Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" icon

Священник Дионисий Тацис "поучения старцев"



НазваниеСвященник Дионисий Тацис "поучения старцев"
страница1/4
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ


Священник Дионисий Тацис


"ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"


"Не говорите, что невозможно принять

Божественный дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,

сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или, что это невозможно в настоящие времена!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим."


(Прп.Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125-132))


"Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".


^ Старец Епифаний


ПРОЛОГ



Зимою 1994 года, в Рождественский сочельник, мне пришла мысль заняться антологией некоторых поучений старцев ХХ века, чтобы их имели под рукой те христиане, которые не располагают временем для чтения толстых книг. Я быстро начал осуществлять свою идею, не сказав о том другим. Летом следующего года, когда я, по своему обычаю ездил на Святую Гору, многие знакомые монахи спрашивали меня, пишу ли что-нибудь еще после книг о старце Паисии. Я был вынужден поведать о своей идее и, естественно, получил их советы. Мне, конечно, сказали, что такая книга будет интересна ибо, как все мы знаем, жизненно-опытное слово современных старцев трогает и духовно поучает.

Я продолжал свою работу, все время мучаясь вопросом: кто же является старцем в наше время? Наконец, я решил, что и клирики, которые жили в миру и занимались миссионерской деятельностью, были старцами, поскольку духовные их чада были многочисленны, и их вклад в духовное пробуждение греческого народа и благая, по Христу, забота о нем, были велики.

Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом.
Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям. Старцы духовно помогали душам, стремящимся к добру. Они были путеводителями к истинному благочестию. Старцы утешали удрученных. Они были выразителями воли Божией в час, когда вокруг царило смятение в умах. одним словом, они были людьми дела, а не теории, и поэтому их духовность была глубокой и очевидной.

Общим у старцев, о которых говорится здесь, была жизнь в монастыре. Одни провели всю свою жизнь в монастыре, другие отправились из него в свой жизненный путь, третьи же окончили в нем свою жизнь. Однако все сохранили свои особые черты. Каждый старец имел особую благодать и свои особые благодатные дарования.

Мудрые изречения старцев приводятся здесь с целью помочь современным христианам в их проблемах и удовлетворить хотя бы частично, их духовные искания.

Еще два слова для читателя этих поучений. Лучше всего читать по одному изречению и углубляться в него, искать в нем, может быть, самого себя и своего брата, и укреплять свой ум в основных началах духовной жизни. Таким образом будет согреваться сердце и предвкушать по силе, райское блаженство.


Священник Дионисий Тацис


^

I. ХРИСТОС ДЛЯ НАС ВСЕ



1. Старец Порфирий говорил: "Жизнь без Христа - не жизнь, а смерть. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, то ты

без Христа."

2. Тот же старец также добавил: "Христос - это наш Друг, это наш

Брат, это То, Что добро и прекрасно. Христос не имеет ни угрюмости, ни меланхолии, ни внутренней перемены. Человек же мучается от разных помыслов и состояний, которые по временам его удручают и травмируют. Христос - это Радость, это Жизнь, это Свет, Свет истинный, Который радует человека, окрыляет его, Который дает ему силы видеть все, видеть всех, болеть за всех и желать, чтобы все были вместе с ним, с ним рядом."

3. О человеке, который из-за многих занятий забывает Христа, cтарец Амфилохий с о.Патмос говорил: "Много раз к тебе приходит Христос и стучится к тебе. Ты сажаешь Его в гостиной своей души и, поглощенный своими занятиями, забываешь про Великого Посетителя. Он ждет твоего появления, ждет и, когда ты уже сильно опаздываешь, встает и уходит. В другой раз ты настолько занят, что отвечаешь Ему из окна. У тебя нет времени даже открыть ему".

4. Тот же старец говорил: "Человеку, который не имеет Христа, все видится трудным и темным". И в другой раз: "Когда сердце не имеет Христа, тогда оно имеет место для денег имений и людей."

5. О замыслах Промысла Божия, которые неизвестны людям, старец

Порфирий говорил: "Люди могут приобрести понимание путей Божиих и совершенно ясно увидеть впереди себя хаос и сказать: "Э! Мы падаем в хаос, мы заблуждаемся. Все назад, все назад! Вернитесь назад, мы ошиблись!" И станут снова на путь Божий, и воссияет наша Православная вера. Бог действует сокровенно и не желает подавлять свободу человека. Он делает так, что человек мало-помалу поворачивает и идет туда, куда следует".

6. Старец Епифаний говорил: "Математика Божия совершенно не похожа на математику людей. Для нас два плюс два равно четырем. Для

Бога два плюс два может равняться пяти или пятнадцати, или чему бы то ни было."

7. Старец Анфим с острова Хиос говорил: "Без воли Божией ни камень не сдвигается со своего места, ни лист с дерева не падает на землю".

8. Евсевий, старец братства "Зои" ("Жизнь"), обращаясь к своему духовному чаду, писал: "Когда Бог удалится от человека, тогда человек впадает не только во все виды греха и беззакония, но и теряет свою веру. Ты Божие творение, и верою в Него и последованием Его воле ты

преображаешься и становишься Его чадом, о котором Он всегда промышляет с великой нежностью и заботится о том, чтобы ты стал совершенным".

9. О способах, которые употребляет Бог, чтобы помочь человеку, святой Анфим говорил: "Благой Бог не перестает давать рассудку человека благие побуждения. То Он просвещает самого человека, то посылает ему утешение через людей, то дает ему какое-нибудь знамение. Любыми способами старается Его безграничное благоутробие помочь человеку прийти к Нему и спастись". И в другой раз добавил: "Бог так помогает человеку: иногда показывает ему какого-нибудь духовника, способного дать совет, иногда через какого-нибудь Ангела его просвещает; иногда помогает каким-нибудь благим помыслом, который Он вкладывает человеку в ум, а иногда каким-нибудь Божественным вдохновением, которое Он дает ему".

10. Старец Иероним говорил: "Внимайте тому, как проходит каждый день. Свое будущее возложите на Промысл Божий. Бог поможет. Чего

желает Бог, то и будет. Не думайте о будущем и не отягощайте ум свой

думой о нем. Бог поможет."

11. Говоря о любви Божией к человеку, старец Анфим, новоявленный

святой с острова Хиос подчеркивал: "Бог не отделяет праведного от грешного и не сравнивает лукавого с благим. Пчелу, если найдется кусок сахара или чего-нибудь сладкого на куче навоза, не смущают нечистоты, и она прилетит забрать этот сахар или сладость, чтобы изготовить мед. Так же и Бог. Он не видит, где находится человек, во грехе или в добродетели, в добре или во зле. Бог, чтобы помочь человеку, видит только ту минуту, которая приближает человека к Нему."


^ II. ЛЮБОВЬ


1. Старец Амфилохий советовал: "Возлюби Единого, чтобы тебя полюбили все. Тебя будут любить не только люди, но и сами бессловесные животные, ибо Божественная благодать, когда выходит наружу, электризует и притягивает к себе то, что находится перед ней. Но тебя будут не только любить, но почитать, потому что в тебе изобразится непорочный девственный лик Того, Которого ты возлюбишь и Которому ты будешь служить

2. Старец Иосиф Исихаст говорил свои монахам: "То, чего мы не даем в употребление Богу употребляет другой. Поэтому и Господь дал нам заповедь любить Его от всей души и сердца, чтобы лукавый в нас не нашел себе ни места, ни упокоения".

3. О любви, которую человек должен иметь к Богу, старец Паисий говорил: "Теплая любовь, которая жертвует собою и не касается мирской пищи, питается внутренне от любви Божией, и тогда вся жизнь человека становится одной сплошной Четыредесятницей, а все дни его - сплошной пасхальной радостью. Теплая любовь к Богу своими жертвами услаждает сердце и, как пар, восходит божественное желание, которое будучи не в силах удержать себя, соединяется с Богом. Это духовное состояние исступления выводит человека не только во вне из себя, но еще и само сердце его выводит из плоти (плотских похотений), и оно уже совершенным и очищенным отдается Богу".

4. Старец Амфилохий говорил о любви, которую мы должны питать к

личности Христа: "Когда сердце наше на имеет любви ко Христу, тогда

мы не можем делать ничего. Мы тогда как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей". И добавил: "Всегда с любовью да приводим себе на память Христа. Тогда душа наша взыграет от радости".

5. Любовь никогда не иссякает. Обращенная ко многим, она не уменьшается. Об этом старец Епифаний говорил: "Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие".

6. Старец Иосиф говорил: "Когда благодать действует в душе молящегося, тогда переизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает

взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от

них других. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте, и даже самим бессловесным животным, так что и плачет, когда думает об их страданиях! Это свойства любви, но они приходят от молитвы. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира сего".

7. Старей Иероним говорил: "Хочешь много любить людей? Возлюби много нашего Христа, и увидишь насколько ты будешь любить людей, даже если и не будешь их видеть. Эта любовь, которая внутри любви нашего Христа, истинна и сильна. Возлюби много нашего Христа.”

8. Любовь должна быть признаком христиан. Старец Амфилохий говорил: "Мы должны иметь иметь любовь к личности Христа, и эта любовь необходима нашим душам. Любовь к творениям Божиим: к животным, деревьям, цветам, птицам и, прежде всего, к совершеннейшему творению Божию - человеку".

9. Тот же старец советовал: "Чадо мое, сердце твое да наполняет всегда небесная любовь, и да изливается она только в высоких и божественных желаниях. Тогда услышишь Божественную беседу Жениха, Которому ты поклоняешься и Который рад беседовать с тобою, когда сердце твое будет престолом Его. Сердце свое ты должен непрестанно хранить, как святую Дароносицу".

10. Мы восхищаемся Святыми Отцами нашей Церкви и совершенными ими аскетическими подвигами. Но что же их укрепляло и поддерживало? Старец Анфим подчеркивал: "Отцы были защищены непоколебимой верой в Бога и воспламенены божественной любовью. Бог промыслительно оставлял их, чтобы они почувствовали муки и боли, а затем Он давал им Свою благодать, и они все это вменяли ни во что".

11. Старец Паисий говорил: "Питаемые любовью Божией часто равнодушны к вещественной пище или, если едят, то не чувствуют ничего, ибо и тогда они ощутимо чувствуют Бога и питаются от сладкого благословения Его любви." И добавил: "Когда сердце зажигается от любви Божией и само становится пламенем, тогда оно может попалить суету, прикасающуюся к нему, и, когда такой человек проходит в своей жизни через огненные испытания, он имеет внутренний мир".

12. О любви, которую мы должны иметь к досаждающим нам и огорчающим нас лицам, старец Порфирий давал советы: "Каждый человек,

который нас оскорбляет, вредит нам, клевещет на нас и обижает нас каким бы то ни было образом - это наш брат, попавший в руки злодея -

дьявола. Если нам встретится этот брат, то нужно нам много скорбеть о нем, сострадать ему, и безмолвно с теплотою молить Бога поддержать нас в трудную минуту нашего испытания и помиловать брата нашего, ставшего жертвой дьявола. И Бог поможет и нам, и нашему брату".

13. Тот же старец о любви к ближнему говорил следующее: "Когда ошибается наш брат, мы должны перенести его искушение. Истинная любовь нас вдохновляет на жертвы ради ближнего. Без жертвы, своим

осуждением, мы подталкиваем нашего согрешившего брата на еще более низкое падение. В то время как безмолвной жертвой нашей любви и тайной молитвой за него мы пробуждаем его совесть, которая поднимается и осуждает его, и так он кается и исправляется".

14. Старец Иосиф говорил: "Когда есть кто-то, о ком ты знаешь, что он тебя осуждает и поносит, то почти невозможно не измениться по отношению к нему, если даже и будешь прилагать усилия. Но после прощения и молитвы за него ты уравновешиваешься и исцеляешься от травмы, нанесенной этой скорбью".

15. О достоинстве любви старец Филофей говорил: " Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен. Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжет любви, то остается дом его добродетелей без крыши и совершенно непригодным".

16. Тот же старец говорил также и о стяжании любви: "Кроткий человек очищается от грехов, ибо внутри кроткого обитает Бог. Очистившийся озаряется лучами Святого Духа и приобретает любовь".

17. Старец Порфирий говорил: "Истинные христиане, в душах которых

обитает Христос, не способны ни к чему другому, кроме как любить всех людей, и даже врагов. И добавил: "Наша любовь к друзьям имеет в себе нечто чужеродное (расчет, воздаяние, тщеславие, чувственную слабость к кому-либо, страстное сострадание), и как венец нашей любви ко врагам чист".

18. Любовь имеет голос, который изменяет черствые человеческие сердца. Старец Порфирий относительно этого учил: "Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале. (Матала - место в Афинах, где собираются хиппи.) Я очень хотел поехать туда, не для того, чтобы проповедовать им или осуждать их, но чтобы жить вместе с ними, конечно без грехов, и оставить для беседы с

ними одну любовь Христову, которая преображает"

19. Послушание - это условие любви. Старец Иосиф Исихаст говорил: "Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказы­вать любовь и услуживать, если не покорился воле другого? Любое движение настоящей любви есть услуга, и, значит, послушные прила­гают двойное усилие. С одной стороны, вера тому, кто дал поручение, а с другой - любовь, примененная в том служении, которое совершается".

20. Старец Амфилохий говорил: "Я родился, чтобы любить людей. Для меня неважно, кто они: турки, черные или белые. В личности каждого человека я вижу образ Божий, и ради этого образа Божия я готов пожертвовать всем".

21. Любви учил христиан и старец Георгий из г. Драма: "Великое достоинство и награду имеет тот христианин, который любит всех собратьев-человеков и первым прощает тех, кто сделал ему зло. По­этому, если мы и делаем все добрые дела, а ближнего своего не любим, то мы не делаем ничего. Сами по себе мы - ноль, ничто. Любви, братья мои, ждет от нас Бог".

22. Старец Порфирий говорил: "Чтобы тебя любили другие, прежде должен возлюбить их ты".


III. МОЛИТВА


1. Старец Иаков говорил: "Ни одна молитва, чада мои, не пропадает даром. Меня самого молитва поддерживает столько лет".

2. Святой Анфим с о.Хиос, обращаясь к монахам своего монастыря, подчеркивал: "Молитва - это не утомительный труд. Это внутренняя деятельность. Это теплое умиление души. Однако, молитва нуждается в посте и бдении. Пост иссушает страсти, а бдение их умерщвляет. Молитва дает человеку крылья и поднимает его на небеса, посылая ему небесные дарования".

3. Старец Иосиф говорил: "Начало пути к чистой молитве есть борьба со страстями. Невозможно быть преуспеянию в молитве, пока действуют страсти. Но даже они не препятствуют пришествию благо­дати молитвы, не было бы только нерадения и тщеславия".

4. Молитва - это источник силы. Старец Порфирий говорил: ”Муче- ники испытывали сильную боль во время мучений. Так бы страдал и обычный человек с той разницей, что мученики постоянно молитвою были соединены со Христом и получали силу, превосходившую их боль, и таким образом достигали победы. Но если бы оставили молитву, даже и на одну секунду, то боли бы их стали нестерпимы, и они были бы готовы отречься от Христа. Но, связанные молитвою со Христом, они получали силу и претерпевали до конца боль и все мучения".

5. Старец Амфилохий учил. "Молитва, совершаемая с усердием, бодростию, благоговением, верою, умилением и вниманием - добра и

полезна. Дьявол воюет разными способами с теми, кто молится, а немолящихся он любит. Молитвою человек беседует с Богом и просит у Него блага и спасения. Молящийся должен иметь смирение".

6. Поучения старца Паисия о молитве очень ценны для каждого христианина. Он говорил: "Нет никого блаженнее тех людей, которые наладили связь с Небесной Радиостанцией и ограждены Богом благочестием. И нет несчастнее тех людей, которые оборвали свою связь с Богом и, которые, потеряв рассудок, выходят на связь с миром и с мирскими радиостанциями, чтобы отвлечься, хоть на немного, от сильного беспокойства, происходящего от того, что жизнь их выбилась из колеи". Советовал он и следующее: "Очень помогает чтение прежде молитвы одного отрывка из Патерика. Тогда согревается сердце и скрываются все заботы, и тогда ты можешь молиться нерассеянно". И о уме, который рассеивается в час молитвы, он говорил: "В час молитвы, когда наш ум переходит к худым вещам, или помыслы о них приходят сами, помимо нашего желания, да не противоречим врагу, потому что, если соберутся и все адвокаты, то своими разговорами они не справятся и с одним бесенком. Но эти помыслы, как и хульные помыслы, можно изгнать только одним презрением к ним".

7. Старец Иероним говорил: "Не оставляй молитвы. Бойся нерадения

и равнодушия. Когда ты молишься утром и чувствуешь умиление, то весь день будешь летать, как на крыльях. А когда ты утро начинаешь без молитвы, то все у тебя пойдет кувырком".

8. Тот же старец такие давал советы своему духовному чаду относительно молитвы: "Больше твори молитву, создавая для этого и подходящую тишину. Если не можешь много молиться утром, то молись в полдень или вечером. Выбери себе такой час для молитвы, в который была бы тишина. Молись, пока не сойдет дождь, то есть пока не придут

слезы. Многие молятся ночь напролет и не насыщаются. Молитва усладительное занятие.

9. Цель мира - славословие Бога. Старец Иоиль из г.Каламы так говорил о6 этом: "На небе славят Бога Ангелы и святые, звезды и птицы. На земле славят Бога неграмотные, монахи и пустынники. Славословие Бога - это нить, связывающая все части мира. Это конечный смысл, высочайшая цель мира, следовательно и человека".

10. Тот же старец говорил так: "В радостном покое молящегося человека подготавливается почва, и благие помыслы с небесными звуками начинают потихоньку напевать в его уши прекрасные советы, которые суть небесные беседы".

11. Старец Амфилохий говорил: "Молитва наполнила рай столькими

святыми людьми. Кроме умной молитвы нет другого способа очищения и освящения. Хороши псалмы и церковные песнопения, но их мы поем, чтобы привлечь и тронуть людей. Мы, монахи, должны беседовать с Царем в тайне. Поющие похожи на тех, кто находится вне царского дворца и поет разные песни, чтобы показать свой восторг. Конечно, Он принимает благодарения и от них, поскольку песни поются ради Него, но больше внимает сотаииникам Своего двора, т.е. тем, кои говорят Ему на ухо".

12. Старец Иероним с о. Эгина говорил о молитве: "Некоторые люди, если и немного времени проживут без молитвы, не выдерживают и страдают. Те часы, когда они хотели бы помолится и не смогли, им кажутся мучительными". И продолжил: "Когда умирает твоя мама или кто-нибудь из твоих родственников, ты не берешь книгу, чтобы плакать.

Слова сами приходят на ум от скорби. Так и в молитве. Мы должны дать себе исповедоваться Богу в том, что нас беспокоит".

13. В другой раз тот же старец говорил: "Если ты сам не слышишь или не понимаешь того, что говоришь, как же ты хочешь, чтобы тебя услышал Бог?" Также говорил он и о себе: "Когда мне холодно, я молюсь, и благодать Божия меня согревает".

14. Великий старец Порфирий говорил о молитве: "Когда мы в благодати Божией, тогда наша молитва становится чистой. Будем молится

непрестанно, даже и лежа на кровати, когда мы готовимся ко сну или отдыхаем".

15. Тот же старец советовал одному своему духовному чаду: "Не молись, чтобы Бог взял от тебя различные болезни, но умиротворяйся умной молитвой, храня терпение. Так ты получишь много пользы".

16. Молитва просвещает человека. Это подчеркнул старец Порфирий, он привел следующий пример: "Вот где-то есть электростанция, а в комнате - лампа, но если мы не повернем выключатель, то останемся в темноте. Этим я хочу сказать, что вот, есть Христос, есть и душа наша, но если мы не повернем выключатель молитвы, то не увидит наша душа света Христова и мы останемся во мраке дьявола". И одному своему духовному чаду говорил: "Знаешь ли ты, сколь великим даром является то, что Бог нам дал право говорить с Ним во всякое время, в любую секунду и на всяком месте, где бы мы не находились? Он нас слышит всегда. Это самая великая для нас честь. Поэтому мы должны всегда любить Бога.

17. Старец Иоиль говорил своему духовному чаду: "Когда идешь на молитву, вспомни свои страсти, слабости, ту легкость, с которой ты убегаешь от Бога и падаешь, вспомни, что Христос может тебя удержать от падения".

18. Тот же старец советовал: "Преклоняй колена и говори: "Держи меня, Христе мой, чтобы я не удалился от Тебя".

19. Молитва много помогает человеку в избавлении от страстей. В

связи с этим старец Евсевий говорил: "Когда страсть проникнет в душу, тогда пленяет душу и делает ее подвластной себе. Тогда нужно человеку прийти в чувство и со смиренным сердцем молиться непрестанно, до тех пор, пока не освободится он от страсти".

20. Обращаясь к своему духовному чаду, старец Евсевий писал: "Молитва и поучение да не оставляют тебя. Будь благотворителем для

других словами и своим примером. Остерегайся сатанинской гордости".

21. Демоны воздвигают против подвижников жестокую войну. Молитвой же они отражаются и становятся бессильными. Старец Иосиф писал об этом одному новоначальному монаху, который имел брань: "Ты не видишь, сколько демонов падают и обращаются в бегство от каждой произнесенной тобою молитвы. Ты лишь видишь только, сколько ран наносят тебе. Знай, что и они бывают поражены и убегают. От терпения они убегают вприпрыжку и молитвой серьезно уязвляются. Итак, не жди, что во время войны ты будешь метать в них пули и ядра, а они в тебя - лукум и шоколад".

22. Старец Паисий говорил, что только молитва смиренного бывает услышана Богом. Он советовал: "Если хочешь, чтобы Бог услышал тебя во время молитвы, нажми на кнопку смирения, ибо на этой частоте всегда работает Бог, и проси смиренно Его милости". (Отец Паисий в войну служил радистом.)

23. Молитве должна сопутствовать любовь. Старец Амфилохий говорил, что "молитва без любви - это все равно, что добрая и прекрасная птица, которая не имеет крыльев и не может летать".

24. Старец Амфилохий, обращаясь к монахиням, которых он духовно окормлял, говорил: "Я очень желаю, чтобы вы воздвигли места для молитвы на своих островах. Я хочу слышать в вас голос Господень, чтобы из вашего сердца говорил Господь. Молитвою будьте Его престолами".

25. Старец Порфирий говорил: "Когда молитесь, делайте поклоны, даже если это и утомляет вас. Молитва, сопровождаемая добровольной жертвой, становится приятней Богу и более приносит плода".

26. Старец Иероним с о.Эгина советовал: "Когда ум твой в Боге, то хоть и в кровати ты, а можешь молиться. Если же он где-то в другом месте, то хоть и колена преклони, а умиление к тебе не приходит, и молитва суха. Тогда ты не чувствуешь облегчения и болит у тебя голова, потому что молитва не дает тебе радости".

27. Старец Иосиф в одном своем письме открывает следующее: "Если бы кто-нибудь был бы рядом со мною, то услышал бы мои молитвы и вздохи, и увидел бы мои слезы, которые я проливаю за своих братьев. Всю ночь я молюсь и кричу: "Господи, или спаси всех братьев, или

погуби и меня. Один, я не хочу рая"".

28. Однажды старец Иаков сказал: "В молитве я просил Бога дать мне такой дар, чтобы по лицам людей я узнавал их сердца и мог им помочь. И Бог мне это дал".

29. Чего мы должны просить в своей молитве? Старец Паисий говорил: "Брат мой, в своей молитве не ищи ничего кроме покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и ты будешь в ней. И чего бы ты ни попросил для своего спасения или для пользы других, даст тебе то Бог".

30. Волю Божию о волнующем нас вопросе мы узнаем посредством

молитвы. Старец Иосиф Исихаст говорил: "Когда вы хотите узнать волю Божию, оставьте совершенно самого себя, все свои намерения и мысли, и с великим смирением просите в своей молитве познания ее. И что образуется в вашем сердце или к чему оно склонится, то и делайте, и это будет по Богу. Имеющие большее дерзновение молиться об этом слышат внутри себя более отчетливое извещение, и становятся более внимательными в своей жизни, и ничего не делают без Божественного извещения".

31. Некая душа сказала старцу Иерониму, что от его молитвы она увидела великую для себя пользу, и 6благодарила за это. И старец сказал ей: "Представь, что я да бросаю тебе яблоки. Если ты их ловишь - хорошо, иначе же ты будешь голодной, потому что яблоки потеряются. Ты тоже должна молиться, иначе же молитвы мои не помогут". И в другой раз подчеркнул: "Я буду просить, за вас Бога, буду молиться. Но знайте, что один в поле не воин. Я молюсь за вас, но и вы молитесь за себя".

32. Тот же старец говорил: "Я жертвую собою за того, за кого молюсь. Я не могу молиться, не жертвуя самим собой. Я думаю, что та молитва, которая творится без того, чтобы сердце от любви и боли обливалось кровью, не доходит до Бога. Поэтому я изнуряю себя в молитве и потом уже не нахожу сил для беседы с человеком".

33. Старец Порфирий советовал своим духовным чадам, молиться за других, следуя его собственному примеру: "Знаете, я чувствую, что своею молитвою много вам помогаю". "Когда молитесь за человека, которого дьявол толкает на греховные страсти, не говорите ему о своей

молитве, ибо об этом узнает дьявол и возбудит в душе его сопротивление, и ваша молитва не принесет никакого результата. Молитесь за него тайно, и ваша молитва ему поможет".

34. Молитва за ближнего - это священная обязанность. Старец Порфирий говорил: "Ты не можешь спастись сам, если не спасутся и другие. Это ошибка, если кто-то молиться только за самого себя, чтобы спасся он сам. Мы должны молиться за весь мир, чтобы не погиб никто". И в другой раз говорил: "Я не боюсь мучения и не думаю о рае. Я только прошу Бога, чтобы он помиловал весь мир и меня".

35. Старец Паисий говорил: "Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своею молитвою, тогда

всех людей он видит святыми и только самого себя - грешным".

36. Молящихся дьявол старается соблазнить различными способами. Старец Даниил из скита Катунаки, обращаясь к монахиням, говорил об этом: "Когда трудящаяся в молитве сестра придет в умиление и за этим последуют многие слезы, да внимает она много, чтобы не принять помыслы от демона возношения и не подумать, что творит добродетель, но пусть молит Госпожу Богородицу дать ей должное смирение и познание самой себя, ибо скорбь есть обязанность кающихся. И снова, когда в час молитвы почувствует благоухание, или увидит свет, или Ангела и т.п., да не увлекается этими явлениями".

37. Старец Иосиф говорил: "Когда ум получит молитву, и человек почувствует радость, тогда молитва будет совершаться внутри него непрерывно, без его собственного усилия. Будет ли он есть или идти, спать или просыпаться, внутри него будет твориться молитва, будет мир и радость". И добавил: "По долгом времени действия молитвы внутри человека рождается рай. Он освобождается от страстей и становится другим человеком. Если же случится ему быть в пустыне... Ох, Ох! Тогда и неописуемы блага молитвы”.

38. О личном и тайном опыте молитвы старец Иероним говорил:

"Молитва - это беседа с Богом. Когда мы почувствуем радость молитвы, почувствуем и великое ликование. Это предвкушение райской жизни. Вы должны много подвизаться, чтобы почувствовать эту радость. И если будете много подвизаться, Бог даст вам ее. Молитва возносит на высоты божественного созерцания. Михаил, мой старец, весь сиял во время молитвы. И когда он достигал этого состояния, то уже молился не словесно, а умно. Слова - это растопка, которая нужна пока не загорится огонь. как только вспыхнет огонь, то есть, как только придут сокрушение и умиление, человек не может говорить. Он чувствует и слышит внутри себя Бога. Тогда приходят и слезы. Человек находится в духовном состоянии с сердечною молитвою, священным вожделением и неизглаголанными воздыханиями".

39. Личный тайный опыт молитвы имели все старцы. Здесь мы помещаем то, что открыл своим духовным чадам старец Амфилохий: "Когда я сижу на высокой скале молитвы, тогда никакие волны не могут меня достать. Но они меня окатывают, когда я нахожусь низко. Умная молитва овладевает человеком, пленяет его и освящает. Когда в душе вспыхнет огонь молитвы, тогда весь хворост сгорает и уничтожается. В начале молитвы чувствуешь радость потом сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, ибо чувствуешь присутствие Иисуса". "Молитва делает человека ребенком. Она возвращает его к той простоте и невинности, которую имел Адам в раю прежде падения. "Молитвою освящается то место, на котором сидишь, и то дело, которое делаешь". "Молитвою устраивается все. Ты ходишь по морю, и для тебя не существует расстояний. Молитвою исправляются намерения людей, даются храбрость, вера и терпение в жизни".

  1   2   3   4




Похожие:

Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconДокументы
1. /0001W97/Поучения старцев (св.Дионисий Тацис).doc
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconКраткий устав-схема всенощного бдения вечерня великая (в соединении с утреней)
Диакон: Востаните. Господи, благослови. Священник: Слава Святей Приидите, поклонимся (трижды). Каждение всего храма. Хор: Благослови,...
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconДокументы
1. /() Псевдо-Дионисий Ареопагит и его Корпус Ареопагитикум.txt
2. /(Голицин...

Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconДокументы
1. /Дионисий Ареопагит.doc
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconИспанский священник

Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconМолитва Оптинских Старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconДокументы
1. /Священник о. Родион - Астрология. Ее сущность и происхождени.doc
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconЛитература Поучения, жития святых…
В русской литературе классицизм зародился во второй четверти 18 в в творчестве А. Кантемира; В. Тредиаковского; М. Ломоносова и достиг...
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconСвященник Евгений Гордейчик
Киев, настоятель храма Св. Вмц. Варвары, член Киевского религиозно-философского общества
Священник Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconШ 51 Священник Евгений Шестун
Самара: зао "Самарский информационный концерн", 1998. 576 с. Isbn 5-8011-0004-0
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов