Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну icon

Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну



НазваниеЕго Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну
страница1/4
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому ИОАННУ

Согласно телефонограмме из Белгорода. посылаю текст, о публикации которой была предварительная договоренность с Вами в 1998г.

Автор - Кондратьев Федор Викторович, доктор мед.наук, профессор, Заслуженный врач РФ,

руководитель группы МЗ РФ по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект.

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТОВЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ("СЕКТЫ")

^ КАК ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

К ПРЕДЫСТОРИИ СОСТАВЛЕНИЯ ДАННОЙ КНИГИ

Настоящая книга является обобщением ряда научных публикаций автора, его выступлений на международных форумах и парламентских слушаниях и семинарах в Государственной Думы РФ. Эта книга является авторским вариантом и дополнением составленного по этим же материалам аналитического обзора "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект", выполненного и опубликованного в 1998 году в рамках специального фрагмента Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года (N 600).

Разработки по данной теме началась автором инициативно, но вытекала из текущей судебно-психиатрической практики. Являясь руководителем экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П. Сербского ко мне, начиная с 1994 года, стали поступать для проведения экспертиз уголовные дела, направленные прокуратурой или судами, для решения вопроса о наличии в деятельности того или другого неокульта ("секты") факторов, причиняющих вред психическому здоровью.

Первая такая экспертиза была проведена по письменной продукции Богородичного Центра, мои сотрудники проштудировали буквально мешок с литературой этого неокульта, прежде чем дать экспертное заключение.

Затем изучались материалы по делу Аум СИНРИКЁ.

Предварительные материалы показали медико-социальную значимость проблемы неокультов и обусловили мои первые публикации в СМИ. Видимо, последними я обратил на себя внимание общественной организации Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект. Этот комитет предоставил мне обширные материалы о трагических историях распада семей в результате деструктивной деятельности культовых новообразований.

Вскоре я был приглашен для выступления с докладом "Квазирелигиозные учения и психическое здоровье" на Международное совещание, проводимое отделом внешнецерковных отношением Московской патриархии (Москва. 27-29 ноября 1994г.).

В дальнейшем наряду с плановой научной и основной практической работой я начала прицельно изучать проблему культовых новообразований ("сект").
Результатом явились доклады на эту тему на Международной конференции "Культуральные и этнические проблемы психического здоровья", на 38-м съезде польских психиатров в Вроцлаве, на Международной конференция "Здоровье нации и национальная безопасность", на ХII съезде психиатров России, на научно-практической конференции МВД РФ "Духовность.Правопорядок.Преступность", на научной конференции Института философии РАН, а также ряда других научных конференциях.

Одновременно меня приглашали выступать с докладами о негативных медико-социальных последствиях современных неокультов на семинарах, "круглых столах" и слушаниях в Госдуме РФ, в Минздраве РФ (где являлся председателем постоянно действующей группы по проведению медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций и членом Постоянно действующей комиссии при Минздраве РФ по взаимодействию с Московским Патриархатом Русской Православной церкви), на IV Всемирном Русском Народном Соборе, на региональных и Международных Рождественских чтениях и ряде других форумах и семинарах, в том числе семинаре "Тоталитарные секты и современная молодежь". В выступлениях в Госдуме делался акцент на внесение в Проект Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" положений об ограничении деятельности тоталитарно-деструктивных неокультов и о необходимости обзначениия роли Православной церкви в духовном наследии России.

Видя негативные последствия деятельности неокультов я считал своей обязанностью донести соответствующие знания до широких масс россиян. В связи с этим были выступления по центральным радиопрограммам, телевидению, в газетах и журналах, давались многочисленные интервью корреспондентам СМИ.

Основные положения публикаций, докладов и выступлений легли в основу этой книги, однако в ней использовались материалы отечественных и зарубежных публикаций на эту тему, а также видиозаписи "богослужений" неокультовых организаций, документы Комитета по спасению молодежи и результаты собеседования с адептами различных сект и обратившимися за помощью пострадавших от деятельности этих организаций.

Поскольку опубликованный Минздравом аналитический обзор "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект" (1998) выполнен для узкого круга специалистов, то его переработка для широкого читателя представляется актуальной, особенно учитывая буквально море сектантской литературы, захлестнувшей россиянина.

ВВЕДЕНИЕ

Великий гуманист и психиатр С.С.Корсаков на рубеже XIX и XX веков писал: "Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку". Указывая, что это чувство "связано с понятием о высшем Начале, управляющем человеком и миром, и о вечности", что "религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания", С.С.Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что "принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний". Через 100 лет, уже на пороге ХХI века, эти положения классика мировой психиатрии стали более чем актуальными.

Действительно, в конце ХХ века на фоне, казалось бы, победы рационалистического атеизма и потери интереса к религии возникла одиозная социальная проблема. Речь идет о ранее неизвестном явлении - бурном распространении культовых новообразований, вовлекших в свою сферу многие миллионы граждан сначала США, затем Западной Европы, а теперь и России. Вскоре обнаружилось, что это явление далеко не безобидно. Повсеместно стали отмечаться негативные последствия деятельности таких новообразований в плане посягательства на интересы личности, семьи, общества и государства.

Основной, психолого-психиатрический аспект проблемы

деструктивно-тоталитарных некультов ("сект") будет обсужден в

соответствующем разделе. Наряду с этим мы считаем необходимым

ввести читателя в курс и других аспектов проблемы культоввых

новообразований.

Все культовые новообразования противопоставляют свои

объединения семье (если семья не разделяет взглядов неофита);

имеются данные о разрушении по этой причине более 250 тысяч

семей россиян, соответственно растет число социальных сирот,

представляющих собой группу риска в плане развития как

психической патологии, так и социальной дезадаптации до уровня

криминального поведения. Идеология всех культовых

новообразований направлена на деструкцию национальной

духовности, ее замену на собственную систему ценностей. В

отличие от традиционных религий, носящих характер "духовной

симфонии" (представление, имеющее многовековую историю) в

отношениях с государством, культовые новообразования

противостоят интересам государства в пассивной или активной

форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и

террористических актах. У ряда "респектабельных" неокультов

разработаны планы переустройства мира по своим тоталитарным

моделям.

О негативных последствиях деструктивной деятельности

культовых новообразований для личности, семьи и общества

говорится в Открытом письме, направленном Президенту России

Государственной Думой (1996), в специальном постановлении Правительства РФ N 600 от 17 мая 1996г. о Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, в информационно-аналитических материалах "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (Аналитический вестник. Выпуск 28. Серия: Оборона и безопасность

- 8.Изд. Аналитического управления Аппарата Государственной Думы РФ. М., 1996.). В них, в частности, приводятся такие примеры, как проникновение американской секты "Сайентологическая церковь" на оборонные предприятия гг.Обнинска, Перми, в стратегические НИИ Минобороны, в Центр управления полетами, в структуры Правительства Москвы. По мнению экспертов МВД России, культивирование слепого подчинения авторитету, суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адепта приводят к тому, что при криминализации верхушки секты она неизменно криминализируется полностью, превращаясь в слепое орудие для реализации любых целей своих руководителей (А.И.Хвыля-Олинтер - Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект.//"Духовность. Правопорядок. Преступность". Материалы научно-практической конференции МВД РФ. М., 1996.

С.126-130.).

В утвержденной 17.12.97. Указом Президента РФ N 1300 "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо отмечается "необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".

То, что тоталитарное сектанство не является частной российской проблемой подтверждается и рядом международных документов, в частности, об этом говорится в специальной резолюции Европейского Парламента 1996 года: "... определенные секты... постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность;...". Кроме того, Европейский парламент "призывает в этой связи государства-члены усилитёь взаимный обмен информацией для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства...".

Настоящая книга как раз и носит такой информационный харак­тер.

^ 1. ОТНОШЕНИЕ ПСИХИАТРИИ К ПРОБЛЕМЕ ТОТАЛИТАРНЫХ НЕОКУЛЬТОВ

Проблема тоталитарных неокультов (сект) возникла в связи с коллизией между положением "Всеобщей Декларации Прав Человека" о свободе совести и многочисленными протестами пострадавших против деятельности этих сект. Понятно, что причинами обращения за помощью к психотерапевтам и психиатрам является не сам факт принятия новой веры (любой человек вправе верить во что угодно), а те психические изменения и расстройства, которые возникают у адептов как результат участия в деятельности тоталитарных культовых новообразований.

Актуальность исследования негативных медико-социальных

последствий деятельности в России организаций, имеющих характер

деструктивных, тоталитарных сект, обозначилась в последние 10

лет, когда в судебно-психиатрическую службу все чаще стали

обращаться сотрудники прокуратуры, следственно-судебных и

административных органов с просьбой дать рекомендации о

возможности возбуждения уголовного дела в отношении той или иной

тоталитарный секты или о снятии с регистрации в связи с

причинением вреда здоровью. Эти просьбы обусловлены как жалобами

отдельных граждан, чьи родственники, оказавшись вовлеченными в

эти секты, стали обнаруживать психические расстройства, так и

обращениями представителей общественных организации, в первую

очередь Комитета по спасению молодежи от деятельности

тоталитарных сект.

Судебно-психиатрический аспект этого вопроса состоит в том, что констатация причинения вреда здоровью (в данном случае психическому) является принципиально важной, поскольку она одна может быть основанием для возбуждения уголовного дела против тоталитарной секты по статье ст.239 УК РФ 1997г. и применения соответствующих статей Закона "О свободе совести и религиозных объединениях", став причиной отказа в ее регистрации или запрета на ее деятельность.

Вокруг вопроса о влиянии деятельности культовых

новообразований на психическое здоровье идет, можно сказать без

преувеличения, ожесточенная борьба. С одной стороны,

многочисленные случаи психических расстройств у лиц, вовлеченных

в тоталитарные, деструктивные секты, свидетельствуют о явном

вреде деятельности этих сект для психического здоровья, с другой

стороны, имеют место как отдельные заявления психиатров о том,

что пребывание в секте интактно по отношению к психическому

здоровью, так и хорошо организованные групповые выступления,

проводимые под руководством Независимой психиатрической

ассоциации. Эта организация как сектозащитная впервые заявила о

себе на судебном процессе по делу созданной Секо Асахарой секты

АУМ Синрикё и вполне могла выиграть процесс, доказав "безобидность" этого тоталитарного неокульта, если бы не своевременно подоспевшие сообщения о террористических акциях в токийском метрополитене учеников Асахары и последующие разоблачения, показавшие среди прочего и наносимый сектантам вред здоровью.

Следует подчеркнуть, что современные деструктивные

тоталитарные секты = это не только хорошо организованные международные образования, но и мощные финансовые пирамиды, располагающие немалыми средствами, чтобы ангажировать журналистов, юристов, общественных деятелей и политиков для своей защиты. При этом ключевыми фигурами оказались психиатры как специалисты, способные дать профессиональные экспертные заключения относительно причинения вреда психическому здоровью. Упомянутая Независимая психиатрическая ассоциации России не только практически в каждом номере своего журнала публикует статьи в защиту тоталитарных сект, обрушивается с некорректными нападками на психиатров, выступающих против деструктивной деятельности неокультов, но и организует многодневные, дорогостоящие, с арендой загородных пансионатов, семинары на тему о взаимоотношениях психиатрии и религии. При этом характерно, что сектозащитная деятельность "независимых психиатров" сочетается с нападками на традиционные религии и с утверждениями об отсутствии у них принципиальных различий с культовыми новообразованиями. Примечательно, что в своих выступлениях "независимые" сектозащитники любят ссылаться на известные имена западных психиатров, скрывая при этом, что те уже ангажированы сектами.

Более того в последнее время сектозащитниками развернута в средствах массовой информации активная компания с целью дискредитации официальной психиатрии, озабоченной проблемами неокультов. При этом специально вновь поднята шумиха о "карательных" традициях отечественной психиатрии, теперь уже не в отношении диссидентов, а "инаковерующих". Все чаще в публикациях "независимых" психиатров навязываются представления о том, что официальная психиатрия "призывает к психиатрическим и уголовным преследованиям сектантов", предлагает свои "карательные услуги" православной церкви. Так, помощник депутата Госдумы В.Борщова Лев Левинсон на страницах Независимого психиатрического журнала (1.1998.С.49) утверждает, что якобы существуют "госзаказ" превращения "психиатрии в аппарат преследования инаковерующих". Он и до этого со своим шефом вкупе с известным экс-депутатом Госдумы Г.Якуниным распространял эту небылицу. Но теперь дело дошло до явно нелепо-клеветнических обвинений в том, что официальная психиатрия "навязывает" церкви свои услуги "психофармакологического возвращения сектантов в лоно православия".

На основании таких утверждений ряд "провозащитных"

организации (РОО содействия утверждению свободы совести в

обществе, Московская хельсинская группа, Христианское социальное

движение) даже выпустила в свет документ "О нарушении прав

человека в сфере свободы совести в Российской Федерации"

(Москва, 1998). Предложив СМИ этот документ для ссылак, эти

организации соответствующим образом формируют общественное

мнение, особенно через свои издания и зарубежные радиостанции, в

первую очередь "Радио свобода".

В этом документе, в частности, в разделе "Инициативы по возрождению карательной психиатрии" утверждается: "Не имея легальных оснований для преследования верующих, противники свободы совести в России ведут деятельность по возрождению карательной психиатрии и введению в медицинскую практику американской методики депрограммирования". Естественно, каких-либо подтверждений фактами эти утверждения не сопровождаются, поскольку никто и нигде в России американские методики депрограммирования не проводил и проводить не мог.

Но этим активность сектозащитников не исчерпывается. В одном из последних номеров "Независимого психиатрического журнала (III, 1999, с. 49) даже публикуется "Открытое письмо НПА Генеральной Ассомблее ХI конгресса ВПА" (Всемирной психиатрической ассоциации), в котором говорится: "Со всей ответственностью перед совершаемым этим заявлением шагом считаем необходимым обратить внимание Генеральной Ассамблеи ВПА на возобновившиеся в России с 1994-1995 гг., ставшее широкомасштабным и не ослабевающими до настоящего времени, очередное использование психиатрии в немедицинских целях. На этот раз для подавления не инакомыслящих, а инаковерующих". Это "Открытое письмо заканчивается призывом к ВПА принять следующующий текст Обращения:

"Всемирная психиатрическая ассоциация выражает

обеспокоенность инициацией многочисленных судебных исков к

различным религиозным организациям в России за якобы

"причиненные ими грубого вреда психическому здоровью и

болезненное изменение личности".

Всемирная психиатрическая ассоциация выражает солидарность с позицией Независимой психиатрической ассоциацией России и Российского общества психиатров относительно недопустимости вовлечения психиатров в проблемы, выходящие за пределы их профессиональной компетенции."

Это обращение принято не было, что отнюдь не обозначает, что активность "правозащитников" снизится (как и зарубежное финансирование их деятельности). Само обращение спроецированно на руководство российской психиатрией, на Минздрав с целью полного отстранения от участия отечественных психиатров в помощи жертвам деструктивных неокультов.

Необходимость задержаться на фактах такой широкомасштабной, до международного уровня, борьбы за общественное мнение, должна показать роль психиатрии в вопросе об оценке деятельности современных неокультов.

В настоящее время в России сложилась ситуация, когда любая из противоборствующих сторон может найти себе экспертов-психиатров, сообразно своим интересам или же дать соответствующую ссылку на литературу. Что касается последней, то возможности публикаций в своих изданиях и в зарубежной прессе Независимой психиатрической ассоциацией (НПА) в защиту "нетрадиционных религий" несопоставимы с возможностями других психиатров обнародовать факты негативных последствий деятельности тоталитарных неокультов. Все это путает общественность, затрудняет правильную ориентацию как психиатров, не соприкасавшихся с этой проблемой, так и правоохранительных органов, которые сталиваются с проблемой новоявленных "религий".

Все чаще стала возникать необходимость проведения

судебно-психиатрических экспертиз по делам, сопряженными с

неокультовой практикой, причем не только по факту причинения

вреда психическому здоровью. Участились случаи

освидетельствования лиц, совершивших агрессивные и другие

правонарушения в связи с их деятельностью в секте, а также

посмертные экспертизы сектантов, покончившим жизнь

самоубийством. Стали возникать вопросы и по гражданскому

судопроизводству, связанные с передачей завербованными своего

имущества сектантским организациям. Нередки и обращения к

психиатрам со стороны государственных структур за консультациями

по оценке всей деятельности неокульта в плане наличия или

отсутствия в ней факторов, приводящих к расстройству

психического здоровья.

Сказанное обусловливает необходимость более глубокого анализа проблемы с исследованием социально-психологических причин быстрого распространения на отечественном духовном поле деятельности деструктивных тоталитарных сект, более точного обозначения их сути и взвешенного решения вопроса о вреде их деятельности для психического здоровья.

^ 2. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ОТЛИЧИЯ СУЩНОСНОТИ НЕОКУЛЬТОВ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ

РЕЛИГИЙ

Психолог и психиатр, к которому обратились по тому или иному поводу, сопряженному с деятельностью неокульта, должен уметь отличить собвенно психопатологию от тех отступлений от общепринятой социально-психологической нормативности, которые являются выражением узко культовой нормативности и не могут быть квалифицированы как болезненные расстройства, какими бы парадоксальными они не представлялись.

Все религии имеют свои догматы, которые определяют суть и структуру духовного учения и на которых построены принципы и модус социального поведения ее приверженцев. Упомянутая "Всеобщая Декларация Прав Человека" и основанная на ее положениях Конституция Российской Федерации уважительно относятся к этим догматам и не допускают какой-либо дискриминации человека добровольно выбравшего вероисповедование. Однако современные культовые новообразования (тоталитарные секты), претендуя на статус новой религии (и, соответственно, такое же правовое к себе отношение, как и к традиционным религиям), имеют ряд принципиальных отличий. Главное из них заключается в том, что тоталитарные неокульты, исходя из сущности доктрин и методов их навязывания, лишают своих адептов свободы религиозного самоопределения, нарушая тем самым одно из основных положений "Всеобщей Декларации Прав Человека" и Конституции РФ.

Поэтому целесообразно первоначально "развести" понятия культовых новообразований и собственно религии. Говоря о
  1   2   3   4




Похожие:

Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconПисьмо архиепископа Уфимского Андрея (князя Ухтомского) архиепископу Мелетию (Картушину)
После смерти патриарха Тихона его место совершенно антиканоническим путем занял митр. Петр со званием местоблюстителя патриаршего...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconДокументы
1. /Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconДокументы
1. /Акафист Иоанну Оленевскому.doc
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconАрхиепископу кентерберийскому — привет от «люцифера»!
Христа — краткое изложение той позиции, которую занимает теософия по отношению к христианству, так как считаем, что время для такого...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconДокументы
1. /(Башкиров В) Жизнеописание преподобного Максима Исповедника.txt
2. /(Лурье...

Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconВысшая награда Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем
Иоанном в его Откровении, когда он слышал от Самого Господа: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconПамятка для родителей будущих первоклассников
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное...
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconПоложение о награждении жителями района или его уроженцами учителей, учащихся и других категорий трудящихся района
Награда либо потомком известного жителя уезда/района от своего времени или его имени его родственниками, или его предприятием
Его Высокопреосвещенству архиепископу Белгородскому и Старооскольскому иоанну iconК. Мазорик
Его оппоненты, из числа историков и не только их, часто критиковавшие его при жизни, не сложили оружия и после его смерти, хотя и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов