Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи icon

Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи



НазваниеН. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи
Дата конвертации28.08.2012
Размер49.69 Kb.
ТипДокументы

Н. И. Рябкова

МЕЖДОМЕТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СРЕДСТВО УСТНОЙ РЕЧИ

(Работа опубликована в сборнике «Homo Ludens как отражение национальной культуры и социального варьирования языка. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб: Изд-во «Осипов», 2006. – С. 364-367).

Характер речевого поведения (Ч. У. Моррис, Дж. Остин, Дж. Р. Сёрл, З. Вендлер, П. Грайс, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, Л. П. Поливанов Б.А. Серебренников, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, И.Р. Гальперин и другие исследователи характеризуют его как сознательную, целенаправленную деятельность, как выбор языкового средства, наиболее отвечающего целям, задачам, условиям коммуникации) определяется многими факторами социального и психологического характера, среди которых и сфера речевого общения, конкретная ситуация, нормы речевого поведения, допустимого именно в рамках данной сферы деятельности, выполняемые социальные «роли», цели, и индивидуальность говорящего, его отношение к разнообразным явлениям действительности, способы самовыражения, коммуникативно-речевые способности.

Известно, что в непринуждённом межличностном общении говорящие более свободны в выборе языковых средств, не ограничиваются в проявлении индиви­дуальных черт речи, в использовании собственного языкового репертуара. Это и определило выбор в качестве объекта исследования устной речи обиходно-бытового характера, представленной в разговорах молодых людей, которые фиксировались в ситуациях неофициального бытового общения в 2004 – 2006 годах в сибирской провинции – городе Сургуте Тюменской области.

Одна из ярких особенностей такой речи - междометные высказывания (МВ): в 38 текстах диалогов обнаружено 542 их употребления, характеризующихся достаточно высокой частотностью: - Привет, Сайка, заходи! - Привет! Решила к тебе заглянуть. - Чаем напоишь? - Чая нет… Осталось только … (показывает)… - Ха-ха-ха! Зашибись! Налей-ка мне пивка (девочки смеются). - Ага-а?! Как там в универе? Экзамены все сдала? - Угу, как же! Вчера логику сдавала, так подфартило! Второй билет попался – как раз то, что я учила! - Прикольно! А я вчера диск клёвый купила «Linkin Park»! - Класс! Дашь послушать? - Очередь занимай! Смотри, какую приколюшку себе сделала! - Ух ты! Ногти нарастила? Сколько? – Семьсот…, родителей крутанула.
Прикольно? – Да-а!…


Оно достаточной информативностью, выраженностью коммуникативного намерения говорящего,

Междометные высказывания, обладая смысловой ёмкостью, экспрессивностью, большой силой воздействия на собеседника, способностью не только передавать ощущения, чувства адресату, но и вызывать его ответную реакцию, оказываются удобным, оправданным способом оформления ответных на какой-либо стимул реплик - реактивов, выражения в диалогической обиходной речи:

- разнообразных эмоциональных состояний (радости, испуга, тревоги, страха, ужаса и т. д.): Оба-а! Увы. Ха-ха-ха! О, кого я вижу! О, зима! Ну-у…Ну, я надеюсь. Да как?… Ффф-фф, в принципе, все…; Ой! Ой, слушай… А, чёрт!!! (Чёрт!) Да-а…; А-а-а…; Да блин! Ой, тьфу, я запутался…;

- оценки, эмоционально-волевого отношения (несогласия, возражения, протеста, отказа, отрицания, одобрения, восхищения, восторга, неодобрения, осуждения, удивления, недоумения, сомнения, предупреждения, предостережения, угрозы, иронии, сожаления, разочарования, обиды, досады, гнева и др.): Увы!; Ну и ну!; Ура!; О-о!; Какой красивый закат! (пауза). О-о-о!!! Вот это да! Ого! (восхищение); Короче, финиш!; Блин!; Но, блин, не состоялось…; Ну сколько можно!; Блин, ну сколько можно!; Ёлки…; Ну вот!…; Ё-к-л-м-н!…; А-а! (иронично); Ой, дурдом!; Ага-а!; Мамочки мои!; Ужас! Просто ужас!!!; Это какой-то маразм!; Зра-а-сьте!!!; Вот гад!; Да, весело! (с грустью); Ничего себе!; Ни фига себе!; Да ну тебя!; Да ну-у!; Да уж!; Ну уж!; Да-а-а! Бедные родители!; Да пошли они!; Ой-ой-ой!; Тьфу, аж противно; Ух ты! Здорово! Вообще! Классно!; Да-а, реально!; Да, клёво; О, прикольно!; Ой, как хорошо!; Здорово!; Нормально!; У-у-у!; А-ах!; Вот это да!; Ну-у молодец!; А-а-а!!!; Вот то-то же; Ни-че-го-о!; Ништяк!; Вау, классно!; Вот это класс!; О-о, классно!;

- волеизъявления (призыва, повеления, приказа, команды, разрешения и запрещения, требования, побуждения к действию, соблюдению каких-либо правил поведения, следованию нормам воздействия): Алло!; Ну! (=Не тяни!); Ну и? (=Не томи!); Ау!; Полундра!;

- этикетных правил: Здравствуйте. До свидания. Привет!! (О,(!) (Ой), привет!). Здорово! Здрасьте! Спасибо. Спасибочки. Извините. Ах, извини. До свидания. Всего доброго. Ну, бывай! Ну что, ладно тогда… Счастливо! Пока! Ага, пока. Пока-пока. Покедова! Давай, пока. Всё, давай…; Ну, давайте! До вечера. Yарр! Ой, ну ладно, (пойду)…; Ой, ну я побежала. Ну ладно, давай тогда. Ну давай, счастливо оставаться.

Сущность МВ, их коммуникативный смысл определяют такие прагматические факторы, как оценка говорящим ситуации общения, социально-ролевые особенности коммуникантов (близкие, дружеские, неофициальные отношения), оценка общего фонда знаний адресата, его психологического состояния, особенностей характера и способности интерпретации – понимания соответствующих смыслов высказывания, эмоциональное состояние собеседников, желание установить с собеседником психологический контакт, придать общению непринуждённый, неформальный характер, этим самым повысив его эффективность; воздействовать на собеседника, вызвать соответствующую ответную реакцию и т. д.

Таким образом, являясь наиболее коротким, структурно и семантически не членимым речевым знаком-сигналом наших чувств, реакций на различные события реальной действительности, МВ выражает в свёрнутом виде отдельный речевой акт, отражает сложную прагматическую и семантическую структуру - структуру ситуации, «положение дел»: Ба! = Я говорю, увидев тебя здесь сейчас (что явилось для меня неожиданностью), о своём удивлении. Смысл подобных высказываний создаётся такими имплицитными семантико-прагматическими компонентами, как 1) компонент субъектного значения – лица говорящего (я), 2) компонент со значением говорения (сообщаю, говорю), 3) компонент со значением объекта–адресата (тебе), 4) компонент пространственной локализованности коммуникативной ситуации (здесь), 5) компонент временной локализованности (сейчас), 6) компонент, называющий мотив данного состояния (в силу такого-то мотива), 7) компонент, называющий цель (определённое коммуникативное намерение) речевого действия (выразить эмоциональное состояние, отношение, волеизъявление, дать оценку), 8) компонент, называющий какие-то предпосылки, условия данного действия (при наличии таких-то предпосылок, условий), 9) компонент конвенциональности (в рамках определённых социально-ролевых и межличностных отношений), 10) компонент, называющий способ речевого действия (посредством междометного высказывания).

В высказываниях такого рода истинное коммуникативное намерение, чаще всего обращенное к собеседнику, имплицитно: прямая номинация душевных состояний, переживаний, эмоционально-оценочного отношения к предмету речи, происходящему – действиям собеседника и ситуации в целом - заменяется указанием на них, и для адекватного понимания подобных высказываний требуется определённая коммуникативная компетенция, в этом возникают трудности у собеседников, овладевающих русским языком как иностранным.


Литература

  1. Алексеева Т.С. Социопсихолингвистические составляющие речевого поведения коммуникантов в условиях неформального диалогического общения. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Ульяновск, 2002.

  2. Арутюнова Н. Д. Междометие // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. С. 290-291.

  3. Блохина И.А. Типологические свойства и коммуникативные смыслы междометных высказываний. Автореф. дис. …канд. филол. наук. М., 1990.

  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереотипное. М., 2003.

  5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 2-е, стереотипное М., 2003.

  6. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Основы культуры речи: Хрестоматия /Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984. С. 238-249.

  7. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.




Похожие:

Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconН. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления
«Удивительный, образный язык, меткие характеристики людей; как живые, вставали их образы со страниц этой неожиданной рукописи» [2:...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Ятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconРусский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconО единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
А. требования к устной и письменной речи владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconН. И. Рябкова (Санкт-Петербург) Междометные высказывания: эмотивная и коммуникативная функция (Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной научной конференция»
Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconКалендарное планирование. 1 1класс Русский язык (165 ч.) «Гармония»
Восприятие и понимание звучащей речи. Отличие устной речи от письменной. Различение предложения и текста
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconНормы деловой речи. Нормы деловой речи
Цель нашего проекта это узнать что такое деловой стиль, какие он имеет разновидности, выявить особенности устной и письменной формы...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconСетевой сервисный университет как средство дистанционного образования рябкова Н. И
Олимпиада-2014 в Сочи или Студенческая универсиада в Казани в 2013 году» (ИА «Росбалт»): на олимпийских играх в Сочи, к примеру,...
Н. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи iconЦели. Содействовать развитию памяти, мышления и устной речи детей. Прививать интерес к самостоятельному чтению, посещению библиотеки. Оборудование
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов