Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения icon

Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения



НазваниеУпражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения
Дата конвертации28.08.2012
Размер68.08 Kb.
ТипДокументы

Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения


I. Артикуляционные упражнения

  1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

  2. Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать положение на счет до пяти. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

  3. Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

  4. Лягушка-хоботок. Чередовать выше указанные упражнения.

  5. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

  6. Толстячок. Надувание обеих щек одновременно. Надувание правой и левой щек попеременно.

  7. Худышка. Втягивание щек в ротовую полость.

  8. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня.

  9. Причешем язычок. Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

  10. Часики. Улыбнуться., открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.

  11. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.


Рекомендации:

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

  • Кол-во повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок правильно научиться выполнять движения.

  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.



^ II. Дыхательно-голосовые упражнения.

    1. Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.

    2. «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

3.
«Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

4. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем из 3 гласных звуков:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…


III. Пальчиковая гимнастика

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди.

  2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.

  3. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).

  4. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

  5. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

  6. «Пальчики здороваются» - сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно).

  7. «Кулак-кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

  8. «Кулак-ладонь» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

  9. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.

  10. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

  11. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

  12. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.



^ IV. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж.


Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

^ Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня.

Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

^ Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Удерживать язык в таком положении на счет до пяти.


^ V. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ


Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

^ Чистим верхние зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Удерживать язык в таком положении на счет до пяти.

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук ДДД. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Если рот закрывается, то можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см.

Комарик. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук З (сказать ребенку: «издаем звук комарика», не говорить о том, что произносите звук З). Во время длительного произнесения звука З-З-З быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем или прямым указательным пальцем (чистым) самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Рекомендации:

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

  • Кол-во повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок правильно научиться выполнять движения.

  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

^ VI. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков

С-СЬ, З-ЗЬ, Ц


1. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

^ 2. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня.

3. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.

^ 4. Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

^ 5. Упрямый ослик. Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произнести звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

^ 7. Чистим нижние зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

8. Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Рекомендации:

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

  • Кол-во повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок правильно научиться выполнять движения.

  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.




Похожие:

Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconУпражнения для развития подвижности шеи и позвоночника
Не закрывайте глаза при выполнении упражнения — это будет способствовать хорошей тренировке вестибулярного аппарата. Для начала достаточно...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconМетодическая проблема
Использование разнообразных видов работ по самопроверке: тренировочные упражнения, работа в парах, в группах, упражнения с заданиями,...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconТема:«Логические упражнения на развитие внимания и мышления у ребёнка»
Цель занятия учить детей рассуждать, сравнивать, анализировать. Через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса к...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconДокументы
1. /ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ_ Христианские медитации и упражнения. Христианские медитации и...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconЗадачи от Авербаха
Залог успеха в шахматах — умение работать и мыслить самостоятельно. Поэтому в нашей книге большое место занимают упражнения, развивающие...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconУпражнения для развития подвижности локтевых суставов и плеч
Вращайте руки в локтевых суставах максимально, сначала наружу, затем внутрь быстро. После этого — вращения плеч. Выполняйте эти упражнения...
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconУстные упражнения Устные упражнения
Площадь должна измеряться едиными мерами. Такими мерами площади являются квадратный сантиметр и квадратный дециметр
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconВторая группа методов саморегуляции методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения.
Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения....
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения iconУпражнения для восстановления зрения, собранные А. Б. Рошкиным
Упражнения для восстановления зрения, собранные А. Б. Рошкиным. (Редакция-версия №50, июль, 2010)
Упражнения, выполняемые при нарушении звукопроизношения I. Артикуляционные упражнения icon6-класс Основы знаний. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий.
Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий. Физкультурные минутки. Упражнения для дыхания. Правила безопасности. Питание....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов