«О речевом развитии будущих первоклассников» icon

«О речевом развитии будущих первоклассников»



Название«О речевом развитии будущих первоклассников»
Дата конвертации28.08.2012
Размер87.22 Kb.
ТипДокументы



«О речевом развитии будущих первоклассников».


Учитель-логопед логопункта школы №552

Макарова Е.Е.

Вводная часть.


«Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1-ый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в неудачных одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии».

Парамонова.

Чтобы понять, существуют ли у ребенка речевые проблемы, необходимо знать, как происходит развитие речи в норме. Именно об этом наш сегодняшний разговор.

^ Устная речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку.

^ Устная речь является базой для формирования письма и чтения.

Развитие устной речи включает в себя следующие составляющие:

- развитие фонетико-фонематических процессов

- развитие лексики

- развитие грамматики

Остановимся более подробно на каждой из этих составляющих.

Особенности

развития фонетико-фонематических

процессов.

Развитие фонетико-фонематических процессов – это прежде всего овладение правильным произношением речевых звуков.

Уже с момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через 2 недели можно уже заметить, что ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами, реагировать на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую – плачет.

Около 2-х месяцев появляется гуление. 4 – 8 месяцев - это период появления лепета. Лепет – это сочетание звуков неопределенно артикулируемых (агу-угу, тя-тя).

С 5 месяцев ребёнок пытается подражать артикуляционным движениям губ окружающих и постепенно в лепете ребёнка появляются довольно ясные звуки. Это самые простые по артикуляции звуки А, О, Э, П, Б, М.


С 6 месяцев ребёнок путём подражания произносит

отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.

В возрасте 7 - 9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообразные сочетания

звуков. Во 2-ом полугодии малыш воспринимает определённые

звукосочетания и связывает их с предметами и действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он ещё реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего) появляются с 10 – 11 месяцев.

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка: правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.

Около года у ребёнка появляются первые слова.

До 3-х лет ребёнок осваивает произношение всех звуков за исключением наиболее сложных по артикуляции (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р). Примерно до 3 -5 лет эти звуки либо почти отсутствуют в речи детей, либо заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия».

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука ш, а сначала заменяет его на ть, на сь и на с. Слово «шуба» он сначала произносит как «тюба», потом «сюба», ещё позднее «суба» и наконец правильно: «шуба».

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует. Например, научившись правильно произносить [ш], ребёнок вместо «сумка» говорит «шумка»; вместо «Саша» - «Шаша». Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребёнку окончательно овладеть звуком.

Помощь взрослого является также необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» в целом. Речь окружающих ребёнка взрослых должна быть правильной, отчётливой, неторопливой, т.е. служить образцом правильного произношения. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый».).

Итак, при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи, за исключением л – р, которые могут появиться в 5 – 6 лет. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть возрастным. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть также особенности в произношении, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с раздуванием щёк). В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение (чаще всего шипящих и свистящих), когда кончик языка высовывается между резцами, и звуки приобретают оттенок шепелявости, не свойственной русской речи. Классическим примером является также и «картавое» Р.

В неразрывной связи со становлением звукопроизношения находится и развитие фонематических процессов. В них стоит различать 3 аспекта: (по Корневу А. Н.)

- фонематическое восприятие

- фонематические представления

- навыки фонематического анализа и синтеза.
^ Фонематическое восприятие – это способность на слух воспринимать (дифференцировать) смыслоразличительные признаки близких фонем: например, бочка – почка,

коза – коса.

^ Фонематическое представление – это

- умение правильно повторять слоги с оппозиционными звуками: ча – ша

за – жа

по – бо

ла – ра

- умение придумать слова или подобрать, начинающиеся с определённого звука: р, с, ш и т. д.

^ Фонематический анализ – это умение выделять отдельные звуки в слове и называть эти звуки по порядку. Такой анализ доступен для 78% детей 6-ти лет (на базе коротких трёхбуквенных слов.) – (по А. Н. Корневу).

Необходимо отметить, что фонематическое восприятие формируется у ребёнка без направленного обучения, а для развития фонематических представлений и анализа необходима помощь педагога и родителей.

Если не уделять внимания развитию этих процессов, то уже в первом классе у ребёнка могут появляться многочисленные ошибки на письме: пропуски гласных и согласных, недописование, смешение букв, а в сложных случаях может проявиться такое нарушение письма, как дисграфия.

^ Особенности усвоения

словарного запаса при нормальном

ходе речевого развития.

Самые первые слова у ребёнка появляются примерно к году (мама, папа, баба). Эти слова включают в себя наиболее простые по артикуляции звуки. В дальнейшем словарь ребёнка развивается как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественный рост словаря происходит следующим образом:

  1. год 3 мес. - 4 – 5 слов

  1. год 6 мес. - до 30 слов

2 года - до 300 слов

3 года - 1000 слов

4 - 6 лет - 3000 – 4000 слов

Словарный запас взрослого человека не менее 5000 слов (Парамонова).

Эти цифры очень примерны, т. к. количественный рост словаря во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребёнка.

В первую очередь ребёнок усваивает слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в его речи появляются названия предметов и действий и уже после 2-х лет – названия признаков. Позднее появляются причастия и деепричастия. Предлоги дети могут опускать в своей речи даже после 2-х лет.

Так называемые обобщающие слова (посуда, одежда, мебель и др.) появляются в речи детей в 3 – 3,5 года. К 5 годам появляются обобщения более высокого уровня: вещи (игрушки, мебель, посуда, учебные принадлежности) и продукты (овощи, фрукты, ягоды и пр.). Появление обобщающих слов в речи ребёнка особенно важно потому, что словарный запас языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. Без такого объединения словарь представлял бы «море» никак не связанных между собой слов.

В период от 2 до 8 лет ребёнок овладевает законами словообразования. Здесь также может проявляться возрастное своеобразие. Например, при образовании притяжательных прилагательных ребёнок сначала не учитывает чередование согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья», а у петуха - «петухиная». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь всё же соблюдаются основные закономерности языка. Эти же самые притяжательные прилагательные у детей с отклонениями в речевом развитии образуются совсем иначе. Например:

у петуха - голова: пету'хья, петуха'нная, петуха'чья, куря'чья,

у лошади – голова: лоша'нная, ло'шадья, ло'шная, лошади, своя. (Из ответов учеников 1 – 3 класса.)

Для детей раннего возраста характерно так называемое «словотворчество», которое протекает с учётом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребёнок образует новое слово – «газочник». Или, видя закрытый пакет, ребёнок говорит, что пакет надо «распакетить» (по аналогии с «раскрыть»).

Очень активно словарь ребёнка обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов и сознательным овладением законами словообразования. Для ребёнка открываются совершенно безграничные возможности для обогащения словаря, но их полноценное использование доступно лишь детям с достаточным уровнем речевого развития. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка.


^ Особенности овладения

грамматическим строем речи.

Овладение грамматическим строем начинается на 2-ом году жизни. В этот период (около 1,6 лет) ребёнок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами. Именно в связи с этим у него возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой-то законченной мысли, т. е. правилами грамматики.

Первые предложения детей несовершенны, слова в них ещё не согласуются друг с другом, а нанизываются одно на другое («Дай мишка папа.» - дай мишку папе). Это так называемые детские аграмматизмы, при которых слова связываются между собой будто вопреки законами грамматики. Такие аграмматизмы исчезают (в норме) не позднее 4-х летнего возраста. К этому времени ребёнок овладевает правилами изменения слов и связи их в предложении.

Вот ещё некоторые примеры возрастных аграмматизмов: - «стулы» - вместо стулья

- «домы» - вместо дома (по аналогии со словом «столы»)

- ухи (вместо уши)

- лобы (вместо лбы)

- «я рисоваю» (по аналогии со словами сажаю, поливаю, собираю, срываю)

- «пять ножницев» (по аналогии с «пять пальцев»)

- «пять зеркалов» (по аналогии с «пять столов»)

«пять лобов»

«пять ухов» или

«пять ух».

- Ошибки типа «большая платье», «зелёная дерево», «солёная огурец», «солёный соль» связаны со сравнительно поздним усвоением категории рода имён существительных, который усваивается ребёнком только к 3-м годам.

При нормальном речевом развитии все эти трудности преодолеваются к школьному возрасту.


Список литературы.



    1. Л. Парамонова. Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе. Аквариум. Дом печати – Вятка, 2005.

    2. Л. Парамонова. Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе. Аквариум. Дом печати – Вятка, 2005.

    3. А. Н. Корнев. Нарушения чтения и письма у детей. Речь. СПб, 2003.

    4. Наталья Петрова. Если ребёнок плохо говорит. М. – СПб. «Диля», 2005.

    5. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии. М. «Просвещение», 1989.










Похожие:

«О речевом развитии будущих первоклассников» iconСоветы родителям будущих первоклассников
Постоянно развивайте мышление у детей, побуждая их к беседе, рассказу, пересказу прочитанного
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconСоветы родителям будущих первоклассников
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится школе. Объясните их необходимость и целесообразность
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconСоветы психолога родителям будущих первоклассников
Детям, которые мало говорят, давайте возможность больше рисовать, лепить. Тренируйте мелкую мускулатуру
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconУважаемые родители будущих первоклассников!
Временные правила регистрации электронных заявлений о приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений системы Департамента...
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconСобрание для родителей будущих первоклассников состоится 26 февраля в 12 часов
Для зачисления в школу родители (законные представители) представляют следующие документы
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconДля родителей будущих первоклассников
Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный результат пребывания Вашего ребенка в нашей школе надеетесь? (получение качества...
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconСоветы родителям будущих первоклассников
И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное...
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconДля родителей будущих первоклассников
Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный результат пребывания Вашего ребенка в нашей школе надеетесь? (получение качества...
«О речевом развитии будущих первоклассников» iconАнкета №2 для, родителей будущих первоклассников
Уважаемые родители в целях повышения качества образования и более полного удовлетворения запроса родителей, убедительно просим Вас...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов