Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики icon

Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики



НазваниеРусский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Дата конвертации28.08.2012
Размер184.22 Kb.
ТипДокументы

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Рябкова Н. И.

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург


Образовательные стандарты нового поколения рекомендуют высшим учебным заведениям при разработке своей основной образовательной программы формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, исходя из установленных в качестве базовых (обязательных) четырех дисциплин: «Иностранный язык», «История», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности» или «Физическая культура». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза.

Русского языка и культуры речи среди обязательных дисциплин нет. Сегодня нельзя не видеть объективной необходимости обращения особого внимания на государственный язык Российской Федерации — русский язык.

Несмотря на то, что современный русский язык является не только национальным языком русского народа, государственным языком РФ, но и одним из шести международных мировых языков, среди которых, помимо русского языка, английский, французский, испанский, китайский, арабский языки, на которых работает ряд очень авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.), современная российская действительность характеризуется снижением речевой культуры отдельной личности и общества в целом, утратой вкуса к русскому слову, отсутствием должного уважения к русскому литературному языку.

Языковой вкус молодежи формируется во многом под влиянием средств массовой информации, общения в сети Интернет, со столь популярным в них фамильярно-разговорным стилем речи, со ставшим обычным обилием сниженной лексики и фразеологии, включая и нецензурные выражения.

Речь публичных людей: политиков, многих функционеров, общественных деятелей — также содержит чаще всего не образцы русской словесности, риторические достоинства, а косноязычие, обилие словесных штампов. Мы лишаемся возможности услышать хорошую русскую речь даже в театре, научном, учебном заведении.

Очевидно, что одной из неотложных задач современного российского общества, государства является повышение уровня коммуникативно-речевой культуры отдельной личности и общества в целом, что предполагает:

  • объективную оценку роли языка в обществе как одного из государствообразующих элементов;

  • понимание того, что русский язык — это важнейший фактор формирования национального, гражданского самосознания россиян;

  • осознание того, что национальной идеей, объединяющей общество, может и должен стать, в первую очередь, русский язык;

  • осознание необходимости формирования личной коммуникативно-речевой культуры – умения и навыки свободного и эффективного речевого поведения с помощью различных средств литературного русского языка в самых разнообразных коммуникативных ситуациях, что включает в себя:

  • помимо определенной когнитивной базы, энциклопедических знаний, осведомлённости в философских, логических, культурологических, историко-этнографических, психолого-педагогических и других вопросах;

  • осознание русского языка как феномена российской культуры;

  • сформированное чувство гордости за русский язык;

  • собственно речевую компетентность:

- хорошие знания об устройстве современного русского языка, системе его единиц;

- владение литературной нормой на разных уровнях языка в устной и письменной речи: овладение лексическими, фразеологическими, фонетико-интонационными, графическими и грамматическими ресурсами русского литературного языка;

- устойчивые навыки использования различных языковых средств и лингвистических знаний о них в свободном общении в разнообразных коммуникативных ситуациях;

- знание основ эффективного речевого общения – основ риторики, прагматики;

- знание этических и этикетных норм, их национальных особенностей;

- формирование навыков ориентировки в различных коммуникативных ситуациях, умения корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, способности находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;

- формирование потребности в самосовершенствовании – развитии собственных языковых способностей, совершенствовании умений, приобретенных навыков в области использования средств русского литературного языка: «Выучить несколько языков, — говорил Вольтер, — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» формируется ряд важных общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных спеспециальностей (в качестве примеров в статье рассматриваются направления подготовки бакалавров Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ)):

100100 Сервис. Виды профессиональной деятельности (ВПД): сервисная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владение письменной и устной речью на русском языке, способность к использованию профессионально ориентированной риторики, методами создания текстов (ОК-7); умение логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-17). Профессиональные компетенции (ПК): готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4); владение навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения [1].

040100 Социология. Виды профессиональной деятельности (ВПД): организационно-управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): владение навыками межличностной и межкультурной коммуникации; умение выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований [1]; умение подготовить учебно-методическую документацию по читаемым курсам.

^ 071800 Социально-культурная деятельность. Виды профессиональной деятельности (ВПД): организационно-управленческая, научно-методическая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); владение навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК): постановка и подготовка культурно-досуговых программ; культурно-просветительная деятельность с людьми разных возрастов и социальных групп [1].

^ 040400 Социальная работа. Виды профессиональной деятельности (ВПД): социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); знание основ современного русского языка; владение навыками разговорной речи. Профессиональные компетенции (ПК): умение (способность) составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18); готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19); готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28); умение формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания обслуживанию населения (ПК-28); умение формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания [1].

^ 031600 Реклама и связи с общественность. Виды профессиональной деятельности (ВПД): организационно-управленческая, коммуникационная, проектная, информационно-аналитическая, научно-исследовательская, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК1). Профессиональные компетенции (ПК): способность к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах [1].

031300 Журналистика. Виды профессиональной деятельности (ВПД): авторская - создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики; редакторская деятельность - приведение предназначенных для размещения в газете, в журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствии с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; проектно-аналитическая деятельность — ... разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы; организационно-управленческая деятельность. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: свободное владение письменной и устной речью; способность использования профессионально-ориетированной риторики; владение методами создания понятных текстов (ОК-4); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь(ОК-4); инструментальные ОК: свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного-национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17). Профессиональные компетенции (ПК): знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30); умение редактировать печатный текст, аудио-, видео или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42); готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-57) [1].

100400 Туризм. Виды профессиональной деятельности (ВПД): организационно-управленческая, сервисная, научно-исследовательская.

Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: знание основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, свойств русского языка как средства общения и передачи информации (ОК-4). Профессиональные компетенции (ПК): умение использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности; владение навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи; коммуникативными техниками и технологиями делового общения в туризме; основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере [1].

030900 Юриспруденция. Виды профессиональной деятельности (ВПД): нормотворческая, экспертно-консультационная, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4). Профессиональные компетенции (ПК): готовность участвовать в разработке нормативно-правовых актов; готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, способность их толковать [1].

^ 230700 Прикладная информатика. Виды профессиональной деятельности (ВПД): проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение готовить обзоры, аннотации, составлять рефераты, научные доклады, публикации, библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной математики; владение навыками ведения дискуссии, полемики, диалога [1].

^ 010400 Прикладная математика и информатика. Виды профессиональной деятельности (ВПД): проектная и производственно-технологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10). Профессиональные компетенции (ПК): умение составлять научные обзоры, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований; способность готовить научные и научно-технические публикации [1].

^ 101100 Гостиничное дело. Виды профессиональной деятельности (ВПД): Производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная, научно- исследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: знание основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации; готовность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3). Профессиональные компетенции (ПК): владение основными коммуникативными техниками общения с потребителем и в коллективе; умение использовать знание русского языка, КР и навыков общения в профессиональной деятельности; владение навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи [1].

^ 151000 Технологические машины и оборудование. Виды профессиональной деятельности (ВПД): производственно-технологическая,

организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектно-конструкторская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование); готовить техническую документацию по менеджменту качества машин, приводов, систем, различных комплексов и технологических процессов на производственных участках; умение составлять инструкции по эксплуатации оборудования и программ испытаний; умение составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию на его ремонт; умение готовить отчетность по установленным формам; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и по внедрению результатов исследований и разработок в области машиностроения. Профессиональные компетенции (ПК): умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование); готовить техническую документацию по менеджменту качества машин, приводов, систем, различных комплексов и технологических процессов на производственных участках; умение составлять инструкции по эксплуатации оборудования и программ испытаний; умение составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию на его ремонт; умение готовить отчетность по установленным формам; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и по внедрению результатов исследований и разработок в области машиностроения [1].

^ 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Виды профессиональной деятельности (ВПД): Экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая, сервисно-эксплуатационная. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение разрабатывать техническую документацию и методические материалы, предложения и мероприятия по осуществлению технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-3); способность составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и др. техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-29) [1].

^ 260800 Технология продукции и организация общественного питания.

Виды профессиональной деятельности (ВПД): производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, маркентинговая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: свободное владение письменной и устной речью; способность использовать профессионально ориентированную риторику; владение методами создания понятных текстов (ОК-4); умение логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-10). Профессиональные компетенции (ПК): владение практическими навыками разработки нормативной и технологической документации...; умение оформлять документы для получения разрешительной документации для функционирования предприятия питания; разрабатывать планы и программы внедрения инноваций; разрабатывать докуметацию по обеспечению качества и безопасности продукции производства на предприятии; составлять описания экспериментов, наблюдений, измерений и формулировать выводы; разрабатывать техническое задание и технико-экономическое обонование на проектирование и реконструкцию предприятия питания [1].

^ 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные прмыслы. Виды профессиональной деятельности (ВПД): Производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владеть русским языком и культурой мышления; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): способность осуществлять ведение деловых профессиональных переговоров и деловой переписки (ПК-4); способность выполнять методческую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия [1].

^ 051000 Профессиональное обучение (дизайн). Виды профессиональной деятельности (ВПД): образовательно- проектировочная, организационно-технологическая, обучение по рабочей профессии. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владение культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи, правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке... (ОК-20); готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21); способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22). Профессиональные компетенции (ПК): владение навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; владение речевым этикетом [1].

^ 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (швейных изделий). Виды профессиональной деятельности (ВПД): производственно-конструкторская, организационно-управленческая, проектная (дизайнерская), научно-исследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): способность оформлять документацию на законченные конструкторские разработки, составлять отчеты о результатах выполненных работ (ПК-12) [1].

^ 072700 Искусство костюма и текстиля. Виды профессиональной деятельности (ВПД): научно-исследовательская, организационно-управленческая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь [1].

100800 Товароведение. Виды профессиональной деятельности (ВПД): организационно-управленческая в области товарного менеджмента, оценочно-аналитическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8); умение составлять и анализировать договоры купли-продажи (контракты) потребительских товаров [1].

^ Бухгалтерский учет, анализ и ауди (Проект ФГОС высшего профессионального образования). Виды профессиональной деятельности (ВПД): учетно-аналитическая, аудиторская и контрольно-ревизионная, финансово-экономическая, организационно-управленческая, научно-педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научной и публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. Профессиональные компетенции (ПК): способность преподавать дисциплины по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в образовательных учреждениях общего и профессионального образования [1].

^ Финансы и креди (Проект ФГОС высшего профессионального образования). Виды профессиональной деятельности (ВПД): финансово-экономическая, учетно-аналитическая, организационно-управленческая, научно-педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научной и публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. Профессиональные компетенции (ПК): способность преподавать финансовые и экономические дисциплины в образовательных учреждениях общего и профессионального образования [1].

Помимо всего перечисленного, эффективное осуществление разнообразных видов учебной, научно-исследовательской деятельности студента, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы требуют хороших знаний и навыков в бласти русского языка, основ стилистики, чего не может в необходимой для студента высшего учебного заведения степени дать среднее образование, ориентированное на получение основ знаний системы средств русского языка, умения в области словоупотребления, грамматики, орфографии, пунктуации, не формирующее устойчивого навыка владения богатейшей системой языковых и стилистических средств современного русского литературного языка.

Освоение русского языка как государственная задача должно предусматриваться гуманитарным, социальным циклом всех направлений подготовки бакалавров.


^ Список литературы


1. Мороз Т. Г. Социально-психолого-педагогический аспект профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов 1 Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. / Сост. Велединский В. Г., Мышьякова Н. М. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – С. 108-112. – ISBN 978-5-228-00284-5.

2. Рябкова Н. И. Коммуникативно-речевая культура личности как основа эффективного общения // Актуальные проблемы профессионального образования: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции 23 марта 2010 г. - Шадринск: ШГПИ, 2010. - С. 275-279. – ISBN 978-5-87818-455-7.


Список использованных источников

1. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 2. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 3. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 4. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 5. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 6. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 7. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм : Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 8. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 9. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 10. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 Прикладная математика и информатика / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 11. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 12. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 13. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 14. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 15. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 72600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 16. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (дизайн) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 17. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (швейных изделий) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 18. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

^ 19. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 Товароведение / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

20. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Бухгалтерский учет, анализ и аудит (Проект ФГОС высшего профессионального образования) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.

21. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Финансы и кредит (Проект ФГОС высшего профессионального образования) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://mon.gov.ru.






Похожие:

Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconМетодологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconПутешествие по Санкт Петербургу
...
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет
Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconI международная научно-практическая конференция «Русский язык и культура в зеркале перевода»
Гу им. М. В. Ломоносова, Университет Македония (г. Салоники) и Факультет языка, литературы и культуры стран Причерноморского бассейна...
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов