Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» icon

Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»



НазваниеФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Дата конвертации28.08.2012
Размер72.61 Kb.
ТипДокументы

Н.И. Рябкова

Санкт-Петербург


Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации

(Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»,

15-16 октября 2009 г., Санкт-Петербург, СПбГУСЭ)


Важной составляющей бытия человека в обществе является речь. Это средство и условие совместной познавательно-трудовой деятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное средство), средство формирования мировоззрения и вкусов, средство социальной и возрастной идентификации человека, выявления уровня его мышления и общей культуры.

Формирование коммуникативно-речевой компетентности - совокупности знаний, умений и навыков свободного и эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях - необходимое условие существования молодого человека в обществе.

Коммуникативно-речевую компетентность составляют:

1) собственно-речевые знания, умения и навыки человека:

– знания об устройстве языковой системы (знания того, что есть, реально существует в языке, в том числе в литературном русском языке);

- владение разнообразными единицами этой системы: лексическими, фразеологическими, фонетико-интонационными, словообразовательными, графическими и грамматическими;

- правильность речи, ортологические умения - следование нормам литературного языка в устной и письменной речи;

2) энциклопедические знания - осведомлённость не только в лингвистических, но и философских, логических, культурологических, историко-этнографических, психологических и других областях знания;

3) устойчивые коммуникативные навыки - навыки обоснованного, уместного, точного, эффективного использования различных языковых средств и лингвистических знаний о них в свободном общении в разнообразных коммуникативных ситуациях с учетом знаний основ этики и этикетных норм, их национальных особенностей (навыки организации эффективной, успешной речевой коммуникации).

Развитие коммуникативно-речевых качеств молодого человека происходит в непростой культурно-речевой ситуации, сложившейся в современной России. Наиболее характерны для нее, к сожалению, не образцы русской словесности, а высказывания, содержащие не столько риторические достоинства, сколько недостатки, иллюстрацией чего может служить речь многих политиков и функционеров, изобилующая словесными штампами и косноязычием. Коммуникативно-речевые отношения многих публичных людей, на которых мы, казалось бы, в первую очередь должны ориентироваться, далеки от языкового идеала и зачастую оказываются примером невысокого уровня культуры общения. Возможность услышать эталонную русскую речь, даже в театре, научном, учебном заведении становится все большей редкостью.


Языковой вкус молодежи во многом формируется под влиянием средств массовой информации и общения в Интернете. Стиль общения в современных СМИ, где популярна фамильярно-разговорная речь, а орфоэпические ошибки стали системой, изобилует сниженная лексика, включая и нецензурные выражения, приводит к «снижению», огрубению и активной жаргонизации речи подрастающих российских граждан.

Коммуникативно-речевая деятельность в различных сферах жизни оказывается для многих из них проблематичной. Об этом свидетельствует анализ конкретных коммуникативно-речевых ситуаций межличностного обиходно-бытового общения молодых людей, преимущественно студенческой молодежи. Большинство из них знакомы с основами знаний в области постулатов общения, культуры речи, имеют представления о разнообразных средствах русского литературного языка, о некоторых приемах и способах их использования. Вместе с тем еще слабо сформированы умения ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, определять коммуникативное намерение собеседника, понимать его состояние в силу небогатого жизненного опыта. Речевая деятельность во многих ситуациях межличностного общения, особенно в неблагоприятных условиях, оказывается неэффективной; у большинства отсутствуют навыки спокойной, этикетной реакции на негативные коммуникативные факторы, раздражители. Речь молодых людей насыщена жаргонизмами, просторечиями; велика доля англицизмов, американизмов; обширна группа вульгарно-бранной (инвективной) лексики и фразеологии, даже в речи девушек, причем наблюдается вполне толерантное отношение молодежи не только к наличию подобных слов и речевых оборотов, но и перенасыщенности ими речи; это свидетельствует о недопустимо низком уровне коммуникативно-речевой культуры большой части молодежи (студенческой в том числе).

Все это становится причиной речевых затруднений при общении в разных сферах общественной жизни, серьезной помехой в учебе, профессиональной деятельности, порождает проблемы и в семейных отношениях.

21-й век нуждается в личностях талантливых, творческих, увлеченных, образованных, обладающих хорошим вкусом, культурой, в частности речевой: требования к коммуникативно-речевой культуре специалиста возрастают, несмотря на продолжающееся снижение уровня общей и речевой культуры общества.

Одним из условий адаптации молодого специалиста сферы сервиса к непростой культурной, политической и экономической действительности является его коммуникативно-речевая компетентность:

1) наличие достаточно высокого уровня общей культуры молодого человека, системы его знаний о мире;

2) осознание русского языка как феномена российской культуры, бережное, уважительное отношение к нему;

3) наличие необходимого минимума общих и коммуникативно-речевых способностей, среди которых:

а) способность адекватно оценивать обстановку, ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

б) способность определять психическое состояние собеседника, его настроение;

в) гибкость, умение корректировать свою речевую деятельность в соответствии с условиями общения;

г) способность видеть и использовать семантические и эстетические качества слова, речи;

4) потребность в речевом самосовершенствовании – развитии собственных способностей;

5) систематическая работа по повышению коммуникативно-речевой культуры:

а) усвоение знаний основ эффективного речевого общения, адекватного использования вербальных и сопутствующие им невербальных средств;

б) развитие способностей: критически оценивать свою и чужую речь, осознавать необходимость расширения собственного языкового пространства, формировать собственный риторический стиль, эффективно читать, вникая в замысел чужой речи и различая за внешней формой внутреннее содержание, глубинные цели, замысел автора, давать аргументированную риторическую оценку прочитанному или прослушанному;

в) формирование умения строить свою речь в соответствии с условиями общения, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;

6) осознание того, что индивидуальные формы речевого поведения могут приниматься обществом, если укладываются в рамки требований культуры, речевой в частности: соответствуют нормативным, коммуникативным, этическим требованиям и национально-культурным традициям;

7) адекватное применение коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков в различных жизненных ситуациях.

Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов предполагает:

- знакомство с основными коммуникативными, речевыми и этическими правилами, нормами;

- формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формирование умения корректировать речевую форму и тактику в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата;

- умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета обсуждения;

- формирование умения вести и поддерживать риторическими средствами беседу на научные, философские, политические, историко-культурологические, деловые, бытовые и другие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека;

- развитие умения выступать перед слушателями с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.) в разных жанрах, уместных в данной ситуации, на доступную тему;

- формирование и развитие способности создавать общественно, культурно и научно значимые речевые произведения в письменной и устной формах;

- развитие умения осваивать и совершенствовать речевые способы культурного самовыражения: умения излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме доклада, статьи, тезисов, письма и т. д., соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;

- формирование умения участвовать в прениях (дебатах), дискуссиях, спорах по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно, правильно и лаконично излагая свое суждение в виде строго регламентированного выступления с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил.

Вопросы формирования и совершенствования коммуникативно-речевой компетентности молодого человека требуют особого внимания современного довузовского и вузовского образования: расширения в учебных планах подготовки специалистов сферы услуг коммуникативно-речевого компонента, повышения коммуникативной направленности лингвистических курсов, риторизации всего образовательного процесса.

Литература

  1. Белунова Н. И. Культура речи и ее назначение в подготовке специалистов нефилологического профиля // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов 1 Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. / Сост. Велединский В. Г., Мышьякова Н. М. – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. - С. 130- 133.

  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - Изд. 3-е, стереотипное. - М., 2003.

  3. Культура русской речи и эффективность общения / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – М., 1996.

  4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - Изд. 2-е, стереотипное. - М., 2003.

  5. Мороз Т. Г. Социально-психолого-педагогический аспект профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов 1 Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. / Сост. Велединский В.Г., Мышьякова Н.М. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. - С. 108 – 112.

  6. Русский язык конца XX столетия / Отв. ред. Е. Н. Ширяев. – М.:Наука, 1996.

  7. Рябкова Н. И. О риторической подготовке студентов педагогического вуза // Теория и практика современного образования и воспитания. - Шадринск, 1999. - С. 130 – 132.

  8. Рябкова Н. И. Формирование языковой личности студента // Пути обновления педагогического образования. Ч. 1. – Сургут: Изд-во СурГПИ, 2001. С. 87-89.

  9. Рябкова Н. И. Исследование речевого поведения в педагогическом вузе // Русский язык и методика его преподаания: традиции и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - С. 203-205.

  10. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.




Похожие:

Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» icon"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников" Подготовила: заместитель директора по вр моу «Ровеньская сош с уиоп»
Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование...
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconИнновационные образовательные технологии
Федоров А. В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной...
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconКодинская средняя общеобразовательная школа №4
...
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconСеминар по теме: «Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
«Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconСеминар по теме: «Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
«Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconТема над которой работает школьное методическое объединение
Формирование социальной компетентности учащихся старшего школьного возраста, воспитание высоконравственного и активного гражданина...
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconИнновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
Очетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обуча­ющихся в активный процесс познания, способствующий...
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconПрограмма эксперимента «Мотивация как фактор адаптации учащихся 5-х классов»
Разработана учителями технологии: Близниковой Н. Н., Куликовой Е. М., Чибезовой О. И
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconМетодическое объединение учителей общественных наук работает над методической темой: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
«Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
Формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» iconРайонное методическое объединение учителей истории и обществознания
«Формирование учебных компетенций учащихся как условие подготовки к новой форме итоговой аттестации учащихся»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов