Т. Е. Ванина icon

Т. Е. Ванина



НазваниеТ. Е. Ванина
Дата конвертации28.08.2012
Размер385.44 Kb.
ТипДокументы


Согласовано

заместитель главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере

_______________Т.Е.Ванина


Председатель комитета по образованию и молодежной политике

администрации Энгельсского муниципального района

__________________ Р.И. Косенко

Утверждено

глава администрации Энгельсского муниципального района


_____________________А.В.Куликов



Комплекс мер

по модернизации общего образования Энгельсского муниципального района

в 2012 году


Оглавление:


Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Энгельсского муниципального района Саратовской области ………………………………………3


Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Энгельсского муниципального района Саратовской области ………………………………………………...… …………….10


^ Раздел III. Описание реализации проекта по модернизации системы общего образования Энгельсского муниципального района Саратовской области в 2012 году ………………………………………………...………………………………….14


Раздел IV. Меры, предпринимаемые в Саратовской области на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения……………….21


Раздел V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на период до 2020 года……………………………………………………………………………………..22


Приложение. Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Саратовской области на модернизацию в 2012 году системы общего образования Энгельсского муниципального района


Приложение. План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района Саратовской области


Приложение. План-график реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Энгельсского муниципального района в 2012 году по кварталам


^ Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Энгельсского муниципального района


Сеть общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района на начало 2012 года включает 61 общеобразовательное учреждение, в то числе 39 средних, 18 основных, 1 начальную школу, 1 начальную школу - детский сад, 2 вечерние (сменные) школы.
Контингент обучающихся составляет 23589 человек (рост на 1,3% к уровню прошлого года), в том числе:

-в школах повышенного статуса - 3588чел. (15,2% от общего количества учащихся, рост к прошлому году составляет 1,9%);

-в вечерних школах - 455 человек (1,9%от общего количества учащихся, снижение на 16,1% к уровню прошлого года).

Наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году составляет: в городе –23,5 чел., в сельской местности - 12,03 чел., что на уровне прошлого года.

Системные изменения общего образования Энгельсского муниципального района осуществляются с 2006 года в рамках участия района в направлениях приоритетного национального проекта «Образование», в том числе в реализации комплексного проекта модернизации общего образования. Модернизацию системы общего образования Энгельсского муниципального района характеризует следующее.

  1. ^ Во всех школах района, подведомственных комитету по образованию и молодежной политике, введена новая система оплаты труда. В результате:

  • создан прозрачный механизм планирования и распределения расходов на финансирование общеобразовательных учреждений,

  • внедрен объективный подход при распределении средств на оплату труда и учебные расходы между общеобразовательными учреждениями в зависимости от количества обучающихся,

  • включены механизмы саморегулирования деятельности школы, мобильности развития сети учреждений в зависимости от изменяющихся условий, созданы экономические стимулы к сокращению избыточного персонала, обеспечению оптимальной наполняемости классов, снижению неэффективной учебной нагрузки обучающихся;

- сформирована социально защищенная схема с учетом конкретных заслуг каждого педагога - уровня образования, стажа, категории, аттестации, наград, внедрены механизмы связи заработной платы с качеством, результативностью труда (доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда – до 20%), дифференциации заработной платы учителей в зависимости от квалификации работника, сложности и интенсивности труда по типам и видам образовательных учреждений.

В рамках реализации Федерального закона от 8.05.2010 № 83-ФЗ с января 2012 года изменена организационно-правовая форма образовательных учреждений: 127 учреждений приобрели статус бюджетных, 3 – казенных, 3 – автономных (МАУ ДОД ДОЦ «Буревестник», ЦРТДЮ, ДЮСШ).

Изменение правового статуса способствует расширению самостоятельности учреждений, более разнообразному выбору образовательных инноваций. Все школы переведены со сметного финансирования на субсидирование, устанавливаются государственные (муниципальные) задания на оказание услуги для достиженияколичественных и качественных показателей, характеризующих образовательную деятельность.

  1. ^ Внедрена независимая система оценки образовательных достижений обучающихся 9, 11 классов.

Для повышения эффективности деятельности образовательных учреждений создана муниципальная система мониторинга. На базе учебно-методического центра действует отдел мониторинга качества образования, который обеспечивает сетевое информационное взаимодействие структурных элементов системы оценки качества образования.

Ежегодно МОУ ЦМППС «Позитив» обеспечивает проведение мониторинговых исследований и экспертизы по вопросам оценки качества дошкольного образования «Диагностика уровня школьной готовности», результаты которого являются основой индивидуальной работы с ребенком в общеобразовательном учреждении.

Проведение мониторинговых исследований и экспертизы по вопросам оценки качества общего образования, воспитательного процесса в образовательных учреждениях, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности осуществляется в соответствии с региональной концепцией (РСКО). Мониторингом охвачены все ОУ ЭМР.

Доля учащихся 4-х классов, участвующих в независимых процедурах оценки учебных достижений, возросла с 43 % в 2009 году и до 92 % - в 2011 г. 100 % обучающиеся 9-х и 11-х классов в соответствии с региональной программой охвачены мониторинговыми исследованиями по различным направлениям оценки качества образования. Доля педагогических и руководящих работников, участвующих в исследованиях, возросла с 7 до 100 %; доля родителей - с 5 до 50%.

Произошло увеличение доли обучающихся 9-х классов, участвующих в независимой форме государственной итоговой аттестации, с 75 до 100%. Обеспечен 100% охват ЕГЭ обучающихся 11-х классов.

Результаты мониторинга качества образования обучающихся 4-х классов в 2011 году свидетельствуют о том, что по сравнению с 2010 годом повысился процент детей, показавших прочные знания по проверяемым предметам. Качество знаний увеличилось по русскому языку, литературному чтению, по предмету «окружающий мир», по математике остается стабильно высоким – 78%. Увеличился процент соответствия текущей успеваемости и независимой оценки качества образования четвероклассников (с 29% до 57%).

Единый государственный экзамен на территории Энгельсского муниципального района в 2011 году сдавали 1345 выпускников общеобразовательных учреждений текущего года и прошлых лет. Получили справки вместо аттестатов 23 выпускника, что в 1,2 меньше, чем в прошлом году (27 справок).

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что по обязательным предметам ситуация остается стабильной: русский язык выпускники сдают лучше, чем математику (по математике процент выпускников, не преодолевших минимальный порог в основные сроки, выше, чем в среднем в РФ). По восьми предметам по сравнению с 2010 годом увеличился средний балл. Исключение составили четыре предмета (биология, немецкий язык, история, литература). По шести предметам по выбору выпускников из десяти процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, ниже, чем в среднем в РФ. По биологии, физике, истории и литературе процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, выше, чем в среднем в РФ. Не достаточно высокие результаты по истории и литературе отмечаются и на государственной (итоговой) аттестации девятиклассников.


  1. ^ Создана система государственно-общественного управления образованием: в 100%

школ действуют школьные управляющие советы. При администрации Энгельсского муниципального района создан и действует муниципальный управляющий совет по вопросам образования.


  1. ^ Предприняты меры по решению проблем доступности качественного образования

вне зависимости от расположения общеобразовательного учреждения, и характеристик обучающихся:

-за последние 4 годаотмечена следующая динамика измененияструктуры сети общеобразовательных учреждений: количество средних школ уменьшилось в 1,4 раза, вечерних – в 2,5 раза, комплексов «Начальная школа – детский сад» - в 3 раза, количество основных школ возросло в 3,6 раза. Количество малокомплектных школ сокращено с 12 до 9. В 2009 году введена средняя школа на 176 мест в селе Шумейка;

-получили развитие инновационные модели ОУ: школа полного дня (кадетская школа «Патриот»); модель ОУ, основанная на интеграции основного и дополнительного образования (большинство образовательных учреждений г. Энгельса);

- функционирует сеть из 2-х базовых школ и 16 ресурсных центров. Их доля от общего числа средних школ составляет 25%. Ресурсные центры и базовые школы оснащены современным учебным оборудованием, школьной мебелью и методическими пособиями. В рамках ПНПО и КПМО за 2006-2010 годы в школы поставлено 333 комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования, мебели, спортивного, медицинского оборудования, оборудования для пищеблоков.

Созданы необходимые условия для полного охвата учащихся 9-х классов предпрофильным обучением. В старших классах профильным обучением охвачено 64% учащихся.

В практику образовательных учреждений внедрены технологии индивидуальных учебных планов, механизмы дистанционного обучения, финансирование в рамках фонда оплаты труда дополнительных занятий по запросам обучающихся и родителей.

^ Решена проблема обучения детей с нарушением интеллекта, в том числе проживающих в сельской местности. С сентября текущего года организовано обучение 188 детей в специальных (коррекционных) классах на базе 5 общеобразовательных учреждений: МОУ СОШ № 16 (42 чел.), 31(62 чел.), с. Красный Яр (28 чел.), п. им. Карла Маркса (30 чел.), НОШ № 29 (26 чел.). Подвоз детей из всех сельских поселений района, где проживают такие дети, в базовые школы осуществляется школьным транспортом. Комитетом в 2011 году завершена работа по оснащению этих школ оборудованием и учебниками. Приняты меры, способствующие направлению на обучение более 50 учителей на обучение для работы в специальных (коррекционных) классах. Все общеобразовательные учреждения получили лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности.


  1. ^ Все образовательные учреждения имеют выход в Интернет и собственный

интернетсайт. На 1 компьютер приходится 14,4 учащихся (35 учащихся в 2007 г.), 100% учителей прошли обучение и переподготовку в области ИКТ. Более 80% педагогических работников широко используют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, в организации внеурочной деятельности. 96 % школ используют обучающие программные продукты, 96% - автоматизированные программы управления учебно–воспитательным процессом, 73% учителей эффективно используют ресурсы сетевых социальных сообществ. 88,5 % учащихся школ области активно применяют ИКТ (презентации, компьютерное моделирование и т.п.) на конференциях, конкурсах, 3,8 % обучающихся охвачены обучением с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обеспечено участие 33 учащихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральном проекте по дистанционному обучению детей-инвалидов.

По итогам мониторинга на начало 2011/2012 учебного года 38 школами (62,3%) заключены договоры с провайдерами на скоростной Интернет (512 Кбит/сек - 4 Мбит/сек). С 2011 года субвенция на реализацию общеобразовательных программ включает средства на приобретение школами лицензионных программных продуктов.

В 2012 году 4 школы (СОШ № 32, 9, 24, п. Пробуждение) Энгельсского муниципального района вошли в региональный эксперимент по профильному обучению школьников в дистанционной форме.

  1. ^ В системе осуществляется совершенствование учебно-материальной базы

общеобразовательных учреждений за счет участия в федеральных проектах и реализации областных и муниципальных целевых программ («Развитие образования», «Доступная среда», «Лицензирование образовательных учреждений»). Только в рамках подготовки к 2011-2012 учебному году, осенне-зимнему периоду в учреждениях образования были проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы и обеспечению безопасных условий пребывания детей на общую сумму 115284,1 тыс. рублей из муниципального бюджета. В том числе освоены в полном объеме 38320,5 тыс. руб. бюджетных средств на проведение процедуры лицензирования образовательной деятельности. На 1 января 2012 года получили лицензии 60 учреждений. Сегодня в районе отсутствуют школы, работающие без лицензии.

Подвоз детей обеспечен 21 единицей школьного автотранспорта. В 2011 году весь парк школьных автобусов оснащен системой ГЛАНАС.

За 2006-2008 годы федеральную поддержку по 1 млн. рублей получили инновационные программы развития 12 школ – победителей конкурса в рамках ПНПО. Это СОШ № 1, 4, 9, 15, 33, гимназия № 8 (2 раза), музыкально-эстетический лицей (3 раза), СОШ п. Бурный (3 раза), п. им. К. Маркса, п. Коминтерн, п. Пробуждение (2 раза), вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1.В 2008 году победителем областного конкурса «Лучшая сельская базовая школа» стала СОШ с. Березовка, которая получила учебное оборудование на 500 тыс. руб. В 2009 году 11 школ стали победителями конкурса «Лучшая школа области» (СОШ №№ 4, 9, 15, 19, 24, 32, 33, с. Березовка, п. им. К. Маркса, п. Пробуждение, гимназия № 8).


7. ^ В 2010/2011 учебном году введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 4 школах Энгельсского муниципального района. Анализ результатов введения федерального стандарта в пилотном режиме позволил создать необходимые условия для его введения в штатном режиме во всех школах района с сентября 2011 года. В 2011/2012 учебном году на обучение по ФГОС НОО перешли все общеобразовательные учреждения района - 134 первых класса (2737 учащихся), 12 вторых классов (290 учащихся).

^ 8.Качество образования напрямую связано с обеспеченностью образовательных учреждений квалифицированными кадрами. В районе трудятся более двух с половиной тысяч педагогических работников. Из них 90,2% имеют высшее образование, 36 педагогов имеют почетное звание "Заслуженный учитель РФ" (в том числе 4 педагога в 2010 году), 200 награждены значком "Отличник народного просвещения", 38 - нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (в том числе 12 педагогов в 2010 году). Высшую квалификационную категорию имеют 29% педагогов, первую - 34%. Победителями федерального и регионального конкурсов лучших учителей 122 учителя и 9 воспитателей (в том числе в 2011 году- 5 учителей и 9 воспитателей). Внедрена новая модель повышения квалификации педагогических работников и независимая процедура аттестации кадров на основе единых региональных критериев и показателей.

9. ^ Растет активность и повышаются результаты учащихся школ Энгельсского муниципального района в предметных олимпиадах, конкурсах.11 школьников из МОУ СОШ №32, 33, 15, 19, 23, гимназии №8 стали победителями и призерами III этапа Всероссийских предметных олимпиад по немецкому и английскому языкам, экологии, обществознанию, географии, литературе, русскому языку (в 2010 г. - 13 человек). Учащаяся МОУ СОШ №19 Полудина Дарья стала победителем IV Всероссийского этапа олимпиады по литературе. Ежегодно более 2000 энгельсских школьников ежегодно принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях , конкурсах, соревнованиях различного уровня. Для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными школьниками в Энгельсском муниципальном районе разработана и реализуется Концепция работы с одаренными детьми.

10. С 2010 года реализуется межведомственный комплексный план по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у детей Энгельсского муниципального района на 2010-2012 годы, мероприятия которого направлены на снижение факторов риска для здоровья школьников, повышения их мотивации на здоровье. В рамках его реализации 11 школ оснащены электронными диагностическими комплексами «Здоровый ребенок», открыто пять реабилитационно-оздоровительных центров на базе общеобразовательных школ для развития и совершенствования оздоровительной работы со школьниками (школы №1, 5, 15, 30, 33). Организация работы кабинетов охраны зрения, массажных, стоматологических кабинетов, залов лечебной физкультуры и кабинетов физиотерапевтического лечения позволят оказывать медицинские услуги часто болеющим детям непосредственно в стенах образовательного учреждения.

Функционируют 5 ресурсных центров по вопросам пропаганды здорового образа жизни (СОШ №12, 15, 16, 24, п. им. К. Маркса), в рамках деятельности которых с педагогами и учащимися, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, проводятся региональные конференции, областные и районные обучающие семинары, и мастер-классы.

^ 11.Условием успешной социализации обучающихся является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе. С этой целью традиционно проводится районный этап областного конкурса «Лучший ученический класс», в котором ежегодно принимают участие более сорока классов из школ района.

Серьезное влияние на формирование личности молодых людей оказывает и технология музейной педагогики. В 7-ми образовательных учреждениях района действуют паспортизированные школьные музеи. В 2010 году были открыты и готовы пройти процедуру паспортизации ещё два музея. В мае 2011 года открыт после восстановления музей в школе п. Красный Яр. Это направление профилактической деятельности реализуется в содружестве с общественными организациями. В целом более 7 тысяч энгельсских школьников являются не только участниками экскурсий, лекций, бесед, но и активно занимаются поисковой работой, сбором и систематизацией материалов по краеведению, этнографии, историческим событиям. В остальных школах действуют 18 школьных музейных комнат и 38 уголков боевой славы. На базе кадетской школы «Патриот» функционирует муниципальный общественно-методический центр по патриотическому воспитанию, на базе основной школы №2, реализующей программу духовно-нравственного воспитания «Путь преображения» - муниципальный ресурсный центр по воспитательной работе. На базе МОУ СОШ №1 совместно с общественной организацией «Боевое братство» оборудована и функционирует школьная телевизионная студия.


^ Основные проблемы системы общего образования Энгельсского муниципального района связаны с низким качеством образования и недостаточными ресурсами для его повышения в сельских малочисленных школах. При высокой доле сельских малокомплектых школ от общего числа сельских школ (18%) в них самая низкая доля старшеклассников от общего числа обучающихся - 1%. Отсутствуют условия для предпрофильного и профильного обучения. Как следствие - низкое качество знаний, которое демонстрируют выпускники малокомплектных школ на итоговой аттестации.

Активное жилищное строительство в центральных районах г. Энгельса, миграционный приток населения привели к проблеме нехватки мест в школах. Требуется строительство как минимум 5 новых объектов в черте города, а также школ в селе Безымянное и п. Прибрежный. В целях развития инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом необходимо строительство физкультурно-оздоровительного комплекса МБОУ ООШ №26, бассейна в микрорайоне МБОУ №32.

Отсутствие достаточных площадей сдерживает развитие музыкально-эстетического лицея.

Учебно-материальная база функционирующих учреждений общего образования района нуждается в совершенствовании. Школа с.Ленинское имеет заключение об аварийности отдельных конструктивных элементов. На ремонтно- восстановительные работы необходимо 6100 тыс. руб. 36 общеобразовательных учреждений Энгнельсского муниципального района нуждаются в капитальном ремонте систем жизнеобеспечения.

Необходимы дополнительные финансовые вливания для поэтапного приведения общеобразовательных учреждений в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами, в том числе для обустройства спальных помещений для обучающихся, посещающих группы продленного дня.

В целях развития здоровьесберегающей среды необходимо обновление технологического оборудования пищеблоков школ.

Для обеспечения введения ФГОС, развития дистанционного обучения школьников необходимо продолжить поставки в школы современного оборудования, школьной мебели, повышение квалификации работников образования.


^ Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Энгельсского муниципального района


Реализация в 2011 году проект модернизации общего образования на территории Энгельсского муниципального района проводилась по следующим направлениям:

1). Повышение заработной платы учителей.

2). Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе:

-обеспечение необходимых материально-технических условий реализации основной образовательной программы на первой ступени обучения;

-обеспечение аттестации педагогических кадров в соответствии с новым порядком аттестации;

-повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

-создание центра дистанционного обучения в целях обеспечения доступного качественного профильного образования для детей, проживающих в отдаленной сельской местности.

3). Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

Реализация проекта проходила в рамках Соглашения, подписанного между Администрацией Энгельсского муниципального района и министерством образования Саратовской области, и соответствующего Комплекса мер.

Плановый объем выделенных в 2011 году средств Энгельсскому муниципальному району составил 39537,9 тыс. руб., фактически получено оборудование на общую сумму 40167,4 тыс. руб.


Повышение заработной платы учителей.

На начало реализации проекта средний размер заработной платы учителя составлял 14,5 тыс. руб. В соответствии с принятыми областными законодательными актами фонд заработной платы в школах на эти цели увеличен на 13,6 млн. руб., включая увеличение стоимости 1 часа работы учителя начальных классов, оплату 3-х часов внеурочной деятельности и введение 3-его часа физкультуры.

В итоге средняя заработная плата учителей с учетом вознаграждения за классное руководство составила:





сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2010 год

13879,93

13821,52

13829,02

14714,37

2011 год

16972,00

18617,60

18333,38

17086,95


Средняя заработная плата за 4 месяца 2011 года составила 17752,5 руб., что на 26% больше чем в аналогичном периоде 2010 года и составляет 115 % от средней по экономике по региону за I квартал 2011 года. (Планируемый показатель – 104 %).

С 1 октября 2011 года заработная плата в дошкольных образовательных учреждениях увеличена на 38,8% и составляет в среднем по сфере 8,9 тыс. руб., в том числе у воспитателей она превысила 10 тыс. руб.

Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

С 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях Энгельсского муниципального района введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. По новым стандартам обучаются 2737 первоклассников (100 %) и 290 (11,4%) второклассников, что составляет 29,6 % от общего количества обучающихся первой ступени обучения.

^ С целью создания современной образовательной среды начальной школы согласно поданной в министерство образования Саратовской области заявки:

-укомплектованы все кабинеты для занятий первоклассников росто-возрастной мебелью (1314 комплектов);

-оснащены ИКТ-оборудованием (комплект компьютерной техники, мультимедийная и интерактивная приставки, маркерная доска) 116-ть рабочих мест учителей 1-х классов (100%);

-произведена поставка в 10 школ района комплектов дидактического оборудования по математике, русскому и иностранному языкам, развитию речи, лабораторного оборудования по естествознанию;

-получено оборудование для психо-коррекционной работы в пять учреждений, на базе которых реализуются специальные коррекционные образовательные программы (МБОУ НОШ №29, СОШ №31, 12, п.им. К. Маркса, с. Красный Яр).

За счет поставок технологического оборудования для пищеблоков в 36 школ района, в том числе в 7 школ полного комплекта оборудования, за первый год реализации проекта удалось показатель изношенности технологического оборудования снизить с 85% до 12,5%.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

По итогам 2011 года по вопросам ФГОС НОО на средства проекта обучены: 65 руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, в том числе команды руководителей из 58 образовательных учреждений Энгельсского района (98%), 111 учителей начальных классов (25 %), в том числе 109 человек (98%) учителей первых классов. Всего в соответствии с планом повышения квалификации педагогов и руководителей школ в 2011 году 285 человек прошли курсы повышения квалификации в СарИПКиПРО.

Основные образовательные программы начального общего образования всех общеобразовательных учреждений прошли экспертизу на заседании экспертного совета комитета по образованию и молодежной политик.

Организовано участие руководителей ОУ в региональных семинарах по введению ФГОС (59 чел.). Проведены:

-заседание методического совета при комитете по образованию и молодежной политике «Система оценки достижений обучающихся в рамках введения ФГОС»;

-методические семинары для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе; действуют методические объединения и творческие группы педагогов.

Большое внимание уделялось психологичесому сопровождению введения ФГОС. Специалистами Центра психолого-медико-педагогического сопровождения «Позитив» разработаны программы и информационно-методический инструментарий психологического сопровождения ФГОС НОО, который используется в образовательных учреждениях.

^ Организована работа по проведению аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категории и подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 8,3 % (по плану – 13,4 %). Отклонение от планового показателя связано с изменениями, внесенными в приказ МО Саратовской области от 27.01.2011 № 155 в части аттестации руководителей ОУ и письмом МО РФ от 15.08.2011 № 03-515/59 «Дополнительные разъяснения к новому порядку аттестации педагогических работников». Потребность в аттестации учителей удовлетворена полностью.

Мониторинг показателей эффективности по реализации данного направления показал, что доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей составляет 82%, что соответствует плановому показателю.

С целью развития дистанционных технологий обучения на базе МБОУ СОШ №32 создан центр дистанционного обучения для детей без ограничения здоровья. В рамках проекта обеспечено его оснащение современным оборудованием (5 рабочих мест учителей и сервер) и оборудование рабочих мест учеников в 10 сельских школах (СОШ с.Шумейка, с.Красный Яр, с. Генеральское, п.Пробуждение, п.Коминтерн, ООШ с.Подстепное, с.Ленинское, п. Прибрежный, с.Безымянка, п.Анисовкий).

В 2011 году в районе функционирует 6 базовых школ по внедрению информационных технологий в образовательный процесс: МБОУ «Гимназия №8», СОШ №4, 33, с. Красный Яр, п. Пробуждение, п. Бурный.

На базе МБОУ СОШ №9, 24, 32, п. Пробуждение открыты региональные экспериментальные площадки по проблеме «Профильное обучение школьников в дистанционной форме».

В течение 2011 года в Энгельсском муниципальном районе созданы и работали муниципальные опытно-экспериментальные площадки по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс:

- на базе МБОУ «СОШ №4» по теме: Апробация интерактивного учебника «Азы информатики»,

-на базе МБОУ «Кадетская школа «Патриот» по теме: «Формирование ИКТ-компетенций участников образовательного процесса школы с применением технологий дистанционного обучения».

В ноябре 2011 года 41 педагог из 6 школ прошли обучение по теме: «Методика разработки и создания курсов дистанционного обучения школьников» специалистами ГАО ДПО «СарИПКиПРО».

В октябре - ноябре 2011 года состоялся муниципальный конкурс «Дистанционный учитель». В конкурсе приняли участие 7 педагогов из 4 общеобразовательных учреждений (СОШ № 20, 24, 32, Кадетская школа «Патриот»).

Мониторинг реализации данного направления реализации проекта показал, что доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности образовательных учреждений составляет 13% (план - 6%). Это позволило охватить дистанционным обучением 4% обучающихся.

Для достижения показателя по динамике снижения потребления топливно энергетических ресурсовпроведено энергетическое обследование 30 общеобразовательных учреждений (вместо 18 запланированных) на сумму 915,5 тыс. руб., Составлены энергетические паспорта. В 2011 году проведен ремонт окон в ОУ на сумму 886,7 тыс. руб. В 37 общеобразовательных учреждениях введены в эксплуатацию системы автоматического регулирования тепловой энергии. В результате реализации мер по энергосбережению за 2011 год удалость сократить затраты на все виды ТЭР почти на 30000,0 тыс. руб.

Информация о ходе реализации проекта регулярно отражалась в местных средствах массовой информации:

в газете «Наше слово» - 6 публикаций (июнь-декабрь 2011 года):

-в еженедельной рубрике «Школьный сентябрь» - 4 публикации;

-в статье «Муниципальная система образования: достижения и перспективы»- 26.08.2011 г.;

-в интервью председателя комитета по образованию и молодежной политике Р.И.Косенко «Образование: куда идем»–15.07.2011 года;

По Энгельсскому радио в еженедельная рубрике «Школьный сентябрь», а также на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района (29.07.2011 г.;2.08.2011 г.;15.08.2011 г.;24.08.2011 г.;07.12.2011 г.).

На официальном сайте комитета по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района и всех общеобразовательных учреждений района под баннером «Модернизация общего образования» размещены нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровня и информационно-аналитические материалы.

В целом комплекс мер по реализации проекта модернизации общего образования в 2011 году выполнен в полном объеме.


^ Раздел III. Описание реализации проекта модернизации системы общего образования Энгельсского муниципального района в 2012 году


Стратегическая цель проекта - модернизация общего образования как института социального развития Энгельсского муниципального района путем:

-создания целостного образовательного пространства, максимально удовлетворяющего интересы и потребности личности, объективные запросы общества;

-приведения образовательных учреждений в состояние, соответствующее новым требованиям качества и стандартам безопасности условий;

-обеспечения необходимых условий для успешной самореализации учащихся и выпускников образовательных организаций и их социальной мобильности через увеличение спектра образовательных услуг, разнообразие образовательных организаций и форм получения образования,

-стабильного улучшения качества образования как условия сохранения и развития интеллектуального человеческого потенциала;

-повышения социальной значимости педагогического труда.


Исходя из анализа текущего состояния системы общего образования Энгельсского муниципального района, результатов реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году, направлений стратегического развития общего образования региона, а также в связи с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ установлены следующие цели и задачи, целевые ориентиры и комплекс мероприятий по их достижению на 2012 год.


Цель 1.Обеспечение роста уровня оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений в соответствии с ростом уровня заработной платы по экономике Саратовской области

Задачи:

  • повышение качества общего образования через развитие экономических механизмовсвязи заработной платы с качеством, результативностью труда,

  • достижение конкурентоспособного уровня оплаты труда педагогических работников в районе.

Для этого реализуются следующие меры.

Продолжит работу постоянно действующая рабочая группа комитета по образованию и молодежной политике, осуществляющая:

-постоянный контроль за исполнением руководителями учреждений требования обеспечивать соотношение расходов на оплату труда педагогических и административных работников в пропорции 70 на 30;

-ежеквартальный мониторинг эффективности расходования средств фонда оплаты труда образовательными учреждениями, недопущение перерасхода средств фондов оплаты труда образовательных учреждений.

В целях повышения уровня оплаты труда учителей, работающих в классах с малой наполняемостью, в I квартале 2012 года проведены собеседования с руководителями муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений по вопросам принятия мер по оптимизации штатной численности административно-хозяйственного персонала школ, повышения доли стимулирующих выплат учителям школ.

В декабре 2011 года приняты законы области, направленные на утверждение нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по реализации основных общеобразовательных программ на 2012 год (от 12.12.11 № 192-ЗСО, от 12.12.11 № 193-ЗСО), уточнение формулы определения стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги (от 12.12.11 № 191-ЗСО) с учетом индексации заработной платы с 1 октября 2012 г. на 6%. В мае 2012 года планируется принятие Решения собрания депутатов Энгельсского муниципального района в части повышения с 1 октября 2012 г. на 6% должностных окладов работников муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений, на которые не распространяется НСОТ, основанная на формульной методике исходя из стоимости ученико-часа.


В результате в I-III кварталах заработная плата учителей увеличится до 120,5 % к уровню средней заработной платы по экономике региона, достигнутом в I квартале 2012 года (17,6 тыс. руб. к 14,6 тыс. руб.). В IV квартале за счет индексации с 1 октября 2012 года на 6% средний уровень заработной платы учителей возрастет до 18,5 тыс. руб., 114,2 % к средне областному уровню зарплаты по экономике региона по итогам 2011 года.


^ Цель 2.Обеспечение обучения школьников по федеральным государственным образовательным стандартам

Задачи:

  • ресурсное обеспечение обучения с 1 сентября 2012 года 100%

первоклассников, 100% второклассников, 12,8% третьеклассников по ФГОС НОО и 13,6% пятиклассников по ФГОС ООО:

-поставки в общеобразовательные учреждения современного оборудования;

-подготовка учителей и руководителей общеобразовательных учреждений по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС,

  • расширение спектра и вариативности новых образовательных технологий и активное их использование в образовательных учреждениях области, в том числе с применением ИКТ,

  • продолжение работы по созданию моделей школ полного дня, школ различных ступеней обучения, школ с инклюзивным обучением детей-инвалидов, моделей базовых школ, ресурсных центров,

  • обеспечение научно-методической поддержки образовательного учреждения,

  • обеспечение психологического сопровождения процесса внедрения стандартов нового поколения;

  • организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к новым образовательным результатам (в частности, личностным и метапредметным).

Для организации реализации проекта в I квартале 2012 года будет проведено согласование комплекса мер по реализации проекта модернизации общего образования на территории Энгельсского муниципального района с министерством образования области, заключены соответствующие соглашения о взаимодействии по реализации проекта между администрацией Энгельсского муниципального района и министерством образования области.

  • I квартал 2012 года – подготовка и согласование с министерством образования Саратовской области заявки на поставку оборудования, III- IV кварталы 2012 года – осуществление поставок в общеобразовательные учреждения Энгельсского муниципального района.

  • II квартал 2012 года - конкурсные мероприятия на повышение квалификации и переподготовку работников образования, II-IV кварталы – повышение квалификации педагогических и руководящих работников согласно заключенным договорам.

  • повышение квалификации учителей и руководящих работников: внедрение ФГОС ООО в 5 классах, внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), социально-психологическое сопровождение внедрения ФГОС ООО в 5 классе; сохранение и укрепление здоровья детей.

  • обеспечение участия педагогов района в постоянно действующих семинарах;

  • I квартал 2012 года – формирование нормативной правовой базы введения ФГОС ООО в 5-х классах 4-х общеобразовательных учреждений.

  • II квартал 2012 года – организация и проведение методических мероприятий по организации деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС ООО; формированию метапредметных компетенций учащихся; использованию новых учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию ФГОС ООО.

  • Май, ноябрь 2012 года – участие в мониторинговых исследованиях качества введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в целях анализа ситуации для принятия управленческих решений.

  • Октябрь 2012 года – участие в зональных родительских собраниях по вопросам введения ФГОС НОО и ФГОС ООО, организация и проведение районных и школьных родительских собраний.

В результате за 2012 год доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО в общей численности обучающихся в начальной школе возрастет с 12,8% до 34,4%; доля школьников, обучающихся в пилотном режиме по ФГОС ООО в общей численности обучающихся в основной школе с 1 сентября 2012 года составит 1,3%.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений за 2012 год повысится на 31,2%.


^ Цель 3. Обновление системы аттестации работников общего образования

Задачи:

  • повышение эффективности и качества педагогической и управленческой деятельности в общеобразовательных учреждениях,

  • методическое сопровождение комплексной экспертизы профессиональной деятельности работников,

  • приближение государственной услуги аттестации работников образования к потребителю,

  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников в соответствии с результативностью педагогического труда.

Для реализации данного направления в 2012 году будут реализованы следующие меры:

обучение профессиональных и общественных экспертов для работы в экспертных группах ГАК;

организация деятельности муниципальной аттестационной комиссии, аттестация муниципальной аттестационной комиссией руководителей ОУ;

работа муниципальной экспертной группы по подготовке заключений на рассмотрение ГАК по присвоению I квалификационной категории сотрудникам ОУ;

компьютерное тестирование сотрудников ОУ на соответствие занимаемой должности по представлению руководителя ОУ, в т.ч. в режиме on-line;

повышение мотивации учителей к творческому труду и повышению своей квалификации;

совершенствование информационного пространства (семинары, консультации, сайт);

организация психологического сопровождения прохождения педагогами процедуры аттестации.

В результате доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей за 2012 год возрастет на 16,2%.


^ Цель 4.Развитие дистанционных технологий обучения школьников.

Цель - обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства, повышение качества обучения в малокомплектных сельских школах.

Задачи:

  • повышение качества обучения за счет применения современных информационных технологий,

  • создание единой образовательной среды, в том числе для малокомплектных общеобразовательных учреждений,

  • создание условий для профильного обучения старшеклассников,

  • повышение квалификации педагогических работников по вопросам внедрения дистанционных технологий обучения.

Для этого будут реализованы следующие меры:

-организация работы региональных экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений по дистанционному обучению обучающихся СОШ № 32, 9, 24, п. Пробуждение,

январь, апрель, ноябрь 2012 года - на основе мониторинга работы базовых школ - разработка методических пособий и рекомендаций по использованию дистанционных технологий для участников образовательного процесса,

в марте-декабре 2012 года – организация участия педагогов школ в сетевом сообществе «Дистанционное обучение школьников»,

февраль, апрель, октябрь, декабрь 2012 года - семинары-практикумы для педагогических работников по вопросам использования и внедрения дистанционных образовательных технологий,

февраль, март, апрель, ноябрь, декабрь 2012 года - курсы повышения квалификации для педагогических работников, использующих дистанционные образовательные технологии

март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года - вебинары с педагогами общеобразовательных учреждений по вопросам использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе,

октябрь, ноябрь 2012 года – проведение семинаров руководителей ОУ в дистанционном режиме,

октябрь-декабрь 2012 года - проведение веб-квестов для организации консультирования и обучения работу педагогов в дистанционном режиме,

ноябрь 2012 года - организация и проведение муниципального конкурса «Дистанционный учитель»,

В результатедоля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, за 2012 год возрастет с 10 до 17%.


Цель 5.Создание материально-технических условий организации учебного процесса, способствующих повышению качества работы общеобразовательного учреждения, повышение уровня энергоэффективности деятельности общеобразовательных учреждений

Задачи:

  • уменьшение доли общеобразовательных учреждений, здания и системы жизнеобеспечения которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;

  • снижение муниципальными общеобразовательными учреждениями в сопоставимых условиях объема потребленных топливно-энергетических ресурсов (воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля) в течение 2012 года не менее чем на три процента от объема фактически потребленного ими в 2011 году каждого из указанных ресурсов;

  • снижение ресурсозатрат путем проведения энергосберегающих мероприятий.

Для этого будут реализованы следующие мероприятия:

- декабрь 2011 года – январь 2012 года - уточнение с руководителями общеобразовательных учреждений потребности в проведении ремонтных работ, мероприятий по энергоэффективности за счет средств федеральной субсидии,

I-II- квартал 2012 года - проведение конкурсных процедур на выполнение мероприятий по ремонту и энергоэффективности в общеобразовательных учреждениях,

II- III кварталы 2012 года - выполнение в общеобразовательных учреждениях работ по ремонту и обеспечению мероприятий по энергоэффективности.

В результате:

- доля общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии, сократится с 3,4 % до 1.? %;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих устройство теплого туалета, сократится с 8,5 % до 0%;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих ремонт пищеблока, сократится с 28,8% до 15,3%;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих ремонт системы отопления, сократится с 50,8% до 33,9%;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих ремонт системы водоснабжения, сократится 49,2% до 45,8%;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих ремонт системы водоснабжения, сократится с 49,2% до 39%;

доля общеобразовательных учреждений, требующих ремонт кровли, сократится с 66,1% до 39%.

В результате: доля общеобразовательных учреждений, производящих оплату за потребленныеэнергорсурсы по приборам учета, возрастет с 76,2% до 100%; общеобразовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт с 50,8%; до100%.

^ Обеспечение информационной открытости

и позитивного общественного отношения к проекту


Продолжится освещение проекта в актуальном режиме в муниципальных СМИ, в том числе электронных, на сайтах администрации Энгельсского муниципального района, комитета по образованию и молодежной политике, общеобразовательных учреждений.

Обсуждение реализации проекта будет проведено на заседаниях межведомственного координационного совета по реализации проекта модернизации общего образования на территории Энгельского муниципального района, коллегиях администрации Энгельсского муниципального района и комитета по образованию и молодежной полдитике

В рамках разъяснительной работы с родителями делегация Энгельсского муниципального района примет участие в зональном родительском совете «Семья и школа: шаг на встречу». Вопросы модернизации общего образования станут предметом обсуждения на районных и общешкольных родительских собраниях.

Планируется проведение ряда встреч руководителей Энгельсского муниципального района с общественностью учреждений социальной сферы с целью освещения реализации комплекса мер по модернизации общего образования в районе.


^ Раздел IV. Меры, предпринимаемые в Энгельсском муниципальном районе на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения


Одним из факторов риска проводимой масштабной модернизации общего образования является недостаточный приток и закрепление молодых педагогов в сельские образовательные учреждения. Здесь важны как новые формы и механизмы материального стимулирования молодых учителей, так и создание условий для их успешной профессиональной адаптации.

Выпускники профессиональных учебных заведений при приеме на работу в сельские школы получают единовременное пособие в сумме 50,0 тыс. руб. (Закон Саратовской области «Об образовании» № 33-ЗСО от 28.04.2005 г.). Только за последние три года 28 учителей Энгельсского муниципального района воспользовались этой мерой социальной поддержки.

В 2011 г. проведен мониторинг потребности в ипотечном жилищном кредитовании молодых специалистов дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования. В ходе мониторинга выявлено, что 353 специалиста нуждается в жилье, из них 27% изъявили желание участвовать в ипотеке.

Большая работа проводится по профессиональной адаптации молодых специалистов. На протяжении нескольких лет в районе работает программа «Кадровый резерв» по подготовке управленческих кадров, школа молодого руководителя, школы молодого учителя (по различным специальностям). Способствует привлечению в образовательные учреждения молодых педагогов и приглашение для прохождения практики в школах студентов последних курсов вузов.

Второй год в Энгельсском муниципальном районе проходит муниципальный конкурс молодых учителей «Педагогический дебют» с награждением победителей ценными подарками. Это способствует повышению статуса учительской профессии, закреплению кадров в школах района.

Как результат проводимой работы – наблюдается положительная динамика по увеличению доли молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в общем числе учителей: с 7% в 2009 г. до 9,5% в 2011 г.


^ Раздел V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования Энгельсского муниципального района

на период до 2020 года


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (постановление Правительства области от 11 августа 2011 года № 420-П) стратегической целью государственной политики в области образованияявляетсяобеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Основными ориентирами реализации государственной образовательной политики на территории Энгельсского муниципального района являются формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества, создание условий для развития каждого человека, не зависимо от места жительства, состояния здоровья, социального статуса, для сохранения и преумножения культурных и духовных ценностей, рост качества социальной среды.

Для достижения стратегической цели в Энгельсском муниципальном районе предполагается реализация следующих задач.

  1. ^ Обеспечение равных условий воспитания и обучения для всех

детей через разработку и реализацию образовательных программ предшкольной подготовки, получения базовых знаний и навыков на разных ступенях общего образования в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения, с возможностью более широкого получения навыков беспрепятственного включения в информационное общество – компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, социальные навыки.

  1. ^ Создание условий для реализации возможностей развития

«разных» учеников: талантливых и одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в отдаленных сельских поселениях, сирот и оставшихся без попечения родителей, из многодетных и неполных семей, мигрантов через развитие инклюзивного образования, индивидуальные образовательные маршруты, предпрофильную и профильную подготовку и прочее.

  1. ^ Формирование в энгельсских школах здоровьесберегающей

среды на основе идеологии культуры здорового образа жизни. Обеспечение развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

  1. ^ Формирование современных механизмов оценки качества

образования как результата и процесса образования, включая самооценку участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества обучения и воспитания. Кооперирование ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации. Организация регулярного мониторинга по изучению запросов и потребностей родительской общественности.

  1. ^ Обеспечение непрерывного развития потенциала современного

учителя через:

-регулярное изучение потребностей и возможностей педагогического сообщества;

-формирование банка данных инновационных продуктов, методических разработок, созданных педагогами Энгельсского района;

-внедрение новых подходов к системе профессиональной переподготовки педагогических кадров;

-обеспечение широкого участия энгельсских педагогов в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах;

-развитие системы наставничества, консультирования, тьюторства в образовательной деятельности;

-введение системы муниципальной грантовой поддержки выдающихся педагогов.

  1. ^ Создание эффективной и самостоятельной школы через:

-становление разнообразных видов образовательных организаций, развитие спектра образовательных услуг, формирование конкурентоспособного рынка образовательных услуг с целью реализации права каждого учащегося на выбор своей образовательной траектории;

-совершенствование практики формирования муниципальных заданий для образовательных учреждений, их субсидирования с учетом выполнения показателей качества;

-введение электронного документооборота,

-обеспечение соблюдения обновленных санитарных норм и правил, требований к организации питания и медицинского обслуживания, школьной безопасности;

-построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства, разработки новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, позволяющим воплотить идеи реализации социально ориентированных практик как компонента образования.

Проектируемые изменения в содержании образования, его организации, во взаимоотношении школы и социума предполагают изменения и в управлении образованием на всех его уровнях, включая управление образовательным учреждением.

К 2020 году планируется обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы общего образования района:

рост средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в соответствии с ростом средней заработной платы по экономике области,

увеличение до 70 процентов доли общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,

увеличение до 100 процентов доли учащихся общеобразовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов,

увеличение до 40 процентов доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений,

увеличение до 100 процентов доли детей-инвалидов, которым предоставлена возможность обучаться на дому с использованием дистанционных форм обучения,
увеличение до 100 процентов доли обучающихся, охваченных системным мониторингом здоровья и физического развития,

увеличение до 100 процентов доли общеобразовательных учреждений, где созданы современные модели организации школьного питания.





Похожие:

Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина 20 г. «Утверждаю» Директор моу «оош п. Анисовский» / / Приказ № от 20 г. Образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина 20 г. «Утверждено» Директор моу «оош с. Титоренко» / / Приказ № от 20 г. Основная образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина Положение о проведении районного конкурс
Конкурс «Юннат»- 2010 проводится комитетом по образованию и молодежной политике эмр, цртдиЮ
Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина Положение о проведении районного конкурс
О проведении районного конкурса презентаций музеев учреждений образования «Мы приглашаем в наш музей»
Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина 20 г. «Утверждаю»
Распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания образования, по классам, учебным предметам и внеурочную...
Т. Е. Ванина iconПриложение №1 к приказу от 2011 года № Утверждаю Председатель комитета по образованию и молодежной политике администрации эмр т. Е. Ванина положени е
«покровские самоцветы» проводится для детских и юношеских коллективов и исполнителей учреждений дополнительного образования, средних...
Т. Е. Ванина iconТ. Е. Ванина «01» сентября 2011 г. «Утверждено» Директор моу «мэл им. А шнитке» Приказ №238 от «01» сентября 2011 г. Основная образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов