Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика icon

Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика



НазваниеВключает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика
страница1/15
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Библеистика как наука, ее происхождение, предмет, методы исследования, различие теологического и секулярного взгляда на природу Библии, вопрос объективного исследования.

Понятия: Божественное Откровение, Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание Ветхого Завета, связь Ветхого и Нового Завета. Понятие Предания, богодухновенности в богословии православной, католической церкви и протестантизма.

История появления ветхозаветного текста, виды книг; формирование древнееврейского канона, талмудический период, масоретский текст, утверждение канона в христианской церкви. Библейские языки, особенности древнееврейской письменности. Основные переводы: греческие, арамейские, сирийские, латинские и др. История славянской Библии, русского синодального перевода. Современный перевод, его принципы, основные критические издания.

Ветхозаветные апокрифы, древнейшие рукописи, кумранские находки. Библейская археология, ее значение в исследовании Библии, библейская хронология и география.

Понятие о герменевтике, экзегезисе: чтение, контекст, виды смыслов, подлинник и перевод, толкования-комментарии, дополнительные источники.

История толкования Библии. Иудейская традиция: раввинистическое толкование, Филон Александрийский, талмуд, каббала. Православная традиция толкования: апостольская традиция, александрийская и антиохийские школы, византийская экзегеза.

Католическая традиция: от средневековья до II Ватиканского собора. Протестантская экзегеза: реформационный период, школы библейской критики, гегельянство и библейская критика, понимание Библии в современном богословии протестантизма. Современная философия и лингвистика в исследовании Библии


Библеистика – наука, изучающая Библию, во всех ее проявлениях,

Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика.

Герменевтика – искусство и наука толкования Слова Божия.

Экзегезис – непосредственное применение принципов герменевтик к тесту Библии.

Возникновение библеистики связанно с развитием новоевропейской науки вообще: исторических, филологических дисциплин, сравнительных, археологии и пр.

ИСАГОГИКА


традиционное название системы библ. дисциплин, к-рые методологически предшествуют герменевтике, экзегезе. Впервые слово исагогика употребил антиохийский экзегет Адриан Антиохийский (5 в.). В наст. время более употребителен синоним И. – «введение в Свящ. Писание». К И. относятся вопросы боговдохновенности Библии и канона, герменевтики и истории переводов; И. также включает все виды критики библейской (литературную критику, историко-литературную критику, или «высшую», историческую критику, текстуальную критику и др.), изучение данных археологии библейской и материалов, связанных со сравнительно-религиозным изучением Библии. Все это в сумме составляет общую И., или общее введение в Свящ.Писание.

Частная И.
рассматривает в основном те же вопросы, но в применении к отд. свящ. книгам (авторство, датировка библ. книг, жанр литературный, обстоятельства написания, историч. среда, состояние текста и т.д.). И. неизбежно затрагивает и темы библ. богословия.

Основы святоотеч. И. представлены в патристич. Синопсисах. В Средние века проблемами И. занимались Юнилий Африканский, Кассиодор, Гуго Сен-Викторский, Николай Лиринский, Ибн-Эзра. В эпоху Ренессанса труды по И. были выпущены католиками С.Пагнинусом (1470-1536), Сикстом Сиенским, Каэтаном и протестантом Карлштадтом. В 17-18 вв. И. разрабатывали католики Эстий, Симон, протестанты А.Ривет (1627), И.Г.Карпцов (1714-1721), Землер, Гердер, И.Эйхгорн.

Наибольшее число общих исагогич. трудов появилось за последние 150 лет. Из правосл., кроме семинарских пособий, следует указать на работы еп.Михаила (Лузина), Карташева, Юнгерова, П.Брациотиса, Иоаннидиса, Хаступиса; из католич. — коллективное «Введение в Библию» под ред. Робера и Фейе, труды Вигуру, Харрингтона, Грело, из протестантских — «Введение в Ветхий Завет» Артура Вайзера, труды Борнкама и Кюммеля, Марксена, Хантера, Эйсфельда, Чайлдза (с очерком по истории И.). В 1970 вышло 3-томное интерконфессион. «Введение в Библию» (на франц. языке), к-рое составили правосл. (еп.Кассиан Безобразов, Брациотис, Н.Куломзин), католич. (Буамар, Де Во), протестантские и иудаистские экзегеты. Обширный исагогич. материал содержится в словарях библейских, энциклопедиях и атласах. За истекшие десятилетия в И. произошли нек-рые изменения, обусловленные новыми археологич. находками и богослов. исследованиями - Новая Исагогика. Свод данных по старой И. ВЗ содержит итоговый труд Вигуру (рус. пер.: «Руководство к чтению и изучению Библии», т.1-2, М., 1897-1902).

Поскольку И. имеет дело с древними текстами, к-рые не дошли до нас в виде автографов, она стоит перед многочисл. трудностями. «Понятны поэтому, — пишет русский библеист Андреев, — грандиозные усилия целых столетий к накоплению средств обойти эти затруднения. Собирание рукописей, сопоставление вариантов, изучение переводов на человека непосвященного может производить угнетающее впечатление, как мелочное увлечение специалистов. И, однако, только этот муравьиный труд ведет к цели». Являясь наукой, использующей данные и методы других смежных дисциплин (палеографии, источниковедения, нумизматики, сфрагистики и т.д.), православная И. исходит из догмата о Писании как Слове Божьем. Следовательно, никакие выводы чисто научного характера не могут оспаривать церк.учения о боговдохновенности.

^ СТАРАЯ ИСАГОГИКА,

условное обозначение господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась установить авторство для каждой свящ. книги, даже тогда, когда данных для этого было недостаточно. Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках иудейства междузаветного периода и в какой-то мере была воспринята рядом отцов Церкви. Первые данные о ветхозав. С.и. содержатся в самой Библии, в неканонической Кн.Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до н.э.). Из Сир 48:27 явствует, что автор приписывал прор. Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для Филона Александрийского Моисей несомненно был автором всего Пятикнижия, таким же было убеждение Иосифа Флавия. В Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение взглядов раввинистич. С.и. на атрибуцию ветхозав. Книг - «Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаста. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени».

В зтом перечне обращает на себя внимание то, что автор его не отрицает участия редакторов в составлении свящ. книг. В частн., он признает, что кн.Исайи была «написана», т.е. соединена в сборник в эпоху Плена, Мужи Великого Собора «написали» книгу прор. Иезекииля, Малых пророков, Дан и Езд. В святоотеч. эпоху не сложилось единого мнения об авторах ряда книг (напр., Исторических книг ВЗ, Иудифь, Есф, Иов), но принадлежность всего Пятикнижия (кроме заключит. стихов) Моисею и всех пророческих книг — лицам, имена к-рых стоят в заглавии, почти никем из св. отцов не оспаривалась.

В процессе развития историко-литературной критики представления С.и. перестали быть господствующими, коррективы в них были внесены новой исагогикой. Но каноничность и боговдохновенность книг Библии определяется не их  авторством, а принятием их Церковью в качестве свящ. писаний, Слова Божьего. Поэтому С.и. сама по себе не является частью церк. Свящ. Предания, его акривической основы.

НОВАЯ ИСАГОГИКА, свод теорий, касающихся происхождения и датировки книг Библии (гл. обр. ВЗ), к-рые в наст. время разделяются большинством экзегетов. Название новая эта система исагогич. концепций получила в силу отличия от старой исагогики, принятой в раввинистич. иудействе и отчасти усвоенной отцами Церкви. Однако именно святоотеч. библеистика сделала первые шаги в плане отхода от староисагогич. воззрений. Атрибуция и хронология иудейских экзегетов были подвергнуты сомнению в ряде пунктов. Так, блж.Феодорит Киррский относил Ис. Нав и Суд ко временам более поздним, чем описываемые в них события. Средневековье, за редкими исключениями (напр., Ибн-Эзра), сделало в плане исагогики мало. Интенсивное развитие Н.и. началось лишь в 17-18 вв., продолжается оно и в наст. время. Основные выводы Н.и. в самом общем виде можно подытожить в восьми пунктах. 1) Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в к-ром оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе неск. вариантов Моисеева Предания. 2) Исторические книги ВЗ 1-го цикла (Второзаконническая история) были написаны в Плена период на основе более древних источников, а Исторические книги 2-го цикла (Хронист) были написаны ок. 300 до н.э. 3) Не все псалмы, надписанные «ле Давид» (в син. пер.: «Давидов») принадлежат ему. 4) Кн. Иова, Экклесиаста и кн.Притчей в ее окончат. редакции были написаны во Второго Храма период. 5) Не вся Кн. прор. Исайи написана им самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (Второисайя) и после Плена (Тритоисайя). 6) Кн. прор. Захарии, написанная самим пророком в 6 в. до н.э., была дополнена другим пророков ок. 4 в. до н.э. 7) Кн. Даниила написана ок. 165 до н.э., частично на основе более ранних преданий. 8) Посл. к Евреям вышло из круга учеников ап. Павла, а не написано им самим.

Первыми эти положения Н.и. отстаивали гл. обр. католич. богословы (Симон и др.), но церк. признание Н.и. получила у католиков лишь в 20 в. под влиянием школы Лагранжа. В протестантизме Н.и. защищалась сначала преимущ. сторонниками рационализма в библеистике и представителями либерально-протестантской школы. Однако к кон. 19 в. Н.и. была принята и протестантской ортодоксией (за исключением приверженцев фундаментализма). Однако у концепций Н.и. долгое время были противники, считавшие, что пересмотр атрибуции и датировки свящ. книг посягает на догмат боговдохновенности. Защитники же Н.и. утверждали, что 1) боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем написания ее книг; уточнение их входит в сферу научных дисциплин (исторической критики, историко-литературной критики и т.д.) и что 2) исагогич. теории не относятся к Свящ. Преданию Церкви (в противном случае у св. отцов существовало бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые разные исагогич. воззрения). В своих исследованиях Н.и. опирается на сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг и на данные археологии библейской. Богосл. и апологетич. значение Н.и. в том, что она устраняет многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой исагогикой.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconЭлективный курс 10 класс. Тема: Официально-деловой стиль Дата проведения: 22. 02 2007 Ход занятия. Выступление учителя по теме
Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconСовременная философская герменевтика

Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconМедиатека
Новая версия этой программы, предназначенная специально для Windows, включает в себя 500 дополнительных упражнений. Прилагается подробное...
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconДокументы
1. /Герменевтика и метод социальных наук.doc
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconДокументы
1. /Герменевтика (Валерий Кузнецов).txt
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconДокументы
1. /Шульга Е.Н. - Когнитивная герменевтика.doc
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика icon«Возрождение традиций Православной Руси»
Участвуют епархиальные отделы, приходы храмов, воскресные школы, православные творческие коллективы
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconУрок №47 «Соматический и автономный отделы нс»
Дать понятие о соматическом и автономном отделе нс, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела нс
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconУчебно – методическая разработка Учителя биологии моу «сош №1»
Уметь находить и называть отделы скелета на таблицах, рисунках, делать биологические рисунки
Включает различные отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика iconОно включает догматы царского и государственного права, содержащиеся в Божественном Откровении
Данное учение было подробно разработано русской богословской мыслью трудами выдающихся богословов синодального периода 2, оно включает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов