Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава icon

Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава



НазваниеЧетвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава
страница1/3
Дата конвертации28.08.2012
Размер396.26 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Глава четвертая

ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ФЕОДАЛИЗМА (XVII—XIX вв.)


Сёгунат Токугава

Создание сёгуната Токугава в 1603 г. ознаменовало начало периода позднего феода­лизма в Японии. Этот период характеризуется разложе­нием феодального строя и зарождением капиталисти­ческих отношений.

При Иэясу Токугава был сделан решительный шаг на пути объединения Японии в централизованное государство. Победив своих противников при Сэкигахара, Иэясу полностью конфисковал владения многих из них, а у других значительно их сократил. Он конфисковал также большое количество земель у буддийских мона­стырей. В результате Иэясу стал крупнейшим феодалом: ему принадлежала четвертая часть всех земельных доходов страны (около 6,5 млн. коку). Кроме того, он конфисковал у ряда даймё принадлежавшие им золо­тые и серебряные копи (на о-ве Садо, в провинции Ива­ми и др.). Он подчинил также своей юрисдикции многие города, пользовавшиеся самоуправлением, в том числе Осака, Сакаи, Нагасаки.

В 1605 г. Иэясу официально передал титул сёгуна своему сыну Хидэтада, но фактически сохранил власть в своих руках до самой смерти в 1616 г. Несмотря на превосходящую военную и экономиче­скую силу, Иэясу приходилось все время быть насторо­же: у него было еще много врагов, особенно среди даймё западных провинций. Они объединились вокруг сына Хидэёси, Хидэёри, укрепившегося в осакском зам­ке. Сюда стекались в большом количестве ронины, чис­ло которых особенно возросло в связи с конфискацией сёгуном владений многих даймё. Хидэёри получал так­же поддержку европейцев-католиков, не заинтересован­ных в создании централизованного феодального госу­дарства.

Положение стало настолько опасным для Иэясу, что он решился на крайние меры. Осакский замок после длительной осады был взят. Иэясу жестоко расправился с его защитниками, среди которых было много христиан. 4 июня 1615 г. Хидэёри покончил жизнь самоубийством.

При Иэясу и его наследниках Хидэтада (1605—1623) и Иэмицу (1623—1651) в феодальной Японии прекра­тились междоусобные войны и установился длитель­ный мир.

Была создана постоянная политико-административ­ная система сёгуната, которая существовала в продол­жение всего токугавского периода, вплоть до 1868 г. Император и его двор были полностью отстранены от власти и политической жизни. Первый министр и глав­ный советник сёгуна, выполнявший также обязанности регента, во время несовершеннолетия последнего, назы­вался тайро. Административным органом был городзю, или родзю (совет старейшин), состоявший из нескольких человек, носивших то же название. Родзю общался с сёгуном через его камергеров, так называемых собаёнин. Родзю помогали в управлении «младшие-старейшины» (вакадосиёри). В Киото и другие крупные города были назначены губернаторы (гундай, дайкан).



^ Сословное деление общества

В токугавской Японии население официально делилось на 4 сословия: самураев, крестьян, ремесленников и куп­цов (си, но, ко, сё). Вне сословий находились каста париев (эта), нищие (хинин), бродячие артисты и др. Бы­ла введена жестокая регламентация поведения предста­вителей каждого сословия

Высшим, господствующим сословием было дворян­ство (самурайство), составлявшее десятую часть всего населения, насчитывавшего в XVII в 20—25 млн. человек. Внешним признаком принадлежности к этому «бла­городному» сословию было ношение двух мечей. Только самураи занимали государственные, гражданские и военные должности. Они из своей среды поставляли интеллигенцию: учителей, писателей, художников, уче­ных и т. д. Самурайству противостояли остальные три низших бесправных сословия


Самураи

Самурайство было неоднородно. Крупные феодалы — даймё — продолжали пользо­ваться в своих владениях довольно значительной властью, размеры которой зависели от их политической и экономической мощи (даймё считались феодалы, имевшие доходы не ниже 10 тыс. коку риса).

Среди даймё первое место занимали так называемые госанкэ («три дома»)— даймё трех провинций: Овари, Кии и Мито, владений сыновей Иэясу и их на­следников. Затем шли даймё гокамон (младшая линия наследников Иэясу), которым была присвоена фамилия Мацудайра. Все остальные даймё делились на фудай и тодзама.

К фудай-даймё («наследственные вассалы») принад­лежали даимё восточных провинций, находившиеся в на­следственной вассальной зависимости от Токугава, а также те даймё, которые выступили на его стороне в битве при Сэкигахара. Даймё же, выступившие против Иэясу в этой битве и лишь после поражения подчинив­шиеся ему, назывались тодзама-даймё («внешние», «посторонние»).

Фудай, как правило, были относительно мелкими феодалами, доход которых в среднем равнялся 50 тыс. коку риса. Но они занимали высшие государственные должности. Они насчитывали примерно 150—170 домов. Тодзама были менее многочисленными (меньше 100 домов, но гораздо более мощными в экономическом от­ношении; среди них были такие, как Маэда из Кага (1,2 млн. коку дохода), Симадзу из Сацума (700 тыс. коку), Датэ из Сэндай (600 тыс. коку) и др. Их владе­ния находились преимущественно далеко от Эдо — на Кюсю, Сикоку и на самом севере, поэтому они чувство­вали себя довольно самостоятельно, однако не настоль­ко, чтобы противиться сёгуну. Сёгуны Токугава относи­лись к тодзама с большим недоверием, как к своим по­тенциальным врагам, и принимали все меры к их ослаблению. Тодзама находились под постоянным на­блюдением агентов сёгуна (мэцукэ). Их владе­ния были окружены землями фудай, занимавши­ми удобные стратегические позиции. Однако и фудай-даймё перемещались сёгуном из их владений в другие, если он подозревал их в нелояльности. Сёгун заставил тодзама, впрочем, как и фудай. срыть все замки в их владениях, кроме одного для жилья («в одной провин­ции один замок»). Даже ремонтировать эти замки даймё могли только с разрешения бакуфу.

Однако самым эффективным средством держать тод­зама и фудай в повиновении была система заложничества (санкин котай). Каждый второй год даймё, и члены их семей должны были жить заложниками в Эдо, столице сёгуна. Сначала это было добровольным, хотя и тра­диционным актом, но с 1635 г. сёгун Иэмицу сделал заложничество обязательным, Даймё должны были ехать в Эдо с большой свитой, строить там дворцы (ясики), где они и их семьи обязаны были жить в роскоши, с большим числом слуг, что было связано со значитель­ными расходами. Помимо этого бакуфу заставляло тодзама-даймё строить дороги, гавани, замки во владениях сёгуна, что также ложилось на них большим бременем.

В результате этих мер зависимость тодзама от сёгуна, не говоря уже о фудай, становилась все более значительной. Кроме даймё были еще мелкие феодалы — хатамото («знаменосцы»), прямые наследственные вассалы сёгуна. Их было около 5 тыс. Земельные владения хатамото приносили доход от нескольких сотен до 10 тыс. коку. Вместе с даймё они составляли самурайскую верхушку.

Непосредственными вассалами сёгуна были и так называемые гокэнин; их было 15—17 тыс. Они не имели земельных владений и жили на жалованье (рисовом пайке) в призамковых городах сёгуна.

В 1635 г. хатамото, имевшие доход ниже 500 коку, были лишены земли и также посажены на жалованье, а их земельные участки включены во владения сёгуна. В конце XVII в. эта мера была распространена и на остальных хатамото.

Во владениях даймё часть самураев владела небольшими земельными участками с прикрепленными к ним крестьянами, но большинство получали жалованье рисом. В 1653 г. сёгун издал указ, чтобы даймё перевели всех своих самураев на жалованье, забрав у них землю.

Большой отряд самураев составляли ронины, лишившиеся своих сюзеренов в результате конфискации у последних владений или их экономического разорения. Ронинов насчитывалось до полумиллиона. Небольшая часть ронинов была на службе в государственном аппарате, но большинство переходило с места на место в поисках каких-либо средств к жизни. Некоторые оседали на земле, превращаясь в мелких арендаторов. Ронины часто организовывали в Эдо, Киото и других городах банды, занимавшиеся грабежом. Вопрос о том, чем занять ронинов в мирное время, был для бакуфу большой и сложной проблемой.

В 1651 г., вскоре после смерти сёгуна Иэмицу и при­хода к власти его сына Иэцуна (1651—1680), в Эдо был раскрыт антиправительственный заговор ронинов во главе с Сёсэцу Юи и Тюя Марубаси. Заговорщики были казнены, но этим, конечно, проблема ронинов не была разрешена.

Тяжелое материальное положение ронинов и других самураев низших рангов породило в тогдашней Японии традицию усыновления Поскольку глава семьи не мог прокормить всех своих детей, он отдавал их в другие, более состоятельные семьи, обычно не имев­шие детей или имевшие их мало.


Крестьянство

Крестьянство, составлявшее 80% населения, было наиболее эксплуатируемым и угне­тенным классом, хотя формально оно считалось вторым по значению сословием после дворянства. Феодалы (сёгун и даймё), как правило, не вели в своих владе­ниях собственного хозяйства: принадлежавшая им па­хотная земля была разделена на мелкие крестьянские наделы, с которых они получали подати. Леса, луга и пустоши находились в общем пользовании крестьян. Крестьяне были прикреплены к земле, не имели права переходить с места на место или менять занятие. Правда, их нельзя было продавать или покупать, но фактически они находились в полной кабальной зависимости от феодала. Сидя на своих небольших земельных участках в качестве вечных наследственных держателей, они ве­ли самостоятельное хозяйство. Половину, а временами и большую долю урожая они отдавали феодалу в виде подати, оставшейся же части едва хватало на жизнь впроголодь. Крестьяне должны были, кроме того, нести многочисленные повинности: чинить дороги и мосты, воз­водить и ремонтировать ирригационные сооружения, давать лошадей для почтовой службы и т. д.

Крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, характерные для фео­дального строя, сохранились на всем протяжении гос­подства токугавского режима вплоть до середины XIX в. Карл Маркс писал: «Япония с ее чисто феодальной ор­ганизацией землевладения и с ее широко развитым мел­кокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши ис­торические книги, проникнутые по большей части бур­жуазными предрассудками»1.

В указах, изданных бакуфу в 1643 и 1649 гг., гово­рилось, что крестьяне должны есть вместо риса другие, более грубые злаки, собирать падающие с деревьев листья, чтобы употреблять их в пищу в случае голода; не должны носить шелковой одежды, а только хлопчатобумажную или холщовую; не должны пить сакэ, не должны курить и т. д.

В одном из официальных документов, регулировавших поведение крестьян (1698 г.), было сказано: «Когда через владение (даймё — X. Э.) проезжает не только кто-либо из прямых вассалов сёгуна, — об этом и говорить не нужно, — но и самураи из других владений — вообще все, кто едет верхом с каким-нибудь оружием, то крестьяне, где бы они ни были — у обочины дороги или за работой на поле, — как только завидят про­езжающих, должны обязательно снимать головные уборы — соломенные шляпы, платки, повязки из полотенца — и пасть на колени. Если будут допущены грубые, неподобающие действия, виновные подвергнутся наказанию»2.

Сами крестьяне должны были следить за своим поведением. Деревня (мура), считавшаяся административной единицей, была разбита на пятидворки (гонин-гуми), отвечавшие по принципу круговой поруки за деятельность и поведение каждого ее члена. В частности, они строго отвечали за несвоевременную уплату подати, за бегство крестьян с земли, за появление в деревне чужого человека и т. п.

Крестьяне были неоднородны в социальном и экономическом отношении. Основную массу составляли так называемые хомбякусё (коренные крестьяне), имевшие земельный участок, зарегистрированный в кадастровой книге, и платившие подать. Они обрабатывали свои участки с помощью членов своей семьи и так называемых гэнин, наго и хикан. Гэнин и наго были зависимыми крестьянами, получившими от хомбякусё в аренду кусочек земли с небольшим помещением для жилья, за это должны были помогать хомбякусё в обработке их участков Социально и экономически они стояли значительно ниже хомбякусё и даже не входили в пятидворки. Еще ниже на социальной лестнице стояли хикан. Это были дворовые холопы, наследственные слуги хомбякусё, нечто вроде домашних рабов. Они и члены их семей жили или вместе с хозяевами, или в отдельном помещении, получая от них весьма скудное питание и помогая им в обработке земли и в домашнем хозяйстве.

Наиболее бедные крестьяне, безземельные или имевшие карликовые участки, назывались мидзуномибякусё («крестьяне, пьющие воду»).

В деревне была и своя крестьянская «аристократия» — мёсю и так называемые дого и госи. Дого — богатые крестьяне, владельцы крупных участков; госи — крестьяне, происходившие от самураев (бывшие кокудзин), решивших при проведении кадастра Хидэёси из­брать своим занятием сельское хозяйство. Группы этих состоятельных крестьян выделили из своей среды дере­венских старост (сёя — в западных, нануси — в восточных районах) и их помощников (соответственно тосиёри и кумигасира). Эти должности формально считались вы­борными, но фактически были, как правило, наследствен­ными.

Протест крестьян против эксплуатации выражался в разных формах. Довольно часто они подавали пети­ции даймё, редко сёгуну. Основным петиционным требо­ванием было снижение оброка. Петиции иногда прини­мались властями во внимание, но лица, передававшие сёгуну петиции, и члены их семей подвергались казни, обычно распятию на кресте. Так, например, в 1653 г. староста деревни провинции Симоса, Согоро Сакура, подавший петицию сёгуну с обвинением своего даймё Масанобу Хотта в чрезмерной эксплуатации крестьян­ства, был распят на кресте, а его жена и дети обезглав­лены, Согоро Сакура известен в японской литературе как народный герой (гимин). Такой же участи подверг­ся в 1686 г. другой крестьянский вожак в провинции Кодзуке, Модзаэмон, прославившийся в литературе как "распятый Модзаэмон". Иногда крестьяне выступали коллективно. Так, в 1641 г. крестьяне в районе Увадзима потребовали от властей снятия с них повинностей, за что семеро вожаков были казнены.


^ Ремесленники и купцы

Ремесленники как сословие считались ниже крестьян. Однако экономически они находились в лучшем положении. Их было, конечно, намного меньше, чем крестьян, и фео­далы очень нуждались в их услугах как оружейников, строителей, кузнецов, чеканщиков, портных, парикмахеров и т. д. Ремесленники были организованы по спе­циальностям в цехи (дза).

Еще ниже считались купцы. Как и в отношении ремесленников, их жизнь и деятельность были строго регламентированы. Однако это была скорее формальная, нежели фактическая регламентация, ибо их растущее богатство давало им значительное влияние. Уже среди ближайших экономических советников Иэясу Токугава было несколько богатых купцов, в том числе Содзабуро Гото и Сосицу Симаи Особенно много богатых купцов было в Осака, ставшем всеяпонским торговым центром. Здесь были крупные склады хлопка, растительных масел, сахара, чая, красок, текстиля, бумаги, леса и других товаров. Владельцы этих складов — оптовые торгов­цы (тоя, или тонья), равно как купцы, занимавшиеся транспортировкой этих товаров, пользовались в Осака и других городах большим влиянием. Очень влиятельны были и так называемые курамото, являвшиеся финансовыми агентами даймё по продаже риса в Осака — центре рисовой торговли. В Эдо находились главным образом так называемые фудасаси («комиссионеры»), снабжавшие самураев деньгами в счет их рисовых пайков.

Среди осакских курамото выделялся Коноикэ, бывший одновременно финансовым агентом (какэя) бакуфу. По рождению он был самураем, но предпочел заняться производством и продажей рисовой водки (сакэ), ростовщичеством и другими финансовыми операциями.

Купеческое сословие имело свои организации — гильдии (кабунакама) Богатые купцы часто возводились в ранг самурая, некоторые, оставаясь в купеческом сословии, получали право ношения одного меча, т. е. приближались к самурайскому рангу. Не только рядовые самураи и хатамото, но и даймё попадали в зависимость от купцов и ростовщиков. Они часто оказывались в таком тяжелом материальном положении, что бакуфу приходилось их спасать с помощью чрезвычайных мер. Так, в 1705 г. бакуфу конфисковало все имущество богатейшего осакского купца Тацугоро Иодоя под предлогом того, что последний вел неподобающий для купца широкий образ жизни. Действительная же причина заключалась в том, что многие даймё и хатамото задолжали ему крупные суммы и не могли или не хотели уплатить долги.


^ Внешняя торговля

Обогащению купечества в первый период токугавского сёгуната способствовала внешняя торговля, которая процветала в первые десятиле­тия XVII в. Отдельные купцы, пользовавшиеся покрови­тельством сёгуната, получавшего часть прибыли, от­правлялись на своих судах в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Некоторые западные даймё, среди них Симадзу из Сацума, занимались внешнеторговыми опе­рациями на свой риск и страх. Торговля велась также через посредство китайцев, португальцев и испанцев, а затем голландцев и англичан. Из Японии вывозили серебро, медь, железо, серу, камфору, рис, лакированные и другие ремесленные изделия. Ввозили шелк-сырец (это было монополией бакуфу), шелковые изделия, хлопок, кожу, краски, свинец, олово, сахар, южные фрукты. Торговля велась с Китаем, Кореей, Макао, Явой, Борнео, Целебесом, Лусоном, Сиамом, Малайей, Аннамом и Тонкином. Во всех этих странах имелись японские поселения. Среди поселенцев было много ронинов, искавших счастья в заморских странах. Особенно много японских поселенцев жило в Лусоне, Сиаме, Аннаме и Тонкине. В связи с оживлением внешней торгов­ли вновь оживились и пираты, нападая на торговые суда.

Особо следует отметить связи токугавской Японии, не только торговые, но и дипломатические, с Кореей (через Цусиму). Корейские власти, как правило, направляли в Японию миссии с поздравлениями и подарками по слу­чаю прихода к власти каждого нового сёгуна.


^ Самоизоляция Японии

Положение с внешней торговлей, однако, вскоре измени­лось, отчасти в связи с хрис­тианской проблемой. Еще в 1611 — 1614 гг. Иэясу издал несколько указов о запрещении христианской религии и об изгнании из Японии иезуитов и других миссионеров. Преследования и казни христиан особенно усили­лись после смерти Иэясу. В 1624 г. был, запрещен въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1638 г были изгнаны португальцы. В 1633-1бЗб гг. были изданы указы о запрещении японцам, покидать страну, а японцам, жи­вущим за ее пределами, было запрещено под страхом смертной казни возвращаться в Японию. В 1636 г, было приказано всем иностранцам, жившим в Японии, перебраться на о-в Дэсима (в районе Нагасаки). В 1639 г. португальским судам было запрещено приближаться к японским берегам и окончательно запрещено исповедание христианства в Японии. Единственный порт, где было разрешено вести небольшую торговлю китайским и голландским судам, был Нагасаки, находившийся во владении сёгуна. Таким путем Япония изолировала себя от остального мира. Однако изоляция Японии не была полной, ибо страна все же имела кое-какие контакты с внешним миром через протестантскую Голландию, а также через Китай и Корею, с которыми велась помимо легальной также и контрабандная торговля.

Основная причина изоляции страны заключалась в стремлении токугавских властей оградить страну от иностранного влияния. Самоизоляция Японии имела также целью оградить себя таким путем от захватнических стремлении европейских государств, в первую очередь Португалии и особенно Испании, которая незадолго до этого захватила Филиппины и превратила их в свою колонию. Известную роль сыграло также стремление японцев защитить свою национальную культуру. Но ближайшей непосредственной причиной закрытия страны была боязнь бакуфу, что тодзама-даймё в Западной и Юго-Западной Японии, среди которых было много христиан, ведших обширную и выгодную торговлю с португальцами и испанцами, станут настолько сильными, что смогут вступить в борьбу с сёгуном, опираясь на материальную и военную помощь христианских государств.

Изоляция Японии несомненно способствовала более длительному существованию феодального периода в истории Японии, но не смогла остановить хода исторического развития, неуклонного роста в недрах феодального общества капиталистических элементов


^ Симабарское восстание

Поводом к изоляции Японии, к полному и окончательному запрещению в ней христианства послужило Симабарское восстание, поднятое, крестьянами на Кюсю против феодальной эксплуатации. Помимо крестьян в восстании участвовали |ронины, среди которых было много христиан, и солдаты генералов исповедовавших христианство. Около 20 тыс. восставших (по некоторым данным, около 37 тыс.) укрепилось в Симабарской крепости и в течение нескольких недель выдерживали осаду стотысячного сёгунского войска. Восстание было потоплено в крови


^ Подъем экономики

Прекращение междоусобных войн, установление внутреннего мира и прекращение внешней экспансии, потребовавшей (при Хидэёси) огромных расходов, способствовали известному подъему экономики страны. Рост, населения стимулировал развитие земледелия. Площадь обрабатываемой земли за XVII в. почти удвоилась за счет освоения целины, достигнув примерно 3 млн. те, а урожай риса вырос с 18 до 25 млн. коку в результате расширения ирригации, использования водяных насосов, увеличения удобрений, улучшения обработки земли. Кроме риса выращивали хлопок (под этой культурой было занято почти 1/5 всей орошаемой земли), табак, индиго, масличные и тутовые растения. Развивалось производство текстиля, шелковых и хлопчатобумажных изделий, фарфора, бумаги, мелкое судостроение и т. д.

Развитие городов в результате подъема ремесленного производства и торговли шло бурными темпами. Столица сёгуната Эдо, несмотря на пожар 1657 г., уничтоживший больше половины городских зданий, насчитывал к концу ХVII в. около полумиллиона жителей (не считая самураев), Киото — 400 тыс., Осака — 350 тыс. (в Лондоне в этот период было 675 тыс. жителей, в Париже — 550 тыс.).

  1   2   3




Похожие:

Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconЛекция №35 (№70). Эпоха "позднего Брежнева"
Эпоха “позднего Брежнева”. Что такое застойный период? Менталитет “подсоветского” общества: “подполье”
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconРоссия в XVII в. По словам современника, «старина с новизной перемешалися»
«прогрессирующего» феодализма; спорадически возникающие элементы буржазного развития
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconСостав служб енисейского казачества во второй четверти XIX века
В первую очередь это касается истории XIX в., так как этот период истории Енисейского казачества наименее изучен
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава icon§ Монголия Монголия в начале ХХ в. К
Внешней (Халха). Внутренняя Монголия являлась составной частью Китая, а Халха, присоединенная к Ки­таю в конце XVII в., в период...
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconТретья период развитого феодализма (X—xvi вв.) Система сёэн
Периодические переделы земли, предусмотренные законом, проводились редко, а затем и совсем прекратились. Надельная система уже в...
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconВторая период раннего феодализма (vii—ix вв.) Реформы Тайка
Китая, где с 618 г правила Танская династия. Эдикт содержал основные принципы, ко­торые должны были лечь в основу реформ, постепенно...
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconИдеальный тип или идеология?
Вебера с пониманием разума в классической буржуазной философии xvii—xix вв. Речь идет об основных характеристиках идейно-теоретической...
Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconОсновные даты внешней политики, 30-е гг. XVII в конец XVII в. 1632-1634 гг. – русско-польская война «Смоленская война»

Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Архитектурного ансамбля XVII...

Четвертая период позднего феодализма (xvii—xix вв.) Сёгунат Токугава iconГраф научных интересов
Язык памятников письменности XI – XVII вв. История русского литературного языка. Русский язык в XVIII в. Русский язык в XIX в. Диалектное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов