Кемеровское отдельское казачье общество icon

Кемеровское отдельское казачье общество



НазваниеКемеровское отдельское казачье общество
страница1/3
Дата конвертации28.08.2012
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3



Кемеровское отдельское казачье общество

Сибирского войскового казачьего общества


С И Б И Р С К И М И

М О Р О З А М И

К А Л Е Н Ы Е


Кемерово – 2007 г.


Светлой памяти атамана Мундыбашского

хутора Кемеровского отдельского

казачьего общества Сибирского войскового

казачьего общества, подъесаулу

МИЛЛЕРУ А.Г.- посвящается.


"КУЗБАССКАЯ КАЗАЧЬЯ"

Слова Валерий Проскуряков Музыка Юрий Пахоменок

1. Подымался в небе синем наш орел двухглавый.

С Ермаком шли из России казаки за славой.

Лесом шли, рекою плыли, вихрем мчались в поле.

Шашкой вострую добыли мы казачью волю.

Припев: Сибирскими морозами каленые,

Под шашками казачьими вскормленные

Неустрашимые полки.

Земли родимой, земли Сибирской,

Земли Кузнецкой казаки.

Земли родимой, земли Сибирской,

Земли Кузнецкой казаки.

2. Нас года лихие гнули, но мы не сломились.

Пусть нам воли не вернули, но мы возродились!

Верно молвят старики: "Коли стяги вьются,

То в Сибири, эх, казаки, не переведутся".

Припев.

3. Загнездился в небе синем наш орел двухглавый.

И готовы мы России вновь служить со славой.

В боевом строю едином, первым среди равных,

Снова станет исполином казаченько бравый.

Припев.


^ От автора.

Вы не обратили внимание на то, что в наше беспокойное время что - то многовато людей стали ходить по нашим улицам в форменной одежде? То милиционер, то прокурор, то судья. Даже лесники и санитарные врачи ходят в погонах с большими и маленькими звездами, а уж, в коммуфлированной форме охранника - идет по улице каждый десятый молодой человек. Кто - то подсчитал, что в охранных структурах сегодня работают и носят форму в три раза больше людей, чем в рядах Российской Армии.

Это что? Романтика? А может - общая милитаризация общества?

С чего бы это? Войны нет. Сибирь не пограничная полоса. Крупного воинского контингента тоже рядом нет. Может мода? Старшее поколение 40 - х и 50 – х годов рождения еще застало то время, когда студенческая, да и школьная молодежь ходила при погонах, кокардах и кителях. Но это было суровое послевоенное время. Тогда и все маломальские начальники вынуждены были ходить в суконных кителях - френчах, в которых ходил Хозяин. В те годы каждая девчонка "на выданье", просто мечтала выйти замуж за человека в форме. А сейчас и головы не повернет и не посмотрит вслед молодому человеку в погонах. Примелькался потому что.

Пожалуй, одна только форма, вызывает какой - то интерес.
Эта форма достаточно непривычная для наших сибирских мест. Синие брюки, с широкими как у генералов лампасами. Белая или черная папаха. У некоторых на левом боку шашка. Необычная портупея, как у царских офицеров. Да и погоны, на первый взгляд, необычные- с просветами, но без звезд. Кто такие? Откуда? Что за войска? Тихо люди - КАЗАКИ ИДУТ!

Кто - то удивленно поднимет бровь: "Казаки в Кузбассе?".

У других появляется ухмылка: "Во, ряженный идет".

А они, казаки, степенно идут по улице, общаясь между собой и разговаривая на непонятном языке, вворачивая в свою речь уже давно забытые слова: "Брат", "Любо", "Здорово ночевали", "Казачий круг" и т.д. Истово крестятся перед каждым маломальским событием. Не гнушаются, и пропустить по стопочке, лишь бы повод был. Да и крепким словцом припечатать могут. А уж в обиду себя никак дать не могут. Дадут отпор по всей статье обидчику. Иногда и не по делу. Для них и особых и авторитетов нет - кроме Бога да Атамана. Одним словом - ВОЛЬНИЦА.

Однако, когда по душам начнешь говорить – особо не стесняются. И о патриотизме каждый свое мнение имеет. И о земле - матушке, кормилице нашей повести разговор готов всякий. О православных русских традициях свои затаенные мысли вслух готов сказать. О предках своих и корнях своих казачьих нескончаемо говорить может любой казак. У многих, за суровой внешностью, душа поэта прячется. Эти потаенные мысли наших сибирских казаков, мнения ученых и историков на проблемы развития казачества, главные постулаты и традиции сибирского, Кузнецкого казачества и легли в

основу данной книжки. Добро пожаловать в мир Сибирского казака, уважаемый читатель! Помолясь, и начнем, пожалуй! По коням, вперед!


^ Казачьи корни Кузбасса.

Историческое прошлое Сибири и Кузбасса всегда вызывало пристальное внимание исследователей и историков. Уже достаточно полно и основательно изучены в краеведческой литературе многие периоды нашей с вами истории, но на этом поле, исторические корни казачества остаются пока "белым пятном".

До сих пор исследователями и в официальной литературе упорно замалчивается место и значение для сегодняшнего Кузбасса роль казачества. А ведь, велик вклад казаков - первопроходцев, основателей первых русских поселений на территории нашей области, - в дело промышленного и культурного развития юга Западной Сибири. Казаки - первопроходцы обогатили культуру местного населения, привнеся к нам из своих мест разнообразные ее формы. Именно они, казаки, заложили основу нынешнего нашего благосостояния. Давайте вспомним Тобольского казака Михайло Волкова - первооткрывателя Кузнецкого угля. Активно участвовали в освоении русской территории Сибири и Дальнего Востока казачьи экспедиции под руководством В.В. Атласова, С.И. Дежнева, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова в 16 - 17 веках. Правда, затем многие годы, искусственно стиралась память в общественном сознании российского народа о своих верных рыцарях, казаках, несущих вот уже пятый век свою бессрочную ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ РОССИИ- МАТУШКЕ.

По поводу происхождения казаков и самого слова "казак" до сих пор бытуют самые разные точки зрения.

С перевода с тюркского языка, некоторыми исследователями, слово "казак" переводится как "вольный человек".

Изначально, под словом "казаки" подразумевались вольные люди, собиравшиеся в лихие ватаги под руководством избранных ими своих начальников, которых они называли атаманами.

Первые общины, получившие впоследствии названия "казачьих", образовались одновременно примерно в Х111 веке в низовьях реки Дон, на реке Яик (Урал) и в Запорожье, в период так называемого татаро - монгольского ига.

Основу их составляли беглые крестьяне и городские жители - бежавшие на окраины существующего государства и спасавшиеся от жестокостей завоевателей татар, и от притеснений своих - же князей и бояр.

Казачество быстро стало осваивать плодородные земли окраин России.

Непрерывная военная опасность, необходимость вести постоянную вооруженную борьбу обусловило у казаков своеобразную военную организацию. Для похода казачья община выставляла конное, пешее и смешанное войско во главе с ПОХОДНЫМ АТАМАНОМ. Основной организационной структурой в походе была КАЗАЧЬЯ СОТНЯ, которая делилась на ПОЛУСОТНИ и ДЕСЯТКИ, или КУРЕНЯ. Сотни первоначально объединялись в ОТРЯДЫ, ДРУЖИНЫ, а с ХVI века – в ПОЛКИ.

Уже тогда стали формироваться основы демократической формы решения внутри казачьих проблем. Какие же это были формы?

Главным органом управления был КАЗАЧИЙ КРУГ. Здесь - на круге

решались ВСЕ вопросы. Каждый казак, участник круга, имел голос. Тут принимались решения о боевых походах, подводились итоги вылазок, делились и добыча и трофеи, выбирались и снимались с должности атаманы,

наказывались нагайкой нерадивые казаки, закреплялось шефство над семьей погибшего казака, принималась в казачество и молодая казачья поросль, избирался казачий СУД ЧЕСТИ. Особой привилегией на круге пользовались старые казаки, которые составляли СОВЕТ СТАРИКОВ. За стариками было последнее слово. Выборность снизу вверх, подчинение меньшинства большинству, формирование своего бюджета (казачьей казны), контроль за использованием денег из казны, строгая иерархия, воинская дисциплина вот основные формы управления общиной.

Казаки, взяли все хорошее из истории России. Знаменитое Новгородское вече, казачий круг - чем не сход жителей по месту жительства в современной России? Сходство с нынешним Федеральным Законом № 131 – ФЗ "О местном самоуправлении", по которому с 1 января 2006 года живет вся Россия – очевидна.

Нет, не по западным стандартам строится нынешняя Россия.

Она строится по нашенским, хорошо зарекомендовавшим себя в истории, Российским законам общественного развития и самоуправления.

Но это отступление от основного материала нашего исследования.

Пойдем дальше в историю Сибирского казачества.

Сибирь была известна русским людям издавна.

Еще в XI веке новгородцы ходили "за Камень" (так назывались ранее нынешние Уральские горы). И как отмечалось в знаменитых новгородских берестяных грамотах. "…путь туда был непроходим пропастями, снегом и лесом…". Новгородские дружины уже тогда пытались собирать дань - ЯСАК

с сибирских племен.

В конце XV - начале XVI веков правители Московского государства уже предпринимали военные походы, стремясь присоединить к своим владениям богатые сибирские земли.

Особенно активным в этом деле был богатейший "олигарх" того времени Строганов. Род Строгановых вел большую торговлю на берегах рек расположенных на севере- востоке и восточных окраинах тогдашней Руси.

Но эти окраинные земли часто подвергались набегам других вражеских сил и конкурентов, особенно с юга. И Строгановы, чтобы защитить свои владения- стали строить на берегах судоходных рек свои "укрепрайоны" - небольшие КРЕПОСТИ и ОСТРОГИ.

В этих строениях и укрепленных пунктах стали нести воинскую службу особые, служивые люди КАЗАКИ.

Особенно досаждал Строгановым один из правителей Сибирского ханства - хан КУЧУМ. Чтобы избавиться от надоедливого соперника, клан Строгановых подготовил, обул, одел, вооружил и направил в Сибирь отряд казаков во главе с батькой – атаманом ЕРМАКОМ ТИМОФЕЕВИЧЕМ.

О происхождении первого сибирского казака Ермака говорят до сих пор много разного.

"Ермак" - это, по всей вероятности, прозвище.

В Святцах такого имени нет. На мой взгляд, "Ермак" это тоже слово тюркского происхождения. В современной научной литературе есть три трактовки современного перевода этого слова: "Утешитель" и "Котел для варки пищи". Я склоняюсь к третьей версии. Согласно которой, свое прозвище знаменитый атаман получил еще в юности, когда он был кашеваром в одном из казачьих отрядов и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась "Ермаком".

Как бы там ни было, исторические факты говорят о том, что Ермак Тимофеевич был отважным и решительным воином, умным и хитрым человеком. Все современники отмечали и его крепкую физическую силу.

В сибирской эпопее казаков Ермака еще много неразгаданных тайн, которые ждут своих исследователей и дешифровщиков.

Как казаки на своих СТРУГАХ (лодках) преодолели по бездорожью Уральские горы? Как пронесли (или переволокли) свои лодки с провиантом и оружием через непроходимые чащи?

Некоторые исследователи высказывают гипотезу, что сибирские реки в то время имели соединительные каналы и сообщались друг с другом.

Так это было, или по - другому, но сам факт неожиданного появления

крупного вооруженного отряда казаков Ермака (500 человек), да еще со свом флотом - в 1581 году в тылу у хана Кучума - стало полной неожиданностью для аборигенов Сибири, и особенно для самого хана. Состоялся бой.

Кучумовское войско превосходило отряд Ермака в несколько десятков (!?) раз по численности. Затем, казаки уже численностью около 1 000 человек, разбили войска царевичей Маметкула и Мурзы Карачу, и заняли тогдашнюю столицу Сибирского ханства ИСКЕР.

Почему же Ермак одержал победу?

На мой взгляд, казаки одержали победу над супостатом СИЛОЙ ДУХА!

В каждом казачьем отряде был свой СВЯЩЕННИК. Он выполнял роль "замполита" - заместителя атамана по воспитательной работе (по нынешнеему). Он же и был главным носителем православной веры.

В Кучумовском- же войске, в ее регулярной части, основу составляли татары - носители МУСУЛЬМАНСТВА.

Другую часть ханского войска (основную по численности), составляли войны из местного населения: ВОГУЛЫ (манси) и ОСТЯКИ (ханты) - носители другого языка и религии - ЯЗЫЧЕСТВА. И насильственное насаждение мусульманства Кучумом на покоренной территории сыграло на - руку Ермаку. Для коренных народов и племен Севера, Ермак был не завоевателем, а освободителем. Освободителем от глубоко чуждой, насильно насаждавшейся Золотой Ордой религии и культуры. Наряду с другими – эти факты и стали, пожалуй, решающими и победными.

На мой взгляд, появление православных казаков в Сибири для коренных народов и племен стало определяющим в их дальнейшем развитии. Это и показала, затем, история становления и мужания великой Руси.

До сих пор в эпосе малых народов севера России Ермак представлен как народный герой- освободитель. Итак, Сибирь наша! Сибирский царь Едигер сделался денником (отдающий дань) Московского царя.

Эту добрую весть Ермак Тимофеевич в мае 1582 года поручил доставить в Москву к Царю - батюшке Иоанну IV "Грозному" своему другу и помощнику, бывшему разбойнику Ивану Колычеву (по прозвищу "Иван Кольцо"). Около полугода добирался бывший беглый разбойник до Белокаменной. Добрался, аж, 6 декабря. Привез дорогие подарки - соболей да злато. Царь на радостях простил бывшего разбойника Ивашку и всю ермаковскую вольницу. Присвоил им почетное звание "ЦАРСКАЯ СЛУЖИВАЯ РАТЬ". Накормил, напоил, дал отдохнуть – да и послал назад. Выделил пороху и оружие из царской казны. Денег дал сполна. Самому атаману Ермаку передал именную шашку да серебряную кольчугу (будете в Москве - обязательно зайдите и посмотрите на нее в национальном музее истории, что на Красной площади). Там, почти у главного входа и висит эта царская кольчуга, что и погубила потом бравого атамана Ермака, утянула на дно сибирской реки Иртыша. Когда недобитый Кучум напал на спящих казаков, праздновавших свою победу. Конечно - же, позже, казаки отомстили потом за своего БАТЬКУ. Но это совсем другая история.

А пока… Казачество продолжало осваивать территорию нынешней Сибири – матушки. Волнами пошли из центральной России казаки за новыми землями, за волей. Колонизация Сибири началась!

Стихийные миграционные передвижения русского населения с XI века, а особенно со второй половины XVI века привели к изменению общего национального состава страны. В эти годы Русское государство вобрало в себя огромные пространства и многие народы. Только в состав сибирской России вошли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Северной Азии: обские угры и северные самодийцы (31.6 тыс. человек), северные тунгусы (36.2. тыс. чел.), юкагиры и северо - восточные палеоазиаты с эскимосами (34.7. тыс. чел.). Тюркоязычные (49. 7. тыс. чел.) и монголоязычные (37.2. тыс. чел.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но былии такие группы, которые сознательно приходили совместно с казаками на государственные земли и входили в состав государства Российского.

По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII веке было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. Эти процессы тоже ждут исследователей. Но путь - то показали казаки.

По царским указам, в Сибирь стали отправлять партиями безземельных крестьян. Сюда стали ссылать непокорных донских и запорожских казаков. Государственные архивы отмечают, что к 1780 году сюда к нам прибыло около 60 000 таких переселенцев.

Правительство решило поставить казаков себе на службу и обязало их охранять границу там, где они проживали на новых местах.

С начала XVIII века российское правительство приступило к преобразованию казачества в замкнутое ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ, главной задачей которого являлось бы - несение военной службы в общей системе вооруженных сил Российского государства, в первую очередь по охране границ страны, там, где и проживало обособленно казачество.

Казачьи общины, преобразованные в КАЗАЧЬИ ВОЙСКА, стали получать свои наименования по территориальному признаку компактного проживания. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование КАЗАЧЬИМ СТАНИЦАМ. Материальной основой привлечения казаков на службу являлось закрепленное право на владение земельными наделами - ПАЯМИ. За пользование земельным паем- наделом, казак отбывал длительную военную службу. При призыве на службу, он являлся со своим конем, полностью обмундированным, со своей личной амуницией и харчами.

Казаки превратились в достаточно серьезную силу, которой надо было управлять.

До 1719 года казачьи общины находились в ведении ЦАРСКИХ ПРИКАЗОВ: Разрядного, Посольского, Малороссийского, Сибирского, Казанского и др. Затем, некоторое время, были у Коллегии иностранных дел. А с 1721 года казаки перешли в подчинение ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ.

Так началась ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАЗАЧЕСТВА.

С 1815 года области населенные казаками, в военном и административном отношении подчинялись ГЛАВНОМУ ШТАБУ военного министерства, а с 1875 года - ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК. С 1910 года – казачьему отделу Главного штаба.

Возглавлял казачьи войска – ВОЙСКОВОЙ АТАМАН всех казачьих сил России. С 1827 до 1917 года им являлся НАСЛЕДНИК ПРЕСТОЛА.

Казачество в то время называлось, как отмечено выше, по имени местности, где оно проживало и несло службу. Были ДОНСКИЕ КАЗАКИ, ЗАПОРОЖСКИЕ, ЯИЦКИЕ, ТЕРСКИЕ, КУБАНСКИЕ и т. д. У каждого казачества были свои негласные Уставы, казачьи традиции и обряды, своя атрибутика и цвет формы одежды, своя внутренняя организационная структура. Но, постепенно, формировались общие требования. Что-то отсеивалось временем, другое закреплялось. Что - же было общего в казачьем движении?

Для лучшей управляемости, казаки делились, как мы уже знаем, на ДЕСЯТКИ и СОТНИ.

Первыми руководили ДЕСЯТНИКИ, вторыми - СОТНИКИ.

Места компактного проживания казаков вдоль границы государства назывались ХУТОРА и СТАНИЦЫ. Кроме того, как и уже отмечалось, казаки проживали и несли ГОСУДАРЕВУ СЛУЖБУ в острогах и крепостях. Для решения общественных вопросов, мы это тоже знаем, собирались общие собрания казаков, которые носили название КРУГ. Женщин и казачек на круг не приглашали, не женское это дело. Во - главе всех формирований казачества стояли выборные АТАМАНЫ и их помощники- ЕСАУЛЫ. Для ведения общего КРУГА избирался ЕСАУЛЕЦ (по - нынешнему, председатель круга). При необходимости велся протокол, который вел самый грамотный казак - ПИСАРЬ. Для поддержания порядка на общем собрании - назначались ПРИСТАВЫ, физически сильные и авторитетные молодые казаки. У есаульца на круге были неограниченные полномочия. В руках у него была казачья НАГАЙКА. Поднятием вверх которой, он имел право заставить замолчать любого выступающего участника казачьего круга. Каждый казачий круг начинался и заканчивался православной МОЛИТВОЙ, которую читал ВОЙСКОВОЙ СВЯЩЕННИК.

Таким образом в ХУ1- ХУ11 веках в России сложилась особая общность людей имя которой РОССИЙСКИЕ КАЗАКИ.

Конечно - же, до сих пор в казачьей среде идут споры: казаки это НАРОД? Или нет?

Давайте вместе попробуем разобраться.

Что отличает народы друг от друга? По - моему, у каждого народа должны быть такие общие признаки как: язык, территория, общий экономический рынок, граница, валюта и культура.

^ А у казачества? Давайте посмотрим.

Язык один – РУССКИЙ (хотя и не возбраняется говорить на своем родном). Но русский язык, как язык межнационального общения, великий и неповторимый, в казачьей среде – в наличии.

Территория. Компактное проживание в исторически сложенных административных границах у каждого из 12 нынешних казачьих войск - имеется.

КУЛЬТУРА, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, отличающие от других народов, и передающихся из поколения в поколение – сохранены почти в первоначальном виде. Причем, по формам, ее не спутаешь ни с какой другой. Она неповторима и уникальна. Особенно казачья песня. Протяжная, со слезой в голосе. Даже танец свой - называется "казачий ход", с подтягиванием и специфическим выворотом стопы ноги.

Главным идеологическим единым стержнем казаков являлась ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ.

У казаков нет одного, на мой взгляд, критерия принадлежности к народу - это отсутствие своей национальной валюты, имеющейся у каждого этноса, претендующего на название народ.

Но казакам хочется называть себя народом. Очень хочется. Многие вписывают себе в документы в графу национальность - слово казак.

Наше государство, учитывая эти факторы, уже при последней переписи населения в графе – национальность, - поставило слово "казак" рядом со словом "русский". Но взяло это слово в скобки. Наша задача - убрать скобки. Уже 12 000 человек (по данным гос. статистики) граждан Кемеровской области считает себя казаками. Лиха беда - начало.

Поживем – увидим. Казак- это народ или что другое?

Сами казаки, конечно - же, всегда называли себя особым народом, а остальных жителей России "инородцами". Во второй половине Х1Х века численность казачьего населения достигла в Сибири 380 000 человек, а сами казаки разделились на 4 войска: Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское.

Под защиту казачества из таежных мест потянулись местные жители «КИРЖАКИ», они осваивали более южные районы - степи и лесостепи с более плодородными землями и менее суровым климатом. Здесь строились русские поселения, основывались новые города - Семипалатинск, Барнаул, Бийск, Кузнецк. В 1588 году остатки дружины Ермака, после вероломного

поражения и гибели атамана, под предводительством атамана Мещеряка, составила так называемую "Старую сотню" и стала нести службу в Тобольске. Остальные казаки, присылаемые от царя, вместе со стрельцами и "охочими людьми" стали расписываться в казаки по разным укрепленным городам Сибири и строить новые. Так возникли: Тобольск (1587), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628) , Якутск (1632), Иркутск (1652) и т.д. На нынешних территориях Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях и современного северо-восточного Казахстана стояли части 9 и 10 полковых казачьих округов. На их базе затем и было создано Семиреченское казачье войско (1867 г.). Главной задачей которого была оборона границы от кунгузов со стороны Монголии и Китая. Для этого, в начале XVIII века сначала сформировалась, а к концу века, в связи с переносом границы южнее, потеряли свое значение КОЛЫВАНО – КУЗ-НЕЦКАЯ и БИЙСКАЯ оборонительные линии, проходившая и по территории нынешнего Кузбасса.

Составными частями этой оборонительной линии стали: КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Новокузнецк) и ВЕРХНЕТОМСКИЙ ОСТРОГ (рядом с нынешним областным центром). К 1764 г. от форпоста Шульбинского (Алтай) до города Кузнецка (Кузбасс) она протянулась на 749 километров. Оборонительная линия состояла из 9 крепостей и 53 редутов.

Кроме того, томские и кузнецкие казаки в составе различных экспедиций и походов стали продвигаться дальше на юг, на территорию Алтая. Казаки построили на Оби в 1703 году Умревинский острог.

В 1709 году была предпринята серьезная попытка укрепиться на реке Бия, где кузнецкими служивыми людьми была сооружена Бикатунская крепость. Попытка оказалась неудачной. В этом же году она была уничтожена кочевниками (ойратами и телеутами). Но вместо одной уничтоженной, возникли еще новые две - Белоярская (1717 г.) и Бийская (1718 г.).

Южные границы Западной Сибири были узаконены на переговорах в Джунгарии лишь в 1722 году.

Джунгарский хан (хунтайнжи) вынужден был согласиться на разработку русскими полезных ископаемых на территории Южной Сибири.

Развернулась работа по поиску полезных ископаемых.

И здесь казаки не остались в стороне. В 1721 году рудознатцем (по некоторым данным - Тобольским казаком) Михайло Волковым, в семи ВЕРСТАХ от Верхотомского острога, в районе нынешнего города Кемерово, были открыты первые в Кузбассе залежи "черного золота" - угля, которые

слоями выходили на поверхность ГОРЕЛОЙ ГОРЫ, "20 САЖЕН высотой", прямо у реки Томи. Этот черный камень М.Волков назвал "горючим".

Создавшейся ситуацией воспользовался другой (после Строганова) уральский "олигарх" из пермского края - Акинфий Никитович Демидов.

19 января 1720 года он подал прошение царю о разрешении ему строить заводы на покоренных сибирских землях. Целых 6 лет рассматривалось письмо (вот откуда начинались истоки русского национального бюрократизма). Наконец-то, 16 февраля 1726 года это прошение было удовлетворено.

Повсеместно стали строиться демидовские заводы и фабрики. Заработали старательские артели по намывке золота и серебра в царскую казну.

И для казаков открылось широкое поле для полезной деятельности - охранять их.

Осуществляли охрану демидовской собственности кузнецкие казачьи сотни "вахтовым методом" - приехали, отслужили и домой - в Кузнецк.

Но не только охранные функции были возложены на казаков.

Кроме того, в обязанности казаков входили следующие виды государственной службы: дальняя разведка и охрана границы (караулы и конные разъезды), курьерская, почтовая и конвойная повинности, обеспечение безопасности иностранных посольств, внутри крепостные и строительные работы, заготовка леса, угля, сена и фуража, казенное земледелие, таможная служба. Казаки возили казенную соль, сопровождали торговые караваны и делали много другого полезного для государства дела.

Но не долго казакам пришлось заниматься мирным трудом.

В середине ХУ111 в. положение на границе резко обострилось. Вторгшиеся в верховьях Иртыша китайские войска сожгли и разграбили стойбища сибирских кочевников (уже находившиеся под юридикцией России). Было истреблено около 1 млн (?!) человек местного населения (в основном - джунгар).

Для предотвращения возможного повторения вражеских набегов, казаками с 1764 по 1771 г.г. была возведена новая линия укреплений, получившей название Бийской казачьей линии. Была также установлена 11- километровая нейтральная полоса, нарушение которой означало переход к военным действиям.

Граница отошла от Кузбасса на юг.

Кузнецкие казаки оказались в тылу государства.

Они больше внимания стали уделять проблемам мирного строительства и освоения недр Кузбасса. Сюда - за работой, волей и землей, двинулась Центральная Россия. Благодаря этому и при помощи казаков Сибирь стала превращаться в регион с огромным преобладанием русского, преимущественно, крестьянского населения.

В 1897 году общее число жителей Сибири составило, по некоторым данным, 5 млн. 800 тыс. человек, из них "инородцев" было всего 823 000

человек.

Именно тогда появилось в обороте новое слово "челдон" - человек с Дона. А говоря современным языком - казак.

Казачество активно участвовало во всех внешних войнах, которая вела Россия в 18- начале 20 веков. Накопленный боевой опыт, хорошая боевая подготовка, физическая сила вскормленная на деревенских продуктах, лихая смелость и военные традиции казачьих корней определяли выдающуюся роль, которую сыграли КАЗАЧЬЯ КОННИЦА и КАЗАЧЬИ ПЛАСТУНЫ (пешие казачьи войска) в ряде войн: Семилетней (1756 – 1763 г.г.), Отечественной войне 1812 года, Крымской (1853- 1856 г.г.), русско - турецкой (1877- 1878 г.г.).

Уральские, Сибирские, Оренбургские и Семиреченские казаки покрыли себя неувядаемой славой и в военных операциях по покорению Кокандского, Хивинского, Бухарского ханств и всей Средней Азии. Эти походы непрерывно продолжались с 1860 по 1882 годы. Все казачьи войска Сибири и Дальнего Востока активно участвовали в Японской войне 1904 – 1905 г.г.

Заканчивался первый этап ОКАЗАЧИВАНИЯ РОССИИ.

Итак, подведем некоторые итоги.

В начале ХХ века в России имелось уже 11 казачьих войск:

ДОНСКОЕ, КУБАНСКОЕ, ТЕРСКОЕ, АСТРАХАНСКОЕ, УРАЛЬСКОЕ, ОРЕНБУРГСКОЕ, СЕМИРЕЧЕНСКОЕ, СИБИРСКОЕ, ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ, АМУРСКОЕ и УССУРИЙСКОЕ. Кроме того, уже становилось на ноги ЕНИСЕЙСКОЕ ВОЙСКО (иркутяне и красноярцы) и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

В период перед первой Мировой войной в казачьих войсках насчитывалось: 54 конных полка, 6 пластунских батальонов, 23 артиллерийских батарей, 11 отдельных сотен, 4 отдельных конных и пеших дивизионов, Императорский конвой- всего 68. 5 тысяч человек.

А всего к 1916 году казачество России составляло 4 млн. 434 тысяч человек. Оно, казачество, располагало 63 млн.(!) десятин (соток) российской земли. Из всех казачьих войск только три - Донское, Терское и Уральское сами заняли и освоили для своих нужд территории своего проживания. Именно они и составляли основу ВОЛЬНОГО РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА. Остальные казачьи войска были созданы центральной властью и поселены на завоеванных ими ранее землях. И эти войска составляли СЛУЖИВОЕ КАЗАЧЕСТВО РОССИИ.

Сибирское казачье войско – неотъемлимая часть казачества России, располагалось тогда в СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ,

в которое тогда входили: Акмолинская и Семипалатинская области, Бийский и ^ Кузнецкий округа Томской губернии. По современному административному делению территория войска находилась на части Кустанайской, Северо-Казахстанской, Омской, Павлодарской, Семипалатинской областей, Алтайского края и Кемеровской области.

Территория войска пролегала узкой полосой на 2 400 верст, шириной от 10 до 32 верст от границы Оренбургской губернии (крепость Звериноголовская) до реки Иртыш и далее до границы с Китаем. Кроме того, казачьи земли были разбросаны оазисами в Киргизской степи. За войском числилось 5. 4 млн. га земли, а средний казачий пай в 1916 году составлял 37 га на одного казака. Основную массу казачьего населения в Сибири в ту пору составляли русские, украинцы, белорусы и татары. Войско делилось на 3 военных отдела и объединяло в своих рядах 171 станиц и поселков (всего 1083 населенных пункта).

Государственные органы стали приводить в порядок юридическое оформление службы казачества.

Окончательное устройство войска определилось Положением о нем, подписанным царским Указом в 1808 году. По новому Указу войско названо "ЛИНЕЙНОЕ СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО". В его состав входило 10 отделов в мирное время, и которые в военное время должны преобразоваться в 10 казачьих полков и в две конно - артиллерийские роты (всего 6 117 чел.)

Полкам были пожалованы 10 ЗНАМЕН в виде БУНЧУКОВ. Причем и у сибиряков было и ОБЩЕВОЙСКОВОЕ ЗНАМЯ, пожалованное еще в 1690 году Томским казакам "лета 7198 июня в 29 день по Указу Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержавцев построено".

5 марта 1861 года было утверждено новое Положение о войске. Войско получило название "Сибирское казачье". К нему были причислены Тобольский казачий пеший батальон и Томский Городовой казачий полк.

24 декабря 1890 года – установлен единый ДЕНЬ ВОЙСКОВОГО ПРАЗДНИКА 6-е ДЕКАБРЯ.

^ Униформа и чинопроизводство Сибирского казачьего войска.

Говоря о войске, как о воинском подразделении, нельзя обойти стороной такой вопрос как форма одежды казаков. Более 300 лет сибирские казаки были одеты кто во - что горазд. Как приходили на службу в Сибирь "запорожцы" в широких шароварах, так и ходили на службу в них же. Мели снега и сугробы своими украинскими шароварами. Другие в зипунах, третьи - в сибирских дохах и шубах. Постепенно вырисовывался свой, особый, казачий стиль одежды. Главное чтобы она была удобной, теплой и экономичной.

Порядок в одежде Сибирского казака был наведен лишь в 1909 году. Главным отличием всех Российских казаков являются алые лампасы на брюках (кроме казаков Уссурийского войска, там лампасы желтого цвета). В обязательный комплект униформы казака входит:

ПАПАХА черного или белого цвета из короткого меха, для парадного строя с алым верхом;

ФУРАЖКА защитного цвета с алым околышем;

КИТЕЛЬ (для офицеров) и ГИМНАСТЕРКА защитного цвета (для казаков);

ШИНЕЛЬ из серого шинельного сукна;

БЕКЕША – короткий полушубок из сукна мундирного цвета;

БАШЛЫК - остроконечный колпак с длинными концами (для морозов);

САПОГИ (офицерам хромовые, казакам яловые или кирзовые);

КАЗАЧЬИ БРЮКИ - шаровары серо - синего цвета с алыми лампасами по боковым швам;

ПОГОНЫ алого цвета для рядовых чинов, для офицеров серебряного цвета;

ПУГОВИЦЫ - серебряного цвета с орлом

Кроме того, казакам полагалось носить ПОРТУПЕЮ и казачью ШАШКУ.

Начиная с царствования Государя Петра Великого, казачьи воинские формирования окончательно вошли в состав Российской императорской армии в качестве регулярных войск. С этого момента чинопроизводство в казачьих войсках стало соответствовать российским законам. Однако, названия воинских чинов и званий соответствовало казачьим традициям.

Право производства в первый офицерский чин после получения военного образования, по ходатайству Государственной военной квалификационной комиссии, принадлежало Государю императору. Первый казачий офицерский чин, как и в армии, давал право личного дворянства. Право производства в очередной чин по выслуге лет имел командующий военным округом по месту дислокации казачьего подразделения. Производство в чин полковника и дарование потомственного дворянства принадлежало только Государю.

Производство в унтер - офицерские чины производилось следующим образом: казак, имеющий образование не менее четырех классов церков - приходской школы, после 2-х лет безупречной службы в строевом полку приказом командира полка производился в чин ПРИКАЗНОГО и имел право

поступления в полковую учебную команду. А окончивший эту школу производился в МЛАДШИЕ УРЯДНИКИ (младший сержант, по - современному).

Казак, имеющий среднее или высшее образование, должен был отслужить в строевом полку один год ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИМСЯ. За этот год, он учился науке побеждать и получал право на сдачу (при юнкерском училище) экстерном (досрочно) экзамен на чин ПРАПОРЩИКА

(младшего лейтенанта).

В России важной особенностью военного чинопроизводства являлось то, что численность всех офицерских чинов лимитировалось штатным расписанием, а потому производство в следующий чин (в армии начиная с капитана, а в казачьих войсках с чина ЕСАУЛ) - осуществлялось не только по выслуге лет, но и только при наличии свободной вакансии.

Существовавшие в казачьих войсках особые наименования офицерских чинов и отличные правила чинопроизводства законодательно были отменены государством еще в 1798 году. С этого года казачьи офицерские чины были приравнены в рангах к офицерам армейских гусарских полков, при этом сохранялись традиционные казачьи названия: ВОЙСКОВЫЕ СТАРШИНЫ - к майорам (VIII класс), ЕСАУЛЫ – к ротмистрам (IX класс), СОТНИКИ - к поручикам (XII класс), ХОРУНЖИМ и КОРНЕТАМ (XIV класс).

В 1884 году в Российской армии была проведена общая реформа военного производства. В приказе по военному ведомству от о6.о5.1884 г. говорилось, что "..за неизменную преданность армии долгу и доблестные заслуги ее в боях" офицеры армейских и казачьих войск приравнивались в преимуществах к офицерам специальных частей. Из штаб - офицерских чинов исключался чин майора, а находившиеся на службе майоры производились в подполковники. При этом ЕСАУЛЫ, РОТМИСТРЫ, КАПИТАНЫ получили право на титул "Ваше высокоблагородие". Тогда же в казачьих частях был введен чин ПОДЪЕСАУЛ, соответствующий чину штабс - капитан и штабс - ротмистр. Такая система воинских чинов сохранялась до 1917 года.

^ Соответствия гражданских, воинских и казачьих чинов

Класс гражд.

армия

гвардия

казаки

VI

полковник

полковник

полковник

VII

подполковник

ротмистр

войсковой старшина

VIII

капитан

штабс-ротмистр

есаул

IX

шт. капитан

поручик

подъесаул

X

поручик

корнет

сотник

XI










XII

подпоручик




хорунжий

XIII

прапорщик запаса






  1   2   3




Похожие:

Кемеровское отдельское казачье общество iconПлан-конспект проведения занятий с кадетами казачье-кадетских классов моу сош №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца «Казачье образовательное учреждение» Предмет
Изучить историю формы одежды кадетов в различные периоды государства российского
Кемеровское отдельское казачье общество iconПлан-конспект проведения занятий с кадетами казачье-кадетских классов моу сош №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца «Казачье образовательное учреждение» Предмет
В июне 1907 года Жуков отправился в Москву к своему дяде учиться скорняжному делу. Одновременно с обучением ремесленному делу Георгий...
Кемеровское отдельское казачье общество iconПлан-конспект проведения занятий с кадетами казачье-кадетских классов моу сош №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца «Казачье образовательное учреждение» Предмет
Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений. В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине...
Кемеровское отдельское казачье общество iconУчредительная Конференция общественной организации Краеведческо-экологическое общество «Бутово»
Мы, участники учредительной Конференции, подтверждаем факт создания общественной организации Краеведческо-экологическое общество...
Кемеровское отдельское казачье общество iconОбщество и производство План Общество как целое
Каждый новый элемент одной природы добавляет что-то новое, и вместе все они набирают некоторую меру числовое целое
Кемеровское отдельское казачье общество iconОбщество с ограниченной ответственностью
...
Кемеровское отдельское казачье общество iconОбщество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью (наименование организации) просит Вас оформить разрешение на привлечение и использование...
Кемеровское отдельское казачье общество iconСтатья Основные положения > Общество с ограниченной ответственностью " пмк "
Общество с ограниченной ответственностью " пмк " создано в результате свободного волеизъявления гражданином Российской Федерации
Кемеровское отдельское казачье общество iconАвиньонское общество». «Авиньонское общество»
Т. Лещицом-Грабянкой и его соратниками. В орбиту Общества был вовлечен целый ряд представителей петербургского высшего света. Как...
Кемеровское отдельское казачье общество iconКраеведческо-экологическое общество «Бутово» Оргкомитет I бутовских историко-краеведческих чтениях
Никулин Антон Семёнович, председатель общественной организации Краеведческо-экологическое общество «Бутово» Союза краеведов России,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов