О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования icon

О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования



НазваниеО подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования
Дата конвертации28.08.2012
Размер105.94 Kb.
ТипДокументы

О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на ФГОС начального общего образования


Тюрина Г.А.

начальник управления образования


Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социо-культурной модернизации российского общества. Нормативными документами, ориентированными на достижение этой цели, призваны стать федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

4 февраля 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из направлений которой является переход на новые образовательные стандарты.

Поэтому, с 2010 года работа по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стала одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Павловского района.

По предварительным данным, с 1 сентября 2011 года по новым стандартам начнут обучение 966 первоклассников в 43 классах 23 школ района. Чтобы начать работу по новым стандартам, надо привести все образовательные учреждения к тем требованиям, которые изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте, а для этого необходимо настроиться на серьезную глубокую работу по подготовке всех условий введения и реализации стандарта. Остановлюсь коротко на том, что сегодня сделано и планируется по введению и реализации ФГОС в нашем районе.


С целью обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и информационного сопровождения введения ФГОС приказом по управлению образования была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты управления образования, информационно-диагностического кабинета, представители школ. В октябре 2010 года рабочая группа была преобразована в муниципальный координационный совет.

Основными задачами деятельности муниципального координационного совета являются:

- обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения введения ФГОС в районе;

- создание системы методического сопровождения процесса перехода на ФГОС НОО на муниципальном уровне, включая консультирование всех участников процесса введения ФГОС;

- организация мероприятий по обеспечению введения ФГОС;

- создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ, специалистов управления образования и информационно-диагностического кабинета;

- организация и проведение мониторинга готовности образовательных учреждений и педагогов к введению ФГОС.



Приказом по управлению образования был утвержден план мероприятий по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района. Все образовательные учреждения разработали свои планы по подготовке к введению ФГОС НОО и создали рабочие и проектные группы по его реализации, а также сформировали банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней.


^ Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС требует серьезной работы с основными документами образовательного учреждения – Уставом и основной образовательной программой.

В настоящее время в образовательных учреждениях идет разработка новой редакции Устава и до 1 августа 2011 года они пройдут государственную регистрацию. В управлении образования и образовательных учреждениях началась работа по подготовке локальных актов в соответствии с требованиями ФГОС.


В школе, переходящей на новый стандарт, должна быть разработана основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения. Задача управления образования и методической службы – обеспечить условия для разработки школами своих образовательных программ.

С этой целью на совещаниях заместителей директоров, заседаниях районных методических объединений учителей начальных классов и методсоветах рассматривались вопросы, посвященные введению ФГОС в образовательных учреждениях:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте государственной политики общего образования;

- Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения;

- Рекомендации по составлению основной образовательной программы образовательного учреждения;

- Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов;

- Формирование духовно-нравственных качеств личности через использование новых педагогических технологий.

С целью оказания методической помощи школам в разработке основной образовательной программы были определены базовые площадки среди городских и сельских школ, ведущих экспериментальную работу и имеющих большой опыт работы по направлениям:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования (СОШ №6,11,16 г. Павлово, СОШ с. Грудцино и ООШ д. Лаптево);

- формирование здорового и безопасного образа жизни (СОШ №1, 7 г. Павлово, СОШ №1 г.Ворсма, СОШ с. Таремское);

- коррекционная работа (СОШ №1 г.Горбатов и СКШ 8 вида г.Павлово)

Опыт этих школ по разработке разделов основной образовательной программы, соответствующих направлениям их работы, в течение марта представлен на заседаниях муниципального координационного совета, совещаниях заместителей директоров и заседаниях районных методических объединений учителей начальных классов. Данные программы размещены на сайте управления образования для более подробного ознакомления с ними всех школ района.

В целом работу образовательных учреждений по разработке основной образовательной программы планируется завершить до 1 мая 2011 года. После чего будет проведена внешняя экспертиза программ всех школ района специалистами управления образования, информационно-диагностического кабинета, привлеченными экспертами.


Первыми реализовывать принципиально иной подход к образованию, заложенный в стандартах и нацеленный на получение новых образовательных результатов, будут педагогические работники начальной школы. Одним из условий успешного введения ФГОС является готовность учителей, реализующих программы начального общего образования, работать по новому стандарту.

Задача методической службы района – обеспечить успешный переход к новым стандартам с минимальными для каждого участника рисками и потерями. Еженедельные консультации для учителей начальных классов методистами ИДК помогают педагогам преодолеть кризис в профессиональном развитии, решить ряд методических проблем, сориентировать учителей в выборе образовательных программ, учебников, использовании инновационных технологий обучения. С начала 2010 года обеспечена деятельность районных и школьных методических объединений учителей начальных классов по изучению вопросов введения ФГОС.

Анализ результатов анкетирования учителей с целью определения уровня готовности к работе по новым стандартам показал хорошее знание учителями содержания ФГОС, целей и задач начального общего образования, ожидаемых результатов. Были выявлены профессиональные затруднения в педагогической деятельности учителя в связи с введением новых стандартов. С целью оказания методической помощи были созданы три районные творческие группы:

- «Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников»,

- «Формирование универсальных учебных действий»,

- «Накопительная система оценки планируемых результатов. Портфолио».

Руководители групп – учителя начальных классов высшей категории, победители и участники ПНПО. Результатом работы творческих групп станет проведение серии семинаров для учителей начальных классов в апреле-мае 2011 года.


На сегодняшний день в муниципальных образовательных учреждениях работают 158 учителей начальных классов, из них 84% имеют высшую и первую квалификационные категории (20% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 64% – первую, 8% – вторую и 9% учителей не имеют категории). 68% учителей имеют стаж работы более 20 лет, поэтому возникает потребность в привлечении к работе в начальных классах молодых специалистов.

Из 43 учителей, планирующих работать в первых классах в 2011-2012 учебном году, 8 учителей высшей категории (19%), 24 учителя первой категории (56%), 6 учителей второй категории (14%) и 5 учителей не имеют квалификационной категории (11%), 4 из которых – молодые специалисты.


Большое внимание в ходе подготовки к введению ФГОС уделяется повышению квалификации педагогических и руководящих работников. В районе утвержден план-график поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов до 2014 года. Для 27 учителей первых классов на базе района в апреле-мае будут проведены курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС».

Из 43 учителей, которые планируют работать в первых классах, прошли курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе» в 2009-2010 годах – 9 человек, 1 учитель проходит курсы в ГОУ ДПО НИРО в качестве тьютора, 4 молодых специалиста, остальные 27 учителей пройдут обучение на курсах на базе района.

Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования требует подготовки не только учителей начальных классов, но и администрации образовательных учреждений, специалистов и методистов управления образования. С этой целью на базе района сотрудниками кафедры теории и практики управления ГОУ ДПО НИРО с 28 по 30 марта проводятся курсы «Управление внедрением ФГОС».


Новое содержание образования предполагает использование в учебном процессе учебно-методических комплектов, ориентированных на реализацию приоритетных направлений развития образования и соответствующих требованиям ФГОС. В этом учебном году на совещаниях заместителей руководителей школ, заседаниях районных методических объединений и методсоветов этой проблеме уделяется постоянное внимание. Рассматриваются особенности обучения по различным учебно-методическим комплектам, на базе района проведены семинары издательств, в библиотеке ИДК с ноября 2010 года действует постоянная выставка всех методических комплектов для начальной школы.

В настоящее время образовательными учреждениями определен набор УМК и сформирован заказ на учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников:

- Начальная школа 21 века – 14 классов – 33%,

- Перспектива – 9 классов – 21%,

- Система Занкова – 7 классов – 16%,

- Планета знаний – 5 классов – 12%,

- Гармония – 4 класса – 9% ,

- Школа России – 4 класса – 9% (в 2010-2011 уч.году был 21 класс).

Можно отметить положительную динамику использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических комплектов нового поколения и развивающих программ обучения.


Важным требованием к обеспечению условий введения ФГОС в образовательных учреждениях является создание информационной образовательной среды. Управлением образования и ИДК постоянно проводятся мониторинги оснащения общеобразовательных учреждений района компьютерным, мультимедийным, интерактивным оборудованием, обучающими программами по предметам учебного плана, обеспечения бесперебойного доступа школ к сети Интернет, использования компьютерных программных продуктов в учебном процессе. По данным мониторинга, проведенного в 2010 году, 90% учителей начальных классов владеют навыками работы на персональном компьютере, 83% - используют при подготовке к занятиям, 71% - применяют в образовательном процессе.

Ежегодно увеличивается количество кабинетов, в том числе начальных классов, оборудованных для проведения занятий с использованием электронных презентаций, для показа видеоматериалов в любом формате. Образовательными учреждениями приобретается все необходимое для этого оборудование: ноутбуки, телевизоры, стационарные и переносные экраны, видео и DVD- плейеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. За 2009-2010 годы на приобретение компьютерной техники школами района было израсходовано более 7 млн. рублей. Для подготовки к занятиям педагоги имеют открытый доступ к сети Интернет, доступ к копировальной и другой множительной технике.

В конце 2010 года заключен договор на участие 6 школ района в проекте «Компьютер для школьника». Закуплено оборудование для 56 учителей и бесплатно получены нетбуки для 1380 учащихся 1-4 классов. В настоящее время оборудование установлено, учителя этих школ прошли обучение на курсах кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО «Компьютер для школьника». 5 педагогов этих школ приняли участие в семинаре «Образовательная модель "1 ученик: 1 компьютер" и ФГОС НОО» на базе НИРО в качестве методистов-тьюторов.

17 февраля 2011 года на базе средней школы № 9 г. Павлово прошел районный семинар для учителей начальных классов, на котором рассматривались вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя.

В этом учебном году работа с электронными дневниками организована в 22 учреждениях, что составляет 90 %.


^ Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Средний процент обеспеченности кабинетов начальных классов учебным оборудованием и печатными пособиями на 1 января 2011 года составил 66%. В целом на приобретение наглядных пособий и оборудования за 2 года было израсходовано более 7 млн. рублей.

В школах района функционирует 23 спортивных зала. Средний процент обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем составляет 83%. За 2009-2010 годы школами района приобретено спортивное оборудование и инвентарь на сумму более 1,8 млн. рублей.

В 5 школах района проведена работа по декоративному ремонту школьных столовых, установлено новое современное оборудование.

На базе библиотеки информационно-диагностического кабинета апробируется проект «Методический медиацентр», целями которого являются: организация эффективной работы с информационными потоками и

стандартизация методов работы с информацией. В распоряжении центра имеется просторное помещение, оснащенное современной компьютерной техникой, имеющей выход в Интернет.

В школах района началась работа по созданию школьных информационно-библиотечных центров. Такие центры уже созданы в школах № 9 и 10 г. Павлово. Они оснащены компьютерной и множительной техникой, имеют выход в Интернет, предоставляют учащимся и учителям свободный доступ к информации для самостоятельной самообразовательной работы. Во всех школах активно идет процесс комплектования фондов библиотек электронными образовательными ресурсами.

Подводя итоги управленческой деятельности по подготовке перехода на новые образовательные стандарты, мы считаем, что в районе, в целом, созданы условия для введения ФГОС в начальной школе.

Но в ходе подготовительной работы обозначились и проблемы:

- отсутствие у педагогов и руководителей опыта разработки разделов основной образовательной программы;

- недостаточное осознание педагогами технологий достижения и оценки планируемых результатов;

- недостаточная оснащенность информационно-образовательной среды начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС;

- неопределенность в организации внеурочной деятельности, а также механизма ее финансирования.


Для решения этих проблем мы ставим перед собой следующие задачи:

- повышение профессиональной компетенции руководящих и педагогических работников в вопросах проектирования образовательных программ;

- овладение руководителями школ и педагогами методическим алгоритмом внедрения ФГОС;

- проектирование моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;

- проведение мониторинга ресурсного обеспечения с целью определения степени готовности образовательных учреждений к внедрению ФГОС;

- широкое вовлечение родительской общественности в работу по подготовке и введению стандартов нового поколения.








Похожие:

О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconУправление образования Администрации Павловского района прика з от 28 октября 2011г. №531 о выполнении плана мероприятий по подготовке к введению фгос ноо в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района
Павловского муниципального района, утверждённым приказом управления образования от 04. 2010 года №193, в ходе подготовки введения...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconУправление образования Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области прика з от 05. 2011г. №242 о проведении экспертизы основных образовательных программ начального общего образования
В соответствии с Планом мероприятий по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПриказ №01-231 и Плана-графика работы школы по подготовке к переходу на фгос начального общего образования на 2010-2011 учебный год
На основании приказа Управления образования кмр «О подготовке оу к введению фгос» от 08. 06. 2010 г. №01-231 и Плана-графика работы...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПлан мероприятий по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПриказ №244 от 02. 07. 2010г «О подготовке введения фгос начального общего образования»
В целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПриказ №244 от 02. 07. 2010г. «О подготовке введения фгос начального общего образования»
В целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПриказ №244 от 02. 07. 2010г. «О подготовке введения фгос начального общего образования»
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа до администрации г....
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconО подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Павловский район, в целях формирования единого организационно-правового пространства и обеспечения качественной подготовки к переходу...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconО подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Павловский район, в целях формирования единого организационно-правового пространства и обеспечения качественной подготовки к переходу...
О подготовке системы образования Павловского муниципального района к переходу на фгос начального общего образования iconПриказ от № И. Е. Попов Положение о рабочей группе по введению фгос начального общего образования I. Общие положения
Фгос начального общего образования в целях информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения этого процесса создана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов