В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник icon

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник



НазваниеВ. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник
страница1/10
В.Г. Воздвиженским<><> <> <>курсу истории русской литературы<><
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.86 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Конспекты

Алексея Светайло

по читанному В.Г. Воздвиженским

курсу истории русской литературы


1-Й СЕМЕСТР

(текущий семестр см. со стр. 40)


Появ. нов. учебник - Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века. (Советский период). М.: 2000, Academia.


"Ленинская концепция культуры". В действительности, никакой концепции у Ленина не было. Обрывочные высказывания его о культуре были основаны на изменениях политической конъюнктуры и не складывались в общую концепцию. Л. вовсе не исходил из идеи ценности культуры самой по себе, а хотел использовать культурное наследие как строительный материал для создания новой, "пролетарской", культуры, а потом отменить общечеловеческие нормы за ненадобностью. Погром культуры и нравственности был не только частным следствием, но и результатом сознательной деятельности революционной организации.

Движение "Пролеткульта". Пролеткульт - литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Он был создан в октябре 1917 года до 25 числа, но развернул деятельность после октябрьского переворота. Он объединял трудящихся, которые стремились к художественному творчеству, к овладению культурой. Неплохая, вообще говоря, цель. Во всех крупных и губернских городах были отделения. 80 000 человек активно занятых в художественных кружках. Издания педагогических журналов. Теоретический орган "Пролетарская культура" выходил в 1918-1921 годах. Редакторы Александр Богданов и Лебедев-Полянский. В Петрограде издавался журнал "Грядущее", в Москве два посменно: "Горн" и "Гудки" (1918-1921 и 1921-1923 гг.)

Вокруг Пролеткульта и благодаря ему сложился ряд писателей, вышедших из горнила революционной борьбы и сознававших себя художниками нового типа. Пролетарское движение с самого начала возглавили Богданов и группа его последователей.

Богданов - партийная кличка. Звали его Александр Александрович Малиновский. Род. 1873 - ум. 1928. Медик по образованию, довольно достойное начало биографии. В юности - народник, потом член Социал-демократической партии. Одна из самых ярких фигур среди первых большевиков, обеспечивших формирование большевизма в самостоятельное политическое движение. Известный "партийный литератор" (публицист). Привлек в ряды большевиков Анатолия Луначарского, женатого на сестре Богданова. Член ЦК РСДРП на 2-м, 4-м, 5-м съездах. Потом у него возникли внутрипартийные расхождения с Лениным. В 1909 году был исключен из партии за это. Богданов был незаурядной личностью. С 1921 года, отойдя от общественной деятельности, он занялся естественнонаучными исследованиями. Он создал первый в Европе Институт переливания крови и погиб, проводя на себе эксперимент. Тогда еще не было известно, что разные группы крови несовместимы.
Мы знаем это благодаря Богданову, который заплатил за это знание своей жизнью...

Он был человеком сильного и независимого ума, но очень схематизированного и склонного к абстракциям. Его учение о пролетарской культуре стало идеологией Пролеткульта. Его идеи пролетарской культуры и пролетарской литературы вошли в общественное сознание и прочно держались в общественной культуре Советской России. Это соответствовало духу революционного времени. По Богданову, культура всегда способ организации стремлений и сил того или иного класса. Культуре, которую создаст пролетариат, следует отличаться от культуры, созданной эксплуататорскими классами. Советское обществоведение приписывает ему нигилистические взгляды, Богданов, якобы, отрицал культуру прошлых эпох. Богданов говорил другое, что старую культуру надо осваивать, но это должна быть переработка культуры прошлого с коллективистски-трудовой точки зрения. Ленин предлагал то же самое. Химера "пролетарской культуры" - не вина одного Богданова, за нее в ответе и Ленин, и Бухарин, и Луначарский, и другие. Пролеткульт исходил из границы между пролетарской культурой и всеми остальными до 1920 года, осенью которого установки Богданова стали предметом резкой критики Ленина и ЦК. Почему? Принципиальных идейных расхождений между Богдановым и Лениным не было, но Пролеткульт и Богданов объявили о своей независимости от компартии, а этого большевики допустить не могли, они руководили всем, даже семьей и любовью. Вот поэтому Пролеткульт и Богданов были отвергнуты и надолго опорочены как злостные вульгаризаторы, хотя были ими не больше, чем сам Ленин.

Роль Пролеткульта резко падает. Он продолжает существовать все 20-е годы, но как орган в составе Наркомпроса и позднее ВЦСПС, занимается главным образом театром. Первый рабочий театр - их заслуга. Там работали Эйзенштейн, Штраух, Эраст Гарин. В 1932 году Пролеткульт закрыт.

Пролеткульт дал возможность сложиться ряду пролетарских писателей. Их группа образовала литературное объединение "Кузница", стала издавать одноименный литературный журнал. Там участвовали поэты Михаил Герасимов, Кириллов, Александровский, писатели Новиков-Прибой, Николай Ляшков. Скоро "Кузница" выделилась в самостоятельный орган, который просуществовал до 1931 года. Поэзия "Кузницы" - более-менее заметная страница в истории послеоктябрьской литературы. Поэты "Кузницы" - первые пролетарские поэты. Революционно-пролетарская романтическая поэзия. Пример. "Мы" Владимира Кириллова ("Во имя светлого завтра сожжем Рафаэля..." и т. д.) Почти все поэты "Кузницы" потом пережили жестокий творческий и личный кризис.


Футуризм и творчество Хлебникова С начала ХХ века обозначилось обострение художественного поиска в мировом искусстве. Многие художественные школы отвергали все формы и принципы изобразительных средств. Их называли "художественным авангардом" или "левым искусством". В русской литературе таковы футуристы. Только их и их последователей называют художественным авангардом в России. Искусство футуристов следует рассматривать как бы с двух сторон. Как эстетическое явление искусство авангарда шире, чем просто искусство, ангажированное революцией. Но в октябре и после оно главным образом было искусством революции.

Футуристы неоднородны. СПб - эгофутуристы. Осн. Игорь Северянин. В Москве эгофутуризм представляет "Мезонин поэзии", возгл. Вадим Шершеневич. Но наиболее важен кубофутуризм, общество "Гилея" в Москве. Хлебников, Маяковский, бр. Николай и Михаил Бурлюки, Осип Брик, Василий Каменский, Алексей Крученых. 1910 год - коллективная книжка кубофутуристов "Садок судей". 1912 - их манифест "Пощечина общественному вкусу". Листовки. Потребность искусства в обновлении или встряске. Футуризм провозглашает, что искусство должно быть не подражанием, а продолжением природы. Искусство создает новый мир, новую реальность. Искусство должно быть созидателем, а не пассивным свидетелем. Ради этого надо отказаться от старых средств и создать новые, преобразовав сам поэтический язык, поэтическое слово, которому приписывается самодовлеющее значение. Поэтика + вкл. разных экспериментов с языком. Смысловые и композиционные сдвиги. Резкие контрасты комического и трагического. Эстетика сдвигов и гротесков. Сам литературный быт, литературное поведение они считали равноправным с творч. деятельностью. Эпатировали общество, это тоже вх. в эстетику ф.

Окт. рев. б-во футуристов приняли. Именно в ней увидели мировой переворот, к которому призывали сами. Они вовлеклись в рев. агитацию и играли видную роль в зарождавшейся революционной литературе. Самый громкий - Маяковский, более глубокий - Хлебников.

Их главная трибуна после революции - газета "^ Искусство коммуны", вых. в СПб в 1918, 1919 гг. "Хрестоматия Ржаное слово" - также их манифест. Др. центр футуризма на Дальнем Востоке. 1920, 1921 гг. во Владивостоке группа "Творчество": Николай Асеев, Сергей Третьяков, Сергей Алымов. Главную задачу после революции эти футуристы видели в непосредственном участии в жизни революционного общества. Осн. средство воздействия в выраб. поэтике звуковой энергией, поэтич. строем выразить рев.

Были отдельные удачи, но больше было накладных расходов. Но настоящей бедой были претензии на лидерство. Они заявляли, что это им принадлежит привилегия пролетарской диктатуры в сфере всякого культурного строительства, позволяли себе грубые нападки на все остальные течения и отвергали историческое наследие, точнее, его пригодность для решения современных худож. задач. В этом маниакальном стремлении всем навязать свою программу - тяжелый порок ограниченности. Другой порок в программе - разрушение преобладает над созиданием. Предлагаемые ими формы отражали лишь внешнюю энергию революции. Даже гениальные... не задевая глубин и драм человеческого бытия... К тому же, отрицание футуристов отн. не только к искусству, они причастны к погрому культуры и морали в жизни. Расхождение между творческой элитарностью футуристов и их притязаниями на всеобщность. Их творчество, доступное немногим эстетам, претендовало быть духовным оружием масс, и это предопределило драму "левого искусства", кульминация которой - самоубийство Маяковского в 1930 году. Они остались в истории литературы, главным образом, потому, что в их рядах были такие художники, как Хлебников и Маяковский, и + их искусство отразило потребность в периодической встряске. В начале 30-х годов футуристы распались... ЛЕФ ("Левый фронт"). Вадим Шершеневич писал - "ЛЕФ перешел в РЕФ, РЕФ - в блеф. Так футуризм, подобно блуждающей пуле, вошедшей в плечо, вышел через пятку Советского Союза".

Эстетика футуристов продолжает отзываться в творчестве наших претенциозных современников.

^ Велимир (Виктор) Хлебников (1885-1922). Казанский ун-т, физмат, не кончив, уехал в СПб и учился на физмате СПб ун-та. Тоже не окончил. Исключен в 1911 г. за непосещение, потому что предпочел литературу. С 1910 г. в числе основоположников русского футуризма. Активно участв. и в "Садке судей" и в "Пощечине общественному вкусу"; главный основоположник его... словом образы другим, он определил национальные черты ф. в России.

С первых лет тв-ва созн. не столько поэтом, как провозвестником нового учения, новой жизни. Поэзия - только часть задачи. В осн. учения коренная идея управления временем. Убежден в существовании математических ритмов в истории человека и мироздания. Судьбы народов объяснить как переменные числа и управлять временем. Это настоящая навязчивая идея, переходящая за грань патологии. Свои гипотезы и проекты он излагал в статьях и рассказах и оставил прозы не меньше, чем стихов. Он не стремился к публикации, поэтому многое пропало, а все остальное издано посмертно. Хлебников. "Творения". 1978 г. "Советский писатель". Зд. собрано почти все, что уцелело.

Поэзия - часть общей программы, которая ведет к всеобщему возвращению к гармонии. Внес в рус. лит. новаторскую инициативу. Один из самых ярких новаторов в рус. лит. Опыты преобразования Хлебниковым поэтического языка вызывали острый интерес современников. Цель - вернуть языку его первозданную выразительность. Вернуть силу и образность первобытного. 2 составляющих. Словотворчество. Брал как исходные славянские корни и посредством морфологических изменений создавал новые слова. Поклонники Хлебникова говорят, живое словотворчество, внесение новых оттенков в поэтич. язык, благодаря чему устойчиво выступает лирическая тема стиха. Говор. о "Заклятии смехом". (Текст.) Но получается, что предметом стиха становятся технические возможности словообразования. 2 - фонетика. Само звучание слова уже создает определенное представление. И он попытался создать язык, который так и называется - "заумный". "Бобэоби пелись губы..." (Текст см.) Выготский в своей "Психологии искусства" говорит, что звуки становятся выразительными, если это подкрепляется смыслом слова. Сами по себе звуки смысла не имеют.

Б. ч. пр-ведений Хлебникова - монтаж отд. фрагментов, мотивов, эпизодов. С этим св. свобода, произвольность во всем. Легко отступает от начатой темы и может к ней не вернуться. Текучесть содержания соответствует и свободе языковых форм, ритмические перебои, сложные нагромождения образов, длинноты, повторы - все это иногда называют поэтикой сдвига - неуклюжий прозаизм, откровенно и сознательно необработанные строки, избежание отделанности. Приближение к примитиву, осн. на желании передать наивное восприятие действительности.

Единственное постоянное имущество Хлебникова - наволочка, набитая книгами. На ней он спал во время своих по видимости бессмысленных путешествий по стране.

В раннем Хлебникове движение воскресить древнеславянские мифы. Он пытался реконструировать сам способ видеть мир, свойственный древнему человеку. Нерасчлененные, неясные образы передают зыбкое, но целостное, непосредственное мышление дикаря. Затем - вся русская история есть предмет поэтических построений Х. Особенно привлекал Степан Разин. "Я прихожу к вам тенью Разина. От руки упала тень, а в руке висит кистень..." Наряду с русской стариной - отчетливый интерес к Азии, на его взгляд стоящей ближе к основам человеческого бытия. "Дети Выдры" - главы этой поэмы окрашивает догадка об особой роли Азии в истории рода людского. Параллельно - гротескное отрицание современной цивилизации европейского типа. Он предсказал современной цивилизации близящиеся катастрофы, "бунт вещей". В пику совр. цив. лелеял идею единства человека с природой. Это единство утрачено, но может быть и будет восстановлено. Предчувствовал и призывал к нему: "Я вижу конские свободы И равноправие коров". Уже в предоктябрьские годы выявляются в полный рост черты утопии о будущем братстве народов, зверей, растений. Эта утопия развилась после революции, которую Х. принял восторженно. По 1922 год он путешествовал по стране. Человек без быта, он оказался сродни эпохе. С частями Красной армии он дошел до самой Персии, куда хотели на штыках принести советскую власть.

Странствуя, не переставал писать. Он показывал и утверждал эпический размах и беспощадность времени. "Ночь в окопе". Образ каменной скифской бабы в степи. Х. видел и рисовал черты жестокости, дикости поднимающейся революционной стихии - как оправданное возмездие. Одна из его вещей - "Ночной обыск", далеко не лучшая, но характерная. Отряд рев. матросов проводит обыск в буржуйской квартире, переходящий в убийство, погром и пьяную оргию. Ср. у Блока рев. стихия как возмездие, крушение гуманизма, но Блок ужасался разрушениям, а Х. приветствует скорее, рад гибели старых ценностей. Что придет на смену - это покажет будущее. Утопия Х. о мировом братстве нашла подкрепление в событиях революции. Одна из значительн. вещей Х. - поэма "Ладомир", 1920 г. - будто бы принесен план миру, человечество построит новую жизнь на научных началах. Рев. усилила представления Х. о себе как провидце, который откроет новое знание людям, основы жизнетворчества. Он всегда был убежден в своем особом предназначении. "Остров духа, омываемый морем ничтожеств". Он верил, что революция поможет утвердиться мировому правительству поэтов и ученых, которые утвердят мировую гармонию. Себя он видел едва ли не первым среди них. Х. не оставил идею познать числовые закономерности времени и провидеть судьбы человечества. "Доски судьбы", 1921 г. - особенно видно, как его утопии расходились с реальностью. Особенно миф об управлении будущим человечества.

Разлад с действительностью. Чувств. себя одиноким пророком. "Одинокий лицедей". "Я как сонный труп влачился по пустыне. С ужасом я понял, что никому не виден, Что надо сеять очи, что нужен сеятель очей". Дистанция непонимания между левым искусством и реальным народом, к которому оно апеллировало.

Скитания, постоянные материальные лишения и напряжение духа разрушали здоровье Х. Смертельное заболевание случилось в деревне Санталово Новгородской губернии, куда пригласил его отдохнуть художник М.

Есть официальная легенда, будто прах потом извлекли из земли и перенесли на Новодевичье кладбище, где над ним стоит каменная баба. Его там нет. Там его родные, а тем, кто пытался его эксгумировать, жители деревни Ручьи нарочно не показали настоящее место, и выкопали кого-то другого, а Х. посейчас остался на бывшем погосте бывшей деревни Ручьи.

Х. отразился в Ахматовой, Мандельштаме, других, а собственное творчество не вышло за пределы эксперимента, в котором проблескивают искры ослепительной одаренности. Маяковский наз. его "Лобачевским слова". Почему он не пришел к цельности тв-ва и так и ост. в развалинах?

Тому виной две крайности - крайние эксцессы футуризма и явное псих. нездоровье Х. В его тв-ве, образе жизни, взгляде на мир нетрудно определить признаки психического заболевания. Худож. радикализм и психич. патология не позволили прийти к цельности, ясности, без которой невозможно полноценное творчество.


Литература 20-х годов. Лит. процессы этого времени и историческая обстановка.

Не все помнят, что окт. рев. считала себя не русской, а мировой. Но революционный натиск к 1921 г. иссяк и стало ясно, что мировой революции не состоялось. Тогда партия Ленина взяла курс на мирное движение к социализму в собственной стране. НЭП, вероятно, мыслился как временное явление, но факт, что до 1927 года сохранялся курс на мирное врастание в социализм. Мирно-воспитательная роль партии позволяла остаточную свободу тв-ва. И в эстетике 20-е годы отмечены достаточно большой свободой. Но все имело св. границы. Усеченные эк. свободы НЭПа не подкреплялись гражданскими и политическими свободами. Партийная диктатура на власть - это и идеологическая диктатура.

Одновременно с началом НЭПа была организована высылка из страны самых видных деятелей независимо мыслящей интеллигенции. Т. н. "философский пароход". Одновременно были арестованы тысячи профессоров и журналистов, но их выслали в другом направлении, в Заполярье, где они и погибли. След. помнить, что гонения на церковь тоже были одновременно с НЭПом.

Партия всегда рассматривала искусство как фактор политической борьбы и следовательно - руководить худ. проц. направлять его результаты. Государство владело всеми издательствами в стране и могло легко подавить тех, кто не подходит большевикам.

Литература эстетически осваивала новую, небывалую действительность, но и сама осваивалась ею, выполняла социальные требования, кот. предъявляло ей созданное революцией общество. Это действительно литература нов. типа. Особенности - принимает служение рев. об-ву как главн. закон, подчиняется его соцзаказу.

Костяк этой л-ры сложился прежде, в проц. размежевания. Кто не принял рев. - ост. в м-ве. Хотя нек-рые из них не эмигрировали, они уже не определяли картины. Но об-во старалось определить место художника в новом мире. Это было непросто. Как служить? Ответы оч. разные. Вот почему ярк. черта - пестрота взглядов и позиций, резкие расхождения, незатихающие споры, борьба групп и течений. Группы возн. и раньше: 1919 - имажинисты, 1921 - "Серапионовы братья". Но особенно образование группировок со св. программой - в 1920-е. Подлинное, глубинное развитие л-ры не зависело напрямую от борьбы группировок, но их полемика - яркая черта худож. обстановки 1922-1932 гг.

Нетрудно выдел. 3 главн. идейно-эстетических течения исканий в л-ре 20-х годов. Движение пролетарских писателей РАПП. (Российская ассоциация пролетарских писателей.) Нормативно-догматическое течение. Навяз. св. нормы тв-ва. ЛЕФ. ("Левый фронт".) Нормативно-авангардистское течение. Некоторые считают, что это очень здорово, новаторы-романтики, но они тоже навязывали свои нормы. Третье течение св. с лит. объединением "Перевал" и журналом "Красная новь". Это течение в сов. л-ре пыталось противостоять нормативным.

Начало движению прол. писателей пытались положить Пролеткульт и "Кузница", но создать новую литературу оказались неспособны.

"Рапповцы". Зд. - Александр Безыменский, Юрий Либединский, Алексей Тарасов, Родионов, критики Волин, Родов, Лелевич. С ними был и маститый Александр Серафимович. Объединились в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей, МАПП. В июле того же года получили свой орган, журнал "На посту". Характерное название. Писатели и критики вокруг журнала - течение "напостовство".

Выдающимся сукиным сыном среди них был Семен Родов. Он начинал до революции как сионист. В 1917 году Родов был ярым врагом большевиков. Он думал, что советская власть продержится месяц и написал яркую антибольшевистскую поэму, которую, вскоре поняв, что советская власть - это "всерьез и надолго", перелицевал в просоветскую, назвал ее "Октябрь" и стал ревностным слугой режима. Там еще много одиозных фигур, в основном же молодые ребята, которые только что с оружием в руках истребляли "контру" и, придя в литературу, считали, что можно здесь действовать теми же методами.

Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей и ее главный отряд - РАПП. По имени последней организации движение прол. п. часто называют "рапповцы". Лит. творчество они воспринимали как прямое выражение идеологии того или иного класса. Решающую роль играет классовая принадлежность писателя. Новая литература должна быть орудием пролетариата и создаваться им же. Все остальное - неправильная литература. Художественное качество, эстетическая ценность не имеют значения. Рапповцы даже не понимали, что это такое. Главная цель - борьба за власть в л-ре. Им должны принадлежать материальные средства в л-ре: издательства, помещения, деньги от гос-ва.

Главная мишень рапп-напостовцев - т. н. "попутчики". Этим понятием, придуманным Троцким, наз. широкий слой писателей разн. поколений, кот. приняли рев. реальность, но осваивали ее вне жестких рамок. Журнал "На посту" внес в лит. практику оскорбительную резкость оценок и дух крайней нетерпимости. Правдинец Сосновских в статье с характерным для советского новояза заголовком "Бывший главсопр, ныне сопроуш" предлагал не обращать внимания на нового Горького, который "стал сладким" для буржуазии.

Коммунистическая партия, к изумлению и огорчению рапповцев, не поддержала их притязаний на гегемонию. В 1925 году резолюция о культурной политике партии - о политике партии в обл. л-ры, партия говорит о своем прямом руководстве, и что пролетарские писатели должны еще заслужить право на монополию. Автор резолюции Бухарин. Вегетарианские мотивы документа: предполагалось не заставлять художников, а пока только лишь "перевоспитывать" их. Так или иначе, партия не поддержала воинствующее стремление рапповцев к господству. Это вызвало сдвиги в РАПП. В 1925 г. перестал выходить "На посту". В 1926 году стартовал новый журнал: "На литературном посту". Руководство ВАПП обновилось: Леопольд Авербах, Ю. Либединский, Фадеев, критик Ермилов. Авербах замечательная фигура здесь. Генсек ВАПП, он был сыном крупного пароходчика и племянником Якова Свердлова. Его сестра - жена Генриха Ягоды. В 1937 году и его самого, и сестру его расстреляли.

Новый лозунг - худож. качество. (Прежний лозунг был "Пусть корявое, но свое". Новый журнал на первой странице напечатал лозунг "Свое, но не корявое".) Учиться у классиков этсетера. Повышение качества. Это почти не удалось и не изменило главного - искусство - прямое выражение идеологич. борьбы, и ид. требования вытесняли художественные. Главное в политике РАПП - что тв-вом можно управлять, что нужен идейный контроль. Налитпостовская критика неустанно разоблачала идейные заблуждения, утрату революционной перспективы и пр. непролетарскими писателями-попутчиками. Постоянным проработкам подвергались Булгаков, Платонов, Зощенко и др. Рапповцы то и дело открывали в л-ре буржуазные влияния и опасности. К чему это привело, показывает кампания об "упадочничестве". Разновидностью его была "есенинщина". Не одна рапповская критика зан. этим, одновременно и идеологич. учреждения компартии. Это привело к запрету на печатание стихов Есенина. Впл. до 1950-х годов его не издавали и не изучали в школе. Я лично знал человека, просидевшего 8 лет за "попытку пропаганды упадочного творчества Сергея Есенина". (Он читал его стихи вслух в студенческом общежитии.)

Никаких худож. результатов РАПП не имел. "Чапаев" Фурманова, "Разгром" Фадеева, "Цемент" - - - - - и все. Все прочее кануло в Лету. Все остальные результаты негативные. Начатое рапповцами постоянное угнетение продолжалось до середины 1980-х годов, когда перестали держать и не пущать.

Другое важное течение - ЛЕФ. Левый фронт искусства. Нормативно-авангардное движение. Кроме отца-основателя Вл. Маяковского - Николай Асеев, Сергей Третьяков (поэты), Василий Каменский (поэт, драматург, прозаик, и все это ниже среднего), Осип Брик, Николай Чужак, Борис Арватов - теоретики. Художники, в т. ч. Родченко и Татлин. Кинематографисты первой величины: Эйзенштейн, Кулешов, Дзига Вертов.

Прямые наследники футуристов, считали, искусство не отражение, а продолжение реальности. Ее нужно не описывать, а участвовать в ней, преобразовывать; предшествующий художественный опыт неприменим в этой работе. Искусство должно быть жизнестроением, следствием разрушения границы между искусством и действительностью. Они отвергали искусство вымысла (худож. пересоздание реальности) и выдвигали искусство факта который, минуя психологизм... роман, лирика, психологическая драма, игровое кино, станковая живопись - считались потерявшими худ. силу. Вместо этого предлагаются агитационные, документальные жанры, "производственное искусство". Их искусство должно было служить революции. Именно они первые выдвинули понятие соц. заказа, очень популярное в советской культуре до конца.

Соцзаказ будет всегда. Сорокин выполняет соцзаказ западных славистов, которые считают, что он и есть современная русская литература. Пелевин вып. соцзаказ "продвинутой" части вашего поколения, потребляющей упрощенный буддизм, упрощенную виртуальность. Но вопрос в том, насколько художник свободен брать заказ или уходить от него, и как выполнять. Но зд. вып. заказа общества было обязательным условием. Для самих лефовцев это был сознательный выбор, но его же они готовы были навязать всем принудительно.

Печ. орг. журн. "^ ЛЕФ", 1923-1925. С 1927 г. "Новый ЛЕФ", в 1928 г. закр. Редактор обоих ж-лов Маяковский. Именно здесь лефовцы проводили св. программу, не менее воинственно, чем РАПП, утверждая, что именно они и есть революционная литература, и в борьбе с лит. противниками они были резки и нетерпимы.

Левая авангардистская эстетика в русском искусстве оказалась весьма эффективной. Архитектура бр. Весниных, картины Малевича и пр. - но это зрительные жанры искусства. В литературе эта эстетика была много менее эфф. Подчинившись задачам социалистического строительства и "наступив на горло собственной песне", литература Левого фронта была неспособна выражать широкое содержание. ...служить заменой игровому началу на сцене и на экране. Поэтому объявленное лефовцами обновление лит. тв-ва не состоялось. Это стало драмой левого искусства. Маяковский вышел из ЛЕФа и тот развалился. Маяковский попытался создать новое движение - РЕФ. Под конец он вступил в РАПП. Это была агония левого и-ва. В 1930 году Маяковский застрелился, но кризис протянулся дольше.

Огромная природная мощь таланта Маяковского, воинствующая пропаганда коммунистических идей, поданная в эффектной форме, деформировала сознание советских поколений. ЛЕФовцы участвовали в погроме культуры и гуманизма, от которого мы до сих пор страдаем.

РАППу и ЛЕФу последовательно противостояло не менее значительное, хотя менее громкое движение, св. с ж-лом "^ Красная новь" и лит. группой "Перевал" ... деят. Воронского - "К. н." - первый советский толстый журнал. Он собрал вокруг себя круг писателей, описывавших новую действительность. Алексей Толстой, Есенин, Бабель, Пильняк, Всеволод Иванов, Пастернак, К. Федин, Н. Тихонов. Св. достоинствами ж-л обязан... со дня основания до сентября 1927 года. Др. детище Воронского - лит. объед. "Перевал". Сформировалось в 1923/24 при ж-ле. Сначала объед. молод. писателей, потом количественно увел. и возросла роль. Перест. быть молодежным, стал общелитературным. В разные годы Платонов, Пришвин, Багрицкий, но всего теснее с ним были связаны Иван Катаев, Зарудин и Петр Слетов, ост. в русской л-ре как прозаики "Перевала", и уже затерялись сейчас в туманной дали исторических лет.

Программа "П." - против ломки традиций и уничтожения исторических форм искусства. Они говорят о необходимости исп. эстетич. опыт предшеств. поколений. "П." вырос в недрах рев. и-ва, но они берут в фокус художественность литературы, взяв за основу ее эстетическую природу. Поэтому их недолгая история была историей борьбы с господствующей тенденцией - подчинить худ. тв-во внехудож. целям.

Воронский. Поповский сын, с 1904 г. большевик-подпольщик, все, что полагается - и ссылка в Карелию. Именно его в 1921 году назначили редактором первого советского толстого журнала "Красная новь". Тогда развернулась его деят. худож. критика. Выступал во всех жанрах, особенно поднял жанр литературного портрета. Наследие Воронского не потеряло до сих пор интереса и значения. Последующее развитие подтвердило правоту его предсказаний. Он был человеком революции, но обладал острым и точным эстетическим сознанием. Служить рев., народу, вести к коммунизму и-во должно не как служебная величина, а как самостоятельная худож. ценность. Художник не передает заданную сумму идей, но проникает в суть вещей особым взглядом.

Он говорил об особой худож. интуиции, за что ему и вломили по первое число сторонники догматической эстетики и вульгарной социологии. Им удалось к концу 1920-х вытеснить его с художественной арены. Он участвовал в троцкистской оппозиции, и это помогло с ним покончить. Троцкизм - жесткая бесчеловечная революционная догма, не лучше сталинизма, но... Весной 1927 года, как тогда элегантно поступала партия, в редколлегию "Красной нови" ввели людей, с которыми он заведомо работать не станет: ... В 1928 году Воронский исключен из партии. В начале 1929 г. арестован и выслан в Липецк. (Ему помог тогдашний пред. СНК Рыков, а не то выслали бы в Сибирь.) Воронский отошел от троцкистской орг-ции, ему разрешили вернуться в Москву, но это дало возможность расправиться с ним и опорочить его имя. Он был назначен директором Гослитиздата, а в 1937 году оклеветан и расстрелян.

Когда Воронский был устранен, его линию продолжала вести плеяда критиков "Перевала". Лежнев, Гордов и... В центре внимания - человек. Они первые вернули отвергнутое рев. идеологией понятие гуманизма. В центре внимания - человек. Возрожденное ими понятие гуманизма не было принято остальными. Авербах: "К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто может быть что-то более человечное и прекрасное, чем классовая ненависть пролетариата". Зарудин, Катаев, Лежнев, Гордов остались верны творческим принципам до дня самороспуска в 1932 г. А в середине 30-х многие арестованы и расстреляны, в том числе и Зарудин, и Катаев, и Лежнев, и др.

Еще одно течение: имажинисты. Зарождается еще в 1918 году. Но отчетливо выступает в начале 20-х. Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Рознер. К движению имажинистов примкнул Сергей Есенин. Обнов. и-ва они намеревались - путем утверждения самоценного образа. Св. задачу видели в том, чтобы "как можно глубже всадить в ладонь читательского восприятия занозу образа" (Мариенгоф). Отсюда вычурность, образ становится самоцелью. Поедание образом смысла. Предлагается видеть в поэтическом произведении не целостный организм, а толпу образов. Цинизм, стремление шокировать: "Ах, как хочется, как же мне хочется Из окошка луну обоссать" (Есенин). Поведение. Их выступления рассчитаны на постоянные скандалы. Группировались вокруг кафе "Стойло Пегаса" и двух небольших издательств. Журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасное": вышло четыре номера с 1922 по 1924 год.

Их след в лит. истории гл. обр. бл. Есенину, в поэтической системе которого отразилась погоня за эффектными образами. После смерти Е. имажинизм пошел на убыль. За пределами имажинизма наиболее заметно проявил себя Мариенгоф: "Циники", "Шут Балакирев", мемуары "Роман без вранья". Николай Эрдов в молодости тоже отдал дань имажинизму. Потом он все это перерос и стал одним из крупнейших драматургов послеоктябрьской поры. Хороших драматургов можно было тогда пересчитать по пальцам одной руки, один из них Н.Э.

"^ Серапионовы братья" обр. в 1921 г. Объед. всего 9 человек: Лев Лунц, Михаил Карелин, Всеволод Иванов, Константин Федин, Николай Тихонов, Слонимский, Никитин, Груздев, Елена Полонская. Не имели общей программы. Стремились совершенствоваться путем обмена опытом и обсуждения работ друг друга, оградить творчество от давления извне, дистанцироваться от политической борьбы. Название дала книга Э.-Т.-А. Гофмана. Название восходит к имени раннехристианского пустынника. Название группы означает независимость от политических страстей и политической ангажированности, но не от социальной жизни общества, которая - в их произведениях. Они догадывались, что искусство не иллюстрирует идею, а создает особую худож. реальность, и не боялись это подчеркнуть в своих статьях. Зощенко: "Какая может быть у меня идеология, если ни одна партия меня не привлекает? Я не коммунист, не монархист, не эсер. Я политически безнравственный человек: я ни к кому не питаю ненависти". "С. бр." надолго заклеймили за "безыдейность", кот. мы сейчас оцениваем как большое достоинство их.

Впрочем, стремление к независимости владело ими недолго. В середине 20-х они, по собственному выражению, "разбрелись". Тихонов, Федин, Иванов стали верноподданными советскими писателями. Зощенко и Карелин пытались сохранить независимость, что им удалось в той или иной степени.

Журналы "^ Октябрь" (осн. 1924) и "Молодая гвардия" (осн. 1922). Также в русле прол. движения. 1924 в Ленинграде осн. ж-л "Звезда". Не только пролетарские авторы, но и Тынянов, Алексей Толстой, Федин публикуются там, хотя в основном рапп-напост. Их поддерживает сов. государство, заинтересованное в прол. п.

Близок "Красной нови" журнал "^ Сибирские огни" (вых. в Новосибирске с 1922 г.). Он много сд. для л-ры. Через него ряд заметных имен. Лидия Сейфуллина, Мих. Мартынов. Он был близок к оппозиции...

Складывающаяся советская критика получила в 1921 г. свой журнал "^ Печать и революция". Вых. до 1931 г. Редактор Вячеслав Полонский.

1921 г. - ж-л "Новый мир", стремившийся избегать групповых пристрастий, но это не значит, что избегали страсти и что в конечн. счете он не был на стороне прол. критики.

Все перечисленные выше группы, несм. на все различия, представляли советскую литературу, искания в границах дозволенного властью. Сов. идеологи следили... В том числе и не входившие в группировки Вал. Катаев, А. Толстой и др. тоже держались в рамках.

Но этими подконтрольными исканиями литература не исчерпывалась. Продолж. нелегкую жизнь те, кто хотел сохранить независимость. Сейчас, когда факторы соцреализма потерпели крах, становится ясно, какую огромную роль играли эти люди: Евгений Замятин; Анна Ахматова; Андрей Белый; Максимилиан Волошин; Николай Клюев; Михаил Булгаков. Это разные художники, но их произведения возникли вне надзора. Они сост., по выр. Осипа Мандельштама, тот "ворованный воздух", который позволял искусству не задохнуться. При этом они писали критич. статьи и мемуарную прозу, непосредственно вписывавшиеся в современность и несшие не только воспоминания, но и идеи, адресованные современникам. Виктор Шкловский, одна из главных фигур Опояза, созд. основанные на свободн. ассоциативном мышлении работы "Сентиментальное путешествие", "3-я фабрика", постоянно выступал с рецензиями, статьями, заметками. Книга его статей и очерков, опубликованная под названием "Гамбургский счет", ост. важн. след в л-ре. Все это образцы неангажированной мысли. К творч. жизни, независимой от... тяготели Пастернак, Платонов, Бабель, Олеша, Вересаев. Одни из них обольщались на время соетской реальностью (Пастернак, Платонов), или шли на уступки (Вер., Ол.)... Они не обр. групп, но их объединяла эмоц.-психологич. перекличка, иногда не видная миру. Особое место занимал Макс. Волошин. Сов. власть сохранила ему особняк в Коктебеле, кот. стал летним пристанищем для многих. Это привл. не только морем и солнцем, но и атмосферой свободного общения.

...20-е. На первый план снова выдвигается проза. До этого превалировал более обобщенный взгляд, положительные или отрицательные оценки, которые лучше выражали стихи.

Основной материал - опыт революции и гражданской войны. Черты бытия литература открывает в современном состоянии. Рев. и гражд. война до конца 20-х годов воспринимались не как прошлое, а как длящаяся, неисчерпанная злоба дня. Результаты освоения этого худож. материала сказались скоро. К концу 20-х м. говорить об эпосе русской революции, созд. мног. авторами. По ним м. судить о том, чем была революция и каково было человеку в революции. "И судимы были мертвые по написанному в книгах в соответствии с делами своими". (Стих из Апокалипсиса св. Иоанна, вынесенный в эпиграф "Белой гвардии".)

Один лагерь - людей, вышедших из революции, предст. ее как закономерный и сознательный процесс, стремились выделить целенаправленность... Главный вклад, однако - писатели др. толка, принявшие революцию только как исторический этап в жизни России. Они видели события в реальной, а не заданной проекции. Впоследствии часть их сравнительно легко приняла истолкование событий, навязанное партией. Леонов, Всеволод Иванов, Федин. Другие остались свободными в истолковании событий. Булгаков, Пильняк.

Главное в 20-е - представление о рев. как стихии. Долгое время советские критики рассм. это как признак ограниченности или незрелости. В действительности наоборот, изобр. рев. как стихию в душах людей и об-ве, художники 20-х годов выразили непреложную правду истории. Вышедший из берегов поток событий, вздыбленный быт войны... Образы разбушевавшихся стихий - бури, метели - парафраз социальной стихии: Всеволод Иванов - "Цветные ветра", Борис Пильняк - "Голый год", Артем Веселый - "Дикое сердце".

^ Исаак Бабель в 1917-1924 г. сражается на румынском фронте; корреспондент у Горького; делопроизводитель в ЧК; красный кавалерист - буденовец и др. Многие черты его творческой личности - в репортажах в горьковской газете "Новая жизнь". Они называются "Дневник". Ранние опыты позволяют судить как об облике октябрьской революции, так и характере таланта Бабеля, кот. стремился увидеть человеческую сторону больших событий, и способность творческого зрения Бабеля видеть жизнь в контрастах. Вот почему он в 1918 году пишет о том, о чем никому не пришло бы в голову: он в сиротском приюте и в доме слепых, равно обреченных на голодную смерть, в зоосаду, где медленно издыхают звери в клетках, в морге, куда свозят первый урожай революции - изуродованные трупы. Он показывает, каково частному человеку в эти звездные часы истории.

Цикл "Конармия". С наибольшей ясностью споры вокруг книги выражает полемика между Буденным и Горьким. Статья, подписанная Буденным, "Бабизм Бабеля из "Красной нови". Буденный, разумеется, не только не писал статьи, но и не читал самой книги. Однажды, когда его спросили, как он относится к Бабелю, он ответствовал: "Это смотря какая бабель!" Статью написали бойкие парни из РАПП. В ней говорится, что не показаны героические бои и лучшие командиры, что здесь царит обывательский взгляд, карикатуры, даже клевета. Второй раз против "Конармии" Буденный высказался в 1928 году открытым письмом в "Правде". Горький там же через месяц опубликовал "Ответ Семену Буденному". У кого еще найдете такие красочные описания бойцов, выражение психологии всего коллектива, - пишет Горький, - художественный талант в описании человеческого фактора.

Вообще говоря, у Буденного были причины для недовольства. Крупное сражение при Чесниках составляет второй план в рассказе, где на первом плане - случка лошадей. Рассказ, где ординарец сношается в кустах с Сашкой, женщиной своего командира, который умирает возле. В "Истории одной лошади" прототип начдива Савицкого, который отнял у красноармейца приглянувшуюся лошадь - это будущий маршал Тимошенко, причем в первых изданиях книги он фигурирует под собственным именем.

Октябрьская революция была не только разгулом разрушительных сил, но и несла высокие цели борьбы с угнетателями, черпала силу в вере в справедливое будущее и была воплощением великой национальной иллюзии. Теперь мы знаем, что эти цели вообще неосуществимы, особенно революционным путем, но эти цели из таких, которые выношены поколениями и будут возрождаться вновь.

Характеры и образ действий рев. отмечены печатью зла. За революцию дрались люди, отягченные всеми пороками человечества, более того, октябрьская революция с ее пафосом классовой ненависти развязала худшие страсти и инстинкты человеческой массы. Это уловил и с немалой выразительностью передал автор "Конармии". Герои Бабеля ужасны. Насильники, убийцы, бандиты, готовые ко всякому надругательству над людьми, и тем не менее, именно они борются за выношенную народом рев. правду, несут на себе ее отсвет. Они одичали душой в боях и расправах, но одновременно привлекают подлинностью характеров, независимостью, цельностью побуждений и чувств.

Все остальные, кроме Бабеля, сумели ухватить только одну сторону парадокса. Все это удалось Бабелю особенно благодаря его дарованию улавливать противоречия и парадоксы действительности, скрытое необычное парадоксальное содержание. Жизнь в соч. контрастов, его герои соед. полярные крайности. В низменном возвышенное, в высоком нелепое, в ужасном притягательное. Это всюду, даже в пейзажах, и в языке сочетаются слова и образы из взаимоисключающих рядов. У Бабеля постоянны необыкновенные эпитеты, несочетаемые с определяемым словом. ("неувядаемое шоссе", "католические мадонны с розовыми кроличьими глазами"). "Мы услышали великое безмолвие рубки": кажущееся противоречие, но по сути верная передача впечатлений: когда летят навстречу две человеческие лавы, они кричат, чтобы поднять свой дух и подействовать на нервы врага, и это слышно далеко, а когда они уже схлестнулись, для далекого наблюдателя наступает тишина. Бабель живописал реальность эпохи, кровь и грязь, разгул страстей и инстинктов...

Проза Б. передает не столько парадоксы рев. борьбы, ск. выступавшее в этих экстремальных обстоятельствах человеческое мышление. За варварской простотой, если не дикостью, поведения героев мерцает их неординарное экзистенциальное содержание, человеческое естество. Это придает "Конармии" тот емкий философский смысл, который сразу ощутили современники в России и Европе (книга была быстро переведена). Художественная оптика по-прежнему позволяет с неожиданной стороны увидеть событие эффектный остро выразительный он заключает код, тая нечто о времени и о людях "за текстом".

Дальнейшая деятельность Бабеля - трудный путь. Он пытается погрузиться в гущу событий, участвовал в коллективизации на Украине, оказавшей на него очень тягостное впечатление. Он не успел как следует переработать свои впечатления. Все его лит. наследие с дневником и письмами составляет два тома. У него было "единственное тщеславие - написать как можно меньше лишних слов". М. б., поэтому за 15 лет после "Конармии" написано слишком мало; это показывает, как неподатлива была новая реальность для художника, который пытался не только осудить, но и найти какое-нибудь положительное - подлинно положительное, а не навязанное официальной идеологией - в этой действительности. Общечеловечески хорошее продолжало существовать в этой жизни вопреки новому строю. В 1939 году Бабель арестован. В 1940-м - расстрелян.

Другие писатели не столько отражали реальность, сколько проецировали желаемое на действительное. Долговременных художественных ценностей они не оставили. Именно в их творчестве сложилась литература нового типа (соцреализм). Первое такое произведение - роман Фурманова "Чапаев" (опубл. в 1923 г.). Он показывает формирование нового человеческого типа в лице красного командира, личность которого развивается в ходе гражданской войны. Серафимович - "Железный поток" - стремился показать, как сама вооруженная масса из стихийно действующей толпы превращается в сознательно действующий отряд революции. Роман Фадеева "Разгром" - попытка углубиться вовнутрь человеческого материала, введенного Ф. и Серафимовичем.

Это новое было ново для России, а не новое вообще. Фанатическое служение очередному вероучению, сочетаемое с беспощадностью революционного насилия: советская идеология и обслуживающая ее гуманитарная наука десятилетиями пытались найти в этом человеческом типе основания новой психологии и новой этики.

События революции постепенно затягивались дымкой времени... "Каждому дню достаточно собственных забот", как сказал Христос. Действительно новое общество, пусть далекое от того, что люди думали, что обещала им революция. Новая послеоктябрьская действительность несла в себе немалый заряд неразрешимых противоречий. Она не могла преобразить норм. чел. поведения, мораль... Духовная нищета новой жизни... Новое общество оказалось социально несправедливым, неравенство, все более откровенные привилегии номенклатуры, высокие оклады "спецов" - и нищета большинства. Продолжалось физическое истребление целых социальных слоев. Торжествующая чернь с ее дикими понятиями выступила на авансцену общественной жизни.

Середина 20-х - время острого духовного кризиса, пережитого многими, особенно теми, кто вчера поверил в революцию. Изверились в способности революции улучшить жизнь. Остро и наглядно выр. кризис в судьбе левых поэтов. С большой выразительностью эта духовная драма проявилась в творчестве Есенина. Мотив поэтического разлада с реальностью сквозит во всей советской поэзии 20-х годов. Главный оруженосец главного советского поэта, Николай Асеев: "Так значит, вся молодость басней была, и день революции сгаснет в тумане вдали..." И даже сам главный - Маяковский тоже позволял себе серьезные колебания в св. тв-ве.

В прозе этот разлад отразил ^ Леонид Леонов (1899-1994). Нач. 1921, рассказы. 1923 - опубликовал повести "Петушихинский пролом", "Записи Корякина", "Конец мелкого человека". В 1925 г. опубликовал свой первый роман "Барсуки". В 1927 г. - его лучший роман "Вор". Ранние повести Л. и его первые романы - достаточно серьезное явление в отечественной литературе. Так или иначе, везде война диктатуры пролетариата с формами сознания, сложившимися в старой России, "мелкособственническими инстинктами". И чувствуется поставленный вопрос "кто кого?" Революция одолеет кондовую Русь, или... Богатство худож. средств. Его проза 20-х годов блещет и колоритом, и повествовательным мастерством, и психологизмом, и проч. Но это только в двадцатые годы.

Его творчество шло по убывающей. Ему не хватило собственного художнического взгляда на мир, когда имелся готовый, предлагаемый партией, и Л. Леонов последовал этому господствующему взгляду, за что был вознагражден целым имением в Переделкино со своим лесом с белками и зайцами и своим болотом с лягушками. В старости он вел долгие разговоры со своим любимцем - самой здоровенной лягушкой-самцом. А подлинность в его романах убывала от произведения к произведению.

Действие романа "Барсуки" начинается в Зарядье (улицы, стоявшие на месте гостиницы "Россия", и в деревне, куда двое братьев возвращаются. Один брат участвует в восстании крестьян, другой - командир красных карателей. Итог: воля революции преодолевает стихийность. Леонов изображает так, как будто бы то, что делают большевики, отвечает интересам народа и естественному процессу.

"Вор" - время НЭПа, когда революционное время отходит в прошлое, и обывательской стихии противостоит герой-одиночка, который был красным командиром, а стал "медвежатником", звездой блатного мира. Леонов впрямую учился у Достоевского. Роман развивается как идеологический спор и каждая человеческая судьба - аргумент в этом споре. Нэпман - носитель собственнического хищничества. Только частная собственность вернет Россию в семью нормальных народов. Но частное собственничество и частное предпринимательство не одно и то же. Второе движет вперед, первое служит почвой для самых низменных инстинктов человека. В неразделимости энергии предпринимателя и дурных инстинктов - одна из великих проблем. Нэпман выступает как носитель инстинктов собственника. ... - Чикилев право на пошлый образ жизни. Л. щедро черпает из опыта Достоевского. Итог: сомнение в том, что социализм сможет преодолеть темные инстинкты человека. Нам остается согласиться с сомнениями Л., но сам Л. оказался не очень тверд в своих сомнениях. Он потом напишет вторую версию романа. Ответственность рев. общества за чел. драму главного героя он уменьшил, возложив на Векшина вину за конфликт с обществом. Ту же тему развивали К. Федин ("Трансвааль"), А. Толстой ("Голубые города", "Гадюка").

^ Проза 20-х годов.

Один из основных мотивов -
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconДокументы
1. /Лекции по фармакологии/1-й семестр/Адренергические вещества-1.doc
2. /Лекции...

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconДокументы
1. /Лекции по фармакологии/1-й семестр/Адренергические вещества-1.doc
2. /Лекции...

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconДокументы
1. /Нем. яз 1 семестр/Конспект лекций.doc
2. /Нем....

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconКалендарный тематический план лекций на осенний семестр 2009-2010 уч год по курсу «Философия» для студентов II курса

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconВопросы на доказательства по курсу математики 2 семестр, группа 201
Интегрирование выражений, содержащих. Обосновать, как корень преобразуется в триг выражение
В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconВопросы на доказательства по курсу математики за 2 семестр фвс 520-1, 520-2, 530

В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник icon4 «А», 4«В» классы Математика: стр. 59 №24-28, стр. 59 №1-4 Русский : рабочая тетрадь стр. 43-46 №14, учебник стр. 103-104,№69-71 Чтение: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке»
Хорошо знать название падежей., научиться определять падежи существительных в тексте Д. з.: упр.№69, 70 (дидактический материал),...
В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconСписок задач по курсу «Вычислительные сети» (1-й семестр)
Написать программу, устанавливающую сеанс связи с почтовым сервером по протоколу pop3 и реализующую консоль работы пользователя
В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconМетафизика русской литературы льва шестова
Диссертационная работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета мгу имени М. В. Ломоносова
В. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник iconДокументы
1. /OS - Коликова/06/input.txt
2. /OS -...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов