Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления icon

Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления



НазваниеН. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления
Дата конвертации28.08.2012
Размер79.7 Kb.
ТипДокументы

Н. И. Рябкова

МЕЖДОМЕТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И ПОВЕЛЕНИЯ


Одна из тенденций современной знаковой теории языка – семиотики – науки о знаковых системах – выявление семиотического функционирования того или иного текста как единого знака, сигнала, в частности, текста художественного произведения как нерасчленимого единства его содержательных и формальных сторон, функций в определенном культурном контексте.

М. А. Шолохов – великий мастер изображения судьбоносных периодов, эпох в истории России через сложные душевные переживания. Роман «Тихий Дон» – не случайное явление русской литературы, культуры, оно стало необходимым средством сознательной передачи сигнала, определенного развернутого речевого знака-сообщения талантливого писателя о своем восприятии одного из сложнейших периодов российской истории, об отношении юного автора к до сих пор неоднозначно расцениваемым событиям, трагедии народа в целом и отдельной личности. Достоинство романа и в том, что его текст как семиотический знак-сигнал понятен широким кругам читателей, не нуждается в дешифровке, исключая какие-либо лингвистические трудности, мешающие его пониманию. Уникальность мастерства Михаил Шолохов в формировании, регулировании в тексте романа в соответствии со своим художественным замыслом разветвленной системы отношений внетекстовой ситуации, внетекстовой реальности, действительности, с одной стороны, и языка, его разнообразных ресурсов, с другой. «Удивительный, образный язык, меткие характеристики людей; как живые, вставали их образы со страниц этой неожиданной рукописи» [2:2], –- вспоминает библиограф издательства «Московский рабочий» Евгения Григорьевна Левицкая, оказавшая помощь молодому автору в опубликовании романа «Тихий Дон».

Произведения М. А. Шолохова, написанные сочным, живым, образным языком, содержащие множество разнообразных языковых средств выразительности (тропов, фразеологических оборотов, символов, стилистических фигур и т. д.), дают богатейший материал для изучения речевого употребления средств языка, в частности, междометий, междометных высказываний.

Междометные высказывания не называют самого чувства, состояния, а лишь указывают на него. Будучи первичным, естественным, удобным способом выражения чувств, состояний, высокой степени эмоционального возбуждения говорящего, такие высказывания характеризуются краткостью, экономностью средств выражения душевных состояний, и в то же время достаточной информативностью, смысловой ёмкостью, выраженностью коммуникативного намерения говорящего, его отношения к ситуации, фактам, экспрессивностью, большой силой воздействия на собеседника, способностью вызвать его ответную реакцию, способностью придать общению непринуждённый, неформальный характер, этим самым повысив его эффективность.


Являясь знаками нерасчленённого мыслительного акта, выражения чувств, душевных состояний, ощущений, эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность, междометные высказывания используются в художественном произведении и как средство создания образа, точно отражают социальные, психологические, речевые особенности говорящих:

Не тарахти! Не понимаю хохлачьего твоего языка, перебивал его Григорий. Ось тоби! Що ж ты, москаль, не понимаешь?; – Вот тебе раз! Неужели, живя здесь, вы не уяснили обстановку?; …Ва! Какой может быть шум, зачим шум?… Вас смущает вот этот казак, он – большевик, а вы идёте за ним! Ва!.

Михаил Александрович Шолохов использует их:

  1. с целью выражения эмоциональных состояний:

а) радости: –…Казаки прямо бесются: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!»; Громом лопнул в задних рядах смех… – Погодите! – Охо-ха-ха-ха!.. – Ох, сме-е-ертынь-ка!.. – Гык-гык-гы-ы-ык!.. – Авдеич, кобель лысый, ох-охо!.. Дед Сашка, накинув зипун, вышел во двор. – Отцы святители! Гришка! Откуда тя холера взяла? Вот так гость!; – Казака с девкой подарила сноха. Вот сноха так сноха! Господи, бож-же мой! За такую-то милость чем я ей, душеньке, отхвитаю?; – Счастливый ноне год, накладистый! Кругом двоится. Теперича приплоду у нас… ого-го!;

б) испуга, тревоги: – Господи, как же я?.. А?.. Так-то скорочко… Ну, что я?..; Заходи в хату. – Ох, нет!..; Батя! Батянюшка! Ой, ма-а-ама! Гриша наш!.. Ох! Ох! Гришу… убили!;

в) страха, ужаса: – А-я-яй!.. А-а-яй, правь!.. горланил, бегая по берегу, украинец…; – О-о-о-о! Черви! Мама стара… А я и не видал! Вот так обед; …Он полз, вобрав голову в плечи, кричал, будто не разжимая трупно почерневших губ: А-и-и-и-и! А-и-и-и-и! А-и-и-и-и!.. За ним на тоненьком лоскутке кожи на опалённой штанине поперёк волочилась оторванная у бедра нога, второй не было… … Братцы!.. Что ж вы гляди-те-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. ;

2) с целью выражения эмоционально-волевых отношений – отношений, сопровождаемых большим чувством, противопоставленных интеллектуальному, логически выверенному, чёткому способу оценивания факта:

а) одобрения, восхищения: – Бож-ж-же мой! Честь-то Гришке какая!.. Весь хутор об нём готарит…; – О! У них, брат, радость. Не слыхал? Сынок Мирона Григорича с фронта пришёл…;

б) неодобрения, осуждения: –…Эх ты, а ишо лекарь, лошадей пользуешь, святое слово знаешь…; Наворошили делов!.. Ну и ну!.. Как теперича жить!..; … Вам нарочно очки втирают, покеда ихнее войско подойдёт… А-а-а-а-э-эх вы, казаки! Юбошники вы!; Достукались, мать те чёрт!;

в) удивления, недоумения: – Ах, вон как. Ну что ж, устроим и её чёрной стряпухой; Григорий растерялся, увидев в окно отца. – Вот так ну!.. Отец!..; – … Брешешь! Она с свекром, с Пантелеем хромым, спуталась. – Вот что-о-о! Стал быть, Гришка через это и убег из дому?...; – Что за чёрт, не особенно высокий… замурлыкал седой доктор, за руку поворачивая Григория кругом; Я чтой-то ноне робею… Будто в первый раз иду наступать. – Да ну? – удивился Чубатый;

г) сомнения: Степанов? – Твой. – Ой ли? – Посчитай сам…; – Ой ли? А не брешешь ты, Митрич?;

д) несогласия, возражения: Ленин-то? Русский. – Хо?! – Верно, русский. – Нет, браток! Ты, видать, плохо об нем знаешь…; …Ты у дитя отца хочешь взять? Ого! Чего ж ты раньше не шла? Ну, чего не шла?;

е) предупреждения, предостережения, угрозы: – Ох, Наташка, примечаю я… … Не сдобруешь ты, гляжу… замуж надо; Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся. – Но-но, ты у меня помалкивай!; – Но-нно! – угрожающе крикнул урядник, подбегая к Григорию; – Благодари бога, что живой останешься… Моя бы власть – я бы тебе, хамлюга… у-у-у, падаль!;

ж) иронии: Омманет, язви его! – хохотал Бурдин…; – Тю, брат, разуй гляделки, там огню, как у доброй бабы!;

з) сожаления, досады: Гришка наш, эх!.. – Старик горько закрутил головой. Подковал он нас, стервец… Как ладно зажили было-к…; Добра не жди, с церкви к мертвецам слетает. – Ох, милостивец, Микола-угодник…; – Эх ты, черничка! …; Господин козак! Господин козак! Ах, бож-ж-же ж мой!; …За что вы сцепились? – Э, брат… потом…; Ну, как ты, Иван Алексеевич? – Эх, об чём речь-то! – Вот и я так. С четырнадцатого не вылазию из окопов;

и) гнева: – Ах ты, нечистый дух!.. Подслухал, вражина!..; …Мы нажили и живём не хуже людей, мать их черт, нехай и они наживут себе!..; – …Чёрт! Сдурела!.. Пусти!; Баба! – визгливо закричал Пантелей Прокофьевич, измываясь над собственной бородой. – Климовна-курва! Ах ты бо-ж-же мой!.. А? Запорю с…!; …Откель ты очутился тут? Говори же, ёж тебя наколи!; – …Ну и чёрт с вами!; – Что вы? Что вы?! Помилуйте!.. Я сейчас же прикажу вновь выбелить стену. Черт знает что!.. Простите… такое нелепое просшествие…;

3) с целью выражения требования, повеления:

а) призыва: – Эй ты! – крикнул он вслед уходившему казаку. Вернись!; – Эй, сват, постой-ка!; – Э-гей!! Гри-го-ри-ий! – издалека приглушённый отцов голос;

б) побуждения к действию: – Ну-ну? – подбадривала Наталья…; – Откуда? – С фронта. – Ну? – Видишь вот…; …Понятой, ну-ка!; – Цыц ты!; – Цы-ы-ыц, поганец…! Пошёл!; –- Цыцте!; – …Брысь ты, нечистая сила! Чтоб ты…;

в) приказа, команды: –- Шагом – марш!; –- Равнение на-пра-во, ша-а-гом… Арш!

Подобного рода высказывания автор сопровождает точными описаниями просодических средств (интонации, соответствующей тембровой окраски), жесто-мимического сопровождения и т. п.: …Немец, разрывая на груди тёмно-синий мундир, запрокидываясь назад, испуганно-удивлённо ахнул: –- Майн гот!; Толчок на секунду пробудил старика. Пантелей Прокофьевич приподнял голову, крикнул сипло: – Но, дьявол!.. – и улегся снова… «Ночь…» – туманно сообразил Пантелей Прокофьевич и ожесточенно дернул вожжи: – Но, но-о!.. Вот я тебе, хреновина старая! Кобыла затрусила рысью…

Междометные высказывания являются великолепным средством описания русского, казачьего дискурса, изображения национального колорита, разговорных традиций, обычаев, конкретной речевой ситуации: –- Помолчи хучь трошки, Христан. –- Господи божа, да ить, стал быть, любопытственно!..; –- Ой, боже ж мий! Та на шо ж воны вам нужны?; –- Лихоманка вас бери! –- ругалась Ильинична, уже в полночь выпроваживая гостей. –- Вон на баз ступайте, там и дышите, трубокуры!..; –- Эй, Степа, заблудил? – крикнул, равняясь, Аникушка. –- Заблудил, мать его черт!..; –- Я тебя, узду твою мать, научу, как сиротскую животину давить!..; –- Турка проклятый! – с живостью отозвалась Озерова. –- С…, сто чертов твоей матери! –- повысил басок Пантелей Прокофьевич; Ткнувшись о тачанку, он повернулся к конвойным, закричал выдохшимся, лающим голосом: –- Руби-и-и их… такую мать!! Всех! Нету пленных… в кровину, в сердце!!; –- Люди вы али черти? Что ж вы молчите, такую вашу мать. За ваши права и кровь проливаешь, а они в упор тебя не видют!..; –- Вы что? В постучалочку играете?! Распротак вашу мать!.. Гру-зи… Именем революции приказываю немедленно подчиниться!..

Будучи приметой разговорно-бытового стиля речи, высказывания междометного характера отражают особенности живой народной речи, повышают диалогичность текста романа, усиливают личностное начало, индивидуализируют речь персонажей, передают их большое душевное волнение, переживания. «Когда я читаю Шолохова, то у меня невольно возникает желание приподнять с бумаги каждое слово и заглянуть, что за чудодейственная сила таится в нём? Почему в шолоховской строке каждое слово бьётся, как кровь в жилах?» –- признавался Ч. Айтматов [1:24].

В романе М. А. Шолохова представлено многообразие коммуникативных ситуаций употребления междометных высказываний, при которых прямая номинация душевного состояния, переживания, оценки происходящего в ситуациях большого эмоционального напряжения героев была бы менее достоверна и правдоподобна. Алексей Николаевич Толстой отмечал, что «Тихий Дон» «по языку, сердечности, человечности, пластичности –- произведение общерусское, национальное, народное» [3:11]. Талантливейший художник слова, М.А. Шолохов мастерски пользуясь огромным богатством русского языка, избирает самые точные, яркие из них.

Литература

1. Имран Касумов. Суть времени / Имран Касумов. Высокое назначение. М.: Советский писатель, 1973.

2. Павловец М.Г., Павловец Т.В. История создания «Тихого Дона» / М.А. Шолохов // Тихий Дон. Основное содержание. Сочинения. – М.: Дрофа, 2003.

3. Слово о Шолохове. – М., 1973.

4. Шолохов М. А. Тихий Дон / М.А. Шолохов. Тихий Дон. Роман в 4-х книгах. – М.: Художественная литература, 1991.




Похожие:

Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconН. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи
Работа опубликована в сборнике «Homo Ludens как отражение национальной культуры и социального варьирования языка. Материалы международной...
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconЖенские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Учитель русского языка и литературы моу «Высокоключевая сош» Володченко Л. П

Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconРоман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века, вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов
Как это не прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого...
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Ятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное...
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconН. И. Рябкова (Санкт-Петербург) Междометные высказывания: эмотивная и коммуникативная функция (Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной научной конференция»
Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной...
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconРусский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconЛогические выражения pr 2 Практикум Логические выражения
Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Числа a и b имеют одинаковую четность»
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconДокументы
1. /тихий дон.doc
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconДокументы
1. /Тихий Дон.doc
Н. И. Рябкова междометные высказывания в романе м. А. Шолохова «тихий дон» как средство выражения состояния и повеления iconСетевой сервисный университет как средство дистанционного образования рябкова Н. И
Олимпиада-2014 в Сочи или Студенческая универсиада в Казани в 2013 году» (ИА «Росбалт»): на олимпийских играх в Сочи, к примеру,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов