Литература 20 века icon

Литература 20 века



НазваниеЛитература 20 века
Дата конвертации28.08.2012
Размер334.19 Kb.
ТипЛитература



Литература 20 века



Эта литература пока еще современная, но одновременно она уже прошла. Современность по определению – то, что еще не закончилось, оно не может быть предметом истории, а только предметом критической оценки.

Границы современности: по ту сторону, то, что уже завершилось (мифы, репутации), предел литературного рассмотрения - конец 60х – начало 70х гг. «Молодежная революция» 1968 г. 70х – 80х гг. – переход. 80е-90е гг. – современность.

1914-1918

Первая мировая война стала причиной глубоких изменений в сознании современников. Вера в разум и прогресс стала характерна для эпохи «нового времени». Человек верил, что руководствуясь разумом он может достичь гармонии, и в будущем человек создаст благополучное общество. Завершилась предыстория человечества, началась история человеческого духа. Вера в прогресс основана на вере в человека. Человек по природе предрасположен к добру, он во имя общих целей может отказаться от своих притязаний. Этому оптимистическому настроению в 20 веке пришел конец. Чем ближе мы к искомой гармонии, тем она от нас дальше.

В 20 веке была разрушена сама основа либерального оптимизма. Фрейд доказал, что сам человек существо иррациональное, потенциально опасное. Мораль и логика не имеют над ним абсолютной власти, инстинкты биологичны и естественны.

Культура до 20 века строилась на вере, после человек уже не верит, больше утопий нет. Никто не скажет что добро, что зло, что красиво, что безобразно. Человек должен разбираться в мире сам. Мир воспринимается как лабиринт, хаос. В мире – лабиринте все может быть всем или обернуться ничем.

Феномен массовой культуры создает особый образ реальности: динамичный, изменчивый. Возникает ощущение, что отменены привычные физические законы и категории (мужское и женское, низ и верх и т.д.) Действительность стала сомнительной и недостоверной.

Комфортная ли это ситуация для человека? Не очень, так как вера облегчает жизнь, она дает сознание правоты. Трудно не предпочесть сомнения вере. Сомневаться для человека – это нормально. Это все сообразил еще Паскаль. Паскаль хотел верить, что мир устроен умным и добрым Богом. Он не находил оснований для веры, но и не находил оснований для неверия.

Начало 20 века – сомнения становятся определяющим настроением духовной элиты общества. Вызревают те настроения, который сменили либеральный западный прогрессизм. Основные тенденции были вызваны импульсами, оформившимися в н.19-к.20 вв. В Первую мировую войну эти настроения становятся массовыми. Цивилизация оказалось соотнесенной с войной и со смертью. Так начался 20 век в общемировом масштабе. Вторая дата – май 1968 г. – волнения в Париже, август – восстание в Чехословакии (хиппи). Оформились главные идеи рокмузыки. Эти скульптурно-выразительные феномены существующего глобального процесса – масштабная смена культурной парадигмы.


Европейская цивилизация основана на диалектике просвещения, эта цивилизация целей, к ним стремиться, как один человек, так и все общество. Суть стремления в том, чтобы превзойти себя. Воплощение Европейской цивилизации - Фауст, который не удовлетворяется данным.

Цивилизация, утверждающая себя как цель, обозначает пренебрежение к тому, что есть. Эта цивилизация жесткая, абстрактная. Доминирование будущего над настоящим выражается в органических пороках цивилизации (социальная эксплуатация, культ силы, колониализм)

Бунт против этой рационалистической цивилизации был темой искусства «нового времени». Сентименталисты: критика просветительского рационализма (+романтики и декаденты). Критика этой цивилизации – тема писателей ХХ века. В искусстве бунт не может стать темой и только темой. Само искусство – институты той же цивилизации, против которой бушует художник. Эти институты легализуют бунт, включают его в рамки цивилизации. Так бунт утрачивает непосредственность и спонтанность, он тоже включается в категорию целей.

Поведение бунтарей 60-х не могло быть поставлено в контекст целей ( не измеряется категориями прогресса, гуманизма). Личность ограничивает себя артистическим самовыявлением. С точки зрения просветительской цивилизации так нельзя.

Самосожжение Яна Палоха в Праге 1968-69 гг. В его поступке – свобода не цель, а то, что он осуществляет этим актом. Человек – метафора большой силы. Он изобразил себя выразительно.

После этого предела нужно искать другие координаты для измерения времени.

Вторая Мировая война: два периода эпохи 20-40 гг. и 50-60 гг.

20-40 гг. – период преобладания тоталитарных государств (Германия, Италия Россия). Эпоха архаическая в технологическом отношении.

50-70 гг. – во время утверждения и господства демократии. Стремительное развитие техники. Формируется система электронных СМИ.

В литературе 20-40 гг. ведущие позиции занимают писатели «потерянного поколения» – опыт Мировой войны (Хэмингуей, Ремарк, Гашек) Их произведения обладают и идейным и стилистическим сходством.

После войны – картина пестрая и дробная.


^ ВОПРОС МЕТОДА

20-40 гг. Значима грань между авангардистской и традиционалистской литературой (модерн-реализм).

50-70 гг. Нет четкого противопоставления по признаку авангард –традиция. Вся литература включает момент экспериментаторства.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 20-40х гг.


Сложилась новая обстановка, мир изменился географически. Этот новый политический порядок не обеспечил стабильности.

Данная эпоха – буржуазно-викторианская (солидарность, благополучие, самоуверенность). Экстравагантность и не тривиальность осуждались . Стиль belle epok, с которым в годы войны было покончено. 20е годы принесли новую атмосферу и стиль. Сменилась система ценностей. Буржуазно-викторианская культура основывалась на общих ценностях. Это коллективистская эпоха. Новый век должен стать более индивидуалистическим. Герой 20х гг. – одиночка, устраивающий жизнь по своему разумению. Культ наслаждения Мир становиться более индивидуалистическим, более массовым. Викторианское общество – кастовое. Теперь все стали равны, общество превратились в массу отдельных единиц. Мода смешивает представления о мужском и женском, стираются национальных грани. Европейские границы прозрачны – толпы эмигрантов. Столицы Европы – мировые города (Цюрих, Париж, Берлин, Прага, Барсилона). Европа демократизировалась. Типа писателя меняется. Культура писателей конца 19 века – две маски: писатель-ученый (Золя), писатель-эстет. Эти маски теперь неприемлемы, новый писательский тип – человек из толпы, разделивший общую судьбу своего поколения (Хемингуэй, Ремарк, Гашек)

Изменяется язык и стиль – простота и безыскусность. Произведения 20 гг кажутся наивными и неумелыми


К.20- 30 гг.


На смену индивидуализма 20хгг. Приходят антииндивидуалистические тенденции. Популизм – ориентация на соединенную народную массу (Гитлер, Муссолини, Рузвельт). Усиление стремлений к коллективизму. Народные массы стремятся ощущать себя единством.

В литературе – прямое усвоение писателями тех или иных идей политических идей (коммунистических/фашистских). Движение католического возрождения (Ф.Мориак)

^ ЛИТЕРАТУРА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ

(20х годов)

Э. Хемингуэй: «Старый мастер бранил молодого и сказал: вы все потерянное поколение» – эпиграф к «Фиесте». Черты: нигилизм, индивидуализм, часто это разрешалось поиском нового времени. Часто это участники войны. Отступление «потерянных» было подготовлено Лоуренсом, Барбюсом. Они стали духовными лидерами для писателей потерянного поколения. Лоуренс, Барбюс, Андерсен были аутсайдерами, нарушающими правила. Для них близка позиция непринадлежности к литературному миру. Барбюс «Огонь» посвятил избранным словам, нет сюжета, автор – хроникер. Нарочитое нарушение норм стиля (Лоуренс) – залог искренности и честности. Характерен конструктивны и позитивный пафос. Они – проповедники новых ценностей.


Писатель, воплощающий среднюю норму «потерянного поколения»

^ ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК

(1898-1970)

1916 г. добровольцем пошел на фронт (Западный фронт). Первые два романа провалились, появилась третья книга - (1929) «На западном фронте без перемен». Здесь есть отсылки и цитаты и другое к книге Барбюса «Огонь». Это не роман, а цикл очерков, нет единой интриги, организующей все действие.

Повествование идет от 1 лица – Пауль Боймер – молодой опытный солдат (прототип автора). Сменяются картины военных будней.

Ремарк изображает войну с позиции маленького человека, рядового участника событий. Технику изображения войны придумал Стендаль, Толстой. Цель приема – наивный свидетель воспринимает сражение неправильно. Это значит, что он воспринимает его с гуманистической позиции, то есть правильно. Абсурдности и жестокости происходящего удивляется Боймер как наивный свидетель. Стендаль и Толстой вели повествование в 3-м лице – впечатление наивных Фабрицио и Пьера накладываются на более объективное изображение автором данное самим автором. Объективный рассказчик наделяется более общим взглядом на весь мир. Автор-мудрец надстраивается над частным виденьем героя.

У Ремарка этого нет, герой сливается с автором, рассказ пишет герой, это исповедь, непосредственное излияние души. Это отличает «Западный фронт» от «Огня» Барбюса, где рассказчик не персонифицирован. Барбюс смотрит не все происходящее сверху, он утверждает ценности общечеловеческие, а герой Ремарка говорит от себя и за себя. Книга Ремарка стала Библией потерянного поколения. П. Боймер рефлексирует по поводу неприкаянности своего поколения. Его сверстники грубее и циничнее, чем надо. Они видят жизнь без иллюзий. Ремарк депоэтизирует облик войны. Ремарка – повествователь на нулевом уровне. Герой с удальством говорит об этом: «Мы больше не молодежь». Но они молоды. Герой Ремарка наделен острым моральным сознанием, чувством справедливости. Все окружающие либо хорошие, либо плохие и это не функция характера. Плохие – мир взрослых, обманувших молодежь ложными надеждами (отечество, нация). Поколение Боймера – молодые и хорошие.

Речь должна идти о том, что высокие чувства и идеалы подменяются и эксплуатируются миром взрослых. В фронтовом братстве эти чувства находят отклик – много сентиментальности. Ремарковская сентиментальность – способ ухода из холодного и враждебного мира взрослых. Позиция писателя – это позиция обиженного ребенка. Цинизм и грубость героя – маска, он таким хотел казаться. Но Ремарк рассказывает каким он является на самом деле. Личное человеческое содержание выражено более удачно. В других книгах вырастает писательское мастерство


^ БЕРТОЛЬД БРЕХТ

(1898-1956)

Родился в г. Аутсбург, в богатой семье, изучал медицину в Мюнхене. 1914- публикует стихи. 1918 – армейская служба – санитар. 1922 – постановка первой пьесы «Барабаны в ночи», пьеса получила широкий резонанс. 1924 – Брехт штатный драматург театра Ренхардта, сотрудничество Брехта с актером Бушем . 1926- ставится комедия «Что тот солдат, что этот», которую Брехт считал первым образцом эпического театра. Слава Брехта растет. Особенно после 1928 г., когда была поставлены «Трехгрошевая опера» . в 1933 году Брехт уезжает из Германии и до 1948 живет в эмиграции («Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человека из …»)

Брехт много выступает публично. Его выступления имеют просоветский и прокоммунистический характер. В 1949 году Брехт организует свой театр – Берлинер Ансамбль и осуществляет все свои идеи.

Его признавали едва ли не единственным театральным гением ХХ века.

ТЕОРИЯ Брехта

Идея эпического театра и эффект очуждения.

Брехт противопоставляет свой театр театру Аристотеля. У Аристотеля - сопереживание зрителя герою, через страх и сострадание зритель приходит к катарсису. По мнению Брехта катарсис действует как наркотик, так как он примеряет зрителя с действительностью. Театр должен не примирять зрителя с жизнью, а показывать нетерпимость, учить преодолевать действительность. Театральное произведение должно побеждать в зрителе соответствующие мысли, должно быть адресовано к интеллекту зрителя, который должен смотреть на сцену отстранено и холодно. Для этого используется прием очуждения:

  • Обращение к чужому литературному и театральному материалу - отношение к реальности и полемика с другим произведением, пародийное обыгрывание чужого материала.

  • Условная обстановка и условные декорации.

  • Игра актера допускает экстравагантное преувеличение.

  • Брехт практикует многочисленные выходы актера из роли. Обращаясь к зрителю актер объясняет что происходит на сцене. По оду действия актеры исполняют песни, дающие комментарии к действию.

Эпос – рассказывает, драма – показывает. В эпическом тексте есть монологический рассказчик, авторский голос, носитель всего комплекса идеологических переосмыслений происходящего. Брехту важно подчеркнуть наличие авторской воли. Эпический театр – это театр авторитарный, агрессивный и жестокий. Жестокость театра у Аристотеля – это жестокость мира, космоса, реальности. Жестокость театра у Брехта – жестокость, которая навязывается театру и зрителю. Зритель должен навязать эту волю действительности. Театр манипулирующий жизнью (Брехт испытывал симпатию к Сталину).


Театр возникает на основе философской и социальной потерянности. Брехт издевается над буржуазной моралью и искусством. Театр Брехта – авангардистский, преобразование мира словом. Свои произведения Брехт интерпретировал в революционно-марксистских терминах. Достаточно ли их? Есть ли там что-нибудь кроме идеологии? С 60-х в России ставили Брехта, не идеологизируя его произведения (Театр на Таганке).

«Добрый человек из Сычуани». Пьеса революционная, но можно толковать ее более широко. Пьеса о том, что моральные нормы к жизни не приложить, хотя добро и зло реальны, но не абсолютны. Возможность двойного прочтения есть во всех прессах Брехта. Три бога. Добрый человек – проститутка, она по-настоящему добра, но это эксплуатирую все, кому не лень. Для того, чтобы сохранить доброту она перевоплощалась в своего злого двоюродного брата. В конце концов ей пришлось носить эту маску не снимая. Боги не могут не признать, что из их затеи нечего не получилось.

У Брехта несмотря на принципы эпического театра зритель в действие все же не погружен, приемы не разрушают искусство, а создают его, зритель любуется самим механизмом приемов. Очуждение играет не ту роль, которую ему приписывает Брехт, приемы разрушают наивное представление об искусстве, реальность дегуманизирована. Театр Брехта – самодостаточный мир, внутренне завершенный и не требует внешнего оправдания, но автор его дает через идеологию. Брехт находится внутри театра, поэтому его публицистика не совсем серьезна, идеологическая маскировка была нужна. В пьесах всегда есть циничный герой с идеальным стремлением – в нем сам автор. Все скитания сопровождались шедеврами: с одной стороны, изгнанник и гонение, с другой – непрерывные успехи, взлеты и постановки.


СЮРРЕАЛИЗМ


Мировой центр – Париж, но среди участников движения были и немцы и чехи и американцы. С был представлен во многих видах искусства. В нем видят одну из ведущих тенденций ХХ века. Участники необычайно имениты: Арагон, Ренуар, Дали и т.д.

Ему предшествовал дадеизм. Сложилось движение в Цюрихе в 1916 году, возглавил его Тзара, и было поначалу интернациональным. Здесь собирались нейтралы, живущие над войной и отечеством. Характерен антивоенный и антикультурный пафос. Идеологически близки к потерянному поколению, хотя в них часто видят антиподов. Собирались в кабаре «Вольтера» позже переименованном в «Дада». Устраивали выставки, вся деятельность протекала в атмосфере скандала: вместо музыки – какофония и т.д. Практиковали расчленение текста, как и мира (мир лишен цельности и смысла). Человеческие обрезки – руины человеческого тела .

Важен и общий антиэстетический пафос. Зрителю и читателю дается заведомое неискусство, даже не текст. Разрушая искусство стремились вырваться из системы культуры. Но желая вырваться из культуры в культуру и возвращаются. Это было воссоздано в сюрреализме.

После войны дадеисты перебираются в Париж. Проводят представления, состоящие из воплей и угроз, мордобоя и разгула. К концу 1923 года скандалы затихают, в1923 году издают первый манифест сюрреализма. Фаза конструкции. Концом называют 1938 год, когда сами участники заявили, что сюрреализма дольше нет. История скандалов, расколов и объединений. Термин заимствован у Аполлинера из драмы «Груди Тересия». Также почитали Рембо. Сюрреалисты изначально заявляли о себе, как о большем. Чем искусство погружением в стихию бессознательного, где нет логики и интеллекта. Культ неврозов, бреда и паранойи. В 1922 году у дадеистов началась эпидемия сновидений (Деснос). У него способность погружаться в транс и описывать свои видения. Сумасшедшие дома – величавые дворцы гения. Сюрреалисты не просто противопоставляют явь и сон, они уравнивают их в правах, явь – одни из снов, разум – одна из форм психической деятельности. Нет норм и девиаций, нет добра и зла, нет красоты и безобразия. Атакуют вводимые границы, культуру, как их знак. Ненавидели Франса, его смерть отметили памфлетом «Труп», предлагали тело засунуть в ящик букиниста и выкинуть в Сену. Он воплощал логику и здравый смысл, ненавистные сюрреалистам. Противоположное место занимал Де Сад. Его подрыв культурных ценностей казался близок сюрреалистам. Вхождение в культуру предполагает примирение с запретами, существующими в ней. Кроме Де Сада были близки романтикам ( безумные гении противопоставляют себя посредственной толпе, интерес к иррациональному, докультурному, гротеск близок к сюрреалистическому). К романтикам сами сюрреалисты относились с иронией, так как для романтиков актуальным было противопоставление добра злу. Их подлинный гений всегда был высоко этичен, они видели красоту и благо в природе: сюрреалисты не отождествляют то, что за пределами порядка, с добром и благом. Был важен принцип фрейдизма. Фрейд говорил о том, что за гранью сознания находятся разрушительные инстинкты, которым надо дать волю по мнению сюрреалистов. Это близко и к идее Рембо, который тоже был недоволен существующими формулами культуры. Слово должно воздействовать не иллюзией реальности, а само по себе став материальным объектом. Язык не значит, а есть. Преодолеть дуализм слова можно, если оно станет заклинанием с магической силой или лишиться смысла. Сюрреалистам не чуждо представление о поэзии, как о заклинании. Такие опыты были, но чаще сюрреалисты пытались преодолеть знаковость речи, разрушая смысл и причинно следственные связи. Именно построение таких текстов они занимались играя в «чепуху». Игровой характер о многом говорит, так как они понимали творчество как абсолютно свободную деятельность, эстетика итогового текста не имела значения. Эстетика сюрреализма вербализует подсознание для этого не нужен талант и мастерство, нужно распахнуть двери провидящему сновидению, создавая существо ошеломляющих образов, несовместимых со здравым смыслом (комбинация вещей и понятий). Словесные образы иногда очень эффектны, иногда путы. Ценность состоит в отсутствии мотивации, они погружают нас в волшебную атмосферу, где все возможно. Это царство сверхреального, мозг порождает новые образы, которые надо зафиксировать автоматическим письмом. Но так ли свободно и немотивировано наше подсознание? Образы сюрреалистов вращаются в кругу банальных школьных ассоциаций(в1924 году сюрреалисты были еще достаточно молоды). Подсознание тоже организовано, как и язык, причем язык – банальный. Поэма Бретона – колаж из неслучайного порядка рекламных объявлений. От смысла и знаковости уйти не удается. Для Бретона разница между эффектными и неэффектными образами не принципиальна, многие сюрреалисты пошли другим путем. Поток сознания часто только эмитируется.

Изящество создавало проблему для сюрреалистов, так как поэты были талантливы, а сюрреализм помог им избавиться от банальности и риторики. Бунт требует фона. Сюрреалистичный бунт оказался в конечном итоге неосуществим. Эпитафия сюрреализму вышла в журнале.

ЛИТЕРАТУРА 50-70гг.

Единство исторического процесса: рост благосостояния, утверждение демократии. Особое время со своими ориентирами: эпоха революционная, везде стремительные изменения, менялись люди и государство, мода и музыка. Рухнула колониальная система, на территориях возникали независимые государства. Шли антиколониальные войны в Африке, в Латинской Америке расцветало насилие, диктатура в Парагвае, Сальвадоре, Никарагуа, на Кубе шла партизанская война. Военные перевороты формировали облик «пылающих континентов».

События в развитых странах тоже революционны: борьба за расслое равноправие, сексуальная революция, борьба женщин за свои права, молодежные движения. В 60-е конфликты достигли своего апогея. Хотя в 60х расовое равноправие уже юридически было закреплено, но социально – нет. 1957 году в Арканзасе попытались устранить расизм, туда для защиты негров были направлены войска. Эту борьбу возглавлял Мартин Лютер Кинг. В 1964-1964гг. конгресс запретил расовую дискриминацию, но напряжение не спало, в 1965-1968гг. – волна расовых беспорядков. Кинг был убит в 1968 г. В 60-е годы женщины борются за свои права: улучшилось медицинское обслуживание, легализованы аборты, запрет на дискриминацию при трудоустройстве, складываются радикальные направления феминизма.

28 июня 1969г. полиция проверяла кафе, где собирались секс меньшинства, они атаковали полицию, писали на стенах лозунги в поддержку геев.

Молодежное движение считают основой всех направлений: требуют права жить так, как им хочется самим, а не так, как требуют. Меняется мода, секс и музыка, рок становится философией жизни. Появляются террористические организации.

Пик революционности – 1965-1967 гг. Появляется альбом Битлз «НЕLP», в 1967 убит Чегевара, революции в Праге, убийство Кеннеди, 1969 г. – терроризм «Черных пантер». Марш мира, митинги, демонстрации, протесты.

Контестация - Несогласие было широким, неорганизованным движением, состоянием умов. Неприятие тоталитаризма и реалий массового общества, всего, что подавляет человеческую личность. Нападают на агрессивные, дегуманизированные СМИ, на безликую демократическую политику. Движение было антигуманистическим. Идеологами движения были Сартр, Адорно, Маркузо, основывалось на иллюзиях буржуазного гуманизма: сохранить в массовом обществе личностную уникальность. Итог мало соответствовал ожиданиям.

В 70е годы социальное напряжение ослабевало. Похищение в 1978 итальянского примьера АльтоМора «Красными Бригадами» и дальнейшее его убийство. В 60е террористам симпатизировали, в 70е – возмущались и считали этот акт анахронизмом, напряжение борьбы спало. В 70-80 гг. даже диктатуры снимались мирным путем. Сексуальная революция теряет размах.

Цели борьбы достигнуты, мир стал демократическим, утратил идеологическую предопределенность. Демократия сама оказалась пролемой, а не решением проблем, появился СПИД и наркотики. Многообразие жизненных форм обернулось утратой стиля и пафоса.

Идеология отразилась в литературе: кинематограф и литература неореализма в Италии, новый кинематограф во Франции, движение сердитых молодых людей в Англии, многие художники сами по себе. Идеи контестации моло отражают правду. Важно негативное и позитивное: исходила из идеи личности (была фундаментом классического реализма), сохраняет верность классическому реализму. Многие писатели экспериментируют с формой, но в основном форма традиционная.

Присутствует элемент сатирического обличения форм западного общества. Широкие рамки, в них многое возможно.

^ ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМА

Это не просто философская доктрина, но и особое виденье мира. Эта философия антропоцентрична. Э. интересует не только бытие, но и существование.

Важная категория существования – свобода, это всегда выбор. Человек себя выбирает, руководствуясь собственным субъективизмом. Чтобы быть свободным, нужно освободиться от норм, которые навязывает общество. Человек на пути отзверя к ангелу благодаря цивилизации просто застрял.

Э критичен: он помогает выбраться из плена предопределенности. Камю – «чистое искусство», Сартр – «ненужная щедрость».

КАМЮ

1913-1960

Одна из ключевых фигур 40-50х гг. во Франции. Самый молодой лауреат Нобелевской премии (1957). Его отец погиб на Первой мировой, семья была очень бедной. Камю был одаренным человеком, его сформировали средизимноморье, песчаные плети Алжира. Был болен туберкулезом, поэтому часто думал о смерти. Селовеческое существование бессмыслено.

В творчестве: цикл абсурда («Эссе об абсурде», «Миф о Сизифе» 1941 г., «Калигула» - 1945г.) Тема – бессмысленность жизни, ее оправдание – наслаждение. Что-то общее с Хемингуэем (присутствие смерти в каждом моменте жизни, короткие фразы). Центральное произведение – «Посторонний». Повесть об обычном человеке, но он не такой как все, посторонний. Неожиданно для себя убил араба. Убийство ничего не значащий факт в природной жизни для него, герой свободен от морали и обществом диктуемых норм. Он живет как слепой, не придает значения словам и условностям, все социальное его не касается (не плачет на похоронах, так как жизнь заведомо конечна). Он доверчив к собственным чувствам и желаниям, вырван из социума, укоренен в природном мире, он асоциален, действует по программе моря и солнца. Смерть матери его не слишком трогает: он вертится, уходит с похорон первым, на следующий день идет с девушкой в кино. На суде это сыграло решающую роль, он – «белая воронав». На вопрос любит ли он свою мать, он отвечает, что каждый хоть раз желал ей смерти. Но все эти поступки ни о чем не свидетельствуют, они вообще лишены смысла. Общество избавляется от героя потому, что он лишний.

В пьесе «Калигула» действие идет иначе. Калигула из абсурда создает собственную программу. Гибель возлюбленной напоминает ему о том, что все смертны. Он решает донести это до людей, становится злодеем, тираном и насильником. Его поступки бессмысленны, так он пытается совпасть с существующим миропорядком, но есть и другой путь. Философ противопоставляет себя злу, он понимает, что счастье не абсолютно, но это не значит, что нужно людей этого счастья лишить.

Камю создал героический образ Калигулы, он несет благо и в то же время вызывает жалось.

Второй цикл творчества Камю – бунт («Бунтующий человек», «Чума» – 1947 г., «Недоразумение» - 1943 г.). Изложение позитивной программы – что делать перед лицом смерти. Бастовать против абсурда во имя обрететния свободы.

«Чума» действие на территории Алжира в городе Оране. Все люди – жертвы, власти закрывают город, все – пленники чумы. Медики пытаются помоч, но причины никто понять не может, все лечение проводилось наугад. Болезнь мутировала. Организована санитарная команда, но все это только реакция. Действует чума, поэтому книга хроникальна. Люди ищут причину, чума воспринимается как кара. Ботью: этот бич должен забрать нечистых. Но смерть не делает различия, она забирает детей и праведников. Нравственность бесполезна, чума – не гнев Божий.

Местный врач понимает, что возникновение болезни необъяснимо, чума ушла, когда истощила свой запас злобы. Эпидемия абсурдна, завершение ее не победа над чумой, так как чума –0 это сама жизнь. Это окружающий нас, бессмысленный и абсурдный порядок вещей. Фашизм – одно из проявлений такого порядка.

Город изолирован, герой наедине со смыслом бытия. Как жить, ведь любая попытка сопротивления бессмысленна, или бороться, хоть это и бесполезно. Герой выбирает второй путь.

В «Постороннем» – солнце средиземноморья, в «Чуме» – серый выжженный город. Но и тут и там есть свой посторонний, который перестает быть посторонним, помогает санитарам. Героев отличает отношение к смерти (она как незбежность или бессмысленность). Художник освобождается отзла в творчестве.

ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980) – больше философ, чем писатель, создал ряд философских трактатов. Занимался литературой. Роман «Тошнота» – тоже идея бессмысленности мира. Это дневник Рокантена, главного героя. Герой ищет в библиотеке материалы, в свободное время слоняется по городу, наблюдает за обывателями. Он тоже посторонний, но не совершает ни одного поступка, он просто живет (отличается мыслями, а не делами). Толчком стала тошнота: сознание заполняется предметами внешнего мира, он отчужден и потерян. Даже в отношениях с предметами он отчужден. Мысль о случайности бытия: все вещи случайны. Конфликт сознания и мира. Лицо лишено смысла, лишено даже человеческого выражения. Тело кажется чужим. Чтобы выжить в этом мире чужих вещей герой пытается их отрицать. Рокантен ощущает себя особой субстанцией, они с миром лишние друг другу. Приходит идея покончить с собой, но и смерть кажется лишней для вечности. Любое существование лишено смысла. Жизнь всех лишняя, даже тех, кто не считает лишним себя. Их сознание приукрашено логикой и моралью.

У Рокантена появляются апокалиптические видения в духе сюрреалистов. Он в конфликте, его нужно решить. Путь связан с образом самоучки, он 6 лет занимается литературой, хочет так заполнить разрыв между собой и миром. Живет для других. Рокантен стремиться отделить себя от мира, это роман – антивоспитание. Герой вычитает из себя все ценности, которые у него были, отказывается от цели потому, что нет прошлого и истории, все является только тем, чем кажется.

Рокантен отказывается от любви, от обязательств, от привязанностей. Он одинок, ему чужда дружба, к людям он равнодушен. Оставгшись пустым он обретает свободу, которая напоминает ему смерть. Остается вопрос с осуществлением свободы, искусство может быть единственным оправданиемего жизни. Это драма и самого Сартра.

В драме «Мухи» (1943) – та же тема отчужденной личности. Герой Орест тоже пуст, ему советуют путь творчества, но он выбирает оружие. Обыгран миф Др. Греции. Орест возвращается в особый день домой, когда люди каются в грехах. Вина перед прошлым блокирует человека, мухи напоминают о грехах. Появляется Орест, который свободен. Осуществляется возмездие, он отбирает правыо у богов решать за человека его выбор.

Орест уходит из города, уводя за собой мух, но он не получает счастья или надежды. Удел человека трагичен.


^ ИДЕИ И ДОСТИЖЕНИЯ КОНТЕСТАЦИИ

Политически неоформленное, позитивных идей не выдвигало. Единство - в общности предмета критики: политическое насилие, войны, тоталитаризм и пошлость, глупость массового демократичнского общества. Идеал -–свободный и творческий человек, движение за право быть другим.


ПОСЛЕВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ФРГ (7 сентября 1949 г.)

Это литература «нулевого года»: рухнула идеология нацизма, у многих возникло ощущение, что рухнули и Гетте, и Бетховен, и Ницше. Прошла кампания по искоренению идеологического наследия нацизма: образовали комисси, которые могли запрещать деятелям культуры, связанным с нацизмом, публично выступать. Навязывалмсь американские стандарты либерального оптимизма.

В Германии стали издавать авторов, которые были раньше запрещены: Фолкнер, Кафка, Джойс, Хемингуэй и т.д. И при Гитлере выходили не только нацистские книги, была литература внутренней эмиграции: авторы или писали для себя или вообще не писали. В первые годы после войн в эти книги были опубликованы, но к ним существовало настороженное отношение: их духовный опыт не совпадал с опытом более молодых жителей. Также относились и к авторам внешней эмиграции.

^ АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

После войны распалась колониальная империя - в 1947 г. освобождена ИНдия. Мощные антиколониальные движения, даже войны, драматичные переживания самих англичан. Они осознали новый статус маленькой страны, поиск себя в себе. Усиление консервативных тенденций. Правление Маргарет Тетчер. Преобладают либеральные тенденции в послевоенное время.

Джордж Оруэли «1984» (опубликован в 1949), писал еще до войны, служил офицером полиции, ушел со службы в знак протеста против колониализма. Сражался в Испании, познакомился с коммунистами и разочаровался в любых радикальных проектах. Позиция просвещенного либералиста. В литературном отношении – наследник Свифта. Герой книги, усомнившись в справедливости тоталитаризма, хочет любить свободно, но его пытают, он предает любимую и обожает своих мучителей. Принадлежал к числу достаточно старых писателей.

В 50-60е гг. появилдись новые авторы Дарелл, Джон Уэйн и т.д. Общий пафос выражен в литературной статье: «поменьше литературы, побольше жизни». М. Бредбери пишет о необходимости социальной колонизации. Англия должна обратиться к тем сферам жизни, которые раньше литература обходила. «Сердитые молодые люди» писали о неприглядной реальности (Осборн, УЭЙН). Общих заявлений не делали, но основания есть: главный герой – трагикомический молодой человек, обличающий общество, желает защитится, в этом самом обществе и получше в нем устроиться. Герой и смешон и симпатичен автору. Идея социальной колонизации выступает как социальный фон: бедные комнаты, плохая обстановка. Литература антивикторианская (у героя ни шарма, ни элегантности), часто нарочитый отказ от внешних признаков литературности, от сложности, от интриги, пародируют банальные сюжеты. О сердитых в СССР говорили много, но печатали мало.

Эмис «Счастливчик Джим». Юмористическая книга о приключениях молодого преподавателя Джима. Он завистлив, не очень талантлив, страдает от бедности. Попадает в нелепые ситуации. В конце жениться на любимой девушке и получает постоянное место. Сам автор был склонен к компромиссу, в конце жизни стал баронетом и патриотом, восхищался английскими традициями и Бондом.

ОСБОРН Д. Его пьеса «Оглянись во гневе» соответствует времени, ее герой – сердитый молодой человек. Джимми – выходец из мещанской среды, окончил университет и пробовал разные профессии. В момент начала драмы держит с другом кондитерскую лавку. Он разочарован в церкви, газетах. Правительстве, жене и ее родственниках. Больше всего достается Элисон и Клифу. Если ему не хватает слов – берет трубу и начинает неумело играть.

Окружающие его люди терпимы и сдержаны, мягкие интеллигенты, но и Джимми обаятелен, к нему тянуться женщины. Отношения в семье на грани развода. Приехавшая подруга выпроваживает Элисон и занимает ее место. Но елена не выдерживает и уезжает, Элисон возвращается. Причина действия – обаяние Джимми, в его упреках – желание чистоты и подлинности, он выдвигает к жизни идеальные требования, хочет возвышенности и героизма. Этот идеализм сближает его с нашими шестидесятниками. Джимми не рисуется и не лицемерит, он действительно несчатслив. Но отношение кнему неоднозначно, хотя сам Осбор вложил в героя и часть себя, свои мысли. Но одновременно автор дистанцируется: Джимми слаб, не способен организовать жизнь в соответствии со своими идеалами. Жена и друг создают для него тепличные условия.

СМИ не удовлетворяют его, он возмущается миром массовой культуры, но другого он не знает. К герою чувствуешь жалось и иронию.

Пьесса традиционна и по форме, но женщина, занятая глажкой белья появилась на сцене впервые. После этой пьессы Осборн пишет еще, но уже меньше в качестве драматурга, смотрит на мир пессимистически.

^ АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Ничуть не уступает довоенной. Война стала проверкой ценностей. Наша литература о войне трагедийна, позитивна, не бессмысленна, гибелт героя не абсурдна. Американцы изображают войну как абсурд, переносят акцент на бессмысленную дисциплину и неразбериху.

Человек, воюющий со смыслом либо фогнатик, либо сумасшедший. Цели войны ничего общего не имеют с человеческой жизнью. Эта литература более индивидуалистична.

Первые годы после войны – самое мрачное время для интеллектуалов: холодная война карибский кризис, война во Вьетнаме. Комиссия (1 953) по расследованию антиамериканской деятельности, многие деятели кино и литературы привлекались к проверке на благонадежность.

Экономика страны росла, страна становилась пошлой и циничной. Интеллектуалы бунтовали против прагматизма (Д.Стейнбек, А.Миллер, Д.Гарднер, Н. Миллер), против бездуховности и тоталитаризма. Они попытались играть роль духовных вождей, нонконформистов (буддизм, новое христианство).

Джером Девид Сэлинджер. В 1951 написал «Над пропастью во ржи». Отразил дух времени и целого поколения. Холден Колфилд одновременно и нечно большее, он стал символической, мифологической фигурой. Но это и конкретный образ: из множества конкретных деталей, его речь несет на себе отпечаток времени, она придает основное обаяние книге. Речь состоит из сленга американских старшеклассников. Жанр –0 роман-воспитание, но занимает особое положение. Холден отвергает взрослую жизнь (пропасть) без колебаний. В неврозе Холдена его способ ухода от реальности, он одержим идеей чистой жизни, его посещает мысль о смерти.

Автор в книге скрыт. Герой живет в духовном вакууме, нет рядом ни одного взрослого, которому можно довериться. Создается впечатление, что Селинджер с ним согласен. Но в самой повести его правота и неправота утверждается одновременно, не следует Холдена принимать на веру. Книга предполагает сочетание снисходительности и юмора.

В литературном отношении компромиссна.


УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ (1914-1977) В 1936 окончил Гарвард, продолжил изучать медицину в Вене. Много путешествовал. В 1944 стал наркоманом, был гомосексуалистом. Это были темы его творчества, метафоры человеческого бытия. В 1949 перешел мексиканскую границу, скрываясь от полиции. Случайно застрелил жену. Позже обосновался в мужском борделе в Марокко. В 1956 году победил наркозависимость.

Чувствовал враждебность цивилизации по отношению к истинной сущность человека, обрушивается на язык, как на основу цивилизации. Замысел – уничтожение и растление языка.

«Голый завтрак» (1959) нет сюжета. Эпизоды не связаны. Фантастическое общество (интерзона), главы книги – гаркотические галлюцинации. Сочетание гиперболизма фантастики и сухости, подчеркнутой рациональности. Научные изыскания в области физиологии и психологии наркомана. Язык (сленг наркоманов) шокирует, как и описание эпизода. Его секс лишен эротики, материальная основа меркнет и исчезает из-за гиперболизации и детализации. Удар автора направлен против символической природы языка, слово не должно иметь предметного содержания. За словами реальност не стоит, этого автор добивается нагнетая порнографические детали. Книга стала предметом судебного разбирательства. Ощущение, что ничего нет кроме слов. Выветривая слово автор пытается вернуть реальность бытию. Замысел Берроуза не нов, вся культура нового времени (обойтись без слов, мысль изреченная есть ложь). На западе этого пытался добиться Рембо: лишить слово смысла, оно не знак чего либо, только материальная форма.

Притиворечие: стремится эмоционально опустошить слово, но часто в его прозе присутствует эмоциональная исповедальность, выразительность. Второе противоречие: логично было бы молчать не давая существовать словам, но Берроуз не молчит, а пишет, и пишет много. Это результат того, что подвластно писателю только слабо. При всей карнавальность Берроуз – писатель печальный.

Битники – явление важное, последняя попытка осуществления авангардного проекта (от Рембо). Но символическая природа слова оказывается непреодолима.


Новые французские романисты пытаются реализовать проек модернистский (Пруст).

Новый французский роман.

В 1947 г. был опубликован новый роман Натали Соррот «Портрет неизвестного» с предисловием Сартра. Упоминается термин антироман.

Н. Саррот, А. Роб-Грийе, К.Симон, М.де Тор – старшее поколение новых романистов. Утверждалось отсутствие такой школы, сами авторы свою общность часто отрицали, хотя были групповые труды и фотографии. Общность объекта критики - негатив к классово-буржуазному роману (бальзаковского типа, где есть жизненные ситуации и персонажи), действие логично и соответствует здравому смыслу, человек- центр, роман основан на идее гуманизма.

Эссе Н. Саррот «Эра подозрений» (1950) Первый роман – 1938 г. В эссе она пишет о том, что в 20 веке в литературе произошел переворот литературного героя: он утратил все, что имел в 19, стал неопределенным внешне, по характеру и по обстоятельствам. Такой же зыбкой становиться и событийная канва, непонятно что произошло. Так пишутся самые лучшие книги 20 века. (Сартр, Пруст, Селин, Жид, Фолкнер). Дезобъективизация героя – явление позитивное, прежний герой и прежняя история сомнительны. Человек 20 века слишком много узнал о мире и о самом себе, мир и человек сложны настолько что в систему персонажа и сюжета не укладываются. Нужно отказаться от персонажа, интриги и сюжета, так как ничего в этой жизни нет. При этом читатель может читатель может применить традиционные взгляды и к новой литературе. Упоминание имени вызывает у читателя желание образовать характер. Писатель должен постоянно сбивать читателя с толку, не дать ему воспользоваться традиционными клише. Только разрушив клише можно разрушить можно установить контакт между автором и реальностью, автором и читателем. Эти идеи характерны для и для Алена Роб-Грийе: «Несколько устаревших понятий» (персонаж, история). Рассказ о событиях – воплощение иллюзии буржуазного мир: человек и мир таковы какими кажутся , есть объективная логика вещей, что можно познать законы мироздания. В 20 веке история явно иррациональна, мир нелогичен, человек не равен себе.

В 50-60е годы полемика велась и затихла. При этом существовал и традиционный роман. Этот использовали обе стороны. Хорошие и плохие книги были и там и там.

Место нового романа: критика классового романа за формализм. Но формализм - пустая форма, риторическое упражнение. Тогда новые романисты воспринимали себя как творцов реальности как она есть, литература может воссоздать подлинную реальность. И 19 век воспринимал свои романы также. Новые романисты говорят, что художественная реальность – более подлинная, более совершенная. В этом акте преображения художник выражает себя. Искусство – это возможность реализации полноты жизни. Творя человек равен сам себе и Богу. Это идеи Пруста, Джойса и А. Жида (искусство – нечто сакральное). В новом романе идеи Флобера о том, что книга должна держаться силой стиля, нет идеи воздействия на миФ. Творчество само по себе – цель. Расхождение с идеей Сартра об ангажированности искусства. Их позитивныфе программы очень различны.

Натали Саррот и Ален Роб-Грийе.

В основе творчества Саррот представление о подлинной душевной жизни человека, которая невыразима в слове. Словами можно только намекнуть. Тропизмы – ростовые движения растений, неуловимы как движения человеческой души. Чтобы на них намекнуть нужно прислушаться к тому, что за словами.

В 1997 г. «Откройте», посвящен приключениям слов, они – герой, те слова которые мы не говорим. Звучат слова отброшенные при разговоре людей. Здесь объяснена суть ее техники: слова произносимые препятствуют смыслу и пониманию.

«Золотые плоды» состоят из бессодержательных диалогов.

Важную роль играет элемент сатирический, общество споров, чья пустая болтовня мешает проникнуть в смысл слов. Цель Саррот Недостижима вне поля классического романа (он неподлинный, чтобы от него оттолкнуться, его надо воспроизвести). Категории такого романа вполне применимы к творчеству Саррот.

«Вы их слышите» (1972) движение сюжета в изменении оценки ситуации. В воображении героя разворачивается целый роман: внешние впечатления плюс подсознание, роман «отцов и детей», связан с конфликтом поколений. Роман не бессодержательный, скорее даже социальный. Эта социальность не является чем-то внешним по отношению к конструкции романа. Демонстрируются те правила и номы, которых человек придерживается в своей жизни. Разрушение клишированного отношения к жизни – и содержание и форма. В этом она классична.

Роб-Грийе (1922) первые книги вышли поздно, метод его определили как «шозизм» (вещь). Исходный замысел – показать вещи такими, какими они есть на самом деле. Освободить мир от значений, который им навязывает идеология. Мы не видим сами вещи, они в идеологическом ряду. Ряд этот нужно уничтожить.

Видение автором предмета становится все более и более детальным, дотошно фиксируются все новые и новые детали. Предмет распадается на детали, он перестает походить на свою форму. Предмет может походить на все, что угодно. Лабиринт – зона превращений, любая вещь может походить на любую другую. Автор стремится осовободить вещи от человеческой перспективы, но быстро понимает, что всерьез это сделать невозможно. Из этого он сделал вывод? Конвенции человеческого видения преодолеть нельзя, значит с ним можно играть. В конце 50-60х гг. его романы – игровые, игра с литературными нормами. Вместо хронологических и причинно-следственных связей – отражение и варьирование.

Человеческое видение нагружает мир смыслами, от него и пытается освободить вещи, продолжает мощную модернистскую установку. Искусство не должно завораживать читателя иллюзией реальности, содержать пафос и идеи – все это внешнее по отношению к искусству. Его «шозизм» приближает плоскость виденья к плоскости предмета. На смену «шозизму» приходит повторение и варьирование эпизодов, это обессмысливает роман и лишает его истории. Знаки указывают только друг на друга, один скрывает другой. Роман превращается в ленту Мебиуса. Эти романы - не привлекательные истории об обаятельных людях, в них нет морали. Приключения происходят только с языком. Но она является и игрой со смыслом, с человеческим содержанием, так как любое высказывание соотносится с человеческой жизнью, независимо от желания автора, оно обрастает смыслом. Такая игра была основой и классической литературы, доведение до предела опыта нового романа реабилитиреут роман классический. Теперь ценится прежде всего игра с языком.

В свете этих попыток меняется взгляд на историю и современность. В послевоенные годы выдвигаются авторы, находившиеся ранее в тени других. В их творчестве увидели альтернативу массовой литературе и авангардизму-модернизму. Их первоначально определили как постмодернистов: Набоков, Борхес, Фриш, Голдинг, Берджес, Кортасар, Барт, Маркес, Дюренмар.

ПОСТМОДЕРН

Владимир Набоков (1899 – 1977). Споры о его творчестве в 80-90 е велись очень острые, оценки ему давались разные. Ега называли писателем «так себе». Говорить о нем нужно в контексте смены культурных эпох. Уехал в 1919 г. В 20-30е гг жил в Англии, Германии, Франции, написал несколько романов: «Дар», «Защита Лужина», «Машенька», «Подвиг», «Отчаяние». Первый роман на английском - «История жизни Себастьяна Найта» (1938) был написан еще в Европпе. Переводил на английский язык и другие романы. В 1940 уехал с семьей в Америку. 1941-1948 – преподает в коледже, 1948-1950 профессор в университете. Переходит на английский язык, 1955 – мемуары «Убедительное доказательство» («Другие берега» - русский вариант). В 1955 году выходит «Лолита», 1957 г. «Пни». В 1960 г. приезжает в Швейцарию как Американский писатель. В европпе выходит «Бледное пламя», в 1967 году – переводит на русский язык «Лолиту», в 1972 г. «Прозрачные вещи». В этом же году Солженицын выдвигает его на Нобелевскую премию. В 1947 г. последнее «Смотри на Арлекина».

Существует представление о двух Набоковых, хотя творчество тесно связано. Сам Набоков стремился к тому, чтобы одинаково полно присутствовать в обеих литературах. Он принадлежит к единой культурной традиции, он и в русской и американской литературах занимает особое место: эпилог модернизма и пролог постмодернизма.

Он не принимал Фрейдизм и уравнивал удовольствие от литературы и от других видов жизнедеятельности. Неприязнь к фрейдизму отличала его от его от современников, фрейдизм объясняет индивидуальное всеобщим, действием безличных и грубых сил, надиндивидуальных. Эти силы вне личности человека. Для Набокова это примивитизация творчества, он открещивается от привычных универсальных систем (марксизм) Творчество нельзя обосновать идеями, даже идеями служения идеалу красоты в творчестве. Отказ от индивидуальности, отказ от глубины во имя поверхности. Глубина произведения воспринималась как плюс, она рождалась необъяснимым. Фрейд объявил глубину банальной. Уайльд понял, что все главное находится на поверхности, она меняется под влиянием творчества, по сравнению с поверхностью глубина неинтересна. Искусство должно сосредоточится на поверхности вещей, событий, жизни человека. Отрицание объясняющих систем у Набокова связано с острым осознанием ценности личности (его произведения – труд его самого0, но личность он понимает не романтически и не декаденски. Романтический субъект зачарован самим собой, в мире только зло и страдание, от мира зла он бежит в смерть или в поэзию. Смерть и поэзия почти синонимичны, общее – отрицание жизни. Этот комплекс переживаний воспроизводится Набоковым со стороны и иронически. Героев он часто подвергает искушению самоубийством. Личность – не столько замкнутый субъект, сколько удавшийся результат игры с партнером и взаимодействия с миром. Личность – результат индивидуального творческого усилия. Нужно понять знаки, подаваемые миром, прочитать узор судьбы. Задача – обыграть, преобразовать свою судьбу. Смерть – не убежище от боли, а просто пошлость, уничтожающее индивидуально-творческое. Поэзия - антоним смерти, она ограниченно включена в жизнь, он не больше и не меньше жизни. Набоков говорит о необходимости полной и разноообразной реализации личности. Его успешность часто прочитывается как надменность. Читатель привыкает к воспеванию самоуничижения, поэтому читателя отпугивает набоковское примирение с жизнью, чему он обязан счастливому детству. Его время не терроризирует человека, а позволяет ему быть собой. Все это - метасюжет Набокова, его выбор отказа от соблазна пошлости и небытия ради согласия с миром.

«Лолите» были адресованы основные упреки в безнравственности, но в романе нет циничного попирания нравственных норм, сам Гумберт, как человек нравственный, способен различать добро и зло, его взгляды старомодны, он чувствует себя виноватым перед Лолитой, которой он не сделал ничего плохого. О своих отношениях с Гумбертом она потом просто забыла. Книга не аморальна, но и –Набоков не моралист. Его не волнует поиск виноватого, виноватый сразу найден и разоблачен. Это не тайна, значит, тайна в другом. «Лолита» - не психологический роман, автор разъясняет психомотивы так, что становится ясно – дело не в них. Все вопросы решаются между делом. Дело и не в эротике, так как все такие сцены либо пародийны, либо ирреализованы. Волшедные преображения особенно значимы в романе.

Главный мотив характеристики Гумберта – это то, что он чужой всем и всему (европеец в Америке, мужчина среди женщин и интеллектуал среди мещан). «Лолита» еще и сатира на американскую жизнь. Этот мир Гумберт презирает, но из-за своей инородности он страдает. Укрыться от боли он пытается возвратом в потерянный рай своего европейского счастливого детства, вернуться в молодость. Мотив схож с действиями «Машеньки». Но Гумберт, тем не менее хочет вернуть молодость, в отличие от Ганина, который ушел с вокзала. Гумберт безумен в своей попытке, ведь Лолита – не та девочка Анабела, которую Гумберт любил. Лолита состоит из тех вещей который Гумберт ненавидит. Поэтому в борьбе за Лолиту он терпит поражение. Лолита одновременно и Лилит и, и обыкновенная девочка, повернуть ее жизнь вспять, тормозить развитие жизни – преступление Гумберта. Он очень остроумен, блестящий мастер пародии. Все, о чем он рассказывает преображается. Сцена убийства очень смешна. Рассказ ведется Гумбертом, и это его победа, но на другой территории от терпит крах: вернуть детское чувство бесконечности жизни невозможно, создавая иллюзии он является двойником убитого им драматурга. Оба сражаются за детство (Голивуд – это тоже детство). Драматург хочет сделать из него персонажа прессы, чтобы победить Гумберт должен роли поменять. Вместо попыток прорваться в детство он должен написать книгу . Эту победу одерживает сам набоков оправдывая и реальность и искусство. Книга Набокова – отказ от попыток преодоления литературы и слова (он не пытается преодолеть символическую природу языка). В «Лолите демон сменяется девочкой. Модернизм с его попытками преодоления жизни уступает Набокову, который с жизнью примиряется.


Латиноамериканская литература.

Синтез культур, рас и народов определили развитие литературы Латинской Америки. Стоит на особом положении к литературе Европы и Запада – одни ее считают далекой, другие все таки европейской. Нет оснований выводить из европейского ареала: язык общий. Иногда своеобразие литературы объясняют регионализмом, мифологичностью, магическим реализмом, но все эти феномены известны и Европе. Даже бразильский карнавал в основах своих европейский. Общность языка определяет и внутреннее единство латиноамериканской литературы.

На протяжении нескольких столетий переживала период становления, после первой мировой войны стала значима: А. Карпентьев, М.О. Сильва и т.д. После второй мировой войны - новое поколение – Х. Кортасар, Маркес, Льоса.

Х.Л. Борхес (1899-1986) – крупный аргентинский писатель, юность провел в Европе, сблизился с кружком поэтов-ультраистов. Выходит первый сборник сихов, 1925 – проза, «Всеобщая история бесчестия» (1935). Принимал активное участие в общественно-политической жизни страны, выступает против диктатора, за что и сам, и его семья подвергаются репрессиям. В 1955 году, полсе свержения Перона становится директором национальной библиотеки в Буэной Айросе, к этому времени почти ослеп. Последнее десятиление – время славы, в 70-е - культ Борхеса. Его личная жизнь проходит в книгах и творчестве.

Его часто сближают с Набоковым: впитали разнообразие культур и языков, предстали как пришельцы с окраин цивилизованного мира. Игры Борхеса в меньшей степени имеют языковой характер. Атмосфера тайны и загадочности, он более экзотичен. Все его рассказы построены по схеме: есть некоторый сомозванец и лжец, автр к нему не проявляет негодования, он интересен, остро ироничен. Обманщик привлекателен потому что делает энергичто нечто, нечто содает то, что придумывают обманщики, интереснее самой реальности. В большинстве рассказов целый лабиринт сцеплений. Итог- создание стройного образа реальности, который включает в себя весь мир, она усовершенствована воображением.

У Борхеса выделяют философские рассказы, где игры с временем и пространством, и рассказы с аргентинской романтикой. Но это чисто тематическое разграничение, принципы построения одинаковые. Художник делает свое искусство из реальности, создает маску из собственного лица. Мир – хаос случайностей, но художник находит точку, находясь в которой он преобразует мир в порядок, ощущает таинственные соответствия. Культура – лабиринт, отход от прямой линии, ведущей от рождения к смерти, уводящий от страха. Но лабиринт всегда приводит к страху, в центре его минотавр. И обманщики всегда только обманщики, они будут изобличены. В детективе творческое начало принадлежит преступнику. вСе таинственные происшествия причиной имеют корысть и жестокость, но развенчание не абсолютно. Развенчание и утверждение культуры не абсолютно, не надо ждать от них того, что они дать не могут, но нужно быть благодарным за то, что они дать смогут.








Похожие:

Литература 20 века iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
«Русская литература 20 века» под редакцией В. П. Журавлева в 2-х частях (М., «Просвещение», 2004г.)
Литература 20 века iconИгры и развлечения (Книга М.: Молодая гвардия, 1989. – фрагменты из книги) стр. 12
Новгороде найдено на сравнительно небольшой территории: в слоях X века – 52 кубаря, XI века – 36, XII века – 38, XIII века – 54,...
Литература 20 века iconЛитература 10 кл. 10 Класс (136 часов по программе) введение (3 часа)
Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
Литература 20 века iconРусская литература второй трети 19 века. Список литературы. Вопросы к экзамену
А. И. Герцен. Кто виноват? Д-р Крупов Сорока-воровка о развитии рев идей в России – Былое и думы
Литература 20 века iconЛитература: Пискулов Ю. В. Международная торговля товарами и услугами
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей международной торговли конца XX – начала XXI века (объемов, структуры,...
Литература 20 века iconУчебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В. П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2004 г
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
Литература 20 века iconЛитература первой половины XIX века. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Ключ»
Г. Р. Державин. Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог»
Литература 20 века iconЭкология: §24 (42) «Можно ли жить, не питаясь», §25 (43) «Как можно добыть энергию для жизни» История
Литература: «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе», стр. 290 – 299. На выбор одно стихотворение наизусть
Литература 20 века iconЛитература Предисловие
Системный подход, системное движение, анализ систем, теория систем, теория сложных систем, системология вот часть терминов и понятий,...
Литература 20 века iconЛекция Конец xviii-го века: Менталитет «конца века»
Менталитет «конца века»; масонские сообщества; зарождение класса профессиональных мыслителей и профессиональных литераторов; формирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов