Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка icon

Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка



НазваниеВторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка
Дата конвертации28.08.2012
Размер90.15 Kb.
ТипДокументы

СРЕДНИЕ ВЕКА



Глава вторая

ПЕРИОД РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА (VII—IX вв.)


Реформы Тайка

В 646 г. новые власти издали эдикт о реформах, свидетельствовавший о большом влиянии феодального Китая, где с 618 г. правила Танская династия. Эдикт содержал основные принципы, ко­торые должны были лечь в основу реформ, постепенно проводимых в течение последующих пятидесяти лет и получивших окончательное оформление в кодексе пери­ода Тайхо (Тайхорё), опубликованном в 701 г.

В результате этих реформ Япония стала относитель­но объединенным государством с центральным прави­тельством 1. Высшим правительственным органом являл­ся верховный государственный совет (дадзёкан) во главе с канцлером (дадзё-дайдзин).

Страна была разделена на провинции (куни), управ­лявшиеся губернаторами (кокуси) — прежними родовыми старейшинами. Провинции были разбиты на уезды (гун), во главе которых были поставлены представители мест­ной родовой знати (гупси).

До реформы Тайка в Японии не было постоянной столицы, впрочем, какие было и вообще городов. Эдикт 1346 г. предусматривал выделение особого «внутреннего» района (Кинай), где должна была быть построена постоянная столица. Она начала строиться под руководством китайских мастеров по образцу столицы танской им­перии Чанъани. Новая столица Нара была закончена по­стройкой в 710 г., и в нее переехали императорский двор и правительственные учреждения. Нара стала также культурным и религиозным центром.

После «переворота Тайка» в стране были установле­ны феодальные поземельные отношения, принявшие ха­рактер так называемой надельной системы (хандэн). Земля была изъята из-под власти отдельных родов и объявлена государственной (императорской) собствен­ностью, а все население — подданными императора. Это не вызвало особого сопротивления со стороны родовой знати, поскольку в качестве губернаторов провинций и уездных начальников они остались фактически хозяева­ми на местах.

Крестьяне получили от государства земельные участ­ки в виде подушных наделов по числу едоков. Надел мужчины (старше 5 лет) равнялся двум танам (пример­но четверть гектара), надел женщины составлял две тре­ти этой площади. В конце каждого пятилетия должен был проводиться передел земли в связи с изменением состава семьи. Семья (ко) включала не только мужа, жену и детей, но и родителей, братьев, сестер с их семьями, других близких родственников, слуг и ра­бов. Она насчитывала 10—30, а иногда даже более 100 человек.

За пользование землей крестьяне должны были пла­тить государству налог натурой (сельскохозяйственными продуктами и изделиями домашнего ремесла), нести тру­довую повинность, т. е.
отрабатывать в пользу государ­ства определенное количество дней в году (60 и боль­ше), и военную повинность в созданной постоянной ар­мии.

В результате реформы бэмин стали «свободными» (комин) и уравнены в правах и обязанностях с кресть­янами. Рабы (нухи) не были освобождены, ибо иметь рабов было выгодно: на долю раба полагалась треть на­дела свободного. Рабство, однако, преобладало в виде государственного и монастырского: с помощью рабов строились столица Нара, буддийские монастыри, синтои­стские храмы, их руками была отлита колоссальная ста­туя Будды в Нара и т. д. Домашних рабов, используе­мых как челядь, было немного.

Надельная система представляла собой раннефео­дальную систему эксплуатации крестьянства через го­сударственный аппарат в центре и на местах в интересах прежней родо-племенной знати и их ставленников, занявших видные государственные посты, а также буддийских монастырей и синтоистских храмов, настоятелями которых были выходцы из той же родовой аристократии.

Феодальный характер нового строя заключался не: только в прикреплении крестьян к земле. Наряду с обычными крестьянскими наделами (кубундэн) появи­лись привилегированные наделы: ранговые (идэн), должностные (сикидэн), дарственные (сидэн), за заслуги (кодэн) и др. Они раздавались центральной властью представителям прежней родо-племенной знати и круп­ным чиновникам. Эти наделы, которые по размерам в сотни и тысячи раз превосходили обычные крестьянские наделы, как правило, переходили в пожизненное владе­ние и даже передавались по наследству. Большое число, таких наделов попало в руки членов дома Фудзивара и других знатных домов. Крупные земельные массивы: вместе с крестьянами перешли во владение император­ского дома (тёкусидэн), буддийских монастырей (дзидэн) и синтоистских храмов (синдэн). Эти земли были освобождены от налогов.

Помимо привилегированных наделов земельная ари­стократия и правительственная бюрократия получали так называемые кормовые пожалования (дзикифу). К ним приписывались, в зависимости от ранга и должности, сотни и тысячи крестьянских дворов, с которых они взи­мали большую часть урожая и которых облагали трудо­вой и другой повинностью.

Феодальные владения расширялись за счет поднятия целины (кондэн). Государство стимулировало обработку новых земель, в чем оно было крайне заинтересовано в связи с ростом населения. Поднятая целина освобожда­лась от налогов и обычно становилась частной собствен­ностью тех, кто ее обрабатывал, сперва на одно, потом на два-три поколения, а затем навечно. Поднятие целины, особенно на поливных землях, было недоступно ря­довым крестьянам; этим занималась с помощью подне­вольных крестьян и отчасти рабов земельная аристокра­тия, в том числе члены императорского дома, крупная бюрократия, буддийские монастыри и синтоистские хра­мы, сконцентрировавшие таким путем в своем владении большое количество земли.


^ Положение и борьба крестьян

Крестьяне, сидевшие на на­дельной земле, хотя формально и считались «свободными» («рёмин» – «добрый народ» в отличие от рабов — «сэммин» – «подлый народ»), находились в крайне тяжелом положении. Они очень страдали от военной повинности и принудительного труда на государственных и общест­венных работах. Налог был настолько велик, что после его уплаты у крестьян обычно не оставалось даже семян для посева; приходилось брать зерно взаймы из государ­ственных фондов под высокие проценты (до 50 и более). Чтобы расплатиться с долгами, крестьяне закладывали свои наделы деревенским богатеям, отдавали своих жен в домашнее рабство и даже продавали детей.

Многие из них искали спасения в бегстве. Одни ухо­дили в леса и горы и занимались разбоем. Другие убега­ли в глубь страны, надеясь поднять там целину, свобод­ную от налогов и повинностей. Как видно из хроники конца VIII в, «Сёку нихонги» («Продолжение нихонги», 795 г.), в стране происходили крестьянские волнения. Так, в 877—884 гг. волнения охватили провинцию Тику-го, губернатор провинции был убит.

Феодалы стали бояться давать оружие даже при­званным на военную службу крестьянам. В связи с этим в 792 г. воинская повинность была отменена и военные отряды на местах стали набираться из сыновей деревен­ских богатеев и служилых людей (ситэй, кондэй). Крестьянам же вообще было запрещено иметь оружие.


^ Господство дома Фудзивара

Государственная власть постепенно сосредоточивалась в руках членов дома Фудзивара, которые, будучи крупнейшими землевладельцами, зани­мали важнейшие государственные посты как в центре, так и на местах. Императоры и принцы крови должны были брать себе жен из этого дома. Лишая императо­ров реальной власти, Фудзивара правили в качестве канцлёров (кампаку), а еще чаще в качестве регентов (сэссё) при малолетних императорах, которых, как только они достигали зрелого возраста, вынуждали отрекаться от престола и постригаться в монахи.

Фудзивара столкнулись при дворе с соперниками в лице буддийского духовенства, которое стремилось к власти. В VIII в. императорский престол часто занимали женщины; при них влияние духовенства было осо­бенно велико. Так, например, при императрице Сётоку (764—770) большим влиянием пользовался некий монах Догё. Однако в 781 г. Фудзивара добились запрещения женщинам занимать императорский престол.

Стремясь усилить свою власть, Фудзивара построили на принадлежавшей им земле новый город Хэйан (ныне Киото) и в 794 г. перенесли в этот новый город •столицу из города Нара.


^ Борьба с айнами

В VIII —начале IX в. японцы вели широкие военные действия против айнов, зани­мавших север и северо-восток страны. Они захватывали земли айнов, оттесняя их все дальше к северу. Айны оказывали ожесточенное сопротивление, но вынуждены были отступать2.

На границе с айнами концентрировались воинствен­ные элементы, в частности беглые крестьяне, стремив­шиеся овладеть землями айнов, чтобы под видом це­лины получить эти земли в собственность. Это было своего рода казачество, организованное в отряды, на­ходившиеся в постоянной боевой готовности; их назы­вали «люди востока» (адзумабито). В начале IX в. (800—803 гг.) отряды адзумабито под начальством Маро Тамура, прославленного в народных преданиях как «образец воина», предприняли удачный поход против айнов, оттеснив их до северной провинции Муцу. За эти победы Тамура был пожа­лован титул «сэй-и-тай-сёгун» («великий полково­дец, покоритель варваров»)3.


^ Культура раннефеодального периода

Раннефеодальный период в Японии совпадает по времени с нахождением столицы в Нара и отчасти в Хэйан (Киото), поэтому в японской историографии он фигурирует как период Нара-Хэйан. Этот период характеризуется большим влиянием куль­туры, религии, философии, искусства феодального Ки­тая на культурное развитие Японии, вернее ее господ­ствующего класса. Китайский язык стал языком высшего общества, официальной переписки, литературы. Большое влияние наряду с буддизмом имело конфуци­анство. Его доктрина обожествления предков, сыновне­го почитания родителей, беспрекословного подчинения низших общественных слоев высшим, его учение о том, что порядок мироздания определяется поведением лю­дей, что стихийные бедствия вызываются порочностью или нерадением государей, отвечали интересам феодаль­ного общества.

Китайское влияние сказалось, в частности, в архи­тектуре. Города Нара и Хэйан, роскошные дворцы, мо­настыри и храмы создавались по китайским образцам. Китайская культура в свою очередь дала толчок развитию самобытной японской культуры. В этот пери­од создаются японские хроники Кодзики (составитель писец Ясумаро) и Нихонсёки (коллективный труд, со­зданный группой авторов во главе с принцем Тонэри), содержащие древние мифы и легенды, а также запись событий (в Кодзики до 628 г., в Нихонсёки до 697 г.). Во второй половине VIII в. появляется знаменитая «Манъёсю» («Мириады лепестков»), антология народ­ной поэзии и произведений японских поэтов IV— VIII вв.4, включающая около 4500 стихотворений.

В VIII в. были составлены описания отдельных про­винций Японии, так называемые Фудоки. До нашего времени дошло описание пяти провинций, из них наи­более подробное — описание провинции Идзумо.

В последующие века процесс формирования япон­ской национальной культуры еще больше усилился, хотя влияние китайской культуры оставалось значительным. В связи с изобретением в IX в. японской слоговой пись­менности (кана), которая употребляется наряду с иероглифической, растет число грамотных людей, упро­щается создание литературных произведений, много­численных хроник, дневников, произведений художест­венной литературы. В поэзии получила широкое рас­пространение особая, специфическая для Японии форма стихосложения — танка (пятистишие, состоящее из 31 слога).

В первой половине X в. под редакцией знаменитого поэта Цураюки (883—946) была составлена новая ан­тология японской поэзии «Кокинсю» («Собрание ста­рых и новых песен»), содержащая свыше 1100 стихо­творений.

В конце X — начале XI в. появляются «Гэндзи моно-гатари» («Повесть о Гэндзи»), написанная фрейлиной двора Мурасаки-сикибу, и сборник повестей «Макура-но соси» («Записки у изголовья»), составленный другой придворной дамой — Сей-сёнагон5 . Оба произведения дают живое описание нравов императорского двора и придворной знати.

Блестящая культура этого периода охватывала лишь немногочисленный слой высшего общества – импера­торский двор, придворную знать, небольшую часть про­винциальной земельной аристократии, верхушку буд­дийского и синтоистского духовенства. Эти верхушеч­ные слои феодального общества, особенно придворная знать, утопали в роскоши; каждый старался превзойти другого в пышности своих дворцов, костюмов, количе­ством драгоценностей и художественных изделий, в утонченности обращения, в поэтичности своих стихов и т. д. Народ же пребывал в нищете и невежестве, умирал от голода и эпидемий.

Несмотря на внешнюю культуру, в японском высшем обществе того времени, как и среди народных масс, были широко распространены вера в магию и сверхъестественное, в астрологию, в различные заклинания, изгнание духов и т. п.

Велико было влияние и буддийской церкви. Многочисленные буддийские секты, в первую очередь секта Тэндай, чей оплот—монастырь Энрякудзи — был построен в 788 г. на горе Хиэй (Хиэйдзан) вблизи Киото, и секта Сингон, соорудившая в начале IX в. монастырь на горе Койя (Койясан), стремились играть не только идеологическую, но и политическую роль. Они имели многотысячные вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй) и выступали соперниками светской власти (хо­тя и не в такой степени, как папство в средневековой Европе). Буддизм как религия уживался с синтоизмом, поскольку синтоистские ками были включены в буддийский пантеон, но как феодальные организации буддий­ские монастыри часто враждовали с синтоистскими храмами, равно как и между собой.

1 В VIII в. страна Ямато стала называться Нихон или Ниппон.

2 Борьба с айнами на о-ве Хонсю продолжалась до конца XII в.

3 В дальнейшем титул сегуна носили военные диктаторы, моно­полизировавшие всю полноту власти в государстве

4 В том числе Хитомаро Какиномото (ум. в 705 г.) —одного из крупнейших японских поэтов, прославленного мастера «длинных пе­сен» (элегий, од, плачей), и Акахито Ямабэ (ум. в 750 г.)—знаме­нитого народного поэта Японии, лучшего певца родной природы и непревзойденного мастера «коротких песен» (танка).

5 Сикибу и сёнагон — придворные титулы.




Похожие:

Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconНазвание Что было до реформы
Земская реформа. Создано местное самоуправление. Вторая по важности после реформы 1861 г
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconЧетвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава
Создание сёгуната Токугава в 1603 г ознаменовало начало периода позднего феода­лизма в Японии. Этот период характеризуется разложе­нием...
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconЗенков максим юрьевич трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы
Трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы понятие «государственый орган»
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconРоссия в период рыночной реформы. 1991-1996 гг
Гайдар: именно нерешительность в ценообразовании не дала М. С. Горбачеву осуществить полноценную рыночную реформу
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconТретья период развитого феодализма (X—xvi вв.) Система сёэн
Периодические переделы земли, предусмотренные законом, проводились редко, а затем и совсем прекратились. Надельная система уже в...
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconПостановление От 24 октября 1991 г. N 1801-1 о концепции судебной реформы в рсфср обсудив представленную Президентом рсфср концепцию судебной реформы в рсфср, Верховный Совет рсфср постановляет: Считать проведение судебной реформы необходимым условием
Рсфср как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconРеформы Александра Второго
Почему именно эти реформы? Представляют ли эти реформы какую-то систему, или это набор не связанных мероприятий? Сложилось ли в итоге...
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconРеформы Александра Второго Минимум для запоминания Когда состоялись
Реформы: земская, городская, военная, университетская, гимназическая, цензурная, судебная?
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconДоклад по литературе ученика 10 б класса Заводы Евгения
Охватывает период с 1795 по 1916, вторая – с 1916 по 1995
Вторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка iconДокументы
1. /Декабристы.doc
2. /Петр I и его время.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов