалогично";

- домашнее задание. Чтобы не вызы­вать у детей протеста столь явным сход­ством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хо­рошо, если дети получат задание пере­сказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехи­зические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего;

- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных, "хорошо", в иключительных случаях - "Удовлетворительно" и "отлично". Если есть сомнения в целе­сообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;

- молитва по окончании занятия.

Священная История––сама жизнь, и она должна быть не пересказываема, а переживаема изучающими ее. Опытные преподаватели советуют предложить де­тям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет жи­вость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение.

Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апо­столы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Так мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас свои­ми толкованиями.

Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу протоиерея Серафима Слободского или пятитомный "Закон Божий" под редакци­ей С.С. Куломзиной. Необходимо поль­зоваться "Толковой Библией". Для мно­гих тем по Новому Завету основным ме-

9

тодическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми о щами.

^ Основы христианского нравоучения

Слово "нравоучение" воспринимается сейчас как отрицательное. Однако "нрав­ственность" - это то, что соответствует нраву человека, то, что нравится, что за­ложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, есте­ственно, с радостью. Показ этой радости жизни во Христе, по Его заповедям идет через рассказ о Святых. Можно давать чтение житий на дом.

За основу курса взят "Конспект по нравственному богословию" игумена Филарета, но это - пособие для учителя, а не для детей. Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет при­вычкой наших питомцев за этот год обучения. Мы соединяем в этом курсе повторение Священной Истории, про­должение ее Историей Церкви (хотя бы фрагментарно, через жития), готовим де­тей к систематическому изложению ис­тин веры. О плодотворности этого пути -через жития Святых к Евангелию - хо­рошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну заповедь: Возлюби Господа Бога и ближ­него своего. Необходимо обращать вни­мание на погрешности, соответствующие возрасту детей.

Нет никаких оснований бояться под­робного, конкретного изложения догма­тических истин детям этого возраста: ло­гическое мышление детей уже доста­точно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием содержания догмата, а не осложнением простой ис­тины новыми сведениями.

Основным пособием является "Право­славный катехизис" святителя Москов­ского Филарета. Написанный в форме вопросов - ответов, он был переиздан в наше время в форме простого изложения;

лучше пользоваться вопросно-ответной формой, так как мышление само по себе "диалогично" и усвоение материала пой­дет лучше. Дополнительно преподава­тель может пользоваться "Точным из­ложением православной веры" Св. Иоан­на Дамаскина и другими пособиями. Православное учение о Церкви за­мечательно изложено преподобным Иустином (Поповичем). Его книга "Право­славие и экуменизм" будет хорошим под­спорьем катехизатору и по другим темам.

Может ли предлагаемый курс исполь­зоваться для факультативного препода­вания в светских школах? Думается, что да. Возможно, придется изменить назва­ние курса (например, "Знакомство с ве­рой праотцев"), скорее всего, придется отказаться от молитвы на уроке (это тре­буется современным законодательством).

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУР­СА СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ

Православный катехизис

Основные задачи этого года обучения -- научить говорить о православной вере на языке Церкви, выучить наизусть Сим­вол веры, Молитву Господню и некото­рые другие молитвы; соединить в созна­нии детей вероучительные и нра­воучительные истины; ввести детей в мир святоотеческого предания. Мы учим ре­бенка истинам веры для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому.





ТЕМА


часов


1


Введение. Христианство. Храм Божий


2


2


Священная История Ветхого За­вета. От сотворения мира до пе­реселения Израиля в Египет


6


3


От рождения Моисея до возвра­щения евреев из плена


5


4


Священная История Нового За­вета. От Рождества Пресвятой Богородицы до Крещения Гос­подня


5


5


От начала проповеди до крест­ной смерти Господа


10


6


От Воскресения Христова до Воздвижения Креста Господня


6





ВСЕГО


34





10

Программа курса Священной Истории

РАЗДЕЛ 1. Введение. Урок I. Мы - христиане. Крест Хри­стов.

Урок 2. Храм Божий.

РАЗДЕЛ 2. Священная История Вет­хого Завета. От сотворения мира до пе­реселения Израиля в Египет.

Урок 3. Свойства Святой Троицы. Со­творение мира.

Урок 4. Грехопадение.

Урок 5. Каин и Авель. Всемирный по­топ.

Урок 6. Авраам - отец верующих.

Урок 7. Авраам и Исаак.

Урок 8. Иаков и его двенадцать сыно­вей.

РАЗДЕЛ 3. От рождения Моисея до возвращения евреев из плена.

Урок 9. Израиль в Египте. Моисей. Выход из Египта.

Урок 10. Десятословие. Евреи прихо­дят в землю обетованную.

Урок 11. Давид.

Урок 12. Соломон. Постройка храма.

Урок 13. Пророки. Иудеи в плену. Возвращение из плена.

РАЗДЕЛ 4. Священная История Но­вого Завета. От Рождества Пресвятой Богородицы до Крещения Господня. Урок 14. Рождество Божией Матери. Урок 15. Благовещение. Урок 16. Рождество Христово. Урок 17. Поклонение волхвов. Срете­ние Господне.

Урок 18. Иоанн Креститель. Креще­ние Господне.

РАЗДЕЛ 5. От начала проповеди до крестной смерти Господа.

Урок 19. Начало проповеди Иисуса Христа. Призвание Апостолов.

Урок 20. Брак в Кане Галилейской. Ходатайство Богоматери. Чудотворные иконы Богоматери.

Урок 21. Христос и дети.

Урок 22. Чудесные исцеления.

Урок 23. Чудеса Господа Иисуса Хри­ста над природой.

Урок 24. Мытарь и фарисей. О пра­вильной молитве.

Урок 25. Милосердие Господне.

Урок 26. Страшный суд.

Урок 27. Преображение Господа, вос­крешение Лазаря и Вход в Иерусалим.

Урок 28. Страдания и крестная смерть Господа Иисуса Христа.

РАЗДЕЛ 6. От Воскресения Господа до Воздвижения Креста Господня.

Урок 29. Воскресение Христово. Пас­ха.

Урок 30. Явления воскресшего Госпо­да ученикам. Вознесение.

Урок 31. Троица. Рождение Церкви Христовой.

Урок 32. Успение Божией Матери.

Урок 33. Проповедь Апостолов.

Урок 34. Воздвижение Креста Господ­ня.

ПРИМЕЧАНИЕ. Кроме 34 уроков, изучение курса предполагает 4 дополни­тельных занятия: в 1-ом разделе - посе­щение храма, в 4-ом разделе - подготовка и проведение праздника Рождества Хри­стова, в 5-ом разделе - подготовка и про­ведение праздника Пасхи, в 6-ом разделе -участие в праздновании Святых равно­апостольных Мефодия и Кирилла.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

"ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ"






ТЕМА


часов


1


Предварительные понятия


5


2


Как совершается наше спа­сение в Церкви


4


3


Обязанности христианина в отношении к себе


6


4


Обязанности христианина в отношении к ближним


11


5


Обязанности христианина в отношении к Богу


6


6


Святые - наши молитвенни­ки пред Богом


2





ВСЕГО


34


Программа курса "Основы христиан­ской нравственности"

РАЗДЕЛ 1. Предварительные поня­тия.

Урок 1. Нравственный закон.

Урок 2. Что такое грех.

Урок 3. Христианская добродетель. Житие святого Алексия - Человека Божия.

11

Урок 4. Богооткровенный закон. Урок 5. Наша свобода, в чем она.

РАЗДЕЛ 2. Как совершается наше спасение в Церкви.

Урок 6. Христианский подвиг (по Евангелию).

Урок 7. Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонеж­ского.

Урок 8. Притча о блудном сыне (по Евангелию).

Урок 9. Церковь - ковчег нашего спа­сения. Житие святого праведного Иоан­на Кронштадтского.

РАЗДЕЛ 3. Обязанности христианина в отношении к себе.

Урок 10. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Рос­товского.

Урок 11. Сердце христианина. Житие преподобномученицы Елисаветы.

Урок 12. Христианская надежда. Жи­тие святого равноапостольного Кирилла.

Урок 13. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саров­ского.

Урок 14. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение).

Урок 15. Забота христианина о своем теле.

РАЗДЕЛ 4. Обязанности христианина в отношении к ближним.

Урок 16. Христианское бескорыстие. Житие Святой праведной Иулиании Ла­заревской.

Урок 17. Христианская справедли­вость (по Евангелию).

Урок 18. Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца.

Урок 19. Побеждать зло добром (по Евангелию).

Урок 20. Нехристианская мораль.

Урок 21. Христианская любовь (по Евангелию).

Урок 22. Христианская любовь (по житиям святых).

Урок 23. Христианская семья. Препо­добные Кирилл и Мария - родители пре­подобного Сергия Радонежского.

Урок 24. Любовь к ближним и любовь к Отечеству.

Урок 25. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского.

Урок 26. Общественное служение хри­стианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого.

РАЗДЕЛ 5. Обязанности христианина в отношении к Богу.

Урок 27. Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение).

Урок 28. Обязанности Богопознания (по Евангелию).

Урок 29. Молитва. Учение преподоб­ного Серафима Саровского о молитве.

Урок 30. Молитва Господня (по Еван­гелию).

Урок 31. О молитве правильной и не­правильной. Примеры благодатной по­мощи, получаемой по молитве. Молитва к святым.

Урок 32. Жизнь христианина в Церк­ви.

РАЗДЕЛ 6. Святые - наши молитвен­ники пред Богом.

Урок 33. Жизнь святых в Боге. Свя­тые, в земле Российской просиявшие.

Урок 34. Новомученики Российские. Подвижники 20 века.

ПРИМЕЧАНИЕ. Кроме 34 уроков, изучение курса предполагает 4 дополни­тельных занятия: в 1 разделе - участие в подготовке и проведении празднования па­мяти святителя Димитрия Ростовского, в 4 разделе - подготовка и проведение праздника Рождества Христова, в 5 раз­деле - подготовка и проведение праздника Пасхи, по выбору преподавателя -участие детей в храмовом празднике.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕ­РОУЧЕНИЯ"






ТЕМА


часов


1


Православное учение о Боге


3


2


Символ веры


13


3


Православное учение о Церкви


7


4


Христианские добродетели


11





ВСЕГО


34





12


^ ХРИСТИАНЕ. КРЕСТ
Программа курса "Основы православ­ного вероучения"

РАЗДЕЛ 1. Православное учение о Боге.

Урок 1. Познание Бога.

Урок 2. Откровение Бога о Себе Са­мом.

Урок 3. Бог Троица.

РАЗДЕЛ 2. Символ веры.

Урок 4. Споры о вере. Вселенские со­боры. Символ веры.

Уроки 5-6. Первый член Символа веры.

Урок 7. Второй член Символа веры.

Уроки 8-10. Третий член Символа веры. О Боговоплощении. О Пресвятой Богородице. Еретические учения об Ии­сусе Христе.

Урок 11. Четвертый член Символа ве­ры.

Уроки 12 - 13. Пятый член Символа веры.

Урок 14. Шестой и седьмой члены Символа веры.

Уроки 15 - 16. Восьмой член Символа веры.

РАЗДЕЛ 3. Православное учение о Церкви.

Урок 17. Девятый член Символа веры. Церковь - тело Христово. Таинства.

Урок 18. Десятый член Символа веры. Крещение, миропомазание.

Урок 19. Евхаристия.

Урок 20. Покаяние.

Урок 21. Священство. Церковная ие­рархия. Монашество.

Урок 22. Брак.

Урок 23. Одиннадцатый и двенадца­тый члены Символа веры.

РАЗДЕЛ 4. Христианские добродете­ли.

Урок 24. Вера - основная христиан­ская добродетель.

Урок 25. Христианская надежда. Мо­литва.

Уроки 26 - 27. Молитва Господня. Уроки 28 - 29. Заповеди блаженства. Урок 30. О христианской любви. Уроки 31-32. Десятословие. Уроки 33 - 34. Духовная жизнь хри­стианина.

ПРИМЕЧАНИЕ. Кроме 34 уроков, изучение курса предполагает 4 дополни­тельных занятия: подготовка и проведе­ние православных праздников, по выбору преподавателя.

^ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЗА­КОНУ БОЖИЮ

Общая схема конспекта занятия:

а) тема занятия;

б) ссылки на Священное Писание;

в) содержание занятия;

г) методические замечания для препо­давателя;

д) словарик.

^ 1. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ

Урок 1

а) МЫ ХРИСТОВ.

в) Понятие о Боге. Бог Троица. Бо­гочеловек Иисус Христос. Крест Христов - орудие нашего спасения. Изображение Креста. Крестное знамение. Молитва Кресту. Спасительная сила Креста.

/

г) Дети, пришедшие на занятие, скорее всего уже имеют; какие-то понятия о Бо­ге, надо лишь уточнить их, не раскрывая подробно. Необходимо подчеркнуть, что Господь захотел пострадать, чтобы спа­сти грешников. События последних глав Евангелия рассказываем более подробно, говорим о Кресте, рисуем на доске Крест разной формы и по ходу рисования опи­сываем. Рисуем полное изображение. Со­общаем значение всех букв. Почему пе­рекладина для ног косая? На кресте мож­но дышать, только упираясь в эту пере­кладину ногами. Когда тело обвисает, вдох сделать невозможно. Перекладина специально была прибита так, чтобы она двигалась, это была дополнительная пытка. Если человек, висящий на кресте, не мог упираться ногами в перекладину (если перебивали голени), он умирал от удушья. Крест - это труд. Господь на Кресте не только говорил со Своей Ма­терью, любимым учеником и покаяв­шимся разбойником, но и молился за

13

распинавших Его - вот сила Его любви к людям. В конце этого рассказа уже мож­но сказать детям: посмотрите на свои крестики... Те, у кого их нет, захотят их иметь, захотят приобщиться Кресту Хри­стову. Полагаем крестное знамение на себя, учимся это делать правильно - не­спешно, благоговейно, не точками, а ри­суя на себе Крест правильной формы. Вертикальная перекладина заканчива­ется не на груди, а на чреве, иначе Крест получается перевернутым. Читаем моли­тву Кресту. Говорим о спасительной силе Креста; надо оставить время на то, чтобы дети смогли рассказать о спаси­тельной силе Креста, крестного знаме­ния, если они знают.

Домашнее задание после этого заня­тия должно быть дано в виде просьбы;

можно попросить детей рассказать дома о Кресте, закончить начатые рисунки Креста, вместе с родителями читать еже­дневно молитву Кресту (если учащиеся из воцерковленных семей и есть уверен­ность, что это будет делаться).

д) КРЕСТ (если дети подготовлены, можно поговорить о том, почему у нас занимающиеся сельским трудом называ­ются крестьянами)

ЗНАМЕНИЕ (однокоренное слова -знамя)

ОБРАЗ, ИКОНА (русское и греческое слова)

СПАСЕНИЕ

Урок 2

а) ХРАМ БОЖИЙ. МОЛИТВА.

в) Молитва - общение, разговор с Бо­гом. Бог вездесущий, молиться можно всегда и везде. Но есть особое место мо­литвы - храм, потому что:

в храме присутствует Христос;

в храме присутствуют Божия Матерь и святые - своими иконами, они молятся вместе с нами и за нас;

в храме мы молимся Богу вместе;

чтобы молиться внимательно, надо "выйти из мира", удалиться от всего, что отвлекает нас от молитвы.

Как устроен православный храм. Притвор, трапезная часть (неф), алтарь. Иконостас. Богослужение.

г) Перед этим занятием крайне жела­тельно повести детей в храм, лучше всего не во время службы, дать им возмож­ность походить по храму, рассмотреть его. Тогда занятие будет построено на припоминании и обсуждении увиденно­го.

Обратить внимание на то, как дети полагают крестное знамение на себя, по­казать им, как правильно это делать. Ко­гда мы держим карандаш в руке, это по­хоже на правильно сложенное троепер­стие - мы рисуем на себе Крест. Когда мы правильно, справа налево, рисуем на себе горизонтальную перекладину Кре­ста, после этого очень легко сделать по­клон, донеся руку до земли, как и кланя­лись всегда по русскому обычаю. Телу удобно делать правильно. Можно попро­сить детей дома нарисовать храм или ка­кую-то его часть. Вообще, рисование до­ма того, что узнали на занятии, - очень хороший способ закрепления знаний. Де­ти в этом возрасте очень любят рисовать и рисуют охотно, а преподаватель может научить их пользоваться тетрадкой с ри­сунками для припоминания изученного.

д) ОКРЕСТНОСТИ (место вокруг храма, осененное Крестом)

ЦЕРКОВЬ (и церковь: можно уже сейчас сказать детям, что это слово имеет два значения и мы различаем их по за­главной или строчной букве)

ХРАМ

МОЛИТВА (молить, молва - одноко­ренные слова. Сам язык как бы подска­зывает нам, что любой разговор - это разговор с Богом, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам)

ПРИТВОР (двери притворяются: не каждый может войти!)

ТРАПЕЗА (Господь питает нас!)

НЕФ (корабль, спасающий нас в бурю )

АЛТАРЬ (аltа аге, высокое место: об­ратить внимание детей на ступени, веду­щие на амвон)

^ ПРЕСТОЛ АНАЛОЙ КАДИЛО

ЦАРСКИЕ ВРАТА

УрокЗ

а) ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. СОТВО­РЕНИЕ МИРА.

б) Быт. 1,2

в) Бог - Дух. Бог - Любовь. Перво­причина творения мира - любовь Божия.

Сотворение мира невидимого и види­мого. Дни творения. Объяснения, рисун­ки. Совет Святой Троицы о сотворении человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Сотворение Евы. Жизнь первых людей в раю. Обязанности людей к Богу: благодарность, послуша­ние, молитва. Молитва Святой Троице.

г) Рисование на тему "сотворение ми­ра" - самый распространенный прием проведения этого занятия, но рисование займет много времени и отвлечет детей от слушания. Лучше в начале занятия попросить их хорошо запомнить рассказ и зарисовать его дома.

Могут возникнуть вопросы о согласо­вании библейского рассказа о творении мира с научным изложением. Катехизатор должен быть готов к этому разгово­ру, но не сводить к этому все занятие. Можно показать, что великие учители Православной Церкви, как св. Василий Великий, св. Иоанн Дамаскин и др., включали в изложение веры те знания, которые им давала светская наука, а те научные гипотезы, которые "опроверга­ли" Библию, в конце концов самой нау­кой разоблачались как несостоятельные.

Необходимо обратить внимание детей на то, что мир сотворен Богом "хорошим весьма", совершенным, заранее заложив противоядие против "эволюционной точки зрения", которая будет внушаться им в школе. Подчеркнуть, что человек

сотворен был настолько совершенным, насколько это возможно для тварного существа, привести доказательства ума Адама - зрелого и острого (он не смог дать названия животным, значит, он проникал умом в сущность каждого су­щества, которое видел).

Загадка: как называлась самая первая в мире икона? - (АДАМ).

д) ТВОРЕЦ, ТВОРЕНИЕ, ТВАРЬ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ (дарение блага:

человек, сотворенный Богом, должен был из любви к своему Творцу отдать Ему полученное благо, то есть свою жизнь, то есть пребывать в постоянном послушании Богу и творении Его воли)

ПОСЛУШАНИЕ (послушание)

ДУХ, ДУША (достаточно обратить внимание детей на то, что это разные слова, не углубляясь пока что в раз­личия)

^ Урок 4

а) ГРЕХОПАДЕНИЕ.

б) Быт. гл.З.

в) Отпадение части Ангелов от Бога и превращение их в бесов. Зависть - глав­ная причина падения.

Грехопадение Адама и Евы. Нераска­янность - худший грех, чем вкушение за­прещение плода. Изгнание из рая. Из­речение приговора Божия и обетование о Спасителе. Началась история падшего человечества - история ожидания Изба­вителя.

г) У детей должно остаться четкое по­нимание того,что:

Адам, общавшийся с Богом и от Него научавшийся всякому добру не нуждался в древе для познания добра;

запрет был требованием послушания, и грех был грехом непослушания, усугуб­ленным грехом нераскаянности (Мило­сердный Господь ожидал покаяния и Своим вопросом подводил Адама к нему, и был готов помиловать согрешившего);

15

несмотря на нераскаянность первых людей, Господь обещал им появление Спасителя. Это было первой Благой Ве­стью - Евангелием - согрешившим лю­дям.

Дети постарше часто спрашивают, почему Бог не создал людей так, чтобы они не могли согрешить. - Только сво­бодное существо может любить. Бог тво­рил людей, которые смогут стать Ему любящими детьми, а не просто слугами.

д) ГРЕХ (в переводе с еврейского -промах, проскакивание мимо цели; в рус­ском языке - то, что греет, жжет)

ДИАВОЛ (клеветник, лжец) ОБЕТ, ОБЕТОВАНИЕ

НАКАЗАНИЕ (показ, приказ, сказка:

наказание - это научение, а не расправа)

СОБЛАЗН

Урок 5

а) ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.

б) Быт. гл. 4-9.

в) Каин и Авель. Авель - первый пра­ведник. Праведники и святые. Допотоп­ное человечество.

Грехи людей. Грехи против Бога и против ближних.

Бог призывает людей к спасению. Строительство ковчега Ноем - пропо­ведь действием. Долготерпение Божие, призывающая благодать.

Всемирный потоп. Радуга - знак заве­та Бога с Ноем.

Дети Ноя. Послушание, почтительность (и непочтительность Ха­ма). Потомки сыновей Ноя (славяне -потомки Иафета).

Что такое хамство?

г) Часто задают вопрос: откуда Каин узнал о неугодности Богу его жертвы? -По состоянию своей души, по тому, что совесть обличала его. Голос совести в нас - голос Бога. Мы всегда знаем, когда грешим.

Авель принес Богу агнца - преобра­зование Христа.

В беседе с детьми более старшего воз­раста можно коснуться вопроса о том, что даже избранность не исключает гре­хопадений, и поэтому наша борьба с гре­хом не прекращается до конца жизни.

д) ПРАВЕДНИК

СВЯТОЙ (это, прежде всего, не "безгрешный", а "выделенный из мира и посвященный Богу")

КОВЧЕГ (однокоренное слово: КОВШ;

Бог изымает праведника из гибнущего ми­ра)

ПРОПОВЕДЬ (Ной проповедует, оповещает людей о воле Божией; пропо­ведь действием не менее, а может быть, и более действенна, чем словом)

ХАМСТВО

^ ПОЧИТАНИЕ, ПОЧТЕНИЕ,

ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

Урок 6

а) АВРААМ - ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ.

б) Быт. 11:10-19:30.

в) Вера и послушание Авраама. Почему надо было уйти от своих род­ных? Авраам и Сарра. Бог Троица являет Себя Аврааму. Обетование о рождении сына у Сарры и обетование о рождении Спасителя от семени Авраама.

Содом и Гоморра. Ходатайство Ав­раама. Уничтожение городов. Правед­ный Лот.

г) В начале беседы можно кратко из­ложить историю столпотворения и под­виг Евера, обратить внимание на слова. Еверу и его потомкам был оставлен не­поврежденный язык, на котором говорил Адам. Поэтому не все равно, на каком языке мы говорим (думаем).

Надо показать детям бессмысленность и мерзость идолопоклонства (поклоня-


16

1

лись предметам, приносили кровавые и даже человеческие жертвы).

Дети должны увидеть высокие нрав­ственные качества Авраама: его послу­шание Богу (мы видим, что он любит своих родных, по тому, как он любит Лота), его миролюбие и снисходитель­ность (раздел пастбищ и Лотом: он, старший, предлагает выбирать младше­му; ходатайство о городах), отвага и вера (с малым числом своих слуг он освобож­дает Лота), благочестие (он выделил часть своей добычи Мелхиседеку).

д) ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ВЕРУЮЩИЙ

(отличие от "верящий")

ИДОЛ (образ; поскольку Бога никто не видел, идол - человеческая фантазия, то есть ложь о Боге)

(истуканный, высечен-


ИСТУКАН

ный из камня)

СТОЛПОТВОРЕНИЕ (творение столпа, а не толпы!)

ЕВРЕИ - потомки ЕВЕРА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




Похожие:

Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconПрограмма элективного курса для учащихся 8 11 классов
Оао "Инкасбанк", Кузилин Д. Ю. старший инженер отдела прикладного программного обеспечения ОАО кб "Петро-Аэро-Банк", Малинина Н....
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconПамятные даты 2010 года
В отборе имен приняли участие также сотрудники отдела мультимедиа и нот и отдела массовой работы ргдб
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconЭкзаменационная работа по курсу «общий менеджмент»
Принимая во внимание существование неформальных коммуникаций, укажите, каким типом власти (классификация Френча и Рейвена) может...
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconТема: "Наибольшее и наименьшее значения функции"
Класс разбит на 5 групп по 5-6 человек отделы, возглавляемые "главными инженерами". Все "сотрудники" отдела ( члены команд ) подчиняются...
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconВы сами же просили сообщать письменно о том, что мешает работе отдела
Завести папку Служебные Записки. Туда складывать служебные записки и ответы на них. Держать её на столе для свободного доступа всех...
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconПлан работы отдела образования на 2010-2011 учебный год Раздел Заседания Совета отдела образования
Оптимизация сети оу в свете требований к повышению эффективности расходования бюджетных средств и повышению качества образования
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconПоложение о районном центре педагогической информации отдела образования муниципального района гафурийский район
Районный центр педагогической информации (рцпи) является cтруктурным подразделением районного отдела образования
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconЕликов валентин Федорович (28. 08. 1928 1992)
Мурманского тралового флота и Мурмансельди. Затем – главный капитан отдела флота, начальник отдела мореплавания, связи и электро-...
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconРайонная профилактическая акция «Дружим с Законом!»
О ее проведении в сми, Интернет-сайтах отдела образования, учреждений образования, гудо «Миорский районный Центр детей и молодежи»;...
Сборник подготовлен ответственным секретарем Отдела В. Л. Шленовым, ведущим референтом Отдела Л. Г. Петрушиной iconПлан мероприятий отдела образования Администрации Белокалитвинского района на сентябрь 2011 года
Об утверждении плана работы отдела образования Администрации Белокалитвинского района на 2011-2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов