Тема: виды редакторского чтения текста icon

Тема: виды редакторского чтения текста



НазваниеТема: виды редакторского чтения текста
Дата конвертации28.08.2012
Размер38.94 Kb.
ТипДокументы

Тема: ВИДЫ РЕДАКТОРСКОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТА

В основе редакторского анализа текста лежит его чтение. Редактору при работе с текстом приходится несколько раз прочитать его, каждый раз ставя перед собой разные цели. Различают несколько видов редакторского чтения текста: ознакомительное, улубленное, шлифовочное.

1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — быстрое, беглое скольжение по тексту, цель которого — оценить текст как целое, сосредоточив внимание на его содержании.

Задачи ознакомительного чтения:

1) осмысление темы текста, его основной мысли (идеи);

2) определение соответствия текста задачам и направлениям опубликования, издания, деятельности компании и т. д.;

3) определение жанровой специфики текста;

4) пониание авторской манеры, стиля.

Техника этого чтения:

а) беглость чтения — чтение не буквам, слогам, словам, а целыми строками и абзацами;

б) увеличение скорости восприятия содержания (в 3-4 раза по сравнению с обычным спокойным чтением): примерно 400-600 слов в минуту;

в) необходимость обучения элементам скорочтения, освоения его техники, преодоления стереотипа «вялого» чтения;

г) систематическая тренировка в скорочтении (лучше по специально разработанной системе скорочтения).

^ 2. УГЛУБЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ — неспешное, сосредоточенное, предельно внимательное чтение, цель которого — постижение смысла текста через понимание значимости внешней формы выражения этого смысла. Это ключевой этап редакторского анализа. Именно углубленное прочтение считают подлинным прочтением текста.

Задачи такого чтения:

1) внимательное восприятие каждого слова как знака, имеющего значение и создающего различные смыслы в тексте, (взвешивание каждого слова); выявление удач и просчетов автора, понимание причин, вызвавших их;

2) оценка структурной стороны текста, его композиции; разработка возможного варианта плана расположения материала (редакторского плана текста);

3) оценка каждой детали текста, каждой подробности с позиции целого;

4) оценка всех способов графического решения (оформления) текста, установление оснований для каких-либо шрифтовых или цветовых выделений, рубрикаций;

5) определение функции каждого знака препинания (пунктуационного знака) в создании общего смысла текста;

6) определение функции заголовка, подзаголовка; соотнесение их смысла с общим смыслом текста, его основной мыслью (замыслом автора);

7) прогнозирование восприятия смысла произведения адресатом (читателем, слушателем);

8) выработка системы критических замечаний к тексту с их комментариями.


Все это требует от редактора умения видеть и чувствовать текст, профессиональной редакторской зоркости (ни одна мелочь не должна ускользнуть от редактора).

Техника углубленного чтения предполагает объемный, глубокий взгляд на текст, интенсивную мыслительную деятельность редактора, которую составляют:

а) движение читающего по тексту от предложения, фразы к целому тексту (соотнесение каждой фразы с целым текстом) с целью определения значимости каждой отдельной фразы, предложения в создании текста, его смысла;

б) переключение внимания редактора как зрителя с отдельного кадра на целое произведение, с крупного плана на фон;

в) постоянный возврат к прочитанному, соотнесение друг с другом фрагментов текста;

г) осмысление, обдумывание сложных мест, сверка со справочной литературой, то есть стремление к тому, чтобы не оставалось ничего непонятного, неясного, приблизительного в тексте (в этом углубленное чтение схоже с научным исследованием);

д) параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями, что требует большой концентрации внимания на читаемом: редактор в ходе чтения текста должен оценить каждую часть, фрагмент текста и при необходимости сформулировать замечания к ним.

Такая работа требует от редактора большой сосредоточенности, активного внимания к тексту, постоянной власти над вниманием. К. Д. Ушинский писал: «В активном внимании (в отличие от пассивного) не предмет уже владеет человеком, а человек предметом. Чем больше у меня власти над вниманием, тем успешнее я достигаю цели».

^ 3. ШЛИФОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — контрольное чтение, взгляд на текст с разных точек зрения, проводится на завершающем этапе работы над текстом. Цель его — контроль правильности и целесообразности употребления всех элеменов текста.

Задачи:

1) уточнение используемого фактического материала;

2) проверка корректности цитирования;

3) проверка орфографической и пунктуационной сторон текста;

4) приведение к единообразию стиля изложения, устранение стилистических сбоев;

5) упорядочение ритмико-композиционной стороны текста.

Техника проведения шлифовочного чтения:

а) «скольжение» по всему тексту или

б) избирательное чтение, подчиненное определенной задаче (например, проверке правильности написания фамилий, инициалов, географических наименований или уточнению дат, сверке цифровых данных, уточнению значения терминов или иноязычных слов);

в) работа со справочными материалами: энциклопедическими, аспектными словарями и справочниками, справочно-информационными изданиями, документами, мнениями компетентных специалистов и другими авторитетными источниками.

Первым читателем текста должен быть редактор, который представляет интересы читателя и работает с текстом, исходя из этого. При подготовке текста он должен уметь доказать, обосновать объективность своих замечаний к тексту и предложить оптимальный вариант правки. Важные составляющие профессионализма редактора:

    • знание причин, по которым в тексте могут возникнуть дефекты,

    • тщательный контроль за соблюдением основных требований, предъявляемых к публикуемым текстам.




Похожие:

Тема: виды редакторского чтения текста iconТема: виды редакторской правки текста
Подготовка текста к опубликованию предполагает редакционно-техническую обработку — правку. Правка — это различного вида преобразования...
Тема: виды редакторского чтения текста iconУрок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Цели: познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания...
Тема: виды редакторского чтения текста iconУрок чтения(9-11 классы) «Со страниц на сцену» Тема: Поэты и писатели XVIII xix веков о воспитании и образовании
Цель: Привлечь внимание учащихся к книге, к чтению как важному фактору сохранения и развития отечественной культуры, развитие у учащихся...
Тема: виды редакторского чтения текста iconУрок литературного чтения в 3 классе Гришина А. Ю., Сош№1 Тема: «Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Сценарии уроков литературного чтения с использованием инструментальных возможностей умк
Тема: виды редакторского чтения текста iconУрок литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Хаврошечка»
Организовать деятельность учащихся, направленную на правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста
Тема: виды редакторского чтения текста iconЧтения по семиотике культуры». Тема конференции: «Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России»
Рские чтения по семиотике культуры». Тема конференции: «Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского...
Тема: виды редакторского чтения текста iconРабота редактора с содержанием текста, его логической основой
Смысловая структура текста как логическая основа текста (его логическая схема, модель)
Тема: виды редакторского чтения текста iconЛекция 12 Вывод текста на экран и устройство в Windows Содержание: 12. 00. Аннотация
На данной лекции описываются «собственно» функции вывода текста в окно приложения или во всплывающее окно. Также даётся представление...
Тема: виды редакторского чтения текста iconТема. Симметрия, ее основные виды и проявления
Продолжить формирование представлений о симметрии, ее основных видах и свойствах
Тема: виды редакторского чтения текста iconКонтрольная работа № Тема: Комплексный анализ текста
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов