|
Тема 24. Работа с текстами, функционирующими в сфере связей с общественностью 1. Определение пиар-текста. 2. Типология пиар-текстов, их жанры: а) оперативно-информационные жанры, б) информационно-фактологические, в) аналитические, г) информационно-аналитические, д) художественно-информационные, е) комбинированные, ж) смежные пиар-тексты, з) медиатексты. Литература:
9. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005.
PR-тексты, как и другие тексты массовой коммуникации (журналистские, рекламные) должны отвечать единым критериям текстов МК, среди них: 1) информативность, 2) коммуникативная направленость, 3) доступность, 4) конкретность, 5) лаконичность, 6) удобство восприятия, 7) эстетичность, 8) возможность оперативного отбора актуальной информации (для некоторых жанров PR-текстов). Важность текста в том, что он способен изменить модель мира в сознании получателя информации: коммуникация — это в определенной степени вторжение в систему сознания воспринимающего, при этом текст обретает социальную силу. Деятельность журналистов и PR-специалистов при подготовке материалов (текстов) имеют существенные различия: 1) разные задачи: PR-специалист использует СМИ для налаживания коммуникации с целевой аудиторией, важной для организации при реализации очередного проекта. Задачи журналиста: сбор, обработка и изложение информации объективно; 2) разные целевые аудитории: у PR — разные в связи с ситуацией, у журналистов же постоянная определенная группа читателей; 3) использование каналов коммуникации: для журналиста канал — его рабочее место, для PR-специалиста — все возможные. Тексты, содержащие PR-информацию, - один из основных коммуникационных инструментов, с помощью которых организация, фирма выполняет свои функции по распространению информации о своей деятельности, товаре, услугах. Подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов) для прессы, органов управления, инвесторов и др. является одной из важных функций работника PR-структуры, а организационно-журналистская деятельность (работа с прессой) признается одним из доминирующих направлений работы отечественных структур по СО. PR-текст (по «Словарю-справочнику по рекламе, СО, СМИ»): «PR-текст отличается от журналистского текста тем, что в нем отражены интересы клиента и общественности. Журналист стремится к объективности, пиармен продвигает и защищает интересы организации». Отталкиваясь от определения текста И.Р. Гальперина: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающего завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с этим типом документа /(документ — стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социальной смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения)/, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». А.Д. Кривоносов («PR-текст в системе в системе публичных коммуникаций» (с. 49)) определяет PR-текст как простой или комбинированный текст а) инициированный заказчиком — базовым субъектом PR — субъектом публичной сферы в целях оптимизации коммуникационной среды, на которую направлена деятельность определенной PR-структуры, б) функционирующий в пространсве публичных коммуникаций, в) служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала заказчика; г) адресованный определенному сегменту общественности; д) обладающий скрытым (реже — прямым) авторством; е) распространенный путем прямой рассылки, личной доставки или через СМИ. ^ Дифференциальными (жанрообразующими) признаками являются: предмет отображения, целеустановка, метод, функции, композиционные, стилистико-языковые особенности. ^ Жанровые разновидности простых первичных пиар-текстов: 1. Оперативно-информационные (релиз (релиз-анонс, ньюс-релиз), приглашение); 2. Информационно-фактологические (факт-лист, биография, биографическая справка); 3. Аналитические (медиа-карта, медиа-план, отчет); 4. Информационно-аналитические (бэкграундер, лист вопросов-ответов, заявка (предложение), деловые письма, заявление для СМИ, обзорная статья); 5. Художественно-информационные (байлайнер, поздравление, информационное письмо). ^ Жанры комбинированных пиар-текстов (медиа-кит, буклет, проспект, брошюра, информационный бюллетень, ньюслеттер, листовка, публичная речь (выступление)). ^ ; их жанровые разновидности (слоган, резюме, пресс-дайджест (пресс-ревю)). IV. Медиатексты; их жанры (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори, занимательная статья). Пиар-тексты, предназначенные для внешнего, внутреннего пользования, для СМИ. ^ Специалист по СО являясь не только составителем, но и редактором, контролером текста документа, должен обеспечить при его подготовке следующее: 1) ясность изложения, его подчиненность целям создания документа, что должно обеспечить полное понимание и желаемую реакцию адресата, избежать двусмысленности в толковании текста; 2) полноту изложения, определенный объем информации, ее актуальность; 3) краткость, сжатость текста; 4) точность информации, фактических данных; 5) вежливость, адресность обращения без фамильярности; 6) грамотность и аккуратность оформления; 7) ответственность. Ядро корпуса PR-текстов составляют первичные тексты — тексты, исходящие от прямого предметного базисного субъекта (заказчика) или технологического субъекта PR (сотрудника — PR-специалиста). Это тексты пресс-релизов, приглашений, бэкграундеров, листов вопросов-ответов, факт-листов, биографий, байлайнеров, писем, поздравлений, заявлений для СМИ, пресс-кИтов, брошюр, проспектов, буклетов, листовок. Эти тексты могут быть представлены общественности в исходном или переработанном через печатные СМИ виде, то есть в виде медиатекстов. Медиатекты — это комбинированные PR-тексты, написанные PR-сотрудниками, обработанные журналистами и доведенные до общественности опосредованно — через СМИ. В качестве медиатекстов используются следующие жанры: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори. Жанровое разнообразие PR-текстов обеспечивает различные способы подачи информации в определенных условиях и допускает различную глубину разработки новостного повода. Имено жанр предусматривает и объем текста, и принципы отбора языкового материала, и стилистическое оформление самого текста. Жанр — это и определенный способ воздействия на аудиторию. Жанр PR-текста — это особого рода форма организации текстового материала, которая характеризуется общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических признаков. Жанр для PR-текста может быть:
|
![]() | Программа элективного курса для учащихся 8 11 классов Оао "Инкасбанк", Кузилин Д. Ю. старший инженер отдела прикладного программного обеспечения ОАО кб "Петро-Аэро-Банк", Малинина Н.... | ![]() | Документы ... |
![]() | Документы ... | ![]() | Зенков максим юрьевич Система связей с общественностью в государственных органах и органах местного самоуправления. Создание общественных приемных и регламентация... |
![]() | Экзаменационная работа по второй модели предлагает учащимся поработать уже с двумя текстами | ![]() | Рефератов малые города и графства: как управлять их службами Содержатся рекомендации о принципах подбора кадров, по налаживанию связей с общественностью, по взаимодействию между правительственными... |
![]() | Договор № о консультационном сопровождении генеалогического исследования Региональная общественная организация «Институт проблем связей с общественностью» (Свидетельство о регистрации №9482 от 10. 08. 1998,... | ![]() | Рубрика: Медиа-базар «Отражение», который проводится под эгидой губернатора и при поддержке полпреда. Накануне выборов все это понятно. Повышение открытости... |
![]() | Доклад на гмо старших вожатых тема: Подготовила: Старшая вожатая моу «сош №42» Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими... | ![]() | Рубрика: Медиа-базар связь через дупло «Отражение», который проводится под эгидой губернатора и при поддержке полпреда. Накануне выборов все это понятно. Повышение открытости... |