«Сумбур вместо музыки» icon

«Сумбур вместо музыки»



Название«Сумбур вместо музыки»
Дата конвертации28.08.2012
Размер32.26 Kb.
ТипДокументы
1. /Правда. Сумбур вместо музыки.doc«Сумбур вместо музыки»

«Правда»


«Сумбур вместо музыки»


Вместе с общим культурным ростом в нашей стране вырос­ла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде компо­зиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер.

Некоторые театры как новинку, как достижение препод­носят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Услужливая му­зыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьез­ной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей ра­боте, выслушивает только восторженные комплименты.

Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере наро­чито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчеза­ют в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой "музыкой" трудно, запомнить ее невозможно.

Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испу­гавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию. Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом. Музы­кальный шум должен выразить страсть.

Это все не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная "шиворот-навыворот" – так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания онеры, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реа­лизм, понятность образа, естественное звучание слова. Это – перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт "мейерхольдовщины" в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хоро­шей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобур­жуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное "новаторство" ведет к отрыву от подлинно­го искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.

Автору "Леди Макбет Мценского уезда" пришлось заим­ствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать "страсть" своим героям.


В то время как наша критика – в том числе и музыкаль­ная – клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший нату­рализм. Однотонно, в зверином обличий представлены все – и купцы и народ. Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то "жертвы" буржуазного общества. Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет.

И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изоб­разить любовные сцены. И "любовь" размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешают­ся все "проблемы". В таком же грубо натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене.

Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи при­слушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики называют сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор старает­ся привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стрем­лениям и поступкам купчихи Катерины Измайловой.

"Леди Макбет" имеет успех у буржуазной публики за грани­цей. Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой?

Наши театры приложили немало труда, чтобы тщательно поставить оперу Шостаковича. Актеры обнаружили значитель­ный талант в преодолении шума, крика и скрежета оркестра. Драматической игрой они старались возместить мелодийное убожество оперы. К сожалению, от этого еще ярче выступили ее грубо натуралистические черты. Талантливая игра заслужи­вает признательности, затраченные усилия - сожаления».



Похожие:

«Сумбур вместо музыки» iconЛица: СавваГеннадичВасилько в
Говорит слегка на "о", употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: "когда же нет" вместо "да"; "ни...
«Сумбур вместо музыки» iconПравила поведения в библиотеке правила обращения с книгой
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас в удивительный город, где вместо широких проспектов и улиц ряды книжных шкафов...
«Сумбур вместо музыки» iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
«Сумбур вместо музыки» iconУрок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского»
Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни
«Сумбур вместо музыки» iconВместо электрического звонка
Вместо нее используется сенсор — сенсорная площадка, состоящая из двух разделенных между собой металлических пластин. Площадку можно...
«Сумбур вместо музыки» iconПрограмма по введению национально-регионального компонента в уроки музыки Любит читать
Каюкова Елена Геннадьевна учитель музыки, изобразительного искусства и мхк высшей квалификационной категории
«Сумбур вместо музыки» iconВ чем сила музыки Джулио Каччини? Урок музыки в 6 классе Придчина Ольга Михайловна
Средствами музыкальной выразительности показать воплощение образа матери в светском и духовном искусстве
«Сумбур вместо музыки» iconРабочая программа по музыке 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
«Сумбур вместо музыки» iconУрок музыки в 5 классе по программе Д. Кабалевского Третья четверть. Тема урока: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников» Цели и задачи урока
Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области
«Сумбур вместо музыки» iconСправочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание
Предлагаю вниманию преподавателей и учащихся новое учебное пособие, которое можно использовать для изучения элементарной теории музыки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов