Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными icon

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными



НазваниеСложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
страница1/4
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ


Сложноподчиненное предложение минимального типа составляют две предикативные части: одна главная и одна придаточная. Однако в русской речи (в первую очередь, в научной, официально-деловой речи и в публицистических, художественных произведениях) активно используются предложения более сложные, состоящие из более чем двух предикативных частей. Их называют многокомпонентными, или многочленными, сложноподчиненными предложениями: Когда взошло солнце, дружно запели птицы и лес ожил; Он мечтал о том, что побывает в той стране, которая так часто ему снилась. Чаще в речи употребляются многочленные сложноподчиненные предложения с одной главной частью и несколькими придаточными. Например: Не помню, кто из писателей сказал, что сказки делаются из того же вещества, из которого состоят сны (К. Паустовский). В данном предложении 4 предикативные части: одна — главная Не помню и три придаточных: 1) кто из писателей сказал, 2) что сказки делаются из того же вещества, 3) из которого состоят сны.

Придаточные части в многочленном СПП связаны с главной в основном по тем же правилам, что и в СПП минимального типа, теми же подчинительными союзами и союзными словами, характеризуют всю главную часть в целом или одно слово (словосочетание) в ней.

Однако для многочленных СПП характерны и некоторые, только им присущие, структурные и семантические особенности:

1) стечение сочинительных и подчинительных союзов или союзных слов на месте соединения предикативных частей, например: ^ Помните, что наука требует от человека всей его жизни и что, если бы у вас было две жизни, и их не хватило бы вам (И. Павлов). В этом предложении можно наблюдать стечение сочинительного союза и и двух подчинительных союзов что, если. Подчинительный союз что присоединяет вторую придаточную часть — что и их не хватило бы вам — к главной части. Подчинительный союз если прикрепляет третью придаточную часть — если бы у вас было две жизни — ко второй придаточной. Сочинительный союз и связывает первую придаточную часть со второй;

2) придаточные части, соединенные с главной при помощи подчинительных союзов, между собой могут связываться сочинительными союзами (соединительными: и, да, ни-ни, разделительными: или, либо, сопоставительно-противительными: а, однако, зато и др.). Например: Он [Григорий] писал, что был ранен на врангелевском фронте и что после выздоровления будет, по всей вероятности, демобилизован (М. Шолохов). Схема этого предложения:


gif" align=left hspace=12>




Изъяснительн.

,

что?

Изъяснительн.


и .

что что


3) один из одинаковых подчинительных союзов может опускаться в речи, например: ^ Море волновалось, хотя ярко светило солн-це и погода казалась безветренной (А.Чаковский). В данном предложении две придаточные части: первая — хотя ярко светило солнце, вторая — погода казалась безветренной. Во второй придаточной части союз хотя опущен. Схема этого предложения:




,


Уступ.
несмотря на что?


Уступ.


и .

хотя


Придаточные части в многочленном СПП могут быть связаны с главной частью и друг с другом: с помощью однородного соподчинения, последовательного и параллельного подчинения.

Однородное соподчинение — такая связь придаточных с главным предложением в многочленном СПП, при которой одинаковые по значению придаточные части, сочиненные между собой, подчиняются одному и тому же члену главной части или главной части в целом. Например: Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши закаты в наших местах (В. Солоухин). Придаточные части: 1) что природа хороша и 2) что особенно хороши закаты в наших местах — являются придаточными изъяснительными, поясняют одно и то же слово главной части — сказуемое отвечал, при этом к придаточным ставится один и тот же смысловой вопрос (отвечал что?), между собой придаточные связаны сочинительным союзом и. Схема этого предложения:




,

,

Что?


Изъяснительн.


Изъяснительн.


и .

что что


Параллельное (неоднородное) подчинение в многочленном СПП — такая связь, при которой разные по значению придаточные части подчиняются разным компонентам главной части или главной части в целом, характеризуя их в разных аспектах. Например: Когда настанет вечер ясный, люблю на берегу пруда смотреть, как гаснет день прекрасный (Н. Огарев). В предложении две придаточные части: 1) Когда настанет вечер ясный — придаточная часть со значением времени, с главной частью составляет расчлененную структуру, характеризуя главную часть в целом, отвечает на вопрос люблю на берегу пруда смотреть когда?, прикрепляется к главной части при помощи подчинительного союза когда; 2) вторая придаточная часть как гаснет день прекрасный — придаточная изъяснительная, с главной частью составляет нерасчлененную структуру, относится к одному компоненту главной части — сказуемому «люблю смотреть», отвечает на вопрос люблю смотреть на что?, прикрепляется к главной части при помощи союза как. Таким образом, две придаточные части в данном многочленном СПП характеризуют главную часть с различных сторон, между ними нет сочинительной связи — нельзя употребить сочинительный союз. Схема этого предложения:


,

когда? на что?


Изъяснительн.


Врем.

, .

когда как

Придаточные части при параллельном (неоднородном) подчинении могут разрывать главную часть, то есть находиться внутри глав-ной части. Например: Смотритель осведомился, куда надобно было ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки (А. Пушкин). Схема этого предложения:




, ,


Изъяснительн.


Изъяснительн.

о чем? что? (о чем?)




.

куда? что?


Последовательное подчинение — такая связь придаточных в многочленном СПП, при которой первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная — к первой придаточной, третья придаточная — ко второй придаточной и т.д., получается своего рода цепочка последовательного подчинения предикативных частей друг другу. Например: Он молчал, потому что не знал, что ответить. В этом предложении одна главная часть — Он молчал, к которой относится первая придаточная, отвечающая на вопрос он молчал по какой причине?потому что не знал; вторая придаточная — что ответить — относится к первой придаточной и отвечает на вопрос не знал чего? Схема этого предложения:




,

почему?

,


Причин.

чего?


Изъяснительн.

потому что

.

что


При последовательном подчинении одна придаточная часть может быть внутри другой, например: Известно, что, сколько бы осел ни рос, он не станет конем. Схема этого предложения:




,

,

что?


, .

Изъясн.



что несмотря на что?

Уступительн.

,

сколько бы

В русском языке имеются такие многочлены СПП, в которых сочетаются различные способы связи придаточных частей с главной и друг с другом: Как ни владела собой Одинцова, как она ни стояла выше всяких предрассудков, но и ей было неловко, когда она явилась в столовую (И. Тургенев). В предложении сочетаются однородное соподчинение и параллельное (неоднородное) подчинение. Схема этого предложения:




несмотря на что? ,


Уступ.


Времен.

когда?


Уступ.


, , .

как ни как ни когда


Еще ряд примеров:

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось (К. Паустовский). В предложении сочетаются параллельное и последовательное подчинение. Схема этого предложения:




, ,

когда? о чем?


Врем.

Пояснит.


, ,

когда что не как?


Пояснит.
.

как

Я подумал о том, что не знаю, где берег, и что, если бы сейчас остался один, совершенно не знал бы, куда плыть, чтобы причалить к санаторию (В. Солоухин). В предложении семь предикативных частей. Придаточные части связаны однородным соподчинением (первая и третья придаточные с главной частью), последовательным подчинением (вторая придаточная часть с первой и с главной; шестая придаточная часть с пятой придаточной, третьей и главной частью) и параллельным (неоднородным) подчинением (пятая и четвертая придаточные части с главной частью). Схема этого предложения:



Изъясн.

.
,

о чем? о чем?


Изъясн.


, и , ,


Изъясн.
что что при каком усл? чего?


Услов.

Изъясн.

, , , с какой целью?


Цели
где если куда

.

чтобы

^
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Необходимо помнить следующие правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными частями:

1. Придаточные части отделяются от главной и друг от друга запятыми.

2. При однородном соподчинении придаточных, связанных одиночным соединительным или разделительным союзом (и, или, либо), запятая между придаточными не ставится. Например: Я заметил, что стало теплее и что ветер перестал дуть.

3. При последовательном подчинении придаточных частей со стечением подчинительных союзов и союзных слов включенная придаточная часть

а) выделяется с двух сторон запятыми, если присоединяется одиночным союзом, например: ^ Врач сказал, что, если все будет в порядке, он скоро выпишет меня;

б) не отделяется запятой от перового подчинительного союза, если присоединяется двойным подчинительным союзом (если…, то; если…, так; когда…, то; хотя…, но и др.); запятая ставится только в конце включенной придаточной части, например: Врач сказал, что если все будет в порядке, то он скоро выпишет меня.


Практикум


Упражнение 15. Докажите, что данные предложения являются многочленными сложноподчиненными.

1. Когда она говорила, ее голос поминутно вздрагивал, и вздрагивала ее рука, гладившая его голову. 2. Ромашову почудилось, что черные стволы дубов покачнулись в одну сторону, а земля поплыла в другую и что время остановилось. 3. Чаще же всего ему, точно неопытному игроку, проигравшему в один вечер все состояние, вдруг представлялось с соблазнительной ясностью, что вовсе ничего не было неприятного, что красивый подпоручик Ромашов отлично прошелся в церемониальном марше перед генералом, заслужил общие похвалы и что он сам теперь сидит вместе с товарищами в светлой столовой офицерского собрания, и хохочет, и пьет красное вино. 4. Когда я вошел, Борис обернулся медленно, и на лице у него было какое-то ровное, умиротворенное, детское выражение. 5. Просто-напросто я решил свести его в какое-нибудь место злачное, где пьют и танцуют, где люди сами не знают, что делают, но уверены, что веселятся, и этой уверенностью заражают других. 6. Пятые этажи тонули во мгле, которая, точно обвисшее брюхо черной змеи, спускалась в коридор улицы и затаилась и замерла, нависнув, как будто приготовилась кого-то схватить... 7. Для Ромашова вдруг сразу отверзлась целая бездна практической мудрости, скрытой в этой бесхитростной притче, которую он знал и понимал с тех пор, как выучился читать. 8. Но когда полковник заговорил о его матери, кровь вдруг горячим, охмеляющим потоком кинулась в голову Ромашову, и дрожь мгновенно прекратилась. 9. Так как все эти помещения, кроме столовой, были обыкновенно необитаемы и никогда не проветривались, то в них стоял сыроватый, кислый, нежилой воздух, к которому примешивался особый запах от старой ковровой обивки, покрывавшей мебель. 10. Он не без некоторого стыда понимал теперь, что многое в этом очаровании было почерпнуто из чтения французских плохих романов, в которых неизменно описывается, как Густав и Арман, приехав на бал в русское посольство, проходили через вестибюль. 11. — Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе — следовали фамилии и чины судей — под председательством подполковника Мигунова, рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что, ввиду тяжести взаимных оскорблений, ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и что поединок между ними является единственным средством удовлетворения оскорбленной чести и офицерского достоинства (А.И. Куприн).


Упражнение 16. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, определите вид связи придаточных с главной частью (однородное соподчинение, неоднородное (параллельное) или последовательное подчинение).

1. Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьях. 2. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихонечку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. 3. Ромашов глядел в седое, красное, раздраженное лицо и чувствовал, как у него от обиды и от волнения колотится сердце и темнеет перед глазами. 4. И пока он шел к себе, пока ложился в постель, пока засыпал, он верил тому, что ему будет легко сдержать свое слово. 5. — Если придут от Петерсонов, скажешь, что подпоручик ушел, а куда — неизвестно. 6. В то время как денщик Николаевых снимал с него грязные калоши и очищал ему кухонной тряпкой сапоги, а он протирал платком запотевшие в тепле очки, поднося их вплотную к близоруким глазам, из гостиной послышался звонкий голос Александры Петровны. 7. Ромашову показалось, что голос у него какой-то чужой и такой сдавленный, точно в горле что-то застряло. 8. И вдруг, вся оживившись, отнимая из рук подпоручика нитку, как бы для того, чтобы его ничто не развлекало, она странно заговорила о том, что составляло весь интерес, всю главную суть ее теперешней жизни. 9. Тотчас же после ужина Николаев, который ел так же много и усердно, как и занимался своими науками, стал зевать... 10. … И когда этот момент наступил, то он до такой степени весь ушел душой в это очаровательное пожатие, что не слышал, как Шурочка ему сказала, [чтобы он не забывал их]. 11. — И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не лежит душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными. 12. Все, что я видел, о чем читал или слышал, — все оживляется во мне, все приобретает необычайно яркий свет и глубокий, бездонный смысл. 13. Он стал с особенной горячностью, комичность которой усиливалась его хохлацким говором, убеждать меня, что в его лице даровитый, широкий провинциальный юг побеждает анемичный, бестемпераментный, сухой столичный север. 14. Может быть, это происходит оттого, что вообще человек бодрый и самоуверенный в такой же степени умеет подчинить себе судьбу, в какой степени судьба вертит и швыряет в разные стороны людей растерянных и слабых. 15. Кончилось все тем, что он представил своему начальству такую схему движения пассажирских и товарных поездов, которая совмещала в себе и простоту, и наглядность, и многие другие практические удобства. 16. Когда я его спрашивал, для чего это ему нужно, он отвечал с лукавым простодушием. 17. Однако, хотя я сразу узнал его голос с этими гортанными, мягкими «г», с провинциальной широтой диапазона, — я не могу сказать, чтобы в первый момент я особенно сильно обрадовался. 18. Я вынужден был ему напомнить, что все жильцы в номерах еще спят, что перегородки сделаны из папье-маше и что мне не хотелось бы выслушивать от хозяйки замечания. 19. Она искоса посматривала на Бориса с таким же выражением недоверия и тревоги, как глядела бы лошадь, которую ввели в комнату (А.И. Куприн).


Упражнение 17. Проанализируйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; начертите их схемы. Выделите подчинительные союзы и союзные слова, охарактеризуйте их значение и функцию в предложении.

1. Далеко вперед, до самого вокзала, откуда ждали корпусного командира, тянулась цепь махальных, которые должны были сигналами предупредить о прибытии начальства. 2. Посмотрев роту, генерал удалял из строя всех офицеров и унтер-офицеров и спрашивал людей, всем ли довольны, получают ли все по положению, нет ли жалоб и претензий. 3. На секунду ему кажется, что это музыка обдает его волнами такого жгучего, ослепительного света и что медные, ликующие крики падают сверху, с неба, из солнца. 4. Это случилось от того, что подпоручик, упоенный своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил того, как шаг за шагом передвигался от середины вправо, наседая в то же время на полуроту, и, наконец, очутился на ее правом фланге, смяв и расстроив общее движение. 5. Молодой офицер по опыту знал, как тяжело переживать подобные минуты, когда слова, много раз повторяемые, точно виснут без поддержки в воздухе и когда какой-то колючий стыд заставляет упорно и безнадежно к ним возвращаться. 6. — Он вам таких вещей наговорит, что не будете знать, куда деваться. 7. Они вошли в маленькую голую комнату, где буквально ничего не было, кроме низкой походной кровати, полотно которой повисло, точно дно лодки, да ночного столика с табуреткой. 8. Подъезжая около пяти часов к дому, который занимали Николаевы, Ромашов с удивлением почувствовал, что его утренняя радостная уверенность в успехе нынешнего дня сменилась в нем каким-то странным, беспричинным беспокойством. 9. — Я слышала, какая-то легенда говорит, что бог создал сначала всех людей целыми, а потом почему-то разбил каждого на две части и разбросал по свету. 10. И вдруг опять он увидел, точно в горячечном сне, что все, кто были в комнате, сразу закричали, забегали, замахали руками. 11. Ромашов видел, как постепенно бледнело его лицо и как в глазах его разгорался зловещий желтый блеск. 12. И когда они уже сидели рядом и Ромашов, наклоняясь вправо, глядел, как лошади стройным галопом, вскидывая широкими задами, вывозили экипаж на гору, Бек-Агамалов ощупью нашел его руку и крепко, больно и долго сжал ее. 13. Когда Ромашов, обходя стол, приблизился к нему, Николаев быстро взглянул на него и тотчас же отвернулся, чтобы не подать руки, и с преувеличенным интересом заговорил с своим соседом. 14. До сих пор он совсем не замечал, точно забыл, что в правой руке у него все время находится какой-то посторонний предмет. 15. Он чувствовал себя таким затравленным, неловким и растерянным, как бывало с ним только в ученические годы на экзаменах, когда он провалился. 16. Как это скверно, когда не ты ведешь мысль, а она тебя ведет. 17. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. 18. — И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? 19. Жизнь похожа на огромное здание с тысячами комнат, в которых свет, пение, чудные картины, умные, изящные люди, смех, танцы, любовь — все, что есть великого и грозного в искусстве. 20. — Неужели вы думаете, что мой муж был так великодушен после вашей драки, что удержался от удовольствия рассказать мне, откуда вы приехали тогда в собрание? 21. Если я только могу, я сделаю все, что ты хочешь. 22. Ромашов стоял и слушал до тех пор, пока не скрипнула калитка и не замолкли тихие шаги Шурочки. 23. Это было зимою, в семь часов утра, когда на петербургских улицах еще горят фонари, а усталые клячи влекут по домам спящих ночных извозчиков (А.И. Куприн).

Упражнение 18. Расставьте недостающие знаки препинания; определите вид сложноподчиненных предложений; начертите их схемы.

l. Bce вещи и лица которые я вызываю стоят передо мною так рельефно и так восхитительно ясно точно я вижу их в камере-обскуре. 2. Сначала когда я впервые испытал этот судный подъем внутренней жизни я думал что это — само вдохновение. 3. Ромашов поглядел ему вслед на его унылую узкую и длинную спину и вдруг почувствовал что в его сердце, сквозь горечь недавней обиды и публичного позора, шевелится сожаление к этому одинокому огрубевшему, никем не любимому человеку у которого во всем мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое уединенное ежедневное пьянство по вечерам — «до подушки» как выражались в полку старые запойные бурбоны. 4. Со странным очарованием взволнованно следил он как к станции стремительно выскочив из-за поворота подлетал на всех парах этот поезд состоявший всего из пяти новеньких блестящих вагонов как быстро росли и разгорались его огненные глаза бросавшие вперед себя на рельсы светлые пятна и как он уже готовый проскочить станцию мгновенно с шипением и грохотом останавливался — «точно великан, ухватившийся с разбегу за скалу...» 5. Но когда, пройдя десять шагов Ромашов внезапно обернулся назад чтобы еще раз встретить взгляд красивой дамы он увидел что и она и ее спутник с увлечением смеются глядя ему вслед. 6. …И чудилось что в этом далеком и сказочном городе живут радостные ликующие люди вся жизнь которых похожа на сладкую музыку у которых даже задумчивость даже грусть — очаровательно нежны и прекрасны. 7. Вот он приезжает сюда — изящный снисходительно небрежный корректный и дерзко-вежливый, как те офицеры генерального штаба которых он видел на прошлогодних больших маневрах и на съемках. 8. Ромашов часто разговорил с Гайнаном о его богах о которых впрочем сам черемис имел довольно темные и скудные понятия а также в особенности о том как он принимал присягу на верность престолу и родине (А.И. Куприн).


Упражнение 19. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными по следующей схеме:

^ 1. Подчеркните грамматические основы, второстепенные, члены предложения; обозначьте номера предикативных частей.

II. Начертите схему предложения.

^ III. Охарактеризуйте предложение:

1) по функции,

2) по эмоциональной окрашенности,

3) по количеству предикативных частей: предложение сложное, так как состоит из... предикативных частей, союзное, сложноподчиненное, многочленное;

^ 4) по способу связи придаточных частей с главной и друг с другом: с однородным соподчинением, параллельным (неоднородным) подчинением, последовательным подчинением;

^ IV. Дайте краткую характеристику каждой придаточной части:

а) вид придаточной;

б) что характеризует (всю главную часть в целом или одно слово в ее составе);

в) на какой вопрос отвечает;

г) чем присоединяется.

V. Дайте сравнительную характеристику всех предикативных частей многочленного сложноподчиненного предложения по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов, по полноте структуры, по осложненности.

1. Ромашову вдруг показалось, что сияющий майский день сразу потемнел, что на его плечи легла мертвая, чужая тяжесть, похожая на песчаную гору, и что музыка заиграла скучно и глухо. 2. Он как будто не знал раньше цены свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. 3. В другое время он ни на секунду не задумался бы над тем, чтобы убежать из дому на весь день, хотя бы для этого пришлось спускаться по водосточному желобу из окна второго этажа. 4. Но когда Ромашов глядел на удаляющийся в пыли белый, крепкий затылок Николаева, он вдруг почувствовал себя таким оставленным всем миром и таким внезапно одиноким, как будто от его жизни только что отрезали что-то самое большое, самое главное. 5. Ему казалось, что если он сейчас пошевелится, то все сидящие в столовой заметят это и высунутся из окон. 6. — Ромашов, дорогой мой, если бы животные, например, собаки, обладали даром понимания человеческой речи и если бы одна из них услышала вчера Дица, ей-богу, она ушла бы из комнаты от стыда. 7. С удивлением, с тоской и ужасом начинал Ромашов понимать, что судьба ежедневно и тесно сталкивает его с сотнями этих серых Хлебниковых, из которых каждый болеет своим горем и радуется своим радостям, но что все они обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием. 8. И ужаснее всего была мысль, что ни один из офицеров, как до сих пор и сам Ромашов, даже и не подозревает, что серые Хлебниковы с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком. 9. Теперь, когда у Ромашова оставалось больше свободы и уединения, все чаще и чаще приходили ему в голову непривычные, странные и сложные мысли, вроде тех, которые так потрясли его месяц тому назад. 10. Он уже знал теперь твердо, что не останется служить в армии и непременно уйдет в запас, как только минуют три обязательных года, которые ему надлежало отбыть за образование в военном училище. 11. Также поражало его, — когда он вдумывался поглубже, — то, что огромное большинство интеллигентных профессий основано исключительно на недоверии к человеческой честности и таким образом обслуживает человеческие пороки и недостатки. 12. Ромашову казалось, что все сегодняшние происшествия следуют одно за другим без перерыва и без всякой связи, точно перед ним разматывалась крикливая и пестрая лента с уродливыми, нелепыми, кошмарными картинами (А.И. Куприн).

  1   2   3   4




Похожие:

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconУрока: Урок-практикум по теме «Сложноподчиненные предложения». Тдц урока. Образовательные аспекты: Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных
Проверка домашнего задания. (К уроку учащиеся должны были выписать из художественной литературы сложноподчиненные предложения с придаточными...
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconПроверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, местоименно-определительными и изъяснительными»
...
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными icon9а предмет
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» стр. 57, правило наизусть, упр. 125
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconДокументы
1. /Тесты Сложноподчиненные предложения.doc
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconДокументы
1. /Тесты Сложноподчиненные предложения 4 варианта.doc
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconДокументы
1. /Тесты Сложноподчиненные предложения 2 варианта.doc
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconДокументы
1. /Комбинированный урок. Сложноподчиненные предложения.doc
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconДокументы
1. /Итоговая работа Сложноподчиненные предложения.doc
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconСложноподчиненные предложения с придаточным определительным в функционально-прагматическом поле атрибутивности (на материале современных немецких газет)
Работа выполнена на кафедре немецкого языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский...
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными iconЗадания по русскому языку в 9-ом классе по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточным времени»
Самостоятельная работа по карточкам. (Дифференцированные задания по выбору учащихся.) Диагностика. Даются задания 3 уровней сложности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов