Гений среди людей уроки Михаила Чехова icon

Гений среди людей уроки Михаила Чехова



НазваниеГений среди людей уроки Михаила Чехова
Дата конвертации28.08.2012
Размер71.17 Kb.
ТипУрок

Наталья Крымова


ГЕНИЙ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Уроки Михаила Чехова


Все, что русский актер Михаил Чехов делал на Родине, было по сути своей противоположно разрушению, распаду, разрухе. Все, что он, став эмигрантом, пытался сделать в Германии, Франции, Англии и Америке, было чуждо законам рынка. И в обезумевшей России 20-х годов, и в условиях западной цивилизации этот художник был обречен на трагедию. Кровавому режиму в собственной стране он смог противостоять до тех пор, пока не узнал, что подписан ордер на его арест; в коммерческий мир Запада и Америки он вступил без всякой деловой хватки, не понимая, что искусство — тоже товар.

Какой же смысл сегодня вспоминать об этой трагической судьбе? Лишь для того, чтобы напомнить о столетии со дня рождения актера? Какой смысл сегодня, когда свое спасение Россия видит в рынке, а отечественный театр уже втянут в орбиту этой новой реальности, — какой смысл вспоминать о художнике, перед которым виновата Россия, но по-своему виноваты и Запад, и Америка?

Впрочем, спасибо Америке. Поблагодарим ее, богатую и свободную, за то, что бездомному русскому актеру она дала приют, гарантию безопасности и относительный покой, не интересуясь ни его политическими взглядами, ни тем, что он исповедует: антропософию, систему Станиславского или что-нибудь еще. В Америке Михаил Чехов получил возможность спокойно жить, работать и на свободе обдумывать свой опыт. Иногда ради заработка он снимался в кино (так и не полюбив его, посмеиваясь над голливудскими фильмами и глупыми приказами кинорежиссеров). Иногда (когда приглашали) читал лекции любознательным розовощеким американским актерам; пока был в силах, давал частные уроки актерского мастерства. Никто его не контролировал, не вмешивался в его жизнь. Он искренне говорил: спасибо Америке. Спасибо, спасибо, спасибо…

…Наступит ли время, когда не гений будет благодарить страну, давшую ему право жить, а страна и государство будут благодарить гения за то, что он существует, а им — стране, государству, обществу — выпала честь беречь и охранять то, без чего оскудеют другие люди, а гордость любой цивилизации покажется не более как спесью?

Такое время не наступит, кажется, никогда. Мечтать об этом — значит предаваться иллюзиям. Между тем дело, которому всего себя отдавал Михаил Чехов, есть странное смешение иллюзий и реальности, при том что именно дело, то есть труд, работа. И, может быть, сегодня, когда кругом распад и разруха, о Чехове имеет смысл вспомнить как о человеке, который строил, создавал и не просто сохранил себя как творец и мыслитель, но огромным трудом усовершенствовал в себе то, что всегда подлежит (он свято верил в это) развитию и совершенствованию.

Михаил Чехов — мыслитель?! Можно представить, как, услышав это, засмеялся бы Вахтангов, друг юности и самый зоркий, самый нужный Чехову режиссер.
Но ведь и Чехов смеялся (не без горечи), когда уже в Америке смог прочесть, что вахтанговская «Принцесса Турандот» — образец того истинно народного, партийного художественного метода, который называется социалистическим реализмом и сулит творцу новую степень единения с массами. Михаил Чехов прекрасно помнил, как иронизировал Вахтангов над безграмотными советскими лозунгами, стараясь этим смехом излечить болезненно-нервного Мишу от страха перед этими лозунгами, от тоски и ужаса. Помнил Михаил Чехов и о том, как репетировалась «Принцесса Турандот», — феноменальной вахтанговской волей, вопреки жестокости военного коммунизма и вкусам нэпа, вопреки всему, что сверху набрасывается как петля, или разрешается как временная вольница.

Чувство свободы и абсолютной суверенности искусства было первоисточником всего, что дает право назвать Михаила Чехова не только гениальным актером, но и мыслителем. Смолоду, в 10-е годы, греясь около Сулержицкого, внимая Станиславскому, восхищаясь блеском режиссерских показов Вахтангова, он не слишком задумывался о том, что составляет природу его собственного, чеховского таланта. Знал лишь, что, играя на сцене, он почему-то забывает обо всем — о своей хилой фигуре, о застенчивости — и обретает полную свободу. И еще знал, что сыграть может решительно все и всех — старика, младенца, собаку, дерево, короля, самого Христа. А почему нельзя Христа? Если Крамской написал свою картину, если Вахтангов, говорят, задумал поставить Евангелие, то что мешает ему, Михаилу Чехову, сыграть Христа?

Спустя годы, работая над книгой «О технике актера», еще и еще раз анализируя свой опыт, он исследовал прежде всего именно этот, первоначальный, естественный, ничем еще не подавленный порыв человека к творчеству. Он изучил многие силы, стимулирующие этот порыв, и все преграды на его пути. Эта работа мысли началась не за рубежом, а в России. Мне кажется, пусть условно, но можно назвать дату такого начала: 1921 год. Год одновременной и сложнейшей работы — с Вахтанговым над трагедией об Эрике XIV, со Станиславским — над Хлестаковым. Подобно волшебнику, он легко держал в руках концы сверкающей радуги: трагедию и комедию.

Наивный и заботливый Станиславский в 1917 году собирал консилиум врачей-психиатров — Миша Чехов заболел, боялся выходить на улицу, страшился толпы, не мог играть. Его вылечили не врачи, а «Чеховская студия», которую он стал забывать, как только получил роль Хлестакова.

Как жаль, что не велись записи тех репетиций! Но будем помнить, что это было явью нашего театра: перед глазами Станиславского, под его контролем и с его помощью на самой достоверной сцене мира родился фантастический Хлестаков. Легкий, как воздушный шарик, голодный, как собака, смешной, как стручок, наивный, как ребенок, обыкновенный до жути и невероятный, как сон. Станиславский не зря сравнивал режиссера с повивальной бабкой — он в собственные руки принял это необыкновенное дитя, может быть, самое удивительное из всех его педагогических созданий. Оно и появилось на свет каким-то чудом и точно так же в 28-м году исчезло («Эй, вы, залетные!..»), навсегда покинув не только дом городничего и немытый городишко, но, увы, ту великую Россию, которая родила и Гоголя, и Станиславского, и Михаила Чехова…

Что говорить, этот художник был несовместим с порядком, который устанавливался в искусстве. Кого бы Михаил Чехов не играл — короля или нищего, пьянчужку слугу или биржевика, — он всех уравнивал в правах. В любом человеке, самом слабом, нелепом, беззащитном, находил сгусток страстей и сильнейшим ударом бросал этот сгусток в зал. Можно сказать, он бросал в зал идею человечности и человеческого равенства. Он страстно защищал эту идею, при том что был совершенно чужд морализаторству. Некая Высокая Мораль жила в его искусстве, не давала себя растоптать, противилась всему, что аморально и обезличено. Вокруг все больше появлялось людей без лиц и в форме. У персонажей Михаила Чехова всегда было лицо. И всегда — глаза как зеркало души. А в глазах — страдание, живое и острое. Что же касается «формы», она никогда не была казенной, то есть общепринятой или кем-то другим придуманной, как униформа. «Форма» Чехова принадлежала исключительно Чехову и никому более. Эта «форма» рождалась изнутри и прирастала к телу, к голосу, к жесту, все это соединяя и согласуя, но как бы ничего при том и не закрепляя, — завтра все это оживет заново и изменится, образуя новое согласие… Можно понять великих музыкантов, изумленно наблюдавших, как импровизирует Михаил Чехов. Можно понять врачей, хирургов и психиатров — они могли учиться у актера скальпельной точности анализа, знанию души и многим тайнам врачевания.

Как такому искусству найти словесное определение? Когда свет личности творца удваивается светом личности сотворенного, а потом усиливается светом процесса творчества, происходящего тут же, на глазах, — как назвать все это? Сам Михаил Чехов то, чем занимался, определял просто: познание. Иными словами — действенный, самозабвенный порыв одного человека к другому с целью познать этого другого и приблизить его к себе, себя к нему. В основе такого «жеста» — вера не в разъединение людей, но в их общность и необходимое единение.

Я вынужденно ищу формулу того, что было богаче всяких формул, никакой схеме не поддавалось и оттого не только потрясало, но и беспокоило и озадачивало современников. К изумлению закоренелых материалистов, например, в игре Михаила Чехова стиралась грань между материальным и духовным, земным и небесным. И тогда кто-то кричал: мистика! Да, были и мистика, и ирреальность в этом искусстве. Критикам-ценителям нетрудно было понять, что Чехов виртуозно играет контрастами, но партнеры никогда не знали, как он будет играть в этот вечер, и где контрасты возникнут, и какой в них откроется новый смысл, а критики не могли объяснить, почему они, многоопытные и закаленные, все знающие «про невидимые миру слезы», глядя на Михаила Чехова, смеются и плачут одновременно и почему столь опасной в самих себе ощущают эту взрывчатую и диковинную смесь эмоций. С годами наиболее умные и чуткие разобрались: гениальный актер, никого не собираясь поучать и воспитывать, многих учил чувствовать и мыслить. Даже когда об игре Чехова говорили: «Непостижимо!» — это было результатом некоей попытки постичь, то есть понять. Ни Михаил Чехов, ни его зрители не сознавали, как неудобен и неугоден общественной системе тот союз художника и публики, который подразумевает работу мысли, ход этой человеческой мысли внутрь, к пониманию сути событий и фактов.

От многих других актеров Михаила Чехова отличала сила воображения. Можно говорить о гипертрофированной фантазии, можно — о неукротимом стремлении человека созидать внутри себя некую «вторую реальность», можно напоминать о любви Чехова к сказкам, — так или иначе, сила воображения поднимала этого актера туда, куда рассудку хода нет и где житейской логике нет места. Станиславский упорно искал свои пути к «бессознательному». Чехов довольно быстро понял, что у него как у актера эти пути свои, и спустя годы разработал целую систему собственных упражнений. Я позволю себе не погружаться в спор двух гениев и судьбу их открытий. Заметив только, что в области техники актера у Станиславского не было более талантливого ученика, нежели Михаил Чехов. Но, как стало ясно со временем, у него не было и более талантливого союзника-оппонента. Никто так весело и талантливо не спорил со Станиславским и не развивал мысль, требующую развития. Это — к вопросу возможного сегодняшнего освоения того, что принято называть «наследием». Я говорю «возможного» в том смысле, что сегодня никто никому ни в чем не препятствует — все возможно.

Мне скажут: а разруха? А распад? Возможно ли заниматься искусством в условиях рынка? И вообще какой смысл в наше страшное время что-то мерить меркой Михаила Чехова?

Такие вопросы естественны, и на них я не берусь отвечать.

Скажу лишь, что среди чеховских упражнений на фантазию есть такое: вообразим (то есть опробуем, пропустим через себя) все стадии превращения человека в четвероногое — то, как постепенно опускаются руки — и вместо того, чтобы работать, щупают асфальт, как теряют красоту и сноровку пальцы, как становится настороженным взгляд, исчезают слово, речь и вместо нее — лай или вой. Можно поэтапно проследить (то есть самому пережить), как звериное начало проступает наружу, а человеческое, одухотворенное — исчезает…

Какой смысл в этом упражнении? Вероятно, тот, что вполне можно в самом себе, в каждом из нас изучить и запомнить многое, отличающее именно человека. А еще увлекательнее, говорит Чехов, выполнить то же упражнение в другом порядке — вот у вас выпрямляется спина, вот «рождаются» руки, вот по-новому распределяется энергия мышц, вот видно, что мелькнула первая мысль, первое чувство, потом второе, третье… И не вдруг, но постепенно вся атмосфера вокруг вас стала осмысленной и одухотворенной… Ну и так далее…


Наталья Крымова

Известия, 1991, 17 декабря




Похожие:

Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconУчебное пособие Ростов на-Дону Краснодар
Ван Гог был гений. Гений не может служить образцом для подражания ни в своих «взлетах», ни в своих «падениях». Гений – это символ,...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconПриглашает: Кинозал оснащён большим экраном и 6-канальным звуком
Удивительная возможность увидеть на экране игру знаменитого Михаила Чехова и декорации самого Сальвадора Дали!
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconЗадачи третьего тура для 9 класса
Известно, что доля блондинов среди голубоглазых больше, чем доля блондинов среди всех людей. Что больше – доля голубоглазых среди...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconВнеклассная работа литературная игра по творчеству А. П. Чехова
Сегодня на нашей сцене происходит необычное событие: две команды учеников десятого класса будут бороться за право называться лучшим...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова icon100-летию творчества писателя А. П. Чехова Бежок З. Н.(учитель русского языка и литературы) и Подовалова С. М
К 100-летию творчества писателя А. П. Чехова Бежок З. Н.(учитель русского языка и литературы) и Подовалова С. М.(библиотекарь сельского...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconГений человечества
И. Ленин. Глубокий аналитический ум, несгибаемая упорная воля, священная ненависть к рабству и угнетению, революционная страсть,...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconРассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой»
В россии, во время Чехова, были очень сильны патриархальные традиции любви и брака: люди нередко женились и выходили замуж не по...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconМоцарт и Сальери. Гений и злодейство — две вещи несовместные
Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла — гётевский Мефистофель...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова icon«Черный монах» А. П. Чехова Можно с полной уверенностью утверждать генетическую связь «Черного монаха»
«Черного монаха» А. П. Чехова с библейской традицией, отразившейся в творческом сознании художников слова. Лейтмотивом произведения...
Гений среди людей уроки Михаила Чехова iconДокументы
1. /СЛОВАРЬ КОРАНА (РУС)/DOC/СЛОВА ИЗ СУРЫ 36 ЙА-СИН/Ч. 1.doc
2. /СЛОВАРЬ...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов