Реферат по курсу культурологии icon

Реферат по курсу культурологии



НазваниеРеферат по курсу культурологии
Дата конвертации28.08.2012
Размер166.92 Kb.
ТипРеферат

Сайт Функция ЭДУАРДА http://edmans.narod.ru/index.html




МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ


Факультет

психологии


Э. Мансуров


студент группы 03 ПИ / 1- 01


ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ

ТИПЫ КУЛЬТУР


Реферат по курсу культурологии




Руководитель


ПЕРМЯКОВА


Уфа

2004


ВВЕДЕНИЕ


Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление мно-гообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизованное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характера современной цивилизации. Именно в этой роли (достижения, база для создания нынешнего научно-технического мира) их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интелектуальным и техническим оснащением культуры как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся в настоящее время, закладывались основы мировых религий. В Индии в то время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность, и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инстру менты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее приня- тые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря

этому открывать в себе все новые возможности.



^

ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ




Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на Дальнем Востоке.


Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с раз-витием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность.


ВЕДИЗМ


О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый мате риал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считают- ся в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в по- коление, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пен- джабе и местностях, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригведы” и других ведийских сборников.

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (со- обществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений. Так, Индра - бог грозы и могущественный воин; Варуна - бог мирового поряд ка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священ

ного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога.

Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциирова- лись определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к кон- кретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое божество Пу- руша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть поз же появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти

душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.


ИНДУИЗМ


В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на Земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шива - бог-разрушитель Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившихся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти аватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Эта аватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны приобрел такую популярность, что из вишнуизма выделилось одноименное направление. Девятая аватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений. Правда у истинных поклонников этого учения существует легенда, что этот список из десяти аватар Вишну, был создан за-долго до появления буддизма, самим Вишну. Что это пророчество ! И что десятая аватара Вишну должна явиться на пару со вторым пришествием Христа в двадцать первом веке нашей эры на территорию России ! Быть может мы живем в эпоху, когда нам снова придется пересматривать свои решения, обычаи и нормы…

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родиться; что варна - социальная роль - предопределена навсегда, и менять ее грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” - часть эпической поэмы “Махабхарата”, поведанная, якобы, самим Кришной 5000 лет назад во время битвы при Курукшетре, в центре которой - любовь к богу и через это - путь к освобождению от страданий и достижению счастья.

БУДДИЗМ


Значительно позднее чем ведизм, в Индии сложился буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шакьямуни, родился в 563 году до нашей эры в Лумбине в кшатрийской семье. К 35 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержит в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

В буддизме огромную роль играет этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути”, человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога - творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособности отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны.

Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине махаяны является учение о ботхисатве -существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающем. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв, и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли.“Куда вы ни посмотрите, везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара”. Человек, живущий в мире сансары, должен ориентироваться на сочетание четы

рех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры Древней Индии.


^ ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ЛИНГВИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Нагартжуна, выступивший с концепцией “все общей относительности” или “всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но немалую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связанно с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной.

И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - “Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь в устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно- философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости

своего народа.

Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанный на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтики. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науки и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.


^ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ


КОНФУЦИАНСТВО


Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция СЯО - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал СЯО основой ЖЭНЬ и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение ЮЕ - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ЛИ этикету, т.э. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция ЧЖЕН МИН - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.


ДАОСИЗМ


Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма от носятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела, они переходят друг в друга.

Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.


МОИЗМ


Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около 486-376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и

т.п.

Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.


^ ЗАПАДНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР


Основные школы и течения в западной философии культуры Х1Х – ХХ вв. В Х1Х – ХХ веках философия культуры стала одним из основных направлений философских исследований. Поэтому в данной области философских знаний сформировались многочисленные научные школы, которые разрабатывали общий круг проблем, но выработали оригинальные подходы к их решению.

Основы современной западной философии культуры были заложены еще в Древней Греции, в 6 – 7 веках до н.э., но наибольшего осмысления она достигла во второй половине Х1Х века неокантианством (“новым” кантианством, представленным последователями немецкого философа И. Канта) и “философией жизни”.

Неокантианцы, в их числе Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, В, Виндельбанд, Г. Риккерт, изучали различия между естественными науками ( ( (“науками о природе”) и гуманитарными науками (“науками о духе”, или “науками о культуре”). Они пришли к выводу, что главное из этих различий заключается в методах, используемых каждым из типов наук. “Науки о природе” пользуются номотетическими методами, которые позволяют обобщить единичные факты, и вывести на основе этого обобщения законы для данного типа явлений. “Науки о культуре” используют ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, который направлен на изучение не общего, а особенного, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, исторических личностях. Основой неокантианской философии культуры стала аксиология - философское учение о ценностях, среди которых неокантианцы выделили истину, добро, красоту и святость. Идеальные (нематериальные, невещественные ценности придают значение тем или иным явлениям, превращая их в элементы культуры, формируют сферы “ценностных благ культуры” - науку, право, искусство, религию.

В центре внимания представителей “философии жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер) было отношение культуры к изначальному бытию, определяемому ими как “жизнь” (Зиммель), “воля к власти” (Ницше), “жизненный порыв” (Бергсон). “Жизнь” порождает “более-жизнь” и “более –чем- жизнь”, то есть формы и ограничения культуры, которые сковывают поток “жизни”, но затем уничтожаются ей, чтобы дать место новым формам и ограничениям. “Философия жизни” подчеркивала трагичность истории культуры, которая имеет преходящий характер, обречена на гибель.

Новый импульс развитию западной философии культуры дали идеи представителей психоанализа (Й. Брейер, З. Фрейд,, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Э.Фромм, Ж.Лакан и др.) Психоанализ (или фрейдизм) возник как концепция психиатрии и психологии, но у этого учения скоро обнаружился философский и культурологический потенциал.

Культура, по мнению Фрейда, в конечном счете, есть порождение бессознательных желаний и влечений человека, заряд которым дает психическая энергия сексуального влечения (либидо). Культура возникает через сублимацию (“высоко поднимать, возвышать”) либидо, то есть преобразование сексуальных вожделений индивида в нечто приемлемое для других людей - искусство, политику, религию, спорт и т.д.

Критически переосмысляя идеи Фрейда, Карл Густав Юнг создал учение о “коллективном бессознательном” человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Будучи недоступным непосредственному наблюдению, “коллективное бессознательное” оказывает мощнейшее воздействие на культуру, преимущественно через свои “архетипы” (праобразы, изначальные образы), проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т.п.), мифологии. Юнг пришел к выводу о существенном различии культур Запада и Востока, основанном на кардинальном различии их психологических установок. Если Восток стремится “растворить” личность в “коллективном бессознательном”, то Запад стремится к автономии личности, ее обособлению от “коллективного бессознательного”.

Как особо значимые и оригинальные можно выделить следующие концепции западной философии культуры.

Неокантианец Э. Кассирер предложил рассматривать культуру как систему “символических форм, то есть различных способов, которыми человек конструирует свое видение мира. Историк средневековой культуры Й. Хейзинга стал одним из создателей ИГРОВОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ (книги “Осень Средневековья, “Homo ludens”). Нормы культуры, которым следует “человек играющий”(Homo ludens), предстают у Хейзинги как правила некой игры, а кризис культуры объясняется стремлением людей ХХ века нарушать эти правила. Широкую известность приобрела концепция «оси мирового времени» («осевого времени») экзистенциалиста К. Ясперса. Данными понятиями он обозначил революцию в человеческой культуре, происшедшую в V111 –11 вв. до н. э. В этот период возникает полоса цивилизаций (от Китая до Греции), в религиозных и философских учениях которых человек рассматривается как самостоятельная личность, наделенная свободой выбора в нравственной, религиозной, а отчасти и общественно-политической сфере.

Отдельным и притом весьма плодотворным направлением в философии культуры стали теории локальных цивилизаций. Они исходили из существования не единой человеческой цивилизации (культуры) с единым путем исторического развития, а множества отдельных цивилизаций, представляющих собой относительно замкнутые системы органического типа. Их развитие имеет не линейно-стадиальный, а циклический характер, подобный циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Учитывая все ранее изложенное в этом реферате, можно сказать, что культура Востока дала импульс Западным типам культур и, в частности, современной западной философии культуры. В одном небольшом реферате трудно перечислить все страны, где развивались восточные и западные типы культур, но одну страну, Россию, я все же хочу упомянуть. Что ближе России Восток илиЗапад ? В качестве ответа на этот вопрос я хочу привести цитату из

«Махабхараты : Царь Камса…заключил союз со всеми другими царями…Праламбой (1), Бакой (2), Чанурой (3), Трнавартой (4), Агхасурой (5), Муштикой (6), Ариштой (7), Двивидой (8), Кеши (9), Дхенукой (10) Так, благодаря своей дипломатии, Камса создал и укрепил самое мощное царство своего времени…

Как это древнее индийское царство напоминает наш СССР, который был действительно самым мощным государством ХХ века. Но самое интересное впереди. Царь Камса заключил союз с десятью царями, но давайте вспомним 21 декабря 1991 года, когда образовался СНГ - Союз независимых государств. Ведь в СНГ тогда тоже вошло ровно 10 стран плюс Россия.

Так вот, следуя восточной концепции о перевоплощениях (переселение души), можно предположить, что 10 индийских царей через 5000 лет перевоплотились в 10 президентов СНГ, а царь Камса перевоплотился в президента Ельцина !!! Вот такая гипотеза, а выводы делайте сами…


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


  1. ^ ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

    1. Религия Древней Индии

1.1.1. Ведизм

1.1.2. Индуизм.

1.1.3. Буддизм

1.2. Философия, литература, лингвистика.



    1. Основные черты культуры Китая.

1.3.1. Конфуцианство.

1.3.2. Даосизм.

      1. Моизм.




  1. ^ ЗАПАДНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

Основные школы и течения в западной

философии культуры Х1Х – ХХ вв.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авдеев В.И. “История Древнего Востока”. - 1948.

  2. Древние цивилизации. - М., 1989.

  3. Введение в культурологию. - М., 1995.

  4. Культурология - Ростов-на-Дону, 1995.

  5. Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

  6. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

  7. Чернокозов А.И. История мировой культуры.

  8. Энциклопедия нового Китая.

  9. Китайская народная республика: Справочник

  10. Шишова Н.В. и др. Культурология - Ростов-на-Дону, 2002.

  11. Источник вечного наслаждения. - М., 1992.

  12. Махабхарата. Санкт-Петербург., 2001.




Похожие:

Реферат по курсу культурологии iconДокументы
1. /реферат по культурологии на тему Первобытное общество.doc
Реферат по курсу культурологии iconКак писать реферат Реферат
Реферат (от лат refero сообщаю)- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов)...
Реферат по курсу культурологии iconРеферат по культурологии на тему: Хосе Ортега-и-Гассет, философ и мыслитель первой половины XX века
Он пережил военную диктатуру, боролся с ней и способствовал ее падению (в 1931 году он участвовал в свержении монархии Альфонса XIII),...
Реферат по курсу культурологии iconРеферат по курсу «Философия» на тему «\"Критические\" концепции понимания бытия. Джордж Беркли»
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина...
Реферат по курсу культурологии iconПрограмма по курсу «Криминология» для студентов факультета истории и международных отношений по специальности «История» и«Юриспруденция»
Программа по курсу «Криминология» / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. – 15 с
Реферат по курсу культурологии iconДокументы
1. /Шпора по культурологии 1.doc
2. /Шпора по культурологии...

Реферат по курсу культурологии iconРеферат от лат. «сообщать»
Реферат (от лат. «сообщать») это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов),...
Реферат по курсу культурологии iconРеферат по курсу: «философия» на тему: «философия томаса гоббса. Эмпиризм как гносеологическая категория» студентки Пенчиловой Дарьи, гр. 206, д/о
После смерти графа Девонширского, у которого остался маленький сын, Гоббс жил некоторое время в Париже, где начал изучать Евклида,...
Реферат по курсу культурологии iconТематическое планирование по курсу географии России 8 класс. Учитель Проничев С. В
Планирование составлено в соответствии с требованиями программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений авторов...
Реферат по курсу культурологии iconПрограмма по курсу «Правоохранительные органы» для студентов факультета истории и международных отношений по специальности «История» и«Юриспруденция»
Программа по курсу «Правоохранительные органы» / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2009. – 28 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов