Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско icon

Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско



НазваниеТренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско
Дата конвертации28.08.2012
Размер225.36 Kb.
ТипДокументы

Тренинг «Командообразование»

Тренер Богданова Елена Борисовна

Психолог школы ЮНЕСКО


В последнее время руководители многих организаций приходят к осознанию важности формирования команды единомышленников, слаженности работы коллектива для достижения поставленных целей, т.е. к необходимости создания эффективной команды.

Эффективная команда – это команда единомышленников, объединенных общей целью, слаженно и эффективно работающих для достижения поставленной цели.

Люди, составляющие команду:

- работают лучше и эффективнее,

- понимают друг друга лучше,

- распределяют между собой роли,

- стабильно работают.

Исследования, проведенные специалистами, позволяют утверждать следующее:

  • Члены команды в полной мере осознают общую цель и стремятся к ее достижению,

  • В команде вырабатывается больше идей, инновационная способность организации возрастает.

  • В команде рационально распределяются обязанности.

  • В команде реже возникают стрессовые ситуации.

  • Команда лучше решает крупные и междисциплинарные проблемы и задачи.

  • Команда может рисковать в большей степени, чем каждый ее член в отдельности, т.к. у команды в совокупности больше навыков и ресурсов, поэтому легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.

  • Команда дает ее участникам определенные психологические и материальные преимущества: безопасность, чувство гордости за совместные достижения, признание. Окружающие считают команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность.

  • Потенциал каждого члена команды оптимально используется, дополняя возможности других.

  • Личные недостатки членов команды быстро выявляются и нивелируются.

  • Производительность труда в команде постоянно растет.

  • Члены команды извлекают уроки из допущенных ошибок.

  • Инициатива и помощь, идеи и энергия, которые поступают извне, оптимально интегрируются внутри команды.

  • Если кто-то из членов команды начинает испытывать неуверенность или какие-либо трудности, это быстро фиксируется и компенсируется.

  • Все члены команды обладают необходимыми знаниями и навыками.

Этапы развития команды

Этап первый: «Знакомство».

Формирование команды начинается со знакомства ее членов. Это не простое формальное знакомство. Для предстоящей совместной работы важно, чтобы богатство личности, достоинства, «недостатки» и индивидуальные навыки каждого члена команды стали главным общекомандным ресурсом и были осознаны и приняты всеми. Постановка целей – еще одна важнейшая задача первого этапа. Предстоящая совместная работа потребует, чтобы члены команды понимали и принимали эти цели.


На данном этапе люди ведут себя формально и вежливо, мнения всех членов команды тактично выслушиваются. В группе сохраняются статусные отношения.

^ Этап второй: «Штормовой».

Это конфликтный этап жизненного цикла команды и один из самых трудных , время, когда ставятся под сомнения все достижения первого этапа. Кого-то перестал устраивать режим работы и принятые правила и нормы, кто-то не согласен с постановкой задачи и выработанными приоритетами, у кого-то есть претензии к руководителю группы. Эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу, раздражение вызывает многословие одного, «излишняя» пунктуальность другого, нетерпеливость третьего, «неуместные» вопросы четвертого и т.д.

Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. Именно на этом этапе может произойти перераспределение ролей, в команде могут появиться новые лидеры.

Успех дальнейшей работы во многом определяется тем, сможет ли команда преодолеть этот сложный этап взаимной неприязни или, не справившись с трудностями, распадется. Важно понимать и руководителю, и всем членам команды, что этот этап конфликта неизбежен и очень важен как с точки зрения развития взаимоотношений в команде и распределения ролей, так и для прояснения позиций, уточнение командных задач.

^ Этап третий: «Нормативный».

После того, как все конфликты разрешены, наступает так называемый нормативный этап или этап активного сотрудничества, главная отличительная черта которого – развитие сотрудничества, а основная цель – создание благоприятного микроклимата (только сейчас!), атмосферы искренней взаимопомощи поддержки, выстраивание системы взаимоотношений и коммуникаций. Команда начинает работать более согласовано, процессу принятия решений привлекаются большее членов команды, развиваются внутренние и внешние коммуникации. Члены команды понимают, что ее успех становится более вероятным при объяснении индивидуальных возможностей каждого человека и ресурсов, которыми все они располагают.

^ Этап четвертый: «Результативный».

На этапе результативной работы собственно и происходит решение проблем, ради которых была создана команда, а в области взаимоотношений – дальнейшее расширение и углубление взаимодействия.

Для этого этапа характерна напряженная, подчиненная единой цели, работа всех ее участников, работа на пределе индивидуальных возможностей каждого. Это тот период, когда команда сполна компенсирует «упущенное время». Цель этапа – достижение реальных результатов и формирование у членов команды чувства гордости за свой коллектив

^ Этап пятый: «Расформирование».

Пятый этап – время подведения итогов, признания достижений и вознаграждения результатов совместной работы. Опытные руководители всегда уделяли моменту окончания работы самое пристальное внимание, превращая его в своеобразный ритуал.


Описание командных ролей М.Белбин.

(M/ Belbin. Management teams. 1981)


Председатель.

Спокоен, уверен в себе, постоянно контролирует свое поведение. Умеет непредвзято оценить каждого по его способностям. Постоянно нацелен на результат. Интеллект и творческие способности могут не выходить за рамки средних. Обеспечивает контроль, координацию, ресурсы. Ориентирован на реализацию командных целей.

Организатор.

Очень собран, динамичен, экспансивен. Постоянно готов бросить вызов инерции, неэффективности, успокоенности или самообману. При этом может быть раздражителен и нетерпимым. Непосредственно организует работу, вдохновляя работников, делает так, чтобы дело сдвинулось с «мёртвой точки».

Генератор идей.

Индивидуалист, серьезен, неортодоксален. Талантлив, имеет развитое воображение, интеллект, знания. При этом витает в облаках, склонен пренебрегать практическими деталями или протоколом. Генерирует свежие идеи, синтезирует знания. Склонен утрачивать интерес к проблеме, как только проходит интригующее чувство новизны. Предпочитает иметь дело с идеями, а не живыми людьми.

^ Исследователь ресурсов (или «внешний коммуникатор»)

Экстраверт, любознателен и полон энтузиазма, коммуникабелен. Способен легко завязывать контакты с людьми (в том числе вне команды), исследовать новые возможности, принимать брошенный ситуацией вызов. Информирует о работе команды внешнее окружение, вербует новых союзников.

^ Осуществляющий мониторинг и оценивание.

Трезвый ум, эмоциональная уравновешенность, рассудительность, здравость суждений, осторожность. Дает критическую оценку, постоянно оценивает достижения и качество командной работы.

^ Сотрудник команды (или «внутренний коммуникатор»).

Социально ориентирован, мягок, чувствителен, лоялен по отношению к команде, реагирует на проявление чувств и эмоций, требует заботы. Способен адекватно реагировать на людей и ситуации, поддерживать моральный климат команды. При этом в критические моменты нерешителен, может забыть о порученном деле.

^ Доводящий задачу до состояния «под ключ».

Практичен, размерен, пунктуален. Способен и любит наносить завершающие штрихи, «наводить лоск», готовить презентации. Склонен беспокоиться о мелочах. Неохотно идет на то, чтобы предоставить событиям идти свои чередом. Охотно берет на себя работу, связанную с доводкой задачи до полного соответствия требованиям, следит за соблюдением сроков

^ Инициативный исполнитель.

Консервативен, обязателен, предсказуем. Обладает организаторскими способностями, здравым смыслом, самодисциплинирован, работоспособен. При этом негибок, невосприимчив к неподтвержденным идеям. Переводит идеи на язык практического применения, справляется с работой, работает вдумчиво и аккуратно.

Ролевая структура коллектива

Ситуационные роли.


Название роли

Содержание роли

^ Творческие роли

Генератор идей

Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути и средства реализации идей

Компилятор идей

Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединения различных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике

Эрудит

Привносит в работу энциклопедические сведения по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем

Эксперт

Обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по уходу обсуждения

Энтузиаст

Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру в успех общего дела, побуждая других работать добросовестно.

Критик

Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.

Организатор

Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

^ Коммуникативные роли

Лидер

Обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и отдельных ее членов

Делопроизводитель

Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы

Связной

Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы

«Сторож»

Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность сообщений, доводит их до лидера.

Координатор

В контакте с лидером осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели

Проводник

Обеспечивает связи группы с внешней средой

^ Поведенческие роли

Оптимист

Будучи всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы

Нигилист

Никогда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой.

Конформист

Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»

Догматик

Упорно придерживается известных норм, отстаивает своё мнение, порой даже не соглашаясь с рациональным решением группы

Комментатор

Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту.

Кляузник

Собирает слухи, часто не проверенные или даже ложные, и способствует их распространению, во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

Борец за правду

Является носителем и выразителем общественной морали, философия предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль

Общественник

Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. Свои обязанности по службе выполняет посредственно

«Важная птица»

Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука».

«Казанская сирота»

Ищет сочувствия окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и со стороны руководства.

«Ёрш»

Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами.

«Себе на уме»

Занимается на работе преимущественно личными делами

Лентяй

Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами , ведет посторонние разговоры

«Наполеон»

Тщеславный человек с манией величия, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях



Классификатор командных ролей М. Белбин

(М. Belbin. Management teams. 1981)


ШАГ 1. Перед Вами семь ситуаций, описывающих Ваши индивидуальные особенности при работе в составе команды. Для каждой ситуации предложены восемь вариантов ответов (они обозначены буквами от а до з). Вам нужно определить, насколько точно тот или иной вариант из предложенных восьми соответствует Вашим представлениям о себе как о члене команды, и выставить по каждому пункту от а до з баллы по следующему правилу:

- для работы с каждой ситуацией дается 10 баллов, которые Вы можете распределить по своему усмотрению,

- каждый пункт от а до з может получить любое количество баллов от 0 до 10, но их сумма должна составлять 10 баллов (например, Вы можете все баллы отдать одному пункту, тогда остальные получат 0 баллов, или Вы выбираете 3-4 пункта и распределяете 1- баллов между ними произвольным образом), можно также распределить 10 баллов между всеми восемью пунктами)


^ Ситуация первая: «Я уверен, что могу быть полезен команде своей способностью…»




а) быстро оценивать и использовать вновь открывающиеся возможности,




б) уживаться и работать в одном коллективе с самыми разными людьми,




в) генерировать новые идеи,




г) принимать непопулярные решения, если убежден, что они в конце концов приведут к положительным результатам,




д) завершать общие усилия, подводить итоги,




е) склонять людей к сотрудничеству, получать от них помощь всякий раз, когда чувствую, что кто-то в состоянии оказать содействие в реализации командных задач,




ж) чувствовать, какие идеи, планы, замыслы реалистичны и будут работать,




з) настаивать на изменении способа деятельности в том случае, если традиционные способы не приводят к необходимости результатам.


^ Ситуация вторая: «Если в моей работе в составе команды и присущи какие-то недостатки, то это потому, что я…»




а) чувствую себя слишком неуютно на собраниях, которые плохо спланированы и организованы,




б) слишком терпимо отношусь к чужим точкам зрения, даже если они недостаточно четко сформулированы,




в) склонен вести слишком много разговоров обо всем и со всеми в процессе обсуждения новых идей,




г) не умею, да и не считаю нужным всегда находить общий язык с коллегами,




д) могу быть излишне жестким и авторитарным, когда необходимо обеспечить выполнение какой-либо конкретной задачи,




е) чрезмерно считаюсь со сложившимися в команде отношениями,




ж) настолько увлекаюсь озаряющими меня идеями, что иногда теряю контроль над событиями реальной жизни,




з) слишком забочусь о деталях и возможных неудачах


^ Ситуация третья: «Когда я работаю над проектом совместно с другими людьми, то…»




а) люди поддаются моему влиянию, хотя я не стремлюсь оказывать на них давление,




б) благодаря своей бдительности, не допускаю ошибок по невнимательности,




в) на меня можно положиться в том, что касается организации выполнения работ,




г) всегда готов предложить что-то оригинальное,




д) всегда готов поддержать стоящее предложение,




е) внимательно слежу за самыми свежими идеями и новыми разработками в различных смежных областях,




ж) уверен, что моя рассудительность и здравый смысл всегда помогут мне принять правильное решение,




з) всегда стараюсь как можно быстрее перейти к реальной работе, чтобы избежать пустой траты времени.


^ Ситуация четвертая: «Характерная особенность моего подхода к работе в составе команды состоит в том, что…»




а) я стремлюсь ближе и лучше узнать своих коллег,




б) я не боюсь противопоставить свое мнение мнениям других и разделить мнение меньшинства,




в) мне обычно удается аргументировано «провалить» неудачное предложение,




г) мне кажется, что у меня талант организовывать реальную практическую работу,




д) я предлагаю избегать очевидных путей решения проблем и обычно предлагаю что-нибудь неожиданное, нестандартное,




е) за какую бы задачу я не брался, стараюсь придать ей черты совершенства, законченности,




ж) всегда стремлюсь использовать свои связи вне команды для общей пользы,




з) если заинтересован со всех точек зрения, то принимаю решения быстро и без колебаний


^ Ситуация пятая: «Я получаю удовлетворение от работы в составе команды потому, что…»




а) мне нравится анализировать ситуации и оценивать возможные варианты,




б) мне интересно находить пути практического решения проблемы,




в) мне нравится чувствовать, что благодаря мне в команд устанавливается хороший микроклимат




г) могу оказывать серьезное влияние на принятие решений




д) у меня есть возможность познакомиться с людьми, способными предложить что-то новое




е) способен убедить людей согласиться с необходимостью принимать определенные действия,




ж) интуитивно чувствую, в какой момент следует уделить все мое внимание отдельным этапам работы,




з) стараюсь находить такие направления в работе, которые развивали бы мое воображение, интеллектуальные способности.


^ Ситуация шестая: « Если мне неожиданно предлагается решить трудную задачу за ограниченный промежуток времени и в сотрудничестве с незнакомыми мне людьми, то я…»




а) предпочту взять тайм-аут для того, чтобы сосредоточиться, подумать наедине,




б) готов взяться за решение этой задачи, но только в сотрудничестве с людьми, проявившими наиболее конструктивное отношение к работе, лояльность по отношению друг к другу




в) попытаюсь найти способ распределить задачу в соответствии с тем вкладом, который реально могут внести в ее решение конкретные сотрудники,




г) мобилизую все свои усилия на то, чтобы обеспечить соблюдение графика выполнения задания




д) смогу сохранить самообладание, ясность мысли и способность критически оценивать происходящее




е) буду твердо идти к цели, невзирая на внешнее давление и сопротивление принятому плану действий




ж) буду готов взять на себя конструктивное руководство, если почувствую, что команда не может добиться успеха,




з) организую общее обсуждение с целью стимулировать рождение новых мыслей и сдвинуть с «мертвой точки» практическую работу


^ Ситуация седьмая: « Что касается проблем, с которыми мне приходится сталкиваться при работе в команде, то…»




а) я склонен проявлять нетерпимость в отношении людей, которые, по моему мнению, препятствуют прогрессу в работе,




б) коллеги могут критиковать меня за чрезмерную аналитичность и недостаточную интуицию,




в) моё стремление обеспечивать надлежащее завершение работы иногда критикуется,




г) работа может быстро наскучить мне, поэтому приходится полагаться на других членов команды,




д) мне трудно выполнять работу если ее цели определены нечетко,




е) временами я не слишком успешно излагаю сложные мысли и идеи, приходящие мне в голову,




ж) я избегаю требовать от других того, что не в состоянии сделать сам,




з) я теряю уверенность, если отстаивая своё мнение сталкиваюсь с открытой оппозицией и неприязнью


ШАГ 2. Теперь необходимо подсчитать баллы и определить рейтинг каждой роли. Перенесите выставленные оценки в таблицу 1, помещая их рядом с буквой, обозначающей каждый вариант ответа. Заполнив все семь строк, просуммируйте баллы в каждом столбце, соответствующем определенной роли, и запишите результаты в графе «Итого» таблицы 1. Используя таблицу 2 определите рейтинг каждой роли (он может быть низким, средним, высоким и очень высоким).


^ Таблица 1. Анализ самооценки и представленности ролей.

№ ситуации

Количество баллов по каждому выбранному высказыванию

Ситуация 1

Г-

Е-

В-

А-

З-

Б-

Д-

Ж-

Ситуация 2

Б-

Д-

Ж-

В-

Г-

Е-

З-

А-

Ситуация 3

А-

В-

Г-

Е-

Ж-

Д-

Б-

З-

Ситуация 4

З-

Б-

Д-

Ж-

В-

А-

Е-

Г-

Ситуация 5

Е-

Г-

З-

Д-

А-

В-

Ж-

Б-

Ситуация 6

В-

Ж-

А-

З-

Д-

Б-

Г-

Е-

Ситуация 7

Ж -

А-

Е-

Г-

Б-

З-

В-

Д-

Итого:

























Роли

Председа-тель

Организа-тор

Генератор идей

Исследо-ватель ресурсов

Осуществ-ляющий мониторин и оценивани

Сотрудник команды

Доводящи задачу до состояния

«под ключ»

Инициативный исполнитель


^ Таблица 2. Рейтинг командных ролей.

Роль

Рейтинг низкий, если роль набрала:

Рейтинг средний, если роль набрала:

Рейтинг высокий, если роль набрала:

Рейтинг очень высокий, если роль набрала:

^ Ваш рейтинг роли:

Председатель

0-6 баллов

7-11 баллов

12-16 баллов

16 баллов




Организатор

0-8 баллов

9-13 баллов

14-17 баллов

17 баллов




^ Генератор идей

0-4 баллов

5-8 баллов

9-12 баллов

12 баллов




^ Исследователь ресурсов

0-6 баллов

7-9 баллов

10-11 баллов

11 баллов




^ Осуществляющий мониторинг и оценивание

0-5 баллов

6-9 баллов

10-12 баллов

12 баллов




^ Сотрудник команды

0-8 баллов

9-12 баллов

13-16 баллов

16 баллов




^ Доводящий задачу до состояния «под ключ»

0-3 баллов

4-6 баллов

7-9 баллов

9 баллов




^ Инициативный исполнитель

0-6 баллов

7-11 баллов

12-16 баллов

16 баллов






Шкала оценки показателей поэтапного развития команды


Инструкция: Выставьте оценку каждому из качеств Вашей команды. Если Вашей команде в полной мере присуще данное качество, то выставьте 10 баллов, если Вы считаете, что это не так 1 балл. Затем найдите сумму.


^ 1. Понимание задачи.

Члены команды понимают суть стоящих перед командой целей и задач, принимают эти цели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Лояльность.

Для отношений между членами команды характерны лояльность, дружелюбие и заинтересованность.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 3. Терпимость к чужому мнению

Мнения всех членов команды независимо от их статусного положения не отвергаются сразу, внимательно выслушиваются, открыто обсуждаются, находят понимание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 4. Уточнение и прояснение позиций.

Конфликты в команде не «спускаются на тормозах», а открыто разбираются и улаживаются.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 5. Коллегиальность в работе

В работе команды используются коллегиальные способы принятия решений. Члены команды склоны, по возможности, расширять круг лиц, участвующих в выработке решений.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Поддержка

Члены команды знают индивидуальные особенности друг друга, уважают их, строят систему взаимоотношений на их основе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 7. Активное участие в работе команды

Члены команды свободно предлагают идеи и вносят максимальный вклад в достижение общих результатов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Чувство гордости за команду

Члены команды ценят идеи и вклад друг друга в общее дело, гордятся своим членством в команде

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Признание

Члены команды признают общекомандные достижения и воздают им должное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Чувство удовлетворения

Для членов команды важно публичное признание результатов, достигнутых командой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10




Похожие:

Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconБогданова Светлана Борисовна Характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей 6 «а» класса, в котором планируется провести данный урок
Данный урок. Открытый урок будет проводиться в 6 классе, который имеет
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconКаменнова Елена Борисовна, учитель физики моу «Туринская средняя общеобразовательная школа, высшая квалификационная категория, победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района»
Каменнова Елена Борисовна, учитель физики моу «Туринская средняя общеобразовательная школа, высшая квалификационная категория, победитель...
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconЦель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его
Сальникова Елена Борисовна, учитель начальных классов, Петровский район моу сош №3 имени героя Советского Союза И. В. Панфилова
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconН. И. Информационная грамотность как приоритет Программы юнеско «Информация для всех» [Текст] // Программа
Российского комитета Программы юнеско «Информация для всех» в рамках 14-й Международной конференции «Крым-2007» /Комиссия Российской...
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconПлан моу сош №31 по профилактике экстремистской деятельности на 2011 учебный год
Тренинг по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы с повторением правил пользования техническими средствами и тб
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconМирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар
Мирошник Сергей Николаевич – психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по...
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconМ. В. Жабровец Тренинг воображения
Тренинг воображения: Учеб метод. Пособие / Жабровец М. В. Тюмень: тгиик, 2002. 20с
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconКонференция в Санкт-Петербурге охватила все направления деятельности юнеско: культуру, науку, образование, коммуникацию и информацию, сконцентрировав внимание участников на следующих проблемах: Построение информационного общества знаний: концепции,
России, в Санкт-Петербурге, прошла Международная конференция "юнеско между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу"....
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconКнига для всех, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода
«Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер....
Тренинг «Командообразование» Тренер Богданова Елена Борисовна Психолог школы юнеско iconПротокол №1 общешкольной конференции делегатов родительской, ученической, педагогической общественности от 27 сентября 2010 года присутствовали: 59 чел
Совет школы. Елена Викторовна также отметила, что на сегодняшней конференции присутствует глава сельской администрации Клишина Л....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов