Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары icon

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары



НазваниеМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Дата конвертации28.08.2012
Размер74.24 Kb.
ТипУчебная программа курса


Министерство образования и науки Российской Федерации


Департамент образования администрации г. Самары


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 99 Кировского района г.Самары


Учебная программа курса по выбору


«В мире профессий»


Составитель: учитель черчения,

инженерной графики,

ИЗО Спирина Н.Ф.





Самара 2004


«В мире профессий»

(программа спецкурса по выбору предпрофильной подготовки в 9 классе).

Автор: Спирина Нина Федоровна


^ Пояснительная записка


Курс «В мире профессий» - это курс профильной ориентации для учащихся 9 классов (17 часов в рамках предпрофильной подготовки). Данный курс дает учащимся представление о некоторых профессиях.

Знакомит с типами и классами профессий. От каждого типа профессий рассматривается несколько. Знание их обеспечит учащимся принятие правильного решения как в выборе профессии, так и дальнейшем образовании. Курс сопровождается программой, содержащей практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в выборе профессии.

^ Цель курса: оказать помощь учащимся в выборе профессии и профиля дальнейшего образования.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления и требования к различным профессиям;

  • развить у учащихся отношение к себе, как к будущему работнику выбранной профессии;

  • помочь принять правильное решение в выборе дальнейшего образования;

  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности учащегося и профилю дальнейшего обучения.

Курс представляет собой сочетание теоретического и практического знакомства с той или иной профессией, рынком образовательных услуг, а также данными:

  • о родственных профессиях;

  • о требованиях к личности;

  • о медицинских противопоказаниях;

  • о том, где можно получить профессию.

Формы проведения занятий: лекции, уроки-диалоги, собеседование, игра.

Курс сопровождается индивидуальными консультациями и завершается творческими работами.

Количество часов, отведенных на реализацию данного курса в соответствии с программой – 17 часов (из них 6 – теория, 11 – практические занятия).


В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы:

Знания:

  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

  • о возможности получения образования по выбранной профессии и о перспективах профессионального роста.

Представление о данных профессиях, включающее:

  1. Условия труда и содержание профессиональной деятельности.

  2. Доминирующие и сопутствующие интересы. Профессиональную направленность.

  3. Необходимые и нежелательные качества. Ограничения по состоянию здоровья.

  4. Родственные профессии.

  5. Спрос на рынке труда. Возможные места трудоустройства. Карьерный рост.

  6. Уровень и адресная справка получения образования.

Умения:

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в избираемой профессии;

  • ставить цели и планировать свои действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения, приобретая практический опыт;

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии и дальнейшего образования.



^

Тематическое планирование курса





№ п/п

Тема


Количество часов

Всего

теорети-ческих

практи-ческих

1

Ориентация в мире профессий – классификация профессий. Секреты выбора профессии. Анкета «Что я знаю о своих возможностях»

2

1

1

2

Что ты знаешь о мире профессий? Игра «Аукцион»

1




1

3

Специфические профессионально важные качества для различных типов профессий.

  1. Тип «Человек-человек»: адвокат, менеджер.

  2. Тип «Человек-техника»: инженер-конструктор, водитель.

  3. Тип «Человек-природа»: геолог, эколог.

  4. Тип «Человек-знаковая система»: экономист, программист.

  5. Тип «Человек-художественный образ»: архитектор, дизайнер.



2


2


2


2


3




1


1


1


1


1



1


1


1


1


2

4

Личный профессиональный план. Анкета

1




1

5

Защита творческой работы по предложенным темам

2




2

ВСЕГО


17


Программа

  1. Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

Что такое профессия? Термин «профессия». Специальность. Профессиограмма. Классификация профессий. Тип профессий. Класс профессий.

Секреты выбора профессии. Мотивы и основные условия выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии. Социальные факторы выбора профессии (внешние и внутренние).

Три главных составляющих условия выбора профессии «хочу», «могу», «надо».

Анкета «Что я знаю о своих возможностях».


  1. Что ты знаешь о мире профессий. Игра «Аукцион».




  1. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий:

  • знания необходимых предметов по профессии;

  • требования к личности;

  • медицинские противопоказания;

  • родственные профессии;

  • где можно получить профессию.

1) Тип «Человек-человек» - непременное условие профессиональной деятельности – необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Умение быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию. Доброта, способность к сопереживанию.

Менеджер – профессиональный управляющий. Звенья менеджеров. Специальности менеджера.

Адвокат – защитник законных интересов клиента. Виды профессиональной помощи. Адвокат – носитель профессиональной тайны. Конкретные ситуации – правовая помощь.

2) Тип «Человек-техника». Необходимо иметь пространственно образное представление, уметь оперировать объектом в уме, ручную умелость.

Инженер-конструктор. Содержание условия труда. Ведущий профессиональный тип и интересы. Необходимые качества. Перспективы карьеры.

Дискуссия на конкретных примерах «Что должен знать водитель».

3) Тип «Человек-природа» характеризует отношение человека к природе. Хорошая наблюдательность, терпение, способность к планированию, к прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении.

Защита жизни и здоровья людей, животных и растений.

4) Тип «Человек – знаковая система». Классы профессий. Обладать вниманием, вербальной памятью, мышлением, оперативностью и подвижностью нервной системы, усидчивостью.

Экономист. Основные функции экономической деятельности.

Программист – преобразователь информации.

Создание алгоритма выбора профессии.

5) Тип «Человек – художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Делятся на творческие и рабочие. Специфические профессиональные качества – образное мышление и память, пространственное воображение, ручная умелость. Требования.

Архитектор.

Выполнение эскиза архитектурного сооружения «Культурно-развлекательного центра».

Дизайнер.

Выполнение рисунка любой красивой вещи (промышленный дизайн).


  1. Личный профессиональный план. Анкета.

Планируя свою профессиональную карьеру, выдели следующие моменты:

  1. Главную цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).

  2. Цепочка ближних и дальних целей.

  3. Пути и средства достижения целей.

  4. Внешние условия достижения целей.

  5. Запасные варианты и пути их достижения.


5. Защита творческой работы.


Темы предполагаемых творческих работ учащихся (на выбор):

  1. Труд архитектора.

  2. Профессиональные обязанности адвоката.

  3. Графический дизайнер.

  4. Книговед – кто он?

  5. Аудитор-ревизор.

  6. Специалист по формированию имиджа.

  7. Работа маркетолога.

  8. Профессиональный управляющий – менеджер.

  9. Создатель программ.

  10. Задачи нотариуса.

  11. Реклама – двигатель прогресса.

  12. Моя будущая профессия.

  13. Хочу быть инженером-конструктором.

  14. Водитель – ответственная профессия.

  15. Геолог и его труд.

  16. Хранитель окружающей среды – эколог.

  17. Слесарь – мастер на все руки.

  18. Специалист по собакам.

  19. Искусствовед.

  20. Экскурсовод-переводчик.


Литература для учителя:


  1. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1993 г.

  2. О трудовом воспитании. Хрестоматия. Составитель Аксенов Д.Е., М.: Просвещение, 1993г.

  3. Профессия. Информация. Карьера. Самара: Самарский областной центр профессиональной ориентации, 2002 г.

  4. Психология популярных профессий. / Под ред. Е.И. Головей, СПб.: Речь, 2003 г.

  5. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004 г.

  6. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003 г.


Литература для учащихся:


  1. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004 г.

  2. Рязанина Г.В. «Я и моя профессия». Рабочая тетрадь учащегося. М.: ГЕНЕЗИС, 2000 г.

  3. Психология популярных профессий. / Под ред. Е.И. Головей, СПб.: Речь, 2003 г.

  4. Гринин Л.Е. «Сочинения о профессиях» для поступающих в ВУЗы. Волгоград: Издательство «Учитель», 2003 г.





Похожие:

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования Российской Федерации Министерство образования Саратовской области
Управление образования администрации объединённого муниципального образования Петровского района Муниципальное общеобразовательное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования Российской Федерации Министерство образования Саратовской области
Управление образования администрации Петровского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования Российской Федерации Министерство образования Саратовской области Управление образования администрации Петровского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Асмётовка
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г. Самары Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №99 Кировского района г. Самары iconМинистерство образования Российской Федерации Министерство образования Саратовской области Управление образования администрации Петровского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Асмётовка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов