Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве icon

Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве



НазваниеВипассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве
Дата конвертации28.08.2012
Размер44.33 Kb.
ТипПрограмма

Долма Джангкху

(Мария Николаева)

Випассана как психотехника:
Устойчивость в непостоянстве



Буддизм предлагает путь избавления от страданий на всех уровнях – телесном, чувственном, умственном, объективном. Для этого Буддой была дана основная техника випассаны – прозрения в реальность, которому предшествует практика сосредоточения на текущих процессах в их полном объеме. По мере достижения полной свободы от обусловленного человеческого существования проявляются положительные эффекты на уровне тела, психики, мышления, выбора объектов.

Программа





  1. Непостоянство сущего и пустотность реальности




  • Краткое изложение учения Будды о природе реальности и характере событий

  • Концепция метты – «любящей доброты» – принцип деятельного сострадания

  • Путь «избавления от страданий» – уровни и аспекты достижения «свободы»




  1. Осознание тела – отрешенное внимание к физиолгии




    • Отслеживание физических ощущений – умерение бессознательных действий

    • Анапанасати – внимательное дыхание – успокоение всех текущих процессов

    • Понимание телесного автоматизма – независимость от физических условий




  1. Осознание чувств – отрешенное внимание к эмоциям




    • Отслеживание эмоциональных состояний – общая стабилизация психики

    • Нейтрализация противоположностей радости и горя – достижение ровности

    • Понимание чувственного автоматизма – независимость от смены эмоций




  1. Осознание ума – отрешенное внимание к мышлению




    • Отслеживание мыслительных процессов – успокоение «обезьяньего ума»

    • Нейтрализация противоположных суждений – достижение реалистичности

    • Понимание мыслительного автоматизма – независимость от потока мыслей




  1. Осознание объектов ума – отрешенное внимание к миру




    • Отслеживание появления объектов ума – избавление от «захваченности»

    • Нейтрализация привлекательного и отвратительного – удовлетворенность

    • Понимание объективного автоматизма – независимость от внешнего мира




  1. Осознание отсутствия «эго» и утверждение в Реальности




    • Переживание на личном опыте отсутствия «эго» как центра деятельности

    • Отчетливое видение смены психо-физиологических состояний и их связей

    • Отчетливое видение мироустройства – понимание происходящего в целом

Введение



Буддизм – это путь полного освобождения от страдания. Причем, не от множества мелких недомоганий и невзгод, а от страдания в целом – как условия человеческого существования. Будда – не «человек страждущий», а свободное существо совсем нового вида. Этот идеал, воплощенный одним историческим Буддой, на протяжении двух с половиной тысяч лет сохраняли многие поколения буддистов во многих странах, создавая различные методики для достижения цели. В той или иной мере они продвигались к успеху, развивая знание.

Главный метод прозрения в реальность, ведущий к освобождению, - это випассана, данная самим Буддой и изложенная в краткой сутте (тексте). Техника випассаны сохранена в тхераваде – древнейшей буддийской традиции, которая ныне преобладает на Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии: Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, отчасти во Вьетнаме и Малайзии. Примечательно, что в ХХ веке появились некие новейшие разработки в области данной психотехники, которые производились преимущественно в Бирме и Таиланде.

Случайность или провидение – но в конце ХХ века випассаной овладел крупный миллиардер, которому она помогла излечиться от рака. Ныне имя Гоенки известно многим, поскольку он стал основателем сети центров практики випассаны по всему миру, так что к настоящему времени найдется не много стран, где нет возможности ее освоить. Более того, випассана стала ассоциироваться с тем методом, которому научился и обучает Гоенка, хотя это всего лишь одна из техник випассаны. Мы рассмотрим здесь также многие другие.

Другое веяние современности – многие традиционные монастыри в Ю-В Азии стали проводить некое подобие «курсов» випассаны, когда для освоения методики не требуется посвящение в монахи. Человек, также и приезжий с Запада, может пожить в монастыре десять дней или около месяца, чтобы получить основные навыки, а потом вернуться домой и продолжать практику в повседневной жизни, отводя ей по часу в день или просто соблюдая внимание к себе в процессе работы. Так випассана стала распространяться повсюду.

Конечно, человек не настолько наивен, чтобы расчитывать на достижение полного освобождения от всех страданий за десять дней. Тогда зачем же люди проходят эти курсы? Дело в том, что эффект уже от простого переведения внимания на реальность, как она есть, оказывается настолько сильным, что последствия даже краткого курса обычно потрясающие. Практика охватывает все уровни реальности – физическое тело, смены эмоций, образ мыслей и внешние объекты, – в результате, практикующий становится «другим человеком».

Самые очевидные успехи в оздоровлении: успокоение дыхания, которое влечет за собой как расслабление тела, так и снятие стресса. Далее, отслеживание ощущений в теле косвенно приводит к оздоровлнию больных органов путем привлечения к ним энергии одним вниманием. Развитие сосредоточения и очищение ума от беспорядочных мыслей делает мышление ясным и объемным, повышая способность принимать верные решения. Отрешенность от внешних объектов создает уверенность в любых обстоятельствах.

Следует отметить, что техники випассаны бывают предельно жесткими и щадящими. В первых делается акцент на победу над собой, соблюдение строгой дисциплины, проход «сквозь» страдание. Такова и техника Гоенки, где нужно сидеть неподвижно по 14-16 часов в день, соблюдая полное молчание и воздержание в пище, невзирая ни на что. Это вызов для сильных здоровых людей, стремящихся к развитию. Но есть и техники с акцентом на метту – развитие «любящей доброты», сострадание ко всему сущему, включая самого себя.

Стоит подчеркнуть также и социальное значение випассаны, ибо один из ключевых этапов практики – обнаружение отсутствия «я» в смысле эго. Когда человек ясно видит, как происходят смены физических, эмоциональных и мысленных состояний, как они связаны друг с другом, насколько они непостоянны и не имеют никакого основания в его «личности», он обретает целостное восприятие мироздания. Для такого человека деление на свое и чужое становится просто бессмысленным, а всеобщее благо перестает быть абстракцией.

Именно в такой перспективе освобождение – дело сугубо «личное». Мастер может лишь объяснить техники, которые исключительно просты, а реализация – за вами.




Похожие:

Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconПсихотехника синтонного общения егидес а. П
Умеете ли Вы выделять именно проблемы общения, общенческие задачи, когда вступаете в деловые контакты?
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconМоусош №10 Подарите детям праздник
Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство,...
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconВывод трехмерного уравнения теплопроводности. Постановка граничных задач
Единственность и устойчивость решения первой начально-краевой задачи для уравнения теплопроводности на отрезке
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconМетодика проведения
Прекрасный способ укрепить детское здоровье устроить принятие воздушных ванн. Это один из способов закаливания, который помогает...
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconПодпрограмма. Социализация личности школьников. Подпункт: -формирование устойчивости к асоциальному влиянию, воспитание адаптированной, толерантной личности,
Чтобы сформировать устойчивость к асоциальному влиянию, надо воспитывать у школьников личностные качества
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconПорядок и хаос (часы и облака)
В 1965 году К. Поппер прочитал лекцию "Об облаках и часах". "Облака" у него символизируют беспорядок, случайность, неопределенность,...
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве icon3. Электричество и магнетизм
Эфирная теория позволяет объяснить природу таких интересных физических явлений, как электричество и магнетизм; не просто принять...
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconКак поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов
Каждый из нас сдавал экзамены, и у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить....
Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconЯ счастлива жить образцово и просто Как солнце, как маятник, как календарь

Випассана как психотехника: Устойчивость в непостоянстве iconВосхождениЕ
Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов