Чужой беды не бывает icon

Чужой беды не бывает



НазваниеЧужой беды не бывает
Дата конвертации28.08.2012
Размер56.37 Kb.
ТипЗакон



ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ


МОРЕ живет по своим законам — суровым и вечным, которые опреде­ляют особый образ жизни и взаимоотно­шений людей, связавших с ним свою судьбу. Оно не терпит дилетантов и не прощает ошибок. И когда моряки попа­дают в беду, к ним, получив сигнал о помощи, спешат все, кто находится в пределах досягаемости, не думая о соб­ственной безопасности, порой рискуя своей жизнью. Мы всплыли в промозглый предутрен­ний зимний рассвет Северной Атланти­ки. Низко над водой скучились облака, разряжаясь временами моросью. Передали донесение об аварии. Начинался шторм. Лодка сидела низко — про­дули только среднюю группу главного балласта и немного поддули нос и кор­му — запас воздуха следовало беречь. Море было пустынным. Иллюзий о со­стоянии корабля мы не питали. Вы­тащили в ограждение рубки спасатель­ный плот.

Вскоре над нами начали летать «Орионы». Первым из судов через двое суток к нам подошел сухогруз «Ангарлес». К этому времени шторм уже ра­зыгрался. Волны перекатывались через надстройку и порой захлестывали нашу высокую рубку. С судна спустили спа­сательный катер, передали нам провод­ник. Мы пытались завести буксирный ко­нец. Смыло за борт мичмана Краснико­ва, в воде оказался и мичман Бекетов. Их вытащили страховочными капроно­выми концами. Предпринимали попытки помочь нам и моряки с «Ангарлеса». Но к лодке даже приближаться было опас­но — штормовые волны швыряли ее словно щепку. Вскоре к нам подошел БПК «Вице-адмирал Дрозд». Его мачты порой скры­вались за гребнями волн. Мы не пове­рили своим глазам, когда над нами по­явился вертолет. Он завис совсем низко, и на ПЛ быстро спустили трос с гру­зом. Мы отстегивали карабины и прини­мали аппараты, продукты, бидон с горя­чим кофе, теплую одежду, аварийные фо­нарики — все, что нам было так нужно для продолжения борьбы за живучесть корабля и его буксировки. Вертолет прилетал к нам еще и еще...

Летчиков летало трое — Крайнов, Семкин и Молодкин. Мы знали, что ин­струкции не предусматривают взлет вертолета в такой шторм, и восхищались их мастерством и смелостью. Капитан Молодкин впоследствии рассказывал: - Для меня главным было взлететь. Я понимал, что каждый полет с грузом в таких условиях таит опасность, и не только для летчиков. Ведь вертолет вручную выкатывали на сетку и чело­век тридцать моряков удерживали ма­шину, пока набирались обороты. По команде они отпускали ее, и я через се­кунды был уже в воздухе. Так же с ри­ском садился обратно на палубу. Вертолетчики сняли с ПЛ часть лич­ного состава — около 40 человек. Дру­гих мы передали на спасательный бук­сир СБ-38... «мокрым способом». Мо­ряки пристегивали карабин пояса к тро­су и прыгали в воду, а на спасателе вы­бирали линь и за считанные минуты их поднимали на борт судна. На ПЛ оста­валась только аварийная партия — во­семнадцать утомленных до предела мо­ряков. Им требовалась помощь. Тогда на СБ-38 решили «закинуть» волной на корпус лодки буксируемый спасателем плотик с людьми.
Сколько самоотвержен­ности и умения надо было проявить мо­рякам и командиру этого корабля, что­бы не допустить при этом неприятно­стей. Эти попытки продолжались долго, но не дали положительного результата. К тому же этот спасатель был одновальным и без подруливающих устройств. Мы же на лодке, измученные много­дневной работой и скудным пропитани­ем, теряли последние силы. Одежда на­ша промокла, было холодно.

На БПК «Вице-адмирал Дрозд» ото­брали людей в аварийную партию для высадки на атомоход. Возглавил ее стар­ший лейтенант Вячеслав Викторович Кондратов, которого уважали за пря­моту и искренность. Ценили харак­тер, волю и, конечно же, настоящую морскую выучку. Он был надежным че­ловеком в любой ситуации. Ему верили, за ним шли. Никто этим морякам не гарантировал безопасность. Они знали, что будет трудно, и шли на это, утвер­ждая традицию русского флота.

Работать приходилось без теплого об­мундирования, стеснявшего движения и не позволявшего быстро выполнять не­обходимые действия. Волна, прокатыва­ясь по палубе лодки, все сметала на своем пути, и удержаться в водовороте в такой одежде было трудно. Поэтому мы выходили на палубу в тонком репсо­вом костюме и не полностью надутом спасательном жилете. В работе это по­могало, но от переохлаждения впослед­ствии некоторым из нас пришлось ле­читься в госпитале.

Запомнился случай, едва не закончив­шийся трагически для всей группы Кондрашова. Мы приняли линь, к которому был прикреплен капроновый проводник для передачи на ПЛ стального троса. Благополучно выбрали линь, проводник и начали выбирать стальной трос. Посте­пенно позади вырастала бухта выбран­ного троса в узком пространстве ограж­дения рубки. Впереди работали моряки с ВПК во главе с Кондрашовым. Вне­запно многометровая часть троса с над­водного корабля ушла в воду. Выбрать ее не хватило сил, но и отпустить было нельзя — большая бухта троса, разма­тываясь, смела бы на своем пути и по­калечила бы многих. Моряки едва удер­живали его. Лица их налились кровью. Положение становилось критическим. Каждый понимал: расслабься хоть на се­кунду — и произойдет непоправимое. И тут пришло решение. Мы в несколько минут смогли вытащить из 1-го отсека торпедопогрузочную лебедку, установить ее в ограждении и закрепить трос... Тог­да только начали устанавливать на лод­ках специальное устройство, чтобы вы­полнять подобные операции в штормовой обстановке. У нас его еще не было.

С тех пор прошло 18 лет. Время сти­рает в памяти детали событий, но оста­ется главное — чувство локтя, когда мы работали в «одной связке»: и матро­сы, и мичманы, и офицеры. Много бы­ло опасных моментов, но каждый мог всегда рассчитывать на помощь и под­держку товарища. И тот не подводил. В те тяжелые дни, когда не было уве­ренности, что лодка останется на плаву, все думали лишь о том, как сохранить корабль и больше не потерять людей. С этой задачей В. Кулибаба и Р. Миняев справились с честью. Но моряков из 10-го отсека во главе с Поляковым смог­ли вывести лишь на двадцать третьи сутки. Лодку буксировал спасатель «Ал­тай». Сопровождали СБ-38 и корабли охранения. Экипаж находился на плав­базе «Магомет Гаджиев». Нашу аварий­ную партию заменила группа подводни­ков из другого экипажа. Командир же до прихода в базу не покидал лодку. Все это время там же были заместитель ко­мандира по политчасти Веремьюк и боц­ман Красников.


Навсегда останутся в памяти наши то­варищи, ценою своей жизни в трагиче­ское утро 24 февраля 1972 г. сохранив­шие корабль и нас, своих сослуживцев:

капитан 3 ранга Цыганков Лев Гри­горьевич,

старший лейтенант Ярчук Сергей Гри­горьевич,

лейтенант Хрычиков Вячеслав Ви­тальевич,

мичман Борисов Фома Карпович,

мичман Николаенко Виктор Григорье­вич,

мичман Новичков Александр Ивано­вич,

главный старшина Васильев Александр Петрович,

старшина 1-й статьи Алексеев Алек­сандр Петрович,

старшина 1-й статьи Мосолов Виктор Егорович,

старшина 2-й статьи Галкин Николай Иванович,

старшина 2-й статьи Глушаков Петр Иванович,

старшина 2-й статьи Марач Казимир Петрович,

старший матрос Волошин Хрнсан Афанасьевич,

старший матрос Губарев Виталий Фе­дорович,

старший матрос Кильдюшкин Влади­мир Александрович,

старший матрос Муслгомов Ридван Юсуфовнч,

старший матрос Расюк Владимир Вла­димирович,

старший матрос Сербии Иван Алек­сандрович,

старший матрос Сидоров Леонид Ни­колаевич,

матрос Бабич Александр Николаевич,

матрос Гринько Владимир Вильевич,

матрос Ефимов Николай Андреевич,

матрос Захаров Алексей Николаевич,

матрос Кондратенков Михаил Ивано­вич,

матрос Мисько Иван Прокофьевич,

матрос Ситников Сергей Анатольевич,

матрос Худяков Борис Евгеньевич,

матрос Шевчик Михаил Васильевич.

Тяжелые испытания связали нас на долгие годы крепкой дружбой. По-разно­му сложились судьбы, но все мы пом­ним тот поход, наше флотское братство, своих товарищей — павших и живых. Не стало уже Бориса Демьяновича Веремьюка. Трудно сложилась судьба у командира. После многолетней службы на Северном флоте он обучал курсан­тов. Потом более трех лет провел в стране с жарким и сырым климатом. Все это сказалось на его здоровье. За­тем увольнение в запас и... неустроен­ность с жильем. К сожалению, даже для командира атомохода, награжденного боевым орденом, отдавшего лучшие го­ды жизни флоту. Родине, вопросы соци­альной защищенности решаются непро­сто.

В июле 1990 г. корабль будет отме­чать свой последний корабельный празд­ник, после чего распрощается с дейст­вительной военно-морской службой. Но останется память о нем, о наших това­рищах. Думаю, сохранится и песня флот­ских авторов, посвященная этой траге­дии, в которой есть такие слова:


«...Двадцать восемь парней без вины,

без войны Жизнь отдали, чтоб жили другие...»


(«Морской сборник» 1990г., № 6)




Похожие:

Чужой беды не бывает iconЧужой беды не бывает
Передали донесение об аварии. Начинался шторм. Лодка сидела низко — про­дули только среднюю группу главного балласта и немного поддули...
Чужой беды не бывает iconИнформация о проведении районного конкурса видеороликов «Вместе против беды»
С целью предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, профилактики вредных привычек, формирования здорового образа...
Чужой беды не бывает iconНе бывает дыма без огня
Никто из детей не устраивает пожар специально. Он всегда бывает следствием неосторожного обращения с огнем со спичками, свечками...
Чужой беды не бывает icon«Изучение вопросов политики на уроках обществознания»
Так бывает в обществах, не растерявших основ религиозной нравственности, традиций честного труда, уважения к людям, собственности,...
Чужой беды не бывает iconЗа три беды перешагну

Чужой беды не бывает iconАлександр Югов «другое небо» Воспоминания в 2-х действиях
Когда смеркается – небо сумасшедшее. Весь город как под синей лампой. Как-будто у всех болят уши. Все лечатся. Всеобщая процедура....
Чужой беды не бывает iconПриложение Анкета для детей
Ты уже знаком/знакома с реабилитационным центром в Липках. Надеемся, он тебе понравился и ты неплохо провёл/провела время. Бывает...
Чужой беды не бывает iconТы желтые листы. Ты из чужой мечты

Чужой беды не бывает iconДокументы
1. /Признаки надвигающейся беды приложение.doc
Чужой беды не бывает iconВ чужой земле и в городе чужом Мы наконец живем почти вдвоем

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов