Правительство Москвы icon

Правительство Москвы



НазваниеПравительство Москвы
страница1/5
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Правительство Москвы

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное Управление образования


Экспериментальный Центр

детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»


А.А. ОСТАПЕЦ

ОТ КРУЖКА ШКОЛЫ


ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА

МОСКВЫ И РОССИИ



(20 лет клубу и центру «Родина»)


Москва 2002 г.


Автор: Остапец-Свешников Александр Александрович,

доктор педагогических наук, профессор,

мастер спорта и инструктор-методист по туризму,

директор Экспериментального Центра

детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ЭЦДЮТЭ).


^ Редактор: Г.Н. Абросимова


ЭЦДЮТЭ «Родина». 1997 и 2002 г.

Компьютерная обработка – «Русское Поле» (В.В. Казанцев). 2008 г.


В книге обобщен двадцатилетний опыт туристско-краеведческой и экологической деятельности одного из ярких детско-юношеских объединений Москвы – ЭЦДЮТЭ «Родина».

Показано становление и развитие этого во многом новаторского коллектива, раскрываются теоретические принципы его построения и деятельности, методика работы с учащимися от среднего дошкольного возраста, начальных классов до старшеклассников и студентов, то есть туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в системе непрерывного образования. В книге даются схемы, таблицы, модели такой деятельности, походно-экскурсионное самоуправление, ступени туристско-краеведческого мастерства учащихся, традиции, правила и законы юных туристов – «Кодекс юного туриста-краеведа-эколога».


Александр Александрович Остапец


^ ОТ КРУЖКА ШКОЛЫ

ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА

МОСКВЫ И РОССИИ

(20 лет клубу и Центру «Родина»)





(Второе издание книги – по тексту 1988 г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ


^ Часть I. От кружка к школьному клубу 1


Часть II. От клуба школы к клубу микрорайона 27


Часть III. От клуба микрорайона к клубу района 45


Часть IV. От клуба района к окружному клубу 63


Часть V. От межшкольного клуба района к экспериментальному центру округа

Москвы и России 69


Приложение.
85



Список рекомендуемой литературы. 99

«Закались, познавая Родину;

отдай свой труд и силы

Родине!»


Девиз Центра «Родина»


Часть I

^ ОТ КРУЖКА К ШКОЛЬНОМУ КЛУБУ


Туристско-краеведческий межшкольный детско-юношеский клуб «Родина» (с ноября 1991 г. Экспериментальный центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа МКО) расположен в одном из новых микрорайонов столицы – Южном Измайлове, огромном современном жилом комплексе, окруженном зелёной зоной Измайловского лесопарка и лесами Подмосковья.

20 лет назад здесь была всего одна средняя школа № 377. Там в сентябре 1977 года и организовали туристско-краеведческий кружок учащихся 7 9 классов. На первое занятие кружка, несмотря на красочное объявление и устные сообщения по классам, явилось всего шесть человек.

Начали с «пробного» пропагандирующего туризма – пешего похода в ближнее Подмосковье по местам Московского сражения 1941 42 годов. Фотогазета, выпущенная участниками после похода, а затем и устное выступление перед учащимися старших классов об этом первом туристском мероприятии оказались настолько действенными, что на последующие походы пришлось создавать не одну, а две туристские группы. Работой кружка руководило бюро, в которое вошли учащиеся 8-х и 9-х классов. Актив кружка сразу же взял в свои руки проведение всех массовых туристско-краеведческих мероприятий в школе и организацию интересных дел самих кружковцев. Широкая опора на самих ребят дала возможность руководителям туристско-краеведческой работы уже в первый год организовать и провести туристский слёт школы, несколько массовых выходов классов на линию обороны Москвы и четыре дальние многодневные экспедиции в каникулярное время: ноябрьская экспедиция по Приокско-Террасному заповеднику, январская лыжная – по Карпатам, мартовская – по западному Крыму и летняя велосипедная II категории сложности – по трём республикам Прибалтики. После каждой экспедиции их участники провели вечера-отчёты для учащихся старших классов с устным рассказом об экспедиции, показом слайдов и кинофильмов, выступлением походной агитбригады, написали и сдали в библиотеку Московского городского турклуба письменные отчёты о своих путешествиях.

Во втором учебном году туристско-краеведческий кружок школы настолько расширился, что пришлось выделить из него отдельную группу, оформившуюся затем в кружок среднего школьного возраста.

Ещё через год был образован кружок младшего школьного возраста, как экспериментальный, поскольку подобных кружков и программ для их работы еще не существовало. Кружок этот был организован во втором классе учительницы начальных классов Ольги Кузьминичны Кулехиной, сын которой был одним из самых активных общественных руководителей туристско-краеведческой работы в школе, хотя и учился в 7-м классе.

Актив старшеклассников осуществлял не только общее руководство массовой туристско-краеведческой работой школы, но и помогал руководителям клуба – учителям Дежурновой, Иловайской и Остапцу (научный сотрудник АПН СССР) проводить работу в туристско-краеведческих кружках.

Таким образом, за два года работы в школе организовались и начали вести работу три туристско-краеведческих кружка: младшего, среднего и старшего возраста. Первый кружок работал по экспериментально разработанной программе, кружки среднего и старшего возрастов – по программам, разработанным ЦДТЭС МП СССР для кружков общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, но со значительными изменениями, отражающими специфику системы, разработанной и апробированной в 70 х годах в школах №№ 411, 415, 733 Калининского района г. Москвы. За основу брались программы М.И. Краймана «Юные туристы», В.М. Куликова «Пешеходный туризм» и В.В. Титова «Младшие инструктора туризма». В такой последовательности эти три программы и проходились в течение 3 4 х последующих лет. Но поскольку ни одна из этих программ не содержала поиска конкретного краеведческого материала о районах будущих четырех годовых каникулярных экспедиций будущего туристско-краеведческого цикла клуба, приходилось при планировании работы кружков на год включать такой вид занятий, как самостоятельная работа в этом направлении. Объем этой краеведческой конкретной работы в кружке был не меньше, чем изучение и освоение технико-тактических вопросов туризма. Кроме того, по строго соблюдаемой системе туристско-краеведческой деятельности – подготовка похода (экспедиции и т.д.), проведение его и подведение его итогов, – то есть полное выполнение туристско-краеведческого цикла, – предусматривалась определенная работа по формированию умений и навыков, товарищеского, доброжелательного и справедливого общения и честной деловой работы всех членов туристско-краеведческого коллектива: освоение законов, правил и традиций этой деятельности, непрерывно возникающих, утверждающихся и закрепляющихся в клубе.

Но для того, чтобы успешно осуществлять работу коллектива, состоящего из трех кружков разного возраста, нужен был другой орган управления, отличающийся от бюро туристско-краеведческого кружка более широким охватом видов, форм и содержания этой деятельности. Решение актива было единым – создать общий Совет уже не кружка, а клуба. К тому времени ребята не один раз предлагали различные названия своих кружков и название будущего клуба. Долгое время один из кружков назывался «Юный турист Измайлова». Но на выборах Совета было предложено назвать клуб просто и понятно – «Родина». Кто-то даже пояснил: «Ведь вот прошли же мы уже 5 республик страны, нашей Родины, и будем стремиться пройти и остальные, а название само нас к этому и зовёт». И хотя сразу название не утвердили, но оно зазвучало в районе и городе, ребята к нему привыкли и менять на другое уже не стали.

Девиз клуба сначала звучал так: «Закались, познавая Родину!» Но очень скоро ребята стали говорить, что он не совсем соответствует истине, ведь они постоянно ведут на маршрутах общественно-полезную работу, могут приносить ещё большую пользу и будут это делать. Так к этим словам девиза были добавлены еще несколько, и девиз, наконец, стал отвечать основным задачам клуба: «Закались, познавая Родину; отдай свой труд и силы Родине!».

В те первые три года помещений для занятий у клуба не было, так как школа работала в две полные смены. Познакомившись с работой клуба и признав её хорошей и нужной, Исполком Первомайского Совета (секретарь Совета Л.П. Кезина) выделил для него отдельное помещение – однокомнатную квартиру в расположенном рядом со школой доме. Это был очень щедрый подарок, и просить к нему ещё что-либо ребята просто не имели права (так считал Совет клуба). Поэтому всю перестройку жилой квартиры под туристско-краеведческий детско-юношеский клуб ребята и их руководители произвели своими силами. Помогла и школа (директор В.С. Подмазо) партами и скамейками, доской для занятий. Большую помощь оказали клубу родители ребят. Кухня превратилась в методическую комнату и склад снаряжения, ванная – в кино-фотолабораторию, а единственная комната – в класс для занятий и клубную комнату для товарищеских встреч, вечеров и празднований.

Второй год работы принес новое в массовую систему работы с учащимися школы: были проведены три раздельных слёта – 4-5 классов, 6-7 классов и двухдневный слёт 8-10 классов. Это позволило более о дифференцированно подготовить и маршруты переходов классов до места слёта, и программу туристско-краеведческих соревнований и конкурсов. Значителен был и охват учащихся – многие классы вышли почти всем своим составом. Массовые походы классов на линию обороны Москвы осуществлялись также полным составом учащихся. Для того чтобы привлечь как можно больше педагогов и учащихся, разрабатывались маршруты с невысокой нагрузкой. Активность учителей в туристско-краеведческой деятельности значительно повысилась. Совершенствовалось мастерство и актива клуба. Так, на втором году работы, были проведены дальние многодневные экспедиции в Долину Славы (Дальнее Подмосковье), зимняя лыжная экспедиция 1-й категории сложности по Южному Уралу, пеший поход по Западному Кавказу, байдарочная экспедиция I категории сложности по Верхне-Волжским озёрам и Селигеру. Третий год актив клуба начал ноябрьской пешей экспедицией по Смоленской области на место сражения Западного и Резервного фронтов с фашистскими войсками в октябре 1941 года, в январе совершил поход по дальнему Подмосковью, дорабатывая сбор материала одно-трёхдневных походов выходного дня, в марте прошел на велосипедах Молдавию, а летом вышел на маршрут III категории сложности по Закавказью (Азербайджан – Грузия).

Как обычно, все эти экспедиции были достаточно тщательно подготовлены: физическую подготовку ребята получали в школьном спортивном зале один раз в неделю и в местных Подмосковных походах в субботне-воскресные дни; краеведческую подготовку сначала вели руководители кружков, изредка привлекая к этой работе учителей школы (географа, историка, биолога); техническую подготовку те годы также вели руководители кружков, иногда привлекая в помощь себе отдельных членов актива клуба. Перед самой экспедицией начиналась обычно подготовка программы походной агитбригады. Причем она состояла не только из номеров концертной программы, но также из лекций, посвященных обычно важнейшим событиям нашей страны. В те годы, предшествующие ХХ Олимпийским играм в Москве, учащийся А. Супруненко подготовил лекцию: «ХХ Олимпийские игры» и выступал с ней перед различными аудиториями, встречающимися на маршрутах следования тургрупп.

В период подготовки дальних экспедиций и в послеэкспедиционный период туристские группы клуба «Родина» совершали походы по родному краю, собирая материалы о природе, культуре, истории и экономике Подмосковья. Если в первых агитационных походах больше места уделялось боевой славе советского народа и эта романтическая тема давала возможность привлечь к занятиям довольно сложных подростков, в том числе и стоящих на учете в детской комнате милиции, то теперь можно было вести комплексное изучение района путешествия, не опасаясь потери интереса учащихся к этой деятельности.

Комплексное исследование очень много давало и учителю, и учащемуся, позволяя понять взаимосвязь и взаимозависимость многих природных и социальных явлений. Так, в многодневном зимнем лыжном походе по северо-западному Подмосковью, сопоставляя виденное и слышанное от местных жителей и специалистов сельского хозяйства, учащиеся сделали очень интересный и полезный не только для себя вывод: при существующем несправедливом уравнивании колхозов, имеющих богатые поливные земли, и колхозов, их не имеющих в зоне Нечерноземья, слабые хозяйства так и останутся слабыми. Необходим дифференцированный подход к хозяйствам в зависимости от плодородия их поля. Удивительнее всего, что прямо так ни колхозники, ни руководители хозяйств – директора совхозов, председатели колхозов, агрономы – ребятам не говорили. Но, проходя от зоны неполивных земель к зоне Яхромской поймы, ребята видели, как от деревни к деревне богаче становится жизнь сельского труженика. Такой подход значительно сильнее любого учебника показал немедленную и острую необходимость решительных перемен.

Однако и тогда походы боевой славы народа оставались важным средством привлечения всё новых и новых членов в коллектив турклуба «Родина». Шла временная смена поколений – старшие ребята из актива клуба в ноябрьский призыв должны были уйти в ряды Советской Армии, необходимо было вводить в актив «молодёжь». И в сентябрьские дни 1980 года, в дни празднования 600 летия Великой победы русского оружия на Куликовом поле, актив клуба на велосипедах отправился туда. Это уже было второе поле славы русского оружия. Перед этим члены одной из групп клуба побывали на Бородинском поле. Два поля русской славы, славы русского оружия! У ребят родилось желание в будущем посетить и третье великое поле – поле Сталинградской битвы.


^ Наша задача – гармоничное развитие личности

С самого начала своей деятельности клуб поставил основной целью – всестороннее развитие учащихся средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы. Использовались и другие средства воспитания учащихся, такие, как общественно полезный труд, производительный труд, походная самодеятельность или агитбригада, школьное (клубное) лесничество и другие. Основной общественно полезной деятельностью членов клуба, особенно его актива, являлись организация и проведение всех школьных туристско-краеведческих мероприятий, помощь районному Дворцу пионеров и школьников в проведении четырех районных соревнований по контрольно-комбинированному маршруту (ККМ 4 5 кл., ККМ 6 7 кл., ККМ 8 кл. – зимний лыжный и ККМ 9 10 кл. Двухдневный – «Вахта памяти»), помощь в работе младшему и среднему по возрасту туристским кружкам, подготовка всех массовых туристско-краеведческих пропагандистских мероприятий (вечера-отчёты о проведенных путешествиях, вечера туризма и краеведения) и многие другие мероприятия. В начале третьего года существования клуба юные туристы организовали совместно с преподавателем труда своей школы Юрием Дмитриевичем Образцовым производство сувениров и деревянной посуды. Отдел цен Мосгорисполкома утвердил два сувенира – подставки для ручек и деревянную хлебницу-конфетницу. Так началось производство простейших изделий для Росгалантереи, которая обязалась принять товар и оплатить за него, перечислив деньги на спецсчёт школы, откуда уже легко было получить их на проведение дальних многодневных экспедиций клуба, на приобретение туристского снаряжения и оборудования помещения клуба. Первую партию сувениров и хлебниц-конфетниц Росгалантерея приняла почти без забраковки изделий. На вырученные средства актив клуба совершил две экспедиции – по Южному Уралу и Молдавии. К сожалению, это производство вскоре прекратилось из-за сложности в приобретении материалов. Но уже этот небольшой опыт показал, что, организовав подобное производство, юные туристы могут сами, без привлечения родительских средств, обеспечить свои дальние экспедиции по стране. Производительный труд не был забыт в клубе. Когда актив клуба готовился к многодневной велосипедной экспедиции по Западному участку Байкало-Амурской магистрали, перед участниками путешествия встал вопрос: где достать такую большую сумму как 180 рублей на каждого учащегося. Было решено не рассчитывать только на дотацию Исполкома, выделяемую обычно на летнюю оздоровительную работу, а заработать недостающую сумму за два месяца работы на туристской базе ЦСЮТур РСФСР групповодами, устроиться работать на почту и другие работы. Недостающие суммы были заработаны в срок, и средств на совершение такой большой 36 дневной экспедиции хватило. Подрабатывали ребята и на другие экспедиции, поскольку совершение 4-5 дальних многодневных экспедиций в году ложилось на плечи некоторых родителей серьёзным грузом финансовых расходов – до 150 рублей в год. И надо сказать, что почти никогда Совет клуба, его актив, руководители не слышали жалобы от родителей по этому поводу. Родители членов турклуба «Родина» считали и считают, что туристско-краеведческая, экскурсионная и музейная работа, проводимая клубом с их детьми, полезна, что она хорошо развивает кругозор ребёнка, подростка, юноши, позволяет быстро приобрести жизненно необходимые навыки и умения, закаляет физически, т.е. формирует личность всесторонне и гармонично.


^ Наша агитбригада

Особое место в общественно полезной деятельности членов турклуба «Родина» занимала агитбригада. Безусловно, и она потерпела серьёзную эволюцию от своего зарождения как деятельность чисто развлекательная туристско-краеведческого направления с преобладанием юмористических номеров. Но уже в первый год туристско-краеведческой работы в 377 й школе, на третьем вечере-отчёте начали звучать в выступлениях походной агитбригады большие и серьёзные темы войны и мира, защиты окружающей среды. А после велосипедной экспедиции по Прибалтике, где силами походной агитбригады было дано 12 выступлений для тружеников промышленности и сельского хозяйства, воинов Советской Армии, учащихся, студентов, программа выступлений всё больше стала носить политически заострённый характер. Первая часть любого выступления посвящалась важнейшим событиям в жизни страны. Благодаря этому актив клуба стал называть свои вечера-отчёты, посвященные итогам дальних многодневных экспедиций, – уроками патриотизма, интернационализма и мужества. И это соответствовало истине. К примеру, вечер отчёт о Прибалтийской экспедиции клуб провел как урок дружбы народов СССР, как память о героях пограничниках, первыми принявших на себя удар врага 22 июня 1941 года. Рассказали ребята, как, преодолевая сильную жару, значительно пересеченную местность литовского озёрного края, они сделали на своих дорожных велосипедах около 130 километров за день и никто, даже девочки, «не пищали», хотя рюкзаки были не лёгкими, а путь тяжёлым. Этот и подобные вечера-отчёты были наглядными примерами высокого воспитательного воздействия туристско-краеведческой деятельности на учащихся, включающих их самих в пропаганду высоких жизненных идеалов и активного вовлечения их сверстников в одну из эффективных форм деятельности, утверждающей здоровый образ жизни.

Уже с Прибалтийской экспедиции первая часть выступления походной агитбригады стала идейно насыщенной, патриотичной. По подлинным документам поставлена ребятами инсценировка подвига Краснодонских молодогвардейцев. Каждый из участников этого выступления исполнял роль кого-то из молодогвардейцев. Документы, раскрывающие момент казни юных героев, настолько трагичны, что каждый раз сценка игралась на предельном напряжении душевных сил, вызывая в зрителях глубокую внутреннюю и внешнюю реакцию переживаний.

В основу первой части выступлений агитбригадовцев всё больше и больше входила тема Великой Отечественной войны советского народа, раскрываемая на материале родного края – Московской битве. В течение всех двадцати лет существования т/к «Родина» его многочисленные туристские группы и классы школы, и сводные клубные в одно-трёхдневных походах выходного дня регулярно проходили маршруты западного Подмосковья, где осенью и зимой 1941 года и зимой, весной 1942 года шли ожесточённые бои с фашистскими захватчиками. В этих походах проводились съёмки фильмов и слайдфильмов, в которых запечатлены места сражений, братские могилы советских солдат, очевидцы тех далеких событий. Их рассказы подробно записывались ребятами на магнитофон или письменно. Весь этот очень интересный материал, сопровождаемый слайдовым показом, и составил первую часть выступлений походной агитбригады. В зависимости от событий, которые страна переживала в данный период, первая часть выступлений походной агитбригады изменялась. Так, в дни, предшествующие ХХ Олимпийским играм и во время их, выступление агитбригады начиналось лекцией о ХХ Олимпийский играх, раскрывающей благородную сущность олимпийского движения. Когда страна отмечала 60 летие образования СССР, в первой части агитбригадной программы значительное место заняла тема дружбы народов СССР. Материал об этом у турклуба «Родина» накопился к тому времени немалый – ведь его туристско краеведческие экспедиции уже прошли 8 союзных республик и имели достаточно и кинофильмов, и слайдфильмов об этих республиках. В отчётах о путешествиях по союзным республикам нашей страны был также собран живой, самый свежий и достаточно яркий материал об успехах в жизни народов этих республик, о природе, культуре, истории и экономики их. Безусловно, использовался и материал, выпущенный различными издательствами к этому юбилею.

Нередко включались в программу материалы, тесно связанные с местом, районом предстоящего путешествия. В одном из походов по Восточному Крыму в первую часть программы своей агитбригады ребята включили инсценировку из произведений Александра Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Страна отмечала столетие со дня рождения писателя, и туристская группа как раз шла по местам его жизни и творчества. Как отмечали сами ребята, инсценировка этих произведений помогла им глубже понять поэзию этих произведений А. Грина, полюбить его искренне и сильно.

Были инсценировки и классических произведений А.П. Чехова, Н.В. Гоголя.

Почти в каждом выступлении походной агидбригады турклуба «Родина» был материал об охране природы, окружающей среды, охране памятников культуры и истории. Причём нередко этот материал брался прямо на месте, и тогда он звучал особенно сильно, действенно. Однажды в байдарочной экспедиции по Верхне Волжским озёрам и Селигеру туристской группе клуба «Родина» пришлось выступать на Осташковском кожевенном заводе. При подходе к городу на широченном Осташковском плёсе ребята заметили большое количество крупной рыбы в безжизненном состоянии болтающейся по поверхности плёса. Поднятая вверх, она тут же развалилась на куски. Такая массовая гибель рыбы поразила ребят. Уже в городе они узнали, что причиной гибели является Осташковский кожевенный завод, спускающий свои отходы (среди которых есть и дубильные вещества) в воды Селигера, этой жемчужины среднерусской полосы России. Сначала ребята просто захотели зайти к директору предприятия и заявить ему протест по поводу загрязнения озера, но затем передумали. Они решили выступить перед всем коллективом предприятия с концертом своей агитбригады и пригласили на этот концерт через комитет комсомола всё руководство кожевенного завода. После выступления агитбригады, когда стихли продолжительные аплодисменты и закончил свою благодарственную речь парторг, вперёд вышла комиссар тургруппы Оля Чистякова, и в притихшем зале прозвучало: «Извините нас, товарищи, но мы не можем спокойно смотреть, как уничтожается природа нашей Родины, как гибнет одно из прекраснейших озёр нашей страны – озеро Селигер! Мы заявляем решительный протест вам и вашему руководству за загрязнение вод озера, требуем прекратить это безобразие и будем жаловаться на ваши действия выше, вплоть до Совета Министров СССР!» Выступление комиссара группы было ещё и потому воспринято серьёзно, что ни один агитбригадовец не подвёл – все стояли по стойке «смирно» с очень серьёзным и даже суровым выражением лица.

Ребята действительно написали письма в Калининский областной Совет депутатов трудящихся, а копию послали на имя председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Не ясно, письмо ли ребят сыграло решающую роль или ещё чьи-то письма, а может, уже готовилось такое постановление, но через несколько месяцев завод был закрыт из-за отсутствия очистных сооружений и открылся только после того, как они были введены в таком объёме, что стали очищать не только заводские сбросы, но и отходы города.

Агитбригады клуба играли значительную роль в краеведческо-познавательной работе ребят на самом маршруте движения группы. Так, во всех без исключения экспедициях, после выступления агитбригады местные жители не покидали помещения, а по просьбе ребят оставались для ответов на многочисленные вопросы ребят по интересующему их краеведческому материалу. Иногда такие беседы затягивались надолго, с ребятами оставались старожилы, местные краеведы, хорошо знающие свой родной край, и ребята получали от них исключительно ценный материал вплоть до фотографий, старых статей, других реликвий краеведческого характера, не говоря уже о рассказах очевидцев о важнейших исторических событиях в жизни нашей Родины. Видимо, другим путём, помимо агитбригадного выступления, собрать всех жителей маленьких поселков или деревень было бы очень трудно. Но главное даже не в этом. После каждого выступления люди с готовностью отвечали на самые сложные и трудные вопросы и не жалели времени на общение с ребятами, которые только что своим концертом доставили им большое удовольствие.

Агитбригада повышала и культурный уровень ребят, эстетику их поведения, культуру речи, отчасти музыкальную культуру, давала возможность развить своё воображение, приобрести артистические навыки и многое-многое другое.

Но самое главное, она давала ребятам глубокое удовлетворение своей общественно-полезной деятельностью.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Правительство Москвы iconКопии: в правительство Москвы Лужкову Ю. М
Доводим до Вашего сведения, что, изучая представленный в Муниципалитеты города Москвы проект Генплана Москвы до 2025 года и Правила...
Правительство Москвы iconПрограмма по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года; мероприятия по восстановлению естественных растительных сообществ; методика оцен­
Москвы от 11 января 2005 г. N 3-пп "О со­вершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве",...
Правительство Москвы iconПравительство Москвы Департамент физической культуры и спорта города Москвы Департамент товаров и услуг города Москвы Фонд благотворительных программ Московского международного марафона мира «Спортклуб» ООО «Интерстронг»
Театральном проезде (между Театральной и Лубянской площадью) в рамках программы празднования Дня города будет проводиться Спортивно-развлекательный...
Правительство Москвы iconПравительство Москвы Департамент физической культуры и спорта города Москвы Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы Фонд благотворительных программ Московского международного марафона мира «Спортклуб» ООО «Интерстронг»
Планеты, а также обладающие уникальными способностями и достижениями рекордсмены, представляющие Россию, Украину, Белоруссию и другие...
Правительство Москвы iconПостановление 28 марта 2006 г. N 219-пп 0 Целевой среднесрочной эколо­гической программе города Мос­квы на 2006-2008 годы
Москвы от 11 января 2005 г. N 3-пп "О со­вершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве",...
Правительство Москвы iconПравительство Москвы Московский комитет образования
Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях 9
Правительство Москвы iconУказ Мэра Москвы от 13 февраля 2006 г. N 11-ум "О методических правилах подготовки проектов законов города Москвы"
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 238-пп "О совершенствовании законотворческой деятельности...
Правительство Москвы iconЗакон г. Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы"
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, связанные с принятием...
Правительство Москвы iconИстория района Нагатинский Затон
Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москвой-рекой. Граница района проходит по северным...
Правительство Москвы iconПредседателю Московского городского суда
Москвы с иском к Институту химической физики им. Н. Н. Семенова ран, Правительству Москвы о признании недействительными Постановлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов