Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры icon

Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры



НазваниеДревняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры
Дата конвертации28.08.2012
Размер125.81 Kb.
ТипДокументы

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ


Глава первая


ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСТВО


Памятники материальной культуры

Многочисленные археологические памятники на территории Японии (свыше десяти тысяч), относящиеся к новокаменному веку (неолиту), свидетельствуют о том, что эта страна была обитаема уже несколько тысячелетий до нашей эры.

В разных районах Японии обнаружены стоянки людей и места их погребения. Недалеко от стоянок найдены рако­винные кучи (около 700), куда люди складывали пищевые отбросы; в них помимо ракушек находят кости рыб, птиц, оленей, кабанов и других животных.

Среди памятников материальной культуры обнару­жены каменные орудия, топоры, наконечники стрел, ры­боловные крючки, украшения из камня, кости, оленьих рогов и кабаньих клыков, глиняные сосуды и статуэтки и другие керамические изделия. Все это говорит о том, что древнейшие обитатели Японии занимались собира­тельством, охотой и рыболовством.


^ Этногенез японцев

Вопрос об этнической принадлежности населения Япон­ских островов до сих пор не решен. На этот счет существуют разные теории. Соглас­но наиболее распространенной из них, японцы произошли от смешения в незапамятные времена маньчжуро-тунгусских племен из Северо-Восточной Азии с малайско-поли­незийскими племенами, прибывшими на юг Японских островов с островов Тихого океана и из приморских рай­онов Южного Китая. На Японских островах пришельцы нашли аборигенов — племя эбису (предков современных айнов) и племя кумасо, или хаято (на Кюсю)1. Они по­степенно смешивались как между собой, так и с абори­генами. Вместе с более поздними переселенцами из Ко­реи и Китая они образовали антрополого-этнический тип, характерный для современных японцев. Наиболее ранними местами расселения японцев были три района: Идзумо на западе острова Хонсю, Ямато в центральной части этого острова и Цукуси на юге Кюсю.


^ Письменные источники

Наиболее ранние сведения о древней истории Японии со­держатся в китайских династийных хрониках, написанных в I в. до н. э. — V в. н.э. Особенно полные данные о древней Японии (III в. н. э.) мы находим в китайской хронике Взй-чжи («Летопись царства Вэй»).

Согласно китайским хроникам, культурное влияние Китая проникло через Корею в западные районы Японии (Кюсю и запад Хонсю) еще во II—I вв. до н. э. Это влияние усилилось после завоевания китайскими (ханьскими) императорами в конце II в. до н. э. северной части Корейского полуострова, где ими были созданы китай­ские колонии.
Японские племена, населявшие Кюсю и запад Хонсю, посылали туда свои миссии для установ­ления связи и приобретения железных орудий, вооруже­ния (мечей) и предметов обихода. Иногда миссии посылались прямо в собственно Китай. Известно, что в сере­дине I в. н. э. правитель земель на северо-западе Кюсю (близ Хаката) отправил в Китай посла, который вернулся на родину, снабженный золотой печатью с надписью, Именовавшей его властелина «королем». В свою очередь из Китая была отправлена ответная миссия на Кюсю.

Первые японские письменные источники, содержа­щие сведения об истории Японии, появились только в на­чале VIII в. н. э. Это хроники Кодзики («Запись о делах древности», 712 г.) и Нихонсёки, или Нихонги («Анналы Японии», 720 г.). Они были составлены по указанию японского императорского двора (681 г.) с целью возве­личения императорской власти. Эти хроники, содержащие наряду с историческими данными древнейшие космологические мифы, относят создание японского государства и воцарение первого легендарного правителя Японии Дзимму-тэнно к VII в. до н. э. (660 г. до н. э.).


^ Японские мифы

В японских хрониках изложен миф о создании мира. Первоначально повсюду царство­вал хаос, но затем воцарился порядок: произошло от­деление неба от земли, обособление мужского и женско­го начала в лице богини Идзанами и ее мужа Идзанаги, Одновременно появилась «страна мрака», куда уходят все умирающие. Богиня Идзанами тоже удаляется в «страну мрака». Идзанаги пытается проникнуть в: пре­исподнюю, чтобы вернуть жену, но терпит неудачу. От брака Идзанаги и Идзанами рождаются богиня солнца Аматэрасу, бог луны Цукиёми и бог ветра и водной сти­хии Сусаноо. Между Аматэрасу и Сусаноо начинается борьба, в результате которой первая: выходит победи­тельницей: она остается небожительницей, а Сусаноо из­гоняется на землю в страну Идзумо.

Сын Сусаноо, Окунинуси, становится правителем Идзумо. Но Аматэрасу, стремясь установить свою власть и над землей, трижды посылает к Окунинуси своих по­сланцев, чтобы уговорить его уступить Идзумо ее внуку Ниниги. Наконец уговоры увенчались успехом. Ниниги сходит с неба на землю и становится правителем Идзу­мо. В знак власти ему вручаются три священных пред­мета – зеркало, меч и яшма, послужившие в дальнейшем эмблемой императорского дома. От Ниниги, по верова­нию японцев, по прямой линии от Аматэрасу происходит и Дзимму-тэнно, якобы положивший начало непрерыв­ной династии японских императоров.


^ Родовой строй

Китайские и японские хроники дают известное представление о жизни японского насе­ления в древние времена. Они застают Японию на пер­воначальной стадии разложения первобытнообщинного строя. Японцы жили родовыми общинами (удзи), кото­рые строились по принципу кровного родства и объеди­нялись родовым религиозным культом. Во главе патри­архального рода стоял старейшина, родоначальник, он же — главный жрец (удзи-но ками). Родичи (удзибито) жили в обособленных друг от друга поселках, пользуясь общинной собственностью на землю и орудия произ­водства. Род являлся основной хозяйственной единицей. Главным, занятием в этот период уже было земледелие, в первую очередь рисосеяние как на сухих, так и на по­ливных полях.

Развивались и ремесла: в хрониках упоминаются ткачи, гончары, кузнецы, плотники и т, д. Об этом же свидетельствуют археологические памятники материаль­ной культуры, среди которых встречаются производствен­ные орудия.

По мере разрастания рода происходило отпочкование боковых, более мелких родов и их расселение по раз­ным местам. Для борьбы с аборигенами роды объедини­лись в родовые союзы.

Согласно китайским хроникам, в I в.-н. э. таких сою­зов в известной китайцам части Японии было свыше ста.


^ Бэмин и рабы

С III в. н. э. в связи с междоусобными войнами в Китае и Корее усиливается переселе­ние в Японию китайцев и корейцев, главным образом ремесленников, в частности ткачей. Японские роды охот­но принимают их, преимущественно в качестве полусво­бодных членов, так называемых бэмин, или бэ.

Японцы, известные в китайских хрониках под назва­нием «важэнь», «ва» или «во», совершали частые гра­бительские набеги на побережье Кореи и захватывали пленных, превращая их частью в бэмин, частью в рабов. Одновременно продолжалась упорная борьба с эбису и кумасо, которых убивали или обращали в рабство. Боль­шинство бэмин и. рабов принадлежало родовым старей­шинам, которые с их помощью поднимали целину, стано­вившуюся собственностью этой родовой аристократии.


^ Возникновение племенного союза Ямато


В III в., по свидетельству хроники Вэй-Чжи, Япония (Кюсю) и Китай часто обменива­лись посольствами. В это время на Кюсю насчитывалось около 30 родовых союзов, данников Китая (царства Вэй). Они находились под властью «королевы» по имени Пэймиху (по-японски Химико). «Страна королевы», как она значится в хронике, называлась Яматай. В японской историографии с давних времен идут споры о месте на­хождения Яматай. Одни историки полагают, что Яматай идентична с областью Ямато в центре Хонсю, считающейся по японской исторической традиции местом за­рождения японской государственности. Другие считают, что Яматай находилась на севере Кюсю и юго-западной оконечности Хонсю (по обе стороны Симоносекского про­лива). Более правдоподобно предположение, к которому склоняются многие историки, что «страна королевы» в III в. находилась на Кюсю, но в дальнейшем, расши­ряясь на север, где были более плодородные земли, она в конце концов переместилась в центральную часть Хон­сю, в район, принявший название Ямато. Затем японцы заняли восточную часть Хонсю, оттесняя эбису, и юго-запад Кюсю, оттесняя кумасо2. Одновременно склады­вался племенной союз Ямато частью из родов, добро­вольно вошедших в него, частью из покоренных родов.


^ Связи Ямато с Кореей и Китаем

В IV в. усилились пиратские набеги японцев на корейское побережье. В 369 г. они вторглись в Корею и обложили данью область Мимана, находившуюся на крайнем юго-востоке полуострова (близ Пусана). Японцы стали вмешиваться во внутрен­ние дела Кореи. В 391 г. они пришли на помощь государ­ству Пэкче (на юго-западе полуострова), которому уг­рожало граничащее с ним северное государство Когурё. В V в. для связи с Китаем и Кореей японцы постро­или гавань Нанива (ныне Осака). Примерно в это же время в Японию (через Корею) проникла китай­ская иероглифическая письменность.


^ Разложение родового строя и образование классов


Разложение родового строя, начавшееся примерно в III в., усиливается в V—VI вв. Родовая община, основанная на кровном родстве, уступает место соседской общине. Хозяйственной единицей вместо рода становится семья (ко), владеющая земельным участком и жилищем, вы­деленными ей общиной. Семьи обзаводятся рабами и бэмин, с помощью которых поднимают целину. Это ведет к росту имущественного неравенства общинников.

Владение рабами и бэмин и их эксплуатация в зем­леделии и ремесленном производстве ведут к классовому расслоению. Все большую экономическую и политиче­скую роль начинают играть родовые старейшины и особенно племенной вождь3. Их земли, и в первую очередь «царские земли» (мита), обрабатываются уже не только рабами и бэмин, но и свободными родичами, постепенно теряющими свободу из-за экономического разорения или какой-либо провинности перед общиной или родо-племенной знатью. Урожай с полей собирается в специальные амбары (миякэ).

Сумэра-но микото, или сумэраги («царь»), — не только племенной вождь, верховный военачальник, крупней­ший земле- и рабовладелец, но и глава племенного ре­лигиозного культа, верховный жрец, первосвященник.


^ Религия синто

По религиозным представлениям древних японцев, мир был населен духами (ками), высшими существами, вмешивающимися в жизнь при­роды и людей. Как и другие древние земледельческие племена, японцы почитали духов полей, рек, гор, долин, огня, воды, деревьев и т. д. Но в отличие от верований других древних народов, например Греции и Рима, у японцев ками никогда не принимали человеческого об­раза (антропоморфизм).

Каждый род имел свое родовое божество, свой ками (удзигами). В качестве ками почитался также предок, основатель рода. С образованием племенного союза в качестве племенного культа установился культ солнца в лице богини Аматэрасу. Эти верования, включая также мифы, содержащиеся в хрониках Кодзики и Нихонги, наряду с культом предков легли в основу японской на­циональной религии синто («дорога богов»).


^ Родо-племенная аристократия

В V—VI вв. наряду с родом верховного правителя (сумэраги) выдвинулся ряд других знатных родов, вожди которых также претендовали на власть в общеплеменном масштабе, ссылаясь на свое «божественное» происхождение. Официально эти вожди стояли во главе какого-нибудь «ведомства» при дворе сумэраги. Так, глава рода Отомо ведал дворцовой стра­жей, Мононобэ — военными отрядами и их вооружением, Сога — царской сокровищницей, Накатоми — жрецами и т. д. Некоторые знатные роды ведали отдельными отраслями хозяйства: ткачеством, гончарным производством и др. Вожди знатных родов носили особые аристократи­ческие звания или титулы (удзикабанэ) — оми и мурадзи, а вожди наиболее знатных родов — о-оми («великий оми») и о-мурадзи («великий мурадзи»). Так, глава ро­да Сога носил титул о-оми, а главы родов Отомо, Мо­нонобэ, Накатоми носили титул о-мурадзи. Постепенно эти знатные роды приобрели такую силу, что стали воз­вышаться над родом верховного правителя и даже ста­вить его под свой контроль. В V в. решающую роль играл род Отомо, свергнутый затем родом Мононобэ, а в VI в.— род Сога.

Территория, занятая племенем Ямато, по мере ее рас­ширения делилась на «округа» (агата) и «области» (куни). Их правители назначались из представителей родо-племенной аристократии. Должностные звания этих пра­вителей — агатануси и куни-но мияцуко — также приоб­рели характер титулов (кабанэ).


^ Проникновение буддизма

В середине VI в. усилилась борьба между родами. Внеш­ним проявлением этой борьбы, которая по существу велась за власть, землю и рабов, был спор о распространении в Японии новой религии — буддизма.

В 552 г. король корейского государства Пэкче обра­тился к Японии с просьбой о военной помощи в связи с угрозой нападения со стороны соседнего корейского государства Силла4. Одновременно он послал бронзо­вое изображение Будды и ряд буддийских священных манускриптов, советуя японцам принять буддизм. Этот вопрос вызвал большие разногласия среди вождей знат­нейших родов. Особенно ожесточенная борьба разверну­лась между родом Сога, с одной стороны, и родами На­катоми и Мононобэ — с другой.

К этому времени разложение первобытнообщинного строя и процесс образования классов продвинулись так далеко, что родо-племенная верхушка уже нуждалась в крепкой централизованной власти и создании прочного государственного аппарата для обуздания недовольства эксплуатируемых ею рабов, бэмин и терявших свою свободу общинников. Буддизм как централизованная рели­гия способствовал бы созданию такой власти. Его уче­ние о бренности жизни и иллюзорности зримого мира, о непротивлении злу и отказе от борьбы против наси­лия, о том, что страдания людей являются возмездием за «грехи» в прежних перерождениях (карма) и каждое живое существо должно стремиться к «небытию» (нир­вана) как конечной цели, было выгодно возник­шим эксплуататорским классам и должно было удержать угнетенные классы от борьбы против своих угнетателей. Синтоизм же с его родовыми культами помогал консер­вации родового строя, сохранению самостоятельности от­дельных родов.

Род Сога, которому в это время принадлежала ре­альная власть в племенном союзе Ямато, стремясь к со­зданию централизованного государства, стал ревнителем буддизма, тогда как жреческий род Накатоми и воен­ный род Мононобэ, боясь потерять свои привилегии, свя­занные с родовым строем, стали на защиту синтоизма. Между этими родами и родом Сога началась кровавая борьба.

В 587 г. род Сога одержал военную победу над родом Мононобэ и уничтожил его. С целью еще большего ук­репления своей власти глава рода Сога, Умако, в 593 г. поставил в качестве верховной правительницы свою пле­мянницу Суйко (592—629), а регентом при ней назна­чил принца Умаядо, известного в японской истории под названием Сётоку-тайси (572—622).


Сётоку-тайси

Будучи большим поклонником китайской государственности и культуры, принц Сётоку разделял взгляды рода Сога и его стремление к центра­лизации государственной власти и в связи с этим к рас­пространению в Японии буддизма. При нем были по­строены десятки буддийских монастырей, принявших в свои стены сотни монахов и монахинь. Японские хрони­ки приписывают Сётоку-тайси авторство «Закона из 17 статей» (604 г.), в котором были изложены буддийские и конфуцианские принципы управления государством, позднее легшие в основу реформ Тайка. Во время регенства Сётоку-тайси Япония в 607 г. обменялась по­сольством с Китаем, где в это время правила суйская династия (589—618).

Род Сога продолжал и при Сётоку-тайси сохранять в своих руках всю полноту власти, что вызвало недо­вольство среди других крупных родов. С целью создать себе некую массовую опору глава рода Сога, Ирука, привлек на свою сторону зависимых бэмин, обещая на­делить их землей и уравнять в правах с общинниками. Особую поддержку оказали роду Сога бэмин китайско­го и корейского происхождения. Многие из них были буддистами еще до переселения в Японию и поддержи­вали род Сога как защитника и ревнителя этой религии. Они надеялись, что Сога, одержав победу над другими родами, освободит своих единоверцев от полурабского состояния, в котором они находились.


«Переворот Тайка»

Род Сога, однако, не сдержал обещания и обманул на­дежды бэмин. Этим воспользо­вались враждебные ему роды, и в первую очередь род верховного правителя, оттесненный от власти родом Со­га. В 644 г. принц Нака-но-оэ с помощью старейшины рода Накатоми — Камако, известного в дальнейшем под посмертным именем Каматари Фудзивара (614—669)5, устроил заговор, убил Ирука и уничтожил большую часть рода Сога.

В 645 г. верховным правителем стал по старшинству принц Кару, тоже участвовавший в заговоре против Со­га. Он принял титул тэнно («сын неба») и стал править под именем Котоку-тэнно 6. Наследником престола стал принц Нака-но-оэ, впоследствии император Тэнти (661 — 672). Период царствования Котоку получил в истории название Тайка («Великая реформа») 7. Лишение рода Сога власти известно в истории Японии как «переворот Тайка» (645 г.). Этот переворот ознаменовал начало создания централизованного государства и проведение ряда реформ, внесших большие изменения в существо­вавшие социально-экономические отношения.


По мере разложения первобытнообщинного строя в нем явно обозначились два социально-экономических ук­лада — рабовладельческий и феодальный. Сначала по­явились рабовладельцы и рабы. Однако рабовладель­чество постепенно было вытеснено феодальными отноше­ниями, не успев упрочиться. Рабы составляли всего 10—15% населения, насчитывавшего 5—6 млн. человек. Большинство же были крестьяне-общинники, постепенно прикреплявшиеся родовой аристократией к земле. Рабский труд по сравнению с трудом крестьян становился все менее производительным. Этим объяснялся успех пе­реворота Тайка, приведшего к освобождению бэмин от их полурабского состояния и уравнению их в правах с прикрепленными к земле общинниками. Труд последних становился основной производительной силой, хотя еще оставались значительные элементы рабского труда. В стране складывались феодальные отношения, которые после переворота Тайка и ряда проведенных новыми властями реформ стали господствующими. В Японии воз­никло раннефеодальное государство, в котором рабо­владельчество сохранилось в качестве уклада 8.


1 О происхождении айнов ученые придерживаются разных взглядов: одни считают их европеоидами, другие — австралоидами. Айны постепенно оттеснялись японскими племенами к северу, и в первые века, нашей эры оказались на северо-востоке о-ва Хонсю. Происхождение кумасо до сих пор не выяснено, вероятнее всего, это было индонезийское племя.

2 Племя кумасо было окончательно покорено в первой половине VIII в.

3 В японских хрониках племенные вожди называются сумэра-но микото или сумэраги; в советской исторической литературе это название переводится как «царь».

4 Несмотря на японскую помощь, государство Пэкче было по­беждено. Укрепившись, государство Силла в 562 г. овладело об­ластью Мимана и изгнало японцев с материка.

5 В написании имен мы придерживаемся порядка, принятого в последние годы в наших изданиях: сначала идет имя, а затем фамилия.

6 В литературе принято переводить титул тэнно как «император».

7 С этого времени в Японии, как и в Китае, период правления (нэнго) каждого императора носит особое название и по нему ве­дется официальное летосчисление. Оно же является посмертным именем императора.

8 Некоторые современные японские историки считают, что рабо­владельческий уклад в первобытнообщинном строе перерос в рабо­владельческую формацию, которая существовала почти по XII в.




Похожие:

Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconПервобытнообщинный строй
Пройдя сквозь века, умение помочь мучающейся в родах в наши дни практически дошло до совершенства. Задача моей курсовой работы заключается...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconДокументы
1. /отечественная история/Конспект лекций по Отечественой истории.doc
2. /отечественная...

Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconТеория и история культуры”
Владимир Набоков: современные прочтения: Сб науч тр. / Ран. Инион. Центр гуманит науч информ исслед. Отд культурологии; Отв ред....
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconСтаробинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2
Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 501-579
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconТеория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях: Сб науч тр. / Ран инион. Центр гуманит науч информ исслед. Отд культурологии;...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconСписок сокращений
Игаимк — Известия Государственной Академии истории материальной культуры (Ленинград)
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconОглавление Часть 2 Эфиродинамические основы световых явлений Введение Глава История открытия оптических явлений
Взаимодействие лучей света Глава о некоторых оптических измерениях
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconГегель 1770-1831
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М. 1959. Т. Стр. 173-201
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconБез семьи Первая часть Глава II ~ Отец питающий {приемный}

Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconРешение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры»
«Основы православной культуры», составленная Еременко А. Г., Соболь А. Г. на основе комплекта программ А. В. Бородиной «История религиозной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов